Индустрия комиксов в России РУССКОМУ КОМИКСУ – БЫТЬ? Комикс-индустрия в России Данная отрасль в России на сегодняшний момент находится на уровне США 1937 года «Комиксы – это такие детские книжки с картинками» – именно так представляет себе рисованные истории среднестатистический россиянин, в то время как «книжки с картинками» – это огромный бизнес на Западе. Однако сейчас в России начинается подъём комикс-индустрии, это подмечают как производители и распространители комиксов, так и фанаты, читатели и просто люди, которые стали интересоваться данным направлением массовой культуры. Растущее число магазинов комиксов и всё большее количество посетителей комикс- фестивалей говорит само за себя. Но действительно ли это старт расцвета графических историй, или же в нашей стране жанру комиксов суждено потухнуть, даже не развившись? file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Посетители фестиваля "КомМиссия" Сейчас самую большую концентрацию любителей комиксов можно найти на фестивалях – туда они приходят поговорить с такими же «гиками» (так называют себя поклонники комиксов, сериалов или определённых узких направлений в массовой культуре), прикупить комиксов, получить скетчи (рисунки-наброски) от любимых художников, а некоторые особо ярые фанаты приходят покрасоваться в костюмах супергероев (что называется «косплеем»). file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Чего только было не увидеть на прошедшем фестивале рисованных историй «КомМиссия»! В этом году он проходил уже в четырнадцатый раз. На аллее авторов сидят начинающие и уже именитые художники – приглашают посмотреть свои комиксы. Среди авторов комиксов за стендами расположился и Алексей Волков – сотрудник центра комиксов в Российской государственной библиотеке для молодёжи, ведущий клуба «Четвёртая стена», посвящённого истории американского комикса, по совместительству организатор фестиваля «КомМиссия», а также автор собственного комикса «Доктор Люцид». В библиотеке Алексей Волков занимается ломкой стереотипов россиян в отношении комиксов. Там же он вместе с Кириллом Кутузовым проводит лекции об истории комиксов для посетителей клуба «Четвёртая стена». «У нас в Российской государственной библиотеке для молодёжи в комикс-центре постоянно проходят мастер- классы, открытия выставок, приглашаем специалистов из-за рубежа. Мы сотрудничаем с клубами в других городах, где тоже идёт работа по ломке стереотипов и привычек россиян, которые не рассматривают покупку и прочтение комикса как форму досуга» file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" История комиксов в мире и в России Кирилл Кутузов и Алексей Волков ведут лекции по истории комиксов в РГБМ file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Прежде чем стать эталоном и примером для всех других комикс-индустрий, в США индустрия рисованных историй прошла немалый путь. Если кратко характеризовать этапы её развития, то можно выделить несколько этапов. 1. XVII в. – конец XIX века: «Протокомикс». Время становления основных формальных черт комикса как в США, так и в европейской культуре. 2. Конец XIX века – 1933 год: «Платиновый век». Становление визуального языка американского комикса, его отличительных черт и национальных характеристик. 3. 1933-1937 годы: рождение и развитие индустрии комикса, которая сделала возможным возникновение жанра комикса о супергерое. В её недрах сложились все предпосылки для формирования его визуального образа. 4. 1938-1955 годы: «Золотой век». Появление супергероя и обособление его визуальных черт, становление особенностей жанра и решение идеологических задач, связанных с преодолением Великой депрессии, Второй мировой войны и изоляционизма США на мировой арене. 5. 1956-1971 годы: «Серебряный век». Вторая волна супергероев, новый подход к их внешнему облику, решение новых задач и обновление идеологического содержания, теперь связанного с проблемами Холодной войны и изменениями в американском обществе 1960-х годов. 6. 1970-1985 годы: «Бронзовый век». Новое осмысление жанра, попытка разобраться в психологии поведения супергероев и постепенный уход от идеологических задач. В комиксах преобладает стилистика «нуар», а визуальный язык несёт на себе печать авторских решений. 7. 1986-2000 годы: «Железный век». Глубокий кризис, как жанра, так и индустрии в целом. Ситуация в США и во всём мире меняется и остаётся неустойчивой в самом широком диапазоне – от бурных восторгов до глубокой депрессии. Вместе с обществом меняется и супергерой. Появляется интерес к суперзлодеям, их непростым отношениям с супергероями. Кроме того, наблюдается постепенный переход к компьютерному производству комиксов. 8. 2001 г. – настоящее время: «Современный период». Возврат к корням, интерес к героям «Золотого века», рост числа экранизаций и свободных интерпретаций супергероев. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Архив "Мурзилки", содержащий выборки из старых номеров журнала с момента его основания В нашей стране несерьёзное отношение к комиксам сложилось не только из-за огромного и мощного литературного пласта, и даже не столько из-за него. Сначала в СССР не хватало бумаги и было дорого печатать графические романы, затем наступили годы идеологического прессинга, когда считалось, что это искусство чуждо, и все попытки сделать советский комикс упирались в основном в детские комиксы: они печатались в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки». В перестройку началось зарождение комиксов как самостоятельного направления в искусстве, но с приходом 90-х это было разрушено. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России но это придёт со временем. Русские комиксы по идее должны быть по формату ближе к БД (цветная книжка в твёрдой обложке), но люди на это пока не могут адекватно ответить, потому что подобного рода издания будут стоить очень дорого Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" Что представляет из себя российская комикс-индустрия Любители комиксов сейчас могут найти довольно широкий ассортимент в специализированных магазинах – комикс-шопах. Какие комиксы сейчас читают и покупают? Владельцы магазина комиксов Rocket Comics file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Мы работаем со всеми издательствами в России, которые издают комиксы. Можно назвать таких гигантов, как «Азбука», мы с ними напрямую работаем, «XL Media», «Комильфо», «Рамона», «Zangavar», с «Ашет-Коллекцией» – практически напрямую. То есть, русские комиксовые издательства мы обхватили абсолютно все. Англоязычными издательствами мы только-только начали заниматься. Комиксы на английском покупают намного меньше, чем на русском. На русском языке, во- первых, сейчас издаётся очень много всего. А, во-вторых, на английском языке из- за всех этих скачков курса доллара проблематично что-то возить. Например, мы привезли зимой первую пробную партию: у неё ценник получился просто катастрофический. Люди в принципе не готовы за такие деньги покупать комиксы на английском. Если взять любую ТПБ (несколько выпусков комиксов, в основном с единой сюжетной линией, изданные в мягком переплёте) на английском – она будет стоить в районе 900-1000 рублей. Это банальный перевод типичного американского ценника на издания такого формата (обычно это 20 долларов). Если бы был нормальный курс доллара, в России бы был вполне адекватный ценник. Когда же ТПБ издают на русском, издательства стараются делать это максимально дёшево, так что русскоязычная ТПБ такого же формата будет стоить в районе 250 рублей. Разница колоссальная, поэтому люди стараются ждать, когда комикс выйдет на русском. Евгений Лоншаков Владелец магазина комиксов Rocket Comics file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Среднестатистический ценник на оригинальные американские комиксы формата ТПБ (сборник в мягкой обложке) и БД (сборник в твёрдой обложке) Пик комиксовой индустрии в России начался где-то с появления фильмов Marvel на экранах кинотеатров. С этого момента у людей начал появляться интерес к комиксам, поскольку комикс – это всё же оригинальная история, и многим было интересно, как сюжет того или иного фильма изначально выглядел в комиксе. За последние два года аудитория сильно выросла. Летом, когда я анализировал рынок (с помощью статистики по поисковым системам), по России суммарный охват людей, интересующихся комиксами, был где-то около 120 тысяч человек, а перед Новым годом, когда я повторно анализировал рынок, было уже 180 тысяч человек. Аудитория растёт, издательства поняли, что охотнее комиксы покупают в печатном виде, поэтому даже такие большие издательства, как «Азбука», начали выпускать комиксы, потому что это выгодно, на этом можно зарабатывать реально. У них, наверное, пришло озарение, что комиксы очень выгодно издавать, после того, как они выпустили «Хранителей». Сейчас продаётся уже четвёртый тираж этого графического романа, здесь нужно представлять объём: каждый тираж по десять тысяч экземпляров, то есть это сумасшедшая сумма и сумасшедший заработок, как для издательства, так и для магазина. «Хранители» – это, конечно, культовое произведение, его многие ждали. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Евгений Лоншаков Владелец магазина комиксов Rocket Comics Графичские романы Алана Мура: "V - значит вендетта" и "Хранители" Комиксы можно разделить на массовые и немассовые. Массовые комиксы выпускают издательства Bubble и в какой-то степени «42» и «Комильфо». Самыми читаемыми на данный момент в России являются комиксы компании Bubble. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Издательство Bubble Издательство Bubble, существующее уже третий год, выпускает на данный момент шесть серий комиксов (две из них они запустили в октябре 2014 года): «Бесобой», «Майор Гром», «Инок», «Красная Фурия», «Метеора» и «Экслибриум». Также они сотрудничали с телеканалом ТНТ и выпустили комикс по сериалу «Закон каменных джунглей». Серьёзной работой стал приуроченный к 70-летию Победы первый графический роман «Хроники Инока: штурм Берлина», который был представлен на «КомМиссии». Кроме комиксов компания Bubble работает над производством атрибутики по ним: от настольной игры «Осада Асульбурга» по мотивам комикса «Красная Фурия» до фигурок с персонажами. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Ошеломительным известием стало то, что издательство Bubble уже готовит переводы своих комиксов на английский язык и в июле едет на фестиваль массовой культуры Comic-Con в Сан-Диего и, по сути, выходит на интернациональный уровень. Артём Габрелянов подписывает плакаты для читателей По словам Артёма Габрелянова, главного редактора издательства Bubble, индустрия комиксов в России развивается семимильными шагами, и это заслуга как Bubble и всех остальных издательств комиксов, так и простых читателей, которые все вместе взаимодействуют, создают сообщества, и таким образом дают огласку событиям комикс-индустрии, привлекая всё больше читателей, художников и авторов. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Лилия Главная героиня комикса «Экслибриум» file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Сергей Разумовский и Игорь Гром Главные герои комикса «Майор Гром» «Я думаю, что из наших серий популярнее всего сейчас «Майор Гром» и «Экслибриум», они спорят за лучший комикс от Bubble среди фанатов. А так, сложно судить, какие комиксы среди русских читателей будут популярны – тут дело не в национальности, а в возрасте, в воспитании, в обучении. Сейчас вот я вижу, что основной упор у подростков и молодёжи делается на жестокость. Если кто-то будет делать у нас что-то подобное, то мне кажется, это будет иметь большую популярность. Лично я всегда за то, чтобы истории были интересными, увлекательными и без излишней жестокости» Артём Габрелянов Главный редактор издательства Bubble file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России У Bubble хорошая база поклонников, что также обеспечивает им популярность. Работа с фанатами – это одна из главных составляющих успеха. Зарубежные компании всегда мониторят настроения читателей в социальных сетях и часто подмигивают публике. Издательство Bubble также не упускает этот рычаг влияния. Мне всегда нравилась работа Bubble со своими читателями, они полностью открыты для общения и всегда готовы ответить на вопросы. Они часто проводят конкурсы и разыгрывают призы. Да и поговорить с создателями комиксов не составляет труда, так как они общаются с фанатами, например, у Phobs (псевдоним художницы Анастасии Ким – прим. автора) есть аккаунты во многих социальных сетях, где она отвечает на вопросы или рисует по просьбам читателей. Галина Власик Читательница комиксов Bubble file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Художница Анастасия Ким (вторая справа) с фанатами Многочисленные конкурсы косплея, открытый бета-тест игры «Осада Асульбруга», а также недавно прогремевший конкурс на лучший фан-арт – это, наверное, только верхушка айсберга, которую предоставили читателям Bubble. Надеюсь, компания и дальше будет радовать нас подобными конкурсами. Наверное, самыми лучшими мероприятиями, организованные компанией Bubble, были две тематические вечеринки, посвященные Новому году и Дню Святого Патрика. Уютная обстановка, прекрасное кафе, и море позитива сделали их незабываемыми. Хотя Bubble этим не ограничились. Их первое (и надеюсь не последнее) участие в первом российском Comic Con заслуживает отдельного внимания. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Наталья Мардусина Начинающая художница На фестивале Comic Con Russia они явно превзошли самих себя: были и мастер- классы, и косплееры, и автограф-сессия с авторами комиксов. Как по мне, Comic Con Russia для Bubble послужил мощным толчком к развитию. С тех пор они сделали такой прогресс, которого у их не было с момента запуска четырёх основных линеек комиксов. Они начали выпускать два новых комикса, решили заняться производством фигурок, а теперь готовятся выходить на мировой рынок. И всё это несказанно радует. Очень приятно удивляют такие комиксы как «Бесобой», «Инок» и «Экслибриум». Первые два перешли на новый качественный уровень, и выдают очень интересные и красивые выпуски. «Экслибриум» же с самого начала мощно стартовал и теперь тягается за любовь фанатов вместе с «Майором Громом». Отдельно хотелось бы отметить художников, которые в последнее время стали выдавать очень качественные рисунки и невероятно красивые обложки. Что касается первого графического романа «Штурма Берлина», то он стал приятной неожиданностью. Долгое время Bubble расширяли свою вселенную, но не углубляли. Они отправляли героев в новые миры и по разным планетам, при этом не вдавались в сильные подробности прошлого тех или иных героев, тем более не рассказывая про их семью или предков. А «Штурм Берлина» это делает, и делает весьма неплохо. Более того, у них есть все возможности для продолжения этой истории, которую хотелось бы увидеть. Стоит отметить, что у Bubble есть свои фанаты на западе, с которыми я активно общаюсь. И они уже много раз писали им на почту, с просьбой перевести комиксы на английский. И вот теперь их попытки увенчались успехом. Галина Власик file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Читательница комиксов Bubble Немассовые комиксы российской индустрии Немассовые комиксы выпускают менее известные издательства или издательства, которые обычно не занимаются этой индустрией. Такие комиксы обычно не имеют развлекательный характер, а автор вкладывает в них особую идею и глубокий смысл. Например, необычные комиксы Николая Писарева «Не один» и «Предметы» (а также его новый комикс «Карнавал», представленный на «КомМиссии») о многом заставляют задуматься: о смысле жизни, о мечтах, о чувствах человека. Стоит отметить, что его комиксы воздействуют на читателя лишь графикой: в них нет слов. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Так, на данный момент в России практически нет комиксовых компаний, которые бы выпускали оригинальный контент. Всё, что производится, – это эксперименты крупных арт-студий (например, студии Артемия Лебедева, которая выпустила серию комиксов Олега Тищенкова «Кот») или одиночные выпуски небольших компаний. Например, издательство «42», которое выпускало, в основном, серии американского издательства Image Comics, запустило две серии: «И Немножко Рока» и «Второй», также о готовящейся новой русской серии заявляло издательство «Комильфо». Радик Садыков на презентации своего издательства "Тиен" file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Совсем недавно открылось издательство «Тиен», которое делает упор на национальную черту русских комиксов: за основу сюжетов взяты легенды малых народов России, былины, русские народные сказки. Стоит отметить, что у этого издательства давняя история: в начале 1990-х гг. на Урале выходит журнал комиксов «Велес». Практически 80% их историй посвящены героическим жанрам с преобладанием фэнтези и фантастики. Их герои – новые славяне, «новые русы», которые ведут себя на западный манер и соседствуют с заимствованными персонажами из западной комикс-индустрии: Человеком-Пауком, Бэтменом, Черепашками Ниндзя и другими. Единственное же издательство, которое может позволить себе ежемесячно выпускать не одну, а даже несколько серий комиксов, – это Bubble. «Они, как лидеры этой индустрии, вроде тянут её вперёд, но на деле оказывается, что они тянут её назад. Цены Bubble – это жёсткий демпинг, и он достаточно преступен, потому что ни у кого больше в стране фактически нет возможности file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" Комикс-фестивали file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Косплей – неотъемлемая часть комиксных фестивалей и вообще фестивалей массовой культуры в целом. Костюмы любимых персонажей надевают как дети, так и взрослые. Всегда приятно почувствовать себя сильным супергероем или прекрасной принцессой. За последние несколько лет в России стали организовываться фестивали, где могут собраться единомышленники, приобрести новые комиксы, товары с любимыми героями, встретиться со сценаристами или художниками, в том числе приглашёнными из-за рубежа, и получить их автографы. Такие фестивали стали рождаться по аналогии с зарубежными гигинтами, проходящими уже несколько десятков лет. Один из самых крупнейших фестивалей – San Diego Comic-Con International в США. Справка о San Diego Comic-Con San Diego Comic-Con International, также известный как Comic-Con впервые прошёл в 1970 году в городе Сан-Диего. Его основали Шел Дорф, Ричард Альф, Кен Крюгер и Майк Тоури. Фестиваль ежегодно проходит летом в течение четырёх дней с четверга по воскресенье. В среду вечером происходит предварительный показ для специалистов, участников выставки и некоторых посетителей, которые заплатили за все четыре дня. Данный фестиваль – это выставка комиксов, научной фантастики, фэнтези, кино, телесериалов, мультипликации, аниме, манга, игрушкек, коллекционных карточных игр, видеоигр. Является крупнейшим фестивалем подобного рода, проходящим в США, и третьим в мире после Комикета в Японии и Международного фестиваля комиксов в Ангулеме во Франции. Те русские, кому удалось побывать на фестивале массовой культуры в Сан-Диего, пребывают от него в восторженном состоянии, потому что, по их словам, ничего более красочного и увлекательного они не видели. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Наталья Кушнарёва на фесивале San Diego Comic-Con International Наталья Кушнарёва на фесивале San Diego Comic-Con International file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Наталья Кушнарёва на фесивале San Diego Comic-Con International В 2011 году я выиграла поездку в Сан-Диего. В первый день фестиваля в 11 утра мы уже были в Convention Centre, место, где проводится Comic-Con – большое, закрытое, вытянутое здание с необычным дизайном. Надо отметить, в России все по-другому, начиная от обслуживания и архитектуры до манеры общения и поведения. Толпы людей с этими «very big bags»: их выдали при регистрации всем участникам, чтобы складывать туда сувениры. Людей тут 130 тысяч человек: разных возрастов и типов внешностей. Масштабно! Мы пошли сначала на выставку в Exbition hall – выставочный комплекс, где были разные площадки, посвященные киностудиям, мультфильмам, аниме, комиксам, героям, тв-шоу, новым фильмам. Поразило обилие костюмов на обычных зрителях. Это странно наблюдать в будни. Но для жителей Сан-Диего и его гостей Comic-Con является праздником! В эти три фестивальных дня тысячи людей не пошли на работу. Их объединила любовь и увлечение к комиксам и кино. Фантазия у этих людей безгранична: от самой идеи до воплощения костюмы великолепны. Мы гуляли по выставке, смотрели, фотографировались, насобирали кучу «promotion materials». Благо на это денег они не жалеют, нам подарили много маек, значков. Выставка была слишком большая, мы треть не обошли даже. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Наталья Кушнарёва Посетительница фестиваля San Diego Comic-Con International Справка о русских фестивалях Первым комиксным фестивалем можно считать КомМиссию, организованную в 2002 году по инициативе художника комиксов Хихуса и выставочного куратора Натальи Монастырёвой. Сейчас в Москве, Петербурге и других городах России проходит по одному или даже несколько подобного рода фестивалей в год. Среди них: comiXfest, Эврикон, Роскон, проходящие в Москве, питерские Старкон, Бумфест. Фестиваль Comic Con Russia, прошедший в октябре 2014, стал первым крупным фестивалем такого плана в России, собравшим воедино всё, что существует в мире развлечений. Этот фестиваль был создан по принципу знаменитого Сан-Диегского Comic-Con. Comic Con Russia О Comic Con Russia многие говорят как о большом толчке для российской комикс- индустрии. В основном, люди отзываются о нём положительно. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Минувший Comic Con показал то количество людей, которое интересуется комиксами. Я общался с магазинами, которые там находились (наш магазин ещё просто не открылся до Comic Con) – BizarreBook, Чук и Гик: у них скупили всё, что они привезли, а привезли они очень много. Я считаю, что Comic Con Russia полностью себя оправдал с точки зрения, по крайней мере, продажи комиксов. Несмотря на то, что среди посетителей было много геймеров или фанатов Миши Коллинза, людей, на самом деле интересующихся комиксами, было огромное количество. Евгений Лоншаков Владелец магазина комиксов Rocket Comics Оценили фестиваль Comic Con Russia даже иностранные гости. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Я был рад видеть, как многие русские люди с энтузиазмом откликнулись на мой костюм Капитана Америки! Это говорит о том, что даже в трудные для наших стран времена русские и американцы могут объединиться на основе общих интересов и хорошо провести время вместе. Адам Ергович Представитель посольства США в Москве, посетитель фестиваля Comic Con Russia Однако есть и другое мнение. Алексей Волков считает, что, по сути, Comic Con Russia мало что дал именно для любителей комиксов. Отмечают это и фанаты. По мнению Алексея Волкова, в России ещё слишком рано проводить такие масштабные мероприятия, как Comic Con Russia, так как на развитие комиксовой культуры, по сути, они влияют мало – по тем же экономическим причинам. Comic Con Russia был шагом вперёд, но получилось, что человеку, который интересовался комиксами, там, по большей части, делать было нечего. Около стенда нашего магазина «PINComics» сидел Дэвид Ллойд и раздавал автографы. Посетители, как только узнавали, что это художник комикса «V for Vendetta», интересовались, можно ли его здесь купить. Но завезённые где-то с десяток экземпляров были проданы ещё в первый день: получилась такая странная ситуация, что товар можно продать, но товара просто нет. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" «КомМиссия» Сборник работ конкурсантов фстиваля КомМиссия-2015 Небольшие мероприятия, посвящённые комиксам, проходят более информативно и насыщенно, считает Алексей Волков, так как они не распыляются на массовую культуру в целом, а концентрируют внимание именно на комиксах. На «КомМиссии», например, можно было увидеть всё, что угодно, касательно file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России комиксовой индустрии. Среди участников были как мэтры, так и начинающие авторы. Артём Траханов Художник file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Артём Траханов на аллее авторов фестиваля "КомМиссия" Артём Траханов когда-то начинал самоучкой, а теперь он – уважаемый художник среди своих коллег в российской комикс-индустрии, да и не только в российской. Артём работает на американское издание Image Comics, а также сотрудничает с некоторыми другими издательствами, например «BOOM! Studios». На фестивале он презентовал свой комикс «Undertow», выпущенный издательством Image Comics (позже переведён на русский и выпущен издательством «Комильфо» под названием «Прибой») и встретился с фанатами на автограф-сессии. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Кот Эрик и его хозяйка Анна Ганенко Такие мероприятия – это ещё и возможность заявить о себе начинающим комиксистам. На фестивалях «КомМиссия» и «День открытых миров» распространяются комиксы начинающих авторов, которые выпускаются их силами небольшим тиражом. В этом году на фестивале «День открытых миров», который прошёл в первых числах ноября, был придуман интересный ход: за стендом с такими комиксами сидел рыжий кот Эрик, который «продавал» их и «собирал на вкусняшки». Ева Савельева file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Начинающая художница Авторы комикса «Аша»: Ева Савельева (художник) и Михаил Афонюхин (редактор) На аллее авторов фестиваля «КомМиссия» все начинающие комиксисты воодушевлены. Жизнерадостная Ева с распростёртыми объятиями встречает каждого посетителя. Она всем улыбается, рисует для заинтересовавшихся, предлагает взглянуть на её комикс или приобрести атрибутику с её персонажами. Она представляет комикс в жанре драмы. По весёлому настрою девушки и не скажешь, что её комикс посвящён серьёзной теме – трогательной истории девочки с синдромом Ушера (слепоглухота). file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Евгения Добрая Начинающая художница Самый молодой автор – двадцатилетняя Евгения Добрая. По её словам, на аллее авторов никого моложе она не нашла. Однако она наравне с мэтрами индустрии привлекает внимание посетителей своими яркими комиксами, атрибутикой по ним и рисунками на заказ. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Вэб-комикс Многие авторы, участвующие в КомМиссии начинали свою деятельность на просторах Интернета. Вообще, большинство начинающих авторов пытаются самостоятельно раскручивать свои проекты в Интернете. И они также пользуются успехом. Однако у вэб-комиксов как у коммерческих проектов не будет развития в нашей стране. Страница вэб-комикса "Блюстители": Капитан Почта Комикс-карикатура о российских проблемах – коррупции, цензуре, медленной работе почты и других, – метафорически представленных в образах супергероев file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Страница вэб-комикса "Блюстители": Блюстители против Рональда "Клоуна" Макдональда Страница вэб-комикса "Блюстители": Блюстители против Рональда "Клоуна" Макдональда «С вэб-комиксами сложилась странная российская вещь: что попало в Интернет – то никто больше не купит. Живущие на пожертвования фанатов достаточно популярные проекты, file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России как «Блюстители», к комиксам имеют косвенное отношение – это просто политическая карикатура, которая вряд ли когда-нибудь сможет вылиться в отдельный комикс» Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" К чему мы в итоге придём? Продвижение в российской комикс-индустрии на данный момент, несомненно, есть. Это отмечается даже иностранными экспертами комиксов. Американский художник Родни Рамос (работает на издательства Marvel и DC) высказался о российской индустрии, как сравнимой с США, разве что намного менее масштабной. Он отметил, что в России множество талантливых художников, и ему нравятся те русские комиксы, которые он увидел на «КомМиссии» (особо он оценил художников комикса «Пантеон»), но вот сама индустрия не очень развита, хотя у неё есть потенциал. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Родни Рамос на аллее авторов фестиваля "КомМиссия" Французский коллекционер и эксперт в области комиксов Донасьен де Рошамбо отметил, что российская индустрия комиксов развивается и сейчас находится на уровне французской комикс-индустрии 1950-1960-х годов. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Другой вопрос: в какую сторону будет идти развитие индустрии, и не затухнет ли оно? Каковы же пути развития российского комикса? В каком формате он станет выходить, будет ли у нас национальный супергерой и кем он будет? Артём Габрелянов считает, что русский читатель ждёт экшена и боевиков; Радик Садыков думает, что русским нужен национальный комикс; Ева Савельева полагает, что упор будет сделан на драму и психологизм. Артём Траханов же затруднился выделить какой-то определённый жанр, потому что интерес читателя не зависит от национальности, а комикс – это почти та же книга в отношении жанровых предпочтений. Долгое время я считала, что собственной комиксной индустрии как таковой в России нет. Поэтому была крайне удивлена, обнаружив, что это дело, во-первых, активно развивается, а во-вторых, уже находится на вполне высоком уровне. Открытием стал комикс «Майор Гром» от издательства Bubble. Теперь я хочу познакомиться и с другими произведениями отечественных художников. Но любимый мой тип комиксов – это манга. Знаю, что и он уже есть в исполнении российских авторов: как «официально», так и в самиздате. Самая главная моя мечта – чтобы у наших комиксов появились какие-то общие национальные особенности, и зритель мог сразу выделить их из общей массы, как те же азиатские или американские творения. Пока же, к сожалению, очень многое создаётся «под копирку» того или иного стиля. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Надежда Сидорова Начинающая художница Вообще, развитие комикс-индустрии в России, и собственно самих комиксов, находится в первичной стадии и требует много доработок. Несомненно, компания «Bubble» – первопроходцы в российской индустрии комиксов. Меня, как художника, особенно радует, что компания не стремится делать своим ориентиром американские гипертрофированные комиксы: большинство художников придерживается европейского стиля рисования. К сожалению, в данный момент мы не можем похвастаться огромным количеством комиксов, как Запад и США, но я искренне верю, что в будущем мы будем ничуть не хуже, а может, и лучше их. Наталья Мардусина Начинающая художница Алексей Волков уверен, что у нас обязательно сформируется своя особая комиксная индустрия, но это дело случая: у нас должен появиться хит, который будет основываться на национальных традициях, но неизвестно, что именно станет отправной точкой. «Литературные традиции – это заведомо тупиковый путь, так же как и комиксы по фильмам, мультфильмам. Это стало file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России понятным по попыткам обращения к былинам: студия «Мельница» делает каждый год мультфильмы по мотивам русского фольклора, но с интерес к ним всё меньше и меньше» Алексей Волков Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" Любая комиксная культура произрастает из традиций национального искусства. Французские комиксы основываются на истории, в США комикс стал полноценным комиксом, когда появилась супергероика, так как Супермен – это синтез всех тенденций своего времени, а в Англии комикс превратился в большое явление, которое стало возможно экспортировать, когда случился бум научной фантастики, связанный со «Звёздными войнами». «У нас есть огромные массивы фантастики, городские легенды, национальные образы, такие как Ванька-Каин, Платон Кречет, но у нас никто не синтезирует это. Той почвой, которая у нас есть, не пользуются, а пытаются создать русскую супергероику, которая до западной недотягивает, а на русской почве она не может выполнять должную функцию» Алексей Волков file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" Сам Алексей Волков при создании собственного комикса постарался учесть эти критерии. «Доктор Люцид» – комикс с необычной подачей, форматом и жанром: палп-фикшн, наложенный на русские городские легенды. Формат первого выпуска – антология, это оптимально для русских комиксов, как думает автор, так как русские хотят за меньшую цену получить большее. file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Как оказалось, русский читатель и не ожидает увидеть в русском комиксе супергероику – потому что это не есть наша повседневная русская действительность. «Про Bubble я знала с момента запуска их четырёх основных комиксов, но читать их начала только полтора года назад. Они заинтересовали меня связью с русской культурой и действительностью. Зарубежные комиксы Marvel и DC успели надоесть в силу огромного количества пафоса и супергероики. У Bubble нет супергероев, как бы они ни пытались это преподнести. У них есть просто герои, которые не лишены недостатков и могут с лёгкостью потерпеть поражение» Галина Власик Читательница комиксов Bubble file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Российская «ментовская» традиция: «Глухарь» и «Майор Гром» Из нелитературной и неисторической почвы на данный момент в России можно выделить мощную сериальную индустрию, в которой очень популярны криминальные сериалы. Эти так называемые «ментовские» сериалы зародились в 90-е и оформились в 2000-е, и сейчас в голове телезрителей сложился некий образ русского супергероя, народного мстителя, честного, принципиального и неподкупного – «супермента». Сейчас комикс про такого полицейского выпускает издательство Bubble, и его можно считать перспективным. «Мне бы очень хотелось дать аванс Bubble, потому что у них есть серия «Майор Гром», у которой сейчас огромное количество фанатов» Алексей Волков file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Индустрия комиксов в России Сотрудник РГБМ, организатор фестиваля "КомМиссия", автор комикса "Доктор Люцид" Вообще, в области искусства нельзя без экспериментов и здесь сложно что-либо предугадать. Когда найдут направление, которое определит всё дальнейшее развитие комиксовой индустрии, появится читатель, и индустрия таким образом сформируется, инвесторы заинтересуются вложением денег в комиксы, а люди захотят платить за это и иметь это у себя дома. Над проектом работали Текст: Софья Сандалова Фото: Софья Сандалова, Zoé Grey (фото с San Diego Comic-Con), из личного архива Натальи Кушнарёвой, из личного архива Галины Власик, из личного архива Алексея Волкова Видео: Софья Сандалова Музыка: GGC ft. Василиса Старшова «Красная Фурия», GGC ft. Красивый: «Майор Гром», Александр Панайотов «Супергерой» Дизайн и верстка: Софья Сандалова Справочные материалы: Алексей Волков, Кирилл Кутузов, Дарья Дмитриева, пресс-служба фестиваля «КомМиссия» Выпускающий редактор: Софья Сандалова © 2015 Made on Tilda file:///D|/project7433_1435671980/project7433/page21519.html

Комиксы по всему миру завоевывают все новые и новые сердца, это не удивительно – простота и легкость в прочтении, интересные сюжетные линии и отлично прорисованные картинки оставляют неизгладимое впечатление. Сейчас многие комиксы перенесены на широкий экран с реальными актерами. Такие известные герои как: Бэтмен, Супермен, Человек-паук, Джокер – пришли именно из комиксов.

10 место – «Умная Маша»


Это старейший комикс, который дал устойчивое сочетание в русский язык: «умная Маша » и «как умная Маша ». Произведение издавалось в 30-е годы прошлого столетия в журнале «Чиж ». Суть заключается в рассказе о приключениях девочки Маши, которая самыми умными и необычными способами выпутывалась их сложных ситуаций. В журнале было напечатано более 25 эпизодов, но, несмотря на огромную популярность, комикс перестал издаваться, потому что авторов расстреляли.

9 место – «Полный пока»


Вышел комикс в 2009 году под авторством Александры Голубевой. Этот комикс описывает многие ситуации из жизни: семейные отношения, молодежные тусовки, общение в реальности и в сети. В сюжете задействованы 8 героев, большинство из которых имеют реальных прототипов.

8 место – «Анна Каренина by Leo Tolstoy»


Автором сюжетной линии является Катя Метелица. В 2000 году ее задумка воплотилась в 88 страницах книги. Известную книгу Катя актуализировала для наших дней, при этом текст остался нетронутым. В этом комиксе умело уживаются и современные и старинные предметы быта.

7 место – «Красная Фурия»


В 2012 году издательство Bubble , уже заслужившее репутацию российского "Марвела ", выпустило данный комикс. Речь идет о бывшей хитрой и умелой воровке Нике, которую завербовали российские спецслужбы на защиту всей планеты. По их сведениям, существуют особые древние артефакты, за которыми охотились многие короли и лидеры, чтобы обрести всевластие. Один без вести пропавший артефакт нечаянно всплывает, и Ника отправляется спасать мир.

6 место – «Война со снеговиками»


Комикс издательства 1992 года рассказывает читателям об обычных снеговиках, почему-то оживших и начавших создавать свою собственную армию, которая будет зачищать мир от всех источников тепла, которые могут их растопить. Автор этого произведения – Игорь Колгарев.

5 место – «Хакер»


Автор комикса – Александр Еремин. Был издан в 2008 году. Речь идет о городе Париже во время 2049 года. Люди полностью подчинены виртуальной реальности, технологии стали позволять не выходить из этого состояния. Винсент Нимер – главный герой повествования пытается понять, зачем компания Мега лишает человечества нормальной жизни в реале, разработав и распространив беспроводные имплантаты, которые внедряются в позвоночник человека. Что и кто за этим стоит? Какую преследуют цель, и чем это технология грозит для человечества – Винсент ищет ответы на все эти вопросы в комиксе «Хакер ».

4 место – «Инок»


Данный комикс тоже из серии про необычных русских героев. Вышедший в 2012 году «Инок » повествует о нелегкой судьбе обычного, на первый взгляд, парня Андрея, который не отличался ничем от большинства. Единственное, что выделяло его из толпы, – это семейное сказание о роде парня и обычный крестик, доставшийся от дедушки.

Только лишь сдав его в ломбард, Андрей понял цену этого предмета, но уже было поздно, крест похитил тайный орден, а Андрей в образе Инока вынужден участвовать в самых кровопролитных боях земли русской, чтобы заплатить за свою ошибку.

3 место – «Самоварские истории»


Этот комикс вышел в свет в 1992 году и рассказывает о том, как сложилась судьба Мишки-талисмана Олимпиады 1980 года . После того как с ним попрощался весь мир, Мишу отправили на воздушных шарах, так он и долетел до города Самоварска. В нем его заметил Заяц Иван, и, взяв ружье, пострелял все шары, и Мишка спустился на землю. С тех самых пор у Миши начались приключения. Комикс «Самоварские истории » выходил в одноименном журнале, а затем ему поменяли название на «Мишка ».

2 место – «Бесобой»


Выпущен комикс пресловутым издательским домом Bubble в 2012 году. Над ним работали Артем Габрелянов, Андрей Васин, Евгений Федотов, Вячеслав Доронин. Главный герой произведения – Данила-Бесобой ведет борьбу против демонических сил, которые захватывают страну, благодаря сделкам преступников с силами ада.

Эти сделки приносят грабителям, убийцам, насильникам недюжинную власть и силу, а демоны получают доступ к реальному миру. С этим всем предстоит разобраться нашему русскому супер-герою – Бесобою.

1 место – «Масяня»


Появились 4 выпуска этого комикса в 2005 году и принесли большой успех своему создателю. Олег Куваев является автором данной серии комиксов про студентку Марию (собственно, Масяню), которая учится в Санкт-Петербурге, не отличается покладистым нравом, позволяет себе многое, любит съязвить, да плюс ко всему играет в музыкальной группе.

В 2000-х годах этот персонаж нашел отклик во многих сердцах молодежи, образ использовался в рекламных роликах, был нарисован полноценный мультсериал, а также сделаны попытки перевода комикса на другие языки, но как признается автор, это не удалось в полной мере.

Если вам не терпится осуществить свою мечту - научиться рисовать - то данная серия видеоуроков может вам помочь.

Добрый десяток издательств, выпускающих комиксы на русском языке. Специализированные магазины в крупных городах. Ежемесячный выход множества комиксов, как отдельных выпусков, так и сборников, на любой вкус - от классической супергероики и адаптаций знаменитых книг до космической оперы и мистики. Всего несколько лет назад всё это могло показаться фантастикой, а сегодня стало реальностью.

Хочется верить, что комиксы пришли в Россию всерьёз и надолго. Так ли это, мы постарались разобраться с помощью тех самых людей, благодаря которым супергерои Marvel и DC Comics, Песочный человек, Хеллбой, Мета-Бароны и многие другие известные и не очень герои заговорили по-русски.

На вопросы отвечают

Сергей ТИШКОВ Валентин ЗАВАРЗИН Вадим НАЗАРОВ Асхат МАЙТИЕВ Александр КОРОТОВ Кристина ОГНЕВА Наталия НЕСТЕРОВА Артём ГАБРЕЛЯНОВ Анна ЛОГУНОВА Иван ЧЕРНЯВСКИЙ Леонид КОМАРОВСКИХ Михаил БОГДАНОВ

Руководитель редакции Mainstream издательства АСТ. Редакция работает в нишах детской и молодёжной литературы, издаёт отдельные проекты и серии в жанрах фэнтези, фантастики, мистики. Работает с иллюстрированными изданиями - в частности, подготовила и выпустила в свет подарочные издания книг «Хоббит, или туда и обратно» и «Властелин Колец». Также Сергей известен созданием детского импринта «Рипол КиТ» (издательство «РИПОЛ классик»), где вышло более 200 книг, проиллюстрированных лучшими художниками XX-XXI веков, и нашумевшей серии «Шедевры книжной иллюстрации - детям!».


Главный редактор издательства «42». По образованию экономист, по интересам - гик. Очень хотел увидеть хорошие комиксы в печатном формате и на русском, но в России как-то с комиксами всё не складывалось, поэтому пришлось взять всё в свои руки. Основал вместе с другом собственное издательство, специализирующееся на выпуске переводных комиксов. Самая известная серия - «Ходячие мертвецы».


Создатель и главный редактор трёх легендарных петербургских издательств: «Северо-Запад» (1990), «Азбука» (1995), «Амфора» (2000). Среди свежих проектов издательства - культовая серия «Город Грехов» Фрэнка Миллера.


Издатель и главный редактор казахстанского издательства Talking Head. Комиксами начал увлекаться в конце 2000-х. В 2012 году, более-менее изучив «кухню», решил попробовать себя в издании зарубежных комиксов. Ввиду отсутствия опыта обратился к Оразхану Жакупу, руководителю успешного проекта KhanComics. Среди проектов издательства - «Каста Мета-Баронов» Алехандро Ходоровски и еврокомикс «Конунгар» Сильвена Ранберга.


Основатель издательства «Белый единорог», издающего комиксы и артбуки по Mass Effect, «Ведьмаку» и другим популярным игровым вселенным. Кроме того, в «Белом единороге» вышла самая необычная книга 2013 года по версии МФ: «Dragon Age: Мир Тедаса. Том 1. Иллюстрированная энциклопедия».


Выпускающий редактор (на момент интервью - прим. МФ ) графических романов издательства «Азбука». Увлекается комиксами и мангой очень давно, начинала работать в издательстве «Комикс Арт» и успела приложить руку к изданию многих серий, среди которых «Король-шаман», «Рыцарь-вампир», «One Piece. Большой Куш» (также работала над русской адаптацией ТВ-версии этой серии). Среди проектов издательства - графические романы «Бэтмен: Тихо!», «Супермен: Земля-1», «Смерть» Нила Геймана и лучший комикс 2013 года на русском языке по версии МФ - «Бэтмен: Лечебница Аркхем. Дом скорби на скорбной земле».


Главный редактор и автор издательства BUBBLE. В настоящий момент выпускает шесть оригинальных линеек о российских героях: «Бесобой», «Майор Гром», «Инок», «Красная Фурия», «Метеора», «Экслибриум», а также готовит серию настольных игр по мотивам своих комиксов.


Главный редактор издательства XL Media. По образованию востоковед, долгое время увлекалась аниме и мангой; затем интересы расширились и стали включать в себя не только японские, но и западные комиксы. Занимается комиксами уже больше пяти лет, считает, что они стоят наравне с литературой, и старается находить интересные и необычные серии, которые подтверждают это мнение. Среди проектов XL Media - «Сага», «Смертельно прекрасна», «Хеллбой», «Жуй», I Kill Giants, комиксы Нила Геймана.


Совладелец магазина «Чук и Гик». Работал в издательстве «Комикс» редактором и переводчиком. В 2010 году оставил карьеру музыкального журналиста и менеджера звукозаписывающей компании, чтобы начать продавать комиксы. С тех пор вместе с коллегами по магазину успешно пропагандирует и распространяет рисованные истории в России. Продолжает переводить в свободное от магазина время; среди его работ - «Росомаха: Начало», «Чудеса», «Скотт Пилигрим» (новое издание).


Руководитель издательства Viverra. Всегда интересовался мангой и комиксами, принимал участие в создании и развитии проекта «Мангавест». По образованию авиатехник, но нашёл свое призвание как владелец магазина комиксов и издатель.


Директор издательства «Комильфо» и магазина комиксов «Двадцать восьмой». По образованию экономист-кораблестроитель. Любит браться за необычные проекты и реализовывать порой очень рискованные, но интересные идеи, не опираясь на мнение общественности. Издаёт комиксы с 2007 года.

Вопрос 1. Почему начался Бум?

Ещё пару лет назад комиксы на русском регулярно выпускало только одно издательство. Теперь их уже несколько, и на рынок то и дело выходят новые игроки. Что изменилось за это время и позволило российской индустрии комиксов начать стремительно развиваться?

Сергей ТИШКОВ: Что-то явно изменилось. Книжный рынок перманентно меняется, важно это ощущать, видеть, а ещё лучше - предвидеть. Мы не издательство комиксов и даже не редакция, специализирующаяся на комиксах. Но мы стараемся работать в тренде. У меня уже пару лет присутствует стойкое ощущение, что цветные и чёрно-белые графические романы - это актуальный формат. Но нельзя говорить о том, что, мол, комиксы раньше продавались так себе, а теперь дело пошло, обороты будут как в США и все заживут. Думаю, во многом ситуация связана с тем, что обычная бумажная книга постепенно становится предметом роскоши. Книга теперь не уникальное хранилище информации, а скорее красивый артефакт, предмет коллекционирования, дарения, любовного созерцания. Это сказалось и на цене - дешёвых книг практически нет, и полноцветные комиксы на мелованной бумаге уже не отпугивают своей ценой. И при этом привлекают яркостью, подачей сюжета, эстетикой. Причём привлекают широкую аудиторию, а издатель понимает, что, рассчитывая только на фанов, нормальный, рентабельный тираж продать нельзя.

«Фанаты переводили то, что нравилось им самим, самое лучшее. И это благоприятно сказалось на формировании вкуса читателей».

Валентин ЗАВАРЗИН: Как мне кажется, тут сыграли роль два основных фактора. Первый - кино по комиксам. Такие фильмы приносят прибыль, а значит, их становится всё больше. Так как кино - массовое искусство, то и комиксы в глазах масс становятся всё более популярными. Следовательно, растёт целевая аудитория, которой можно предложить уже сам комикс. А второй фактор - это наличие неофициальных переводов комиксов. Фанаты переводили в основном то, что нравилось им самим, самое лучшее. И это очень благоприятно сказалось на формировании вкуса многих читателей комиксов в России, иные из которых позже стали издателями. Если бы не любительские переводы, думаю, мы бы никогда не решились издавать «Круто сваренного» или «Неуязвимого»

Итого получаем совокупный спрос двух категорий читателей. Первая группа - подогретые общим трендом, вторая - те, кто уже знает, любит, разбирается и зачастую информирует первую о современном положении дел в комикс-культуре. Ну как тут не начать стремительно развиваться?

Кристина ОГНЕВА: Комикс-культура в целом набирает популярность, чему в немалой степени способствуют и свежие голливудские адаптации, и телесериалы. Если зрителя заинтересовал сюжет, то он, скорее всего, обратится к первоисточнику, то есть к самому комиксу.

Появление новых игроков на рынке - палка о двух концах. С одной стороны, это хорошо, поскольку читатель получает более широкий выбор, а конкуренция приводит к росту качества. Но, с другой стороны, при стремительном увеличении предложения может произойти перенасыщение рынка, как это было несколько лет назад с мангой.

Вадим НАЗАРОВ: Мы без ложной скромности считаем «Амфору» пионером в издании графических романов на русском языке. Именно «Амфора» впервые выпустила «Город Грехов» Фрэнка Миллера, V for Vendetta и «Хранителей» Алан Мура. С этого всё началось.

Что же касается нынешнего расширения рынка, то этому, по-моему, есть две основные причины. Во-первых, большое количество экранизаций - русский книжный рынок всегда очень сильно зависел от киноиндустрии, а во-вторых, мода - графические романы стали обязательным чтением для новых молодёжных субкультур.

Асхат МАЙТИЕВ: На данный момент комиксы готова принять более широкая публика, нежели раньше. Чтение и коллекционирование комиксов уже не вызывает такого непонимания, как несколько лет назад. Даже на Западе комиксы не сразу признали отдельным видом искусства - долгое время их воспринимали как инфантильное, детское увлечение, побочный продукт литературы. Так что нет ничего удивительного в том, что и нам потребовалось определённое время, чтобы комиксы стали воспринимать всерьёз. Огромной движущей силой, раскрывшей потенциал комиксов, стал кинематограф - не стоит недооценивать его роль. Многомиллионные блокбастеры значительно повысили интерес к комиксам, благодаря чему аудитория существенно возросла.

Александр КОРОТОВ: Когда летом 2011 года мы вышли на рынок, комиксами занимались только ИД «Комикс», «Комикс Арт» и «Бумкнига». Так что с некоторой натяжкой можно сказать, что «Белый Единорог» стал тем маленьким камушком, с которого началась лавина новых издательств. Что изменилось с того момента? Мне кажется, принесла плоды многолетняя работа ИД «Комикс», который более восьми лет формировал читательскую аудиторию. Думаю, все сегодняшние участники рынка должны сказать им за это огромное спасибо.

Наталия НЕСТЕРОВА: На самом деле за последние десять-пятнадцать лет новые игроки в сфере комиксов появлялись регулярно, но сейчас интерес к жанру значительно вырос. Мне кажется, здесь можно выделить несколько причин. Во-первых, можно сказать, что в нашей стране комиксы вышли из «подполья». Если раньше их скорее воспринимали как книжки с картинками для маленьких детей, то сейчас комиксы становятся неотъемлемой частью молодёжной культуры.

Число комикс-фанатов растёт, появляется всё больше магазинов и торговых точек, специализирующихся исключительно на такой продукции. Думаю, не последнюю роль в этом сыграл интерес кинематографа (прежде всего в Голливуде) к комиксам. На экраны регулярно выходят блокбастеры по мотивам популярных комиксов, снимают теле- и мульт-сериалы. Существенно и то, что среди родителей нынешних детей немало тех, кто сам читал комиксы в школе и институте и может привить любовь к жанру свои детям.

Иван ЧЕРНЯВСКИЙ: Появились магазины, либо специализированные, либо просто уделяющие должное внимание комиксам. Раньше книжные магазины относились к комиксам без понимания и складывали их в раздел детской литературы, независимо от содержания.

Как снежный ком растёт и целевая аудитория - благодаря интернету и социальным сетям информация о том, что такое комиксы, распространяется гораздо быстрее. Ну и многие энтузиасты выяснили, что заключение лицензионного договора - это не так уж сложно и дорого.

Артём ГАБРЕЛЯНОВ: У роста российской индустрии комиксов несколько причин.

Во-первых, у инвесторов появилась уверенность в завтрашнем дне. Поясню: если раньше выпуском комиксов занимались только отчаянные фанаты и авантюристы, то теперь к этому подключились такие серьёзные игроки, как книжные издательства (причём как российские, так и зарубежные). А эти ребята не будут влезать на незнакомый для себя рынок без железных гарантий.

А во-вторых, выросла сама аудитория. Можете называть это модой или чем-то ещё, но факт остаётся фактом: в последнее время к чтению комиксов приобщилось очень много людей. Причём все читают комиксы по разным причинам: тут вам и рекомендации друзей, и «зацепившая» экранизация, и просто желание быть в тренде.

«Популярность комиксов в России связана с популярностью экранизаций».

Анна ЛОГУНОВА: Это очень большой и сложный вопрос. Отчасти нынешняя популярность комиксов в России связана с популярностью экранизаций Marvel («Мстителей» и других). Но главная причина, думаю, в другом: мы сейчас наблюдаем рост интереса к комиксам во всём мире. Выросло поколение, которое не считает игры, фантастику, комиксы и тому подобное исключительно детским, подростковым либо гиковским увлечением. Можно называть это поколение хипстерами или кидалтами, но, как ни крути, это взрослая требовательная аудитория, широкая и платёжеспособная. Она нуждается в интересных качественных историях - и речь уже не только и не столько о супергероике. Поскольку спрос рождает предложение, появляется всё больше компаний, которые хотят заработать на этом деньги. Я бы сказала, из детского и/ или нишевого направления комиксы сейчас превращаются в мейнстрим. Это происходит не только в России. В России, быть может, эта аудитория сформировалась чуть позже, чем в других странах, только и всего. Нынешний бум на комиксы в нашей стране связан с тем, что издатели наконец-то обратили внимание на эту аудиторию.

Леонид КОМАРОВСКИХ: Обилие экранизаций привлекло к оригиналам новых читателей, а крупные издательства, ожёгшись на рухнувшей манге, не особо торопились что-то выпускать. Поклонники комиксов попытались взять дело в свои руки и обнаружили, что купить лицензию не так уж и сложно. Комиксов, которые стоит издать на русском языке, такое количество, что хватит на десяток мелких издательств, что мы, собственно, и наблюдаем.

Михаил БОГДАНОВ: Я бы не сказал, что «пара издательств». Несколько лет назад рынок комиксов начал уже активно развиваться: стали появляться комикс-магазины по всей России, стали проходить фестивали, ориентированные на гиков и поклонников комиксов. Тогда в нашем издательстве каждый месяц выходила новая книга комиксов на русском, и параллельно мы уже открыли свой магазин комиксов.

Два-три года назад почва была уже подготовлена, поэтому неудивительно, что в данном сегменте стали появляться новые игроки. А вот кто эту почву подготовил? Безусловно, это издательства «Комикс», «Бумкнига», Livebook и «Комильфо». Это те первопроходцы, которые шли за своей мечтой, которые не боялись издавать комиксы и влиять политику магазинов, объясняя товароведам, что комиксы бывают не только для детей. Именно эти издатели вели просветительскую деятельность и продвигали культуру рисованных историй в городах по всей России, участвуя в книжных выставках, организовывая фестивали и лекции, собирая комикс-сообщества. Именно благодаря этим издателям комиксы вышли на новый уровень. Ещё я не упомянул организаторов фестиваля «КомМиссия», ребят из магазина «Чук и Гик», издательство «ПраймЕвроЗнак» и все издательства манги - безусловно, они тоже внесли огромный вклад в формирование рынка комиксов в России.

Что же касается второй части вопроса - изменилось всё. Изменилось отношение товароведов крупных сетей к книгам с комиксами, изменилось отношение читателей к комиксам, уже никому не нужно объяснять, что рисованные истории - это отдельный вид искусства, что они делятся по жанрам, стилям и затрагивают самые различные темы в своих сюжетах. За последние годы проделана огромная работа, чтобы общественность приняла комиксы, а не сторонилась их как чего-то чуждого для русского человека. Стали появляться специализированные магазины, которые работают на совершенно новых условиях, это сильно помогает издателям быстрее реализовывать товар и запускать новые серии.

Мы бы всё же не стали переоценивать значение экранизаций в успехе комиксов. Всё-таки фильмы по комиксам выходят на протяжении многих лет, а прорыв в издании рисованных историй на русском случился только недавно. Да и популярностью пользуются не только герои, успевшие засветиться на экране.