Робототехник одновременно является инженером, программистом и кибернетиком, должен иметь знания в области механики, теории проектирования и управления автоматическими системами. Поэтому, чтобы стать квалифицированным специалистом в этой области, нужно иметь колоссальные знания и практические навыки в разных областях.

Самые востребованные специальни будущего, связанных с робототехникой

Инженеры-робототехники занимаются созданием роботов. Исходя из целей проекта, они продумывают электронную начинку, механику движения, программируют машину на определённые действия. Причём работа по созданию робота обычно ведётся целой командой разработчиков.

Однако недостаточно создать инновационную автоматизированную технику, нужно управлять её работой, проводить регулярный осмотр и ремонт. Этим, как правило, занимается обслуживающий персонал.

Кроме того, робототехника постоянно развивается. Начинает процветать кибернетика, которая подразумевает сочетание био- и нанотехнологий. Квалифицированные специалисты этой области регулярно занимаются исследованиями и совершают революционные открытия .

В робототехнике можно выделить 7 востребованных специальностей:

1. Инженер-электроник – разрабатывает робототехнику, ремонтирует оборудование и обеспечивает надёжность электронных элементов управления.

2. Сервисный инженер – занимается техническим обслуживанием и ремонтом робототехники, производит диагностику оборудования, а также проводит обучение и консультации операторов, которые будут управлять роботами.

3. Электротехник – универсальный специалист по электронным приборам, который отвечает за корректное генерирование, преобразование и формирование электрических сигналов, а также обеспечивает проведение многих других процессов. Должен иметь обширные знания в области физики, математики и химии.

4. Программист робототехники – разрабатывает программное обеспечение для роботов, согласно их назначению. Также участвует в сервисном обслуживании, осуществляет запуск и отладку инновационных механизмов.

5. Специалист 3D-моделирования – совмещает в себе навыки визуализатора и модельера. В обязанности специалиста входит разработка трёхмерных моделей робототехники.

6. Разработчик приложений – занимается созданием функциональных приложений для дистанционного управления робототехникой.

7. Педагог специальности «Робототехника» – может заниматься обучением школьников, студентов профильных вузов, преподавать на продвинутых или подготовительных курсах, вести курсы повышения квалификации, участвовать в семинарах и лекциях.

Где обучают робототехнике в России?

Вузы, готовящие специалистов по робототехнике:

1. Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ) – www.mirea.ru

2. Московский государственный технологический университет «Станкин» – www.stankin.ru

3. Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана – www.bmstu.ru

4. Национальный исследовательский университет «МЭИ» – mpei.ru

5. Сколковский институт науки и технологий – sk.ru

5. Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II – www.miit.ru

6. Московский государственный университет пищевых производств – www.mgupp.ru

7. Московский государственный университет леса – www.mgul.ac.ru

Дистанционные курсы:

Первый российский вуз, запустивший онлайн-курсы обучения робототехнике. На данный момент студенты и ученики старших классов могут записаться на два потока: «Практическая робототехника» и «Основы робототехники».

2. Просветительский проект «Лекториум» – www.lektorium.tv

Проводит онлайн-курсы по основам робототехники для старшеклассников, студентов и специалистов.

3. Образовательная программа Intel – www.intel.ru

Клубы и кружки для подростков:

Университет Innopolis запустил в трёх регионах России программу обучения школьников.

2. Клуб «РОБОТРЕК» в Саратове – робототехника-саратов.рф

3. «Лига роботов» в Москве – obraz.pro

4. Учебный центр Edu Craft в Москве – www.edu-craft.ru

5. Клубы My Robot в Санкт-Петербурге – hunarobo.ru

6. Академия робототехники в Краснодаре – www.roboticsacademy.ru

7. Лаборатория робототехники Политехнического музея Москвы – www.roboticsacademy.ru

Полный список кружков и клубов во всех городах России можно найти на сайте: edurobots.ru .

Таким образом, люди любого возраста и специальности имеют возможность в кратчайшие сроки освоить навыки создания автоматизированных систем. Практически на всех курсах обучения выдают сертификат, подтверждающий факт приобретения слушателем теоретических и практических знаний по разработке робототехники.

Часто задумываются, что будет, когда двери учебного заведения для них закроются. Есть вы вообще смысл работать за маленькую зарплату в лаборатории какого-нибудь университета? Сегодня нельзя точно сказать, сможете ли вы найти достойную работу после окончания учебы. Иногда работать в вузе - это один из самых правильных вариантов. Но есть и другие интересные профессии .

Занимается монтажом, запуском, диагностикой оборудования. Проводит техническое обслуживание, ремонт оборудования в оперативных и гарантийных случаях. Оказывает техническую поддержку, консультирует клиентов, проводит технические семинары и обучает клиентов.

3. Педагог по направлению « »

Обучение может производиться в рамках школьной программы, а также в вузах. Такой специалист может преподавать на подготовительных курсах, проводить занятия с продвинутыми детьми по предмету, преподавать на дополнительных курсах по направлению «Робототехника».

Наиболее востребованные профессии - визуализатор и модельер. Первый является специалистом высокого класса в сфере трехмерной графики. Сегодня визуализаторы чаще всего занимаются архитектурно-строительными проектами, принимают участие в процессе архитектурной 3D-визуализации. Архитектурные визуализаторы создают экстерьеры и интерьеры зданий, которые проектируют. В итоге визуализатор должен представить готовую картинку. Профессия 3D-модельера становится все более привлекательной для творческих людей. Часто ею интересуются художники, архитекторы и скульпторы.

Робототехник — специалист по разработке роботов и автоматизированных технических систем, а также их модернизации и обслуживанию.


Заработная плата

35.000–40.000 руб. (rabota.yandex.ru)

Место работы

Робототехников можно встретить в конструкторских бюро авиации и космонавтики, научно-исследовательских центрах, компаниях, цель которых — создание роботов.

Обязанности

Главная цель робототехника (роботехника) — создание роботов. Далее управление, обслуживание, модернизация или ремонт.

В основе современной робототехники заложены: механика, электроника и программирование. Специалист ставит задачу, которую можно решить благодаря роботу, продумывает механику, программную и электронную часть. Инженеры-роботехники всегда работают в команде.

Важные качества

Специальность предполагает наличие у кандидата таких качеств, как: интерес к точным наукам, аналитический ум, богатое воображение, структурированное мышление, усидчивость, нацеленность на результат.

Отзывы о профессии

«Робототехника может стать следующей технологией общего назначения, заняв место рядом с авиацией, производством электричества и интернетом. По оценке Европейской комиссии, через пять лет объем мирового рынка робототехники и необходимого программного обеспечения может достичь 120 миллиардов евро. Низкая конкуренция в развивающихся рынках сервисной, бытовой и медицинской робототехники делает ее одним из наиболее привлекательных инвестиционных направлений».

Специалисты Робототехнического центра Фонда «Сколково»

Стереотипы, юмор

Японские разработчики получили частный иностранный заказ на изготовление робота, умеющего париться в бане, петь под семиструнную гитару, быстро ездить и глотать напитки залпом. Национальность Заказчика держится в строжайшей тайне.

Обучение

Чтобы стать робототехником, необходимо получить высшее образование по специальности «мехатроника и робототехника». Специальность представлена в таких вузах, как: Балтийский государственный технический университет «Военмех» им. Д. Ф. Устинова, Санкт-Петербургский государственный морской технический университет, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет, Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения.

Технические вузы Москвы: Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (МГТУ), Московский физико-технический институт.

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (профильный) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Физика - по выбору вуза
  • Химия - по выбору вуза
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

Мехатроника - научная сфера, занимающаяся изучением объединенных компьютерных и электротехнических компонентов, на основании которых проектируются и создаются инновационные системы и машины. Робототехника - научная область, нацеленная на разработку и конструирование роботов и систем, способных заменить труд человека и автоматизировать сложные технологические процессы. В настоящее время данные отрасли активно расширяются, привлекая новые талантливые умы для совершения инновационных открытий и создания оптимальной продукции. Ввиду перспективности направления многие выпускники, хорошо разбирающиеся в точных науках, сегодня стремятся поступить на специальность 15.03.06 «Мехатроника и робототехника». Это довольно сложная отрасль, требующая глубоких математических знаний, поэтому освоить ее удается не всем.

Условия поступления

Поскольку каждый вуз имеет право устанавливать свой перечень экзаменов для поступления на определенный факультет, выпускникам рекомендуется заранее уточнять информацию о том, какие предметы нужно сдавать для зачисления на желаемое направление.

Тем не менее, в любом образовательном учреждении для освоения данной профессии требуется предъявить результаты ЕГЭ по профильной математике. Среди остальных же дисциплин могут присутствовать:

  • русский язык,
  • физика,
  • химия,
  • иностранный язык,
  • информатика и ИКТ.

Будущая профессия

На данном отделении воспитываются будущие специалисты высокого класса, готовые работать с техническими системами, агрегатами и комплексами, которые применяются для исполнения определенных функций и управления устройствами. Студенты направления готовятся к осуществлению научно-исследовательской деятельности, а также приобретают навыки проектирования и конструирования инновационных машин и роботов. Кроме того они проходят программу обучения по эксплуатации уже существующей техники и оттачивают свои организационные и управленческие способности.

Куда поступать

Сейчас многие вузы Москвы предлагают освоить эту непростую профессию. Наиболее популярными учебными заведениями, осуществляющими подготовку в данной области, считаются:

  • Московский государственный технический университет им. Н. Э Баумана;
  • Московский государственный технологический университет «Станкин»;
  • Московский государственный университет путей сообщения;
  • Московский технологический университет (МИРЭА, МГУПИ, МИТХТ);
  • Национальный исследовательский университет «МЭИ».

Срок обучения

Продолжительность образовательной программы на бакалавриате на очной форме обучения составляет 4 года, на заочной - 5 лет.

Дисциплины, входящие в курс обучения

Среди основных предметов, которые предстоит изучить будущим студентам, наибольшее значение имеют:

  • теория математического управления,
  • основы мехатроники и робототехники,
  • физика,
  • детали мехатронных модулей, роботов и их конструирование,
  • инженерная и компьютерная графика,
  • микропроцессорная техника в мехатроние и робототехнике,
  • программное обеспечение мехатронных и робототехнических систем,
  • теория автоматического управления,
  • электронные устройства мехатронных и робототехнических систем,
  • электротехника,
  • электрические и гидравлические приводы мехатронных и робототехнических устройств.

Приобретаемые навыки

В результате освоения специальности выпускники приобретают следующие знания и умения:

  1. Владение одним иностранным языком.
  2. Анализ актуальности разрабатываемых продуктов.
  3. Разработка макетов инновационных машин и роботов.
  4. Создание специальных программ, способных управлять разрабатываемыми объектами мехатроники и робототехники.
  5. Составление технической документации для производства разнообразных деталей и модулей.
  6. Проектирование и составление особых схем для создания новых машин и роботов.
  7. Проведение экспериментальных работ на инновационных образцах.
  8. Умение осуществлять сборку проектируемых объектов.
  9. Обеспечение контроля за соблюдением всех необходимых норм и правил в процессе изготовления машин и роботов.
  10. Умение оформлять лицензии и патенты на вновь созданную продукцию.
  11. Постоянное совершенствование уже имеющихся продуктов, способность наладить их функционирование, а также осуществить их перепрограммирование.
  12. Составление инструкций по эксплуатации к производимой продукции.

Перспективы трудоустройства по профессии

Кем можно пойти работать, получив диплом? Специальность позволяет освоить наиболее востребованные в современном мире технологий профессии, среди которых:

Это активно растущая область, требующая в свои ряды настоящих профессионалов своего дела. При этом на рынке труда сегодня востребованы как специалисты-теоретики, которые проектируют и создают новые идеи, так и эксперты-практики, готовые осуществлять свою деятельность в коллективе, создающем новые узлы под необходимые параметры.

Прежде профессионалы данной области в основном были востребованы для разработок в военной и космической сферах, однако теперь их знания все чаще требуются и обычным фирмам и компаниям. Стоит отметить, что вышеперечисленные должности являются в России одними из самых высокооплачиваемых. Так, начинающий специалист может заработать от 30 000 рублей. Оклад же ведущего эксперта организации нередко представляет собой шестизначную цифру.

Преимущества поступления в магистратуру

Многие студенты, окончив бакалавриат, принимают решение продолжить обучение по более углубленным программам в магистратуре. И это дает им особые преимущества:

  1. Магистратура готовит профессионалов международного уровня, которые в дальнейшем могут найти высокооплачиваемую работу за границей.
  2. У магистрантов появляется шанс заблаговременно выбрать сферу своей будущей деятельности и усовершенствовать свою подготовку.
  3. Студенты магистратуры осваивают навыки подготовки и проведения самостоятельных исследований в изучаемой научной области.
  4. Магистранты имеют большую востребованность на рынке труда, нежели бакалавры.