Не большая деревня, состоящая всего из трех домов, Зуяты, расположена между двух озер. За ней – утесистый откос, который зарос густым лесом, где, не боясь людей, обитают птицы и звери. Здесь же поселяется и куница с белой грудкой. Спустя годы у Белогрудки появляются кунята. Старенькая и бдительная мама, оберегает своих малышей, ищет им пропитание.

Однажды птицу находят деревенские мальчики. Куница долго водит их по лесу, и, решив, что они ее оставили в покое, идет охотиться. Дичи в поблизости немного. Поэтому Белогрудка направляется к огромному болоту за озером.

Возвратившись с удачной охоты, не обнаруживает малышей, но она ощущает запах человека и направляется по его следу, который приводит к дому мальчиков, где находятся ее детки.

Куница бдит за домом, но проникнуть нет возможности – его охраняет злая собака. Но все-таки она проскальзывает на сеновал, и смотрит, как один из мальчиков издевается над ее малышами, кормит сырым мясом. Впоследствии один куненок погибает, мальчик выбрасывает его к собаке.

И с этих пор в деревне стала погибать вся домашняя утварь. Подохла и собака, съевшего куненка. Белогрудка замучила его, собака помчалась за ней, повисла на ограде, и задушилась. Белогрудка сильно разозлилась и начала захаживать в деревню и днем, уничтожая всю птицу. Ее думала застрелить, но лишь только ранили.

Когда она подлечилась, вновь вернулась в село. Куница не ведала, что мальчика наказали и приказали вернуть кунят на место, но тот выкинул деток возле леса, где их утащила лиса. Оставшись без детом, куница стала душить утварь и в соседней деревне.

Выловили белогрудку в погребе. Владелец дома, охотник, знает, что животное хулиганит оттого, что осталась без малышей и отпускает на свободу. Но она начинает хулиганить еще больше, и охотнику приходится ее убить.

Теперь две деревни надолго запомнят несчастное животное и запрещают своим детям мучить зверей и птиц.

Этот рассказ учит нас быть бережным к животным, и не обижать их. Ведь любое действие вернется торицей.

Картинка или рисунок Белогрудка

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Пегий пёс, бегущий краем моря

    История рассказа происходит на берегу Охотского моря, когда правила Великая Рыба-женщина, основательница человечества.

  • Краткое содержание Стивенсон Остров сокровищ

    Главному герою романа мальчишке Джиму, случайно попадает карта сокровищ Флинта. Ему предстоит сохранить ее и добраться до острова. В этом деле ему оказывают помощь доктор Ливси

  • Краткое содержание Кассиль Дорогие мои мальчишки

    Повесть Льва Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки» появилось в печати в 1944 году. Действия произведения происходят в небольшом городке на Волге в военные годы.

  • Краткое содержание Каверин Лёгкие шаги

    Мальчик Петя по пути в Немухино встречает девочку. На дворе зима, а она в легком ситцевом платьице и из её рта не идет пар. Девочка рассказывает, что ее вылепил из снега старичок с бородой

  • Краткое содержание Бондарев Горячий снег

    Действия произведения разворачиваются в военное время. Дивизию полковника Деева отправляют под Сталинград для отпора вражеской группы. Много дней и ночей идет бой. Во время битвы погибают много немецких и советских солдат.

Издавна человек и природа были единым целым. Но мир будто бы забыл, что он - часть природы. Теперь человек - хозяин. Когда-то кто-то решил объявить его «царем природы», но «царь» оказался злым, жестоким и беспощадным. Он объявил войну природе - и она готова дать отпор. Я стараюсь быть неравнодушной к природе. Мне нравится читать книги, в которых рассказывается о природе, об отношении человека к природе. Виктор Петрович Астафьев - герой нашего времени, который неистово бьет тревогу, широко раскрывает актуальную для наших дней проблему взаимоотношений природы и человека.

Введение

Люди-исполины, люди-великаны,

Есть у вас винтовки, сети и капканы,

Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,

И должно быть сердце, сердце человечье…

Роберт Рождественский

Издавна человек и природа были единым целым. Но мир будто бы забыл, что он - часть природы. Теперь человек - хозяин. Когда-то кто-то решил объявить его «царем природы», но «царь» оказался злым, жестоким и беспощадным. Он объявил войну природе - и она готова дать отпор.

Выдающийся русский писатель В.П. Астафьев прожил яркую и трудную жизнь. Его перу принадлежит многочисленные произведения, посвященные русской природе и ее обитателям. На мой взгляд, один из самых интереснейших рассказов В.П. Астафьева - «Белогрудка». В этом рассказе повествуется о трагической судьбе куницы, у которой деревенские мальчишки забрали, а затем на ее глазах растерзали ее детенышей-котят. Убитая горем, она стала мстить людям и убивать животных и птиц, и за свои поступки куница заплатила жизнью.

Актуальность. То, о чем писал В.П. Астафьев, стало страшной реальностью: планета очень мала и слишком хрупка для экспериментов. Мы должны понять: нельзя вернуться в прошлое и что-то изменить, но можно попытаться сберечь то, что осталось. Астафьев пишет о необходимости сохранить нравственные ценности в душе человека, что поможет сохранить природу.

Экологические проблемы не раз затрагивались в литературе. Взаимоотношениям природы и человека посвящено немало произведений, потому что писатели не могут остаться равнодушными к тому, что делает природе человек. Особенно остро проблема сохранения природы стала проявляться в последнее время. Я стараюсь быть неравнодушной к природе. Мне нравится читать книги, в которых рассказывается о природе, об отношении человека к природе. Виктор Петрович Астафьев - герой нашего времени, который неистово бьет тревогу, широко раскрывает актуальную для наших дней проблему взаимоотношений природы и человека.

Предмет исследования . Взаимоотношения природы и человека в рассказе В.П. Астафьева «Белогрудка»

Объект исследования: произведение В. П. Астафьева, а именно рассказ «Белогрудка».

Цель работы:

-показать на примере произведения В. П.Астафьева «Белогрудка» взаимоотношения природы и человека

Задачи:

  • изучить литературу по теме исследования;
  • собрать материал из книг и Интернет-ресурсов о произведении В. П. Астафьева «Белогрудка»;
  • проанализировав рассказ, показать, насколько важна проблема и как она раскрывается в произведении;
  • представить готовый материал на конференции.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературных источников;
  • изучение Интернет - ресурсов.

Практическое значение: данную работу можно использовать на уроках литературы как в младших, так и в старших классах при изучении творчества В. П. Астафьева. Она может быть полезна в ходе изучения материалов по творчеству писателя.

Основная часть

  1. Виктор Петрович Астафьев - «певец сибирской природы»

В. П. Астафьев — писатель и человек очень честный, говорящий правду, даже если слышать человеку её тяжело и неприятно. Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. Обращаясь к молодым людям, он говорил: «Каждый человек неповторим на земле, и убеждён я, что каждая травинка, цветок, дерево… так же неповторимы, как и всё живое и живущее вокруг нас»

Виктор Петрович Астафьев ушел из жизни совсем недавно. Таких, как он, людей называют совестью нации. Это был очень честный, чуткий, непримиримо относившийся ко лжи и злу, требовательный, прежде всего к себе человек. Герои его книг - простые люди, а еще постоянный герой произведений Астафьева - природа. «Я родился при свете лампы в деревенской бане. Об этом мне рассказывала бабушка», - пишет Виктор Петрович в своих воспоминаниях. Его детство было нелегким. Смерть матери, беспризорность, детдом. Чтобы как-то выжить в голодной деревне, помочь бабушке, рыбачил, ходил в лес по грибы и ягоды.

С десяти лет он учился и воспитывался в интернате г. Игарка. Там он написал свой первый рассказ «Жив», который позже назвал «Васюткино озеро». Перед войной Виктор Петрович вернулся на родину. Он окончил ФЗО в г. Красноярске и работал составителем поездов.

Осенью 1942г. В.П.Астафьев добровольцем ушел на фронт, попал на передовую, в самое пекло. Воинское звание - рядовой. И так до самой победы: шофер, артразведчик, связист. Его дважды ранят, контузит.

На фронте будущий писатель встречает Марию Корякину, которая стала его женой. После войны Виктор Петрович жил в г. Чусовой на Урале. Там он начал свою литературную деятельность.

Последние годы жизни писатель провел на родине с Сибири, на берегу Енисея, родном селе Овсянка, оставив в наследство своим читателям библиотеку в с. Овсянка и книги, которые не могут не волновать современного читателя.

С детских лет изведавший суровую печаль северной земли и не забывший, не разуверившийся в её красоте и правде, В. П. Астафьев сказал однажды, что писать ему хотелось бы так, чтобы писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от восторга, от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку, и был бы он счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг него, и он в этом мире есть, сопричастный ко всему великому и живому, и понял бы он, человек, что назначение его на земле - творить добро.

Обратите внимание на удивительно доброе лицо этого человека, который так любит свою диковатую Сибирь и с такой гордостью говорит: «Я рано и навсегда полюбил дивную нашу природу: лес, Енисей, земляничные увалы за селом, звонкие речки, солнце, отвесно стоящее над домами и горами»…

Произведения Астафьева - это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев - добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найдёт отклик, отзовётся трепетным звуком.

  1. Рассказ «Белогрудка. История создания. Сюжет.

Рассказ был написан в 1961 году, когда писатель учился в Москве на литературных курсах. Автор, сам бывший родом из сибирской деревни, с детства знал и любил русскую природу. Неудивительно, что это отразилось в его творчестве. Знание писателя о повадках животных и особенностях их поведения может проиллюстрировать даже краткое содержание. «Белогрудка» - яркий пример этого. Кроме того, произведения является автобиографичным - Астафьев описывал случай, свидетелем которого в детстве был сам.

Маленькая деревенька в три дома, Зуяты, стоит между двух озёр. За деревней — крутой косогор, заросший густым лесом из ели и пихты, перемешанной с бузиной и малинником. Здесь, не опасаясь людей, живут разные звери и птицы. Селится в густолесье и куница с белой грудкой. Через несколько лет Белогрудка рожает кунят. Старательная и осторожная мать, куница бережёт детей, согревает своим телом и ловит для них дичь.

Однажды Белогрудку выслеживают деревенские мальчишки. Она долго водит их кругами по лесу, и, посчитав, что люди ушли, отправляется на охоту. Дичи в окрестностях мало, и Белогрудка отправляется к большому болоту за озером. Вернувшись с добычей, куница обнаруживает, что дети пропали из дупла. На дереве она находит запах людей. След приводит её к дому, в который мальчишки принесли кунят.

Несколько дней Белогрудка следит за домом, но войти не может — у будки на цепи сидит злой пёс. Наконец, она попадает на сеновал и видит, как мальчишка мучает её детей и кормит их сырым мясом. Вскоре один кунёнок умирает, и мальчишка кидает его псу.

С той же ночи в Зуятах начала гибнуть домашняя птица. Вскоре погиб и пёс, съевший кунёнка. Белогрудка задразнила его, пёс погнался за ней, повис на заборе и удушился. Куница так рассвирепела, что стала появляться в селе и днём, убивая всю птицу. Её попытались подстрелить, но только слегка ранили.

Зализав раны, Белогрудка вернулась. Она не знала, что мальчишку выпороли и велели отнести кунят обратно в гнездо, но тот поленился лезть в густолесье и бросил малышей в овражке возле леса, где их придушила лиса. Осиротевшая Белогрудка принимается душить птицу не только в Зуятах, но и в соседнем селе.

Поймали куницу, когда та случайно попала в погреб. Хозяин дома, охотник, понимает, что куница разбойничает потому, что осиротела, и отпускает её. Но Белогрудка снова возвращается, начинает свирепствовать пуще прежнего, и охотнику приходится её подстрелить.

В обоих сёлах до сих пор помнят Белогрудку и запрещают детям обижать зверей и птиц.

  1. Анализ рассказа «Белогрудка»

Читая рассказ, я задала себе вопрос: «Почему именно судьба животного заинтересовала автора, и он поставил её в центр повествования?» В центре его внимания белогрудая куница, которая в тексте пишется с большой буквы: «Белогрудка». Так Астафьев индивидуализирует свое отношение к главной героине рассказа. Весь рассказ пронизан горечью, болью к судьбе Белогрудки.

Мир природы

Мир человека

Описание густолесья, где живет Белогрудка.

«Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит жильцов своих» (дом для егообитателей)

«если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань» (метафора)

«люди почти никогда и не суются туда».

«противные запахи деревни» (чужие, опасные, неприятные)

«от худого глаза и загребущих рук»

Вывод: Белогрудка живет в своем мире-мире природы. Она не наносит вред людям в начале рассказа. Мир людей для нее чужой, опасный. При приближении человека она стремительно, молниеносно скрывалась, чувствуя опасность, мчалась со всех ног. Лес надёжно хранит своих жильцов от человека. Писатель не лестно отзывается о мире людей, потому что человек время от времени вторгается в этот мир, чтобы его разрушить. Она жила как обычный зверёк, никому не мешала. Не зря автор называет её самым скрытным зверьком.

Белогрудка-мать.

«маленьких, как бобовые стручки». (Сравнение, литота), «грела их своим телом, облизывала каждого до блеска», «была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят»

«Белогрудку выследили вереинские мальчишки»,

Вывод: Белогрудка - заботливая, внимательная, любящая мать. Неважно, что мать — куница, но она как и любая мать бесконечно любит своих детей.

Кража котят. (Кульминация рассказа)

«Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом...» или «Если бы Белогрудка умела кричать — закричала бы».

«Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры».

Вывод: Человек в такой ситуации плачет, кричит. А животное так не может делать. Весь ужас, все переживания куницы в одном знаке — тире. Оказывается, не только эпитеты, метафоры и другие образные средства передают авторскую мысль, но и знаки препинания тоже.Š

Автор настолько понимает и чувствует её горе, что в рассказе есть места, где как будто слышится голос самой Белогрудки. А иногда автор будто её глазами видит окружающее. Удивительное авторское умение понять её переживания, почувствовать каким-то общим чутьём и делает его рассказ В. П. Астафьева такими пронзительно искренними и честными.

Человеческие поступки не проходят бесследно. Неоправданно вторгаясь в мир природы, человек совершает преступление перед самим собой тоже. Непонимание убивает в нём самое лучшее — чувство справедливости, милосердие. Это опустошает его изнутри.

Месть Белогрудки людям.

«На селе было придушено множество цыплят и кур», «на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка», «Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась».

«Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом». (Люди превратили котят в игрушку)

Вывод: Любая мать ради своих детей готова пойти на всё. Человек вторгся в мир природы и тем самым нарушил её покой. Если раньше кунице были противны даже запахи деревни, то теперь она может там находиться часами, днями. Белогрудка мстит за то, что у неё отобрали самое дорогое, а животное опасно в мести, даже самое безобидное. Человек должен быть разумным хозяином природы

Финал рассказа. Гибель Белогрудки.

«Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули»

«Белогрудка осиротела». «Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего», «Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла»

«Мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл»

«Она не виновата. Её обидели, осиротили, — и выпустил куницу на волю»

«До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц».

Вывод: писатель заканчивает произведение на жизнеутверждающей ноте. История с куницей послужила уроком для жителей деревень. Пусть будет больше косогоров и других мест, где животные не прячутся от людей и не боятся их; где человек — не хозяин природы, а мудрый друг её и помощник; где люди понимают, что животные тоже могут любить и ненавидеть.

Анализ рассказа показал, что на протяжении всего повествования автор противопоставляет мир человек и мир природы, но рассказ заканчивается на оптимистической, жизнеутверждающей ноте. Автор верит в разум человека, об этом говорит поведение взрослых людей в рассказе. Автор задаёт проблему: «Как научиться понимать мир природы и жить в согласии с ней». Что же происходит с человеком, если он отрывается от природы, от своей первоосновы? Что происходит с душой таких людей, которых становится все больше с каждым днем.

Заключение.

Самое большое зло, считал Астафьев,— отношение современного человека к природе. В своих произведениях он с горечью рассказывает о людях, которые бездумно губят леса, реки и рыбу в них. Нужно воспитывать в себе чувство бережного отношения ко всем живым существам, с которыми мы встречаемся, будь то красивый цветок или мрачное насекомое. Охрана природы подразумевает охрану всей жизни на Земле. В нашей стране принят ряд важнейших документов об охране природы. Одним из таких документов является «Красная книга». Красная Книга, значит, природа в опасности. 2017 год - объявлен годом экологии в России.

Видимо, это удивительное авторское умение — понять переживания животного, почувствовать каким-то общим чутьём всё, что с ними происходит, и делает рассказ таким пронзительно искренним, честным, актуальным и любимым многими поколениями. Пусть поют в лесу птицы, пусть жизнь природы идёт своим чередом, а мы, люди, как можно меньше будем вторгаться в её мир, а только наблюдать за ней и наслаждаться её звуками.

В. П. Астафьев говорил: «Вы ведь тоже станете взрослыми и всё, что есть на земле, и сама земля достанутся вам в наследство. Берегите землю, тогда и себя сбережёте и любовь ко всему живому и цветущему на нашей планете».

Списки источников и использованной литературы

1. В П. Астафьев «Белогрудка». Библиотека мировой литературы для детей. М.: «Детская литература», 1985.-652 с.

2. Стрелкова И. И. В. Астафьев, В. Белов, В. Распутин, В. Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев, колледжей. / И. И. Стрелкова. - М.: «Русское слово», 2005. - 112с.

сообщить о неприемлемом содержимом

Текущая страница: 1 (всего у книги 1 страниц)

Виктор Астафьев

БЕЛОГРУДКА

Деревня Вереино стоит на горе. Под горою два озера, и на берегу их, отголоском крупного села, ютится маленькая деревенька в три дома – Зуяты.

Между Зуятами и Вереино огромный крутой косогор, видный за много десятков вёрст тёмным горбатым островом. Весь этот косогор так зарос густолесьем, что люди почти никогда и не суются туда. Да и как сунешься? Стоит отойти несколько шагов от клеверного поля, которое на горе, – и сразу покатишься кубарем вниз, ухнешь в накрест лежащий валежник, затянутый мхом, бузиною и малинником.

Глухо на косогоре, сыро и сумеречно. Еловая и пихтовая крепь надёжно хоронит от худого глаза и загребущих рук жильцов своих – птиц, барсуков, белок, горностаев. Держатся здесь рябчик и глухарь, очень хитрый и осторожный.

А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белогрудая куница. Два или три лета прожила она в одиночестве, изредка появляясь на опушке. Белогрудка вздрагивала чуткими ноздрями, ловила противные запахи деревни и, если приближался человек, пулей вонзалась в лесную глухомань.

На третье или четвёртое лето Белогрудка родила котят, маленьких, как бобовые стручки. Мать грела их своим телом, облизывала каждого до блеска и, когда котята чуть подросли, стала добывать для них еду. Она очень хорошо знала этот косогор. Кроме того, была она старательная мать и вдосталь снабжала едой котят.

Но как-то Белогрудку выследили вереинские мальчишки, спустились за нею по косогору, притаились. Белогрудка долго петляла по лесу, махая с дерева на дерево, потом решила, что люди уже ушли – они ведь часто мимо косогора проходят, – вернулась к гнезду.

За ней следило несколько человеческих глаз. Белогрудка не почувствовала их, потому что вся трепетала, прильнув к котятам, и ни на что не могла обращать внимания. Белогрудка лизнула каждого из детёнышей в мордочку: дескать, я сейчас, мигом, – и вымахнула из гнезда.

Корм добывать становилось день ото дня трудней и трудней. Вблизи гнезда его уже не было, и куница пошла с ёлки на ёлку, с пихты на пихту, к озёрам, потом к болоту, к большому болоту за озером. Там она напала на простофилю-сойку и, радостная, помчалась к своему гнезду неся в зубах рыжую птицу с распущенным голубым крылом.

Гнездо было пустое. Белогрудка выронила из зубов добычу, метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх, к гнезду хитро упрятанному в густом еловом лапнике.

Котят не было. Если бы Белогрудка умела кричать – закричала бы.

Пропали котята, исчезли.

Белогрудка обследовала всё по порядку и обнаружила, что вокруг ели топтались люди и на дерево неловко лез человек, сдирая кору, обламывая сучки, оставляя разящий запах пота и грязи в складках коры.

К вечеру Белогрудка точно выследила, что её детёнышей унесли в деревню. Ночью она нашла и дом, в который их унесли.

До рассвета она металась возле дома: с крыши на забор, с забора на крышу. Часами сидела на черёмухе, под окном, слушала – не запищат ли котятки.

Но во дворе гремела цепью и хрипло лаяла собака. Хозяин несколько раз выходил из дому, сердито кричал на неё. Белогрудка комочком сжималась на черёмухе.

Теперь каждую ночь она подкрадывалась к дому, следила, следила, и всё гремел и бесновался пёс во дворе.

Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света, а днём не решилась уйти в лес. Днём-то она и увидела своих котят. Мальчишка вынес их в старой шапке на крыльцо и стал играть с ними, переворачивая кверху брюшками, щёлкая их по носу. Пришли ещё мальчишки, стали кормить котят сырым мясом. Потом явился хозяин и, показывая на кунят, сказал:

– Зачем мучаете зверушек? Отнесите в гнездо. Пропадут.

Потом был тот страшный день, когда Белогрудка снова затаилась на сарае и снова ждала мальчишек. Они появились на крыльце и о чём-то спорили. Один из них вынес старую шапку, заглянул в неё:

– Э, подох один…

Мальчишка взял котёнка за лапу и кинул собаке. Вислоухий дворовый пёс, всю жизнь просидевший на цепи и привыкший есть что дают, обнюхал котёнка, перевернул лапой и стал неторопливо пожирать его с головы.

В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур, на высоком заплоте задавился старый пёс, съевший котёнка. Белогрудка бегала по забору и до того раздразнила дураковатую дворнягу, что та ринулась за ней, перепрыгнула через забор, сорвалась и повисла.

Утят, гусят находили в огородах и на улице задавленными. В крайних домах, что ближе к лесу, птица вовсе вывелась.

И долго не могли узнать люди, кто это разбойничает ночами на селе. Но Белогрудка совсем освирепела и стала появляться у домов даже днём и расправляться со всем, что было ей под силу. Бабы ахали, старухи крестились, мужики ругались:

– Это ж сатана! Накликали напасть!

Белогрудку подкараулили, сшибли дробью с тополя возле старой церкви. Но Белогрудка не погибла. Лишь две дробины попали ей под кожу, и она несколько дней таилась в гнезде, зализывала ранки.

Когда она вылечила себя, то снова пришла к тому дому, куда её будто на поводе тянули.

Белогрудка ещё не знала, что мальчишку, взявшего кунят, пороли ремнём и приказали отнести их обратно в гнездо. Но беззаботный мальчишка поленился лезть в лесную крепь, бросил кунят в овражке возле леса и ушёл. Здесь их нашла и прикончила лиса.

Белогрудка осиротела. Она стала давить напропалую голубей, утят не только на горе, в Вереино, но и в Зуятах тоже.

Попалась она в погребе. Открыв западню погреба, хозяйка крайней в Зуятах избы увидела Белогрудку.

– Так вот ты где, сатана! – всплеснула она руками и бросилась ловить куницу.

Все банки, кринки, чашки были опрокинуты и побиты, прежде чем женщина сцапала куницу.

Белогрудку заключили в ящике. Она свирепо грызла доски, крошила щепу.

Пришёл хозяин, он был охотник, и когда жена рассказала, что изловила куницу, заявил:

– Ну и зря. Она не виновата. Её обидели, осиротили, – и выпустил куницу на волю, думая, что больше она в Зуятах не появится.

Но Белогрудка принялась разбойничать пуще прежнего. Пришлось охотнику задолго до сезона убить куницу.

На огороде возле парника он увидел её однажды, загнал на одинокий куст и выстрелил. Куница упала в крапиву и увидела бегущую к ней собаку с мокрым гавкающим ртом. Белогрудка змейкой взвилась из крапивы, вцепилась в горло собаке и умерла.

Собака каталась по крапиве, дико выла. Охотник разжимал зубы Белогрудки ножом и сломал два пронзительно острых клыка.

До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку. До сих пор здесь строго наказывают ребятам, чтобы не смели трогать детёнышей зверушек и птиц.

Спокойно живут и плодятся теперь меж двух сёл, вблизи от жилья, на крутом лесистом косогоре белки, лисы, разные птицы и зверушки. И когда я бываю в этом селе и слышу густоголосый утренний гомон птиц, думаю одно и то же:

«Вот если бы таких косогоров было побольше возле наших сёл и городов!»


В этой статье мы поговорим об одном из известнейших произведений Виктора Петровича Астафьева, в частности рассмотрим его краткое содержание. «Белогрудка» - небольшой рассказ, посвященный природе и животным, который вошел в современную школьную программу.

О произведении

Рассказ был написан в 1961 году, когда писатель учился в Москве на литературных курсах. Автор, сам бывший родом из сибирской деревни, с детства знал и любил русскую природу. Неудивительно, что это отразилось в его творчестве. Знание писателя о повадках животных и особенностях их поведения может проиллюстрировать даже краткое содержание. «Белогрудка» - яркий пример этого. Кроме того, произведения является автобиографичным - Астафьев описывал случай, свидетелем которого в детстве был сам.

Несмотря на свою краткость, рассказ имеет ярко выраженную дидактическую направленность и поднимает довольно серьезные вопросы, связанные с отношением человека к природе.

Астафьев, «Белогрудка»: краткое содержание

На горе стоит большая деревня Вереино, а под горою расположились 2 озера, на берегах которых ютится небольшая деревенька Зуяты.

Между Вереино и Зуятами находится большой косогор, похожий на горбатый остров, который можно заметить за много верст. Никто из местных туда почти не ходит, потому что он зарос густой травой так, что не сунешься. Лишь немного отойдешь от поля клевера, что на горе, так сразу скатишься вниз и окажешься в валежнике, заросшем малиной, бузиной и мхом.

Как не трудно заметить, начинается с описания местности краткое содержание. «Белогрудка» изобилует красочными описаниями сибирской природы, несмотря на небольшие размеры рассказа.

Мрачным местом был косогор, сумеречным и сырым. Пихтовые и еловые деревья надежно хранили от человеческих рук своих жильцов - белок, птиц, горностаев, барсуков. Жили здесь даже осторожные и хитрые глухари.

Но как-то раз решила поселиться в дебрях косогора белогрудая куница, очень скрытный по своей натуре зверек. Иногда ее видели на опушке, но, только почуяв человека, она вновь убегала в чащобу. Так прожила она 3 года.

Кунята

Большое знание повадок и особенностей животных в своих описаниях проявляет В. П. Астафьев («Белогрудка»). Краткое содержание рассказывает о том, как в одно лето у куницы появились совсем крохотные детеныши. Белогрудка заботилась о них, облизывала, согревала холодными ночами, а когда они немного подросли, стала добывать еду и для них. Куница хорошо изучила косогор, поэтому приносила много добычи, и еды у детей было всегда вдоволь.

Однажды выследили Белогрудку деревенские мальчишки. Они спустились за ней вдоль косогора и притаились. Куница, путая свои следы, долго ходила по лесу, перепрыгивая с дерева на дерево, а потом решила, что люди ушли, ведь они часто проходили мимо. Тогда Белогрудка и вернулась к своему гнезду.

Но мальчишки никуда не ушли и пристально следили за ней. Куница не почуяла их присутствия - она вся была поглощена заботой о детках. Проверив, все ли с ними в порядке, она вновь отправилась на охоту. Однако с каждым днем становилось все труднее добывать корм. У гнезда уже не осталось никакого мелкого зверья, поэтому Белогрудка отправилась в лес, затем к болотам, озеру. Здесь ей повезло наткнуться на сойку. Радостная, побежала она обратно к гнезду с добычей.

Разоренное гнездо

Довольно много лирических и трагических моментов в рассказе «Белогрудка». Краткое содержание, например, описывает возвращение куницы в гнездо, которое оказалось пустым. Белогрудка тут же выронила добычу и начала метаться по елке, в лапах которой было хитро спрятано ее гнездо. Но кунят нигде не было. Автор так описывает переживаемую матерью трагедию: «Если бы она умела кричать - закричала бы». Исчезли ее кунята.

Тогда Белогрудка решила обследовать все вокруг. Тут же обнаружились человеческие следы. Люди топтались вокруг дерева, и кто-то из них залез на него, содрав кору и сучья. Вечером куница уже знала, что ее кунят унесли в деревню. А ночью она отыскала, в какой именно дом.

До самого рассвета Белогрудка металась вокруг дома, сидела на черемухе, прислушиваясь - вдруг запищат кунята. Но собака во дворе дома гремела цепью и громко лаяла. Хозяин несколько раз пытался ее утихомирить, но не помогало.

С этого момента каждую ночь приходила во двор куница. И каждую ночь лаял и гремел цепью пес.

Месть

Краткое содержание рассказа «Белогрудка» показывает, насколько глубокие чувства способны испытывать животные. Как-то раз кунице удалось пробраться на сеновал, где она пробыла до утра и решила остаться на день. И в этот раз ей удалось увидеть кунят. Хозяйский мальчишка вынес малышей на крыльцо в старой шапке. Здесь он стал с ними играть, переворачивать на спину, щелкать по носу. Тут пришли другие мальчишки. Кунят стали кормить мясом.

Пришел хозяин и сказал, показывая на малышей, что нечего мучить зверей, лучше вернуть их обратно в гнездо, иначе они совсем пропадут.

Но вот наступил страшный для Белогрудки день. В этот раз ей снова удалось пробраться и затаиться. Мальчишка вновь вынес ее кунят на крыльцо. Но, заглянув в шапку, выяснил, что один из них умер. Тогда он взял мертвого детеныша и кинул его собаке. Дворовый пес, привыкший есть все, что ему дали, понюхал маленькое тельце и начал «пожирать его с головы».

В эту же ночь по всему селу было передушено огромное количество кур и цыплят. А старый пес, съевший куненка, удавился, повиснув на цепи, когда попытался перепрыгнуть через забор. Гусят и утят стали находить на улицах и в огородах. В домах, что находились близко к лесу, птица совсем перевелась.

Долго не могли на селе понять, в чем дело, но Белогрудка начала выходить на охоту даже днем, и ее заметили.

Смерть кунят

Продолжаем пересказывать краткое содержание. Белогрудка в очередной раз днем показалась в деревне. На этот раз ее уже ждали, и сбили с дерева дробью. Но куница выжила - в нее попало только несколько дробинок. Зализав раны, она снова вернулась в деревню.

Куница не знала, что за это время мальчишку, что взял ее кунят, выпороли и заставили отнести детенышей обратно. Но ленивый мальчик бросил малышей у леса. Здесь на них наткнулась лиса и съела.

Белогрудка продолжала давить птиц теперь уже не только в Вереино, но и в соседних Зуятах.

Но вот куница залезла в погреб, и там ее удалось изловить хозяйке дома.

Развязка

Куницу поместили в ящик. Вернулся хозяин дома, охотник. Он сказал, что зря куницу жена поймала, ведь люди первые ее обидели, и выпустил зверя. Но Белогрудка не унималась и продолжала изводить птицу. Тогда охотнику пришлось выследить ее и убить.

Долго в обеих деревнях помнили про Белогрудку. И по сей день запрещают детям трогать чужие гнезда и разорять их.

Вот и подошел к концу рассказ «Белогрудка». Краткое содержание для читательского дневника можно дополнить цитатами из произведения.

Модель урока: В.П.Астафьев "Белогрудка". 5 класс. Технология критического мышления: чтение с остановками. Формы организации на уроке: коллективная и групповая.Урок способствует развитию навыков аналитического чтения, воспитывает сострадание.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа

с. Талица Фалёнского района Кировской области

Урок внеклассного чтения

В.П.Астафьев «Белогрудка»

Работа Опушневой Эльвиры Николаевны ,

учителя русского языка и литературы

МКОУ СОШ с. Талица Фалёнского района

Кировской области

Урок внеклассного чтения в 5 классе

Тема: В.П. Астафьев «Белогрудка».

Класс: 5 класс.

Место урока: проводится после изучения рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Тип урока: комбинированный.

Дидактическая цель: создание условий для осознания, осмысления рассказа.

Цели по содержанию:

  1. Образовательные:

Познакомить учащихся с новым рассказом В.П.Астафьева;

Проанализировать отдельные эпизоды рассказа,

2. Развивающие:

Развивать навыки аналитического чтения.

3. Воспитательные:

Способствовать повышению мотивации к самостоятельному чтению;

Воспитывать такие нравственные качества, как любовь ко всему живому, сострадание, сопереживание чужому горю.

Технологии: технология критического мышления.

Методы: чтение с остановками.

Формы организации познавательной деятельности: коллективная, групповая.

Предварительная подготовка: выучить наизусть стихи о защите природы.

Оборудование: на доске записано название урока «В.П.Астафьев «Белогрудка», портрет писателя, красочное фото куницы. На партах учащихся рассказ В.П.Астафьева.

Модель урока.

Учитель. На доске записаны слова – В.П.Астафьев «Белогрудка». Про кого, по вашему мнению, писатель написал этот рассказ?

Ответы детей:

Про лошадь с белой грудью.

Про кошку с пушистой белой грудкой.

Про маленькую собачку с белой грудкой.

Чтение учителем эпизода из рассказа : « А однажды поселилась в чащобе косогора, пожалуй, одна из самых скрытных зверушек – белая куница...-…пулей вонзалась в лесную глухомань».

Учитель. Значит, разговор пойдет о лесной кунице.

(Нужно познакомить пятиклассников с этим зверьком – иллюстрации или фотографии).

Учитель. Что хотел рассказать автор читателям о Белогрудке? Как вы думаете?

Ответы детей:

О ее жизни в лесу.

О знакомстве с другими зверюшками.

О том, как она хоронилась от людей.

Чтение учащимися эпизода из рассказа : «На третье или четвертое лето Белогрудка родила котят…-…Белогрудка лизнула каждого из детенышей в мордочку и вымахала из гнезда».

Ответы детей:

- «грела телом, облизывала до блеска»;

- «стала добывать для них еду»;

- «старательная мать».

Она была замечательной, любящей, настоящей матерью, завидев людей, она решила увести их от гнезда.

Учитель. Каким, по-вашему, может быть продолжение рассказа?

Ответы детей:

Люди посмотрели на лес и ушли.

Мальчишки были злыми и никого не слушались. Они забрали детенышей из гнезда.

Ночью начался ураган, и котята погибли.

Куница не вернулась, и котята погибли от голода.

Нет, котята не погибли, ребята им помогли.

Чтение эпизода учителем: «Корм добывать становилось день ото дня трудней…-…гнездо было пустое».

Учитель. Что могло случиться в отсутствие матери?

Ответы детей:

Кто-то унес котят, хотя делать этого было нельзя.

Ребятишки унесли в школьный живой уголок.

Ребятам маленькие котята понравились, и они унесли их домой.

Чтение отрывка учащимися: «Гнездо было пустое…-…Часами сидела на черемухе под окном, слушала, не запищат ли котятки».

Учитель. Найдите слова, подчеркивающие состояние Белогрудки, узнавшей о пропаже.

Ответы детей:

- «выронила добычу»;

- «метнулась вверх по ели, потом вниз, потом опять вверх»;

- «если бы умела кричать – закричала бы»:

- «обследовала все по порядку»;

- «обнаружила следы»;

- «выследила, что унесли»;

- «ночью нашла дом»;

- «металась возле крыши, с крыши на забор, с забора на крышу».

Белогрудка переживала за судьбу пропавших котят, долго искала их и по запаху нашла.

Учитель. Предположите, что с котятами произошло в доме мальчишек?

Есть ли у котят шансы на спасение?

Ответы детей:

Мальчишки разорили жилище куницы, унесли их, по глупости, из естественной среды обитания, а малышам нужна мама.

Ребята не знают, чем питаются куницы, какой у них корм. Котята умрут.

Они даже не знают, чем куницы болеют.

У котят нет шансов на спасение. Дети все сделали из шалости, но обрекли котят на смерть.

Чтение отрывка учителем : «Как-то Белогрудка прокралась на сеновал и осталась там до света…-… и стал неторопливо пожирать его с головы».

Учитель. Что в эпизоде самое страшное?

Собака съела детеныша на глазах у матери.

Учитель. Что почувствовала Белогрудка?

Ответы детей:

Родилась ненависть к людям, ко всем без исключения.

Люди убили, «скормили псу» ее котенка.

Ей нечего здесь больше делать, она уйдет из этого леса.

Она будет теперь мстить людям.

Чтение отрывка учащимися: «В ту же ночь на селе было придушено множество цыплят и кур…-…Она стала давить напропалую голубей, утят не только в Вереино, но и в Зуятах тоже».

Учитель. Как бы вы озаглавили эту часть?

Месть.

Учитель. А кто виноват в том, что произошло?

Жестокость, бездушие людей. Ни дети, ни взрослые не подумали о последствиях.

Учитель. Простила ли бы куница людей?

Что, по-вашему, вынуждены были сделать люди?

Ответы детей:

Стали бы ставить капканы, потому что своих кур, утят жаль.

Поймали бы, убили бы. Если кто-то совершил плохой поступок, то остальные-то не виноваты.

Чтение эпизода учителем: «Попалась она в погребе…-…вцепилась в горло собаке и умерла».

После этих слов – тишина в классе. Детям жаль куницу, ее детенышей, они осуждают поведение людей.

Чтение финала рассказа учителем: «До сих пор помнят в Вереино и в Зуятах Белогрудку…-… до конца рассказа ».

Учитель. Только ли о Белогрудке этот рассказ?

Ответы детей:

Этот рассказ не только о ней, рассказ о бездумном, бездушном отношении к природе.

Учитель. Можно ли назвать финал рассказа трагическим?

Ответы детей:

Нет, Люди поняли, что трогать гнезда птиц, детенышей зверей нельзя.

Люди все-таки поняли, что нужно жить в мире и согласии с живой природой.

Работа по группам.

  1. Какую мысль хотел донести до читателей В.П.Астафьев?
  2. Почему у такого трагического рассказа оптимистический финал?
  3. Почему ни у кого нет имен, и только куница имеет имя?

(Ученики составляют в группах сообщение и выступают перед всеми).

Задание. Из предложенных афоризмов выбрать тот, который наиболее подходит к идее рассказа.

Не то, что мните вы, природа.

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

(Ф.И.Тютчев)

Очеловечиваем боль, -

Мол, только боль

Людская

Плачет…

Я понял,

Что такое значит

Нечеловеческая боль.

(Н.Доризо)

Земля защиты требует. Защиты.

Она спасенья просит у людей.

(С.Островой)

Я ружье на солому откину:

Журавля мне вовек не убить,

Это вроде как выстрелить в спину

Или Родину вдруг разлюбить.

(П.Маракулин)

Берегите Землю!

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики.

На тропинке солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба.

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем.

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите Землю!

Берегите!

(М.Дудин)

Литературная композиция «Береги все живое».

Не разоряйте птичьего гнезда,

Так счастлива в своем жилище птица.

Она в гнезде спокойна и тогда,

Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора:

Оно, высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара,

Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Мне больше, чем другому, боль знакома

Того, чья песня глохнет в холода,

Кто на земле живет без дома.

(Кайсын Кулиев)

…А природа опять то предельно проста,

То одета в цветастые перья…

Удивляет меня не ее красота,

Удивляет ее терпенье.

И когда сквозь асфальт

Лепестков пятерня

Продирается после полночи,

Я не радуюсь силе Земли.

Для меня это прежде всего –

Крик о помощи.

(Р.Рождественский)

Были деды мудрее, их преданиям верю,

Никогда не стреляли по спящему зверю,

Не тревожили реки динамитом, мотором,

И с ружьем на медведя считали позором.

От могучей тайги наши корни и сила,

Но сегодня тайга о пощаде просила!

Я люблю этот край, здесь прошло мое детство,

Так прости ж меня, сын, за такое наследство!

(Сергей Матвеенко «Разговор о Сибири» )

Отдать тебя надо, земля,

холмы твои, долы и рощи

тому, кто добрее и проще,

кто рано умеет вставать,

кто поздно умеет ложиться:

авось, посветлеет водица

в реке, потучнеют луга,

порубленный лес возродится,

подмятый цветок возвратится

звездою на луч стебелька,

узрев над собой не врага,

не варвара и дурака,

который ломает и топчет,

костры разжигает, хохочет,

бросает бутылки и банки

пустые у каждой стоянки.

В разливах мерцающих луж –

не временный хахаль на ужин

тебе, раскрасавица, нужен,

а верный, заботливый муж.

(П.Маракулин « Великая и беззащитная»)

Люблю все живое.

Когда-то и я не убить не мог,

Что б ни летело над головой.

Садился за весла – ружье у ног,

Шел в чащу – заране взводил курок,

На жатву брал дробовик с собой.

Стрелял и коршуна, и воробья,

Не разбираясь – друзья? враги?

А ныне

На ток хожу без ружья,

Катаюсь на озере без остроги.

Доверие птиц умею ценить.

Бывает легко на душе, когда

Птенцу, упавшему из гнезда.

Самого себя узнать не могу.

Осинки в лесу зазря не срублю,

В корнях родничок, что клад, берегу,

На муравейник не наступлю –

Люблю все живое,

Живых люблю.

(Александр Яшин « Люблю все живое»)

Ты, человек, любя природу,

Хоть иногда ее жалей:

В увеселительных походах

Не растопчи ее полей;

В вокзальной сутолоке века

Ты оценить ее спеши:

Она – твой давний добрый лекарь,

Она – союзница души.

Не жги ее напропалую
И не исчерпывай до дна,

И помни истину простую:

Нас много, а она – одна.

(В.Шефнер)

Руку, занесенную над веткой,

Над гнездом, где затаилась птица,

Над былинкой, над живою клеткой,

Удержи, не дай ей опуститься.

Слышит каждый, кто проходит мимо:

«Помните – природа всемогуща

И до безграничности ранима!»

(Ной Рудой)

Тебе, чья жизнь теперь полна

Забот о тех, кто раньше нас «пришел»,

Сей документ не раз еще напомнит,

Что за обязанности вновь ты приобрел.

Увидишь ли пузатую лягушку,

В тени деревьев тонкую газель,

Иль сокола, стремящегося в небо,

Порадуйся – они друзья тебе.

Пусть уваженье жизнь твою наполнит

К тем, без кого немыслим мир:

К мохнатым, быстрым, легким, длиннокрылым,

Твоим и нашим, близким и чужим!

Ты человек – властитель и хозяин.

Ты – сын природы, кузница идей.

Так сохрани, пусть будет трезвым разум,-

Зверей, растенья, воздух, чистоту морей.

Рефлексия.

Написать мини-сочинение.

«О чем заставил меня задуматься урок?..»

«Сегодня на уроке я понял…»

Отрывки из работ школьников:

«Сегодня на уроке я поняла, что животные переживают за своих детенышей так же, как наши мамы болеют душой за нас. Стыдно за мальчишек, которые так поступили. Мне эта история, которую описал В.П.Астафьев, запомнится на всю жизнь».

«Урок заставил меня задуматься над своим поведением. Надо всегда помнить, что человек – разумное существо. Прежде нужно подумать, потом совершить поступок. Я читал, что разорять гнезда нельзя. Разорил гнездо птицы – оставил в живых тысячи вредных насекомых. Убил сову – потерял тонну зерна, сова ловит мышей. Даже муравейники разорять нельзя. Муравьи рыхлят почву, переносят семена растений. Мама говорит: «Все в природе взаимосвязано». Надо любить все живое».

«Многие ребята стреляют из рогаток по галкам, воронам. Понятно, что они наносят вред нашим огородам. Но они уничтожают почвенных вредителей, которых трудно истребить даже химическим способом. Жалко, когда ловят красивых бабочек. Пожалуйста, наблюдайте со стороны, фотографируйте. Зачем губить-то?»