На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают раскрыть творческий потенциал юных авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает творческие способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения. Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.

Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. В новом сезоне важными тематическими направлениями конкурса станут темы столетия восстановления Патриаршества, а также подвига новомучеников и исповедников Церкви Русской.

Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2016 года осуществляется прием творческих работ и их оценка Конкурсной комиссией. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Итоги подводятся в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы.

Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет.

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены не менее 10-ти участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.

  • Священное Писание как основание русской литературы;
  • Монастыри и монашество в русской литературе;
  • Патриаршество на Руси;
  • Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской;
  • Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры;
  • Творчество писателей ― лауреатов Патриаршей литературной премии.

По каждому из тематических направлений можно выбрать предложенную тему или предложить собственную тему. Жанр творческой работы также определяется автором самостоятельно. Положение о конкурсе, тематические направления и примерные жанры творческих работ представлены на сайте конкурса в разделе «Информация».

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут определены призеры конкурса.

8 февраля в Издательском совете состоялось заседание Конкурсной комиссии Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне» под председательством митрополита Калужского и Боровского Климента, главы Издательского совета Русской Православной Церкви.

В заседании приняли участие члены Конкурсной комиссии: писатели лауреаты Патриаршей литературной премии Ю.М. Кублановский и В.Н. Николаев, доктор педагогических наук профессор Ю.Н. Столяров, доктор исторических наук профессор МГУ Д.М. Володихин, директор Государственной публичной исторической библиотеки М.Д. Афанасьев, преподаватели Литературного института им. Горького А.П. Торопцев и С.С. Арутюнов, главный редактор издательства «Даниловский благовестник» В.Ю. Малягин, зам. главного редактора издательства «Никея» Т.В. Стрыгина, зам. главного редактора журнала «Дружба народов» Г.Д. Климова, шеф-редактор проекта «Пресса в образовании» газеты «Вечерняя Москва» Н.В. Покровская, писатель А.В. Орлов, литературные критики А.В. Евсюков и С.И. Шулаков, а также сотрудники Издательского совета, отвечающие за проведение конкурса.

На конкурс поступили более 1200 работ от школьников из 61 региона России, а также из Молдовы, Украины, Белоруссии, Казахстана и Донецкой народной республики. Наибольшее число работ поступило из Ростовской, Московской, Тюменской, Тамбовской, Саратовской, Нижегородской и Воронежской областей, Краснодарского и Ставропольского края, а также из Белоруссии и Донецкой народной республики.

По итогам обсуждения из числа работ, набравших максимальное число баллов по результатам оценки Советом экспертов, были выбраны 39 финалистов конкурса по 13 в каждой возрастной группе.

Финальный этап конкурса состоится в Москве в дни весенних каникул с 25 по 29 марта. Участникам финала будет предложена интересная культурная программа, также они смогут поучаствовать в мастер-классах с писателями и напишут итоговую творческую работу. Награждение победителей конкурса по традиции состоится в Храме Христа Спасителя.

Финалисты конкурса «Лето Господне» 2016-2017 гг.

Список школьников, прошедших в финал Международного детско-юношеского литературного конкурса «Лето Господне».

6 - 7 классы

Фамилия, имя

Регион

Белоусова Дарья

Респ. Коми, г. Сыктывкар

Головина Мария

д. Кострово

Здерчук Владислав

Волгоградская обл., г. Михайловка

Коломиец Анастасия

Московская обл., п. Курилово

Пархамович Варвара

Белоруссия, г. Бобруйск

Процык Людмила

Тюменская обл., Увацкий р-н, п. Туртас

Сурков Никита

Респ. Марий Эл, с. Семеновка

Тепляшин Иван

Липецкая обл., Елецкий р-н, с. Казаки

Титович Александр

Ростовская обл., г. Гуково

Тихомиров Артемий

Московская обл., г. Электросталь

Чикина Анна Андреевна

г. Владимир

Шахматова Екатерина

Новосибирская обл., г. Искитим

Шестакова Ольга

г. Тюмень

8 - 9 классы

Фамилия, имя

Регион

Алисова Полина

Тульская обл., г. Ефремов

Басенкова Алина

Ростовская обл., г. Шахты

Бокша Татьяна

Ростовская обл., Целинский р-н,

с. Хлебодарное

Васильева Анна

г. Волгоград

Варварина Валерия

Московская обл., п. Курилово

Кулешов Серафим

Ростовская обл., г. Таганрог

Лысова Дарья

Тюменская обл., г. Тобольск

Нагорная Александра

Белоруссия, Гродненская обл., с. Негневичи

Назаренко Николай

г. Астрахань

Рыжов Николай

Тюменская обл., г. Тобольск

Ухова Мария

Московская обл., Истринский р-н,

п. Павловская слобода

Цивилева Дарья

Нижегородская обл., г. Семенов

Якимова Ксения

г. Тюмень

10 - 11 классы

Фамилия, имя

Регион

Бервинова Александра

г. Санкт-Петербург

Боровкова Кристина

Смоленская обл., г. Десногорск

Виноходова Елизавета

Рязанская обл., г. Касимов

Герасимова Елена

Московская обл., Истринский р-н, д. Кострово

Ерёменко Александр

Белоруссия, г. Минск

Зимина Ангелина

Самарская обл., г. Сызрань

Ктитарова Виктория

ДНР, г. Донецк

Кубрин Вячеслав

Ульяновская обл., Новоспасский р-н,

п. Новоспасское

Лыкова Виктория

Московская обл., г. Тучково

Мариловцева София

Иркутская обл., г. Братск

Максудов Алибек

г. Саратов

Новикова Екатерина

Липецкая обл., с. Тербуны

Сидорова Алина

ДНР, г. Донецк

При реализации проекта используются средства государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии c распоряжением Президента Российской Федерации от 05.04.2016 №68-рп и на основании конкурса, проведенного Общероссийской общественной организацией «Российский Союз Молодежи».

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ им. святителя Филарета Московского» начинает прием работ на заочный этап Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет.

Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2018 года осуществляется прием творческих работ и их оценка Советом экспертов конкурса.

На конкурс принимаются литературные творческие работы, написанные на русском языке. Объем произведений должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков.

Итоги подводятся в трех возрастных группах:

6-7 класс;

8-9 класс;

10-12 классы.

Подача работ на конкурс производится через сайт конкурса www.letogospodne.ru в разделе «заявка на участие». Чтобы стать участником, достаточно заполнить анкету и прикрепить творческую работу в электронном виде.

Как сообщают организаторы, тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей.

Тематические направления конкурса в пятом сезоне:

Священное Писание как основание русской литературы.

Тысячелетие веры.

- «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию». Государь император Николай II и святые Царственные страстотерпцы.

Патриаршество на Руси.

Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

Творчество писателей – лауреатов Патриаршей литературной премии.

Жанр творческой работы также определяется автором самостоятельно. По каждому тематическому направлению необходимо выбрать предложенную тему или предоставить собственную. Положение о конкурсе, тематические направления и примерные жанры творческих работ представлены на сайте конкурса www.letogospodne.ru в разделе «условия участия».

По результатам оценки работ заочного этапа Конкурсной комиссией будут определены финалисты конкурса. На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут определены призеры конкурса.

Награждение победителей состоится в марте 2019 года в Храме Христа Спасителя. Победителям и финалистам конкурса будут вручены дипломы и призы.

Подробно узнать об условиях участия в конкурсе и ознакомиться со всей информацией о конкурсе можно на сайте www.letogospodne.ru .

Издательский совет Русской Православной Церкви

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский Совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ имени святителя Филарета Московского» проводит четвертый сезон Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Шмелева «Лето Господне».

На конкурс принимаются литературные творческие работы. Ценность таких сочинений в том, что они помогают реализовать творческий потенциал авторов и отражают жизненную философию подрастающего поколения. А сам процесс сочинительства и изложения развивает креативные способности, самостоятельность мышления, навыки правописания, воспитывает читательский интерес и культуру чтения. Чтобы принять участие в конкурсе, школьники обязательно обратятся к Книге, а значит, приобщатся к могучему хранилищу духовной традиции отечественной культуры.

Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей. Главная задача педагогов, наставников и родителей – помочь детям в правильном выборе. Ведь для подрастающего поколения эти книги станут не только источником новых знаний, но и верными спутниками в нравственных исканиях, надежной опорой в период духовного становления и на всем жизненном пути.

Осмысление прочитанного, изложение возникших собственных мыслей и чувств в форме литературной творческой работы будут способствовать формированию у детей и подростков системы православных духовно-нравственных ценностей, основанных на принципах любви, жертвенности, отваги, самоотверженного труда и верного служения на благо Отечества. Преображающий свет памяти, любви и целебное тепло семейного очага – вот главные составляющие успеха в нашем конкурсе.

Конкурс проходит в два этапа в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2017 года осуществляется прием творческих работ. Объем работ должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Конкурсная комиссия оценивает творческие работы и принимает решение об участниках, которые будут приглашены для участия в финале.

Для участия в Конкурсе мы рекомендуем ознакомиться с «Тематическим планом» (подробно) и самостоятельно подготовить творческую работу согласно предложенным тематическим направлениям.

Тематический план конкурса в 2017-2018 учебном году:

I. Священное Писание как основание русской литературы.

II. Монастыри и монашество в русской литературе.

III. Патриаршество на Руси.

IV. Подвиг новомучеников и исповедников Церкви Русской.

V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.

*По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно

Требования к оформлению работ подробно изложены в «Положении о конкурсе » . Для того, чтобы отправить сочинение, необходимо перейти на страницу «Заявка на участие» , заполнить анкету участника конкурса и прикрепить соответствующий файл.

На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву приглашаются по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты пишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут названы призеры конкурса.

По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Издательский совет Русской Православной Церкви при участии АНО «Центр духовно-просветительских программ им. святителя Филарета Московского» начинает прием работ на заочный этап Международного детско-юношеского литературного конкурса имени Ивана Сергеевича Шмелева «Лето Господне».

Конкурс проходит в два этапа. На первом (заочном) этапе с 1 сентября по 1 декабря 2018 года осуществляется прием творческих работ и их оценка Советом экспертов конкурса.

На конкурс принимаются литературные творческие работы, написанные на русском языке. Объем произведений должен быть не менее 5 000 и не более 20 000 знаков. Итоги подводятся в трех возрастных группах: 6-7-е, 8-9-е, 10-12 классы. Подача работ на конкурс производится через сайт конкурса www.letogospodne.ru в разделе «заявка на участие». Для того, чтобы стать участником, достаточно заполнить анкету на сайт конкурса и прикрепить творческую работу в электронном виде.

Тематические направления конкурса предполагают знакомство с историческими материалами, древнерусскими текстами, классическими и современными литературными произведениями, отражающими систему православных ценностей.

Ключевые тематические направления и возможные темы творческих работ*

I. Священное Писание как основание русской литературы.

Образ Евангелия в творчестве русских писателей. Евангельские мотивы в классических произведениях. Стихотворное переложение псалмов, сюжетов Нового Завета и житий святых в русской поэзии. История Церкви и жития святых как основа для литературного творчества. Заповеди блаженства в литературных произведениях.
Священное Писание издавна стало источником вдохновения многих русских писателей и поэтов. В нем, независимо от глубины своей веры, писатели заимствовали образы и сюжеты для своих художественных посланий. Библейским героям в русской литературе посвящены отдельные произведения, в которых авторы стремятся осмыслить поступки героев священных текстов, особым образом поэтизировать образы или передать глубину их нравственного падения. Порой, чтобы правильно понять то или иное произведение русской классики, нужно его изучать с Библией и Евангелием в руках.
II. Тысячелетие веры.

Крещение Руси. Православная вера – духовная основа русской культуры. Духовное единство русского мира. Собирание земель и их защита. Духовный идеал князя-миссионера. Образ благоверного князя в русской литературе и в народном творчестве. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Православие – образ жизни и духовная основа мировоззрения русского человека. Россия, Беларусь, Украина – Святая Русь. Киев – мать городов русских. Русские писатели и мыслители о Крещении Руси. Жизнь как подвиг, на примере святых воинов – Великого князя Владимира, Александра Невского, Димитрия Донского, Феодора Ушакова, Александра Нахимова, Дмитрия Карбышева.
1030-летие Крещения Руси празднуется в 2018 году. Едва ли найдется в русской истории имя более значимое, чем имя киевского князя Владимира Святого, Крестителя Руси. Уже древнерусские книжники называли его Равноапостольным, ибо подвиг князя Владимира вполне соизмерим с апостольским: великая страна, Русь, его стараниями освящена была светом христианской веры. Его усилиями Русская земля приняла православие, и это событие предопределило весь ход нашей дальнейшей истории.
Крещение Руси не только определило путь духовного становления и развития русского народа, но и ключевым образом повлияло на формирование основ отечественной культуры, письменности.«Мы должны в полной мере осознать тот знаменательный факт, что нашим братским литературам – украинской, белорусской и русской – исполнилась тысяча лет.– пишет выдающийся русский ученый академик Д.С. Лихачев.– Почему мы должны это осознать? Что за обязанность лежит на нас? Прежде всего это наш долг перед нашими героическими предками.Литература внезапно поднялась как огромный защитный купол над всей русской землей, охватила ее всю – от моря и до моря, от Балтийского до Черного, и от Карпат до Волги».
III. Патриаршество на Руси.

Установление Патриаршества на Руси в исторической литературе. Патриархи и просвещение русской земли. Образы святителей Иова и Гермогена в житийной литературе. Патриарх Никон и Новый Иерусалим. Смутное время и подвиг патриарха Гермогена. Одухотворение Руси, испытание народной веры. Возобновление Патриаршества. Воспоминания современников о служении Патриарха Тихона. Патриарх и Победа –Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны. Жизненный путь святителя Тихона, Патриарха Всероссийского. Воспоминания о Патриархах Сергии, Алексии и Пимене. Патриарх Алексий IIи возрождение Русской Церкви.
В 1589 на Руси было учреждено Патриаршество. Немногим более столетия совершали свое служение Патриархи-предстоятели Церкви, но каждый из них вошел в историю Российского государства. Священномученик Патриарх Гермоген обессмертил свое имя твердым стоянием за Русь в годину испытаний Смутного времени и вошел в народную память как вдохновитель освобождения Отечества от иноземцев.
2017 год ознаменован для Русской Церкви столетием возобновления Патриаршества. Избранный Поместным Собором Святейший Патриарх Тихон возглавил Церковь на рубеже эпохи испытаний и гонений. Будучи кротким и смиренным по характеру, он проявил твердость в исповедании веры и сохранении Церкви.
Имена Святейших Патриархов Сергия и Алексия неразрывно связаны с подвигом русского народа в Великой Отечественной войне. Святейший Патриарх Алексий IIвозглавил Русскую Церковь в эпоху возрождения церковной жизни.
Словно путеводный свет маяка над бушующим морем житейских испытаний сияют слова святителя Тихона, Патриарха Московского и всея России:«Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет Святое имя ее, чистота подвига ее чад и служителей. Следуйте за Христом!».
IV. «Нет такой жертвы, которую я бы не принес, чтобы спасти Россию». Государь Император Николай II и святые Царственные страстотерпцы.

Воспоминания о святых Царственных страстотерпцах – семье последнего Государя. Николай и Александра – история любви и преданности. Подвиг святых Царственных страстотерпцев в литературе и поэзии. Святая Императрица Александра Феодоровна – «Дарите любовь». Образы святых княжен-мучениц Ольги Татьяны Марии и Анастасии в воспоминаниях и поэзии. Святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Феодоровна и Марфо-Мариинская обитель в Москве. 1918-2018 – столетие цареубийства. Храм-на-Крови, Ганина Яма, Алапаевск – святыни екатеринбургской земли.
XXвек в России ознаменован подвигом сонма мучеников и исповедников, положивших свои жизни за веру и Церковь. Первыми мучениками, претерпевшими гонения и смерть, стали Государь Император Николай IIи его венценосная семья. Пережив предательство окружения, арест, стесненные условия, насмешки и грубый нрав охраны, Царственные страстотерпцы приняли мученическую смерть 17 июля 1918 года в подвале «Ипатьевского дома» в Екатеринбурге. В самых тяжелых испытаниях Государь и его близкие явили подвиг терпения, покорности воле Божией и подлинной христианской кротости.Слова, произнесённые Николаем II во время беседы с П.А. Столыпиным: «Быть может, для спасения России нужна искупительная жертва. Я буду этой жертвой. Да будет воля Божия!» – стали пророческими. Многие очевидцы событий 1917 года – июля 1918 года вспоминали, что народ был охвачен беснованием: люди разрушали сильную державу, думая, что созидают лучшую жизнь в России. Общественные и военные вожди отказали в послушании и верности Царю, а народ приветствовал совершившееся.
Святитель Патриарх Тихон, получив известия о убийстве Царской семьи говорил следующее – «На днях совершилось ужасное дело – расстрелян бывший Государь Николай Александрович, и высшее наше правительство, исполнительный комитет одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению слова Божия, осудить это дело. Пусть за это нас называют контрреволюционерами, пусть заточат в тюрьму, пусть нас расстреливают. Мы готовы все это претерпеть в уповании, что и к нам будут отнесены слова Спасителя нашего: «Блаженны слышащие слово Божие и хранящие его» (Лк.11,28)».
V. Творчество писателей-классиков и духовные основы русской культуры.

Образы Святой Руси в классических произведениях. Церковь и церковность в жизни народа. Тихое сияние святости в образах простых русских людей. Образ молитвы в поэтических произведениях золотого и серебряного века. Юродство на Руси и «лишние люди» в творчестве русских писателей-классиков. «Откуда есть пошла Русская земля» – исторические мотивы в классической литературе. Творчество духовных писателей-классиков: Святителя Феофана Затворника, Святителя Тихона Задонского, Святителя Иннокентия (Вениаминова). Этюды русской православной жизни.
Русская классическая литература полно и емко выразила национальные идеалы, строй веры русского народа. Центральная идея русских писателей-классиков – это осмысление представления о святости как «высшем идеале» присущем народному, национальному взгляду на жизнь.
Неразрывность связи русской классической литературы с православием очевидна: православие является духовным ядром русской культуры.
Творчество Ивана Сергеевича Шмелёва занимает особое место в русской литературе. Оно глубоко национально по содержанию. Иван Сергеевич является основоположником направления в литературе, которое условно можно назвать «духовно-художественная проза». Все творческое наследие И.С. Шмелёва проникнуто любовью к Родине, к её истокам, к вере и традициям своего народа.
VI. Творчество писателей – Лауреатов Патриаршей литературной премии.

Современная православная литература и духовное наследие Святой Руси. Образ Церкви в современном историческом романе. Творчество современных биографов Святой Руси. Духовное осмысление событий современности. Образы «героев нашего времени». Великое в малом. Поиски смыслов и радость обретения веры. Природа и окружающий мир как источники веры – «Всякое дыхание да хвалит Господа!»
Для современного русского писателя стремление делиться с читателем своими наблюдениями, сомнениями и прозрениями остается актуальным и важным. Думать о «вечных» вопросах, о смысле жизни, о предназначении человека, ставить нравственные вопросы и предлагать их решения или помогать читателю самому, без подсказки, сделать правильный мировоззренческий выбор – основная творческая и нравственная задача.
Все эти качества в полной мере присущи творчеству литераторов, удостоенных Патриаршей литературной премии.
Премия присуждается писателям, внесшим существенный вклад в утверждение духовных и нравственных ценностей и создающим сочинения, обогатившие отечественную литературу. Среди лауреатов Патриаршей литературной премии имена Владимира Крупина, Олеси Николаевой, Виктора Николаева, Алексея Варламова, Станислава Куняева, Юрия Лощица, Валентина Курбатова, Валерия Ганичева, протоиерея Николая Агафонова, Юрия Кублановского, Александра Сегеня, Юрия Бондарева, Бориса Тарасова, священника Николая Блохина, Бориса Екимова, Виктора Лихоносова, Борисаа Спорова, протоиерея Ярослава Шипова, Владимира Кострова, Виктора Потанина и Константина Ковалева-Случевского.

*По любому из направлений тема может быть сформулирована автором самостоятельно

Примерные жанры конкурсных работ*

Рассказ

Рассказ - это небольшое по объему эпическое произведение, отличающееся, как правило, сжатостью и простотой повествования. Эта особая, большая, чем в повести, сжатость раскрытия содержания и является главным признаком рассказа. Число персонажей в рассказе обычно очень невелико. Уплотненность повествования, небольшое количество персонажей, отбор только самого основного делают изображение жизни в рассказе очень выпуклым и ярким. Это позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать и самого человека, и окружающую его среду, и пейзаж, что сообщает изображению в нем жизни большую полноту.

Литературно-критическая статья

Критическая статья - один из основных жанров литературной критики. В ней даются разбор и оценка произведения, ее темы, идейного содержания, языка и стиля, указывается значение в ряду других работ писателя и др. Часто литературно-критические статьи носят публицистический характер, т.е. наряду с разбором и оценкой произведения, в них рассматриваются общественные проблемы, поднятые писателем.

Эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления и соображения, связанные с нею. Эссеист, как правило, не выносит окончательного приговора произведению искусства.

Эссе могут быть литературно-критическими, публицистическими, философскими, историко-библиографическими. Эссеисты, пишущие на публицистические темы, часто используют форму письма и дневника.

Очерк

Очерк – эпический, по преимуществу прозаический жанр литературы, в котором изображены достоверные события и факты реальной жизни. Этим очерк отличается от рассказа, в котором изображаются вымышленные события, созданные творческим воображением писателя. Очерки бывают документальными (или публицистическими) и художественными. Разновидности современного очерка: публицистический монолог; дневниковые заметки; очерк-портрет; очерк-исповедь; очерк-программа.

Дневник

Дневник - это форма повествования, которая ведется от первого лица. Реальные люди могут записывать те или иные текущие события своей жизни. Это, по сути дела, их подневные автобиографические записи, они всегда современны описываемым событиям.

В художественной литературе могут быть использованы дневниковые записи героев, и в этом случае дневник выступает как жанровая разновидность художественной прозы.

Путешествие

Литературный жанр «путешествие»имеет две разновидности:

Это различные описания очевидцем-путешественником географического, этнографического и социального облика увиденных им стран и народов, т.е. документальные путешествия. Они имеют, как правило, познавательную и эстетическую ценность, особенно если они написаны в эпохи, когда проза еще не расчленилась на художественную и научную, например «Хождение за три моря» А. Никитина.

Путешествие - это также и жанр произведений, сюжет и композиция которых излагаются и строятся как документальные путешествия. Художественный жанр «путешествие»формировался под влиянием путевых рассказов и записей самих путешественников. Значительную роль в его развитии сыграли легенды, возникшие на основе этих рассказов и записей.

Исходя из задач Конкурса, все представленные выше жанры могут быть реализованы в форме сочинения-описания, сочинения-повествования и сочинения-рассуждения.

Сочинение-описание

Описание является составной частью композиции любого художественного произведения. Описание может быть также в аргументирующей части рассуждения. Описание – это упорядоченное перечисление наиболее существенных признаков предмета (вещи, человека, животного, явления, процесса и т.д.). Например: «Портретная характеристика Печорина».

Сочинение-повествование

На повествовательных частях художественного текста может быть построено целое рассуждение, например, «Пути исканий смысла жизни князем Андреем». Вся аргументирующая часть этого рассуждения будет представлять собой сжатое повествование об основных этапах жизненного пути Андрея Болконского.

Сочинение-рассуждение

Наиболее распространённый тип сочинения. Рассуждения на литературную тему могут быть в различных жанрах: от отзыва о прочитанной книге до литературно-критической статьи и краткого литературного обзора.

По каждому тематическому направлению необходимо выбрать предложенную тему или предоставить собственную. Жанр творческой работы также определяется автором самостоятельно. Положение о конкурсе, тематические направления и примерные жанры творческих работ представлены на сайте конкурса www.letogospodne.ru в разделе «условия участия».

По результатам оценки работ заочного этапа Конкурсной комиссией будут определены финалисты конкурса. На второй (очный) этап в дни весенних школьных каникул в Москву будут приглашены по 10 участников от каждой возрастной группы, набравших наибольшее количество баллов. Финалисты напишут итоговую работу на предложенную тему, по результатам которой будут определены призеры конкурса.

Награждение победителей состоится в конце марта 2018 года в Храме Христа Спасителя. Победителей и финалистов конкурса ждут дипломы и призы.

Конкурс имеет статус международного, к участию в нем приглашаются учащиеся 6-12-х классов общеобразовательных и православных школ, гимназий и колледжей России, стран СНГ и зарубежья, а также воспитанники воскресных школ и учреждений дополнительного образования не старше 18-ти лет.

Подробно узнать об условиях участия в конкурсе и ознакомиться со всей информацией о конкурсе можно на сайте