Сатира - это вид художественной литературы, задача которой критика, обличение и высмеивание явлений действительности, делающих нашу жизнь искажённой, неправильной. Все творчество Салтыкова-Щедрина насквозь сатирично. И цикл сказок, и «История одного города », и «Господа Головлевы» наполнены яростным обличением недостатков существующего общества, данного порядка вещей. Безусловно острой сатире автор подвергает власти. Это и два ничего не умеющих генерала из «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил», и спесивый Орел из «Орла-мецената», и многие другие. Глуповские градоначальники, которые соединяют в себе черты многих правивших царей (так, Беневоленский и Грустилов - явная пародия на АлександраΙ), олицетворяют самые плохие свойства русских правителей. И дело не столько в личной критике в адрес конкретных власть имущих, сколько в самом принципе правления. В этом смысле замечателен образ Дементия Варламовича Брудастого, имевшего в голове органчик и правившего городом с помощью всего двух фраз: «Разорю!» и «Не потерплю!». Любая деятельность глуповских градоначальников несет только горе и потрясение, лучше всего народу живется тогда, когда власть вообще забывает о том, что она - власть. Но в «Истории одного города» главный объект сатиры - это не только градоначальники, то страшные, то забавные своей тупостью, главный объект сатиры - народ. Сам Щедрин писал, что «История одного города» есть «сатира, направленная против тех характеристических черт русской жизни, которые делают ее не вполне удобною». Не вполне удобною жизнь в Глупове делает то, что глуповцы преданно и самозабвенно любят своих градоначальников. «Ежели нас теперича всех в кучу сложить и с четырех сторон запалить - мы и тогда противного слова не скажем», - говорят они. Недовольство этого народа выражается только в том, что они периодически бросают кого-либо, абсолютно невинного с раската да стоят на коленях («знали они, что бунтуют, но на коленях не стоять не могли»). И это соединение абсолютной власти, с одной стороны, и бессмысленной покорности - с другой придаст сатире Салтыкова-Щедрина особенную резкость и трагичность. Главный художественный прием этого автора - гротеск, то есть сатирическое преувеличение, контрастное сочетание реального и фантастического. Так, явно фантастичен органчик в голове Брудастого, так гротескны «рои мужиков» в «Диком помещике». Условная форма сказки, которая позволяет посмотреть на проблему свежим взглядом, особенно любима Щедриным. Как сатирический прием у автора выступает стилизация. Так, указы Микаладзе, Беневоленского и других градоначальников являются пародией на официальную, канцелярскую речь, например:

Казнить, расточать или иным образом уничтожать обывателей надлежит с осмотрительностью, дабы не умалился от таковых расточений Российской империи авантаж и не произошло для казны ущерба.

Широко пользуется Михаил Евграфович приемом говорящих фамилий. Чего стоит одна «опись градоначальников»! Негодяев, Угрюм-Бурчеев, Перехват-Залихватский, Василиск Бородавкин, Прыщ - что ни имя, то целый характер! Сатира Салтыкова-Щедрина - ярчайшее, значительнейшее явлений русской литературы середины девятнадцатого века. Достичь высоты в современной литературе не удается никому. Творчество великого критика не теряет своей актуальности, так как проблемы, поднятые в его произведениях, остаются животрепещущими и для нас, а главное для государственности.

В 80-е годы Салтыков-Щедрин создает особый жанр сатирической сказки. Своей главной целью он ставит обличение самодержавия, бюрократии, либерализма, обывательщины. Особенно внимательно следует проанализировать идейное содержание следующих сказок “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик”, “Карась-идеалист”, “Орел-меценат”, “Богатырь”, “Медведь на воеводстве”, “Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”

В сказках наглядно проявляются особенности щедринской сатирической типизации в них широкое развитие получают гротеск, гипербола, аллегория, фантастика, эзоповская манера повествования как основные художественные средства сатиры.

По своей внешней форме и стилю сказки связаны с традициями русского фольклора, но эта форма используется в целях сатирического обличения. Все сказки аллегоричны – в отношениях между представителями животного мира отражены классовые взаимоотношения, людей; пескари “об конституциях болтают”, карась оказывается рыбой, “к идеализму склонной”, а ерш – тронутой “скептицизмом”.

Фантастика Салтыкова-Щедрина также обладает сатирической направленностью. В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” фантастика не разрушает аллегоризма, а служит главным средством для выражения сатирического негодования по. адресу помещиков. В сказках писатель продолжает развивать те проблемы, которые его интересовали и в ранних произведениях; столкновение правителей-крепостников, Жалких либералов, “чумазых” мироедов и трусливых мещан с людьми из народа, наделенными великой силой природного ума и трудолюбия (Иванушка из сказки “Дурак”, Иван Бедный – “Соседи”, Татьяна – “Деревенский пожар”)” Характеристика подневольного труда крестьян дана в сказке “Путем – дорогой”; “Худо наше крестьянское житье! Нет хуже. Где правда, где ее отыскать! Прежде господа рвали Душу, теперь – мироеды да кабатчики. Терпим и голод и холод, каждый год все ждем. Ин и в самом деле Правды на свете нет!”

Обобщенное представление о жизни народа Салтыков-Щедрин создает в сказке “Коняга”. Образ Коняги символизирует угнетение народных масс, благодаря труду которых существуют эксплуататоры. Вокруг Коняги увиваются “пустоплясы”, они то восхваляют, то критикуют его покорность, но всегда хотят урвать свой кусок.

Либералы, стремящиеся к примирению классов, вызывают особую ненависть писателя. По его словам, либералы требование “по возможности” заменили просьбой “хоть чего-нибудь”, а затем стали приспосабливаться “применительно к подлости”. Писаревчасто использовал щедринский сатирический образ обывателя-либерала (“Либералы”, “Премудрый пескарь”, “Вяленая вобла”) для борьбы с меньшевиками и либеральной буржуазией.

Салтыков-Щедрин ясно представлял себе необходимость революционной борьбы за лучшее будущее и гневно обрушивался на тех, кто слепо сохранял веру в возможность путем реформ изменить существующий строй (“Карась-идеалист”). В сказке “Медведь на воеводстве” писатель аллегорически изобразил падение самодержавия в результате народного бунта – мужики убили Топтыгина за злодейства, совершенные по приказу Льва. То же произошло с волком в сказке “Бедный волк”, а в сказке “Богатырь” Иванушка одним ударом перешиб гнилого богатыря (царизм), угнетавшего народ в течение многих лет. Вороны в сказке “Орел-меценат” взбунтовались и улетели, в результате чего орлу предстояла голодная смерть,

Луначарский следующим образом охарактеризовал сказки Щедрина; “Они могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ядовитому ехидству, очаровывают своим языковым совершенством”.

Сатира Салтыкова-Щедрина проникнута освободительными идеями. Она насыщена публицистическим содержанием, писатель активно вмешивается в изображаемые события. Продолжая традиции Гоголя, Свифта, Салтыков-Щедрин стремится представить уродливую, “ненормальную” действительность в предельно контрастном освещении. Ведущим способом изображения в его творчестве становится реалистический гротеск – контрастное пре–увеличение, придающее образам условный, неправдоподобный, нередко фантастический характер. Образ выводится за пределы допустимого правдоподобия. Но любое преувеличение у Салтыкова-Щедрина выступает реалистически мотивированно, его фантастики полностью лишена иррационального смысла, становясь средством выявления скрытых, потенциальных возможностей персонажа в неожиданных ситуациях. Важной особенностью сатирической типизации Щедрина является умение создавать обобщенные “собирательные” образы, отражающие социальную психологию определенных групп людей.

(1 оценок, среднее: 3.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Имя Салтыкова? Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и...
  2. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть “пороки российской действительности” и заставила...
  3. Тема крепостничества и жизни крестьянства сыграла важную роль в творчестве Салтыкова-Щедрина. Открыто высказывать протест существующему строю писатель не мог. Беспощадную...
  4. Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал,...
  5. Демократическая литература второй половины XIX века стремилась пробудить гражданскую совесть в русском обществе, воздействуя поэтическим “словом отрицанья” или острием политической...
  6. М. Е. Салтыков-Щедрин написал более 30 сказок. Обращение к этому жанру было естественным для Салтыкова-Щедрина. Сказочными элементами (фантастикой, гиперболой, условностью...
  7. В портрете великого русского писателя-публициста Салтыкова-Щедрина художник Иван Крамской создает образ человека, безраздельно посвящающего себя служению обществу. Живописец, используя световые...

Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.

Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение «История одного города» и несколько сказок.

Во-первых, по поводу «Истории одного города» и ее сатиры существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что «История одного города», в сущности, Сатира на русскую историю конца XVIII - начала XIX века. Отсюда многие исследователи стремились «расшифровать» аллегорические образы градоначальников, найти им аналоги в русской истории.

Вторая точка зрения содержит мысль, что произведение Салтыкова-Щедрина - сатира на современность, но с использованием исторических реалий.

Повод для этой точки зрения подавал сам Щедрин. Он говорил: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее».

В своем произведении Салтыков-Щедрин поставил вопросы, которые актуальны и ныне. В решении же этих вопросов он опирался и на исторические материалы, и на современную ему жизнь. Отсюда видно совмещение времен в произведении. «История одного города» явилась сатирой на государственное устройство России, хотя писатель раскрыл закономерности существования не только российского самодержавия, но и тоталитарного режима вообще.

В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.

Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов - Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,- Двоекуров, майор Прыщ.

Самый яркий образ, конечно, образ Угрюм-Бур-чеева - «идиота», облеченного властью. Даже в портрете этого градоначальника видна жестокая Сатира автора. «Он был ужасен; но, сверх того, он был кроток и с изумительной ограниченностью соединял непримиримость, почти граничившую с идиотством». Следует отметить и жанровое своеобразие произведения. Сатира В форме исторической хроники - примерно так можно определить жанр «Истории одного города». Необычно построена и композиция произведения.

Основной художественный принцип, используемый Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»,- гротеск.

Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.

У Салтыкова-Щедрина в произведении есть несколько видов гротеска - временной гротеск, который выразился, например, в случае когда архивный Пимен защищает свой труд от беллетристов или когда в главе о Грустилове «Гомоид» читает статьи Страхова, затем это пространственный гротеск, который нашел свое выражение в том, что город у автора то на болотах, то на двух холмах, или то это уездный городишко, а то губернский город.

Еще один вид гротеска связан с образами градоначальников, например «органчик» в голове у Брудасто-го.

Очень важны черты, которые носит гротеск в «Истории одного города». Например, образ градоначальника у Салтыкова-Щедрина не образ-характер, а образ, персонифицирующий историческое поведение. Например, у человека не может быть фаршированной головы, а у градоначальника может.

С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча - в конце произведения - символ божьей кары.

Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.

Как известно, сказки - итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.

В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос-

Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.

Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок - емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции - сказочную и басенную.

Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами - зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.

Очень ярко гротеск проявился в таких сказках, как « », где последний превращается в животное, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Орел-меценат».

Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина . Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Сатира в произведениях. М. Е. Салтыкова-Щедрина уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Проза История одного города История создания романа Анализ текста Жанровые особенности романа "История одного города" Собирательный образ глуповцев Смысл финала романа "История одного города" Особенности сатирической манеры М. Е. Салтыкова-Щедрина Критика о творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина М. Е. Салтыков-Щедрин П. Вайль, А. Генис Темы сочинений по творчеству М. Е. Салтыкова-Щедрина Анализ сказки М. Е.Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» Виталий Соломин читает "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" mp3 Вопросы и
    1. Каковы основные темы творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина? Через все творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина проходят три основные темы: социальное неравенство в России, нравственно-психологическая деградация дворянства, народ и буржуазная интеллигенция. Эти темы раскрыты соответственно в "Губернских очерках", "Помпадурах и помпадуршах", "Истории одного города", "Господах Головлевых". Все эти темы находят отражение и в "Сказках". 2. Какая деталь в "Сказке о том, как один мужик двух генералов прокормил" говорит о рабской покорности народа? В "Сказке о
    Гипербола 1) Средство художественного изображения, основанное на преувеличении. 2) Особым видом тропа является гипербола. Гипербола основана на чрезмерном преувеличении какой-нибудь черты или свойства описываемого предмета: Редкая птица долетит до середины Днепра.(Н. В. Гоголь) Раздирает рот зевота шире Мексиканского залива.(В. Маяковский) Гипербола близка гротеску. Однако в гротеске всегда присутствует невозможное, фантастическое. Гротеск - это прием, основанный на причудливом сочетании фантастического и реального, прекрасного и безобразного с целью комического заострения образа. Яркие примеры гротеска дает
    Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой «Дикий помещик»? Каков ее смысл? Какие художественные приемы использует автор? Разные ли враги у карася и ерша из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»? Что такое щука
    1. Идейный смысл и художественное своеобразие сатирических сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина. 2. Особенности жанра сказки у М. Е. Салтыкова-Щедрина. 3. Народ и господа в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина. 4. "Сказки" М. Е. Салтыкова-Щедрина как образец социально-политической сатиры. 5. Идейно-тематическое содержание "Сказок" М. Е. Салтыкова-Щедрина. 6. Положительные идеалы М. Е. Салтыкова-Щедрина в его сказках. 7. Способы выражения авторской позиции в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина "История одного города". 8. Роль гротеска в
    Какова тематика сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина? Какие идеалы проповедует в них автор? Что общего у сказок Салтыкова-Щедрина и народных? В чем разница между ними? Почему в сказках Салтыков-Щедрин прибегает к иносказанию? Какие особенности сатиры Салтыкова-Щедрина проявились в его сказках? Чему и кого хотел научить писатель сказкой «Дикий помещик»? Каков ее смысл? Какие художественные приемы использует автор? Разные ли враги у карася и ерша из сказки Салтыкова-Щедрина «Карась-идеалист»? Что такое щука в символике щедринской
    1. Какой главный прием использует М. Е. Салтыков-Щедрин для создания сатирического образа города Глупова? А. Гротеск Б. Сравнение В. Метафора 2. Против чего направлена сатира в "Истории одного города" М. Е. Салтыкова-Щедрина? А. Крепостничество Б. Бюрократизм В. Глупость 3. Кто из перечисленных персонажей не является градоначальником города Глупова? А. Фердыщенко Б. Угрюм-Бурчеев В. Прыщ Г. Сквозник-Дмухановский 4. Какой художественный прием используется М. Е. Салтыковым-Щедриным в "Сказках"? А. Аллегория Б. Фантастика В. Метафора 5. В какой сказке М. Е. Салтыкова-Щедрина обличается трусость? А. "Медведь на воеводстве" Б. "Карась-идеалист" В. "Премудрый пескарь" Г.

Сатира в творчестве Салтыкова‑Щедрина

Имя Салтыкова‑Щедрина стоит в одном ряду с такими всемирно известными сатириками, как Марк Твен, Франсуа Рабле, Джонатан Свифт и Эзоп. Сатиру всегда считали «неблагодарным» жанром - государственный режим никогда не принимал едкую критику писателей. Народ пытались оградить от творчества таких деятелей самыми разными способами: запрещали книги к изданию, ссылали писателей. Но все было напрасно. Этих людей знали, читали их произведения и уважали за смелость. Не стал и исключением и Михаил Евграфович Салтыков‑Щедрин.
Само слово «сатира» означает «художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления реальной действительности»Важно отметить, что для того чтобы в литературе страны возникло направление сатиры, необходим определенный уровень зрелости в осмыслении происходящих событий. Кроме того, писателю надо иметь твердые идеалы и колоссальный запас жизнелюбия и патриотизма.
Михаил Евграфович не мог не замечать противоречий социального строя. Получив блестящее по тем временам образование, Салтыков‑Щедрин стал работать в канцелярии военного ведомства, что тоже не могло не сказаться на ощущении несправедливости, царящей в обществе. Искренне волнуясь за дальнейшую судьбу своей родины, молодой автор начал громко высказывать свое мнение. Несмотря на то что восприятие писателем действительности было крайне трагическим, он вошел в литературу как сатирик.
Среди наиболее известных произведений Салтыкова‑Щедрина особо следует отметить «История одного города», «Господа Головлевы» и сказки. В его творчестве особую роль играет язык Эзопа - иносказательный язык. Его манера письма поражает своей необычностью. Кроме эзопова языка, сюда входит сочетание фантастического и реального, бытового и сказочного. Именно это и создает в конечном итоге салтыковский гротеск.
Три книги отражают разную сатирическую направленность писателя. К примеру, например, «История одного города» обличает политическое несовершенство России, неграмотность ее государственных деятелей и покорность, неразумность самого народа. «Господа Головлевы» стал романом «общественным», где автор показывает духовное падение героев, происходящее на фоне материального благополучия. Здесь не просто видна порочность общественного строя, а сам дух людей нуждается в серьезном переосмыслении. Мне кажется, что этот роман намного страшнее, чем «История одного города», потому что отношения между самыми близкими людьми оказываются как бы гнилыми, с каким‑то подвохом, корыстью. К примеру, Иудушка, самый любимый сын, в конечном итоге с легкостью предает свою мать. Писатель постепенно начинает подходить к осознанию того, что все пороки происходят из глубины человеческой натуры. Автор хочет показать, что внешние обстоятельства лишь своеобразный катализатор для человека. При благоприятных условиях злоба, порок расцветают.
«Сказки» Салтыкова‑Щедрина явились своеобразным итогом творчества автора. Здесь писатель показал как недостатки общества, так и изъяны самих людей, и их взаимосвязь. Еще одной особенностью «Сказок» является как бы двухсторонняя природа черт характера человека. К примеру, честность оборачивается глупостью («Самоотверженный заяц»), а в то же время выясняется, что волк жесток по своей природе и ничего не может с этим поделать.
Несмотря на то что Салтыков‑Щедрин считается сатириком, его книги, на мой взгляд, несут в себе истинный трагизм. Здесь писатель не просто высмеивает не нравящиеся ему черты общества, а искренне озабочен размерами тех глупостей, которые мешают жить людям в родной стране. Таким образом автор пытается помочь решить назревшие проблемы, показать людям, как нелепо и смешно выглядят пороки (а ведь больше всего человек боится выглядеть смешно и нелепо). Сатира всегда была очень действенным орудием в руках умелого писателя.

Сказки Салтыкова‑Щедрина: сюжетные линии и образы

Сказки Салтыкова‑Щедрина отличают не только едкая сатира и подлинный трагизм, но и своеобразное построение сюжета и образов. К написанию «Сказок» автор подошел уже в зрелом возрасте, когда многое было осмыслено, пройдено и детально обдумано. Обращение к самому жанру сказки также неслучайно. Сказка отличается иносказательностью, емкостью высказывания. Объем народной сказки тоже не очень большой, что позволяет сосредоточиться на одной конкретной проблеме и показать ее как бы через лупу. Мне кажется, что для сатиры сказка является практически идеальным жанром, поскольку даже эзопов язык совершенно не затрудняет прочтения и понимания «кто есть кто». Кроме того, иносказание помогает преувеличивать тот или иной порок, что ведет к ситуации гротеска. В свою очередь гротеск помогает взглянуть на проблему под другим углом и в увеличенном свете. Это помогает осознать всю нелепость ситуации.
Сказка имеет несколько определенных черт. Среди них можно отметить особенность сюжетных линий и сказочных образов. В любой народной сказке присутствует противостояние Добра и Зла. У Салтыкова‑Щедрина ярко выражена оппозиция «высшие слои общества» - крестьяне или интеллигенция, «угнетатели - угнетенные», но при этом авторская симпатия не всегда на стороне бедных. Автор вообще редко отдает предпочтение какому‑либо герою своих сказок. Исключением можно считать сказку «Христова ночь». Здесь подвергаются рассмотрению христианские истины и моральные ценности - нет пощады только предателям.
С другой стороны, не везде прослеживается и презрение к персонажам - волки злые и жадные только потому, что «конституция у них такая». Такова изначальная природа вещей, которую нельзя изменить. Автор выступает непредвзятым судьей, всего лишь рассказчиком, который не предлагает конкретного решения, а показывает реальные персонажи в сказочных декорациях.
Еще одним отличием сказки народной от сказки Салтыкова‑Щедрина можно считать правило хорошего конца. В произведениях Салтыкова‑Щедрина конец далеко не всегда благополучный, чаще всего он бывает трагическим. Почему писатель не пытается создать произведение в соответствии с канонами жанра? Мне кажется, что счастливый конец противоречил бы самим принципам Салтыкова‑Щедрина и не выполнял бы тех задач, которые поставил перед собой автор. Цель сказок заключается в том, чтобы задуматься над собственными пороками и недостатками, осознать их значительность и масштабность. Только большой страх мог бы хоть каким‑то образом помочь их исправить. Естественно, при счастливом конце весь смысл поставленной задачи теряется.
Персонажи сказок Салтыкова‑Щедрина делятся на животных, которые наделены человеческими качествами в традиции русской народной сказки; людей - представителей современной писателю эпохи, былинные и библейские образы. Каждый из этих образов очень четко прорисован, автор опирается на ассоциации читателя и, более того, уверен, в правильности прочтения и толкования. Такое доверие со стороны автора вызывает у меня своеобразную гордость.
Язык и стиль сказок поражают своей простотой, которая, как ни парадоксально, делает их еще более трагичными и яркими. Образы, созданные более века назад, сохраняют актуальность и по сей день. Всегда были и будут те, кто захочет пожить за чужой счет, слабые и пассивные люди, оправдывающие свои пороки долготерпением и выставляющие недостатки достоинствами. Всегда были и будут вечно уверенные в своей правоте начальники‑самодуры, безропотные подчиненные и просто лентяи, любящие поразмышлять о судьбах человечества, при этом ничего не делая для того, чтобы сделать жизнь прекраснее. Но в сказках есть и предостережение: не стоит забывать о том, что случается подмена общечеловеческих моральных ценностей на те качества, которые удобнее. Намного легче пройти мимо нуждающегося человека, чем протянуть ему руку помощи. Намного легче осудить человека, чем попытаться его понять. В конце концов, намного легче быть волком, медведем, зайцем, воблой, лисицей или карасем, чем просто человеком.

Проблема классового неравенства на примере крестьян и помещиков в сказках Салтыкова‑Щедрина

Произведения о крестьянах и помещиках занимают значительное место в творчестве Салтыкова‑Щедрина. Скорее всего это произошло потому, что с этой проблемой писатель столкнулся еще в юном возрасте. Свое детство Салтыков‑Щедрин провел в селе Спас‑Угол Калязинского уезда Тверской губернии. Его родители были достаточно богатыми людьми, владели землей. Таким образом, будущий писатель своими глазами видел все недостатки и противоречия крепостного права. Осознавая проблему, знакомую с малолетства, Салтыков‑Щедрин подверг ее детальному рассмотрению и анализу уже в зрелом возрасте.
К произведениям Салтыкова‑Щедрина, описывающим повседневную жизнь крестьян и помещиков, можно отнести сказки «Дикий помещик», «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Кисель», «Соседи» и др. В первоочередном порядке очевидна двойственность вопроса «крестьяне - помещики». С одинаковой достоверностью описывается как быт крестьян, так и быт богатых. Чаще всего описание дается параллельно, т. е., например, в сказке «Коняга» одновременно представлены жизнь простого коняги‑труженика, который является воплощением русского народа, и жизнь пустопляса‑бездельника. Коняга воплощает собой весь простой народ России. «Что только с ним не делают - и бьют, и кормят одной соломой, а ничего с ним не делается. Стало быть, добродетель в нем какая‑то есть, раз палка сама о него сокрушается, а его сокрушить не может». Все философские размышления пустоплясов заканчиваются, когда они захотят поесть. Тогда они и начинают подгонять конягу. Бедный коняга работает от зари до зари, но взамен не имеет ничего. Пустопляс ничего не делает, но живет в комфорте. Такая несправедливость угнетает, но поделать ничего нельзя.
Другим таким примером можно считать сказку «Соседи». Здесь мы видим, насколько сильно отличается жизнь соседей, Ивана Бедного и Ивана Богатого. Ивана Богатого называют «сударем», «Семенычем», а Ивана Бедного - просто Иваном, или Ивашкой. Между двумя Иванами существует пропасть, которая разделяет их. И если обладатель состояния считается человеком уважаемым и достойным, то при отсутствии такового ни о каком уважении соседей не идет и речи. Однако это не мешало им дружить, хотя эта дружба немного странная. Иван Бедный не считает зазорным «подработать» - «помахать лопатой, как у себя в огороде», а Иван Богатый не стесняется ему за это заплатить. Но, странное дело, вечно работающий Иван Бедный не имеет за душой ни гроша, а Иван Богатый, совершенно не прилагающий к умножению богатства никаких усилий, катается как сыр в масле. И бедняк, и богач озадачены таким парадоксом, однако никакие усилия не могут изменить ход вещей. Если Ивану Семеновичу нет необходимости работать каждый день с утра до ночи, то для его соседа ситуация прямо противоположная. Иван Бедный, сколько бы он не трудился, все равно ест щи с «пустом». Прослеживается очень интересная зависимость. В «Коняге» можно увидеть, насколько коняга необходим пустоплясам, чтобы они ели все. В «Соседях», мне кажется, все наоборот. Когда богач уезжает за границу, то Иван лишается последней возможности хоть что‑то заработать. По приезду Иван Семенович находит соседа в еще большей бедности.
К сожалению, автор говорит о невозможности разрешить вопрос о классовом неравенстве и несправедливости. Но при этом писатель совсем не оправдывает крестьян. Писатель пытался В первоочередном порядке показать взаимозависимость крестьян и помещиков друг от друга. Да, простые люди голодают, в то время как помещики‑пустоплясы живут припеваючи. Если убрать крестьян, то скорее всего помещики одичают, как в сказке «Дикий помещик». Действительно, они не приспособлены к самостоятельной жизни и труду. Но, с другой стороны, получается, что если убрать зажиточных людей, то крестьяне окажутся в полной нищете, если не на грани вымирания. Труд ради кого‑то уже стал смыслом их жизни, средством хоть к какому бы то ни было существованию. Получается, что во имя всеобщего процветания мало просто всех уравнять в правах, обязанностях и положении, необходимо провести глобальную работу над менталитетом всей нации.

Сатира в произведениях
М. Е. Салтыкова-Щедрина

Острая Сатира в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина и в сегодняшнее время весьма актуальна. Ведь столько лет назад он писал о том, что сегодня можно увидеть сплошь и рядом. Это бюрократия, чинопочитание, казнокрадство.

Яркими примерами такой сатиры Щедрина являются произведение «История одного города» и несколько сказок.

Во-первых, по поводу «Истории одного города» и ее сатиры существуют две точки зрения. Первая заключается в том, что «История одного города», в сущности, Сатира на русскую историю конца XVIII - начала XIX века. Отсюда многие исследователи стремились «расшифровать» аллегорические образы градоначальников, найти им аналоги в русской истории.
Вторая точка зрения содержит мысль, что произведение Салтыкова-Щедрина - сатира на современность, но с использованием исторических реалий.

Повод для этой точки зрения подавал сам Щедрин. Он говорил: «Мне нет никакого дела до истории, и я имею в виду лишь настоящее».

В своем произведении Салтыков-Щедрин поставил вопросы, которые актуальны и ныне. В решении же этих вопросов он опирался и на исторические материалы, и на современную ему жизнь. Отсюда видно совмещение времен в произведении. «История одного города» явилась сатирой на государственное устройство России, хотя писатель раскрыл закономерности существования не только российского самодержавия, но и тоталитарного режима вообще.

В произведении охвачены самые различные сферы государственной власти: судопроизводство, законодательство, бюрократический аппарат. И везде присутствует единая и полная Сатира автора.

Взять хотя бы знаменитую галерею градоначальников города Глупова, даже то, как Салтыков-Щедрин их классифицировал на откровенных деспотов - Брудастый и Фердыщенко, на либеральных градоначальников, которые в конце концов также оказываются деспотами,- Двоекуров, майор Прыщ.

Самый яркий образ, конечно, образ Угрюм-Бур-чеева - «идиота», облеченного властью. Даже в портрете этого градоначальника видна жестокая Сатира автора. «Он был ужасен; но, сверх того, он был кроток и с изумительной ограниченностью соединял непримиримость, почти граничившую с идиотством». Следует отметить и жанровое своеобразие произведения. Сатира В форме исторической хроники - примерно так можно определить жанр «Истории одного города». Необычно построена и композиция произведения.

Основной художественный принцип, используемый Салтыковым-Щедриным в «Истории одного города»,- гротеск.

Во-первых, гротеск предполагает совмещение несовместимого, соединение несоединимого и сочетание в одном художественном явлении реальных и фантастических черт.

У Салтыкова-Щедрина в произведении есть несколько видов гротеска - временной гротеск, который выразился, например, в случае когда архивный Пимен защищает свой труд от беллетристов или когда в главе о Грустилове «Гомоид» читает статьи Страхова, затем это пространственный гротеск, который нашел свое выражение в том, что город у автора то на болотах, то на двух холмах, или то это уездный городишко, а то губернский город.

Еще один вид гротеска связан с образами градоначальников, например «органчик» в голове у Брудасто-го.

Очень важны черты, которые носит гротеск в «Истории одного города». Например, образ градоначальника у Салтыкова-Щедрина не образ-характер, а образ, персонифицирующий историческое поведение. Например, у человека не может быть фаршированной головы, а у градоначальника может.

С помощью гротеска Салтыков-Щедрин говорит о том, что даже не нужно быть человеком, чтобы быть градоначальником. Характерно и наличие в произведении образов-символов. Это Угрюм-Бурчеев, который выражает идею деспотизма, образ смерча - в конце произведения - символ божьей кары.

Сатира Салтыкова-Щедрина нашла свое выражение также и в его сказках, где основным художественным приемом автора стал гротеск.

Как известно, сказки - итог творчества писателя. Жанр он выбрал и из цензурных соображений, дабы скрыть истинную подоплеку своих произведений.

В своих сказках Салтыков-Щедрин освещает такие темы, как обличение самодержавия, критика гос-
Подствующих сословий, критика либерализма и тему народа.

Сказки Щедрина явились острой и актуальной сатирой. Сам по себе жанр сказок - емкий, лаконичный, новаторский. Писатель опирается на две традиции - сказочную и басенную.

Сказочная традиция выразилась в форме сказок с ее неизменными атрибутами - зачин, концовка, а также сказочные персонажи с традиционными амплуа. Басенная традиция выразилась в том, что его сказки называли баснями в прозе.

Очень ярко гротеск проявился в таких сказках, как «Дикий помещик», где последний превращается в животное, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Богатырь», «Орел-меценат».

Итак, Сатира играла огромную роль в произведениях Салтыкова-Щедрина . Пользуясь таким художественным приемом, как гротеск, писатель обличает все существенные недостатки и государственного строя России, и бюрократического аппарата.