1. Подготовка к драматизации.

2. Драматизация «Сказки о невоспитанном мышон­ке» .

Педагог, встречая детей, вносит игрушку-мышонка, читает стихотворение:

Невоспитанный мышонок Один остался без друзей, Но вовремя он понял это, Решил стать вежливым скорей!

Педагог просит вспомнить, из какой сказки этот герой. Затем коротко обговаривает с детьми ключевые моменты сказки, оживляя в памяти последовательность событий. Предлагает распределить роли (по желанию ребят, считалочкой и др.). Проводится драматизация -«Сказки о невоспитанном мышонке». Как и в разыг­рывании предыдущих сказок, дети определяют игро­вое пространство, расставляют декорации и атрибуты. Драматизация проводится один раз, так как в этой сказке дети придумывают себе роли животных, живу­щих в лесу. Поэтому все дети - артисты.

По окончании драматизации педагог хвалит детей, предлагает веселый танец (любой), после чего проща­ется с детьми словами:

Запомните, мои ребята, Что надо вежливыми быть!

Друзья появятся тогда, Все будут вас любить!

Занятие 3. Упрямые ежата

1. Сюрпризный момент.

2. Рассказывание истории про двух ежей.

3. Беседа.

4. Придумывание окончания истории детьми и по­каз на ширме.

Педагог встречает детей и загадывает загадку:

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки - ни одной. (Еж.)

Спрашивает у детей, как они догадались, что это еж, по каким признакам.

После этого он показывает двух ежей из пальчико­вого театра и рассказывает, какая история произошла с ними:

Два ежа шли по дороге и нашли яблоко.

Вот это яблоко! - удивились ежата.

Затем один ежик говорит: 67

По-моему, это яблоко сладкое, посмотри, какое оно большое!

А я думаю, что оно кислое, ведь большое яблоко может быть кислым, потому что оно зеленое.

Ежата начали спорить, какое на вкус яблоко.

Вопросы к детям:

Что происходит с ежатами?

Как изменяется лицо, когда споришь?

Педагог предлагает детям изобразить спорящих ежат перед зеркалом. Дети, разглядывая себя в зерка­ле, рассуждают, как изменяется лицо в споре.

Что может произойти с ежатами, если они вовремя не прекратят спор?

Педагог предлагает детям придумать окончание сказки про ежат и, используя ширму и персонажей пальчикового театра, показать свою сказку.

Дети объединяются в пары по желанию, какое-то время общаются, придумывают сказку, предваритель­но проговаривая ее. Педагог помогает детям, которые в этом нуждаются. Затем каждая пара (по желанию) показывает свою сказку.



В заключение дети вместе с воспитателем отмеча­ют наиболее интересные истории. В награду звучат аплодисменты, и дети уходят из зала.

Занятие 4. Вот так яблоко!

1. Игра на выразительность мимики.

2. Рассказывание сказки В. Сутеева «Яблоко» .

3. Беседа по содержанию.

4. Слушание музыкальных фрагментов.

5. Имитационные упражнения.

Педагог встречает детей и показывает им краси­вое яблоко (муляж). Дает возможность рассмотреть его, потрогать, передать друг другу. После этого проводит­ся игра «Изобрази вкус яблока». Дети, имитируя то, как они кусают яблоко, изображают мимикой, какое оно, по их мнению, на вкус. Причем первым начина­ет взрослый, а дети отгадывают (кислое, сладкое, горь­кое, вкусное и т.д.). Педагог нацеливает детей на то, что каждому может показаться яблоко на вкус раз­ным, и от этого будет зависеть мимика.

После этого детям предлагается послушать сказку В. Сутеева «Яблоко».

Вопросы к детям:

Почему звери не могли договориться между собой?

Как разрешил спор медведь?

А как бы вы помогли зверюшкам?

Затем воспитатель предлагает детям прослушать музыкальные фрагменты и попробовать догадаться, кому из героев соответствует проигранная музыка: «Заинька», «Медведь», «Пляска» (муз. Е. Тиличеевой).

После этого дети изображают пантомимически ге­роев сказки: зайца, ворону, ежа, медведя, каждый по- своему находя образные движения, мимику, жесты.

По окончании педагог говорит детям о том, что пу­тешествие в сказку В. Сутеева «Яблоко» только нача­лось и в следующий раз ребята вновь встретятся с ней. Звучит музыка, и дети уходят.

Апрель

Занятие 1. Поссорились зверушки, не зна­ют, как им быть, как же это яблоко на всех им разделить

1. Музыкальная загадка.

2. Рассматривание отличительных особенностей ге­роев сказки В. Сутеева «Яблоко».

3. Разыгрывание этюдов и диалогов из сказки.

Педагог встречает детей под музыку («Пляска», муз. Е. Тиличеевой). Просит догадаться, какую сказку эта музыка напоминает и кто ее герои. Затем дети вместе с педагогом отмечают наиболее характерные особенно­сти зайца, ежа, медведя (например, движения быстрые, легкие, голос звонкий, нетерпеливый и т.д.), просле­живают, как меняется настроение героев в разные мо­менты сказки (например, в начале сказки у зайца радо­стное настроение, так как он нашел яблоко; затем сер­дитое, потому что звери спорят и т.д.). Далее детям предлагается разыграть отрывки из сказки, интонацией, мимикой и движениями передавая образ героев.



Заяц - бежит по лесу, увидел яблоко, обрадовался, пытается достать, подпрыгивает, но ничего не полу­чается.

Диалог зайца и вороны.

Спор зайца, ежа и вороны.

Медведь - движения тяжелые, неуклюжие, медлен­ные.

Разговор медведя с героями.

Отрывки из сказки могут разыгрываться несколько раз, чтобы дети могли превратиться в разных героев.

По окончании занятия педагог хвалит детей за та­лант, фантазию, и дети уходят из зала.

Занятие 2. Михайло Иванович, рассуди, нас, зверушек, помири!

1. Сюрпризный момент.

2. Рассказывание и разыгрывание сказки В. Сутее­ва «Яблоко» с помощью перчаточных кукол.

3. Пантомимическая игра «Пойми меня».

Педагог встречает детей и показывает им персо­нажей перчаточного театра: зайца, ежа, ворону, медве­дя. Просит догадаться, из какой сказки они пришли к ребятам. После того как дети отгадали, предлагает рассказать эту сказку, используя кукольных персона­жей. Дети, по желанию, выбирают роли и показывают сказку В. Сутеева «Яблоко» (по желанию детей, мож­но повторить пересказ еще раз, чтобы дети лучше за­помнили сказку). Педагог помогает детям, если они нуждаются в этом, побуждая более выразительно вести диалог, голосом передавая образ героя. Затем прово­дится игра «Пойми меня». Детям дается задание зага­дать любого персонажа из сказки В. Сутеева «Яблоко», но держать свой замысел в секрете. Затем каждый изображает своего героя, а дети отгадывают, обосновы­вая ответ. Игра повторяется по желанию детей.

По окончании занятия воспитатель говорит, что в следующий раз сказка вновь придет к ребятам, только героями будут уже сами дети.

Звучит «Пляска» Е. Тиличеевой, и дети уходят.

Класс: 1 «В»

Урок русской грамоты, самопознания (Интегрированный урок).

Тема: Какой бывает речь, «Невоспитанный мышонок»; Помогаем друг другу.


Цели:
-учить детей вежливым словам, умению пользоваться ими, уяснить и уточнить правила вежливости;

-развивать словарный запас, речь, память, мышление, рассуждение, кругозор; ---воспитывать культуру общения, правила хорошего тона таких, как вежливость, доброта, приветливость.

Оборудование: Правила вежливости, слайды, карточки, учебник, сказка.

Ход урока

1. Орг. момент.

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок.

Всё ль на месте, всё ль в порядке –

Учебник, ручка и тетрадка.

2.Объявление темы и цели урока

3. Работа над новым произведением

1)- Какой бывает наша речь? (1-5 слайд)

2)- Ребята, а вы любите сказки? Тогда послушайте “Сказку о невоспитанном мышонке” и подумайте, почему сказка так называется? (чтение сказки учителем).

СКАЗКА О НЕВОСПИТАННОМ МЫШОНКЕ

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.
Утром он никому не говорил "доброе утро". А вечером никому не говорил "спокойной ночи".
Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.
Грустно стало Мышонку.
Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:
- Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?
Маша сказала Мышонку:
- Утром надо всем говорить "доброе утро". А вечером надо всем говорить "спокойной ночи". И тогда все будут с тобой дружить.
Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.
Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.
Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.
Засмеялись белки, похвалили Мышонка.
Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал "доброе утро".
Побежал Мышонок к Лесной Птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.
-Доброе утро!-крикнул Мышонок. Голосок у Мышонка тонкий. А сосна высокая-высокая. Не слышит его Лесная Птица.
- Доброе утро! - изо всех сил крикнул Мышонок. Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну. Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.
- Доброе утро! - крикнул Мышонок Белому Облаку.
-Доброе утро! - тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок. Пролетел мимо Самолёт.
- Доброе утро, Самолёт! - закричал Мышонок.
-Доброе утро! - громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева.
- Доброе утро, Лесная Птица! - сказал Мышонок. - Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась:
- Спокойной ночи. Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить "спокойной ночи".
Посмотрел Мышонок вокруг - и правда: небо совсем тёмное, а на небе звёзды.
- Ну тогда спокойной ночи, Лесная Птица! - сказал Мышонок.
Лесная Птица погладила Мышонка крылом:
- Какой ты стал хороший. Мышонок, вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоей маме.

Понравилась вам сказка?

- Почему на Мышонка рассердились звери?

- Почему стало грустно Мышонку?

- Как мышонок помирился со зверями?

- Почему сказка называется так?

- Какие слова мышонок стал говорить?

2 ) Повторное чтение отрывка: Жужжащее чтение, «цепочкой».

Физминутка
- Вот сегодня на уроке мы поговорим об этих и о других вежливых словах, когда и как ими пользоваться.

А какие вы еще знаете вежливые слова?
- А почему же об этих словах мы поговорим?

Вы пока ученики, но закончите школу, станете строителями, инспекторами, военными, врачами, учителями. Много интересных дел ждет вас впереди. Но кем бы вы не стали, вы должны вырасти вежливыми, воспитанными. А для этого вы должны всегда пользоваться волшебными словами, от которых становится теплее и радостнее другим.
- Вот поэтому мы сегодня будем учиться вежливости и наш урок будет называться уроком Вежливости и Воспитанности.

- Ребята, давайте вспомним стихотворения, которые вы подготовили дома по заданной теме.
Ученица:

Спасибо маме за заботу

И папе за его работу,

Сестре и брату за компанию

И бабушке за понимание.

Спасибо всем учителям,

И воспитателям, и няням,

Спасибо, что гордятся нами

И добрым учат нас делам.
Ученик:
Слово это словно ключик,

Золотой и сказочный,

Словно самый светлый лучик.

Звать его «Пожалуйста».
Ученик:

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться «Доброе утро!»

- Доброе утро! Солнцу и птицам!

Доброе утро! Улыбчивым лицам.

И каждый становится добрым, доверчивым..

Пусть доброе утро длится до вечера.
Ученик:
Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день.

Только выйду за ворота-

Всем идущим на работу:

Кузнецу, ткачу, врачу –

«С добрым утром!» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер!» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.
Ученик:
Как жалко, что недели так медленно летят!

И что, родившись, дети не сразу говорят!

А то бы только-только я маму увидал,

Как тут же бы, как сразу «Спасибо» ей сказал.

За то, что я родился! За то, что я живой!

За то, что вместе с папой иду сейчас домой!

За то, что дверь откроем и знаем наперёд,

Что мама напевает и нас к обеду ждет!


- Ребята, а есть в нашем классе такие ученики, которые не говорят вежливых слов?
- Да, есть такие ученики. Мы не будем называть их имена. Но я думаю, они с сегодняшнего дня обязательно будут говорить вежливые слова!

Физминутка «Вежливые животные».

- Представьте, что животные тоже решили стать вежливыми и при встрече всегда здороваться. Придумайте и покажите, как могли бы приветствовать друг друга.

    жирафы (наклоны вперед);

    антилопы (поднятие ног поочередно);

    львы (повороты вправо влево);

    обезьяны (подскоки, наклоны вправо–влево с руками за головой);

    медведи (вращение головы).

- Ребята, а с какими вежливыми словами мы начинаем наш день? (доброе утро)

Произнося эти слова, мы желаем нашим близким, друзьям, учителям хорошего здоровья, доброго настроения.

- Дети, как еще мы приветствуем друг друга? (добрый день, добрый вечер).
- Как нужно говорить эти слова?
- Да, их нужно говорить спокойным, приветливым голосом.

Ребята, раз мы заговорили о режиме дня, вспомним, что такое режим дня и как можно употребить в течении дня вежливые слова. А в этом вам помогут плакаты: “Твой день” (Слайды)

Спасибо, благодарю, признателен.

Извините, простите.

Спокойной ночи.

4. Работа в тетради: запись вежливых слов (4-5) по карточкам.

5.Обобщение


Игра «Доскажи словечко»
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова теплого … (спасибо)
Зазеленеет старый пень
Когда услышит: … (добрый день)
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы … (спасибо)
Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь: … (здравствуйте)
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: … (простите, пожалуйста)
И во Франции, и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю … (пожалуйста)

Заключительная часть.
- Запомните эти правила вежливости на всю жизнь! (Дети читают хором плакат с правилами вежливости).
- Вежливость проявляется в отношении с людьми.

- Вежливый человек не причинит другому неприятностей и обид.

- Будь вежлив со своими друзьями: не давай им прозвищ и кличек.

- Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.

- В разговоре и игре всегда помогай слабому, заступайся за него, не обижай младших.

- Не отвечай на грубость грубостью.

- Будь приветлив и всегда внимателен к людям.

- Приучи себя постоянно помнить об окружающих.

- Пусть добрая улыбка красит вас! Улыбайтесь, когда говорите вежливые слова!


- Раз мы заговорили об улыбке, давайте закончим наш урок песней “Улыбка”. Спасибо всем за активное участие на уроке Вежливости! (ученики поют песню “Улыбка” под фонограмму).

Ученики: Клянемся рыцарями быть!
Всегда спасибо говорить,
Добрый день, до свидания –
Нет в мире выше звания

Итог урока

Учитель:

Перед тем как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.

- Пусть мышонок, которого каждый из вас дома раскрасит, будет напоминать вам о том, что никогда в жизни нельзя забывать вежливые слова.

Детям вручаются памятки «Правила вежливости».

Жил в лесу невоспитанный мышонок. Он никому не говорил «доброе утро» и «спокойной ночи». Рассердились на него все звери в лесу - не хотят с ним дружить. Грустно стало мышонку. Пошел он к маме и спросил: «Как мне помириться со всеми зверями в лесу?» Мама отвечает ему, что нужно быть со всеми вежливым. Мышонок решил исправиться, почистил зубки,

«Почистим зубки»
причесался.

«Расческа»
Видит, зайчик на качелях качается.

«Качели»
Пошел он и громко пропищал: «Доброе утро!»
Улыбнулся зайчик и угостил мышонка морковкой. Обрадовался мышонок, дальше пошел. Навстречу ему змейка ползет, в язычке гирьку держит, чтоб сильным был.

«Язык-силач»
И с ней он поздоровался. Удивилась змейка и гирьку уронила. Очень понравилось мышонку быть вежливым. Побежал он дальше, чтобы еще с кем-нибудь поздороваться. Видит, сидит на дереве ворона, бублик во рту держит.

«Бублик»
Мышонок громко закричал ей: «Доброе утро!» Ворона каркнула ему в ответ и полетела всем рассказать, что мышонок стал вежливым.
А мышонок все бегал по лесу, всем кричал «доброе утро» и так устал, что споткнулся и покатился с горки.

«Горка»
Едва в воду не упал. Хорошо, заборчик его задержал, который лягушата построили.

«Заборчик»
Отдохнул, огляделся по сторонам, видит: лягушки прыгают, приглашают его поиграть с ними.
Но мышонку некогда играть - еще не всем доброго утра пожелал. Бежит он по лесу и видит: на дереве летучая мышь проснулась. «Доброе утро!» - кричит ей мышонок. «Уже вечер наступил, - отвечает летучая мышь, - добрый вечер, мышонок!» И мышонок засвистел весело, как паровозик.

«Паровозик свистит»
И побежал домой, чтобы мама не волновалась, что его нет так долго.
Кто поможет воробью
Не слушался маленький воробышек маму, подошел к краю гнезда, широко открыл рот, зазевался и вывалился из него.

«Птенчик»
Испугался он, хотел обратно залететь в гнездо, да оно высоко на дереве было, а дерево на горке.



«Горка»
Стал воробышек бегать вокруг дерева, крылышками хлопать, да взлететь не смог - маленький еще был, не научился летать. Сел воробьишко и громко заплакал. Что ему делать? Проползла мимо змейка.

«Веселая змейка»
- Помоги мне, - просит воробышек, - я из гнезда упал.
- Я бы рада тебе помочь, - отвечала змейка, - но у меня нет рук, как же я тебя положу в гнездышко? Иди по тропинке, найдешь там помощь. - И уползла.
Еще пуще заплакал воробышек, но пошел. Катит катушку ему навстречу лягушонок.

«Катушка»
Попрыгал кругом, да чем он поможет? Услышала плач мама-воробьиха - летает вокруг него, жалобно чирикает, но не может поднять сыночка. Проскакала мимо лошадка подставила копыто,

«Лошадка»
чтобы по нему воробышек на дерево забрался, но и это не помогло. Все горюют вместе, а придумать ничего не могут. Слышат - стучит дятел.

«Барабанщик»
Позвали его, совета попросить. Дятел подумал и сказал:
- Я знаю, что делать. Иди по ступенькам вверх и позови ребятишек, у них есть руки, и по деревьям они умеют лазать. Они тебе помогут.
Так и решили. Попрыгал воробей по ступенькам и видит: ребята в футбол играют,

«Загнать мяч в ворота»
попросил у них помощи. Ребята подбежали и отнесли воробышка в гнездо. Больше он уже не падал, а когда научился летать, прилетал к ребятам и весело чирикал возле них - благодарил.

МАША И ОЙКА

Жили-были на свете две девочки. Одну девочку звали Маша, а другую — Зойка. Маша все любила делать сама. Сама ест суп. Сама из чашки молоко пьет. Сама игрушки в ящик убирает.

А Зойка сама ничего делать не хочет и только говорит:

— Ой, не хочу! Ой, не могу! Ой, не буду! Все «ой» да «ой»! Так и стали ее звать не Зойка, а Ойка.

КОГДА МОЖНО ПЛАКАТЬ?

Утром заплакала Маша.

Заглянул в окно Петушок и говорит:

— Не плачь, Маша! Утром я пою «ку-ка- ре-ку», а ты плачешь, мне петь мешаешь.

Заплакала Маша днем.

Вылез из травы Кузнечик и говорит:

— Не плачь, Маша! Весь день я в траве стрекочу, а ты плачешь — и никто меня не слышит.

Заплакала Маша вечером.

Прискакали из пруда лягушки.

— Не плачь, Маша! — говорят лягушки. — Мы любим вечером квакать, а ты нам мешаешь.

Заплакала Маша ночью.

Прилетел из сада Соловей и сел на окно.

— Не плачь, Маша! Ночью я пою красивые песни, а ты мне мешаешь.

— А когда же мне плакать? — спросила Маша.

— А ты никогда не плачь, — сказала мама. — Ведь ты уже большая девочка.

СКАЗКА О ГРУБОМ СЛОВЕ «УХОДИ»

Маша и Ойка построили дом из кубиков.

Прибежал Мышонок и говорит:

— Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?

— Уходи отсюда, Мышонок! — сказала Ойка грубым голосом.

Заплакала Маша:

— Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.

— И ты тоже уходи, Машка! — сказала Ойка грубым голосом.

Маша обиделась и ушла.

Заглянуло в окно Солнце.

— Как тебе не стыдно, Ойка! — сказало Солнце. — Маша — твоя подружка. Разве можно подружке говорить «уходи»?

Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:

— И ты тоже уходи!

Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила- ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.

Страшно стало Ойке.

— Куда же я иду? — заплакала Ойка. — Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить «уходи».

Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.

А тут как раз идет Маша.

Обрадовалась Ойка, говорит:

— Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.

СКАЗКА О НЕВОСПИТАННОМ МЫШОНКЕ

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок.

Утром он никому не говорил «доброе утро». А вечером никому не говорил «спокойной ночи».

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку.

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит:

— Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку:

— Утром надо всем говорить «доброе утро». А вечером надо всем говорить «спокойной ночи». И тогда все будут с тобой дружить.

Побежал Мышонок к зайцам. Всем зайцам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку.

Побежал Мышонок к белкам. Всем белкам сказал «доброе утро». И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки, похвалили Мышонка.

Долго бегал Мышонок по лесу. Всем зверям, большим и маленьким, сказал «доброе утро».

Побежал Мышонок к Лесной Птице. Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.

— Доброе утро! — крикнул Мышонок.

— Доброе утро! — изо всех сил крикнул Мышонок.

Все равно не слышит его Лесная Птица.

Делать нечего. Полез Мышонок на сосну.

Трудно лезть Мышонку. Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.

— Доброе утро! — крикнул Мышонок Белому Облаку.

— Доброе утро! — тихо ответило Белое Облако.

Еще выше ползет Мышонок. Пролетел мимо Самолет.

— Доброе утро, Самолет! — закричал Мышонок.

— Доброе утро! — громко прогудел Самолет.

Наконец добрался Мышонок до вершины дерева.

— Доброе утро, Лесная Птица! — сказал Мышонок. — Ох, как долго я до тебя добирался!

Лесная Птица засмеялась:

— Спокойной ночи, Мышонок! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить «спокойной ночи».

лилия агеева

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар

«Детский сад комбинированного вида № 109»

350018, Российская Федерация, Краснодарский край, г. Краснодар, ул. Краснодарская, д. 30,

тел. /факс (861) 237-79-81

e-mail: [email protected]

"Сказка о непослушном мышонке "

Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи , для детей логопедической группы по сказке С . Прокофьевой с использованием элементов арттерапии .

Разработала воспитатель

Агеева Лилия Павловна.

Программные задачи :

1. Учить детей называть и использовать в речи слова – приветствия («здравствуйте» , «доброе утро» , «спокойной ночи» , «до свидания» ) .Учить согласованию глаголов с именами существительными в дательном падеже в единственном числе.

2. Уточнить и расширить словарь детей .

3. Совершенствовать грамматический строй речи .

4. Продолжить развивать связную речь , речевой слух, память.

5. Продолжить упражнять детей отвечать развернутым предложением .

6. Развивать мелкую и общую моторику.

7. Формировать у детей понимание необходимости вежливого общения, уважения к окружающим людям.

8. Снятие телесного и эмоционального напряжения.

Оборудование : мягкая игрушка Мышка, мнемо- картинки по сказке , пластилин, цветной картон.

Предварительная работа :

Чтение художественной литературы на этические темы, чтение «Сказки о невоспитанной Мышке » (автор С. Прокофьева, разыгрывание инсценировок с помощью игрушек, кукол бибабо, пальчикового театра, обыгрывание различных этических ситуаций, дидактические и сюжетно – ролевые игры, разучивание пальчиковой гимнастики «Дружат в нашей группе» .

Словарная работа : настроение, радость, грусть, невоспитанная , свила, гнездо, сосна, верхушка, вершина, вежливый, ласковый,

Ход непосредственной образовательной

деятельности.

1. Организационный момент.

Вход детей в групповую комнату .

В-ль : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Что говорят люди, когда видят гостей? Дети : Нужно поздороваться.

В-ль : Давайте мы дружно скажем!

Дети : Здравствуйте!

Воспитатель :

Для прощания и встречи

Много есть различных слов :

«Добрый день!» и «Добрый вечер!» ,

«До свиданья!» , «Будь здоров!» ,

«Я вас рада видеть очень» ,

«Мы не виделись сто лет» ,

«Как дела?» , «Спокойной ночи» ,

«Всем пока» , «Прощай» , «Привет» ,

«Буду рад вас видеть снова» ,

«Не прощаюсь!» , «До утра!» ,

«Всем удачи!» , «Будь здорова!»

И «Ни пуха, ни пера!» .

В-ль : Вот мы поздоровались с гостями и друг с другом, и нам стало очень приятно общаться. А чтобы наше настроение стало еще лучше, подарим друг другу улыбку. Встаньте, пожалуйста, в круг, предлагаю поиграть в игру «Не сердись, улыбнись» . Каждому из вас будет поворачивать голову вправо к рядом стоящему ребенку, посмотреть ему в глаза и говорить ласково, сердечно улыбаясь : «Не сердись, улыбнись!» Мы закончим эту игру, когда все дети обратятся друг к другу с этой просьбой.

(упражнение «Не сердись, улыбнись» ) .

3. Основная часть.

(раздается стук за дверью, вносится Мышка – кукла, грустно «пищит» )

Мышонок : Здравствуйте, дети!

Дети : Здравствуй, Мышонок !

В-ль : Почему ты, Мышонок , такой грустный, что случилось?

Мышонок : Со мной никто не хочет дружить и играть, пи-пи-пи (вздыхает) .

В-ль : Нерастраивайся, мы твоему горю поможем.

В-ль : Предлагаю послушать сказку , про невоспитанного мышонка (дети присаживаются на стулья, послушать «Сказку о невоспитанном Мышонке » .) И ты, Мышонок , присаживайся к нам.

(включается тихая музыка, воспитатель рассказывает сказку

С. Прокофьева «Сказка о невоспитанном Мышонке »

Жил в лесу один невоспитанный Мышонок .

Утром он никому не говорил "доброе утро". А вечером никому не говорил "спокойной ночи".

Рассердились на него все звери в лесу. Не хотят с ним дружить. Не хотят с ним играть. Ягодами не угощают.

Грустно стало Мышонку .

Рано утром прибежал Мышонок к Маше и говорит :

Маша, Маша! Как мне помириться со всеми зверями в лесу?

Маша сказала Мышонку :

Утром надо всем говорить "доброе утро". А вечером надо всем говорить "спокойной ночи". И тогда все будут с тобой дружить.

Побежал Мышонок к зайцам . Всем зайцам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и маленькому Зайчонку.

Улыбнулись зайцы и дали Мышонку морковку .

Побежал Мышонок к белкам . Всем белкам сказал "доброе утро". И папе, и маме, и бабушке, и дедушке, и даже маленькому Бельчонку.

Засмеялись белки, похвалили Мышонка .

Долго бегал Мышонок по лесу . Всем зверям, большим и маленьким, сказал "доброе утро".

Побежал Мышонок к Лесной Птице . Свила гнездо Лесная Птица на самой верхушке высокой сосны.

Доброе утро! - изо всех сил крикнул Мышонок . Всё равно не слышит его Лесная Птица. Делать нечего. Полез Мышонок на сосну . Трудно лезть Мышонку . Цепляется лапками за кору, за ветки. Проплыло мимо Белое Облако.

Доброе утро! - крикнул Мышонок Белому Облаку .

Доброе утро! - тихо ответило Белое Облако. Ещё выше ползёт Мышонок .

Пролетел мимо Самолёт.

Доброе утро, Самолёт! - закричал Мышонок .

Доброе утро! - громко прогудел Самолёт. Наконец добрался Мышонок до вершины дерева .

Доброе утро, Лесная Птица! - сказал Мышонок . - Ох как долго я до тебя добирался! Лесная Птица засмеялась :

Спокойной ночи. Мышонок ! Посмотри, уже темно. Уже ночь наступила. Уже пора всем говорить "спокойной ночи".

Посмотрел Мышонок вокруг - и правда : небо совсем тёмное, а на небе звёзды.

Ну тогда спокойной ночи, Лесная Птица! - сказал Мышонок .

Лесная Птица погладила Мышонка крылом :

Какой ты стал хороший, Мышонок , вежливый! Садись ко мне на спину, я отнесу тебя к твоеймаме.

В-ль. «Ребята, вам понравилась сказка ? –

О ком эта сказка ? (Эта сказка о мышонке )

Каким был мышонок ? (невоспитанным , невнимательным)

(Воспитатель предлагает встать и пройти к коврику.)


-ль : посмотрите на эти картинки – подсказки , выберите себе любую (картинки со схематичным изображением сказки , дети по порядку выкладывают сюжет сказки на коврике и рассказывают что происходило с героями) .

В-ль : Умницы, вы хорошо запомнили сказку . А ты, Мышонок , теперь понял, почему с тобой не хотели дружить? Наверно, ты тоже не говорил ласковых слов, был к зверям и птицам невнимателен?

Мышка : Да, я теперь всегда буду говорить добрые, ласковые слова.

Советы мышонку .

В-ль : -Ребята, а что можно посоветовать мышонку ?

Дети : -Быть приветливым. Не грубить. Не забывать здороваться, говорить приятные слова окружающим.

В-ль : Эти слова еще называются вежливыми, волшебными. Хорошо ли быть вежливыми, дети?

Дети : Да, хорошо.

В-ль : А вы вежливые, дети?

Дети : Да, мы вежливые.

В-ль : А какие еще волшебные слова вы знаете?

Дети : Здравствуйте, спасибо, пожалуйста, добрый день, добрый вечер.

5 часть. В-ль. А теперь я буду загадывать мышонку загадки ,«Отгадай доброе слово» , а вы поможете мышонку , если он будит затрудняться?

Дети : Да, поможем.

Если встретился знакомый,

Хоть на улице, хоть дома-

Не стесняйся, не лукавствуй.

А скажи погромче… (здравствуй)

Когда нас бранят за шалости,

Мы говорим… (извините, пожалуйста)

Порвал Воробей

Паутинные нити.

Чирикнул смущенно :

Ну… (извините)

Если словом или делом

Вам помог кто-либо,

Не стесняйтесь громко, смело

Говорить… (спасибо)

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят. (спасибо)

Всем, кого благодарят..

Если сон смыкает очи

И тебя отправят спать,

Всем скажи :…. (спокойной ночи)

А потом иди в кровать.

А в минуту расставания

Всем скажите… (до свидания)

В-ль : как много вежливых слов вы знаете.

Предлагаю поиграть в игру «Смешные человечки»

(развития мелкой моторики и синхронизации работы полушарий мозга, дети вместе с воспитателем выполняют движения по тексту гимнастики) .

(Дети делятся на пары. Желательно девочка и мальчик)

1. Бежали мимо речки смешные человечки

2. Прыгали, скакали,

3. Солнышко встречали

4. Забрались на мостик

5. И забили гвоздик

6. Потом- бултых в речку

7. Где же человечки?



В-ль : Мышонок , ты видишь, какие наши ребята дружные, вежливые.

В-ль : ребята, а может мы сделаем для мышонка подарок ?

Дети : Да, сделаем.


(Воспитатель предлагает детям пройти присесть за стол и в технике пластелинографии выполнить задание. Дети растягивают пластилин в форме сыра и выкладывают на тарелочки).

Воспит-ль : Мышонок , смотри сколько у тебя теперь сыра, (дети говорят : возьми пожалуйста! А мышонок благодарит .)

Воспит-ль : Мышонок - поиграй пожалуйста снами еще!

Мышонок : С удовольствием.

Коммуникативная игра : «Друзья»

Тому, кто справа, улыбнись,

Тому, кто слева, улыбнись.

Тому, кто справа, поклонись,

Тому, кто слева, поклонись.

Тому, кто справа, руку дай,

Тому, кто слева, руку дай.

Теперь по кругу ты шагай,

С друзьями вместе ты играй.

Ну вот закончилась игра,

И снова дружат все! Ура!

Воспит-ль : А сейчас предлагаю вам отдохнуть.

Релаксация. «Путешествие на облаке» .

Цель : снятие психоэмоционального напряжения, расслабление мышц.

Детям предлагается сесть поудобнее и закрыть глаза, 2-3 раза вдохнуть глубоко и выдохнуть…

«Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Представьте белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Мягко опуститесь на белое пушистое облако. Почувствуйте, как ваши ноги, спина расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Ваше облако поднимается в синее небо. Вы чувствуете, как ветер овевает ваше лицо. Здесь в небе так высоко и спокойно… Уходят все печали… растворяются все тревоги… вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо… облако качает вас в голубом небе, вам хорошо… теперь оно везет вас назад… встаньте с облака и поблагодарите его за то, что оно вас покатало. Теперь потянитесь, выпрямитесь, откройте глаза.


Воспитатель : Молодцы ребята, вам понравилось сегодня играть? А как мы помогли мышонку , что для этого мы сделали?Дети :(Научили его вежливым словам, делиться, дружить, дарить друг другу радость) посмотрите, как солнышко радуется за окошком. Давайте мы тоже улыбнемся друг другу и всегда будем говорить только добрые слова, и скажем нашим гостям –

«Досвидания» .