Американский еженедельник «Time» собрал 100 «самых влиятельных фотографий», начиная с 1826 года. Сотрудники журнала обращались к работникам музеев, редакторам и исследователям, чтобы анализировать снимки. KYKY перевел истории создания самых откровенных и цепляющих фотографий из сотни.

Фотография – не только вид искусства, но и часть работы журналиста. Многие фотожурналисты рискуют собственной жизнью и репутацией ради одного кадра, который покажет миру всю правду, боль, разочарование либо счастье. Все собранные фотографии разные, но их объединяет одно – каждую можно назвать поворотным пунктом в истории человечества. Начнем с самой первой фотографии в мире.

Вид из окна в Ле Гра , Жозеф Нисефор Ньепс. 1826 год

Автор первого снимка в истории – не художник, а изобретатель. В 1820-е годы Жозеф Нисефор Ньепс был очарован литографией: таким способом печати, при котором изображение рисовалось на камне и могло впоследствии быть воспроизведено при помощи масляных чернил. Он нашел способ закрепить изображение в камере-обскуре, применив асфальтовый лак как светочувствительное вещество. Данный процесс получил название «гелиография» или «нарисованный светом». В 1826 году Жозеф направил камеру-обскура из окна своей мастерской на крыши соседних зданий и получил смутный световой рисунок. Эту фотографию сложно назвать объектом искусства, она важна по другому критерию – это первая в мире фотография. Автор гениального открытия посвятил всю свою жизнь гелиографии, проводя исследования с братом, однако, растратив все наследство, умер в нищете.

Рука миссис Рентген , Вильгельм Рентген. 1895 год

На эту тему: Белорусские фотографы рассказывают о своем лучшем снимке

Никто не знает точно, сколько фотопортретов было у Анны Берты, супруги Вильгельма Рентгена. Известно одно – данный снимок показывает её руку. Автор медицинского рентгеновского снимка получил Нобелевскую премию в 1901 году за свое открытие, положив начало новой эпохе в медицине. Открытие Рентгена дало надежду на жизнь многим людям. Его жена Анна Берта как-то сказала: «Я видела смерть своими глазами».

Девочка с фабрики хлопка , Льюис Хайн. 1908 год

Эта фотография – символ эксплуатации детского труда. Льюис Хайн работал следственным фотографом для Национального комитета по расследованиям. Чтобы пробраться на заводы, Хайн выдавал себя за продавца Библии либо страхового агента. Он рассказал о судьбах почти двух миллионов детей, от Массачусетса до Южной Каролины. Перетаскивая за собой огромную камеру и делая записи в тетради, Хайн исследовал проблему детей, работающих в угольных шахтах. В ноябре 1908 года он увидел Сэди Пфайфер – девочку с фабрики хлопка. Работа Хайна привела к принятию законов, сокративших число детей, эксплуатируемых на фабриках, почти наполовину с 1910 по 1920 годы.

Обед на небоскребе , автор неизвестен. 1932 год

Это самый опасный обед, который когда либо был запечатлен: 11 мужчин, небрежно свесив ноги, общаются и курят на высоте 840 фунтов над Манхэттеном (примерно 240 метров). Снимок был сделан в рамках рекламной кампании Рокфеллер центра, точнее его части RCA Buildings, стройка которого и происходит на фотографии. Это было время Великой Депрессии, поэтому задачей рекламы было – показать, что американцы не одиноки. Даже оказавшись в ситуации опасности они могут держаться друг за друга. Прошло много лет, но фотография до сих пор является символом Нью-Йорка. Ее можно купить в тамошних лавках в виде магнитика или на кружке.

Еврейский мальчик сдается в Варшаве, автор неизвестен. 1943 год

Эта фотография вошла в альбом, представленный на Нюрнбергском процессе против Юргена Штропа, который руководил ликвидацией восстания в Варшавском гетто. Личность мальчика на фотографии не установлена, как и неизвестна его судьба, однако одна фотография стала символом страдания шести миллионов беззащитных евреев, ставших жертвами Холокоста.

Знамя победы над Рейхстагом , Евгений Халдей. 1945 год

На эту тему: «Бабушка с козой у речки убита пролетевшим немецким самолетом». О чем говорили в кулуарах Belarus Press Photo

«Я нашел удобное место и сказал: «Алеша, лезь туда» – рассказывал автор Евгений Халдей, советский военный корреспондент из Украины. После четырех лет ведения военной фотохроники по всей Европе красноармеец прибыл в Берлин, вооружившись только камерой Leika и дальномером, а также массивным Советским флагом, который создал его дядя из трех красных скатертей. По словам Халдея, он находился в эйфории, наблюдая, как три его товарища лезут на крышу парламента на закате, воздвигая символ долгожданной победы и конца войны. После публикации в журнале «Огонек» фотография стала символом мгновенной пропаганды, что не удивительно: флаг на возвышении демонстрировал всю силу и благородство коммунизма.

Грибное облако над Нагасаки , Лейтенант Чарльз Леви. 1945 год

Атомная бомба по кличке «Маленький мальчик» уничтожила Хиросиму, а «Толстяк» разрушил Нагасаки. После публикации данной фотографии никто не обсуждал и не осуждал действия армии США. Воцарилась уверенность перехода в новый атомный век, а также вера в то, что история пишется победителями.

День победы на Таймс-сквер , Альфред Эйзенштадт. 1945 год

Альфред Эйзенштадт был одним из четырех фотографов, которых нанял журнал «Life», дав задание «найти и поймать момент» в тот день, когда вторая мировая война закончилась. 14 августа 1945 года Альфред оказался на Таймс-сквер и увидел, как моряк схватил медсестру, наклонил ее назад и поцеловал. Сюжет стал самым известным и часто воспроизводимым в 20 веке. Несмотря на то, что многие осуждают поведение моряка, называя происходящее сексуальным насилием, это не отменяет факта – фотограф Эйзенштадт сказал: «Когда я буду на небе, люди будут вспоминать этот снимок».

Капля молока , Гарольд Эджертон. 1957 год

Иногда секунда не имеет смысла вообще, а иногда обладает огромным значением. Данный кадр демонстрирует возможности новой фотографии, а именно – возможность запечатлеть секунду. Гарольд Эджертон несколько лет работал над тем, чтобы капля молока стала совершенной. Он также известен фотоработами, запечатлевшими пулю, пронизывающую яблоко, взрывающийся воздушный шар. Однако капля молока по сей день остается типичным примером того, что фотография может быть шедевром.

Самосожжение монаха , Малькольм Браун. 1963 год

На эту тему: 60 раритетных фотографий из Беларуси: от 1890 до 1980-х

В июне 1963 года большинство американцев не знали, где находится Вьетнам на карте. А потом Associated Press опубликовал снимок фотографа Малькольма Брауна, где монах приносит себя в жертву на улице Сайгона. Браун вспоминал: «Я только снимал, снимал и старался думать об экспозиции, чтобы не размышлять об ужасе происходящего». Он стал лауреатом Пулитцеровской премии за эту серию фотографий. Президент Кеннеди позже сказал, что ни одна новостная картина не порождала в нем столько эмоций, как эта. Фотография способствовала тому, что решение США о вмешательстве в переворот против президента Вьетнама было отложено.

Битва подушками , Гарри Бэнсон. 1964 год

Фотограф Гарри Бенсон не хотел встречаться с The Beatles. Он планировал отправится за фоторепортажем в Африку, однако планы нарушили мальчики из Ливерпуля. «Я всегда хотел быть серьезным журналистом, а не писать историю рок-н-ролла», –вспоминал позже фотограф. Однако именно этот его снимок стал символом поднятия духа Америки после убийства президента Кеннеди.

Террор войны , Ник Ут. 1972 год

Фотография символизирует зверства войны во Вьетнаме. Ее автора, который получил за нее в 1973 году Пулитцеровскую премию, пытались обвинить в подделке кадра, в том числе Ричард Никсон. Однако Ник Ут отвечал: «Ужасы войны, записанные мной, не могут быть исправлены». Фотография вызвала огромный резонанс, и в этот же год участие США в войне было остановлено. Обожженная девочка на фото по имени Ким Фук смогла выжить, сегодня она работает послом доброй воли ООН.

Брайн Ридли и Лайл Хитер , Роберт Мэпплторп. 1979 год

В 1979 году американская культура уделяла мало внимания проблеме гомосексуальности, и ЛГБТ-сообщество было достаточно узким и замкнутым. Большой резонанс вызвала эта фотография Роберта Мепплторпа. Портрет снимали в обычной гостиной, чтобы вынести проблему за пределы обсуждения ненормальности таких отношений. Фотографа стали называть первопроходцем, однако это не помешало общественности подвергнуть его гонениям и обвинениям. В конце концов против фотографа начался судебный процесс. Мепплторп умер от СПИДа за год до начала слушания.

Человек, остановивший танки , Джефф Уайднер. 1989 год

Утром 5 июня 1989 года фотограф Джефф Уайднер сидел на балконе шестого этажа гостиницы Пекин. Днем ранее случилась бойня на площади Тяньаньмэнь: китайские войска атаковали продемократических демонстрантов, разбивших лагерь на площади. Associated Press, где работал Уайднер, отправили его на место происшествия. Однако ни одна фотография тех кровавых событий не получила такого сильного эмоционального отклика, как эта – человек, остановивший колонну танков. Танки пытались объехать мужчину, он не отступал. Все думали, что танки откроют огонь и человек будет убит, однако этого не произошло. Фотография стала символом протеста против тирании тоталитарного государства.

, Therese Frare. 1990 год

На эту тему: Никогда не фотографируйте Венецию

На снимке изображен Дэвид Кирби, который умирает от СПИДа в окружении своей семьи. Фотограф запечатлела не просто момент смерти мужчины в окружении любящих его людей, а сделала огромный вклад в процесс гуманизации отношения к проблеме СПИДа – болезни, на которую общественность упорно не хотела обращать внимания. Фотография, опубликованная Терезой, показала, насколько болезнь сильнее опустошает родственников, чем своих жертв. Через год после появления фото красная лента станет символом стойкости и сострадания к больным ВИЧ, и еще через три года президент Билл Клинтон создаст программу национальной политики по проблеме борьбы со СПИДом.

Снимок беременной Деми Мур , Ани Лейбовиц. 1991 год

Голливудская звезда Деми Мур, будучи на седьмом месяце беременности, украсила в свой день рождения обложку «Vanity Fair». Это был беспрецедентный случай для СМИ – ранее на обложку мировых изданий такого рода фотографии не размещались. По словам Ани Лейбовиц, целью съемки было создать образ, который покажет, что беременная женщина тоже может быть желанной, красивой и сексуальной. После выхода номера в свет журнал потерял несколько рекламодателей, которые сочли такую фотографию провокационной и неприемлемой. Однако теперь многие СМИ готовы платить огромные деньги за возможность заполучить звезду в положении.

Голодающий ребенок и стервятник , Кевин Картер. 1993 год

«Это мой самый удачный снимок за десять лет работы фотографом, однако я не повешу его на стену, я ненавижу его». Кевин Картер узнал, как пахнет смерть, когда во времена апартеида в составе квартета фотографов отправился в ЮАР. В 1993 году он прибыл в Судан, чтобы запечатлеть проблему голода. Измученный после дня съемки в деревне, отправился отдохнуть. По дороге наткнулся на тощего ребенка, который рухнул по пути к центру, где выдавали бесплатное питание. Рядом с ребенком приземлился стервятник в ожидании добычи. Что произошло дальше? Версии расходятся.

Кто-то говорит, что фотограф сидел и ждал, чтобы птица раскинула крылья. Кто-то – что фотограф молча наблюдал, как ребенок пытался ползти к центру питания. Кто-то говорит, что сделав кадр, Кевин взял сигарету и заплакал.

Фотография, которая принесла Картеру Пулитцеровскую премию и признание, забрала его жизнь. Через год он покончил с собой, в предсмертной записке написав, что его мучают образы голодных умирающих людей и их же палачей. Фотография стала символом ужасающих событий в Африке и предметом споров об этичности поведения фотографов и журналистов.

Падающий человек , Ричард Дрю. 2001 год

На эту тему: Программист, который побеждает в профессиональных конкурсах фото

«Я никогда не жалел, что сделал это фото». В момент трагедии 11 сентября 2001 года все СМИ показывали горящие и падающие здания башен-близнецов, и мало кто заострял внимания на людях. Эта фотография появилась спустя три дня после трагедии, став символом человеческой смерти на фоне бетонной империи. Личность падающего человека так и осталась не установленной, однако это не имело значения, так как он олицетворил образ «неизвестного солдата» неопределенной войны, застыв навсегда в истории.

Айлан Курди , Нилюфер Демир. 2015 год

Война в Сирии продолжалась более четырех лет, когда родители Айлана Кудри взяли трехлетнего мальчика и его пятилетнего брата, посадили их в надувную лодку и отплыли от берегов Турции в сторону греческого острова Кос. Через несколько сотен метров волна опрокинула судно, и все, кто находился в лодке, погибли. Спустя несколько часов на берегу города Бодрум, сотрудница информационного агентства «Доган» Нилюфер Демир, констатировала, что помочь ребенку уже ничем нельзя: «Я сделала это фото, чтобы немой крик ребенка был услышан».

Фотография была сделана не в Сирии, а в Турции – государства на стыке воюющего Востока и Европы, куда бегут все беженцы. Одетый для поездки, ребенок лежал между одним миром и другим.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Жозеф Нисефор Ньепс. Вид из окна в Ле Гра. 1826.
«Это открытие я назвал гелиографией – изображение появляется под воздействием света», – Жозеф Нисефор Ньепс.

Луи Дагер. Бульвар Дю Тампль. 1839.
«Я уловил быстротечность света и пленил его. Я заставил солнечный свет рисовать для меня», – Луи Дагер.

Роджер Фентон. Долина Теней Смерти. 1855.
«Скоро война начнет косить мужчин на поле боя, но сначала этот безупречный зарисовщик запечатлеет их черты и даст им анонимное бессмертие», – «Крымские фотографии», сентябрь, 1855.

Мэтью Брэди. Авраам Линкольн. 1860.
«Мне было очень сложно сделать естественный снимок», – Мэтью Брэди.

Карлтон Уоткинс. Скала Cathedral Rock, Йосемити. 1861.
«Совершенство искусства, сравнимое с работами лучших европейских художников», – Оливер Вендел Холмс, 1862.

Александр Гарднер. Погибшие в сражении при Энтитеме. 1862.
«Мистер Брэди донес до нас всю серьезность страшной реальности войны. Он будто принес эти тела и сложил у наших дверей и вдоль улицы», – «Нью-Йорк Таймс».

Эдвард Мьюбридж. Лошадь в движении. 1878.
«Мы считаем, что изображение станет безупречным, когда мы отбросим все наши предвзятые впечатления и будем искать истину независимых наблюдений в самой природе», – Эдвард Мьюбридж.

Якоб Риис. Бандитский притон, Маберри стрит, 59. 1888.
«В бою с трущобами мы или победим, или погибнем. Среднего пути нет», – Якоб Риис.

Вильгельм Рентген. Рука миссис Рентген. 1895.
«Я не размышляю; я исследую», – Вильгельм Рентген.

Эдвард Стейхен. Озеро в лунном свете. 1904.
«На самом деле, любая фотография – это обман от начала до конца», – Эдвард Стейхен.

Эдвард Кертис. Исчезающая раса. 1904.
«Смерть любого старого мужчины или женщины – это исчезновение традиции и знаний священных обрядов, которыми они обладали», – Эдвард Кертис.

Альфред Стиглиц. Третий класс. 1907.
«Если бы все мои фотографии потерялись и меня знали только по этой, я был бы вполне доволен», – Альфред Стиглиц.

Льюис Хайн. Девочка с фабрики хлопка. 1908.
«Фотография может осветить темноту и разоблачить невежество», – Льюис Хайн.

Пол Стрэнд. Слепая. 1916.
«Я чувствовал, что тяжелая жизнь сделала их необычайно интересными и даже благородными людьми», – Пол Стрэнд.

Эрих Заломон. Гаага. 1930.
«Если Заломон не фотографировал очередную официальную встречу, люди не верили, что она хоть сколько-нибудь важна!» – министр иностранных дел Франции Аристид Бриан.

Анри Картье-Брессон. Позади вокзала Сен-Лазар. 1932.
«В фотографии все дело в удаче. Там был забор, и я вставил мою камеру в щель забора. Это доля секунды», – Анри Картье-Брессон.

Джеймс ван дер Зее. Пара в енотовых шубах. 1932.
«Я всегда стремился к тому, чтобы люди хорошо выглядели на фото, чтобы они выглядели так, как они бы сами желали выглядеть», – Джеймс ван дер Зее.

Генрих Гофман. Гитлер на митинге нацистской партии. 1934.
«Не хотите ли пойти со мной? Несомненно, вы сможете сделать несколько очень интересных фотографий!» – Гитлер – Гофману.

Доротея Ланж. Мать-мигрантка. 1936.
«Вы видите в ее лице все, что хотите. Она бессмертна», – Рой Страйкер (FSA).

Роберт Капа. Падающий солдат. 1936.
«Камера, которую я держал над головой, запечатлела падающего солдата в тот момент, когда он был застрелен. Пожалуй, это мой лучший снимок», – Роберт Капа.

Маргарет Бурк-Уайт. Дамба Форт-Пек. 1936.
«Чтобы увидеть и показать это, нужна целая жизнь», – Генри Робинсон Люс.

Сэм Шер. Крушение Гинденбурга. 1937.
«Я едва успел щелкнуть – все закончилось невероятно быстро», – Сэм Шер.

Х. С. Вонг. Кровавая суббота. 1937.
«Это было жуткое зрелище. Люди все еще пытались подняться. Мертвые и раненые лежали на рельсах и платформе. Повсюду валялись части тел. Только моя работа помогла мне забыть о том, что я видел», – Х. С. Вонг.

Юсуф Карш. Уинстон Черчилль. 1941.
«В силе и мощи черт лица Черчилля застыло решение английского народа», – Петер Поллак, историк.

Дмитрий Бальтерманц. Горе. 1942.
«Война – это, прежде всего, горе», – Дмитрий Бальтерманц.

Гордон Паркс. Американская готика. 1942.
«Меня не волнует, что чувствуют другие. Вот что я чувствовал насчет Америки и места Эллы Уотсон в Америке», – Гордон Паркс.

Франк Повольный. Бетти Грейбл. 1943.
«В кабине каждого пилота, на каждой стене в казармах висела фотография смотрящей через плечо Бетти Грейбл в купальном костюме», – Мэтт Хелрих, ветеран Второй мировой.

Еврейский мальчик сдается в Варшаве. Автор неизвестен. 1943.
«Я держу отчет, написанный с тевтонским вниманием к деталям, иллюстрированный фотографиями, удостоверяющими этот совершенно невероятный текст», – Роберт Джексон, главный обвинитель от США на Нюрнбергском процессе.

Виджи. Критик. 1943.
«Я не видел, что щелкаю, но мог буквально почувствовать запах самодовольства», – Виджи.

Роберт Капа. День Д. 1944.
«Мне никогда не приходило это в голову, пока я не взял этот снимок – получается, что Капа должен был забежать перед этим солдатом и повернуться спиной к бою», – Джон Моррис, редактор Капы в LIFE.

Джо Розенталь. Водружение флага над Иводзимой. 1945.
«Снимок показывал ту картинку, которую хотели видеть американцы», – Хэл Бьюэлл, редактор AP Photo.

Евгений Халдей. Знамя победы над Рейхстагом. 1945.
«Я нашел удобное место и сказал: “Алеша, лезь туда”», – Евгений Халдей.

Чарльз Леви. Атомный гриб над Нагасаки. 1945.
«Люди в хвостовой части нашего корабля увидели гигантский шар огня, поднимающийся будто из недр земли», – Уильям Л. Лоренс, очевидец.

Альфред Эйзенштадт. День победы на Таймс-сквер. 1945.
«И вдруг я увидел, как какое-то белое существо сгребли в объятья. Я повернулся и щелкнул момент, когда моряк целует медсестру», – Альфред Эйзенштадт.

Маргарет Бурк-Уайт. Ганди рядом со своей прялкой. 1946.
«Отказ от насилия – кредо Ганди, а прялка – идеальное оружие», – Маргарет Бурк-Уайт.

Филипп Халсман. Дали Атомикус. 1948.
«До фотошопа был Филипп», – Ирен Халсман, дочь Филиппа Халсмана.

Натаниэль Файн. Бейб покидает игру.1948.
«Если бы я не знал, что Бейб уходит, мне никогда бы не пришло в голову встать за его спиной», – Натаниэль Файн.

Юджин Смит. Сельский доктор. 1948.
«Я жил вместе с ним четыре недели. Сначала я делал очень мало фотографий. В основном я пытался понять, в чем состоит работа доктора», – Юджин Смит.

Хи Пескин. Камелот. 1953.
«Он стал символом новой породы знаменитых политиков, столь же известным благодаря его приятной внешности, заразительной улыбке, обаянию и остроумию, как и благодаря его содержательным высказываниям», – Роберт Дэйллек, историк.

Дэвид Джексон. Эмметт Тилл. 1955.
«Когда люди увидели, что стало с моим сыном, на защиту встали даже те мужчины, которые никогда этого не делали», – Мэйми Тилл-Мобли.

Гарольд Эджертон. Капля молока. 1957.
«Секунды. Вот одна. Иногда мы ее не замечаем, а иногда она обладает огромной ценностью», – Гарольд Эджертон.

Альберто Корда. Че Гевара. 1960.
«В мире нет такого социально сознательного молодого человека, который бы не мечтал стать таким, как Че», – Альберто Корда.

Джулиус Шульман. Дом Case Study House #22. Лос-Анджелес, 1960.
«Это было время, когда мы строили ракеты, чтобы полететь на Луну, и планировали колонизировать Марс, снимок прекрасно отображает дух того времени», – Том Форд, дизайнер.

Петер Ляйбинг. Прыжок к свободе. 1961.
«Я стоял там два часа, глядя в сторону Западного Берлина и оглядываясь назад, на Восточный Берлин. Затем я прыгнул», – Ганс Конрад Шуманн.

Малик Сидибе. Рождественская вечеринка. 1963.
«Молодежь играет в детские игры. В такие моменты веришь, что боли не существует», – Малик Сидибе.

Чарльз Мур. Бирмингем, штат Алабама. 1963.
«Фотографии полицейских собак, бросающихся на демонстрантов в Бирмингеме, совершенно переменили общественное настроение», – Артур Шлезингер, историк.

Абрахам Запрудер. Убийство Кеннеди. 1963.
«После этой трагедии я что-то потерял – то ли аппетит, то ли желание фотографировать», – Абрахам Запрудер.

Гарри Бэнсон. Бой подушками. 1964.
«Битлз больше никогда не будут драться подушками, и я больше никогда не смогу повторить этот снимок», – Гарри Бэнсон.

Нил Лейфер. Мохаммед Али против Сонни Листона. 1965.
«Когда Мохаммед состарился, люди старались вспоминать о нем только хорошее. Они хотели запомнить его таким», – Нил Лейфер.

Леннарт Нильсон. Зародыш, 18 недель. 1965.
«Мы стараемся создать или увидеть то, что никто никогда раньше не видел», – Леннарт Нильсон.

Эдди Адамс. Казнь в Сайгоне. 1968.
«В тот день были уничтожены две жизни. Жизнь генерала была уничтожена так же, как жизнь вьетконговца. Я не хочу отнимать жизни. Это не моя работа», – Эдди Адамс.

Йозеф Куделка. Вторжение. Прага, 1968.
«Своим воспоминаниям вы можете не доверять, но вы можете доверять своим фотографиям», – Йозеф Куделка.

Джон Доминис. Салют «Блэк Пауэр». 1968.
«Мы пытались разбудить страну и разбудить мир», – Джон Карлос.

Уильям Андерс. Восход Земли. 1968.
«Люди впервые узнали, как выглядит Земля», – Уильям Андерс.

Дон МакКуллин. Мальчик-альбинос, Биафра. 1969.
«Это одна из моих самых непристойных фотографий», – Дон МакКуллин.

Нил Армстронг. Человек на Луне. 1969.
«Это действительно поразительный снимок, запечатлевший совершенно сказочный момент», – Базз Олдрин.

Джон Пол Фило. Расстрел в Кентском университете. 1970.
«Я видел, как в этой девушке нарастает напряжение, наконец она закричала, и я нажал на спуск, среагировав на ее крик», – Джон Пол Фило.

Рон Галелла. Унесенная ветром Джеки. 1971.
«На углу я сделал гениальную вещь – я взял такси, потому что приходится прятаться, чтобы сделать внезапное фото», – Рон Галелла.

Курт Струмпф. Мюнхенская бойня. 1972.
«Насилие неожиданно врывается в нашу жизнь и обезличивает привычный ход событий», – Курт Струмпф.

Луис Орландо Лагос. Последнее появление Альенде. 1973.
«Я заплачу жизнью за отстаивание дорогих нашему народу принципов», – Сальвадор Альенде.

Стэнли Форман. Крушение пожарной лестницы. 1975.
«Я снимал обычную спасательную операцию, но внезапно она превратилась в ад», – Стэнли Форман.

Сэм Нзима. Восстание в Соуэто. 1976.
«Полицейские пробегали передо мной, расстреливая студентов», – Сэм Нзима.

Эдди Адамс. Лодка без улыбок. 1977.
«Впервые в моей жизни никто не улыбнулся, даже дети», – Эдди Адамс.

Сьюзан Майзелас. Molotov Man. 1978.
«Molotov Man то появляется, то исчезает, разные игроки используют его для разных целей», – Сьюзан Майзелас.

Донна Феррато. За закрытыми дверями. 1982.
«Я подумала, что если я это сфотографирую, то по крайней мере люди поверят, что это действительно происходило», – Донна Феррато.

Нэнси Бёрсон. Андрогин (6 мужчин + 6 женщин). 1982.
«Мне действительно интереснее было показывать людям то, что они не могут увидеть, чем то, что они могут видеть», – Нэнси Бёрсон.

Якоб Рентмистер. Майкл Джордан. 1984.
«Все дело в обуви», – Найк, 1989.

Джефф Уайднер. Человек, остановивший танки. 1989.
«Я поднялся в комнату и увидел, что прямо за мной в стене дырка от пули, тогда я понял, что был легкой мишенью», – Джефф Уайднер.

Тереза Фрар. Лицо СПИДа. 1990.
«Я не знала, что эта фотография изменит представления людей о СПИДе», – Тереза Фрар.

Ани Лейбовиц. Деми Мур. 1991.
Не думаю, что это хорошая фотография. Это обложка журнала. Портретом эта фотография стала бы, если бы она не прикрывала свою грудь», – Ани Лейбовиц.

Рон Хавив. Босния. 1992.
«Он показал миру зверства людей Аркана», – Дермот Грум, прокурор.

Джеймс Нахтвей. Голод в Сомали. 1992.
«Если люди нуждаются или страдают, это вовсе не значит, что они теряют достоинство», – Джеймс Нахтвей.

Кевин Картер. Голодающий ребенок и стервятник. 1993.
«Это мой самый удачный снимок за 10 лет работы, но я не повешу его на стене у себя дома. Я ненавижу его», – Кевин Картер.

НАСА. Столпы Творения. 1995.
«Мы всегда будем задаваться вопросом, какова наша связь с небом», – доктор Джефф Хестер, астроном.

Филиппе Кахн. Первое фото, сделанное на телефон. 1997.
«Первая мобильная фотография родилась в Санта-Крус 11 июня 1997 года в клинике Sutter», – Филиппе Кахн.

Майкл Николс. Серфинг гиппопотамов. 2000.
«Если вы хотите увлечь чем-то правительство и простых людей, они должны быть очарованы этим», – Майкл Фэй, исследователь.

Ричард Дрю. Падающий человек. 2001.
«Я никогда не жалел, что сделал это фото», – Ричард Дрю.

Иван Фредерик. Человек в капюшоне. 2003.
«Война в Ираке, как и Вьетнам, запомнится тем, что там мы не были героями. Мы не были спасителями. И эти фотографии подтверждают это», – Брент Пак, армейский следователь.

Тами Силицио. Гробы. 2004.
«Мое сердце было переполнено горем. И это отразилось в фотографии», – Тами Силицио.

Брент Стиртон. Горилла в Конго. 2007.
«Это не случайность, это было спланировано», – Брент Стиртон.

Пит Соуза. Ситуационная комната. 2011.
«Это были самые длинные 40 минут в моей жизни», – президент США Барак Обама.

Дэвид Гуттенфельдер. Северная Корея. 2013.
«Когда они открыли 3G для иностранцев, все изменилось», – Дэвид Гуттенфельдер.

Брэдли Купер. Звездное селфи на «Оскаре». 2014.
«Это был невероятный момент спонтанности, который я никогда не забуду. Спасибо селфи», – Эллен ДеДженерес.

Перевод с английского Марии Строгановой

Примечание редакции “Правмира”: некоторые снимки, на которых запечатлены сцены жестокости и насилия, мы не стали публиковать по этическим соображениям.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.

«Обед на небоскребе»
1932 год

100photos.time.com


Одиннадцать мужчин обедают, болтают и курят. Все бы ничего, но делают они это, сидя на стальной балке на уровне 69-го этажа над Манхэттеном. Именно эту сцену запечатлел неизвестный фотограф на снимке «Обед на небоскребе». Кадр был сделан 29 сентября 1932 года как постановочный, но с настоящими рабочими, а спустя пару дней опубликован в воскресном приложении к New York Herald Tribune. Фотография была снята во время Великой депрессии, когда доведенные до отчаяния люди были готовы на любую работу и поднимались на гигантскую высоту безо всяких страховок.

Доротея Ланж «Мать-мигрантка»
1936 год


100photos.time.com


Знаменитый кадр был сделан в марте 1936 года, в разгар Великой депрессии. Работавшая репортером Доротея Ланж запечатлела Флоренс Томпсон. «Я увидела мать, потерявшую всякую надежду, меня потянуло к ней словно магнитом, — вспоминала Ланж в 1960-м. — Я сделала пять снимков, каждый раз приближаясь к ней, но даже не спросила ее имени. Она сказала, что ей 32 года и что они с детьми питаются морожеными овощами с полей да птицами, которых им иногда удается подстрелить. В тот день она как раз продала покрышки от своей машины, чтобы купить немного еды». 10 марта 1936 года San Francisco News напечатала фотографию Флоренс в статье «Опустившиеся, голодные, безнадежные — сборщики урожая живут в нищете». Снимок сильной неизвестной женщины моментально разошелся по всей стране, а вскоре и по всему миру. А оригинальная фотография ушла с молотка в 2005 году за $296 тыс.

Евгений Халдей «Знамя Победы над Рейхстагом»
1945 год


100photos.time.com


«Это то, чего я ждал 1400 дней», — признавался советский фотограф Евгений Халдей. Свой всемирно известный снимок военный корреспондент сделал 2 мая 1945 года. К тому моменту в Берлине уже закончились уличные бои, и город был полностью занят советскими войсками. Халдей попросил первых солдат, которые встретились ему, помочь сделать фотоснимки. Вскоре он отснял с ними две кассеты. Знамя, запечатленное на снимке, Евгений Халдей привез с собой. Любопытно, что оно было сшито из красной скатерти, которую фотограф «позаимствовал» в один из приездов в Москву в столовой «Фотохроники».

Альфред Эйзенштадт «День победы над Японией на Таймс-сквер»
1945 год


100photos.time.com


Летом 1945 года фотограф Альфред Эйзенштадт сделал случайный снимок, которому суждено было стать культовым. В его кадр попал моряк, который узнал об окончании войны с Японией. «Он носился по всей улице, хватал всех женщин, которых видел — неважно, были они пожилыми, дородными или стройными. Я бежал перед ним со своей «Лейкой», оборачиваясь и пытаясь сделать снимок, однако ни один из них мне не нравился. И тут, внезапно — как вспышка — я увидел, что он схватил что-то белое. Я повернулся и нажал на кнопку в тот самый момент, когда он поцеловал медсестру», — позднее рассказывал фотограф. Спустя неделю снимок Эйзенштадта был опубликован в журнале Life, где занял целую страницу. Кадр стал культовым, а для многих американцев превратился в символ мира.

Филипп Халсман «Дали анатомикус»
1948 год


100photos.time.com


Филиппа Халсмана называют родоначальником сюрреализма в фотографии. Его знаменитая серия «Прыжок» стала классикой фотоискусства. В нее вошло более 200 портретов известных людей, совершавших в кадре прыжки. Одним из героев серии стал Сальвадор Дали. Работа над кадром «Дали анатомикус» заняла у Халсмана шесть часов. Мольберт и картина были подвешены на леске к потолку, стул на переднем плане держала жена фотографа, а двое ассистентов подкидывали кошек и выплескивали ведро воды. «Когда человек прыгает, его внимание в основном направленно на сам акт прыганья, маска спадает и появится его истинное лицо», — объяснял выбор темы фотографий Филипп Халсман.

Ричард Аведон «Довима и слоны»
1955 год


100photos.time.com


В 1955 году Ричард Аведон снимал рекламу новой коллекции Christian Dior. В качестве модели он выбрал свою любимицу Довиму и решил запечатлеть ее на фоне слонов. Аведон хотел передать симметрию хрупкости и мощи, светлого и темного. Фотография «Довима и слоны» была сделана в цирке д’Ивер. А платья модели создал молодой и тогда еще малоизвестный дизайнер Ив Сен-Лоран, работавший ассистентом Кристиана Диора.

Гарри Бенсон «Бой подушками»
1964 год


100photos.time.com


Вечером 16 января 1964 года фотограф Гарри Бенсон сделал один из самых знаменитых снимков «ливерпульской четверки». Участников группы The Beatles он запечатлел за боем на подушках в номере парижского отеля Hotel George V. Вообще, Бенсон не планировал фотографировать «битлов». Он хотел отправиться снимать «серьезную историю» в Африку. «Я воспринимал себя как серьезного журналиста и не хотел снимать рок-н-рольную историю», — рассказывал Бенсон. Но случай все же привел его в Париж, где в этот момент находилась «ливерпульская четверка». «Бой» на подушках, попавший на пленку, начался спонтанно. Такой была реакция музыкантов на объявление о том, что их сингл «I Want to Hold Your Hand» занял первое место в американских поп-чартах.

Нил Армстронг «Человек на Луне»
1969 год


100photos.time.com


Снимок 1969 года был сделан самим Нилом Армстронгом. Первый человек, ступивший на Луну, запечатлел своего напарника по экипажу корабля «Аполлон-11» — астронавта Базза Олдрина. «В большинстве случаев фотоаппарат был у Нила, а я был объектом этих замечательных съемок, потому что каждый его снимок был просто великолепен», — позднее вспоминал Олдрин. Фотографирование не входило в число приоритетных задач астронавтов, тем не менее снимки стали историческими и остались в памяти человечества.

Энни Лейбовиц «Деми Мур»
1991 год


100photos.time.com


В 1991 году Энни Лейбовиц сняла обнаженную Деми Мур для обложки Vanity Fair, когда актриса находилась на седьмом месяце беременности. Для начала девяностых снимок оказался настоящим шоком и произвел фурор. Номер журнала поступил в продажу в специальных упаковочных конвертах. Они скрывали обнаженное тело Мур, оставив открытыми лишь глаза. Обложка Vanity Fair с обнаженной Мур стала для глянцевого журнала самой успешной за все время существования. А аудитория номера составила более 100 млн читателей. Сама Энни Лейбовиц, впрочем, была довольно строга к своей фотоработе. «Я не думаю, что это хорошая фотография сама по себе. Это обложка журнала. Это был бы отличный портрет, если бы Мур не закрыла грудь», — отмечала Лейбович.

Звездное селфи с церемонии «Оскар»
2014 год


100photos.time.com


В число лучших снимков всех времен по версии Time попало одно селфи. Речь идет о кадре, сделанном телеведущей Эллен Дедженерес во время церемонии «Оскар» в 2014 году. На снимке «отметились» Мерил Стрип, Джулия Робертс, Брэд Питт, Анджелина Джоли, Дженнифер Лоуренс и другие знаменитости. Кадр был выложен в Twitter, а его ретвит сделало более двух миллионов человек.

В котором собрал 100 самых влиятельных фотографий в истории. Эти фотографии настолько эпичны и монументальны, что их должен увидеть каждый уважающий себя человек. Дабы не отнимать у вас слишком много времени, которого и так не хватает, мы опубликуем данный проект в нескольких частях. Боль, радость, история, война и любовь - всё это и много больше ждет вас далее.

Человек на Луне, Нил Армстронг, 1969

Guerillero Heroico, Альберто Корда, 1960

Культовая фотография кубинского революционера Че Гевары.

Неизвестный бунтарь, Джефф Уайденер, 1989

Мужчина в течение получаса в одиночку сдерживал колонну танков во время волнений на площади Тяньаньмэнь, Китай.

Горящий монах, Малькольм Браун,1963

Монах Тич Куанг Дук сжёг себя заживо в знак протеста против войны во Вьетнаме.

Мухаммед Али против Листона, Нил Лейфер, 1965

Одна из величайших спортивных фотографий века.

Ядерный гриб над Нагасаки, Лейтенант Чарльз Леви, 1945

Фотография взрыва ядерной бомбы «Толстяк», сброшенной США на Нагаскаи, спустя 3 дня после бомбардировки Хиросимы, Япония.

Поцелуй на Таймс-сквер, Альфред Эйзенштадт, 1945

Настроение на улицах Нью-Йорка во время празднования окончания Второй Мировой войны.

Падающий человек, Ричард Дрю, 2001

Мать-мигрант, Доротея Ланж, 1936

Знаковое фото, отражающее Великую депрессию.

Black Power Salute, Джон Доминис, 1968

Бегуны Томми Смит и Джон Карлос подняли кулаки на Олимпийских играх 1968 года в знак поддержки движения за признание афроамериканцев равными.

Майкл Джордан, Ко Рентмистер, 1984

В последствии данный силуэт баскетболиста был использован для создания одного из самых знаменитых логотипов кроссовок.

Бедствие дирижабля Гиденбург, Сэм Шер, 1937

Водород внутри дирижабля внезапно воспламенился, вспыхнув ярко-желтым пламенем, убившим 36 пассажиров.

Обед на крыше небоскреба, неизвестный фотограф, 1932

Пожалуй самый экстремальный обед строителей, из всех сфотографированных.

Восход Земли, Уильям Андерс, 1968

Земля, сфотографированная с лунной орбиты.

Деми Мур, Анни Лейбовиц, 1991

Фотография голливудской актрисы, сфотографированной на 7-ом месяце беременности.

Босния, Рон Хавив, 1992

Сербский член жестокой националистической милиции пинает убитую мусульманку во время войны в Боснии.

Голод в Сомали, Джеймс Нактвей, 1992

Фотограф показал то, на что многие западные страны закрывали глаза. В итоге регион получил поддержку Красного Креста.

Голодающий ребенок и стервятник, Кевин Картер, 1993

Как сообщается, мальчик выжил и умер спустя 14 лет от малярийной лихорадки.

Столпы Творения, НАСА, 1995

Звёздная туманность, сфотографированная на расстоянии 5 световых лет или 48 триллионов километров.

Первое фото, сделанное на мобильный телефон, Филипп Кан, 1997

В 1997 году Филипп Кан застрял в родильном отделении и от нечего делать решил сфотографировать свою новорожденную дочь. Так как он был настоящий мастер в технологиях, он на скорую руку смастерил устройство состоящее из цифровой камеры, подключённой к мобильному телефону. После этого ему удалось подключить телефон к ноутбуку, и прописав несколько строчек кода, он отправил данное фото более чем 2000 человек.

В 2000 году компания Sharp использовала данную технологию, чтобы выпустить первый мобильный телефон со встроенной камерой.

99 центов, Андреас Гурски, 1999

Одна из самых знаменитых фотографий в мире, ставшей таковой из-за её продажи на аукционе за $ 2,3 млн.

Плывущие бегемоты, Майкл Николс, 2000

Два бегемота купаются в Атлантическом океане, чего о этой фотографии никто раньше не видел. Обычно бегемоты проводят жизнь в местных реках и озёрах.

Человек в капюшоне, сержант Иван Фредерик, 2003

Фото было сделано в тюрьме Абу-Грейб, где американские солдаты проводили пытки над иракскими заключенными.

Груз гробов, Тами Силишио, 2004

В апреле 2004 года около 700 американских военнослужащих были убиты на поле боя в Ираке. На фото мёртвые солдаты возвращаются домой в гробах.

Иракская девочка на контрольно-пропускной пункте, Крис Хондрос, 2005

За несколько мгновений до того, как была сделана эта фотография родители той девочки были убиты американскими солдатами, которые открыли огонь испугавшись, что в машине едут боевики или смертники.

Горилла в Конго, Ьрент Стиротон, 2007

Люди несут убитую 230-килограмову гориллу на импровизированных носилках в африканском заповеднике Вирунга, Конго. Браконьеры стали нападать на горилл и вырубать леса. После публикации данной фотографии девять африканских стран, включая Конго, подписали договор о защитите горных горилл в Вирунга.

Смерть Неды, неизвестный фотограф, 2009

Женщина была убита проправительственным снайпером во время протестов в Иране. Данное фото запечатлело последний взгляд Неды Ага-Солтан в небо, после чего оно стало вирусным, и использовалось в качестве призыва остановить войну в Иране.

Оперативная комната, Пит Соуза, 2011

Лидеры белого дома в прямом эфире наблюдают за рейдом американских войск в Пакистане, в результате которого был убит международный террорист Усама бен Ладен.

Северная Корея, Дэвид Гуттенфелдер, 2013

В 2013 году Северная Корея сделала связь 3G доступной для иностранцев и это была первая фотография повседневной Северной Кореи, отправленная в реальном времени.

Сами жители Северной Кореи не имеют возможности использовать 3G/

Селфи на церемонии Оскар, Бредли Купер, 2014

Самое большое количество знаменитостей на одном селфи.

Алан Курди, Нилюфер Демир, 2015

3-летний мальчик Алан Курди мыл найден мертвым на берегу, после того, как лодка с сирийскими беженцами затонула.

Трогательным моментом является поза мальчика во время его обнаружения, из-за которой Алан принял вид, как будто просто спит.

Раздуваемая ветром Джеки, Рон Галлела, 1971

Красивая и молодая вдова убитого президента Жаклин Кеннеди Онассис.

Данное фото создало жанр для папарацци.

Ужас войны, Ник Ут, 1972

Напуганные дети бегут по дороге после того, как ВВС Южного Вьетнама по ошибке сбросило напалм на деревню.