Ариан-5 (фр. Ariane 5) – ракетоноситель, созданный Европейским космическим агентством (ЕКА) предназначенный для вывода спутников, автоматических космических кораблей на околоземную орбиту, а также доставке полезных грузов для Международной космической станции (МКС).

С развитием ракетно-космических технологий ракетоноситель Ариан 4 стала устаревать. И в 90-х годах началась разработка нового ракетоносителя Ариан 5. Первый запуск ракеты был произведен 4 июня 1996 г., но он оказался неудачным, из-за ошибки в программе ракета самоуничтожилась. Это ошибка стала дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории.

Ракетоноситель Ариан-5 состоит из трех частей:
Первая ступень Ариан 5 представляет собой 30,5 метровый бак, состоящий из двух цистерн с жидким кислородом и водородом. В основании ступени расположен двигатель Вулкан с тягой в 136,6 тон/см. Сбоку к первой ступени установлены два твердотопливные ускорители ARPи развивают тягу в 630 тонн/см. Также эти ускорители можно спасти и повторно использовать, но это из-за особых мер безопасности не делают.
Вторая ступень Ариан 5 состоит из разгонных блоков EPS или ESC. Также двигатель второй ступени обладает способностью повторного зажигания, во время полета.
Третья часть представляет собой отсек полезной нагрузки.

Существуют следующие модификации ракетоносителя Ариан-5:
Ариан 5G (Generic) – базовая модель. Со стартовой массой в 737 т. Способна вывести на орбиту грузов до 6,2 т.
Ариан 5G+ – улучшена вторая ступень. Способна вывести на орбиту грузов до 6,95 т. Произведено 3 шт.
Ариан 5GS – улучшен двигатель первой ступени Вулкан 1В. Способна вывести на орбиту грузов до 6,1 т.
Ариан ECA (Evolution Cryotechnique type A) – улучшен двигатель первой ступени Вулкан 2. Улучшена вторая ступень путем сокращения ее длины и массы. Ракетоноситель способен вывести на орбиту два спутника массой в 10 т или один спутник массой в 10,5 т.
Ариан ES-ATV – предназначен для вывода на орбиту автоматического транспортного корабля ATV.
За период использования ракетоносителя Ариан-5 было произведено 45 запусков из 4 неудачных. Ариан-5 планируется использовать до 2015 года. Но все, же сейчас идет малыми темпами разработка последней модификации Ариан 5 ECB способная вывести на орбиту грузов до 12 т.

Ракетоноситель Ариан 5

Больше картинок и фотографий с Ракетоносителем Ариан-5 вы можете посмотреть в .


Характеристика:
Длина – 59 м
Диаметр – 5,4 м
Ступеней – 2 шт.
Стартовая масса – до 777 т
Масса груза – до 10,5 т
Тяга двигателя:
ускоритель – до 659,8 т/см
первая ступень – до 136,6 т/см
вторая ступень – до 6,6 т/см
Запусков – 45
Неудачных – 4
Место запуска – космодром Куру во Французской Гвиане.
Бюджет – 7 млрд. долларов США.

РН «Ariane-5» перед запуском

Ariane 5 ) - европейская тяжёлая семейства , предназначена для выведения полезной нагрузки на (НОО ) или (ГПО ). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА ), основной подрядчик - European Astrium Space Transportation (EADS ). Ракета продвигается на рынке компанией Арианспейс. Запуски происходят с во Французской Гвиане. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2023 года, когда должны начать полеты ракеты . Только за период 1995-2007 гг., Арианспейс разместила заказы на 99 РН в EADS, было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.

Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долларов США и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4». Первоначально существовали планы использовать её для запусков «Гермес», однако этот проект был отменён и сейчас «Ариан 5» применяется только в непилотируемом варианте. Использование разных вариантов контейнеров полезной нагрузки позволяет одновременный запуск двух-трёх спутников и размещение до восьми микроспутников. Ракета-носитель использовалась для снабжения (МКС ) с помощью автоматических грузовых кораблей.

Конструкция

Схема устройства РН «Ариан 5 ECA»

Криогенная основная ступень

Первая криогенная ступень «Ариан 5» называется EPC (фр. Étage Principal Cryotechnique ) и состоит из большого - 30,5 метров высотой - бака с двумя отделениями (одно для 130 тоннжидкого кислорода и одно для 25 тонн жидкого водорода) и ЖРД «Вулкан» в основании, который имеет тягу 113,6 тс (1 114 кН) на уровне моря. Сухая масса первой ступени составляет 15 тонн. В варианте «Ариан 5 ECA» используется модифицированный ЖРД Вулкан 2 с тягой 136,6 тс (1 340 кН).

Твердотопливные ускорители

Два твердотопливных ускорителя ARP (фр. Les Étages d’Accélérations à Poudre ) присоединяются по бокам и обеспечивают основную тягу при старте ракеты-носителя. ТТУP238 (P241 в случае «Ариан 5 ECA») весит 277 тонн и развивает тягу 630 тс (6 470 кН). В отличие от боковых ускорителей космического челнока, твердотопливные ускорители после отсоединения падают и теряются в океане, но и как в случае с челноком, в принципе могут опускаться на парашютах в воду для их повторного использования. Спасение ТТУ после запуска осуществлялось несколько раз для послеполётных исследований ускорителей. Повторное использование в настоящее время не предусмотрено. Спасение отработавшего ТТУпроизводилось после первого полёта варианта РН «Ариан 5 ECA». До этого полёта последняя такая попытка была проделана в 2003 году.

Разгонные блоки

Вторая ступень расположена выше первой и ниже контейнера полезной нагрузки. Вариант РН«Ариан 5 G» использует EPS (фр. Étage à Propergols Stockables ), в которой применяются компоненты топлива несимметричный диметилгидразин (гептил) и N2O4, в то время как вариант РН «Ариан 5 ECA» использует ESC (фр. Étage Supérieur Cryotechnique ) с компонентами LH2/LOX.

Модификации и будущее развитие

Варианты ракеты-носителя

  • Первоначальная версия РН «Ариан», называется 5G (Generic ) со стартовой массой 737 тонн. Масса полезной нагрузки, выводимая на ГПО этим вариантом ракеты-носителя, была изначально заявлена равной 5 970 кг, но была увеличена после испытательных полетов до 6 200 кг.
  • РН «Ариан 5G+» оснащена модернизированной второй ступенью, которая обеспечивает вывод на ГПО 6 950 кг груза и использовалась три раза в 2004 году.
  • РН «Ариан 5GS» пришла на замену «5G+» в 2005 году. Имеет те же ТТУ EAP , что и более поздний вариант «Ариан 5 ECA», также оснащена модифицированным двигателем первой ступени Вулкан 1B. Она способна выводить на ГПО 6 100 кг.
  • РН «Ариан ECA» (Evolution Cryotechnique type A ) может вывести на ГПО два спутника общей массой 10 000 кг или один спутник массой 10 500 кг. Этот вариант использует двигатель первой ступени Вулкан 2 и вторую ступень ESC-A (фр. Etage Supérieur Cryogénique-A ), которая оснащена ЖРД HM7-B массой 2 100 кг, общая масса криогенного топлива (LH2/LOX) составляет 14 000 кг. Вторая ступень, которая ранее использовалась в качестве третьей ступени РН«Ариан-4», в «Ариан ECA» имеет изменённые баки в целях сокращения длины. Переработанный ЖРД Вулкан имеет более длинное и эффективное сопло и более эффективный топливный цикл. Изменённое соотношение топливных компонентов потребовало изменения длины баков первой ступени. Также ТТУ EAP были облегчены использованием нового способа сварки и заполнены бо́льшим количеством топлива. Вторая ступень ESC-A не улучшает показатели РН«Ариан ECA» по выводу груза на НОО по сравнению с вариантом «Ариан 5G», поэтому последняя модификация не будет использоваться для вывода автоматического транспортного корабля ATV.
  • РН «Ариан ES-ATV» (Evolution Storable ) используется для запуска автоматического транспортного корабля ЕКА с использованием блока второй ступени EPS версии РН «Ариан G». Первый запуск был осуществлён 04:03 GMT 9 марта 2008 года.

Повторное зажигание второй ступени

Блок EPS обладает способностью повторного зажигания, которое демонстрировалось дважды. Первый раз это было осуществлено в ходе полёта V26 , дата старта 5 октября 2007 года. Повтор зажигания был осуществлён исключительно в целях испытания двигателя и производился уже после вывода на расчётную орбиту ПН. Первое рабочее использование возможности повторного зажигания в целях выполнения программы полёта произошло 9 марта 2008 года, когда два включения ступени были осуществлены для вывода ATV (Automated Transfer Vehicle ) ЕКА на промежуточную орбиту сближения с МКС.

Возобновлено развитие РН «Ариан 5 ECB»

Планировалось, что модификация ECB будет иметь верхнюю ступень ESC-B , использующую двигатель Винчи, ЖРД с циклом фазового перехода. Предполагалось увеличить доставляемую на ГПО ПН до 12 000 кг, но проект был отложен из-за бюджетных сокращений.

В декабре 2005 года на конференции ЕКА в Берлине не было принято решения о возобновлении или отмене этого проекта. ЖРД Винчи, который предназначен для второй ступени, всё ещё разрабатывается, хотя и меньшими темпами, чем раньше. 25-26 ноября 2008 года на совете министров ЕКА было достигнуто соглашение по финансированию модернизированной второй ступени.

Твердотопливная ступень

Работы по ТТУ EAP продолжаются в рамках проекта ракеты-носителя «Вега» Первая ступень этой ракеты-носителя - двигатель P80 - более короткая версия ТТУ EAP , с корпусом из графитоэпоксидного волокна, которое гораздо легче стального корпуса. Сопло также выполнено из композитов с увеличенным коэффициентом расширения для улучшения эффективности. Управление вектором тяги электромеханическое, что позволяет уменьшить вес по сравнению с гидравлическим управлением.

Эти усовершенствования, вероятно, найдут своё отражение в РН «Ариан 5». Интеграция версии РН ESC-B с усовершенствованиями ТТУ и модифицированным ЖРД Вулкан должны позволить вывод 27 000 кг на низкую опорную орбиту.

Запуски ракеты-носителя «Ариан 5»

Запуск 34-го РН Ариан 5 в Гвианском Космическом центре.

Первый испытательный полёт Ариан 5 состоялся 4 июня 1996 года и был неудачным. Ракета-носитель была подорвана на 34 секунде полёта по причине неисправности в управляющем программном обеспечении, которая считается самой дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории. Конвертация данных из 64-разрядного числа с плавающей запятой в 16-разрядное привела к зависанию компьютера. Процедура на языке Ада, обрабатывающая эту исключительную ситуацию, была исключена из соображений сохранения производительности системы.

Второй испытательный полёт (V-101), 30 октября 1997 года был частичной неудачей по причине проблем с управляемостью сопла двигателя первой ступени Вулкан. Вторая ступень отработала успешно, но не смогла достичь планируемой . Следующий полёт 21 октября 1998 года был успешным, и первый коммерческий запуск был произведён 10 декабря 1999 года - была выведена на орбиту .



Ариан: Ариан семейство ракет носителей Европейского космического агентства. Ариан 1 Ариан 2 Ариан 3 Ариан 4 Ариан 5 Ариан река в России, протекает в Республике Башкортостан, Пермском крае … Википедия

Серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска искусственных спутников Земли, созданных Европейским космическим агентством. В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет носителей Ариан 1 207 т, Ариан 2 214 т, Ариан 3 233 т,… … Большой Энциклопедический словарь

- «АРИАН», серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска искусственных спутников Земли, созданных Европейским космическим агентством (см. ЕВРОПЕЙСКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО) . В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет… … Энциклопедический словарь

А, муж.Отч.: Арианович, Ариановна; разг. Арианыч.Производные: Арианка; Аря; Яна.Происхождение: (Предположительно от др. евр. ’arie (’ari) лев.)Именины: 27 дек. Словарь личных имён. Ариан См. Арриан … Словарь личных имен

У этого термина существуют и другие значения, см. Ариан. Ариан 4 … Википедия

Серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска ИСЗ, созданных Европейским космическим агентством. В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет носителей «Ариан 1» 207 т, «Ариан 2» 214 т, «Ариан 3» 233 т, «Ариан 4» до 460 т … Энциклопедический словарь

Последователь Ария, пресвитера Церкви в Александрии в четвертом столетии. Тот, кто считает, что Христос есть сотворенное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя и великий и благородный человек, истинный адепт, сведущий во всех… … Религиозные термины

- (франц. Ariane) наименование семейства ракет носителей, созданных Европ. космич. агентством (ведущую роль играли Франция и ФРГ). В эксплуатации с 1979. Стартовая масса РН А. 1 207 т, А. 2 214 т, А. 3 233т, А. 4 до 460т, полезный груз при выводе… … Большой энциклопедический политехнический словарь

- … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Я укушу... , Ариан Форнио. Повесть молодой французской писательницы Ариан Форниа - это блестяще написанный путеводитель по миру современных семнадцатилетних. Самое интересное, что сама Ариан является типичным…
  • Фэн шуй. Всеобъемлющая невидимая сила , Ариан Шанселор. Фэн-шуй - это древняя китайская наука о взаимодействии окружающего мира и человека и искусство создания гармонии между человеком и его окружением. Изучая фэн-шуй, наблюдая за тем, что нас…

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Ariane 5 ("Ариан-5") - европейская одноразовая ракета-носитель, входит в семейство Ariane (первый запуск состоялся в 1979 г.). Используется для вывода на околоземную орбиту средних или тяжелых космических аппаратов, может одновременно запускать два-три спутника и попутно до восьми микроспутников.

История проекта

Создана в 1984-1995 гг. Европейским космическим агентством (ЕКА; ESA), основной разработчик - Национальный центр космических исследований Франции (CNES). Участниками программы являются 10 европейских стран, стоимость проекта - 7 млрд долларов США (46,2% - вклад Франции).

В создании ракеты принимали участие около тысячи промышленных фирм. Основной подрядчик - европейская компания Airbus Defence and Space ("Эрбас дифенз энд спейс"; подразделение Airbus Group, "Эрбас груп", Париж). Маркетингом Ariane 5 на рынке космических услуг занимается французская компания Arianespace ("Арианспейс"; Эври), с которой ЕКА подписало 25 ноября 1997 г. соответствующее соглашение.

Модификации

Разработано несколько модификаций космического носителя. В 1996-2003 гг. осуществлялись запуски Ariane 5 G; в 2004 г. - Ariane 5 G+; в 2005-2007 гг. - Ariane 5 GS. В настоящее время эксплуатируются версии Ariane 5 ECA (первый запуск - в 2002 г.) и Ariane 5 ES (2008).
Ariane 5 ECA выводит на орбиту преимущественно телекоммуникационные спутники.
Ariane 5 ES в 2008-2014 гг. использовалась для запуска европейских автоматических грузовых кораблей типа ATV ("Эй-ти-ви"; всего осуществлено пять полетов кораблей, которые обслуживали Международную космическую станцию). В 2016-2018 гг. с помощью Ariane 5 ES планируется запускать аппараты европейской навигационной спутниковой системы Galileo ("Галилео").

С 2008 г. ведутся работы по созданию новой версии Ariane 5 ME с увеличенной грузоподъемностью - до 11-12 т (первый запуск может состояться в 2018 г.).

Характеристики

Ariane 5 представляет собой двухступенчатую ракету-носитель тяжелого класса. Длина - 52-53 м, максимальный диаметр - 5,4 м, стартовая масса - 775-780 т (в зависимости от конфигурации).

Первая ступень оснащена жидкостным ракетным двигателем Vulcain 2 ("Вулкан-2"; в первых трех модификациях ракеты использовался Vulcain), вторая - HM7B (для версии Ariane 5 ECA) или Aestus ("Аэстус"; для Ariane 5 ES). Vulcain 2 и HM7B работают на смеси водорода и кислорода, производятся французской компанией Snecma ("Снекма"; входит в группу Safran, "Сафран", Париж).

В Aestus используется долгохранимое топливо - тетраоксид азота и монометилгидразин. Двигатель разработан немецкой компанией Daimler Chrysler Aerospace AG (DASA, "ДАСА", Мюнхен).

Кроме того, к первой ступени крепятся два твердотопливных ускорителя (изготовитель - Europropulsion, "Европропелжн"; Сюрен, Франция; совместное предприятие группы Safran и итальянской фирмы Avio, "Авио"), которые обеспечивают более 90% тяги в начале пуска. В варианте Ariane 5 ES вторая ступень может отсутствовать при выводе полезной нагрузки на низкую опорную орбиту.

Запуски и инциденты

Запуски осуществляются с космодрома Куру во Французской Гвиане (офиц. название: Гвианский космический центр, Южная Америка). Стоимость одного пуска составляет порядка 140-150 млн долларов.

Первый испытательный пуск 4 июня 1996 г. завершился аварией: ракета разрушилась спустя 37 секунд полета из-за сбоя в работе бортового программного обеспечения.

В ходе второго запуска 30 октября 1997 г. преждевременно отключился двигатель первой ступени, в результате четырем выводимым европейским спутникам пришлось достигать нужной орбиты за счет собственных двигательных установок.

Частично успешным был также запуск 12 июля 2001 г. с европейским и японским спутниками: ракете не удалось вывести их на расчетную орбиту, позже аппараты самостоятельно поднялись на свои орбиты.

Вторая авария произошла 11 декабря 2002 г. при первом пуске версии Ariane 5 ECA: из-за нештатной работы двигателя первой ступени ракета отклонилась от курса и через три минуты взорвалась. Были потеряны два французских спутника связи.

Всего состоялось 85 запусков - 81 успешный, два аварийных и два частично успешных. В ходе предыдущего 27 января 2016 г. (28 января по московскому времени) ракета Ariane 5 ECA вывела на околоземную орбиту американский спутник связи Intelsat 29e ("Интелсат-29-и").

Перспективная ракета

На базе Ariane 5 разрабатывается ракета нового поколения - Ariane 6, ее первый запуск может состояться не ранее 2020 г.

Спутник

9 марта 2016 г. с космодрома Куру успешно осуществлен запуск европейской ракеты-носителя Ariane 5 ECA с французским спутником связи Eutelsat 65 West A ("Ютелсат-65-вест-а").

Eutelsat 65 West A - телекоммуникационный космический аппарат. Принадлежит международной организации спутниковой связи Eutelsat (Париж, Франция).

Изготовлен американской компанией Space Systems/Loral ("Спейс Системс/Лорал"; г. Пало-Альто, шт. Калифорния) на спутниковой платформе SSL 1300. Весит 6,5 т, срок активного существования - не менее 15 лет. Оснащен передатчиками C-, Ku- и Ka-диапазонов. Будет находиться на геостационарной орбите в точке - 65 градусов западной долготы.

Обеспечит телекоммуникационными услугами (широкополосный доступ в интернет, передача данных и видео и др.) территорию Центральной и Южной Америки. Через спутник Eutelsat 65 West A Бразилия будет вести трансляции с XXXI летних Олимпийских игр, которые пройдут в августе 2016 г. в Рио-де-Жанейро.