Что делает фотографа знаменитым? Десятилетия, проведенные в профессии, приобретенный или бесценный опыт? Нет, фотографа делают знаменитым только его снимки. Список известных фотографов мира состоит из людей, обладающих яркой индивидуальностью, вниманием к деталям, высочайшим профессионализмом. Ведь не достаточно просто оказаться в нужном месте в нужное время, еще нужно уметь правильно отобразить происходящее. Быть хорошим фотографом не просто, не говоря уже о профессиональном уровне. Мы хотим вас познакомить с величайшими классиками фотографии и примерами их работ.

Ансель Адамс

"То, что фотограф способен увидеть, а об увиденном - сказать, имеет несравненно большее значение, чем качество технического оборудования... " (Ансель Адамс)

Ансель Адамс (Ansel Easton Adams , 20 февраля 1902 - 22 апреля 1984) - американский фотограф, наиболее известный своими чёрно-белыми снимками американского Запада. Ансель Адамс с одной стороны был одарен тонким художественным чутьем, с другой - безупречно владел техникой фотографии. Его фотографии полны почти эпической мощи. Они совмещают в себе черты символизма и магического реализма, внушая впечатление «первых дней Творения». В течении своей жизни он создал более 40,000 фотографий, участвовал более чем в 500 выставках по всему миру.

Юсуф Карш

«Если, глядя на мои портреты, вы узнаете об изображенных на них людях что-нибудь более значительное, если они помогут вам разобраться в своих чувствах относительно кого-нибудь , чья работа оставила след в вашем мозгу – если вы взгляните на фотографию и скажете: «Да, это он» и при этом узнаете о человеке что-то новое – значит это действительно удачный портрет» (Юсуф Карш)

Юсуф Карш (Yousuf Karsh, 23 декабря 1908 - 13 июля 2002) - канадский фотограф армянского происхождения, один из мастеров портретной фотографии. В течение своей жизни сделал портреты 12 президентов США, 4 Папы Римских, всех премьер-министров Великобритании, советских лидеров — Хрущева, Брежнева, Горбачева, а так же Альберта Эйнштейна, Эрнеста Хемингуэя, Пабло Пикассо, Бернарда Шоу и Элеоноры Рузвельт.

Роберт Капа

«Фотография – это документ, глядя на который имеющий глаза и сердце начинает ощущать, что в мире не все благополучно» (Роберт Капа)

Роберт Капа (Robert Capa, настоящее имя Эндре Эрнё Фридман, 22 октября 1913, Будапешт - 25 мая 1954, Тонкин, Индокитай) - фоторепортёр еврейского происхождения, рождённый в Венгрии. Роберт Капа совсем не собирался становиться фотографом, к этому его подтолкнули жизненные обстоятельства. И только смелость, авантюризм и яркий изобразительный талант сделали его одним из самых известных военных репортеров двадцатого века.

Анри Картье-Брессон

«...с помощью фотографии можно зафиксировать бесконечность в одном моменте времени ... » (Анри-Картье Брессон)

Анри-Картье Брессон (Henri Cartier-Bresson, 2 августа 1908 – 3 августа 2004) – один из главных фотографов XX века. Отец фотожурналистики. Один из основателей фотоагентства Magnum Photos. Родился во Франции. Увлекался живописью. Большое внимание уделял роли времени и «решающего момента» в фотографии.

Доротея Ланж

Доротея Ланж (Dorothea Margarette Nutzhorn, 26 мая 1895 - 11 октября 1965) - американский фотограф и фотожурналист/ Ее фотографии, яркие, бьющие в самое сердце своей откровенностью, неприкрытостью боли и безнадежности – безмолвное свидетельство того, что пришлось пережить сотням тысяч простых американцев, лишенных крова, элементарных средств к существованию и всякой надежды.

Эта фотография на протяжении многих лет была в буквальном смысле олицетворением Великой Депрессии. Доротея Ланж сделала снимок во время посещения лагеря сборщиков овощей в Калифорнии в феврале 1936 года, желая показать всему миру стойкость и несгибаемость гордой нации в тяжелые времена.

Брассай

«Шанс есть всегда - и каждый из нас надеется на него. Только плохой фотограф реализует один шанс из ста, тогда как хороший использует все»

«У каждого творческого человека есть две даты рождения. Вторая дата - когда он поймет в чем его истинное призвание - намного важнее первой»

«Цель искусства - возвысить людей до такого уровня, до которого они бы не смогли дойти другим путем»

«Существует много фотографий полных жизни, но непонятных и быстро забывающихся. Им не хватает силы - а это самое важное» (Брассай)

Брассай (Дьюла Халас, 9 сентября 1899 - 8 июля 1984) - венгерский и французский фотограф, художник и скульптор. На фотографиях Брассая мы видим таинственный Париж в свете уличных фонарей, площади и дома, туманные набережные, мосты и почти сказочные кованые решетки. Один из его излюбленных приемов нашел отражение в серии фотографий, сделанных при свете фар редких в то время автомобилей.

Брайан Даффи

«Каждую фотографию, созданную после 1972 года, я видел раньше. Ничего нового. Через некоторое время я понял, что фотография мертва...» Брайан Даффи

Брайан Даффи (15 июня 1933 – 31 мая2010) — ангийский фотограф. Перед его камерой, в свое время, стояли Джон Леннон, Пол Маккартни, Сэмми Дэвис Мл., Майкл Кейн, Сидни Пуатье, Дэвид Боуи, Джоанна Ламли и Уильям Берроуз.

Джерри Уэлсман

«Я верю, что возможности человека передавать вещи за гранью видимого огромны. Этот феномен можно наблюдать во всех жанрах изящных искусств, так как мы находимся в постоянном поиске новых способов объяснения мира, который иногда раскрывается перед нами в мгновения понимания, выходящего за границы нашего привычного опыта.» (Джерри Уэлсман)

Джерри Уэлсман (1934) — американский теоретик искусства фотографии, преподаватель, один из интереснейших фотографов второй половины двадцатого столетия, мастер загадочных коллажей и визуальных интерпретаций. Сюрреалистические коллажи талантливого фотографа покоряли мир, когда «Фотошопа» еще и в проекте не было. Впрочем, и сейчас автор необычных работ остается верен собственной технике и считает, что в затемненной фотолаборатории творятся чудеса.

Энни Liebovitz

«Когда я говорю, что хочу сфотографировать кого-то , это значит, что я хочу узнать его. Всех, кого я знаю, я фотографирую» (Анна-Лу «Энни» Лейбовиц)

Анна-Лу «Энни» Лейбовиц (Anna-Lou «Annie» Leibovitz ; род. 2 октября 1949, Уотербери, Коннектикут) - известный американский фотограф. Специализируется на портретах знаменитостей. На сегодня является самой востребованной среди женщин-фотографов. Ее работы украшают обложки журналов Vogue, Vanity Fair, New Yorker и Rolling Stone , ей позировали обнаженными Джон Леннон и Бетти Мидлер, Вупи Голдберг и Деми Мур, Стинг и Дивайн. Энни Лейбовиц удалось разбить стереотипы красоты в моде, ввести на фотоарену пожилые лица, морщины, будничный целлюлит и несовершенство форм.

Джерри Гионис

«Выделите хоть пять минут в день на то, чтобы попытаться совершить невозможное -и вы скоро почувствуете разницу» (Джерри Гионис).

Джерри Гионис – топовый свадебный фотограф из Австралии – настоящий мастер своего жанра! Не даром он считается одним из самых успешных мастеров этого направления в мире.

Колберт Грегори

Грегори Колберт (1960, Канада) — пауза в нашем стремительном мире. Остановка на бегу. Абсолютная тишина и сосредоточенность. Прелесть в молчании и неподвижности. Ощущение восторга от чувства сопричастности с огромным живым существом - планетой Земля- именно такие эмоции вызывают его работы. В течение 13 лет он совершил 33 (тридцать три) экспедиции в самые удаленные и экзотические уголки нашей необъятной и то же время такой крошечной планеты: Индия, Бирма, Шри-Ланка, Египет, Доминика, Эфиопия, Кения, Тонга, Намибия, Антарктика. Перед собой он поставил одну задачу - отразить в своих работах удивительные взаимоотношения между человеком и природой, животным миром.

На самом деле список величайших фотографов достаточно большой, и это всего лишь некоторые из них.

Все фотографии, представленные ниже, являются победителями фотоконкурса World Press различных лет.

"Самая известная фотография, которую никто не видел", - так фотограф Associated Press Ричард Дрю (Richard Drew) называет свой снимок одной из жертв Всемирного торгового центра, выпрыгнувшей из окна навстречу собственной смерти 11 сентября. "В тот день, который больше всех других дней в истории был запечатлен на камерах и на фотопленке, - писал позднее Том Джунод (Tom Junod) в "Esquire", - единственным табу с общего согласия стали снимки выпрыгивающих из окон людей". Пять лет спустя "падающий человек" Ричарда Дрю остается ужасным артефактом того дня, который должен был все изменить, но не изменил.

Фотография, показавшая лицо Великой Депрессии. Благодаря легендарному фотографу Доротеи Ланж, на протяжении многих лет Флоренс Оуен Томпсон была в буквальном смысле олицетворением Великой Депрессии. Ланж сделала снимок во время посещения лагеря сборщиков овощей в Калифорнии в феврале 1936 года, желая показать всему миру стойкость и несгибаемость гордой нации в тяжелые времена. Сегодня подобные фотографии (как и видео) можно сделать с помощью экшн-камеры xiaomi yi , но в те времена пользовались более примитивными камерами. История жизни Доротеи оказалась такой же притягательной, как и ее портрет. В свои 32 года она уже была матерью семерых детей и вдовой (муж умер от туберкулеза). Оказавшись практически без средств к существованию в трудовом лагере для переселенцев, ее семья питалась мясом птиц, которых удавалось подстрелить детям и овощами с фермы - так же жили и остальные 2 500 работников лагеря. Публикация фотографии произвела эффект разорвавшейся бомбы. История Томпсон, появившаяся на обложках самых авторитетных изданий, вызвало немедленный отклик со стороны общественности. Администрация по делам переселенцев немедленно направила в лагерь еду и предметы первой необходимости. К сожалению, семья Томпсон к этому моменту уже покинула обжитое место и от щедрот правительства ничего не получила. Надо отметить, что в то время имени женщины, изображенной на фотографии, никто не знал. Лишь спустя сорок лет после публикации этой фотографии, в 1976 году Томпсон «раскрыла» себя, дав интервью одной из центральных газет.

Stanley Forman/Boston Herald, США. 22 июля 1975 года, Бостон. Девушка и женщина падают, пытаясь спастись от пожара.

Фотограф Ник Ют сделал фото вьетнамской девочки, убегающей от взорвавшегося напалма. Именно этот снимок заставил весь мир задуматься о войне во Вьетнаме. Фото 9-летней девочки Ким Фук 8 июня 1972 года навсегда вошло в историю. Впервые Ким увидела этот снимок 14 месяцев спустя в госпитале в Сайгоне, где она лечилась от странных ожогов. Ким по-прежнему помнит, как в день бомбежки она бежала от своих братьев и сестер, и не может забыть звук падающих бомб. Какой-то солдат пытался помочь и облил ее водой, не подозревая, что это сделает ожоги еще сильнее. Фотограф Ник Юг помог девочке и доставил ее в госпиталь. Сначала фотограф сомневался, стоит ли публиковать фото обнаженной девочки, но потом решил, что мир должен увидеть этот снимок. Позже фотографию назвали лучшим фото XX века. Ник Ют пытался уберечь Ким от излишней популярности, но в 1982 году, когда девушка училась в медицинском университете, вьетнамское правительство нашло ее, и с тех пор образ Ким использовался в цепях пропаганды. «Я была под постоянным контролем. Я хотела умереть, это Фото преследовало меня»,- говорит Ким. Позже была иммиграция на Кубу, где она смогла продолжить образование. Там она познакомилась с будущим мужем. Вместе они переехали в Канаду. Много лет спустя она наконец-то поняла, что не может убежать от этой фотографии, и решила использовать ее и свою известность в целях борьбы за мир.

Пожар в здании Triangle Shirtwaist Company, 1911 Американская компания Triangle Shirtwaist прославилась в США благодаря любви к дешевому труду молодых иммигранток на своих фабриках. Поскольку сохранялся риск, что такой персонал будет воровать, то в рабочее время двери цехов закрывались до конца смены. Именно эта «традиция» стала причиной трагедии, произошедшей 25 марта 1911 года, когда на девятом этаже фабричного здания в Нью-Йорке вспыхнул пожар. Сначала свидетели пожара думали, что рабочие спасают самые дорогие ткани от огня, но, как выяснилось, закрытые в горящем цеху люди сами выпрыгивали из окон. После этого в США началась общенациональная кампания, направленная на повышение безопасности труда.

Биафра, 1969 Когда племя Игбо провозгласило себя независимым от Нигерии в 1967 году, Нигерия ввела блокаду по отношению к их бывшему восточному региону Нигерии - новопровозглашенной республике Биафра. Война между Нигерией и Биафрой продолжалась 3 года. В ходе этой войны главным образом от голода погибло более миллиона человек. Военный фотограф Дон Мак Каллин, сделавший эту фотографию, так прокомментировал свое посещение лагеря, где находились 900 умирающих от голода детей: «Я больше не хочу фотографировать солдат поля боя».

Mustafa Bozdeinir/Hurriyet Gazetesi, Турция. 30 октября 1983 года. Коинорен (Koyunoren), восточная Турция. Кезбан Озер (Kezban Ozer) нашла своих пятерых детей мертвыми после разрушительного землетрясения.

James Nachtwey/Magnum Photos/USA for Liberation, США/Франция. Ноябрь 1992 года. Бардера (Bardera), Сомали. Мать поднимает тело ее ребенка, который умер от голода, что бы отнести его в могилу.

Hector Rondon Lovera/Diario La Republica, Венесуэла. 4 июня 1962 года, морская база Пуэрто Кабэлло. Снайпер смертельно ранил солдата, который сейчас держится за священника Луиса Падилло (Luis Padillo).

Yasushi Nagao/Mainichi Shimbun, Япония. 12 октября 1960 года, Токио. Студент правых сил убивает председателя социалистической партии Инижиро Асанумо (Inejiro Asanuma).

Helmut Pirath, Германия. 1956 год, восточня Германия. Дочь встречает немецкого заключенного II Мировой войны, отпущеного СССР на свободу.

Mike Wells, Великобритания. Апрель 1980 года. Район Карамоджа (Karamoja), Уганда. Ужасно голодный мальчик и миссионер.

СМЕРТЬ ГЕББЕЛЬСА. Во время взятия Берлина советскими войсками главный идеолог фашизма Йозеф Геббельс принял яд, отравив предварительно семью - жену и шестерых детей. Трупы, согласно его предсмертному приказу, были сожжены. Перед вами фотоснимок, запечатлевший труп преступника. Кадр был сделан в здании имперской канцелярии 2 мая 1945 года майором Василием Крупенниковым. На обороте снимка Василий написал: «Причинное место Геббельса мы прикрыли носовым платком, было очень неприятно на это смотреть...»

Вся боль в одном лишь взгляде... (Генри Картье Брессон) Фото сделано в 1948-1949 годах, когда автор ездил по Китаю. На снимке запечатлен голодный мальчик, простаивающий долгое время в нескончаемой очереди за рисом.

Мгновения, когда застрелили убийцу Джона Ф. Кеннеди (Robert H.Jackson) Автор снимал Освальда - человека, который в свое время лишил жизни президента Соединенных Штатов Америки Джона Кеннеди. Всюду были возмущенные люди, которые требовали смертной казни для преступника. Фотограф нажал на затвор и сделал очередной снимок. В тот миг, когда вспышка заряжалась для следующего кадра, в убийцу выстрелили. Выстрел стал роковым для Освальда.

Событие, изображено на фотографии, нельзя назвать всемирной трагедией (из 97 человек погибло 35), однако этот снимок все считают таким, какой послужил началом забвения дирижаблей - кадр запечатлел крушение дирижабля Hindenburg одного известного производителя. Договоры на съемку были у дюжины фотографов от разных печатных изданий. С этого момента дирижабль перестали считать самым безопасным в мире видом транспорта - вскоре его эпоха минула.

Jean-Marc Bouju/AP. Франция. 31 марта 2003 года. Ан Нажав (An Najaf), Ирак. Мужчина пытается смягчить тяжелые условия сыну в тюрьме для военопленных.

Фотография офицера, стреляющего в голову закованного в наручники заключенного, не только получила пулитцеровскую премию в 1969 году, но и также окончательно изменила отношение американцев к тому, что происходило во Вьетнаме. Несмотря на очевидность изображения, на самом деле фотография не так однозначна, как показалось простым американцам, преисполнившимся сочувствием к казненному. Дело в том, что человек в наручниках- капитан вьетконговских «воинов мести», и в этот день им и его подручными было застрелено множество невооруженных мирных жителей. Генерала Nguyen Ngoc Loan, изображенного на фотографии слева, всю жизнь преследовало его прошлое: его отказывались лечить в австралийском военном госпитале, после переезда в США он столкнулся с массированной кампанией, призывавшей к его немедленной депортации, ресторан, который он открыл в Вирджинии, каждый день подвергался нападению вандалов. «Мы знаем, кто ты такой!» - эта надпись преследовала генерала армии всю жизнь.

К началу лета 1994 года Кевин Картер (Kevin Carter, 1960-1994) был на вершине славы. Он только что получил Пулицеровскую премию, предложения работы от знаменитых журналов сыпались одно за другим. «Меня все поздравляют», - писал он родителям, - «Не могу дождаться встречи и показать вам свой трофей. Это - самое высшее признание моей работы, о котором я не смел и мечтать», Кевин Картер получил Пулицеровскую премию за фотографию «Голод в Судане», снятую в начале весны 1993 года. В этот день Картер специально прилетел в Судан, снимать сцены голода в маленькой деревне. Устав от съемки умерших от голода людей он вышел из деревни в поросшее мелким кустарником поле и внезапно услышал тихий плач. Оглядевшись, он увидел лежащую на земле маленькую девочку, по всей видимости умирающую от голода. Он хотел сфотографировать ее, но внезапно в нескольких шагах приземлился гриф-стервятник. Очень осторожно, стараясь не спугнуть птицу, Кевин выбрал наилучшую позицию и сделал снимок. После этого он подождал еще минут двадцать, надеясь, что птица расправит крылья и предоставит ему возможность сделать кадр получше. Но проклятая птица не шевелилась и, в конце концов, он плюнул и отогнал ее. Тем временем девочка видимо набралась сил и пошла - точнее сказать поползла - дальше. А Кевин сел возле дерева и заплакал. Ему вдруг жутко захотелось обнять свою дочь.

Малкольму Брауну, ЗО-летнему фотографу (Ассошиэйтед Пресс) из Нью-Йорка, позвонили по телефону и попросили быть на определенном перекрестке в Сайгоне следующем утром, т.к. должно произойти что-то очень важное. Он приехал туда с репортёром из Нью-Йорк Таймс, вскоре подъехала машина, из неё вышли несколько буддийских монахов. Среди них - Thich Ouang Due, который сел в позу лотоса с коробкой спичек в руках, тогда как остальные стали поливать его газолином. Thich Quang Due чиркнул спичкой и превратился в живой факел. В отличие от плачущей толпы, видящей как он горит, он не произнес ни звука и не пошевелился. Thich Quang Duo написал тогдашнему главе вьетнамского правительства письмо с просьбой прекратить репрессии в отношении буддистов, прекратить задержания монахов и предоставить им право исповедовать и распространять свою религию, но не получил ответа.

12-летняя афганская девочка - знаменитая фотография Стивена Маккьюри (Steve McCurry), сделанная им в лагере беженцев на афгано-пакистанской границе. Советские вертолеты разрушили деревню юной беженки, вся ее семья погибла, и. прежде чем попасть в лагерь, девочка проделала двухнедельный путь в горах. После публикации в июне 1985 года эта фотография становится иконой National Geographic. С тех пор этот образ где только не использовался - от татуировок до ковриков, что превратило фотографию в одно из наиболее растиражированных фото в мире.

Фотография была сделана 29 сентября 1932 года на 69 этаже в последние месяцы строительства Рокфеллер-центра.

Фотография, на которой было запечатлено водружение Знамени Победы над Рейхстагом облетела весь мир. Евгений Халдей, 1945 год.

Смерть нацистского функционера и его семьи. Вена, 1945 г.Евгений Халдей: "Я пошел в парк у здания парламента, чтобы снять проходящие колонны солдат. И увидел эту картину. На скамейке сидела женщина, убитая двумя выстрелами - в голову и шею, рядом с ней мертвые подросток лет пятнадцати и девочка. Чуть поодаль лежал труп отца семейства. На лацкане у него был золотой значок НСДАП, рядом валялся револьвер. (...) Подбежал вахтер из здания парламента: "Это он, он сделал, не русские солдаты. Пришел в 6 утра. Я видел его и его семью из подвального окна. На улице ни души. Он сдвинул вместе скамейки, велел женщине сесть, то же самое велел детям. Я не понял, что он собирается делать. И тут он застрелил мать и сына. Девочка запротивилась, тогда он уложил ее на скамью и тоже застрелил. Отошел в сторону, оглядел результат и застрелился сам".

Kyoichi Sawada/United Press International, Япония. 24 февраля 1966 года. Тан Бин (Tan Binh), южный Вьетнам. Американские военные волокут на привязи тело вьетконговского (южновьетнамский повстанец) солдата.

«Маленькие взрослые"... Три американские девочки сплетничают на одной из аллей Севиллы в Испании. На протяжении длительного времени почтовая открытка с этим изображением была самой популярной на территории США.

Неподражаемая Мэрилин Монро Фотография в комментариях не нуждается! На ней запечатлена одна из лучших актрис всех лет -Мэрилин Монро в минуты своего перерыва. Девушку кто-то отвлек и она по чистой случайности отвела свои взгляд от объектива. Однако это придало снимку необыкновенной загадочности и истинного шарма.

Республиканский солдат Федерико Борель Гарсия изображен перед лицом смерти. Снимок вызвал огромное потрясение в обществе. Ситуация абсолютно уникальная. Фотограф за все время атаки сделал всего один снимок, при этом сделал его наугад, не глядя в видоискатель, он вообще не смотрел в сторону «модели». И это - одна из лучших, одна из самых знаменитых его фотографий. Именно благодаря этому снимку уже в 1938 году газеты называли 25-летнего Роберта Капа «Величайшим военным фотографом в мире».

Белые и цветные, фотография Эллиотта Эрвитта 1950 год.

Douglas Martin/AP. США. 4 сентября 1956 года-Дороти Каунтс, одна из первых чернокожих студенток, идет в колледж.

Анонимно/New York Times. 11 сентября 1973 года, Сантьяго, Чили. Демократически выбранный президент Сальвадор Аленде (Salvador Alende) за секунды до смерти во время военного переворота в президентском дворце.

Kyoichi Sawada/United Press International, Япония-Сентябрь 1965 года, Бин Дин (Binh Dinh), южный Вьетнам. Мать и дети переходят реку, спасаясь от американской бомбардировки с воздуха.

Фото отображает страшную трагедию - 13 ноября 1985 года извержения колумбийского вулкана Невадо дель Руиз. Мутная жижа из потоков грязи и земли поглощала под собой все живое. В те дни погибло свыше 23 тысячи человек. В кадр за несколько часов до смерти попала девочка - Омаира Санчаз. Она не смогла выбраться из грязевой каши, поскольку ее ноги зажала огромная бетонная плита. Спасатели делали все, что было в их силах. Девочка держалась мужественно, подбадривая всех окружающих. В страшной ловушке, надеясь на спасение, она провела три длинных дня. На четвертый у нее начались галлюцинации и она скончалась от подхваченных вирусов.

Присмотритесь внимательнее к этой фотографии. Это одна из самых примечательных фотографий, которые когда-либо были сделаны. Крошечная ручка ребенка протянулась из утробы матери, чтобы сжать палец хирурга. Кстати, ребенку 21 неделя от зачатия, тот возраст, когда он еще может быть законным образом абортирован. Крошечная ручка на фотографии принадлежит ребенку, который должен был родиться 28 декабря прошлого года. Фотография была снята во время операции в Америке. Ребенок в буквальном смысле слова хватается за жизнь. Поэтому это одна из самых замечательных фотографий в медицине и запись одной их самых экстраординарных операций в мире. Она показывает 21-недельного зародыша в утробе матери, перед самой операцией на позвоночнике, которая требовалась, чтобы спасти ребенка от серьезного повреждения мозга. Операция проводилась через крошечный разрез в стенке матери и это самый молодой пациент. На этом сроке мать может выбрать сделать аборт. Мама маленького Сэмюэля сказала, что они "плакали несколько дней", когда увидели эту фотографию. Она сказала: "Этот снимок напоминает нам, что моя беременность это не болезнь или физический недостаток, это маленький человечек. "Сэмюэль родился полностью здоровым, операция прошла со 100% успехом. Доктора звали Джозеф Брюнер. Когда он закончил операцию, он сказал только одно: "Красота!" Как дополнение: в некоторых странах Запада разрешено делать аборт до 28 недель /во Франции до 22 недель, в РФ до 12 недель.

Первый рентгеновский снимок, 1896 13 января 1896 года Рентген известил о своем достижении императора Вильгельма II. И уже 23 января в Вюрцбурге (Германия), где находилась знаменитая лаборатория В. К. Рентгена, на заседании Научного общества медицинских физиков ученый публично выполняет рентгеновский снимок кисти одного из присутствующих членов общества - анатома профессора Колликера.

В конце апреля 2004 года канале CBS в программе 60 Minutes II был показан сюжет о пытках и издевательствах над заключенными тюрьмы Абу-Грейб группой американских солдат. В сюжете были показаны фотографии, которые несколько дней спустя были опубликованы в журнале «The New Yorker». Это стало самым громким скандалом вокруг присутствия американцев в Ираке.

Фотография, которая впустила войну в каждый дом. Один из первых военных фотокорреспондентов Мэттью Брэди был известен как создатель даггеротипов Авраама Линкольна и Роберта Ли. У Брэди было все: карьера, деньги, собственный бизнес. И всем этим (а так же собственной жизнью) он решил рискнуть, последовав за армией северян с фотокамерой в руках. Едва избежав пленения в самой первой битве, в которой он принимал участие, Брэди несколько растерял свой патриотический пыл и стал посылать на передовую ассистентов. За несколько лет войны Брэди и его команда сделали более 7 000 снимков. Это довольно впечатляющая цифра, особенно если принять во внимание, что для того, чтобы сделать единственный снимок, требовалась оборудование и химикаты, размещавшиеся внутри крытой повозки, которую везли несколько лошадей. Не очень-то похоже на привычные цифровые «мыльницы»? Фотографии, казавшиеся такими уместными на поле битвы, обладали очень тяжелой аурой. Однако именно благодаря им простые американцы впервые смогли увидеть горькую и суровую военную действительность, не завуалированную ура-патриотическими лозунгами.

Автор: Charles Moore/Black Star, 1963 Город Бирмингхем, штат Аляска, долгое время был известен, как очаг конфликтов между довольно многочисленным афроамериканским населением и белым большинством. На фотографии один из эпизодов подавления мирной демонстрации за права негров, которые организовывал Мартин Лютер Кинг. Полиция применяет аресты, конные части и стрельбу из брансбойтов, травит людей собаками.

Польша - девочка Тереза, выросшая в концентрационном лагере, рисует "дом" на доске. 1948. © David Seymour

Альфред Эйзенштадт (Alfred Eisenstaedt, 1898-1995), фотограф, работающий для журнала Life, прогуливался по площади фотографируя целующихся. Позже он вспоминал, что заметил матроса, который «носился по площади и целовал без разбору всех женщин подряд: молодых и старых, толстых и тонких. Я наблюдал, но желания сфотографировать не появлялось. Неожиданно он схватил что-то белое. Я едва успел поднять камеру и сфотографировать его, целующего медсестру». Для миллионов американцев эта фотография, которую Эйзенштадт назвал «Безоговорочная капитуляция», стала символом окончания второй мировой войны.

Юсуф Карш - легенда портретной фотографии. Именно ему принадлежат всемирно известные фотографии Хеменгуэя, Черчилля, Хрущева, Эйнштейна и многих других. Талант фотографа был настолько велик, что в газете The Sunday Times о нем написали: "Когда известные люди начинают задумываться о бессмертии, они зовут Карша из города Оттава ."






Юсуф Карш (Yousuf Karsh) родился в Турции в армянской семье, однако позже в юности он переселился в канадский Квебек к своему дяде. Именно дядя заметил в молодом Карше фотографический талант и помог мальчику научиться тонкостям профессии, отослав его учиться на 4 года в США. По возвращении Юсуф основал собственную фотостудию, которая со временем станла очень популярна среди знаменитостей. Из списка 100 наиболее примечательных людей XX века в книге "International Who’s Who "(2000) Карш сфотографировал 51.












Одна из отличительных черт фотографий Юсуфа Карша - его феноменальное умение управлять студийным светом. С помощью освещения он создавал необходимый фон, идеально гармонирующий с одеждой и даже с эмоциями фотографируемого. Юсуф обходился минимумом декораций, а чаще всего и вовсе без них, делая акцент на лицах, на характере, на том, что есть особенного в человеке. "Величайшим наслаждением для меня является фотографирование великих сердцем, великих умом или духом, вне зависимости от того, известны они или нет. "








Широко известна история создания великолепного портрета Черчилля для журнала Life . Благородный гнев премьер-министра, его решительность, неустрашимость во взгляде - трудно представить себе более подходящий портрет для политика, вынужденного решать серьезные проблемы во время Второй Мировой войны. Однако Юсуфу Каршу не пришлось просить премьера изображать все это - эмоции были самыми искренними и настоящими. Во время своего визита в Канаду у Уинстона Черчилля была очень насыщенная программа, и потому для фотографа он нехотя нашел лишь несколько минут. Прибыв в фотостудию, Черчилль уже был не в духе и, стоя перед камерой, закурил сигару, что совершенно не устраивало фотографа. Тогда Карш подошел к премьеру и резко вырвал сигару из его губ. Портрет британского лидера, лучащийся неистовством и гневом, получился с первого кадра.



Победители World Press Photo 1955 - 2006 годов. Лучшие фотографии 2 половины XX века.

Lucian Perkins/The Washington Post, США.
Май 1995. Чечня.
Молодой мальчик выглядывает из автобуса, загруженного беженцами, которые сбежали из эпицентра войны между чеченскими сепаратистами и русскими, рядом с Шали, Чечня. Автобус возвращается в Грозный.


Mogens von Haven, Дания.
28 августа 1955 года.
Чемпионат по мотоспорту на трэке Volk Molle в Дании.


Helmut Pirath, Германия.
1956 год, восточня Германия.
Дочь встречает немецкого заключенного II Мировой войны, отпущеного СССР на свободу.


Douglas Martin/AP, США.
4 сентября 1956 года.
Дороти Каунтс, одна из первых чернокожих студенток, идет в колледж.


Stanislav Tereba/Vecemik Praha, Чехословакия.
Сентябрь 1958 года.
Национальный чемпионат по футболу, игра Праги и Братиславы.


Yasushi Nagao/Mainichi Shimbun, Япония.
12 октября 1960 года, Токио.
Студент правых сил убивает председателя социалистической партии Инижиро Асанумо (Inejiro Asanuma).


Hector Rondon Lovera/Diario La Republica, Венесуэла.
4 июня 1962 года, морская база Пуэрто Кабэлло.
Смертельно раненный снайпером солдат держится за cвященника Луиса Падилло (Luis Padillo).


Malcolm W. Browne/AP, США.
11 июня 1963 года, Сайгон, южный Вьетнам.
Буддистский монах Тич Кванг Дюк (Thich Quang Duc) поджег себя в протест против религиозного преследования правительством Вьетнама.


Donald McCullin/для The Observer, Quick, Life, Великобритания.
Апрель 1964 года. Хазиверам (Ghaziveram), Кипр.
Турчанка оплакивает своего мужа, ставшего жертвой греко-турецкой гражданской войны.



Сентябрь 1965 года, Бин Дин (Binh Dinh), южный Вьетнам.
Мать и дети переходят реку, спасаясь от американской бомбардировки с воздуха.


Kyoichi Sawada/United Press International, Япония.
24 февраля 1966 года, Тан Бин (Tan Binh), южный Вьетнам.
Американские военные волокут на привязи тело вьетконговского (южновьетнамский повстанец) солдата.


Co Rentmeester/Life, Нидерланды.
Май 1967 года, южный Вьетнам.
Командир танка M48, 7-го кавалерийского полка армии США за своей работой.


Eddie Adams/AP, США.
1 февраля 1968 года, Сайгон, южный Вьетнам.
Шеф южновьетнамской национальной полиции Нгуйен Нгок Лоан (Nguyen Ngoc Loan) приводит в исполнение казнь участника вьетконговской армии.


Hanns-Jorg Anders/Stern, Германия.
Май 1969 года, Лондондерри, северная Ирландия.
Юный католик при столкновениях с британскими войсками.


Wolfgang Peter Geller, Германия.
29 декабря 1971 года, Саарбрюккен (Saarbrucken), восточная Германия.
Перестрелка между полицией и грабителями банка.


(Nick) Ut Hong Huynh/AP, Вьетнам.
8 июня 1972 года, Трангбанг (Trangbang), южный Вьетнам.
Пан Ти Ким Пук (Phan Thi Kim Phuc, в центре) спасается бегством от напалма, по ошибке сброшенного южновьетнамскими войсками.


Анонимно/New York Times.
11 сентября 1973 года, Сантьяго, Чили.
Демократически выбранный президент Сальвадор Аленде (Salvador Alende) за секунды до смерти во время военного переворота в президентском дворце.


Ovie Carter/Chicago Tribune, США
Июль 1974 года, Нигерия.
Жертвы засухи.


Stanley Forman/Boston Herald, США.
22 июля 1975 года, Бостон.
Девушка и женщина падают, пытаясь спастись от пожара.


Francoise Demulder/Gamma, Франция.
Январь 1976 года, Бейрут, Ливан.
Палестинские беженцы.


Lesley Hammond/The Argus, ЮАР.
Август 1977 года. Незаконное поселение Моддердам, ЮАР.
Полиция распыляет слезоточивый газ при беспорядках в незаконном поселении Моддердам, в ЮАРе. Люди протестуют против разрушения их домов.


Sadayuki Mikami/AP, Япония.
26 марта 1978 года, Токио, Япония.
Протест против стройки аэропорта Нарита (Narita Airport).


David Burnett/Contact Press Images, США.
Ноябрь 1979 года, лагерь беженцев Са Кео (Sa Keo).
Камбоджийка убаюкивает своего ребенка в процессе ожидания распределения бесплатной пищи.


Mike Wells, Великобритания.
Апрель 1980 года. Район Карамоджа (Karamoja), Уганда.
Ужасно голодный мальчик и миссионер.


Manuel Perez Barriopedro/EFE, Испания.
23 февраля 1981 года, Мадрид, Испания.
Лейтенант-полковник Антонио Тейеро Молина (Antonio Tejero Molina), члены гражданской гвардии и военная полиция удерживают в заложниках испанский парламент.


Robin Moyer/Black Star для журнала Time, США.
18 сентября 1982 года. Бейрут, Ливан.
Последствие резни палестинцев христианскими фалангистами в Сабре и лагере беженцев Шатила (Shatila) в Ливане.


Mustafa Bozdemir/Hurriyet Gazetesi, Турция.
30 октября 1983 года. Койнорен (Koyunoren), восточная Турция.
Кезбан Озер (Kezban Ozer) нашла своих пятерых детей мертвыми после разрушительного землетрясения.


Pablo Bartholomew/Gamma, Индия.
Декабрь 1984 года. Бопал (Bhopal), Индия.
Ребенок, погибший в результате утечки ядовитого газа при аварии на химическом заводе Союз Карбид (Union Carbide).


Frank Fournier/Contact Press Images, Франция.
16 ноября 1985 года. Армеро, Колумбия.
Двенадцатилетняя Омайра Санчез (Omayra Sanchez) попала в ловушку в развалинах, вызванных извержением вулкана Невадо дель Руз (Nevado del Ruz). После шестидесяти часов пребывания в этой ловушке она потеряла сознание и умерла.


Alon Reininger/Contact Press Images, США/Израиль.
Сентябрь 1986 года. Сан-Франциско, США.
Кожа Кена Микса (Ken Meeks) покрылась жуткими пятнами из-за Саркомы Капоши, вызванной СПИДом.


Anthony Suau/Black Star, США.
18 декабря 1987 года. Куро, Южная Корея.
Мать умоляет полицию по охране общественного порядка вернуть ей сына, после того, как он был арестован на демонстрации, обвиняющей правительство в мошенничестве на президентских выборах.



Декабрь 1988 года. Ленинакан, СССР (Армения).
Борис Абгарзян горюет о его 17-летнем сыне, жертве страшного землетрясения.


Charlie Cole/Newsweek, США.
4 июня 1989 года. Пекин, Китай.
Один из демонстрантов противостоит танкам Китайской Народной Освободительной Армии на демонстрации, посвященной демократическим реформам.


Georges Merillon/Gamma, Франция.
28 января 1990 года. Ноговак (Nogovac), Косово, Югославия.
Родственники на похоронах 27-летнего Эльшани Нашима (Elshani Nashim), который был убит на митинге протеста против решения Югославии отменить автономию Косово.


David Turnley/Black Star/Detroit Free Press, США.
Февраль 1991 года. Ирак.
Американский сержант Кен Козакивикз (Ken Kozakiewicz) оплакивает смерть своего соратника Энди Аланиза (Andy Alaniz), ставшего жертвой "дружественного огня" в заключительный день войны в персидском заливе.
Тогда они еще не знали, что будет через десяток лет...


James Nachtwey/Magnum Photos/USA for Liberation, США/Франция.
Ноябрь 1992 года. Бардера (Bardera), Сомали.
Мать поднимает тело ее ребенка, который умер от голода, что бы отнести его в могилу.


Larry Towell/Magnum Photos, Канада.
Март 1993 года. Палестинские территории, Сектор Газа.
Палестинские мальчики вскинули их игрушечные пистолеты в знак неповиновения израильтянам.


James Nachtwey/Magnum Photos для журнала Time, США.
Июнь 1994 года. Руанда.
Мужчина этнической группировки Хуту, был искалечен милицией, которая подозревала его в симпатизировании мятежникам этнической группировки Тутси. Руанда.


Francesco Zizola/Agenzia Contrasto, Италия.
1996 год. Куито (Kuito), Ангола.
Жертвы фугаса в Куито. В процессе гражданской войны в этом городе были убиты и травмированы многие люди.


Hocine/AFP, Алжир.
23 сентября 1997 года. Столица Алжира.
Женщина плачет около госпиталя Змирли (Zmirli), куда поместили многих убитых и раненных после резни в Бентале (Bentalha).


Dayna Smith/The Washington Post, США.
6 ноября 1998 года. Избика (Izbica), Косово, Югославия.
На похоронах родственники и друзья успокаивают вдову бойца Косовской Освободительной Армии, погибшего в предыдущий день во время патрулирования.

Claus Bjorn Larsen/Berlingske Tidende, Дания.
Апрель 1999 года. Кукес (Kukes), Албания.
Раненный мужчина идет по улице Кукеса в Албании, одном из наибольших сборочных пунктов этнических албанских беженцев, бегущих от насилия в Косово.


Lara Jo Regan/для Life, США.
2000 год. Техас, США.
Неучтенные американцы: мать семьи иммигрантов из Мексики делает пикаты (piсatas), чтобы покормить себя и своих детей.


Erik Refner/для Berlingske Tidende, Дания.
Июнь 2001 года. Лагерь беженцев Ялозай (Jalozai), Пакистан.
Тело афганского мальчика-беженца готовится к похоронам.


Eric Grigorian/Polaris Images, Армения/США.
23 июня 2002 года. Провинция Казвин (Qazvin), Иран.
Окруженный солдатами и жителями, роющими могилы для жертв землетрясения, мальчик держит брюки его мертвого отца, и сидит на корточках около места, где его отец будет похоронен.


Jean-Marc Bouju/AP, Франция.
31 марта 2003 года. Ан Нажав (An Najaf), Ирак.
Мужчина пытается смягчить тяжелые условия сыну в тюрьме для военопленных.


Arko Datta/Reuters, Индия.
28 декабря 2004 года.
Женщина оплакивает родственника, погибшего от цунами, Кудалур (Cuddalore), штат Тамилнад (Tamil Nadu), Индия.


Finbarr O"Reilly/Reuters, Канада.
1 августа 2005 года. Тахва (Tahoua), Нигерия.
Мать и ее ребенок в центре бесплатного питания.

Spencer Platt/Getty Images * , США.
15 августа 2006 года. Бейрут, Ливан.
Богатая молодежь ездит осматривать разрушенные израильской бомбадировкой районы в южном Бейруте.

В наши годы разбогатеть, прославиться и войти в историю, будучи фотографом, можно лишь одним способом - занимаясь чем угодно, но не фотографией. Сто лет назад ты бы мог стать великим фотохудожником запросто, так как имелись две ключевые предпосылки:

а. фотография была ремеслом сложным, хлопотным и малоизведанным;

б. потихоньку возникали и внедрялись технологии, позволяющие репродуцировать фотоснимки в газетах и (чуть позднее) в цветных журналах.

То есть настал славный момент, когда ты, нажав на кнопку затвора, уже понимал, что данный кадр увидят миллионы. Но эти миллионы ещё не знали, что могут заняться тем же самым, так как не было цифровых мыльниц, полной автоматики и фотосвалок в интернете. Ну и таланта, конечно. Никакой у тебя конкуренции!

Золотой эрой фотографии, пожалуй, следовало бы признать середину прошлого века. Однако многие из художников, перечисленных в нашем списке, принадлежат другим далёким и современным эпохам.


Хельмут Ньютон, Германия, 1920–2004

Чуть более, чем великий и знаменитый, фэшн-фотограф с очень и очень самостоятельным пониманием, что есть эротика. Был яростно востребован практически всеми глянцевыми журналами, Vogue, Elle и Playboy в первую очередь. Умер в 84 года, врезавшись на авто в бетонную стену на полной скорости.

Ричард Аведон, США, 1923–2004

Бог чёрно-белого портрета, интересный также тем, что копаясь в его галереях, ты найдешь кого угодно. На снимках этого гениального нью-йоркского еврея есть абсолютно все. Говорят, свой первый снимок Ричард сделал еще лет в девять, когда малыш случайно поймал в объектив Сергея Рахманинова.

Анри Картье-Брессон, Франция, 1908–2004

Выдающийся фотореалист, один из патриархов фоторепортажа и в то же время - человек-невидимка: у него был филигранно отработанный дар уметь оставаться назаметным для тех, кого он снимает. Поначалу учился на художника, где и заработал тягу к легкому сюрреализму, что осязаемо отпечаталось затем в его фотоснимках.

Себастьян Сальгадо, Бразилия, 1944

Создатель почти фантастических образов, взятых на самом деле из реального мира. Сальгадо был фоторепортёром, которого особенно влекло к аномалиям, несчастьям, нищете и экологическим катастрофам - но даже такие его сюжеты завораживают красотой. В 2014 году о нём снял фильм режиссер Вим Вендерс под названием «Соль Земли» (специальный приз Каннского фестиваля).

Уильям Юджин Смит, США, 1918–1978

Фотожурналист, славный пожалуй всем, чем только может прославиться фотожурналист - от канонических военных снимков до экспрессивных и трогательных портретов великих и обычных людей. Ниже в качестве примера - кадров сессии с Чарли Чаплиным для журнала Life.

Ги Бурден, Франция, 1928–1991

Один из самых копируемых, имитируемых фотографов мира. Эротичен, сюрреалистичен. Сейчас - спустя четверть века после его смерти - всё более актуален и современен.

Виджи (Артур Феллиг), США, 1899–1968

Эмигрант из Восточной Европы, ныне - великий классик уличной и криминальной фотографии. Человек успевал приехать на любое происшествие в Нью-Йорке - будь то пожар, убийство или банальный мордобой - быстрее прочих папарации и, зачастую, полиции. Впрочем, кроме всяческих ЧП, в его снимках отмечены практически все аспекты жизни беднейших кварталов мегаполиса. По мотивам его фото снят фильм-нуар Naked City (1945), по его кадрам учился Стэнли Кубрик, а сам Уиджи упомянут в начале комикс-фильма Watchmen (2009).

Александр Родченко, СССР, 1891–1956

Первопроходец советского дизайна и рекламы Родченко при всём этом - пионер конструктивизма. Исключен из Союза Художников за отход от идеалов и стиля соцреализма, но, к счастью, до лагерей дело не дошло - умер своей смертью на заре хрущевской «оттепели».

Ирвин Пенн, США, 1917–2009

Мастер портретного и фэшн-жанра. Славен целым обилием собственных коронных фишек - например, снимать людей в углу комнаты или на всяких серых, аскетичных фонах. Знаменит крылатой фразой: «Съёмка пирожного тоже может быть искусством».

Антон Корбейн, Нидерланды, 1955

Самый выдающийся рок-фотограф мира, чьё восхождение началось с культовых фотоснимков и видеоклипов для Depeche Mode и U2. Его почерк легко узнаваем - сильный расфокус и атмосферная зашумленность. Корбейн также снял несколько кинофильмов: «Контроль» (биография фронтмена Joy Division), «Американец» (с Джорджем Клуни) и «Самый опасный человек» (по роману Ле Карре). Если ты в Google ищешь знаменитые фотки Nirvana, Metallica или Тома Уэйтса, вероятность того, что первыми выпадут снимки Корбейна - почти стопроцентная.

Стивен Майзел, США, 1954

Один из наиболее успешных фэшн-фотографов мира, чьё именно стало особенно на слуху в 1992-м после выхода фотокниги Мадонны „Sex“. Считается открывателем многих суперзвезд подиума, таких как Наоми Кэмпбелл, Линда Евангелиста или Амбер Валетта.

Диана Арбус, США, 1923–1971

Настоящее её имя - Диана Немерова, и свою нишу в фотоделе она нашла, работая с самой неприглядной натурой - уродцами, карликами, трансвеститам, слабоумными… В лучшем случае - с нудистами. В 2006-м вышел биографический фильм «Fur» , где роль Дианы исполняла Николь Кидман.

Дэвид Лашапель, США, 1963

Мастер поп-фотографии («поп» в хорошем смысле слова) Лашапель, в частности, снимал клипы для Бритни Спирс, Дженнифер Лопес и Кристины Агилеры, так что его стиль тебе будет понятен не только по фотокадрам.

Марк Рибу, Франция, (1923-2016)

Автор как минимум дюжины «отпечатков эпохи»: ты наверняка миллион раз видел, как девочка-хиппи подносит ромашку к стволу винтовки. Рибу объездил весь мир и наиболее почитаем за портфолио из съёмок Китая и Вьетнама, хотя ты можешь найти и его сценки из жизни Советского Союза. Скончался в возрасте 93 лет.

Эллиотт Эрвитт, Франция, 1928

Француз с русскими корнями, прославленный своим ироничным и абсурдным взглядом на наш беспокойный мир, который очень подвижен в его неподвижных фотографиях. Не так давно стал также выставляться в галереях под именем André S. Solidor, что в сокращении читается как «жопа».

Патрик Демаршелье, Франция/США, 1943

Пока ещё живой классик фэшн-фото, обогативший данный жанр особо сложной утончённостью. И при этом он снизил запредельный градус гламурной расфуфыренности, который был до него нормой.

Энни Лейбовиц, США, 1949

Мастерица сказочных сюжетов с очень мощным зарядом остроумия, понятным даже простакам, далёким от гипергламура. Что неудивительно, так как лесбиянка Энни начинала как штатный фотограф журнала Rolling Stone.