В начало

В переводе с французского слово «жанр» обозначает «вид», «род». В каждом виде искусств существуют свои подходы к определению этого понятия, но они базируются на общей основе – практике функционирования этих видов искусств на протяжении определенного времени. Специфика же различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров.

Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.

Публицистика ближе всего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров – речевая, и поэтому их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

В литературе «жанр – это исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообще» .

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определенной группы) и статистические. Это довольно общее определение. Но надо заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия «жанр». Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как «многозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формы» . Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых обратим внимание на «назначение» произведения.

В определении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

В основе любой деятельности лежит удовлетворение человеком его потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и вызывает к жизни журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определенными целями. Потребность рождает задачу, цель, которые осуществляются, материализуются с помощью функции, предмета и метода.


Главное в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. Поэтому речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

А теперь «анатомируем» творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае все действия будут подчинены поиску необходимых материалов, набору «инструментов», способов работы, выполнению определенных операций.

Задача – это набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

Цель – рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

Функция, в переводе с латинского «исполнение» – это возможность данного «механизма», устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это – задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что надо выполнить, выполнением и результатом.

Предмет – конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.

Метод – набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма – творчески воплощенная задача в определенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом понимается не «газетный фрагмент», а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телевизионный текст и т.д.). Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

Жанр обладает набором признаков, которые опять-таки определяются его задачей и характером материала. Каждый жанр имеет внутренний вектор для воплощения материала. Он также обусловливается вектором функции, ее колебаниями в каждом конкретном случае. И эти функциональные колебания зависят от задач, стоящих перед журналистом, от традиции редакции, от места произведения в программе.

Любая задача требует для своего решения определенных средств, формообразующих, композиционных, лексических, акустических. Каждый жанр призван отражать действительность с необходимой глубиной, охватом документального материала, поэтому жанры отличаются между собой и масштабом отражения и обобщения. Решая разные по сложности задачи, журналист оперирует разным временем и пространством. Объем материала – тоже одно из существенных качеств жанра. Чем больше объем произведения, тем сложнее его композиция, внутренние связи всех его компонентов.

В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. Поэтому каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Они оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Они видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество – художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности могут быть существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, «объемного» исполнения информационного сообщения, касающегося всех слушателей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

Время всегда определяло общую тональность вещания, и это сказывалось в информационной журналистике. О том, как это ощущение времени переплавлялось в работу у микрофона в 30-е годы, вспоминает Ю. Левитан: «Сама атмосфера тех лет – напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды – накладывали отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистической, но и торжественной: казалось, что лишь так и можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализма». Это чисто историческая цитата. Она любопытна тем, что показывает нам, как понималась и использовалась роль диктора в чтении информационных материалов.

Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста, приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объемнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Итак, эта несколько упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Весь творческий процесс, который был описан выше, един. Деление его на этапы произведено нами было условно, чтобы теоретически осмыслить работу журналиста.

Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Они очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определенную эволюцию в соседстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, обусловливающее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность – систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. 1. Что такое «жанр»?

2. 2. В чем состоит особенность речевых жанров?

3. 3. Каково взаимодействие функции и предмета в процессе работы журналиста?

4. 4. В чем заключается специфика жанров радиожурналистики?

5. 5. Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения.

6. 6. Послушайте различные передачи по радио. Охарактеризуйте их жанровую принадлежность.

Литературный жанр - это группа литературных произведений, имеющая общие исторические тенденции развития и объединённая совокупностью свойств по своему содержанию и форме. Иногда этот термин путают с понятиями «вид» «форма». На сегодняшний день нет единой чёткой классификации жанров. Литературные произведения подразделяются по определённому количеству характерных признаков.

История формирования жанров

Первая систематизация литературных жанров была представлена Аристотелем в его «Поэтике». Благодаря этому труду стало складываться впечатление, что литературный жанр – это закономерная стабильная система, которая требует от автора полного соответствия принципам и канонам определённого жанра. Со временем это привело к формированию ряда поэтик, строго предписывающих авторам, как именно они должны писать трагедию, оду или комедию. Долгие годы эти требования оставались незыблемыми.

Решительные изменения в системе литературных жанров начались лишь к концу XVIII века.

В то же время литературные произведения, направленные на художественный поиск , в своих попытках максимально отдалиться от жанровых разделений, постепенно приходили к появлению новых уникальных для литературы явлений.

Какие литературные жанры существуют

Чтобы понять, как определить жанр произведения, необходимо ознакомиться с существующими классификациями и характерными чертами каждого из них.

Ниже приведена примерная таблица для определения вида существующих литературных жанров

по родам эпические басня , былина, баллада, миф, новелла, повесть, рассказ, роман, сказка, фэнтези, эпопея
лирические ода, послание, стансы, элегия, эпиграмма
лиро-эпические баллада, поэма
драматические драма, комедия, трагедия
по содержанию комедия фарс, водевиль, интермедия, скетч, пародия, комедия положений, комедия загадок
трагедия
драма
по форме видения новелла повесть эпос рассказ анекдот роман ода эпопея пьеса эссе скетч

Разделение жанров по содержанию

Классификация литературных направлений на основе содержания включает в себя комедию, трагедию и драму.

Комедия – разновидность литературы , которая предусматривает юмористический подход. Разновидностями комического направления являются:

Различают также комедию характеров и комедию положений. В первом случае источником юмористического содержания являются внутренние черты действующих лиц, их пороки или недостатки. Во втором случае комичность проявляется в сложившихся обстоятельствах и ситуациях.

Трагедия - драматургический жанр с обязательной катастрофичностью развязки, противоположность жанру комедии. Обычно трагедия отражает наиболее глубокие конфликты и противоречия. Сюжет носит максимально напряжённый характер. В некоторых случаях трагедии пишутся в стихотворной форме.

Драма – особый вид художественной литературы , где происходящие события передаются не через их прямое описание, а через монологи или диалоги действующих лиц. Драма как литературное явление существовала у многих народов даже на уровне произведений фольклора. Изначально в греческом языке этот термин означал печальное событие, поражающее одного конкретного человека. Впоследствии драма стала представлять собой более широкий спектр произведений.

Наиболее известные прозаические жанры

К разряду прозаических жанров относятся литературные произведения различного объёма, выполненные в прозе.

Роман

Роман – прозаический литературный жанр, который подразумевает развёрнутое повествование о судьбе героев и определённых критических периодов их жизни. Название этого жанра берёт своё начало в XII веке, когда зарождались рыцарские истории «на народном романском языке» как противоположность латинской историографии. Сюжетной разновидностью романа стала считаться новелла. В конце XIX - начале XX века в литературе появились такие понятия, как детективный роман, женский роман, фантастический роман.

Новелла

Новелла – разновидность прозаического жанра. Рождению её послужил знаменитый сборник «Декамерон» Джованни Боккаччо . Впоследствии было выпущено несколько сборников по образцу «Декамерона».

Эпоха романтизма внесла в жанр новеллы элементы мистицизма и фантасмагоричности - примерами могут служить произведения Гофмана, Эдгара Аллана По. С другой стороны, произведения Проспера Мериме несли в себе черты реалистических рассказов.

Новелла как короткий рассказ с острым сюжетом стала характерным жанром для американской литературы.

Характерными чертами новеллы являются:

  1. Максимальная краткость изложения.
  2. Острота и даже парадоксальность сюжета.
  3. Нейтральность стиля.
  4. Отсутствие описательности и психологизма в изложении.
  5. Неожиданная развязка, всегда содержащая необычайный поворот событий.

Повесть

Повестью называется проза относительно небольшого объёма. Сюжет повести, как правило, носит характер воспроизведения естественных событий жизни. Обычно повесть раскрывает судьбу и личность героя на фоне происходящих событий. Классический пример - «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» А.С. Пушкина .

Рассказ

Рассказом называется малая форма прозаического произведения, которая берёт своё начало у фольклорных жанров – притч и сказок. Некоторые специалисты-литературоведы в качестве разновидности жанра рассматривают очерк, эссе и новеллу . Обычно рассказ характеризуется небольшим объёмом, одной сюжетной линией и малым количеством персонажей. Рассказы характерны для литературных произведений XX века.

Пьеса

Пьесой называется драматическое произведение, которое создаётся с целью последующей театральной постановки.

В структуру пьесы обычно включаются фразы действующих лиц и авторские ремарки, описывающие окружающую обстановку или действия героев. В начале пьесы всегда имеется список действующих лиц с кратким описанием их внешности, возраста, характера и пр.

Вся пьеса делится на большие части - акты или действия. Каждое действие, в свою очередь, подразделяется на более мелкие элементы – сцены, эпизоды, картины.

Большую известность в мировом искусстве завоевали пьесы Ж.Б. Мольера («Тартюф», «Мнимый больной») Б.Шоу («Поживём- увидим»), Б.Брехта.(«Добрый человек из Сезуана», «Трёхгрошовая опера»).

Описание и примеры отдельных жанров

Рассмотрим наиболее распространённые и значимые для мировой культуры примеры литературных жанров.

Поэма

Поэма представляет собой крупное стихотворное произведение, имеющее лирический сюжет или описывающее последовательность событий. Исторически поэма «родилась» из эпопеи

В свою очередь, поэма может иметь много жанровых разновидностей:

  1. Дидактическая.
  2. Героическая.
  3. Бурлескная,
  4. Сатирическая.
  5. Ироническая.
  6. Романтическая.
  7. Лирико-драматическая.

Изначально ведущими темами для создания поэм выступали всемирно-исторические или важные религиозные события и темы. Примером такой поэмы может быть «Энеида» Вергилия , «Божественная комедия» Данте, «Освобождённый Иерусалим» Т. Тассо, «Потерянный рай» Дж. Мильтона, «Генриада» Вольтера и пр.

Одновременно развивалась и романтическая поэма - «Витязь в барсовой шкуре» Шота Руставели, «Неистовый Роланд» Л. Ариосто. Такая разновидность поэмы в определённой степени перекликается с традицией средневековых рыцарских романов.

С течением времени на первое место стала выдвигаться нравственно-философская и социальная тематика («Паломничество Чайльд Гарольда» Дж. Байрона, «Демон» М. Ю. Лермонтова).

В XIX-XX веках поэма все более начинает приобретать реалистический характер («Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» Н.А. Некрасова, «Василий Тёркин» А. Т. Твардовского).

Эпос

Под эпосом принято понимать совокупность произведений, которые объединены общей эпохой, национальной принадлежностью, тематикой.

Возникновение каждого эпоса обусловлено определёнными историческими обстоятельствами. Как правило, эпос претендует на объективность и достоверность изложения событий.

Видения

Этот своеобразный повествовательный жанр, когда сюжет излагается от лица , якобы переживающего сновидение, летаргию или галлюцинацию.

  1. Уже в эпоху античности под видом реальных видений стали описываться вымышленные события в форме видений. Авторами первых видений были Цицерон, Плутарх, Платон.
  2. В Средние века жанр стал набирать обороты популярности, достигнув своих вершин у Данте в его «Божественной комедии», которая по своей форме представляет развёрнутое видение.
  3. Некоторое время видения были неотъемлемой частью церковной литературы большинства стран Европы. Редакторами таких видений всегда были представители духовенства, получив, таким образом, возможность выражать свои личные взгляды якобы от имени высших сил.
  4. Со временем в форму видений было вложено новое остросоциальное сатирическое содержание («Видении о Петре-пахаре» Ленглэнда,).

В более современной литературе жанр видений стал использоваться для введения элементов фантастики.

Литературные жанры (фр. genre - род, вид) - это сложившиеся в процессе развития художественной словес­ности виды произведений. Проблема жанра в самой общей форме может быть сформулирована как проблема клас­сификации произведений, выявления в них общих - жанровых - признаков. Основные трудности классифика­ции связаны с историческим изменением литературы, с эволюцией ее жанров.

Количество и характер жанровых признаков (объем жанра) - величина переменная в истории литературы, что находит отражение в многообразии сменяющих друг друга жанровых теорий, а также господствующих в писательской и читательской практике представлений о жанрах. Так, для трагедии в реалистической драме XIX-XX вв. не обяза­тельны многие признаки классицистической трагедии: «благородное» происхождение героя, «кровавая» развязка, соблюдение правил о трех единствах, александрийский стих и др. В эпоху реализма трагедией считается любое драматическое произведение, раскрывающее трагический конфликт и выражающее соответствующий пафос. Таким образом, можно говорить об уменьшении жанрового объема трагедии от классицизма к реализму.

Большинство жанров возникло в глубокой древности. Эволюционируя в литературном процессе, они тем не менее сохраняют некоторые устойчивые содержательные и формальные черты, позволяющие говорить о жанровой традиции. По словам М. М. Бахтина, «жанр - представи­тель творческой памяти в процессе литературного разви­тия» (21, 179). Эта метафора подчеркивает огромную роль жанров в обеспечении литературной преемственно­сти. Сами жанровые обозначения (трагедия, басня, баллада и т. д.), часто входящие в текст произведения, в его название («Ревизор. Комедия в пяти действиях»;


«Евгений Онегин. Роман в стихах»), являются знаками литературной традиции; они вызывают в читателе опреде­ленное жанровое ожидание.

При изучении жанров следует разграничивать их наи­более устойчивые и преходящие признаки. В рамках теоретико-литературного курса основное внимание уделя­ется характеристике наиболее устойчивых жанровых признаков. Однако важно помнить, что в лите­ратурном процессе жанр всегда предстает элементом определенной жанровой системы, принципы кото­рой зависят от конкретно-исторических особенностей художественного мышления. Поэтому, как подчеркнул Ю. Н. Тынянов, «изучение изолированных жанров вне знаков той жанровой системы, с которой они соотносятся, невозможно» (95, 276).

В эволюции жанров и смене их систем отражаются общие тенденции литературного процесса и его темпы. Так, в древних литературах развитие авторского самосоз­нания было медленным, определяясь устойчивостью традиций и общими темпами национальной жизни. По­этому жанровые системы древних литератур, отличаясь сложностью и разветвленностью, характеризуются большей устойчивостью по сравнению с литературами нового вре­мени.



С возникновением литературных направлений система жанров становилась предметом активного теоретического осмысления и обоснования. Так, поэтикой классицизма различались высокие, средние и низкие жанры, причем каждому из них предписывался определенный герой: например, «благородного» происхождения в трагедии и «низкого» в комедии. Жанр понимался как некое регла­ментированное содержательно-формальное единство, как норма, которой должен следовать писатель; смешивать различные жанры не разрешалось.

В дальнейшем рационалистическую систему жанров классицизма разрушили сентименталисты и романтики, защищавшие свободу творчества от всяких «правил», в том числе и от «оков» жанра. Романтизм выдвинул в противо­вес классицизму такие жанры, которые давали больший простор выражению субъективных переживаний. Клас­сицистическая ода, героическая поэма, трагедия, сатира уступили место элегии, балладе, лиро-эпической роман­тической поэме, историческому роману; при этом границы между жанрами сознательно размывались. Однако жанры романтизма по-своему были также несвободны от норма-


тивности. Подлинное освобождение от жесткого жанрово­го регламента стало возможным лишь с развитием реализ­ма, оно было связано с преодолением субъективной одно­сторонности в самом творчестве. В реалистической литера­туре, соотносящей развитие характеров с обстоятельствами в их исторической конкретности, следование традиции жанров могло осуществляться гораздо свободнее, что вело в целом к уменьшению их объемов. Во всех европейских литературах XIX в. происходит резкая перестройка жанро­вой системы. Жанры стали восприниматься как эстетически равноценные и открытые для творческого поиска типы произведений. Такой подход к жанрам свойствен и нашему времени.

Литературный жанр – это образец, по которому строится текст какого-либо литературного произведения. Жанр представляет собой совокупность определённых признаков, позволяющих отнести литературное произведение к роду эпоса, лирики или драмы.

Основные виды литературных жанров

Литературные жанры делятся на: эпические, лирические и драматические. Эпические жанры: сказка, эпопея, былина, роман-эпопея, повесть, роман, очерк, рассказ, анекдот. Лирические жанры: ода, баллада, элегия, эпиграмма, послание, мадригал. Драматические жанры: трагедия, драма, комедия, мелодрама, фарс и водевиль.

Жанры в литературе имеют ряд определённых признаков, делящихся на: жанрообразующие и дополнительные. Жанрообразующие признаки служат для определения специфики того или иного жанра. К примеру, жанрообразующий признак сказки – установка на вымысел. События, происходящие в сказке, слушатель воспринимает как волшебные, вымышленные, не имеющие прямого отношения к реальной действительности. Жанрообразующий признак романа – его связь с объективной реальностью, охват событий, происходивших в реальности или тех, которые могли бы произойти, большое количество действующих персонажей, отведение особого внимания внутреннему миру героев.

Развитие литературных жанров

Литературным жанрам не свойственно стоять на месте. Они всё время развиваются и не перестают изменяться. При формировании или изменении литературных жанров внимание уделяется реальной исторической действительности, в ореоле которой и происходит создание литературных произведений.

Для чего нужен литературный жанр?

С тем, что такое жанр в литературе, мы разобрались, но не лишним будет рассмотреть и то, зачем нужен литературный жанр – какую функцию он выполняет?

Жанр способен дать читателю достаточно целостное представление о произведении. То есть, если в названии произведения присутствует слово «роман», то читатель сразу начинает настраиваться на значительный объём текста, в отличие, к примеру, от небольшого «рассказа», вызывающего соответствующую ассоциацию с примерным количеством страниц в книге.

Также жанр может дать читателю представление о содержании произведения. Например, если оно определено как «драма», то мы можем заранее себе представить, что человек в произведении будет показан в драматических отношениях с обществом и, вероятнее всего, в финале книги мы будем наблюдать трагические события.

Вместе со статьёй «Что такое жанр в литературе?» читают:

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ
Рубрика (тематическая категория) Радио

В начало

В переводе с французского слово ʼʼжанрʼʼ обозначает ʼʼвидʼʼ, ʼʼродʼʼ. В каждом виде искусств существуют свои подходы к определœению этого понятия, но они базируются на общей базе – практике функционирования этих видов искусств на протяжении определœенного времени. Специфика же различных видов искусств вносит свои коррективы в толкование жанров.

Жанр есть родовая память творческих сфер деятельности (литературы, музыки, театра, кино, изобразительного искусства и публицистики, в том числе). Это тип отражения действительности и организации собранного материала для решения конкретной задачи средствами, предоставленными автору видом творчества, его особенностями и возможностями.

Публицистика ближе всœего стоит к литературному творчеству, так как имеет дело со словом. Основа журналистских жанров – речевая, и в связи с этим их следует отнести к речевым жанрам, хотя в радиовещании широко используется и музыка.

В литературе ʼʼжанр - ϶ᴛᴏ исторически складывающийся тип литературного произведения, в теоретическом понятии о жанре обобщаются черты, свойственные более или менее обширной группе произведений какой-либо эпохи, данной нации или мировой культуре вообщеʼʼ .

Как видим, здесь в подходе к жанру положены временные признаки (исторические), содержательные (обобщающие признаки произведений определœенной группы) и статистические. Это довольно общее определœение. Но нужно заметить, что внутри литературоведения существуют разные толкования понятия ʼʼжанрʼʼ. Так, одно из них считает публицистику тоже жанром.

Музыкальный жанр описывается как ʼʼмногозначное понятие, характеризующее исторически сложившиеся роды и виды музыкальных произведений в связи с их происхождением и жизненным назначением, способом и условиями (местом) исполнения и восприятия, а также особенностями содержания и формыʼʼ . Здесь уже просматриваются более конкретные жанровые признаки, из которых обратим внимание на ʼʼназначениеʼʼ произведения.

В определœении жанров в журналистике, особенно в последнее время, в большей степени учитывается их функциональная направленность, так как журналистика – такой вид творческой деятельности, который связан с задачами открытого публицистического воздействия на общество.

В корне любой деятельности лежит удовлетворение человеком его потребностей. Социальные потребности в информировании аудитории, государственном, идеологическом управлении массами и вызывает к жизни журналистику как средство отражения и формирования общественного мнения, воздействия на умы и чувства людей с определœенными целями. Потребность рождает задачу, цель, которые реализуются, материализуются с помощью функции, предмета и метода.

Главное в понимании жанра, его признаков – функция, но она не существует сама по себе. Как только появляется задача, возникает и предмет, который она предопределяет, на который она направлена, чтобы воплотиться. По этой причине речь идет о функционально-предметном подходе к жанру.

А теперь ʼʼанатомируемʼʼ творческий процесс журналиста и уясним, как каждый этап его творческого труда влияет на природу жанра.

Итак, потребность общества определяет задачу и цель, которая ведет к ее решению и удовлетворению потребности: в таком случае всœе действия будут подчинœены поиску необходимых материалов, набору ʼʼинструментовʼʼ, способов работы, выполнению определœенных операций.

Задача - ϶ᴛᴏ набор представляемых операций, которые должны воплотиться в творческом действии для удовлетворения определœенных потребностей, обусловленных путем их достижения.

Цель – рубеж, фокусирующий в себе потребность и обозначающий путь ее достижения.

Функция, в переводе с латинского ʼʼисполнениеʼʼ - ϶ᴛᴏ возможность данного ʼʼмеханизмаʼʼ, устройства, приспособления, органа, с помощью которого выполняются целœевые действия, овладеть необходимыми средствами для решения поставленной задачи. Это – задача в действии, в процессе достижения цели, это обязанности, созданные потребностью, отношение между тем, что нужно выполнить, выполнением и результатом.

Предмет – конкретный материал для изучения, воплощающийся в журналистское произведение, это информационная база, необходимая для решения журналистской задачи: факты, события, явления, ситуации, отношения между ними, процесс их развития, это сведения, порождающие мысли человека.

Метод – набор способов, приемов для решения задачи, овладения предметом (наблюдение, изучение, осмысление и т.д.), написание материала.

Содержание и форма – творчески воплощенная задача в определœенном тексте, готовый результат, выраженный в законченном журналистском произведении. Под текстом принято понимать не ʼʼгазетный фрагментʼʼ, а принятое в современной науке воплощенное в форму содержание (музыкальный текст, телœевизионный текст и т.д.). Функция, предмет, метод, содержание и форма находятся в теснейшем взаимодействии, так как создание произведения есть творческий процесс.

Жанр обладает набором признаков, которые опять-таки определяются его задачей и характером материала. Каждый жанр имеет внутренний вектор для воплощения материала. Он также обусловливается вектором функции, ее колебаниями в каждом конкретном случае. И эти функциональные колебания зависят от задач, стоящих перед журналистом, от традиции редакции, от места произведения в программе.

Любая задача требует для своего решения определœенных средств, формообразующих, композиционных, лексических, акустических. Каждый жанр призван отражать действительность с крайне важно й глубиной, охватом документального материала, в связи с этим жанры отличаются между собой и масштабом отражения и обобщения. Решая разные по сложности задачи, журналист оперирует разным временем и пространством. Объем материала – тоже одно из существенных качеств жанра. Чем больше объём произведения, тем сложнее его композиция, внутренние связи всœех его компонентов.

В жанре проявляется не только отраженный материал, но и сам автор, его отношение к фактам, событиям, явлениям. По этой причине каждый жанр имеет разную степень самовыражения автора.

Особенности жанров радиожурналистики обусловливаются, как уже подчеркивалось, спецификой радиоканала и формой воплощения речевого общения. Οʜᴎ оперируют живым словом. Многие жанры радиожурналистики, призванные решать полифункциональные задачи воздействия на слушателœей, пришли в эфир из обычного бытового общения. Οʜᴎ видоизменились под влиянием литературного творчества, стали сложнее, многограннее, потеряв непосредственный контакт со слушателœем, который является мощным саморегулирующим фактором речевого общения. Но направленность на аудиторию, обращенность к слушателю в радиожанрах остались в опосредованной форме и проявляются разными способами: от прямого обращения до введения в текст различных регулятивных приемов. Жанры речевого общения на радио приобрели и новое качество – художественные средства организации текста.

Ранее уже говорилось о том, как важно интонационное проявление в живой речи. Векторы функционального проявления разных жанров включают в себя широкий спектр варьирования интонацией, обусловленного задачами конкретного материала.

В информационных жанрах тональность радиосообщения, интервью, репортажа определœены задачей: сообщить новость, рассказать о событии, быть посредником между человеком, владеющим актуальными сведениями, компетентным мнением и аудиторией. Но даже в этих, казалось бы жестких рамках, вариации колебания тональности бывают существенными: от сухого чтения официальной новости до яркого, ʼʼобъемногоʼʼ исполнения информационного сообщения, касающегося всœех слушателœей. Образцом такого чтения были сообщения о важнейших событиях в жизни страны, передаваемые в эфир Юрием Левитаном, спортивные репортажи Вадима Синявского, Николая Озерова.

Время всœегда определяло общую тональность вещания, и это сказывалось в информационной журналистике. О том, как это ощущение времени переплавлялось в работу у микрофона в 30-е годы, вспоминает Ю. Левитан: ʼʼСама атмосфера тех лет – напряженный ритм строек, массовый энтузиазм, трудовые рекорды – накладывали отпечаток на нашу работу. Роль диктора мне виделась тогда не только публицистической, но и торжественной: казалось, что лишь так и можно было передать величественный размах происходящих в стране событий, гордость за нее, причастность каждого к делу строительства социализмаʼʼ. Это чисто историческая цитата. Она любопытна тем, что показывает нам, как понималась и использовалась роль диктора в чтении информационных материалов.

Интонационный спектр более широк в аналитических жанрах, так как они призваны открыто воздействовать на слушателœей. Отсюда вытекают и особенности тонального обращения к аудитории. Хорошо известно воздействие ораторской публицистики – оно было одним из составляющих радиопрограмм еще на заре становления отечественного вещания. Оно определяется не только смыслом, содержанием текста͵ приемами полемики, риторики, но и в значительной степени тем, как произносится речь: темпераментом личности, артистизмом, знанием психологии аудитории и конкретного настроения тех ее групп, к которым обращено выступление.

Не меньшими возможностями активного воздействия на радиослушателœей располагает и интонация интимности, на которой строятся некоторые типы бесед и разговоры по душам со слушателями.

Документально-художественные жанры, включающие разнообразные элементы разных текстов, обладают огромным спектром тональности. Интонации речевых фрагментов, зависящие от множества факторов конкретного высказывания в контексте определœенного общения, практически безграничны в своих эмоционально-смысловых проявлениях.

Чем сложнее задачу выполняет речевой жанр, чем объёмнее его внутренняя структура, тем ярче и разнообразнее проявляются возможности интонационного раскрытия личности в речевом общении.

Итак, эта несколько упрощенная схема помогла понять механизмы жанра, его внутреннее устройство и отразить его главные характеристики и признаки.

Весь творческий процесс, который был описан выше, един. Делœение его на этапы произведено нами было условно, чтобы теоретически осмыслить работу журналиста.

Следует еще раз подчеркнуть особенность жанров. Οʜᴎ очень подвижны и зачастую не имеют четких границ, что ставит иногда в затруднение при жанровом определœении конкретного материала. Такая динамика и размытость очертаний объясняются спецификой публицистического творчества, разнообразием его методов и индивидуальными подходами журналистов к созданию произведения.

Для более глубокого понимания жанра требуется еще одно существенное дополнение: жанры функционируют не изолированно, а в системе. Каждый жанр в процессе своего развития проходит определœенную эволюцию в сосœедстве с другими жанрами. И это взаимодействие жанров накладывает свой отпечаток на их развитие и внутреннее устройство. Многообразие задач, предопределяющее многообразие жанров, объединяет их в некую целостность – систему, которая регулирует их взаимозависимость, их внутренние и внешние связи.

Контрольные вопросы к разделу главы

1. 1. Что такое ʼʼжанрʼʼ?

2. 2. В чем состоит особенность речевых жанров?

3. 3. Каково взаимодействие функции и предмета в процессе работы журналиста?

4. 4. В чем заключается специфика жанров радиожурналистики?

5. 5. Перечислите основные категории жанра, определяющие творческий процесс создания произведения.

6. 6. Послушайте различные передачи по радио. Охарактеризуйте их жанровую принадлежность.

ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОНЯТИЕ О ЖАНРЕ" 2017, 2018.