Амедео Модильяни (Amedeo Clemente Modigliani) – итальянский живописец, скульптор, являющийся ярким представителем экспрессионизма, всемирно знаменитым художником парижской художественной школы.

Вырос Амедео в Италии, там же он занимался изучением античного искусства и увлекся живописью. Рисованию он учился во флорентийской, а затем в венецианской академии художеств. Переехав в 1906 в столицу Франции, попал под влияние работ , . Но в результате выработал собственный, уникальный стиль, отличительной чертой которого стал богатый, плотный цвет.

Осенью 1907 Амедео Модильяни познакомился с врачом Полем Александром, ставшим первым покровителем молодого художника и коллекционером его картин. В том же году состоялась первая выставка картин начинающего художника в «Осеннем салоне». Начиная с 1908 года, его выставки регулярно проходили с «Салоне независимых».

Талант Модильяни-живописца наиболее полно раскрылся в жанре портрета. Художник никогда не брал заказов на написание своих портретов и изображал только хорошо знакомых ему людей, словно воссоздавая собственный образ модели.

Во время своей жизни в Париже художник постоянно менял адреса своего проживания. Многие считают, что вечная бездомность была для него благом, создавшим почву для творческих взлетов. Некоторое время художник жил в сарайчике-мастерской, стоявшем посреди пустыря, полностью заросшего кустарником. Иногда ему приходилось даже ночевать на парижском вокзале Сен-Лазар.

Весной 1909 живописец переехал в ателье, расположенное на Монпарнасе. Годом позже он познакомился с молодой Анной Ахматовой и более года был увлечен ею. Толчком к началу развития скульптурного творчества Модильяни стало его знакомство со скульптором . В 1911 Амедео Модильяни выставил созданные им каменные голов. В 1912 г. он выставил 7 своих скульптур в «Осеннем салоне». В 1913 он решил возвратиться к живописи.

В это время у художника обострился хронический туберкулез, поэтому его не взяли на фронт в Первую мировую войну. Несколько лет он жил в Париже, где писал картины и периодически устраивал выставки. В 1917 Амедео встретил юную Жанну Эбютерн, ставшую его основной моделью. Некоторое время спустя молодые люди стали жить вместе. В 1918 году им пришлось покинуть Париж, спасаясь от войны, и отправиться на юг Франции. В ноябре 1918 у Модильяни и Эбютерн родилась дочь.

Двумя годами спустя художник умер от туберкулеза. На следующий день Жанна Эбюртен, находившаяся в то время на последнем месяце беременности, покончила с собой.

Модильяни, который жил и умер на Монпарнасе, чужеземец, утративший связи со своей родиной и нашедший во Франции истинную родину своего искусства, является, быть может, самым современным из наших современных художников. Он сумел выразить не только острое чувство времени, но и независимую от времени правду человечности. Быть современным художником - это, в сущности, значит творчески передать трепет своей эпохи, выразить ее живую и глубокую психологию. Для этого мало остановиться на внешней видимости вещей, для этого нужно уметь раскрывать их душу. Вот именно это великолепно умел Модильяни, художник Монпарнаса, художник, принадлежащий всему миру"1.

1(Цитата по тексту, напечатанному в журн. "Monparnasse". Paris, 1928, № 50.)

Что можно прибавить к этим прекрасным словам чуткого, честно мыслящего современника Модильяни? Разве только что его творчество остается все таким же и сегодня для нас, для всех, кому дорога в искусстве истинная человечность, запечатленная в образах высокой и страстной поэзии


Амедео Модильяни

"Сказать вам, какими качествами определяется, по-моему, настоящее искусство? - спросил как-то совсем уже старый Ренуар одного из своих будущих биографов Вальтера Паха. - Оно должно быть неописуемо и неподражаемо... Произведение искусства должно налететь на зрителя, охватить его целиком и унести с собой. Через произведение искусства художник передает свою страсть, это ток, который он испускает и которым он втягивает зрителя в свою одержимость". Мне кажется, что, во всяком случае, к некоторым произведениям зрелого Модильяни такое определение применимо.


Self Portrait - 1919 - Painting - oil on canvas

Итальянский живописец, скульптор; принадлежал к «Парижской школе». Грация линейных силуэтов, тончайшие цветовые отношения, обостренная выразительность эмоциональных состояний создают особый мир портретных образов.

Любовь Амедео Модильяни и Жанны Эбютерн достойна восхищения. Жанна всем сердцем любила своего Моди и поддерживала во всем. Даже когда он часами рисовал обнаженных натурщиц, она ничего не имела против. Модильяни, упрямый и вспыльчивый, был очарован мягким спокойствием своей возлюбленной. Кажется, совсем недавно он бил посуду во время шумных ссор с Беатрис Гастингс, совсем недавно отказался от Симоны Тиру и ее ребенка, и тут… Он был влюблен. Судьба бедного, больного туберкулезом, безызвестного художника решила сделать ему прощальный подарок. Она подарила ему настоящую любовь.


Jeanne Hebuterne - 1917-1918 - Private collection - Painting - fresco


Coffee (Portrait Jeanne Hébuterne) - 1919 - Barnes Foundation, Lincoln University, Merion, PA, USA - Painting - oil on canvas



Jeanne Hebuterne - 1919 - Israel Museum - Painting - oil on canvas


Jeanne Hebuterne (also known as In Front of a Door) - 1919 - Private collection - Painting - oil on canvas - Height 129.54 cm (51 in), Width 81.6 cm (32.13 in)


Jeanne Hebuterne in a Hat - 1919 - Private collection - Painting - oil on canvas


Jeanne Hebuterne in a Large Hat (also known as Portrait of Woman in Hat) - 1918 - Private collection - Painting - oil on canvas Height 55 cm (21.65 in), Width 38 cm (14.96 in)


Jeanne Hebuterne in a Scarf - 1919 - PC - Painting - oil on canvas


Portrait of Jeanne Hebuterne - 1917 - PC - Painting - oil on canvas



Portrait of Jeanne Hebuterne - 1918 - Metropolitan Museum of Art - New York, NY - Painting - oil on canvas


Portrait of Jeanne Hebuterne - 1918 - PC - Painting - oil on canvas


Portrait of Jeanne Hebuterne - 1919 PC - Painting - oil on canvas


Portrait of Jeanne Hebuterne Seated in an Armchair - 1918 - PC - Painting - oil on canvas


Portrait of Jeanne Hebuterne Seated in Profile - 1918 - The Barnes Foundation - Painting - oil on c


Portrait of Jeanne Hebutern - 1918 - Yale University Art Gallery - New Haven, CT - Painting - oil on canvas

Жанна Эбютерн - Любовь Амедео Модильяни. Именно так, Любовь с заглавной. На следующий день после смерти Амедео она, не вынеся горя, выбросилась из окна.

Его творческая жизнь была, в сущности, мгновенной, она вся уместилась в десять - двенадцать лет бешено напряженной работы, и этот "период", перенасыщенный незаконченными поисками, оказался трагически единственным.

В конце его биографии принято ставить жирную точку: наконец - то Модильяни нашел себя и выразил себя до конца. А он сгорел на полуслове, его творческий полет оборвался катастрофически, он тоже оказался одним из тех, кто "свое на свете не дожил, на земле свое недолюбил" и, главное, недотворил. Даже на основании того, что он сделал неоспоримо совершенно в этот свой один- единственный "период", что продолжает жить для нас еще и сегодня,- кто скажет, куда, в какие новые и, может быть, совершенно неожиданные стороны, в какие неведомые глубины устремился бы этот страстный, тоскующий по какой-то последней, всеисчерпывающей правде талант? Разве только в одном можно не сомневаться - что он не остановился бы на уже им достигнутом.

Вглядимся в него, попробуем вглядеться сквозь неизбежное несовершенство любых книжных репродукций. Неторопливо, один за другим, развернем перед собой эти портреты и рисунки, такие необычные, странные и на первый взгляд монотонные, а потом все сильнее притягивающие к себе каким-то многозначительным внутренним разнообразием, каким-то глубоким, не всегда сразу открывающимся внутренним смыслом. Вас, наверное, поразит, а может быть, и захватит страстная настойчивость этого поэтического языка, и вам не так-то легко будет отделаться от того, что он внушает или неявствено шепчет или подсказывает.

При внимательном вглядывании легко разрушатся первые впечатления одноликости и монотонности этих образов. Чем больше вы всматриваетесь в эти лица и абрисы, тем сильнее вас охватывает ощущение затягивающих глубин, которые таятся то под прозрачно-ясной, то под смещенной, смятой и словно нарочно затуманенной поверхностью изображения. В самой повторности приемов (при ближайшем рассмотрении их окажется не так уж мало) вы ощутите напряженное устремление художника к чему-то самому для него важному, и, может быть, самому тайному во всех этих людях. Вы почувствуете, что они выбраны не случайно, что они как будто тянутся к одному и тому же магниту. И, может быть, вам покажется, что все они, оставаясь самими собой, оказались вовлеченными в один и тот же лирический внутренний мир - мир неспокойный, неприбранный, чутко тревожный, полный неразрешенных вопросов и тайной тоски.

Модильяни пишет и рисует почти исключительно одни только портреты. Давно уже сказано, что по-своему психологически "портретны " даже его знаменитые ню, обнаженная натура. В некоторых справочниках и энциклопедиях его так и называют "портретистом", по преимуществу и по призванию. Но что это за странный портретист, который только сам выбирает свои модели и не приемлет никаких заказов, разве что от своего же брата, вольного художника, или от близкого по духу любителя искусства? Да и кто закажет ему свой портрет, если заранее не откажется от всякой надежды на прямое сходство?


Blonde Nude - 1917 - Painting oil on canvas

Он прирожденный, неисправимый исказитель очевидного и привычного, этот чудак, обрекший себя на вечное искание неожиданных правд. И странное дело: за грубо подчеркнутой условностью нам вдруг может открыться в его полотнах нечто безусловно настоящее, а за намеренным упрощением - нечто жизненно сложное и поэтически возвышенное.

Вот на каком-то портрете - немыслимый стрелообразный нос и неестественно длинная шея, и почему-то нет глаз, нет зрачков, вместо них - как будто ребенком-баловником заштрихованные или закрашенные чем-то голубовато-зеленоватым маленькие овалы. А взгляд есть, и порой очень пристальный; и характер есть, и настроение, и внутренняя своя жизнь, и отношение к окружающей жизни. И даже еще что-то большее иногда: то, что тайно волнует, что наполняет душу самого художника, какими-то неисповедимыми путями связывая его с моделью и диктуя ему непреложность, необходимость, единственность именно этих, а не иных каких-нибудь средств художественного выражения.


Lunia Czechovska - 1919 - PC - Painting - oil on canvas

На другом портрете, рядом, глаза будут широко раскрыты и предельно выразительны именно в мельчайших подробностях. Зато, может быть, еще явственнее скажется упрощенность палитры, "чрезмерная" определенность или, наоборот, "размытость" линий ИЛИ еще какая-нибудь "условность". Само по себе для Модильяни это еще ничего не значит - ни в том, ни в другом случае. Это важно только в целом, в поэтическом открытии образа.


Jeanne Hebuterne with Hat and Necklace - 1917 - Private collection - Painting - oil on canvas

А вот рисунок, в котором, кажется, нет ничего законченного, в котором привычное для нашего глаза отсутствует, а неожиданное и необязательное почему-то становится главным. Рисунок, возникший как будто "из ничего", из неуловимостей, из воздуха. Но этот поразительно свободный рисунок у Модильяни не бывает ни причудой, ни смутным небрежным намеком. Он тончайший, но он и определенейший. В его грамматической недосказанности - почти осязаемая полнота поэтически высказанного, вылившегося образа. И тут, в рисунках, как и в живописных портретах Модильяни, опять только что-то от внешнего сходства с моделью, и тут он сомнительный "портретист", и тут натура преображена властной, к ней прямо не относящейся волей художника, его тайными и нетерпеливыми поисками, нежными или порывистыми касаниями. Словно вглядевшись в того, кто сейчас перед ним, одним махом разделавшись с ним почти в карикатуре или вознеся его почти до символа, он тут же и бросит эту свою модель на непоправимо не законченном холсте, на полу-смятом клочке бумаги, и какая-то сила повлечет его дальше, к другому, к другим, на новые розыски Человека.

Своя новая форма, свои приемы письма нужны Модильяни в силу его прямоты и искренности. И только. Он антиформалист по своей духовной природе, и удивительно, как редко он в этом смысле противоречит сам себе, живя в Париже в эпоху бешеных увлечений формой как таковой - формой ради формы. Он никогда сознательно не ставит ее между собой и окружающей его жизнью. Поэтому он так чуждается всякого абстракционизма. Одним из первых это проницательно увидел Жан Кокто:1 "Модильяни не вытягивает лиц, не подчеркивает их асимметрии, не выкалывает человеку почему-то один глаз, не удлиняет шею. Все это складывается само собой в его душе. Так он рисовал нас за столиками в "Ротонде", рисовал без конца, так он нас воспринимал, судил, любил или опровергал. Его рисунок был молчаливым разговором. Это был диалог между его линией и нашими линиями"2.

1(Перевод этого текста и всех цитируемых в дальнейшем французских, английских, немецких текстов сделан автором.)
2(Jean Cocteau. Modigliani. Paris, Hazan, 1951.)

Создаваемый им мир поразительно реален. Сквозь необычность, а порой даже изысканность некоторых его приемов выступает непреложность реального бытия его образов. Он их поселил на земле, и они с тех пор живут среди нас, легко узнаваемые изнутри, хотя бы мы никогда и не видели тех, кто послужил ему моделью. Он нашел свой путь, свое особое умение знакомить пас с теми, кого он избрал, вытащил из толпы, из среды, из своего времени, полюбив или не приняв. Он заставил нас захотеть понять их тоску и мечту, их затаенную боль или презрение, забитость или гордыню, вызов или покорность. Даже самые "условные" и "упрощенные" его портреты невероятно приближены к нам, двинуты на нас художником. В этом их особое воздействие. Обычно так никто и ни с кем не знакомит: уж очень как-то сразу и уж очень интимно.

Конечно, никакой он не революционер - ни в жизни, ни в искусстве. И социальное в его творчестве вовсе не равнозначно революционному. Открытый прямой вызов враждебным, противным его натуре явлениям окружающей жизни нечасто встречается в его творчестве. И, тем не менее, прав Кокто, когда говорит, что этот художник никогда не был равнодушен к тому, что его окружало, что он всегда "судил, любил или опровергал". Не только в знаменитой саркастической, почти плакатной "Супружеской паре", но и на других полотнах и в ряде рисунков нельзя не почувствовать, как ненавистны Модильяни сытое самодовольство, дешевый снобизм, бросающаяся в глаза или умело завуалированная пошлость, всяческая буржуазность.


Bride and Groom (also known as The Newlyweds) - 1915-1916 - oil on canvas

Но над судом и опровержением в его творчестве явно преобладают понимание и сочувствие. Преобладает любовь. С какой обостренной, тончайшей чуткостью он улавливает и передает нам человеческие драмы, с какой осторожной неясностью проникает в самую глубину затаенной тоски, неизбывной и упрямо скрываемой от равнодушных взглядов. Как он умеет расслышать немой, не высказанный вслух укор обиженного, обездоленного детства, обманутой, несостоявшейся юности. Всего этого много, для иного любителя бездумного оптимизма, пожалуй, даже слишком много в галерее наиболее близких Модильяни людей. Но что же делать, если он это видит, прежде всего, и чаще всего в "простых" людях, в людях не из "общества", к которым его всегда так тянет: в молодежи городских и деревенских низов, горничных и консьержках, натурщицах и модистках, рассыльных и подмастерьях, а иной раз и в женщинах парижских тротуаров. Это вовсе не значит, что Модильяни прикован к одному только страданию, что он художник безнадежно смирившейся скорби. Нет, он жадно ловит и умеет заставить просиять настоящую силу человеческого достоинства, и деятельную, чуткую доброту человеческую, и стойкую душевную цельность. Особенно - в художниках и поэтах, а среди них - особенно в тех, кто с молчаливым упорством, стиснув зубы, шел тяжким путем отверженного, но не преклонившегося таланта. И неудивительно. Ведь это был и его путь - путь "жизни короткой, по полной", которую он когда-то сам себе напророчил.


The Pretty Housewife - 1915 - The Barnes Foundation - Painting - oil on canvas
Хорошенькая домохозяйка, 1915


Serving Woman (also known as La Fantesca) - 1915 - PC - Painting - oil on canvas
Служанка (Ла Франтеска)

Однако и в эти годы и позже Модильяни предпочитает писать не сытых парижских буржуа, "хозяев жизни", а тех, кто ему духовно близок, - Макса Жакоба, Пикассо, Сандрара, Зборовских, Липшиц, Диего Риверу, Кислиига, скульпторов Лорана и Мещанинова, добрейшего доктора Дэврэня в военном френче, актера Гастона Модо на отдыхе, в рубашке с открытым воротом, какого-то милого седобородого провинциального нотариуса с трубкой в руке, какого-то молодого крестьянина с тяжелыми, непривычными к отдыху руками на коленях, бесчисленных своих друзей из парижских низов.



Portrait of Max Jacob - 1916 - Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen - Dusseldorf - Painting - oil on canvas

В 1897 году Макс Жакоб переехал в Париж. Он долго искал себя, одно занятие быстро сменялось другим. Жакоб работал и репортером, и уличным фокусником, и приказчиком, и даже столяром. У него был особый художественный талант: он хорошо разбирался в живописи, писал критические статьи. Макс Жакоб часто посещал выставки, где познакомился с Пабло Пикассо, а позже и с Модильяни.
Друзья Жакоба считали его неоднозначным человеком, выдумщиком и фантазером, любителем мистики.
Жакоба изображали в своих полотнах многие художники, но портрет кисти Модильяни стал наиболее известен.



Portrait of Pablo Picasso - 1915 - PC - Painting - oil on cardboard

Модильяни впервые встретил Пикассо, когда в 1906 году приехал в Париж. Их пути часто пересекались во время Первой мировой войны: когда большинство общих друзей ушло на фронт с французской армией, они остались в Париже. Модильяни, хотя и не был французом, как и Пикассо, хотел пойти на фронт, но ему отказали по состоянию здоровья.
Обычным местом встреч Пикассо и Модильяни было кафе «Ротонда» - одно из самых популярных заведений среди богемы. Художники проводили там часы в задушевных беседах. Пикассо восхищался чувством стиля, который был присущ Модильяни, и даже сказал однажды, что Модильяни был чуть ли не единственным его знакомым, знающим толк в моде.
Оба художника были неравнодушны к африканскому искусству, что впоследствии отразилось на их творчестве.

Сценаристы фильма «Модильяни» указывают на якобы сильную конкуренцию между художниками, однако воспоминания друзей это не подтверждают. Пикассо и Модильяни не были лучшими друзьями, однако идея об их соперничестве выдумана для придания контраста сюжетной линии.



1917 Portrait de Blaise Cendrars. 61x50 cm Rome, Collection Gualino



Portrait of Leopold Zborowski - 1917-18 - PC - Painting - oil on canvas

Амедео Модильяни познакомился со Зборовским в непростое время. Шел 1916 год, война, и мало кто покупал картины даже известных художников. Никому не было дела до молодых талантов, Модильяни ничего не зарабатывал и практически голодал.
Польский поэт Леопольд Зборовский проникся творчеством Модильяни сразу же, когда впервые увидел картины. Они стали близкими друзьями. Зборовский настолько поверил в большое будущее Модильяни, что поклялся во что бы то ни стало сделать его знаменитым художником. Выделив в своем доме самую большую комнату под мастерскую для художника, он мотался без устали по всему Парижу в надежде хоть что-то продать. Но, к сожалению, картины продавались редко. Жена Зборовского, Ханка, терпеливо заботилась об Амедео, закрывая глаза на его непростой характер.
Старания Зборовского в конце концов не прошли даром, и в 1917 году ему удалось устроить для Модильяни выставку в небольшой галерее Берты Вэйль, которой уже давно пришлись по вкусу его картины.
Выставку, к сожалению, нельзя было назвать успешной.


Leopold Zborowski - 1919 - Museu de Arte Moderna de Sao Paulo. Painting - oil on canvas

Модильяни умеет опоэтизировать облик человека, которого он любит и чтит, умеет вознести его над прозой будней: есть что-то величавое во внутреннем покое, в достоинстве и простоте, в самой женственности его "Анны Зборовской" из собрания Римской галереи современного искусства. Пышный белый воротник, высоко поднятый справа и сзади, как бы слегка поддерживающий голову модели на темно-красном фоне, недаром кому-то из художественных критиков показался чуть не атрибутом испанских королев.



Anna (Hanka) Zborowska - Galleria Nazionale d"Arte Moderna - Rome (Italy)



Anna (Hanka) Zabrowska - Painting - oil on canvas


Portrait of Anna Zborowska - 1917 - Museum of Modern Art - New York - Painting - oil on canvas


Portrait of Anna Zborowska - 1919 - PC - Painting - oil on canvas


1917 Jacques Lipchitz et sa femme 81x54 cm Chicago, Art Institute



Portrait of Diego Rivera - 1914 - PC - Painting - oil on canvas

В конце июня 1911 года мексиканский живописец и политический деятель Диего Ривера приехал в Париж. Вскоре он познакомился с Модильяни. Их вместе часто видели в кафе: они выпивали и иногда дебоширили, бросали неприличные фразы вслед прохожим.
В этот период Ривера написал «Каталонский Пейзаж», который определил новое направление в его творчестве: он открыл для себя совершенно новую технику.



Portrait de Diego Rivera - 1914 - Huile sur Toile. 100x81 cm Collection Particulière



1915 Portrait de Moïse Kisling Milan, Collection Emilio Jesi



Портрет Анри Лорана, 1915, экспрессионизм,Private Collection,масло, холст



Portrait of Oscar Meistchaninoff - 1916 - PC - Painting - oil on canvas



Portrait of Doctor Devaraigne - 1917 - PC - Painting - oil on canvas


Portrait de Chaïm Soutine - 1916 - 100x65 cm Paris, Collection Particulière

Хаим Сутин перебрался в Париж, окончив Школу изящных искусств в Вильнюсе, в 1913 году. Еврей белорусского происхождения, 10-й ребенок в 11-детной семье, он мог рассчитывать только на себя. Первые годы он жил в голоде и нищете, работал в «Улье», общежитии для бедных художников, где и познакомился с Амедео Модильяни. У них завязалась очень крепкая, но, к сожалению, непродолжительная дружба из-за ранней смерти Модильяни.
Хаим быстро развил собственную технику и манеру написания картин, и его работы стали значимым вкладом в развитие экспрессионизма.
Из-за постоянного голода у Хаима появилась язва. Его лицо, обрамленное взъерошенными волосами, все время корчилось от боли. Но рисование было его спасением, уводило в другой, волшебный мир, в котором он забывал о пустом болящем желудке.


1916 Portrait de Chaïm Soutine Huile sur Toile 92x60 cm wngoa

Так он писал друзей. Но никакая дружба не может затуманить зоркости его глаза (Вламинку запомнилась властность в его взгляде на модель во время работы). Он не прощает и другу того, чего он не принимает, что всегда остается ему чуждым или даже вызывает его враждебность. В таких случаях Модильяни становится ироничным, если не злым. Вот Беатриса Хестингс с самоуверенно - капризным, высокомерным выражением лица.
У Беатрис Хестингс был роман с Амедео, продлившийся около 2 лет.


Portrait of Beatrice Hastings - 1915 - PC - Painting - oil on canvas


Portrait of Beatrice Hastings - 1916 - The Barnes Foundation - Painting - oil on canvas



Portrait of Beatrice Hastings - 1915 - PC - Painting - oil on canvas 2


Beatrice Hastings Leaning on Her Elbow


Beatrice Hastings Standing by a Door


Beatrice Hastings, Seated - 1915 - Private collection


Beatrice Hastings

А вот скучающий, как будто поверх людей глядящий, претенциозный Поль Гийом нарочито небрежно облокотился на спинку стула.


1916 Portrait de Paul Guillaume 81x54 cm Milan Civicca Galeria d"Arte Moderna

Жана Кокто Модильяни отлично знал как необыкновенно одаренного человека. Он знал его блестящий, острый ум, его многогранный талант поэта, художника, критика, сочинителя знаменитых балетов, романиста и драматурга. Но ведь одновременно Кокто считался и основателем стиля "элегантной богемы", "изобретателем мод и идей", олицетворением "крылатого лукавства", "акробатом слова", непревзойденным мастером салонного разговора обо всем и пи о чем. Есть что-то и от такого Кокто в портрете Модильяни, где он словно заранее соразмерен с преувеличенно высокой спинкой и комфортабельными подлокотниками стильного кресла, весь из прямых линий и острых углов - плечи, локти, брови, даже кончик носа: холодным дендизмом веет и от принятой позы, и от элегантнейшего синего костюма, и от безупречной "бабочки" - галстука.



Portrait of Jean Cocteau - 1917 - PC - Painting - oil on canvas

Мне недоступен исчерпывающий объективный анализ стилистики Модильяни. Но есть в ней какие-то общие особенности, которые бросаются в глаза, вероятно, всякому внимательному зрителю. Нельзя не заметить, например, как много у него, особенно среди более ранних работ, незаконченного, - вернее, такого, что, наверно, признали бы незаконченным многие другие художники. Иногда это может показаться эскизом, разрабатывать и совершенствовать который он почему-то не хочет,- может быть, потому, что слишком дорожит первым впечатлением. Кого-то это раздражает; говорят о неоправданной условности, даже о "неточной" живописи. У Хуана Гриса есть афоризм: "В общем, стремиться надо к хорошей живописи, которая всегда условна и точна, в противоположность плохой живописи, безусловной, но не точной" ("C"est, somme toute, faire une peinture inexacte et precise, lout le contraire de la mauvaise peinlure qui est exacle el imprecise")1.

1(Цит. по кн.: Pierre Courthion. Paris de temps nouveaux. Geneve, Skira, 1957.)

А может быть, эта недосказанность в сочетании с властностью мастерства и составляет для нас главную притягательную силу Модильяни?

Лионелло Вентури и ряд других исследователей его творчества уверены, что в основе его стилистического своеобразия - линия, как бы ведущая за собой цвет. И действительно: плавная, мягкая или, наоборот, твердая, грубая, утрированная, утолщенная, она то и дело нарушает реальность и в то же время возрождает ее в неожиданном, поразительном качестве. Свободно захватывая наслоенные друг на друга планы, она создает ощущение глубины, объема, "видимости невидимого". Она как бы выносит наперед эту прекрасную модильяниевскую "телесность", игру тончайших цветовых нюансов и переливов, заставляя их дышать, пульсировать, наливаться изнутри теплым светом.


1918 Portrait de Jeanne Nébuterne. 46x29 cm. ParisCollection Particulière


Elvire au col blanc - 1918 - 92x65 cm - Paris Collection - Particulière



Etude pour le portrait de Franck Burty Havilland - 1914 - Huile sur Toile. Los Angeles, County Museum



Frans Hellens - 1919 - PC - oil on canvas


Giovanotto dai Capelli Rosse - 1919 - oil on canvas


Girl on a Chair (also known as Mademoiselle Huguette) - 1918 - PC - oil on canvas - Height 91.4 cm (35.98 in) Width 60.3 cm (23.74 in)


Jacques and Berthe Lipchitz - 1917 - The Art Institute of Chicago (USA) - oil on canvas



Joseph Levi - 1910 - Private collection - Painting - oil on canvas


Little Girl in Black Apron - 1918 - Kunstmuseum Basel - Painting - oil on canvas

Весной 1919 года Модильяни опять какое-то время провел в Капе. Посылая оттуда матери открытку с видом, он писал ей 12 апреля: "Как только устроюсь, пришлю тебе точный адрес". Но вскоре он снова вернулся в Ниццу, где все последнее время его работе мешали хлопоты о восстановлении пропавших бумаг. К тому же он еще схватил там "испанку" - опасную инфекционную болезнь, свирепствовавшую тогда по всей Европе. Едва встав с постели, он снова принялся за работу.

Интенсивность его творчества этого и последующего, парижского, периодов поистине удивительна, особенно если подумать о том, что все это время он был уже неизлечимо болен, как выяснилось впоследствии. Сколько он написал тогда одних только портретов Жанны и сколько сделал с нее рисунков! А знаменитая "Девочка в голубом", а дивные портреты Жермены Сюрваж и г-жи Остерлинд, а "Кормилица с ребенком", которую обычно называют "Цыганкой", а целый ряд его все более совершенных ню... Все это было создано за каких-нибудь полтора года.


Little Girl in Blue - 1918 - PC - Painting - oil on canvas


The Pretty Vegetable Vendor (also known as La Belle Epiciere) - 1918 - PC - Painting - oil on canvas


Pink Blouse - 1919 - Musee Angladon - Avignon - Painting - oil on canvas


Portrait de Madame L - 1917 - Painting - oil on canvas



Portrait of a Girl (also known as Victoria) - 1917 Tate Modern - London - Painting - oil on canvas

Илья Эренбург, русский поэт, прозаик и фотограф, эмигрировал во Францию в 1909 году. В Париже, занимаясь литературной деятельностью и вращаясь в кругах молодых художников, он познакомился с Модильяни. Как и Модильяни, Кокто и другие художники, он проводил вечера в кафе «Ротонда». Эренбургу понадобилось немало времени, чтобы разгадать тайну неугомонного характера Модильяни, которую он описал в «Стихах о канунах» 1915 года:

Ты сидел на низенькой лестнице,
Модильяни.
Крики твои - буревестника, Уловки обезьяньи.
А масляный свет приспущенной лампы,
А жарких волос синева!..
И вдруг я услышал страшного Данта -
Загудели, расплескались темные слова.
Ты бросил книгу,
Ты падал и прыгал,
Ты прыгал по зале,
И летящие свечи тебя пеленали.
О, безумец без имени!
Ты кричал - «Я могу! Я могу!»
И какие-то четкие пинии
Вырастали в горящем мозгу.
Великая тварь -
Ты вышел, заплакал и лег под фонарь.
http://www.a-modigliani.ru/okruzhenie/druzya.html

Спасибо за внимание! Продолжение следует...

Текст по книге Виленкин Виталий Яковлевич "Амадео Модильяни"

Когда наступает момент выбора свадебного фотографа, каждая пара ищет того, кто сможет лучше других поймать и сохранить все события и эмоции самого важного дня. Почувствовать настроение влюбленных и их близких, не упустить забавные и трогательные моменты может только настоящий профессионал, знающий и любящий свое дело. В Москве много, нет, даже очень много хороших свадебных фотографов, но как найти того самого? Специально для тех, кто ищет, мы сделали подборку из 20 лучших свадебных фотографов, работающих в Москве. Вам больше не нужно прочесывать интернет и обзванивать агентства. Просто выбирайте.

С осени 2016 года сайт при поддержке Sony запустили портал лучших свадебных фотографов WeddingPro . К участию приглашаются фотографы с опытом более 3 лет и более 15 свадебных съемок. Участникам портала предоставляются специальные условия тестирования и последующей покупки фототехники, PR на сайт и в социальных сетях, живые заказы.

1. Артем Кондратенков

Артем входит в Топ-15 свадебных фотографов России по версии MyWed, делает выездные съемки в других городах и за границей, активно участвует в конкурсах и ассоциациях свадебных фотографов разного уровня. Например, в 2010 году он стал победителем профессионального конкурса свадебной фотографии «Би Май Bride 2010» в номинации «Альбом» (г. Москва), а в 2011 - призером конкурса свадебной фотографии BWPA (профессиональный конкурс свадебных фотографов Беларуси) в номинации «Лучшее репортажное фото». В свадебных фотосессиях Артему удается создать непринужденную обстановку в кадре, позволяя молодоженам и гостям проявить свой характер и харизму.

2. Александр Ноздрин

На профессиональном счету Александра более 700 свадебных фотосессий, в которых он умело сочетает опыт репортажной, постановочной и студийной съемки. На фотографиях Александра даже самые постановочные сцены выглядят естественными и динамичными. В 2014 году Александр был удостоен звания мастер свадебной и семейной фотографии, и является единственным российским фотографом получивший Гран-при на международном конкурсе WPPI (Wedding & Portrait Photographers International).

3. Галина Набатникова

Свое творчество Галина, которая обычно работает в паре с Геннадием Граниным, описывает как «элегантную фотожурналистику в стиле кинематографа». И это очень точное описание - ее снимки действительно часто похожи на скриншоты киносцен, в них есть настоящее движение и жизнь. Нельзя не отметить портреты невест, которые Галина делает с особенным подходом к каждой девушке. Геннадий и Галина - призеры Первой Национальной Премии «Лучший фотограф года» в 2009 году, многочисленные призеры конкурсов Всемирной Ассоциации Профессиональных Свадебных Фотографов (ISPWP).

4. Рустам Хаджибаев

Рустам профессионально занимается фотографией уже около 20 лет, успев поработать в самых разных жанрах: в рекламе, в фэшн-фотографии, репортаже. Последние 9 лет он работает свадебным фотографом и в своих фотосессиях сочетает художественность, энергетику, радость моментов и искренность эмоций. По словам Рустама, свадебная фотография является прекрасным образцом прежде всего портретной фотографии, ведь именно в торжественной и радостной обстановке каждый человек показывает себя с наилучшей стороны.

5. Катя Мухина

Катя называет себя свадебным фотографом без границ - с 2003 года она работала более чем на 500 свадьбах в России и по всему миру. Катя любит создавать уникальные и волшебные снимки, фотографировать пары с азартом и любовью к приключениям. В 2011 году была признана самым креативным свадебным фотографом на фотоконференции MyWed (первое место в конкурсе «Idea!» на самую креативную фотографию о любви). В 2013 году была номинирована редакцией журнала AMERICAN PHOTO на Топ-10 Лучших свадебных фотографов мира. Представляет компанию Canon в Европе и России как свадебный фотограф.

6. Дарья Булавина

Дарья является Членом Творческого Союза Художников России, участницей международных выставок и автором книг по фотографии. Сегодня она известна как один из лучших фотографов Москвы. У Дарьи сложившийся фотопочерк, благодаря которому создаются изящные снимки, наполненные торжественностью момента Она имеет собственную фотошколу и несколько состоявшихся персональных фотовыставок.

7. Денис Калиниченко

Денис Калиниченко уже попадал в в 2013 году, и снова оказался в списке лучших по праву. Основным направлением его деятельности является свадебная и семейная фотография, в которой он действительно преуспел. На свадебных съемках Денис успевает уделить внимание абсолютно всему: деталям торжественной обстановки, гостям, застолью, атмосфере праздника и, конечно, молодоженам.

8. Юлия Бурулева

Юлия - профессиональный фотограф, получила образование в области фотографии по специальности фотохудожник. Возможно, именно это во многом определяет то, как сильна Юлия в своем деле: профессиональная работа с композицией, светом и цветом, с людьми в кадре - все это есть в ее фотографиях. Свадебными съемками Юлия занимается более восьми лет, и не раз становилась номинантом и призером в профильных конкурсах самого разного уровня. В 2010 году Юлия стала победителем Ежегодного конкурса Ассоциации свадебных фотографов в номинации «Лучший свадебный фотограф».

9. Александр Василев

В свадебную фотографию Александр Василев пришел не сразу, этому предшествовал долгий творческий путь. Долгое время он жил в США, вбирая в себя лучший стороны американской культуры. Александр считает, что именно это во многом повлияло на стиль его фотографий: его работы стали яркими, эмоциональными, с элементами стоковой фотографии и налетом «журнальности». В свадебной фотографии Александр делает упор на постановку, но при этом сама постановка носит репортажных характер, так называемый «постановочный репортаж». Фотограф считает, что каждая свадьба уникальна и неповторима, она сама диктует настроение и жанр будущих снимков.

10. Лилия Горланова

В фотографию Лилия пришла из мира моды, в области которой имеет высшее художественное образование. Именно поэтому самым главным в своих фотоработах Лилия считает творческую составляющую. Специализируется на портретной фотографии. В свадебных съемках Лилия больше всего любит чувствовать себя частью происходящего - эмоции счастливых людей и окружающую красоту она передает с помощью фотографии. Лилия является действительным членом и призером международных ассоциаций свадебных фотографов. В 2011 году она стала победителем конкурса MyWed Award и обладателем титула «Фотограф года».

11. Алексей Киняпин

Финалист MyWed Award 2012, организатор собственных мастер-классов, Алексей Киняпин считается одним из самых успешных свадебных фотографов России. Алексей любит фотографировать счастливых людей, сохраняя эти моменты для их семейной истории. С апреля по ноябрь Алексей фотографирует свадьбы, а зимой путешествует и занимается travel-фотографией.

12. Сергей Запорожец

Как сказал Сергей в одном интервью, если бы он не был фотографом, то был бы изобретателем. Тяга к изобретательству видна и в его работах - нетипичные ракурсы можно было бы назвать визитной карточкой Сергея. Как говорит сам Сергей, хорошая фотография рождается там, где сходятся свет, ракурс и настроение. Его стиль заключается в сочетании креативной постановки и свадебной фотожурналистики. Подмечать детали, показывать обычное в необычном свете - это у Сергея получается лучше всего.

13. Константин Грибов

Константин открыл для себя фотографию еще в детстве, первые шаги в фотографии он тогда проделывал под руководством дедушки. Одним из самых ярких детских впечатлений называет момент, когда на белом листе бумаги начинало проявляться изображение… Сегодня все фотографии Константина получаются настолько живыми, что так и хочется протянуть руку и потрогать струи воды, подпрыгнуть вверх вместе со зрителями концерта или дать ещё одно печенье очаровательному мальчугану. Константин любит снимать отдельные фотоистории. В такой ситуации кадр делается не ради кадра, а используется как средство выражения какой-то мысли. По сути - это рассказ, написанный фотографическим языком.

14. Сергей Хватынец

Выпускник Школы свадебной фотографии Сергея Новожилова, Сергей Хватынец – один из самых интересных и успешных свадебных фотографов России. Как говорит сам Сергей о своей работе, он фотографирует мечты о любви о романтике, ловит в объектив фотоаппарата самое красивое состояние человека – состояние влюбленности, которое царит на свадьбах.

15. Анастасия Белоглазова

В каждой новой съемке молодоженов Анастасия видит возможность по-новому взглянуть на процесс создания фотографии, найти новые краски и по-другому расставить акценты. В своих снимках она старается не только передать эмоции молодоженов в самый счастливый момент их жизни, но также привнести частичку собственного настроения. Именно это делает фотографии неповторимыми.

16. Алексей Малышев

Алексей Малышев самым важным в свадебной фотографии считает возможность заново прожить счастливый день. Он не устает искать новые ракурсы и идеи для снимков, использует случайности и охотится за настоящими эмоциями. Алексей является участником и неоднократным победителем известной мировой ассоциации свадебных фотографов FearlessPhotographers.

18 ноября 1999 года в возрасте 93 лет ушел из жизни знаменитый фотограф немецкого происхождения Хорст П. Хорст – автор известнейшей фотографии «девушки в корсете». Хорст вошел в историю 20-го века, как величайший мастер модной и портретной фотографии и один из создателей эротической фотографии в её современном виде. За 60 лет своей карьеры он стал поистине легендарной фигурой, а его работы – синонимом элегантности, стиля и изысканного гламура. Сегодня мы собрали для вас выдающиеся работы автора.

Хорст Пауль Альберт Борманн родился в 1906 году в городе Вейсенфелс, Германия, в семье зажиточного торговца. Уже в ранней юности он познакомился в доме своей тети с танцором Эваном Вайдманом, во многом определившем его интерес к авангардному искусству. На фото: снимок из знаменитой серии «Циферблат» (Round the Clock), 1987 год.

Однако поначалу фотография мало интересовала Хорста. Он учился плотницкому делу и мебельному ремеслу в гамбургской Школе прикладного искусства и страстно увлекался архитектурой. В 1930 году Хорст переехал в Париж, чтобы изучать архитектуру под руководством своего кумира – знаменитого Ле Корбюзье.

Вскоре Хорст познакомился с молодым фотографом журнала Vogue бароном Георгием Гойнингеном-Гюне, став его моделью, ассистентом, а по слухам еще и любовником. Уже в 1931 году он сам начал сотрудничать с Vogue.

В 1932 году прошла и первая выставка молодого фотографа в Париже. Выставка получила восторженные отзывы в журнале The New Yorker, благодаря которым о нем узнали не только в Европе, но и в Америке. Так Хорст П. Хорст внезапно «проснулся знаменитым», в одночасье став самой настоящей звездой фэшн-фотографии.

В этом же году он сделал портрет актрисы Бетт Дейвис, ставший первым в списке снимков знаменитостей, который пополнялся в течение всей жизни мастера.

В 1935 году Хорст становится главным художником французского Vogue. Позже для многих имя Хорста и понятие «стиль Vogue» станут синонимами. На фото: снимок из знаменитой серии «Циферблат» (Round the Clock).

Фотографии Хорста представляют собой блистательную игру света и тени. Он работал почти исключительно в студии, где мог сам создавать необходимое освещение, и почти никогда не использовал фильтры.

Модели на его работах часто ассоциируются с античными изваяниями: Хорст даже заставлял девушек ходить в Лувр, чтоб они проникались там пластикой и изящной грациозностью. Как считал фотограф, главная техническая проблема, которую приходится преодолевать его коллегам, – это зажатость модели; с остальным всегда можно с лёгкостью справиться.

Хорст много внимания уделял деталям, зачастую очень броским и неожиданным: «В моих лучших работах всегда есть небольшой беспорядок: например, грязная пепельница», - говорил фотограф.

В 1936 году Хорст создаёт один из своих знаменитейших «модных » этюдов – «Белый Рукав» и снимает Лизу Фонссагрив (на фото), которая надолго станет его любимой моделью.

В 1937-м Хорст впервые встретился с Коко Шанель. Он по-настоящему восхищался этой выдающейся женщиной, называл ее «королевой всего» и был готов фотографировать для мадам все что угодно.

В сентябре 1939 года Хорст сделал свою самую знаменитую фотографию «Корсет Мэйнбохер», которая произвела настоящий фурор. Эту работу принято считать вершиной эротизма в фотоискусстве.

А в следующем году Хорст снимает первую фотографию в стиле «ню» с той же моделью – «Лара с арфой».

В 40-х годах Хорст переезжает в Америку и получает гражданство США. В его американском паспорте уже записано имя, под которым он и вошел в историю фотографии – Хорст П. Хорст.

Знаменитая серия фотопортретов Марлен Дитрих 1942 года запечатлела актрису в задумчивости: эта работа стала классикой гламурного портрета. По отзывам актрисы, никто другой из фотографов так не белил кожу и не скрадывал даже малейшие недостатки фигуры.

В военные годы перед фотографом встал непростой выбор между его родиной по рождению – Германией – и новой родиной – США. В июле 1943 года Хорст присоединился к рядам американской армии и работал военным фотографом в армейском журнале, однако эти работы не получили широкого распространения.

После войны подход к фэшн-фотографии несколько изменился – на место студийным съемкам пришли фотографии, стилизованные под репортаж. А Хорст переключился на портретные интернациональной богемы.

В 1945 году Хорста приглашают в Белый дом, где он фотографирует президента США Гарри Трумэна, который впоследствии станет его настоящим другом. В послевоенный период Хорст делал портреты каждой новой Первой леди страны. На фото: Джеки Кеннеди, 1953 год.

Хорст продолжал снимать вплоть до 1992 года, пока его зрение резко не ухудшилось. На фото: одна из поздних работ автора – «Ева с розой», 1988 год.

Сегодня Хорст – один из самых дорогих фотографов ХХ века, цены на его оригинальные авторские отпечатки, весьма редкие на рынке, постоянно растут и колеблются в районе $10000. На фото: еще один снимок из знаменитой серии «Циферблат» (Round the Clock), 1987 год.