О легендарной шифровальной машине Тьюринга и немецкой "Энигма" знают все, кто хоть немного увлекается военной техникой или, как я, смотрел фильм «Игра в имитацию». Сложно представить, что в СССР были аналоги этих машин, тем не менее «Кристалл» К-37, «Спектр» М-100 и «Фиалка» М-125 были незаменимой техникой, позволившей в 5-6 раз по сравнению с ручным способом повысить скорость обработки зашифрованных телеграмм.

К началу 1930-х годов стало ясно, что имеющиеся ручные системы шифрования и кодирования текстов, сколько их ни модернизируй, не справляются с постоянно возрастающим потоком информации. К примеру, для шифрования приказа или распоряжение объёмом в 1, 5 страницы уходило 3-4 часа, для его расшифровки ровно столько же. Понятно, что низкая скорость обработки информации «тормозила» работу советской власти и военных подразделений. Первым электромеханическим шифратором в СССР стала аппаратура засекречивания телефонных переговоров , выпущенная в 1927–28 годы. Но это достижение не облегчило работу государственным служащим, поэтому вопрос о создании подобной отечественной техники вновь был поднят шифровальщиками-моряками.

В 1931 году в технической лаборатории шифровальной службы под руководством И.П. Волоска были разработаны и изготовлены 2 образца советской шифровальной машины. Автор дал ей прозрачное наименование ШМВ-1 (Шифровальная машина Волоска – 1). Но громоздкая и механически ненадёжная шифрмашина в серию не пошла. Зато на заводе № 209 (впоследствии имени А.А. Кулакова) была создана научно-производственная структура по разработке и выпуску техники особой секретности. Весь 1936 год ушёл на разработку конструкции будущего устройства, а через год подготовлена вся документация на шифровальную машину В-4. Эта техника была проста в использовании и имела минимальный набор органов управления. Поэтому вскоре была модернизирована, получив название М-100 «Спектр» и стала выпускаться одновременно с машиной В-4 (начиная с 1940 года).

Конструкция шифровальной техники СССР имела мало общего с распространёнными зарубежными аналогами, которые работали по принципу механически программируемых шифраторов (называемые роторными или дисковыми). Шифровальная машина М-100 состояла из 3 основных узлов – клавиатуры с контактными группами, лентопротяжного механизма с трансмиттером и приспособления, устанавливаемого на клавиатуру пишущей машинки. Общий вес комплекта из семи упаковок достигал 116 кг. Аккумуляторы для автономного питания электрической части машины весили 32 кг. Тем не менее, данная техника выпускалась серийно и была успешно испытана в боевых условиях во время гражданской войны в Испании, на озере Хасан, на Халхин-Голе и во время советско-финской войны. Шифртехника первого поколения предназначалась для штабов высшего управления вооружёнными силами и обильно использовалась во время Второй мировой войны. Там, где циркулировала оперативно-стратегическая информация, без этой техники обойтись было трудно. Машина позволяла шифровать буквенные телеграммы со скоростью до 300 знаков в минуту.

Но советские криптографы на этом достижении не остановились. Работа над улучшением шифровальной техники продолжалась. В 1939 году после войсковых испытаний была принята на вооружение новая шифрмашина с роторным шифратором К-37 «Кристалл». Это малогабаритное устройство весом в 19 килограммов работало на шифре многоалфавитной замены (использование двух и более алфавитов для шифрования). К-37 применялась в армейских сетях связи (за год произведено 100 комплектов). Во втором квартале 1939 года были изготовлены опытные образцы шифровальных приборов-приставок для засекречивания телеграфных сообщений. C-306 – для телеграфных аппаратов Морзе с питанием от сети и С-307 – для журналистов с питанием от аккумуляторов. В 1942 году была введена в эксплуатацию М-101, которая состояла из 2 агрегатов общим весом 64,5 кг. Машина получила название М-101 «Изумруд» и стала производиться параллельно с В-4 и М-100.

С самого начала войны фашистские дешифровальщики пытались прочесть перехваченные советские криптограммы, зашифрованные машинными шифрами. Но все их попытки были напрасны - наши криптограммы, зашифрованные машинными шифрами, не читались. Было ясно, что уникальная система машинного шифрования русских может быть уязвима только при наличии самой шифртехники и ключей к ней. Приказ Гитлера по вермахту от августа 1942 года гласил: «Кто возьмёт в плен русского шифровальщика, либо захватит русскую шифровальную технику, будет награжден Железным крестом, отпуском на родину и обеспечен работой в Берлине, а после окончания войны – поместьем в Крыму».

В 1962 году появилась целая серия преемников К-37 – роторные шифровальные машины. Одной из самых известных была 10-роторная М-125 «Фиалка», которую СССР поставляло союзникам. И в 2011 году три модели «Фиалки» демонстрировались на выставке американского разведывательного агентства ВВС США в Сан-Антонио. Важным историческим фактом является то, что имеющиеся на Западе Фиалки не из СССР, а из стран Восточной Европы, прежде всего из ГДР.

Большая часть шифровальных машин была разобрана или уничтожена после распада СССР. Некоторые экземпляры хранятся в частных коллекциях и музеях в США (Computer History Museum) и Великобритании (Bletchley Park).

Диана Васильева

Посмотрело: 2452

Спецсвязь - вещь весьма непростая.
И роль шифровальщика очень важна
для сохранения тайны.
Везде, даже там, где кипит океан,
скрывая подводные лодки,
пошлёт за секунды умелый «шаман»
свои криптограммные сводки.


Криптомашина М-125 - внучка легендарной Enigma

М-125, с кодовым название Фиалка, представляет собой электромеханическую 10 роторную шифровальную машину. Была впервые представлена в 1956 году, и стала наиболее популярной шифрмашиной в странах Варшавского договора. Для каждой страны-участника была настроена своя версия Фиалки (клавиатура и пишущая головка адаптированы под язык страны). Большинство машин воспринимало латиницу и кириллицу. Латинский алфавит мог отличаться, кириллица не имела знаков препинания и для всех машин была одинакова. Криптостойкость оценивают порядка 10^18.

Фиалку часто считают «внучкой» Энигмы, правда в ней меньшее количество дисков, а колеса вращаются в одну сторону. Кроме перфокарты используются буквенные ключи, на каждом диске есть своя буква, соответственно набираются диски на вал, потом согласно другого ключа они ставятся в определенную последовательность вращением.

Эта модель свободна от недостатка Энигмы - исключения возможности шифрования буквы самой собой. Хотя машина больше схожа с американской Sigaba, КЛ-7 и - в меньшей степени - Enigma, ее называют русской Enigma.

Фиалка

Sigaba
Была разработана в 1930 годах для армии и флота США и предназначалась для хранения особо важных сообщений на высоком уровне. Использовалась на протяжении Второй мировой вплоть до 1950 годов, так как показала свою надежность. После пятидесятых была заменена на KL-7.


KL-7

В середине 1960 годов М-125 сменила модель М-125-3, была в использовании до начала 1990 годов. М - индексы аппаратуры предварительного закрытия информации. В принципе, машина называется М-125, а Фиалка это имя шифра процедуры. В истории криптографии мало что известно о Фиалке, ведь до 2005 года вся информация об устройстве держалась под грифом «секретно». Три версии шифрмашины были продемонстрированы в 2011 году на выставке американского разведывательного агентства ВВС США в Сан-Антонио. Нужно отметить, что все три устройства были из стран Восточной Европы, прежде всего из ГДР.

Из воспоминаний:

В наше время, не то что за фотографию, за то, что увидел такую штуку, отправляли далеко и надолго.
C 1962 года данная модель стала поступать в эксплуатацию в СССР и социалистических странах. На самом деле в истории криптографии мало что известно о Фиалке, ведь до 2005 года вся информация была недоступна и держалась под грифом «секретно».


Служил в учебке под Подольском 1986г. Только за одно слово- «фиалка» или боже упаси «Ромашка», да еще вдруг ляпнешь не по делу «Самолет» или тем паче «Воздух» с двумя нолями… не довезут до тюрьмы- расстрел на месте. Дембельнуться в 1988 г. толком не дали, переслужил 2 месяца из-за задержки выпуска в учебке (смены не было) Кто-то, что-то спер…, всем Союзом искали. Два года ходил под статьей, и еще лет 5 домой звонили, проверяли- дома ли…


Большая часть машин после распада СССР была разобрана или уничтожена. Несколько экземпляров хранятся в частных коллекциях и музеях. Работающая модель представлена в Музее компьютерной истории (Computer History Museum) в США и Блетчли-Парке (Bletchley Park) в Великобритании. Три версии шифрмашины были продемонстрированы в 2011 году на выставке американского разведывательного агентства ВВС США в Сан-Антонио. Нужно отметить, что все три устройства были из стран Восточной Европы, прежде всего из ГДР.

Справа машины есть устройство считывания с бумажной перфоленты, с левой стороны-устройство вставки перфоленты для ввода ключа, сверху расположено устройство для печати и перфорирования ленты.

Насколько известно, под шифровальное устройство Фиалка можно было использовать два различных блока питания. Один из них - весьма простой вариант, в то время как другой содержал передовые разработки защищающие от компрометирующих излучений, минимизирующие риск утечки секретной информации, путем перехвата и анализа различными техническими средствами побочных электромагнитных излучений.


Стандартный блок питания (БП) 26 х 17 х 17 см, устройство питалось от источника постоянного тока напряжением 24 В, а через отдельный блок питания - от сети переменного тока 90 - 260 В (шаг около 10-30 В).

Magic Circuit/ волшебная транзисторная схема
Состоит из нескольких транзисторов, диодов и резисторов, которые установлены на изогнутый бакелитовый носитель, похожий на печатную плату (PCB).В фиалке использовался рефлектор, который соединял пары проводов месте. В более ранних версиях использовались российский транзисторы П701A, в более поздних 2Д603A.

Как и в Enigma, так и в Фиалке был рефлектор, соединяющий пары проводов вместе. Наличие рефлектора гарантировало, что осуществляемое преобразование есть инволюция. Всего 30 контактов, 26 из которых соединены друг с другом попарно, еще было 4 «специальных „провода. Один использовался для замены зашифрованной буквы на оригинальную. Остальные три провода подключены к Magic Circuit, образуют вращающий переключатель. В режиме кодирования контакт “x» подается на выход через «y», «y» через «z», «z» через «х». В режиме декодирования контакты «z» и «y» меняются местами.

На чертеже ниже показана упрощенная схема такого рефлектора

Magic Circuit, на самом деле представляет собой бинарный ротатор (на немецком: Dreipunktschaltung), который комбинирует три сигнала в специальном порядке. Это лучше всего объясняется на рисунке ниже. Если ток входит в контакт отражатель (18), он возвращается от контакта (24). Однако, если ток входит в контакт (24), он возвращается от контакта (16). И, наконец, когда он входит в (16) он возвращается из (18).

Роторы

В центре каждой машины Фиалка 10 различных шифровальных колес (роторов), помеченных буквой русского алфавита:

Для каждой страны Варшавского договора был своя серия набора из 10 роторов. И только на случай войны с Западом существовала серия 0K, которая бы использовалась для отправки закодированных сообщений между данными державами-союзниками.Ротор - диск примерно 10 см в диаметре, сделанный из эбонита или бакелита, с 30 пружинными штыревыми контактами на одной стороне ротора, расположенными по окружности. На другой стороне находилось соответствующее количество плоских электрических контактов. Штыревые и плоские контакты соответствовали буквам в алфавите. Не учитывались буквы «Ё», «Й» и «Ъ». При соприкосновении контакты соседних роторов замыкали электрическую цепь. Существовало два вида роторов: фиксированные и регулируемые. Фиксированные использовались в первых машинах М-125 с 1956 года, только лишь в 1978 году в качестве усовершенствования стали применяться регулируемые. Коллекцию из этих 10 уникальных колес иногда называют «Протон». В регулируемых наборах можно было изменять настройки внешнего кольца, тем самым получая 30 возможных позиций. Существенное отличие Фиалки от других роторных машин - каждый из роторов вращался в направлении противоположном соседним.

Фиксированные роторы



Регулируемые роторы



Перфокарты

До недавнего времени считалось, что оригинальных перфокарт для Фиалки не сохранилось, так как все они, согласно протоколу, должны были быть уничтожены после использования. Верхняя фотография с цифрой 23 - одна уцелевшая оригинальная перфокарт (Tom Perera пожертвовал ее Crypto Museum). М-125 Фиалка имела кард-ридер в левой нижней части.

Фиалка ZIP .
Запасные части и принадлежности размещались в деревянной коробке 268 x 138 x 60 мм. Считалось, что ни одной такой коробки до наших дней не сохранилось, но в 2015 году коллекционерами был собран полный комплект запасных частей для Фиалки.


Удивительная инженерная работа с романтическим названием «Фиалка» - советская шифровальная машина, созданная еще в 1950-е годы, так и осталась не взломанной, высочайшим достижением инженерной мысли для разведки и контрразведки.

Советские секретные документы бывали нескольких видов: Для служебного пользования, Секретно, Совершенно Секретно, Особой Важности, Особая Папка, Совершенно Секретно. Особая Папка . Перед прочтением съесть

В СССР многое было засекречено. В армии шифровалось почти все. К примеру считалось, что узнав сколько бочек квашенной капусты поступило в часть, можно было узнать не только количество солдат но и фамилию командира части. Документы разной секретности передавались разными аппаратами. Самым простым была кодировочная машина, передавать с помощью ее можно было передать документы максимум уровня Совершенно Секретно.
Уровнем выше для письменных приказов были шифровальные машины. Для устной информации вплоть до уровня Особой Важности пользовались аппаратами ЗАС.
Кодировщиков готовили в каждом округе, Шифровальщиков только в одной учебке в Краснодаре.

В срочную службу в армии я попал в учебку кодировщиков в Одессе. Часть считалась блатной, со мной учился племянник командующего округом и сын начальника 8 отдела округа. Кодировщиком мог стать только русский или украинец, из полной семьи, комсомолец, грамотный человек и прочее. В потоке было по 40 человек, трое лучших оставались работать в штабе Одесского округа, остальных раскидывали по частям округа. Поскольку два места из трех были заняты блатными, осталось одно, которое и досталось мне.
Впрочем рассказ не о об этом, может как нибудь расскажу, а о советской технике

Учились и работали потом мы на машинах "Фиалка-125". Как выяснилось потом, работали такие машинки до 2005 года. Накрылся мой ВУС

Вроде это была очень секретная вещь. Устройство я рассказывать не буду. Но различные ее части имели разные уровни секретности. Инструкция к ней была Для служебного пользования, Корпус Секретен, шифродиски Совершенно Секретные и одноразовые блокноты Особой Важности. На мой вопрос почему инструкция так не важна, мне ответили, что наши доблестные разведчики сперли ее у американцев и теперь скрывать нечего.
Вот с такой машины слизали Фиалку. Американская кодировочная машина KL-7.


Сам принцип шел еще с немецких машин 1930-х годов. Только добавлялись шифродиски, да появился еще 2 уровня шифрования дневные блокноты и одноразовые пароли.
Впрочем даже в 80 -х годах, ребята из службы радиоразведки, те которые перехватывают и ломают коды стран НАТО в штабе округа, сказали что наши кодограммы они ломают за минуту.
Но речь все же не о передовой не имеющей аналогов советской шифровальной технике, а просто о советской технике.

Тогда я первый раз столкнулся с практически неотличимом передирании иностранных инженерных решений. Второй раз я увидел это на примере корабля "Буран"

Впрочем пост и не о Фиалке, а о том что драли практически все. Я уже как то писал о советских машинах
Можно написать о передирании самолетов



Можно писать о передирании в сталинской архитектуре.
Manhattan municipal building 1912 года

А это передирание советской техники








































советский автобус ЗИС-154 с 1946г выпускался по лицензии General Motors на автобус TDH-3610. Также по лицензии этой фирмы выпускался в СССР тролейбус МТБ-82Д и трамвай МТВ-82
- прототипом советского армейского трехцветного фонаря стал немецкий аналог Daimon-2213 модели 1939г
- советский бинокль Б8х30, что выпускался в СССР с 1947г, был копией немецкого бинокля Karl Zeiss Jena Deltrentis 8х30 модели 1920г
- пылесос Lewyt-40 с 1954г выпускался в СССР как "Москва"
- шведский фотоаппарат Hasselblad 1600F модели 1948г СССР с 1957г выпускал под маркой "Салют"
- немецкий турбореактивный двигатель Jumo-004 от истребителя Me.262 послужил основой для авиадвигателя НК-12 и НК-12МП стратегического бомбардировщика Ту-95, а также Ту-142, Ту-95МС и Ан-22
- танковый призменный перископический прибор кругового обзора МК-4 был скопирован с английского оригинала в 1943г (Прим.75*)
- советские танковые прицелы ТШ-15 и ТШ-16 являются точными копиями немецкого, времен 2МВ, танкового прицела TZF-12a (Прим.39*)
- в 1934г у итальянской фирмы "Ansaldo" была куплена техническая документация на крейсер типа "Raimondo Montecuccoli", который стал в СССР прототипом крейсеров типа "Киров", а также комплект механизмов и техдокументацию легкого крейсера типа "Eugenio di Savoia" (Прим.70*), эсминец типа "Mistrale" этой же фирмы стал в 1933г прообразом советских эсминцев проекта "7-й серии". Изготовлено 53 единицы (Прим.13*)
- у фирмы "Odero-Terni-Orlando" (Италия) была куплена лицензия на лидер "Ташкент", который стал в 1938-40гг основой для советских эсминцев проектов "20", "35", "48" (Прим.19* и 52*)
- с 1932г по лицензии итальянской фирмы "Силурифичио итальяно" (г.Фиуме) в СССР производились авиационные 18-ти дюймовые торпеды 45-36АН и 45-36АВА (Прим.51* и 59*)
- с 1937г воспроизводилась закупленная в Италии торпеда "тип 53-38" для установки на советские торпедные катера, взамен отечественной "типа 53-27к", снятой с производства из-за многочисленных дефектов (Прим.3*)
- первый советский карбюратор ЛКЗ-23 - копия зарубежного карбюратора "Solex" (Прим.71*)
- лицензия на чешскую пушку "Skoda" С-5 была приобретена СССР в марте 1935г (Прим.65*)
- 210мм пушка Бр-17 и 305-мм гаубица Бр-18 обр.1939г изготовлялись по лицензии чешской фирмы "Skoda", причем снаряды для Бр-18 так и остались исключительно чешского производства (Прим.54*)
- трактор СТЗ 15\30 - копия американского "McCormick Deering" образца 1927г (Прим.73*)
- трактор "Большевик" - копия английского трактора "Hoult" (Прим.61*)
- с 1924г ХТЗ производил для РККА гусеничный трактор "Коммунар" - упрощенную копию немецкого трактора "Hanomag" WD-50 и его вариацию - "Коминтерн" (Прим.64* и 61*)
- модель "Sixty" трактора "Caterpillar" с 1930г по 1937г выпускалась в СССР, как трактор С-60 "Сталинец-60" (Прим.56* и 61*)
- легковой автомобиль "Москвич"-401 - послевоенная копия немецкого "Opel Kadett K38 Saloon" образца 1938г (Прим.63*)
- американская амфибия "Ford-GPA" скопирована СССР в 1943г, а американский же плавающий грузовой автомобиль GMC DUKW 353 скопирован в конце ВОВ (Прим.61*)
- советский автомобиль ГАЗ-М1 ("эмка") - копия американского "Ford" V8-40 модели 1933г (Прим.61*)
- советский двигатель ГАЗ-11 - копия американского двигателя "Dodge" Д-5 "Экспорт" (Прим.60*)
- первые серийные советские фотоаппараты "ФЭД" появились в 1934г и являлись точной копией немецкого фотоаппарата "Leika II" (Прим.58*)
- правительственный ЗиС-110 - копия любимой Сталиным большой модели 1942г американского "Packard" (Прим.69*)
- ГАЗ-13 "Чайка" - это почти полная копия американского Packard Caribbean/Patrician с советским 5,5-литровым 195-сильным мотором V8 под капотом
- американский грузовик GМС-803 стал на ярославском автозаводе советским ЯГ-7 (Прим.49*)
- автобус ЛАЗ-695 скопирован в 1956г с западногерманского автобуса "Mangus" (Прим.44*)
- дизайн и компоновка агрегатов легкового автомобиля "Запорожец" ЗАЗ-966 скопированы с западногерманского NSU "Prinz"
- электрогенератор "Siemens" без всякой лицензии делали на заводе им. Лепсе (Прим.51*)
- в СССР был скопирован импортный (чей? - прим.ред) авиационный дымоаппарат Д-200 для постановки дымовых завес (Прим.51*)
- немецкий авиационный прицел "Герц" был в 1932г скопирован и выпускался в СССР под обозначением ОПБ-1, а прицел "Герц-Бойков" - как ОПБ-2 (Прим.51*)
- советский военный катер "тип КМ" - копия немецкого полицейского цельнометаллического катера, чертежи которого попали в СССР в 1930г с одной из верфей гамбургского судостроительного завода (Прим.47*)
- танкетка Т-27 - выпускаемый по лицензии английский "Carden-Loyd" Mk6
- английский танк "Vickers-шеститонный" был принят на вооружение РККА в 1931г под обозначением Т-26 (Прим.45* и 1*)
- немецкая "Фау" с 1945г производилась в СССР уже как советская "10х" (Прим.43*)
- с 1937г в СССР выпускались 45мм автоматическое зенитное орудие 49-К (ЗИК-45) и 61-К (ЗИК-37), которые делалось по образцу шведской зенитной пушки L60 "Bofors" (Прим.42*)
- "75мм зенитная пушка образца 1931г" выпускалась в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall". Сменив калибр 75мм на 85мм данное орудие стало называться "85мм зенитная пушка образца 1937г" (Прим.1*)
- немецкая фирма "Rheinmetall" в 1930г оказала техническую помощь в организации производства в СССР: 7,62 см зенитная пушка, 15,2 см миномет, 3,7-см противотанковая пушка (советское обозначение "37 мм. противотанковая пушка образца 1930г", производилась до 1942г и её модернизированный вариант", 45 мм. противотанковая пушка образца 1937г"), 20 мм. зенитный автомат производился в СССР по лицензии немецкой фирмы "Rheinmetall" под названием "20 мм. автоматическая зенитная и противотанковая пушка образца 1930г", 15,2-см гаубица (выпускалось в СССР под обозначением "152 мм. мортира образца 1931г, 3,7-см автоматическая зенитная пушка "61-К", созданная на основе германской пушки 3,7 cm Flak 18 (Прим.6*)
- ЗИС-151 - внешне изменённая копия "Studebaker US-6"
- 24.12.30г два образца танка Кристи легально, с разрешения госдепа США, были проданы советскому "Амторгу" и вывезены в СССР (Прим.74*). За новейший же образец танка Кристи ("летающий танк" М.1932 - Прим.74*) СССР уплатило автору 20 тыс. долларов и нелегально, минуя запрет США на его вывоз, переправило вместе с чертежами в СССР, где он получил обозначение БТ-32 и на его основе выпускались танки БТ-2 (Прим.76*), БТ-5, БТ-7 (Прим.41*, 74* и 1*)
- БТР-40 - советская копия американского бронетранспортера "Scout Car" M3A1 (Прим.40*)
- в 1933-34гг советские моторостроители ХТЗ в Германии выбрали мотор "BMW" мощностью 500 л\с, который затем по лицензии производился в СССР как двигатель М-17т для установки на танках Т-28 (Прим.38*)
- французский авиационный карбюратор "Зенит" 60DCJ производился в СССР как К-17 (Прим.37*)
- финский судовой двигатель "Sulzer" на 800 л\с выпускался в СССР без лицензии (Прим.35*)
- все советские предвоенные мотоциклы являлись копиями зарубежных аналогов: первый серийный советский мотоцикл Л-300 (он же ИЖ-7) - копия немецкого DKW Luxus-300, тяжелый байк с коляской ПМЗ-А-750 - двигатель американской Harley-Davidson и ходовая часть фирмы BMW, мотоцикл М-72 (производство началось в начале ВОВ) - точная копия немецкого BMW-R75 (Прим.36* и 20*), тяжелый мотоцикл ТИЗ-АМ600 - очередная вариация Harley-Davidson
- двигатель советского мотоцикла Л-300 был скопирован с английского (Прим.51*)
- лицензионный "Fiat" был двигателем советского автомобиля АМО (Прим.26*)
- советский автомобиль АМО-2 собирался из готовых узлов американского Autocar Dispatch SA, АМО-3 (он же ЗИС-5) - тот же АМО-2, но только собранный из отечественных деталей (Прим.31*)
- пистолет ТТ (тульский Токарева) - не самая удачная реплика американского Colt М1911
- пистолет Макарова (ПМ) создан на базе пистолета "Walter"- РР (Pistole Polizei) (Прим.12*)
- первые советские противотанковые ружья появились в битве под Москвой и были копиями немецкого ПТР образца 1939г (Прим.18*)
- оружейный прицел Д-3 - точная копия немецкого аналога фирмы "Zeiss", производимого с 1927г на первых отечественных заводах по производству качественной оптики, ставших результатом подписания договора о дружбе и сотрудничестве между СССР и Германией в апреле 1926г (Прим.27*)
- в 20-е годы 20 века на Подольском патронном заводе под Москвой было налажено производство точной копии немецкого маузеровского патрона 7,63х25мм (Прим.48*)
- впервые воровством пришлось заниматься, когда в 1919г будущему знаменитому авиаконструктору Ильюшину было поручено разобрать и перевезти сбитый ранее самолет "Avro-504" с мотором "Рено" французского производства в Москву, где с него сняли чертежи и начали массовое производство под названием У-1 (Прим.2* и 28*)
- советский самолет КР-1 (корабельный разведчик-первый) - поставлявшийся на экспорт в СССР немецкий самолет HD.55 (Прим.55* и 66*)
- немецкий самолет "Storch" в 1940г в СССР стал ОКА-38 "Аист" ШС (штабной самолет) (Прим.46*, 50*, 53*)
- истребитель ЛаГГ-3 фактически являлся ухудшенной советской копией "Messerschmitt" Bf-109, созданной ОКБ Лавочкина в конце 1939 - начале 1940г (Прим.30*)
- Junkers W33 в СССР, как ПС-4 выпускался в Иркутске (Прим.72*)
- самолет ПС-84 (он же Ли-2) - лицензионный вариант американского транспортного Douglas DC-3-186 ("Dacota") (Прим.1*, 29*,32*,77*)
- многоцелевой военный самолет Р-1, скопированный в 1923г без всякой лицензии, английский самолет "Heviland" DH-9А (Прим.17* и 4*)
- советский истребитель И-7 с 1939г выпускался по лицензии фирмы "Heinkel" на немецкий самолет HD.37 (Прим.55* и 67*)
- лицензия на французские истребители "Coudron" С-690 и С-713 была закуплена СССР в 1937г (Прим.24*)
- советский самолёт ПС-43 (военный вариант - БШ-1) - это выпускаемый по лицензии V-11G "Voltee" производства США
- летающая лодка "Савойя - 62бис" с 1932г по лицензии выпускалась в СССР под обозначением МБР-4 (Прим.14*,11*,66*)
- в США была закуплена лицензия на амфибию "Сикорский С-43а"
- в 1936г СССР приобрело у США лицензию на производство летающей лодки "Martin" 156 (Прим.51*)
- гидросамолет PBY-1 "Catalina" американской фирмы "Consolidated" выпускалась в СССР по лицензии до конца 1940г, как ГСТ для ВВС ВМФ и как МП-7 для гражданской авиации (Прим.37*,5*,68*,77*)
- ГПД-6 - основной советский десантный парашют в начале войны, представлял собой лицензионный американский "Irvin", первоначально предназначавшийся для экипажей самолетов (Прим.29* и 34*)
- SCR-695 (ответчик "свой-чужой") с американского самолета В-29 стал прототипом отечественного аналога (Прим.25*)
- в 1945г в СССР вынуждено сели три американских В-29 "Stratofortress", их экипажи были интернированы, а самолеты, два из которых, были разобраны для дальнейшего копирования и производства в СССР в качестве бомбардировщика Ту-4, а один остался в качестве эталона (Прим.21*,59*,62*)
- автопилот АВП-12 выпускался по лицензии фирмы "Спарр" (США) (Прим.16*,32*,77*)
- авиационные винты изменяемого шага "Hamilton" выпускались в СССР по американской лицензии под обозначением ВИШ-2, ВИШ-3 и ВИШ-5 (Прим.16*,32*,37*,77*)
- немецкая подводная лодка "7с-серии" с 1945г стала строиться в СССР, как лодка "613 проекта" (Прим.22*)
- подводная лодка серии "М" ("Малютка") была практически идентична немецкой подводной лодке серии ІІВ (Прим.57*)
- подводная лодка тип "Д" ("Декабрист") - упрощенный "улучшенный" вариант большой итальянской субмарины типа "Balilla" (Прим.15*)
- подводные лодки "тип К" ("крейсерские") строились по украденным в 1932г советской разведкой чертежам итальянского подводного заградителя "Pietro Vicca" (Прим.15*)
- подводная лодка "тип С" ("средние") строилась в 1932г по чертежам субмарины тип "Е-1" немецкой фирмы "Дешимаг". При постройке этого типа подводных лодок также использовались чертежи немецкой субмарины тип "1А" (Прим.15*)
- авиамотор M-17 - выпускаемый по лицензии BMW-6, устанавливался на самолёты Р-1, Р-5, І-7, ТБ-1, ТБ-3, Р-6, Ант-9, танки ТБ-5 и ТБ-7, на базе этого мотора впоследствии созданы советские М-34, М-35, М-105 (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-105П, созданный на основе германского двигателя фирмы "Junkers", выпускался в СССР по лицензии с конца 30-х годов (Прим.30*)
- авиамотор М-100 (стояли на бомбардировщиках СБ) и его модификации М-100а, М-103, М-104, М-105, ВК-107...- по лицензии "Hispano-Suisa" Hs-12 (Франция) (Прим.5*,8*,77*)
- авиамотор М-25, он же РЦФ-5 (стоял на И-15) - это лицензионный американский "Wright-Cyclone" SGR-1820F3. Все последующие советские его модификации М-62, М-63, М-71, М-82 - чистое воровство удачных изменений моторов этого типа у американцев (Прим.5*,8*,32*)
- авиамотор М-85 и его модификации М-86, М-87, М-88, М-88а, М-89, М-90 - лицензионный "Гном-Рон Мистраль-Мажор К-14" (Франция) (Прим.5*,8*,35*)
- авиамотор М-4 это ещё при царизме купленная лицензия "Hispano-Suisa"
- авиамотор М-22 это французский Bristol "Jupiter-8" (Прим.5*,33*,35*)
- авиамотор М-18 - лицензионная копия французского "Lauren-Ditrich"- авиационный мотор М-5 - копия американского мотора "Liberty" (Прим.5*)
- французские авиадвигатели "Рено-4" и "Рено-6" выпускались в СССР по лицензии под соответствующим обозначением МВ-4 и МВ-6 (Прим.24*)
- с лета 1944г автоматы регулирования температуры АРТ-41 были скопированы с немецкого образца (Прим.9*)
- по итогам исследования в 1938г трофейного He-111b-1 отечественная промышленность получила предписание срочно скопировать немецкую фару, шлем с ларингофоном, (переговорное устройство СПУ-3бис) и более легкий по весу электрогенератор "Bosch" - у нас ГС-1500 (Прим.9* и 32*)
- по концессии фирма "Junkers" до 1927г изготавливала цельнометаллические разведчики Ju-20 и Ju-21 для ВВС РККА - в СССР не умели изготавливать цельнометаллические самолёты
- пневматические авиационные стартеры "Bristol" производились в СССР без лицензии
- трёхмоторный бомбардировщик "Junkers" ЮГ-1 переименовали в ПС-5 (всего было 23 самолёта, использовавшиеся в качестве бомбардировщика и торпедоносца)
- трансмиссия танка КВ-1 - украденная трансмиссия "Final Drive" А-23 (США), от которой американцы отказались за 15-20 лет до внедрения на танках КВ (Прим.7*)
- Газ-АА и Газ-А (первый советский легковой автомобиль) - сделанные по американской лицензии "Ford-АА" и "Ford-А" (Прим.61*). На базе "Ford-А" создан в СССР бронеавтомобиль ФАИ. Автомобиль Газ-М1 собирался из американских узлов и агрегатов. Его военный вариант - бронеавтомобиль БА-20. Бронеавтомобиль БА-10 выпускался на шасси "Ford- ААА" или "Chevrolet". До и вовремя войны все советские бронеавтомобили выпускались на американских шасси.
- в конце 1942г базовой машиной при создании отечественной самоходной установки послужила трофейная немецкая самоходная установка "Артштурм", получившая советское обозначение СГ-122, в дальнейшем также выпускавшаяся в СССР и на базе танка Т-3
- материалы зарубежного технологического опыта советских специалистов получали примечание "Данные этого доклада не цитировать в печати, доклад надавать иностранным специалистам, брать у сотрудников подписку о соблюдении настоящих правил" (Прим.16*)
- турбокомпрессор ТК-19 - точная копия американского аналога с двигателя Wright-Cyclone R-3350 (Прим.23*)

ПРИМЕЧАНИЯ:
(Прим.1*) - В.Алексеенко "Пара беллум"
(Прим.2*) - Н.Богданов "В небе - Гвардейский Гатчинский"
(Прим.3*) - Б.Соломонов "Торпедные катера серии Г-5" журнал "Армада" №19
(Прим.4*) - В.Котельников "Проигравший битву" журнал "Авиамастер" 1\2002
(Прим.5*) - М.Мухин "Авиапромышленность СССР в 1921-1941гг"
(Прим.6*) - А.Широкорад "Бог войны третьего рейха"
(Прим.7*) - военно-технический сборник "Невский бастион" 1\1997 (выпуск №2)
(Прим.8*) - В.Алексеенко "Советские ВВС накануне и в годы ВОВ" журнал "Авиация и Космонавтика"
(Прим.9*) - Д.Белов "Пара слов о шести рычагах" журнал "Авиамастер" 8\2006
(Прим.10*) - В.Котельников "Самолет 31" журнал "Авиация №8" 4\2000
(Прим.11*) - А.Артемьев "Самолет МБР-2 - романтическое прошлое морской авиации" журнал "Авиация №12бис"
(Прим.12*) - Р.Адам "Личное огнестрельное оружие"
(Прим.13*) - А.Морин "Эскадренные миноносцы типа "Гневный"
(Прим.14*) - В.Котельников "Летающая лодка Дорнье "Валь"
(Прим.15*) - А.Тарас "Подводные лодки второй мировой войны 1939-1945гг"
(Прим.16*) - М.Мухин статья "Амторг в журнале "Полигон" №3-лето 2000
(Прим.17*) - М.Маслов статья "Старый служака" журнал "Авиация и время" 2\2001
(Прим.18*) - статья "Удильщики"(беседа с фронтовиком-птрщиком И.С.Горбуновым) журнал "Полигон" 3\2002
(Прим.19*) - К.Кулагин "Большой флот" накануне большой войны" журнал "Флотомастер" 3\2001
(Прим.20*) - А.Драбкин "Я дрался на Т-34"
(Прим.21*) - Л.Кербер "А дело шло к войне"
(Прим.22*) - В.Балабин "Подводные лодки зарубежных проектов в отечественном флоте"
(Прим.23*) - В.Ригмант "ПЕ-8. Летающая крепость Красной Армии"
(Прим.24*) - Ю.Засыпкин "С мотором "Рено-6" "журнал "Крылья Родины" 1\2002
(Прим.25*) - И.Михелевич "Долгая дорога в небе" журнал "Крылья Родины" 9\2002
(Прим.26*) - М.Маслов "Король истребителей. Боевые истребители Поликарпова"
(Прим.27*) - Б.Линдер "Диверсанты"
(Прим.28*) - Л.Семененко "Великая Отечественная война. Как это было"
(Прим.29*) - Ю.Ненахов "Войска специального назначения во второй мировой войне"
(Прим.30*) - М.Зефиров "Корабли-цели. Противостояние люфтваффе и советского Балтийского флота"
(Прим.31*) - А.Бармин "Соколы Троцкого"
(Прим.32*) - В.Котельников "Американцы" в России"
(Прим.33*) - В.Иванов "Самолеты Н.Н.Поликарпова"
(Прим.34*) - C.Ченнык "Купола над Ак-Монаем" журнал "Военный Крым" 02\2011
(Прим.35*) - В.Августинович "Битва за скорость. Великая война авиамоторов"
(Прим.36*) - И.Мощанский "Трагедия брестской крепости"
(Прим.37*) - В.Бешанов "Летающие гробы Сталина"
(Прим.38*) - В.Галин "Политэкономия войны. Заговор Европы"
(Прим.39*) - М.Барятинский "Танковые ассы Гитлера"
(Прим.40*) - М.Барятинский "Скаут" - разведывательный бронетранспортер" журнал "Бронеколлекция №53"
(Прим.41*) - Г.Холявский "Полная энциклопедия танков мира 1915-2000"
(Прим.42*) - А.Широкорад "Советские зенитные автоматы" журнал "Техника и вооружение" 10\1996
(Прим.43*) - Р.Ангельский "Как один немецкий "Фау" стал вдруг русским "10х" журнал "Техника и вооружение" 8\2006
(Прим.44*) - О.Курихин "Львовские красавцы" журнал "Техника - молодежи" 11\2000
(Прим.45*) - А.Ермолов "Танковая промышленность СССР в годы ВОВ"
(Прим.46*) - А.Артемьев "Крылья сверхдержавы. Гражданская авиация России 1914-2009"
(Прим.47*) - К.Старосельцев "Катера"
(Прим.48*) - В.Христич "100 лет автоматическому маузеру" журнал "Ружье" 1-2\1997
(Прим.49*) - И.Евстратов "С "зубром" на капоте" журнал "Моделист-конструктор" 4\2009
(Прим.50*) - Д.Дональд "Боевые самолеты Люфтваффе"
(Прим.51*) - В.Котельников "Самолеты-гиганты СССР"
(Прим.52*) - А.Широкорад "Корабли и катера ВМФ СССР 1939-45гг"
(Прим.53*) - С.Шунков "Танковые войска Гитлера 2МВ"
(Прим.54*) - Л.Смирнова "Всемирная история артиллерии"
(Прим.55*) - М.Маслов "Корабельные самолеты-разведчики СССР"
(Прим.56*) - А.Кириндас "Стальные кони первых пятилеток" журнал "Техника и вооружение" 2\2013
(Прим.57*) - В.Мартынов "Германская малютка Деница" журнал "М-Хобби" 6\2013
(Прим.58*) - И.Иванов "С именем "железного Феликса" журнал "Наука и жизнь" 5\2012
(Прим.59*) - Н.Якубович "Самолеты В.М.Мясищева"
(Прим.60*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.61*) - Д.Портер "Вторая мировая - стальной вал с Востока. Советские бронетанковые войска 1939-45гг"
(Прим.62*) - "Авиация от А до Я: Ту-4" журнал "Мировая авиация" №247
(Прим.63*) - В.Мартынов "С дирижаблем на капоте" журнал "М-Хобби" 10\2013
(Прим.64*) - А.Рябков "Звезда Советской Украины" журнал "М-Хобби" 9\2013
(Прим.65*) - В.Котельников "Русские крылья Чехословакии" журнал "Авиапарк" 1\2009
(Прим.66*) - М.Дмитриев "Гидроавиация России" журнал "Техника - молодежи" 12\2013
(Прим.68*) - А.Заблотский "Гидросамолеты "Каталина" в советской морской авиации в годы войны" журнал "Наука и техника" 1\2013
(Прим.69*) - Ю.Голубовский "Повесть о настоящем автомобиле" журнал "Наука и техника" 11\2013
(Прим.70*) - А.Чернышев "Советские крейсера Великой Отечественной"
(Прим.71*) - И.Мощанский "Красные разведчики. Семейство танков Т-40"
(Прим.72*) - А.Харук "Все самолеты люфтваффе"
(Прим.73*) - В.Котельников "Заметки с выставки" журнал "Моделист-конструктор" 5\2014
(Прим.74*) - рубрика "История танкостроения": "Какие танки нам нужны" сборник "Русские танки" №4 - ЗСУ "Шилка"
(Прим.75*) - "В сравнении с противником" сборник "Русские танки" №74: БТ-7
(Прим.76*) - Ж.Рестен "Танки мира 1939-45гг"
(Прим.77*) - А.Степанов "Развитие советской авиации в предвоенный период"

До 1990-х годов. Большая часть машин после распада СССР была разобрана или уничтожена. Несколько экземпляров хранятся в частных коллекциях и музеях. Работающая модель представлена в Музее компьютерной истории (Computer History Museum) в США и Блетчли-Парке (Bletchley Park) в Великобритании. В истории криптографии мало что известно о Фиалке, до 2005 года вся информация об устройстве держалась в секрете. Правильное определение "Фиалки" - кодировочная машина, поскольку она обладала более слабой криптостойкостью, чем шифровальные машины.

Фиалка содержит устройство считывания с бумажной перфоленты справа, если смотреть спереди машины, а сверху - устройство для печати и для перфорирования ленты. Устройство вставки перфоленты для ввода ключа находится слева. Фиалка питается от источника постоянного тока напряжением 24 В, а через отдельный блок питания - от сети переменного тока 100…250 В, 50 или 400 Гц.

Механизм шифрования

Как и другие роторные машины, Фиалка состояла из комбинации механических и электрических подсистем. Механическая часть включала в себя клавиатуру, набор вращающихся дисков - роторов, - которые были расположены вдоль вала и прилегали к нему, и ступенчатого механизма, двигающего один или несколько роторов при каждом нажатии на клавишу. Движение роторов приводит к различным криптографическим преобразованиям при каждом следующем нажатии на клавишу на клавиатуре. Механические части двигались, замыкая контакты и образуя меняющийся электрический контур (то есть, фактически, сам процесс шифрования букв реализовывался электрически). При нажатии на клавишу клавиатуры контур замыкался, ток проходил через различные цепи и в результате получалась искомая буква кода.

Сам по себе ротор производил очень простой тип шифрования: элементарный шифр замены . Например, контакт, отвечающий за букву E, мог быть соединён с контактом буквы T на другой стороне ротора. Но при использовании нескольких роторов в связке за счёт их постоянного движения получается более надёжный шифр . Так же шифрование происходило в электронном блоке под названием "комутатор", который имел 30х30 контактов. код в комутаторе набирался путём вставки перфокарты. Согласно отверстиям в перфокарте замыкались контакты и производилась замена символа по аналогии с шифродисками (ротор).

Роторы


В центре каждой машины Фиалка 10 различных кодировочных колес (роторов), помеченных буквой русского алфавита именно:

А(1) Б(2) В(3) Г(4) Д(5) Е(6) Ж(7) З(8) И(9) К(10)

Каждый ротор представлял собой диск примерно 10 см в диаметре, сделанный из эбонита или бакелита, с 30 пружинными штыревыми контактами на одной стороне ротора, расположенными по окружности. На другой стороне находилось соответствующее количество плоских электрических контактов. Штыревые и плоские контакты соответствовали буквам в алфавите. Не учитывались буквы "Ё", "Й" и "Ъ". При соприкосновении контакты соседних роторов замыкали электрическую цепь.

Коллекцию из этих 10 уникальных колес иногда называют «Протон». Есть два различных типа колеса: фиксированные и регулируемые. Фиксированные колеса были введены ранее для М-125-хх модели, в то время как регулируемые колеса были введены для M-125-3xx модели в 1978 году. В регулируемых наборах можно менять настройки внешнего кольца, тем самым получая 30 возможных позиций. Существенное отличие Фиалки от других роторных машин - каждый из роторов вращается в направлении противоположном соседним.

Различные наборы колес были выпущены для разных стран Варшавского договора. Известно значение нескольких префиксов:

3K: Польша

4K: Восточная Германия

6K: Чехословакия

0K: Общие проводки для всех стран в случае войны

На крышке устройства находился запасной ротор.

Рефлектор

Ключ-карта

Для усиления криптографической стойкости машины, у Фиалки применялась специальная общая суточная карточка в виде перфокарты . Каждая перфокарта имела 30 отверстий - ровно одно отверстие в строке и в столбце, и тем самым определяла перестановку для 30 роторных линий контакта. Использовалась в определенный день, указанный в левом верхнем ряду. Немного оригинальных перфокарт выжили, так как - в соответствии с протоколом - все они уничтожались по окончании текущих суток.

Карточки были созданы СССР для всех стран Варшавского договора и ежедневно менялись. Каждая страна имела свою собственную уникальную колоду карт, каждая сроком на один месяц. Вместо перфокарты можно было использовать металлический треугольник. Треугольная пластина определяла нулевую перестановку, часто использовалась для проверки работоспособности машины.

Так же на каждый день была своя ключевая таблица. Для фиксированных роторных систем, ключевые таблицы определяют порядок роторов на оси и параметры начального ротора, которые будут использоваться для расшифровки сообщения. Для регулируемых роторов, в таблице также определяется электрическую вставку для каждого ротора. Вот пример для машины M-125-3NM для использования на 14-е число месяца:

ИДЖЗА ВКБГЕ 14

БДВИА ГЕЗКЖ

КУЛКЮ ЫХВУГ

Ключ не использовался более одних суток и обновлялся в 00:01 часов.

Различные модели

Существует много вариантов Фиалки, но в принципе, есть только две различные модели: ранней версии (M-125-хх) и более поздней (M-125-3xx). Их очень легко отличить, поскольку они имеют различные клавиатуры. Суффикс "хх" был использован для определения страны/версии. Например, польская версия машины - M-125-3MP, чешская версия М-125-3MP2. Модель M-125-3xx появилась в 1978 году. Эта модель имела следующие дополнительные возможности:

1.Многоязычная клавиатура.

2.Механический переключатель вдоль правой стороны клавиатуры, который изменяет функции клавиатуры:

  • только цифры
  • только буквы
  • смешаная (не совместима с ранней версией)

3.Регулируемые роторы

Для каждой страны Варшавского договора была своя версия Фиалки, адаптированная для местного языка. Каждая страна имела свою собственную клавиатуру и печатающую головку. Всё остальное было одинаковым. Большинство машин воспринимало латиницу и кириллицу. Латинский алфавит мог отличаться, кириллица не имела знаков препинания и для всех машин была одинакова. По состоянию на 1984 год в Советской армии использовались две машины, это М-125М и М-125-3М. Главное их отличие заключалось в том, что в первой были буквы (30 букв) и цифры. Клавиатура второй представлена на фотографии. Самая первая фиалка М-125 имела только 30 букв.

Сравнение с другими роторными машинами

Конструкция Фиалки во многом основывается на известных машинах Энигма , которые использовались немецкими войсками во время Второй мировой войны. Фиалка похожа и на швейцарскую машину NEMA . Все эти машины работают с электромеханическими роторами. В Энигме использовалось три или четыре ротора, в NEMA - пять роторов, а в Фиалке использовалось 10 роторов. Для отображения выходных символов Фиалка печатает сообщение на бумажной ленте, вместо загорающихся лампочек, как во многих других роторных машинах.

Так же много общего с американской KL-7 .

См. также

Напишите отзыв о статье "Фиалка М-125"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Фиалка М-125

– Да как же они взяли тебя, соколик, из дома твоего?
– Нет, я пошел на пожар, и тут они схватили меня, судили за поджигателя.
– Где суд, там и неправда, – вставил маленький человек.
– А ты давно здесь? – спросил Пьер, дожевывая последнюю картошку.
– Я то? В то воскресенье меня взяли из гошпиталя в Москве.
– Ты кто же, солдат?
– Солдаты Апшеронского полка. От лихорадки умирал. Нам и не сказали ничего. Наших человек двадцать лежало. И не думали, не гадали.
– Что ж, тебе скучно здесь? – спросил Пьер.
– Как не скучно, соколик. Меня Платоном звать; Каратаевы прозвище, – прибавил он, видимо, с тем, чтобы облегчить Пьеру обращение к нему. – Соколиком на службе прозвали. Как не скучать, соколик! Москва, она городам мать. Как не скучать на это смотреть. Да червь капусту гложе, а сам прежде того пропадае: так то старички говаривали, – прибавил он быстро.
– Как, как это ты сказал? – спросил Пьер.
– Я то? – спросил Каратаев. – Я говорю: не нашим умом, а божьим судом, – сказал он, думая, что повторяет сказанное. И тотчас же продолжал: – Как же у вас, барин, и вотчины есть? И дом есть? Стало быть, полная чаша! И хозяйка есть? А старики родители живы? – спрашивал он, и хотя Пьер не видел в темноте, но чувствовал, что у солдата морщились губы сдержанною улыбкой ласки в то время, как он спрашивал это. Он, видимо, был огорчен тем, что у Пьера не было родителей, в особенности матери.
– Жена для совета, теща для привета, а нет милей родной матушки! – сказал он. – Ну, а детки есть? – продолжал он спрашивать. Отрицательный ответ Пьера опять, видимо, огорчил его, и он поспешил прибавить: – Что ж, люди молодые, еще даст бог, будут. Только бы в совете жить…
– Да теперь все равно, – невольно сказал Пьер.
– Эх, милый человек ты, – возразил Платон. – От сумы да от тюрьмы никогда не отказывайся. – Он уселся получше, прокашлялся, видимо приготовляясь к длинному рассказу. – Так то, друг мой любезный, жил я еще дома, – начал он. – Вотчина у нас богатая, земли много, хорошо живут мужики, и наш дом, слава тебе богу. Сам сем батюшка косить выходил. Жили хорошо. Христьяне настоящие были. Случилось… – И Платон Каратаев рассказал длинную историю о том, как он поехал в чужую рощу за лесом и попался сторожу, как его секли, судили и отдали ь солдаты. – Что ж соколик, – говорил он изменяющимся от улыбки голосом, – думали горе, ан радость! Брату бы идти, кабы не мой грех. А у брата меньшого сам пят ребят, – а у меня, гляди, одна солдатка осталась. Была девочка, да еще до солдатства бог прибрал. Пришел я на побывку, скажу я тебе. Гляжу – лучше прежнего живут. Животов полон двор, бабы дома, два брата на заработках. Один Михайло, меньшой, дома. Батюшка и говорит: «Мне, говорит, все детки равны: какой палец ни укуси, все больно. А кабы не Платона тогда забрили, Михайле бы идти». Позвал нас всех – веришь – поставил перед образа. Михайло, говорит, поди сюда, кланяйся ему в ноги, и ты, баба, кланяйся, и внучата кланяйтесь. Поняли? говорит. Так то, друг мой любезный. Рок головы ищет. А мы всё судим: то не хорошо, то не ладно. Наше счастье, дружок, как вода в бредне: тянешь – надулось, а вытащишь – ничего нету. Так то. – И Платон пересел на своей соломе.
Помолчав несколько времени, Платон встал.
– Что ж, я чай, спать хочешь? – сказал он и быстро начал креститься, приговаривая:
– Господи, Иисус Христос, Никола угодник, Фрола и Лавра, господи Иисус Христос, Никола угодник! Фрола и Лавра, господи Иисус Христос – помилуй и спаси нас! – заключил он, поклонился в землю, встал и, вздохнув, сел на свою солому. – Вот так то. Положи, боже, камушком, подними калачиком, – проговорил он и лег, натягивая на себя шинель.
– Какую это ты молитву читал? – спросил Пьер.
– Ась? – проговорил Платон (он уже было заснул). – Читал что? Богу молился. А ты рази не молишься?
– Нет, и я молюсь, – сказал Пьер. – Но что ты говорил: Фрола и Лавра?
– А как же, – быстро отвечал Платон, – лошадиный праздник. И скота жалеть надо, – сказал Каратаев. – Вишь, шельма, свернулась. Угрелась, сукина дочь, – сказал он, ощупав собаку у своих ног, и, повернувшись опять, тотчас же заснул.
Наружи слышались где то вдалеке плач и крики, и сквозь щели балагана виднелся огонь; но в балагане было тихо и темно. Пьер долго не спал и с открытыми глазами лежал в темноте на своем месте, прислушиваясь к мерному храпенью Платона, лежавшего подле него, и чувствовал, что прежде разрушенный мир теперь с новой красотой, на каких то новых и незыблемых основах, воздвигался в его душе.

В балагане, в который поступил Пьер и в котором он пробыл четыре недели, было двадцать три человека пленных солдат, три офицера и два чиновника.
Все они потом как в тумане представлялись Пьеру, но Платон Каратаев остался навсегда в душе Пьера самым сильным и дорогим воспоминанием и олицетворением всего русского, доброго и круглого. Когда на другой день, на рассвете, Пьер увидал своего соседа, первое впечатление чего то круглого подтвердилось вполне: вся фигура Платона в его подпоясанной веревкою французской шинели, в фуражке и лаптях, была круглая, голова была совершенно круглая, спина, грудь, плечи, даже руки, которые он носил, как бы всегда собираясь обнять что то, были круглые; приятная улыбка и большие карие нежные глаза были круглые.
Платону Каратаеву должно было быть за пятьдесят лет, судя по его рассказам о походах, в которых он участвовал давнишним солдатом. Он сам не знал и никак не мог определить, сколько ему было лет; но зубы его, ярко белые и крепкие, которые все выкатывались своими двумя полукругами, когда он смеялся (что он часто делал), были все хороши и целы; ни одного седого волоса не было в его бороде и волосах, и все тело его имело вид гибкости и в особенности твердости и сносливости.
Лицо его, несмотря на мелкие круглые морщинки, имело выражение невинности и юности; голос у него был приятный и певучий. Но главная особенность его речи состояла в непосредственности и спорости. Он, видимо, никогда не думал о том, что он сказал и что он скажет; и от этого в быстроте и верности его интонаций была особенная неотразимая убедительность.
Физические силы его и поворотливость были таковы первое время плена, что, казалось, он не понимал, что такое усталость и болезнь. Каждый день утром а вечером он, ложась, говорил: «Положи, господи, камушком, подними калачиком»; поутру, вставая, всегда одинаково пожимая плечами, говорил: «Лег – свернулся, встал – встряхнулся». И действительно, стоило ему лечь, чтобы тотчас же заснуть камнем, и стоило встряхнуться, чтобы тотчас же, без секунды промедления, взяться за какое нибудь дело, как дети, вставши, берутся за игрушки. Он все умел делать, не очень хорошо, но и не дурно. Он пек, парил, шил, строгал, тачал сапоги. Он всегда был занят и только по ночам позволял себе разговоры, которые он любил, и песни. Он пел песни, не так, как поют песенники, знающие, что их слушают, но пел, как поют птицы, очевидно, потому, что звуки эти ему было так же необходимо издавать, как необходимо бывает потянуться или расходиться; и звуки эти всегда бывали тонкие, нежные, почти женские, заунывные, и лицо его при этом бывало очень серьезно.
Попав в плен и обросши бородою, он, видимо, отбросил от себя все напущенное на него, чуждое, солдатское и невольно возвратился к прежнему, крестьянскому, народному складу.
– Солдат в отпуску – рубаха из порток, – говаривал он. Он неохотно говорил про свое солдатское время, хотя не жаловался, и часто повторял, что он всю службу ни разу бит не был. Когда он рассказывал, то преимущественно рассказывал из своих старых и, видимо, дорогих ему воспоминаний «христианского», как он выговаривал, крестьянского быта. Поговорки, которые наполняли его речь, не были те, большей частью неприличные и бойкие поговорки, которые говорят солдаты, но это были те народные изречения, которые кажутся столь незначительными, взятые отдельно, и которые получают вдруг значение глубокой мудрости, когда они сказаны кстати.
Часто он говорил совершенно противоположное тому, что он говорил прежде, но и то и другое было справедливо. Он любил говорить и говорил хорошо, украшая свою речь ласкательными и пословицами, которые, Пьеру казалось, он сам выдумывал; но главная прелесть его рассказов состояла в том, что в его речи события самые простые, иногда те самые, которые, не замечая их, видел Пьер, получали характер торжественного благообразия. Он любил слушать сказки, которые рассказывал по вечерам (всё одни и те же) один солдат, но больше всего он любил слушать рассказы о настоящей жизни. Он радостно улыбался, слушая такие рассказы, вставляя слова и делая вопросы, клонившиеся к тому, чтобы уяснить себе благообразие того, что ему рассказывали. Привязанностей, дружбы, любви, как понимал их Пьер, Каратаев не имел никаких; но он любил и любовно жил со всем, с чем его сводила жизнь, и в особенности с человеком – не с известным каким нибудь человеком, а с теми людьми, которые были перед его глазами. Он любил свою шавку, любил товарищей, французов, любил Пьера, который был его соседом; но Пьер чувствовал, что Каратаев, несмотря на всю свою ласковую нежность к нему (которою он невольно отдавал должное духовной жизни Пьера), ни на минуту не огорчился бы разлукой с ним. И Пьер то же чувство начинал испытывать к Каратаеву.