ЦЕЛИ УРОКА:

  • Обобщить и углубить знания детей об истории письма, о правилах его написания и оформления;
  • Обратить внимание учащихся на ценности родного языка;
  • Повысить интерес к эпистолярному жанру.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТСО (мультимедийная приставка, ноутбук, диск со слайдами, экран).

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности к уроку.

II. Сообщение темы и целей урока.

Сейчас я вам прочитаю отрывок из стихотворения С.Я. Маршака “Почта”, а вы подумайте, каким образом то, о чем говорится в этом стихотворении, может быть связано с нашим уроком.

Письмо само
Никуда не пойдет,
Но в ящик его опусти –
Оно пробежит,
Пролетит,
Проплывет
Тысячи верст пути.
Нетрудно письму
Увидеть свет:
Ему не нужен билет.
На медные деньги
Объедет мир
Заклеенный
Пассажир.

(Сегодня на уроке мы будем писать письма).

Да, сегодня наш урок посвящен написанию письма, а кому будет адресовано письмо, вы узнаете чуть позже. Но прежде, чем приступить к написанию письма, нам нужно повторить правила его написания и оформления, вспомнить, что поможет сделать письмо ярким, образным, эмоциональным, интересным для адресата.

III. Актуализация знаний учащихся.

Но, ведь есть телефон, телеграф? (С помощью телеграфа много информации не сообщишь, а по телефону не всегда можно рассказать о своих чувствах).

В стихотворении С.Я. Маршака “Почта” говорится о том, что письмо пробежит, пролетит, проплывет тысячи верст пути. Что это значит? (Это значит, что письма перевозят и на самолетах, и на поездах, и на теплоходах, а в труднопроходимых местах, может быть, и на лошадях или оленях).

А какие другие способы доставки писем вы знаете? (Бутылочная почта, голубиная почта).

А сейчас совершим небольшое путешествие в прошлое . В XVII веке и в начале XVIII, когда еще не существовало почтовой службы, письма (их называли “грамотки”) передавали с гонцом или через знакомых. Касались они, обычно, лишь неотложных хозяйственных дел или деловых отношений. Из грамоток, дошедших до наших дней, ученые узнали множество сведений о жизни того времени, о круговороте мелких и крупных проблем, из которых складывалась жизнь обыкновенного человека.

А что вы знаете о написании писем? (Письмо всегда начинается с обращения к тому человеку, которому оно адресовано, потом следует основное содержание письма. В конце письма обязательно нужно попрощаться с адресатом. Если что-то забыл написать в основной части письма, то можно это написать в постскриптуме. Обозначается постскриптум так: P.S. Писать письмо нужно аккуратно и красиво, чтобы его приятно было читать. А еще по содержанию письмо должно быть интересным).

Вы абсолютно правильно назвали основные правила написания письма. Но еще хочу обратить ваше внимание на то, что прежде, чем писать письмо, нужно продумать его содержание, позаботиться о бумаге. Приглашения, благодарности, поздравления, соболезнования пишутся только от руки. Как вы думаете, почему? (Потому что письмо, написанное от руки, выражает теплое отношение писавшего человека к адресату).

Подумайте, как вы обратитесь и как будете прощаться в письме, если оно адресовано:

а) Учителю;
б) Другу или подруге;
в) Родителям, бабушке, дедушке;
г) Инопланетянину.

(Ответы детей).

А вот, как обращался в своих письмах к родным и друзьям А.П. Чехов.

Милый Виктор Викторович, извините, я сделал кляксу!
Многоуважаемый Павел Федорович.
Здравствуй, моя милая Олюшка! Как поживаешь?
Дорогой брат Миша!

А вот как А.С. Пушкин обращался в письме к своему другу И.И. Пущину, находившемуся в ссылке. И, конечно же, это обращение было в стихах.

Мой первый друг,
Мой друг бесценный!

Учитель может дать историческую справку, объяснив значение слов:

  • Привет – корень -вет- означал “разговор, то, что связано с речью” (“ветити” - говорить). Сейчас в слове “привет” приставка не выделяется.
  • Здравствуй – это приветствие родилось из выражения “я здравствую тебя”, то есть “желаю тебе здоровья”. Слово “здравствуйте” очень старое, оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося “здравствуйте”, желали друг другу быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево.

Я уже говорила, что перед написанием письма нужно позаботиться о бумаге. Лист бумаги должен быть чистым, непомятым, с аккуратно обрезанным краем. В конверт не полагается вкладывать письмо, сложенное более чем в 2-3 раза. Поэтому письма на нескольких листах требуют нестандартного конверта.

Вспомните, а на чем еще писали письма? Как люди раньше обменивались информацией? (Люди писали на папирусе, на бересте, на ткани, на глиняных табличках).

IV. Рассказ учителя о видах письма и способах передачи информации.

А сейчас снова отправимся в путешествие в прошлое.

Еще до того, как люди придумали алфавит, они делали записи или передавали друг другу послания, на которых были изображены различные знаки и рисунки. Причем в каждом рисунке был определенный смысл. Люди не буквами, которых не знали, а рисунками и знаками писали то, что хотели сказать. Каждая линия в этом послании, точка или круг, поза, поворот головы животных – все имело вполне определенное значение. Это были пиктограммы. “Pictus” в переводе с латинского “нарисованный”.

Учащиеся находят и исправляют устно пунктуационные, орфографические, стилистические ошибки, логические несоответствия; исправления отражены и на слайде.

Физ. минутка.

Выполняется гимнастика для глаз по методу Г.А. Шичко “Раскрашивание”.

Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.

VI. Работа над фразеологизмами.

В исправленном вами тексте встретились устойчивые обороты речи: считать ворон, волчий аппетит. Как называются такие устойчивые обороты речи? (Фразеологическими оборотами).

Русский язык необыкновенно богат фразеологическими оборотами. Для чего их используют в речи? (Фразеологические обороты делают нашу речь более образной, яркой, позволяют рассказать о событиях и о героях с юмором).

Работа выполняется на карточках, затем самопроверка или взаимопроверка, используя слайд № 8.

Есть такие крылатые фразы “бумага не краснеет”, “бумага все стерпит”. Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей).

Впервые эти выражения применил римский писатель и известный оратор Цицерон в своих письмах “К друзьям”. Выражения эти означают, что письменно можно высказать любые мысли, даже те, в которых, обычно, стесняются признаться устно.

Однако, русская пословица гласит: “Что написано пером, не вырубишь топором”. Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей) .

Поэтому, прежде чем что-то написать, в том числе письмо, нужно, конечно, подумать.

VII. Работа над правильностью оформления конверта.

Есть еще одна крылатая фраза “На деревню дедушке”. Откуда она появилась в нашем языке? (Из рассказа А.П. Чехова “Ванька”. Мальчик Ванька Жуков так подписал конверт. Конечно, его письмо дедушке не пришло. Мальчик не написал адрес).

А чтобы письмо доставили по назначению, что нужно сделать? (Правильно указать на конверте индекс и адрес получателя и отправителя. Данные отправителя нужны, чтобы письмо вернулось, если его не удалось доставить адресату).

На каждом конверте или открытке должен быть указан точный адрес: название страны, города, улицы, номера дома и квартиры, а также написано, кому адресовано письмо.
- Сейчас на конвертах вы укажите адрес того человека, которому будете писать письмо.

Если вы правильно решите кроссворд и впишите слова по горизонтали, то по вертикали в выделенных цветом клетках появится слово, называющее послание, которое всегда приятно получать.

  1. Здесь сортируют корреспонденцию, принимают и отправляют письма, открытки, телеграммы, посылки. (Почта).
  2. 6 цифр на конверте, которые указывают регион, населенный пункт, куда отправлено письмо. (Индекс).
  3. Тот, кому адресовано письмо. (Адресат).
  4. Кто стучится в дверь ко мне с толстой сумкой на ремне? Это он, это он, краснодарский… (Почтальон).
  5. Это приклеивают на конверт. (Марка).
  6. С чего начинается письмо? (Обращение).

XI. Итог урока.

Список используемых источников:

  1. Ликум А. Популярная энциклопедия для детей “Всё обо всём”. – М.: АСТ, 1995.
  2. Ресурсы сети Internet (картинки, фото).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Письмо близкому человеку

Цель урока: показать учащимся, что письмо имеет свою структуру и стилистические особенности; доказать важность переписки в жизни людей; возрождать российские традиции эпистолярного жанра, развивать устную и письменную речь учащихся.

Пояснительная записка:

Данная методическая разработка направлена на развитие коммуникативных компетенций учащихся начальных классов по написанию личного письма с элементами рассуждения, описания или повествования, построена в соответствии с психолого-педагогическими особенностями младших школьников, предназначена для учителей начальной школы и может быть использована на уроках русского языка в 3-4 классах, а также во внеклассной работе.

Методическая разработка имеет практическую направленность, благодаря чему у учащихся формируются необходимые навыки правильного написания письма. Анализ писем-образцов развивает у детей языковое чутье, внимание к правильному употреблению речевых единиц. В результате данной деятельности учащиеся приобретают опыт по исправлению речевых ошибок.

Помимо этого методическая разработка носит творческий характер: предоставляет свободу учителю и учащимся, развивает интерес к языку и потребность познавать его. Упражнения в составлении писем закладывают основы культуры общения, формируют коммуникативные умения, а главное - доброжелательное отношение к людям.

Планируемые результаты:

Учащиеся должны:

Уметь пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, доступными средствами массовой информации;

Знать этикетные правила написания письма;

Уметь создавать ориентированные на адресата и на решение речевой задачи этикетные диалоги;

Уметь определять основную мысль письма, планировать письмо, составлять логически последовательный текст письма, редактировать письмо, оформлять конверт.

Оборудование:

1. «Толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой.

2. Презентация ppt

3. Образец написания адреса на конверте.

Ход урока:

I. Актуализация знаний учащихся

1. Вводная часть урока. (Приветственное слово учителя.)

Учитель:

Сегодня, ребята, у нас будет необычный урок. Задание будет очень интересным и творческим. А тему нашего урока вам предстоит определить самим, отгадав загадку (чтение учителем загадки).(Слайд1)

Учитель:

Я домик. Но только совсем безэтажный.

Я тонкий раскрашенный домик бумажный.

Хоть дверца моя заперта не замком,

А просто лизнули её языком,

Но внутрь никого не пускает без спроса:

Живут там приветы, ответы, вопросы.

Наказы и просьбы, свернувшись, лежат,

Марки с печатями их сторожат.

Учитель:

Ребята, вы догадались, о чем эта загадка? (Ответы учащихся).

Конечно же, это письмо.

Для чего люди пишут письма друг другу? (Приблизительные ответы детей: с помощью писем люди общаются друг с другом, делятся радостными или грустными событиями, поздравляют с праздниками.)

Кто догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (Приблизительные ответы детей: учиться правильному написанию и оформлению писем).

Учитель:

Вы все правы. Сегодня на уроке, мы познакомимся с правилами написания писем, с их видами, а так же научимся правильно оформлять конверт. Тема нашего урока «Учимся писать письма».(Слайд 2)

II. Основная часть урока

1. Обучение заполнению конверта.

Учитель:

Ребята, а что же такое письмо? (Мнения учащихся).

Давайте поработаем с толковым словарем и найдем точное значение этого слова. (Бумага с написанным на ней текстом, посылаемая кому-нибудь, для сообщения чего-нибудь, для общения на расстоянии.)

А любой ли листочек, с сообщением можно считать письмом? (Ответы учащихся.)

Что нужно для того, чтобы этот листок бумаги с сообщением превратился в настоящее письмо? (Приблизительные ответы детей: послать этот листочек кому-нибудь, нужен конверт).

Конечно же, нам понадобится конверт. Давайте внимательно рассмотрим его. (Слайд 3).

Что мы обязательно должны указать в верхнем левом углу конверта? (Примерные ответы детей: от кого это письмо, свою фамилию и имя, и свой адрес.)

Достаточно ли указать только название улицы? Почему? (Примерные ответы детей: нет, нужно указывать еще название города, т.к. названия улиц в разных городах могут совпадать).

А что указывается в нижнем правом углу конверта? (Примерные ответы детей: фамилию и имя человека, которому пишем письмо и его точный адрес.)

Так же мы должны указать на конверте индекс.

Кто знает, что такое индекс? (Примерные ответы детей: номер почтового отделения, с которого отправляют письмо и номер почтового отделения, на которое оно придет).

Отправится ли теперь в путешествие это письмо? (Примерные ответы детей: нет, т.к. к нему не приклеили марку).

Вы верно сказали, что на конверте обязательно должна быть почтовая марка. (слайд 3) (К макету конверта приклеивается макет марки.)

А что же такое марка и для чего она нужна? (Работа с толковым словарем, ответы детей).

Учитель:

Марка - это проездной билет письма, она оплачивает его путешествие. Но марки бывают очень интересными, красивыми, и многие люди их даже коллекционируют. (слайд4)

Чтобы наше письмо непременно нашло своего хозяина, всегда нужно заполнять конверт аккуратным и разборчивым почерком. (Чтение учителем стихотворения.)

Осмотри внимательно

Ты с письмом конверт,

Коль заполнишь правильно -

Ждёт тебя ответ.

В левом верхнем уголке

Свой адрес напишите

Аккуратно и красиво

Вы же «Отправитель»

В правом нижнем уголке

Место «Адресата».

Для кого письмо в руке?

Вспомните ребята.

Вспомните и напишите

И письмо по почте шлите

Коль не спутал уголок,

То письмо явится в срок.

Ну вот, конверт и заполнен. Можно приступать к написанию самого письма.

2. Какие бывают письма

Но как правильно писать письма? Какими они бывают? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, мы должны изучить несколько писем, которые прямо перед нашим уроком доставил на наш адрес необычный почтальон. (Слайд 5). (Учитель берет в руки первое письмо, детям раздаются остальные письма.)

Учитель:

Сейчас я прочитаю вам первое письмо, а вы определите, кому, и с какой целью оно написано.

Чтение учителем письма №1.(слайд6.)

Дорогой мой друг - Иа!

Поздравляю тебя с днем рождения!

Желаю много-много счастья.

Шлю подарочек — очень Полезный Горшочек.

Твой Пух.

С какой же целью было написано это письмо? (Примерные ответы детей: это письмо-поздравление, в котором Винни-Пух поздравляет своего друга с днем рождения и шлет ему свои пожелания.)

Давайте послушаем следующее письмо.

Чтение детьми письма №2.(слайд7.)

Дорогие друзья!

Я хочу рассказать вам о чудной истории, произошедшей со мной. Я изобрела необыкновенный способ путешествия на утках. У меня были свои собственные утки, которые носили меня, куда мне было угодно. Я побывала на юге, где так хорошо, где такие прекрасные теплые болота и так много съедобных насекомых. Я скоро заеду к вам. До встречи!

Ваша лягушка-путешественница.

Учитель:

О чем это письмо? Кому оно адресовано? (Это письмо друзьям: письмо-информация. В нем сообщение о том, как лягушка изобрела способ путешествия на утках, где она побывала и, что видела.)

Чтение детьми письма №3(слайд 8.)

Юный друг!

Всегда будь юным,

Ты взрослеть не торопись!

Будь веселым, дерзким, шумным.

Надо драться, так дерись.

Никогда не знай покоя,

Плачь и смейся невпопад.

Я сама была такою

Триста лет тому назад.

Черепаха Тортила.

Учитель:

С какой целью написано это письмо? (Это письмо-пожелание, в нем автор желает своему юному другу быть веселым, дерзким, шумным...)

Так какими же бывают письма? (Письма бывают разные: письма-информации, письма-поздравления, письма-пожелания, письма - благодарности). (слайд 9.)

Кому могут быть адресованы письма? (Письма могут быть адресованы разным людям: родным и близким, друзьям, учителям и др.)

3. Особенности текста письма. Структура письма.

Учитель:

Письмо, как и любой другой текст, имеет три части: начало (зачин), основную часть и концовку. Но письмо имеет и свои особенности. Ему присущи приветствие, обращение, прощание. Например: «Здравствуй, дорогая бабушка!», «До свидания, моя милая мамочка!», «До скорой встречи…».

Давайте рассмотрим схему написания письма (слайд10.)

  1. Обращение.

К кому мы должны обратиться? Каким должно быть это обращение? (Примерные ответы детей: к человеку, которому пишем это письмо. Приветствие и обращение должно быть ласковым, добрым.).

2. Начало письма.

В этой части письма можно выявить человеку свою благодарность. Например: Благодарю за письмо. Спасибо что написал мне. Я был рад получить от тебя известие…

3. Основная часть письма

4. Концовка письма.

Это заключительная часть, в которой отправитель может высказать свои просьбы, передать приветы и обязательно должен подписать письмо.

Учитель:

Послушайте внимательно еще одно письмо, которое девочка написала своей бабушке, и подумайте, соответствует ли оно предложенной схеме. (Чтение учителем письма).

Здравствуй, бабушка!

Мы живём хорошо. Не волнуйся, всё в порядке. Мне подарили хомячка. В воскресенье ездили в лес за грибами. Нашли три подберёзовика.

До свидания!

Таня.

С чего начала свое письмо Таня? (Начала с приветствия и обращения к бабушке.)

Какое обращение было бы бабушке более приятным? («Дорогая бабушка!», «Здравствуй, дорогая бабушка!»)

Конечно, обращение должно быть более ласковым. Тогда письмо принесет бабушке большую радость.

О чем можно было бы еще написать в начале письма? (О состоянии переписки. Например: «Я давно тебе не писала...»).

Подтверждает ли Таня свою мысль «Мы живём хорошо»? (Да, Таня пишет о хороших событиях в ее жизни).

Какие части включает концовка письма? (Прощание и подпись.)

О чем еще можно было бы написать в концовке письма? (Задать вопросы бабушке. Поинтересоваться ее жизнью и здоровьем.)

А вот еще письмо, от мальчика Сергея. Послушайте и сравните его с предыдущим. (Чтение учителем письма).

Дорогие мама и папа!

Получил ваше письмо. Очень рад. И вот пишу вам ответ.

Расскажу вам, как мне живётся в летнем лагере. Живём мы весело: купаемся в реке, загораем, ходим в походы, играем. У меня много новых друзей...

Как вы поживаете? Как ваше здоровье? Очень вас прошу писать мне почаще.

Передайте от меня привет тёте Вале и Иришке.До скорой встречи!

Целую всех и обнимаю!

Ваш сын Сергей.

Какое письмо вам больше понравилось? Почему? (Примерные ответы детей: второе, ведь оно более теплое, в нем больше любви и внимания. Оно принесет больше радости получателю.)

4. Конструирование письма. (Работа в парах)

Сейчас вам предстоит выполнить одно интересное задание. Вы получите конверты с разными фразами из писем. Ваша задача составить письма, расположив фразы в нужном порядке, в соответствии со схемой. (слайд 10.)

Проверка работы. (Чтение учащимися получившихся писем, обсуждение результатов).

4. Оформление письма.

Итак, вы уже практически готовы к написанию письма. Но прежде чем приступить, вы должны запомнить еще несколько основных правил написания писем. (слайд 12)

Итак, запомните первое правило . Полученное письмо может распечатать и прочитать только его адресат. Нельзя читать чужие письма!

Правило второе. Невежливо не ответить на полученное письмо. Сделать это необходимо не позднее 3-5 дней после получения и в вежливой форме.

Третье четвертое . Пишут письма только в хорошем настроении. Ведь многие люди сохраняют письма от близких и уважаемых людей, и часто их перечитывают.

6. Написание писем.

Учитель:

Ребята, кому вы можете открыть свою тайну? (Примерные ответы учащихся: родителям, учителю, президенту, другу, бабушке.)

Учитель:

На доске в помощь вам я оставлю таблицу с опорными словами, можете брать слова из нее или подбирать свои.(Слайд 13)

7. Беседа эмоционально-оценочного плана. Анализ и обсуждение самостоятельной работы. (По желанию дети читают письма).)

Учитель:

Чье письмо вам понравилось больше всего? Почему?

III. Итог урока.

Учитель:

На сегодняшнем уроке мы познакомились с эпистолярным жанром. Интернет уже почти совсем вытеснил живые письма из жизни людей. Но не следует забывать об этом древнем способе общения. Письмом вы оказываете внимание, любовь и уважение человеку. Пишите чаще письма друзьям, знакомым, близким!


РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОВТОРЕНИЕ. ПИШЕМ ПИСЬМА
У р о к 1
Ц е л и: повторить правила написания писем; развивать умение логично
излагать свои мысли.
Х о д у р о к а
I. Чистописание.
Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину
в семь локтей.
Ахикар из Ассирии
– Как вы понимаете эти строки?
– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.
II. Повторение изученного материала.
1. Э к с к у р с «По страницам учебника «Русский язык».
– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык»,
который разработан авторами С. В. Ивановым, М. И. Кузнецовой, Л. В.
Петленко, В. Ю. Романовой. Весь материал в нем представлен блоками. Каждый
урок относится к определенному блоку.
– Помните ли вы, как называются тематические блоки в учебнике?
(«Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)
– Какие рубрики нам встречались на страницах учебника? («Давай
подумаем», «Тайны языка», «Путешествие в прошлое».)
– Объясните назначение этих рубрик.
– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика»,
«Синтаксис»?
– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя,
путешествуя по страницам учебников русского языка?
– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?
2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.
В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и
логично излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из
истории языка, а в минутке чистописания запишете наиболее известные
афоризмы из сокровищницы мировой мудрости.
Показать книгу «Мудрость тысячелетий» В. Балязина.

III. Работа по теме урока.
1. Чтение и анализ письма авторов учебника к детям.
– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4
классе?
Авторы учебника написали вам письмо. Прочитайте его.
– Что выражено в содержании этого письма?
– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо,
которое адресует свое письмо кому­нибудь?
– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.
– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой
обращаются к вам авторы учебника?
2. Правила написания писем.
– Вспомните правила написания писем.
Создавая письмо, вы должны ориентироваться на своего адресата. Возраст,
пол, уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше
письмо – это характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере
при написании письма.
– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:
а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;
б) другу (приятелю);
в) официальному лицу?
Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как
влияют отношения между автором текста и адресатом на обращение.
– Как вы обратитесь к авторам учебника?
– Как вы подпишете письмо?
– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли
вами основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли,
точно, убедительно и в то же время просто подобраны слова.
– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с
вами знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и
тем, как она это делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание
письма – это тоже труд) никогда не допустит небрежности, неточности,
неряшливости в оформлении результатов своего труда. Пишите красиво,
разборчиво любое письмо.
Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов,
грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок (повторов,
неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.
Напишите письмо авторам учебника, честно и откровенно ответив на
поставленные вопросы.
IV. Итог урока.
– Кто из вас хотел бы прочитать свое письмо, адресованное авторам
учебника?
– Кто испытывал затруднения в составлении письма? Кому нужно еще
потренироваться в написании писем?
– Как вы думаете, авторам учебника приятно получать письма от ребят?
– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам
учебника? По какому адресу направим нашу корреспонденцию?
Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.
& Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и
«Словообразование»; подготовить и подписать конверты для отправления писем
авторам учебника.

Кошкина Марина Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ ООШ с.Быков Отрог
Населённый пункт: Саратовская обл., Балаковский р-он
Наименование материала: конспект урока по русскому языку
Тема: "Развитие речи. Повторение. Пишем письма"
Дата публикации: 23.11.2017
Раздел: начальное образование

Тема: Развитие речи. Повторение. Пишем письма

Цели: повторить

написания

развивать

излагать

Ход урока

I. Чистописание.

Если доведется тебе услышать дурное слово, закопай его в землю на глубину

в семь локтей.

Ахикар из Ассирии

– Как вы понимаете эти строки?

– Спишите высказывание правильно, соблюдая технику письма.

II. Повторение изученного материала.

1. Экскурс «По страницам учебника «Русский язык».

– Ребята, четвертый год мы с вами работаем по учебнику «Русский язык», который

Весь материал в нем представлен блоками. Каждый урок относится к определенному

П о м н и т е л

к н а з ы в а ю т с я т е мат и ч е с к и е б л о к и в

учебнике? («Правописание», «Развитие речи», «Как устроен наш язык».)

языка», «Путешествие в прошлое».)

– Объясните назначение этих рубрик.

– Что изучают разделы языка: «Фонетика», «Состав слова», «Лексика», «Синтаксис»?

– Что еще интересного, важного, увлекательного открыли вы для себя, путешествуя по

страницам учебников русского языка?

– Чему вас учили уроки блока «Развитие речи»?

2. Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

В четвертом классе вы продолжите учиться грамотно писать, правильно и логично

излагать свои мысли на письме, узнаете много интересных фактов из истории языка, а в

чистописания

запишете

наиболее

известные

афоризмы

сокровищницы

мировой мудрости.

III. Работа по теме урока.

– Какой блок учебника открывает наш первый урок русского языка в 4 классе?

– Что выражено в содержании этого письма?

– Кто знает, как называется лицо, которому письмо адресовано? А лицо, которое

адресует свое письмо кому-нибудь?

– Запишите: адресант – отправитель письма; адресат – получатель письма.

– Понятны ли вам те вопросы, которые задают авторы? С какой просьбой обращаются

2. Правила написания писем.

– Вспомните правила написания писем.

Создавая

ориентироваться

адресата.

уровень образования, профессия, даже настроение воспринимающего ваше письмо – это

характеристики, которые нельзя не учитывать в той или иной мере при написании письма.

– Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

а) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре;

б) другу (приятелю);

в) официальному лицу?

Как можно обратиться к незнакомому человеку? Сделайте вывод о том, как влияют

– Как вы подпишете письмо?

– Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли вами

основная мысль, выразили ли вы то, что хотели сказать, правильно ли, точно, убедительно

и в то же время просто подобраны слова.

– И, конечно же, письмо должно быть грамотно и аккуратно оформлено. Мы с вами

знаем, что личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это

делает. Уважающий себя и свой труд человек (а написание письма – это тоже труд) никогда

не допустит небрежности, неточности, неряшливости в оформлении результатов своего

труда. Пишите красиво, разборчиво любое письмо.

Уделите также внимание языку: не допускайте речевых недочетов, грамматических,

орфографических и пунктуационных ошибок (повторов, неблагозвучия и т. д.).

3. Самостоятельная работа.

IV. Итог урока.

испытывал

затруднения

составлении

потренироваться в написании писем?

– По каким критериям мы отберем ваши письма для отправления авторам учебника?

По какому адресу направим нашу корреспонденцию?

Ваши письма я обязательно перешлю по этому адресу авторам учебника.

Домашнее задание: вспомнить, что изучали в разделах «Фонетика» и «Словообразование»;


Урок 1

Тема: Повторение. Пишем письма.

Цели:

Повторить правила написания писем;

Развивать умение логично излагать свои мысли;

Воспитывать культуру письма.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Если доведётся тебе слышать дурное слово, закопай его в землю на глубину семи локтей. (Ахикар из Ассирии)

  1. Повторение изученного материала
- Экскурс «По страницам учебника «Русский язык»

- как называются блоки в учебнике? Объясни значение этих рубрик.

- Постановка задач по изучению курса русского языка в 4 классе.

3 . работа по теме урока

- Правила написания писем.

Как вы обратитесь к адресату в письме, предназначенном:

А) близкому родственнику – отцу, матери, брату, сестре.

Б) другу (приятелю)

В) официальному лицу?

- Самостоятельная работа.

4.Итог урока

Кто испытывал затруднения в составлении письма?

По каким критериям мы отберём ваши письма для отправления авторам учебника?

5. домашнее задание

Подготовить и подписать конверты для отправления писем авторам учебника.
Урок 2

Тема: Повторяем фонетику и словообразование.

Цели:

Повторить знания и умения разбора слов по составу, фонетического разбора слов;

Развивать орфографическую зоркость, интерес к изучаемому предмету,

Способствовать воспитанию умения работать в группе.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Добро хорошо тогда, когда это истинное добро. (Древний Египет)

  1. Повторение изученного
- Вопросы по теме «Фонетика»

Что изучает фонетика?

Сколько в русском языке звуков? А букв?

На какие группы делятся согласные звуки?

Что такое транскрипция?

- Работа по группам. Запишите слова, в которых:

1гр. – букв больше, чем звуков;

2 гр. – одинаковое количество букв и звуков;

3 гр. – звуков больше, чем букв.

(последующая проверка)

- Запишите транскрипцию слов рыбка, стулья. Проверь работы у своих товарищей у доски.

- Работа по учебнику 6 у.2 с.5, у.3 с.6 – слово по выбору.

- Вопросы по теме «Словообразование»

Что изучает раздел «Словообразование»?

Какая часть слова изменяет его форму?

Какая часть слова образует новые слова?

- Работа в парах у.4. с.6 разберите любое слово по составу.

- Работа по учебнику .5 с.6 Найди и выпиши однокоренные слова. У имён прилагательных отметь основу и окончание.

3. Итог урока

О каких разделах русского языка сегодня говорили?

4.Домашнее задание у.5 с.6

Урок 3

Тема: Вспоминаем изученные орфограммы.

Цели:

Закрепить и повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Если не исправишь зло, оно удвоится. (Древний Египет)

  1. Повторение изученного
- Словарная работа у.1 Прочитайте слова 1 мин. Запишите в тетрадь по памяти. Проведите взаимопроверку.

-Работа по вопросам

Что такое орфограмма?

Зависит ли способ проверки от того, в какой части слова находится орфограмма?

Какие орфограммы гласных вы знаете?

Какие орфограммы согласных вы знаете?

Какие орфограммы корня вы знаете?

Выполните у.2 . К каким ответам на вопросы данные слова могут подойти в качестве примера?

- Работа по учебнику у 3 с. 8 Какие слова остались? Почему?

3. Работа по выбору у.4 с.8 или у.4 с.4 в рабочей тетради.

4. Итог урока

5. Домашнее задание у.2, 5 с.7,8

Урок4

Тема: Вспоминаем изученные орфограммы

Цели:

Повторить знания учащихся об изученных орфограммах согласных и гласных звуков

Развивать внимание, мышление, орфографическую зоркость, познавательную активность.

Воспитывать взаимоуважение, потребность в самовыражении.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Люби людей, чтобы люди тебя любили. (Древний Египет)

  1. Повторение изученного
- Работа по карточкам . На карточках приготовлены вопросы. Дети вытягивают, отвечают, остальные дополняют, исправляют.

- Работа по учебнику у.2 с.9

3. Самостоятельная работа

4. Работа в «Пишем грамотно»

С.4 у.1, 2 с объяснением

5. Работа по учебнику: с.10 у.5

Какие орфограммы заметили?

На сколько групп разделите все слова?

Запишите слова по группам.

6. Итог урока

Какие орфограммы мы повторили?

5. Домашнее задание у.3,6 с. 10

Урок5

Тема: Входная контрольная работа.

Цели:

- проверка умений применять изученные в 3 классе орфографические правила.

Диктант

Поздняя весна.

Наступила поздняя весна. Погода стоит чудесная. Яркие лучи солнца ласкают землю. Тепло. Из земли показалась молодая травка. Появились голубые подснежники. На берёзках и тополях набухли почки. В лесу запахло берёзовым соком. Скоро на деревьях зазеленеют листья. Вот уже видны их первые зелёные язычки. Хорошо весной!

Птицы поют свои весёлые песни. Радостно чирикают воробьи. Прыгают шустрые синички. Все рады весне!

Грамматические задания:


  1. Разобрать предложение по членам, указать части речи:
1 вариант – 3 предложение

2 вариант – 5 предложение


  1. Разобрать слова по составу:
1 вариант – травка, берёзовым, подснежники

2 вариант – молодая, берёзка, подснежники.


  1. Списать словарные слова с доски, у имён существительных определить склонение:
Библиотека, аптека, лагерь, лимон, погода, вокруг, животное, запад, болото, здесь, тарелка, сапоги.

Урок 6

Тема: Повторяем признаки имени существительного.

Цели:

Развивать умение находить существительные в тексте, определять их морфологические признаки (род, число, падеж, склонение);

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Чтобы сохранить друзей, нужно прощать. (Древний Египет)

  1. Словарная работа
- Запишите слова с комментированием. Составьте предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.

3. Работа по повторению изученного.

Вспомните и расскажите всё, что вам известно об имени существительном.

1.На доске : студент

Массажист

Воспитанник

К данным существительным запиши пару по роду. Укажи род.

Ко всем ли существительным подобрали пару? Почему?

2.Работа с учебником у.3 с 13.

3. Работа в парах у.2 с. 12
4.Работа с рубрикой «Путешествие в прошлое»

А знаете ли вы, что означает ваше имя?

5. Работа по учебнику. У.4 с.13

Какой признак иллюстрирует эта таблица?

«Давай подумаем» - чтение рубрики и ответ на вопрос.

6. Итог урока.

Какие признаки имени существительного сегодня повторили?

7. Домашнее задание с.14 у.5

Урок 7

Тема: Повторяем правописание окончаний имён существительных 1 склонения.

Цели:

Повторить алгоритм определения окончаний имён существительных 1 склонения;


Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Поступай с человеком так, как он сам поступает с другими. (Древний Египет)

  1. Словарная работа
Охотник, тайга

Охота, таёжный.

Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные в корне.

Подберите родственные слова, составьте словосочетания с этими словами.


  1. Повторение изученного
Выберите карточку с вопросом и подготовьте ответ.

Что вам помогает правильно писать безударные окончания имён существительных 1 склонения?

Выберите опорные слова 1 склонения: рожь, дядя, слон, весна, земля, колесо, книга.

Заполните таблицу окончаний имён существительных 1 склонения в тетради «Пишем грамотно» с.6 №2.
4. Работа по учебнику. У. 1 с.15, у.2 с.15

5. у.3 с.6, у.4 с.7.

Взаимопроверка; запиши в тетрадь по памяти столько слов, сколько запомнили.
6. Итог урока

7. Домашнее задание с.16 у.3
Урок 8

Тема: Повторяем правописание окончаний имён существительных 2 склонения.

Цели:

Повторить окончания имён существительных 2 склонения;

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Беспричинная ссора – вот признак глупости. (Древняя Индия)

  1. Словарный диктант.

  2. Повторение изученного
Выберите из группы слов те существительные, которые относятся ко 2 склонению. Объясни свой выбор.

Выбери опорные слова для 2 склонения.

Как ещё можно определить безударные окончания 2 склонения?


  1. Работа в тетради «Пишем грамотно» у.2 с.7 заполни таблицу окончаний.

  2. Работа по учебнику у.1 с.16 устно

  3. Работа по выбору
Учебник у.2 с.17 или рабочая тетрадьс.8 у.3

  1. Итог урока Что вспомнили сегодня на уроке?

  1. Домашнее задание с.17 у.3 Устно. , рабочая тетрадь с.8 у.4

Урок 9

Тема: Повторяем правописание окончаний имён существительных 3 склонения.

Цели:

Повторить алгоритм определения окончаний имён существительных 3 склонения;

Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.

Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Давать, брать, делиться тайной, расспрашивать, угощать, принимать угощения – вот шесть признаков дружбы. (Древняя Индия)

  1. Повторение изученного
Какова особенность существительных 3 склонения?

  1. Работа в тетради «Пишем грамотно»
С.9 у.1 Проверь работу Даши

С.10 у.4 самостоятельно.


  1. Итог урока
Назови все грамматические признаки имени существительного

Что нужно знать, чтобы правильно писать окончания существительных 3 склонения?


  1. Домашнее задание с.19 у. 3 устно. С.10 у.3 в рабочей тетради.

Урок 10

Тема: Письмо.

Цели:

познакомить учащихся с жанром письма;

развивать умение логично выражать свои мысли на письме;

Воспитывать коллективизм и коммуникативные качества учащихся; способствовать накоплению первоначального опыта обдумывания, написания и оформления писем.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Книги надо не прочитывать, но читать и перечитывать. (Древний Рим)

  1. Работа над новым материалом.
-Вспомните, когда вы писали письма своим родным или друзьям о том, как вы проводите летние каникулы, все ли события, которые с вами произошли, вы сразу вспоминали и описывали?

А если вы что-то забыли написать, а затем вспомнили, что вы делали?

С.19 прочитайте правило. Что означают буквы Р.S.

Прочитайте письмо, которое написал мальчик.

Может ли в одном письме столько Р.S.?

Обсуждение всех частей Р.S. и составление целостного письма.


  1. Самостоятельная работа.
Запишите текст письма в тетрадь.

  1. Проверка, чтение писем.

  1. Итог урока
Что необходимо знать о написании писем?

  1. Домашнее задание
Написать письмо другу (подруге)

Урок 11

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели:

Учить морфологическому разбору имени существительного;

Развивать самостоятельность мышления, внимание, память, орфографическую зоркость, речь. Развивать навыки самоконтроля.

Воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Друг познаётся в беде, герой – в битве, родственники в невзгодах. (Древняя Индия)

  1. Словарный диктант.

  2. Работа над новым материалом.
На доске слова.

По какому признаку можно разбить эти слова на два столбика?

Выберите из слов те признаки, которые можно отнести к имени существительному.

Какие признаки имени существительного постоянные, а какие изменяются с изменением формы слова?

Сообщение темы урока.

Порядок морфологического разбора имени существительного.

Выполнение у.2, 3 с.22


  1. Итог урока
Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

  1. Домашнее задание
У.4 с.23.
Урок 12

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имён существительных.

Цели:

Закрепить умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных;

Развивать умения применять правило.

Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Знание зависит от ученья, почёт – от дел. (Древняя Индия)

  1. Словарная работа.
Аппликация, волшебник, акварель, надежда.

Составьте и запишите предложение, в котором было бы не менее двух словарных слов.


  1. Работа по закреплению.
Рубрика «Давай подумаем»

На доске текст. Запиши слова в два столбика, объясняя, где пишется -и-, а где –е-


  1. Работа в тетради «Пишем грамотно»
с.10 у.2 с объяснением.

Самостоятельная работа: с.11 у.5 1 вариант – полночь, вещь;

2 вариант – брошь, молодёжь.

Взаимопроверка.


  1. Итог урока
Как доказать правильность выбора буквы в безударных окончаниях?

  1. Домашнее задание
С.26 у.3; рабочая тетрадь с.11 у.3

Урок 13

Тема: Списывание.

Цели:

Формирование умения списывать текст без ошибок;

Развивать речь, мышление, память учащихся;

Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Ход урока:


  1. Работа с текстом
Прочитайте текст. О чём рассказывает текст?

  1. Орфографическая подготовка.

  2. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Каждой тр…винк… , хв…инк… хотелось быстрее поймать первую каплю д…ждя. От речк… к деревн… вела извилистая тропка. Я медленно шёл по тр…пинк… .Она вывела меня к опушк… леса. Пошёл дождь. Рябчик скрылся в середин… густой ёлки. Под веточкой устроился зяблик. Проб…жал ёж. Дождь шёл тихо. Мне казалось, что он шепчет что-то ёлк… .
Выделите вставленные окончания, определите падеж.

  1. Итог урока
Проверка текста

Урок 14

Тема: Текст.

Цели:

формирование умений систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать; освоение алгоритма построения логически связанного рассуждения;

развивать умение работать с текстом-рассуждением;

воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Когда один смел в битве, всё войско делается смелым; когда один труслив, все становятся трусами. (Древняя Индия)

  1. Словарный диктант.

  2. Работа над текстом-рассуждением.
- Вспомните характеристики текстов.

У.1 с.27. Какой тип текста перед вами? Найдите предложение, которое может стать основой текста-рассуждения. Запишите ответ на вопрос: почему наши предки именно так называли первые буквы?

У.2 с 28.Можно ли назвать текст –рассуждением? Почему? Озаглавьте, спишите текст.

4. Итог урока

С каким типом текста работали на уроке? Каковы его особенности?


  1. Домашнее задание
Составить текст – рассуждение.

Урок 15

Тема: Повторяем признаки имени прилагательного.

Цели:

Повторить признаки имени существительного;

Развивать умение находить прилагательные в тексте, определять их морфологические признаки;

Формировать навыки грамотного письма.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Человек должен трудиться – плохо ему, когда он бездействует. (Древняя Индия)

  1. Повторение пройденного
- Прочитайте сочетание слов. Что называют имена прилагательные? Почему в подчёркнутых сочетаниях слов признак, который называет прилагательное, является лишним?

Какие из перечисленных признаков характеризуют имя прилагательное как часть речи?

Работа в парах: у.2 с.29.

3. Самостоятельная работа

4. Работа с учебником.

Продолжаем знакомиться с о значением имён в рубрике «Путешествие в прошлое»

5.Итог урока

Какими признаками обладает имя прилагательное?


  1. Домашнее задание: составить 10 словосочетаний с прилагательными, выделить окончания, обозначить род, число имени прилагательного.
Урок 16

Тема: Диктант по теме «Повторение изученных в 3 классе орфограмм; орфограммы в окончаниях имён существительных и прилагательных.

Цели:

Определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками по пройденной теме.

Закреплять умения применять приобретенные знания на практике.

Воспитывать навыки культуры общения.

Ход урока:
Родник.

Я возвращался с рыбалки по знакомой тропинке через болото. Солнце стояло высоко. Очень хотелось пить. Вдруг я услышал тихое журчание и остановился.

Рядом рос низкий куст смородины. Я поднял с земли ветку с широкими листьями и гроздьями красных ягод. Несколько спелых смородин шлёпнулось в воду. Под веткой оказалась круглая ямка с прозрачной водой. Из ямки вытекал ручеёк.

Я напился и накрыл родничок веткой смородины.

Урок 17

Тема: Безударные окончания имён прилагательных.

Цели:

Отрабатывать правило правописания безударных окончаний имён прилагательных.

Развивать познавательные способности учащихся, устную и письменную речь.

Воспитывать любовь к родному краю, эстетическое восприятие природы.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Самое лучшее – разум, так как землю можно обустроить разумом и небо можно подчинить силою разума.

  1. Словарная работа.
Запишите по памяти словарные слова

  1. Работа по повторению.
Как проверяется написание безударных окончаний имён прилагательных?

У.1 с.31 устно

Работа в парах у.2 с.31 – выберите любое словосочетание и просклоняйте его по образцу.

Работа в тетради «Пишем грамотно» с.12


  1. Работа по выбору.
Творческая работа.

  1. Итог урока
Какие орфограммы повторили?

6.Домашнее задание с. 31 у. 3

Урок 18

Тема:

Цели:

Познакомить с порядком морфологического разбора прилагательного


Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Из всех преступлений самое тяжёлое – это бессердечие. (Древний Китай)

  1. Работа над новым материалом
Запишите слова в два столбика. В первый с окончанием –ие, во второй – с –ее

Работа по учебнику: Рассмотрите таблицу. У.1 назовите сочетание слов с притяжательными прилагательными (с качественными, с относительными)

Знакомство с алгоритмом морфологического разбора имени прилагательного.


  1. Самостоятельная работа
С.35 у. 4 . 1 вариант – 1 предложение

2 вариант – 2 предложение


  1. Итог урока

Что значит выполнить морфологический разбор имени прилагательного?


  1. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 13 у. 4,5

Урок 19

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Цели:

Закрепить умение выполнять морфологический разбор имени прилагательного

Выработать умения разбора прилагательных различных форм.

Воспитывать любознательность.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Мудрец стыдится своих недостатков, но не стыдится исправить их. (Древний Китай)

  1. Работа по отработке навыка.
Работа по тексту на доске: какие формы прилагательных мальчик употребил неправильно? Исправь текст и напиши его правильно.

Выберите из текста одно прилагательное и выполните морфологический разбор.

Работа по учебнику с. 36 у.3 устно


  1. Работа в парах.
С.36 у.2.

4. Итог урока

Чему научились на уроке?

5.Домашнее задание

Урок 20

Тема: Орфограммы в окончаниях имён прилагательных.

Цели:

Повторить орфограммы в окончаниях имён прилагательных ;
- развивать речь, память, мышление, орфографическую зоркость;
- воспитывать аккуратность, самостоятельность, чувство товарищества,
Ход урока:

1. Орфографическая минутка.
Прочитайте слова. Какое слово «лишнее»? Почему?
берёзка, прадедушка, звездопад, молодой, посадка
II. Чистописание. Словарная работа.
III. Постановка проблемы, актуализация знаний.

1) Исследовательская работа (работа в группах). Каждая команда получает листочки с заданием: вставьте букву, объясните свой выбор.
- Какие буквы вставили? Почему?
- В правописании каких слов сомневаетесь? Почему? (слова последнего столбика)
- Где находится пропущенная гласная? Почему «опасное место»? Какие части речи?
- Какую проблему будем решать сегодня на уроке?(написание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных)
2) Актуализация знаний.
- Какие известные орфограммы связаны с написанием безударных гласных? (памятки)
- Как действуем, чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова? В приставке? В сложных словах?
- Как бы вы поступили, чтобы правильно написать безударную гласную в окончании имени прилагательного?
IV. Поиск решения проблемы.
1) Работа с учебником
- Прочитайте. Сравните окончания слов – вопросов и имён прилагательных. Что вы заметили? (коллективная работа)
V. Применение полученных знаний.
а) Самостоятельное чтение текста.
- Разберите слова по составу.
б) Найдите слова с орфограммой «Безударная гласная в окончаниях имён прилагательных», объясните её написание.
в) Выпишите прилагательные с безударными окончаниями, обозначьте орфограмму (с комментированием)
VI. Итог урока.
- С какой орфограммой познакомились сегодня на уроке?

- Как проверить правописание безударных гласных в окончаниях имён прилагательных?

Урок 21

Тема: Морфологический разбор имени прилагательного.

Цели:

закрепить умение детей проводить морфологический разбор имён существительных и прилагательных; работать над развитием речи

Ход урока:

1.Сообщение темы и цели урока.
2. Чистописание.

А сейчас минутка чистописания.
3.Словарная работа.

В кроссворде спрятались слова с удвоенной согласной с.


  1. Морфологический разбор частей речи.
1) Игра «Подбери слово».

Я назову название предмета, а вы подберите к нему имя прилагательное.

2) Морфологический разбор имен существительных.


  1. Морфологический разбор имен прилагательных.

  1. Итог урока.

Урок 22

Тема: Текст.

Цели:

Уточнить представление обучающихся об особенностях текста;

Развивать умение озаглавливать текст и самостоятельно писать продолжение историй;

Воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания

  2. Работа над новым материалом
Прочитайте предложения, которые написаны на доске. Если вы с чем-то не согласны, можно обсудить.

Работа по учебнику у. 1 с. 37

Какой это вид текста?

Как бы вы его озаглавили?

Продолжите текст.

Самостоятельная работа

Поверка полученных текстов.


  1. Итог урока
Что нового узнали на уроке?

  1. Домашнее задание
Придумать историю

Урок 23

Тема: Буквы о – ё после шипящих и ц.

Цели:

Повторить орфограмму «Правописание о-ё после шипящих и ц»;

научить учащихся применять правило правописания букв о , ё после шипящих и ц ;

воспитывать творческие способности учащихся, внимание на уроке.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Друг – это одна душа – живущая в двух телах.

  1. Работа по повторению.
Зависит ли выбор буквы о или ё после шипящих и ц от того, в какой части слова находится орфограмма?

Когда в корне после шипящих звук (о) записывается буквой о, а когда ё?

На доске слова. В какой части слова находится орфограмма?
Работа по учебнику у.

1, 2.
Работа в орфографической тетради

у. 1 – словарная работа


  1. Итог урока
Какую орфограмму повторили на уроке?

Когда пишется о-ё после шипящих и ц?


  1. Домашнее задание
Рабочая тетрадь с. 14 у. 2

Урок 24

Тема: Повторяем орфограмму «Мягкий знак в конце слов после шипящих».

Цели:

формировать умение применять алгоритм правописания Ь знака на конце слов после шипящих;

развивать навык работы с книгой; речь, внимание;

воспитывать взаимопомощь, сотрудничество.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Учитесь так, словно вы постоянно ощущаете нехватку своих знаний.

2. Коллективная работа . Работа по таблице частей речи с примерами устно.

3. Постановка учебной задачи. Расскажите, над какой учебной задачей мы будем работать? Ответы детей.

4 . Работа с учебником .

а) повторение алгоритма “Как не ошибиться в правописании Ь на конце слов после шипящих”;
б) повторение таблицы правописания Ь на конце разных частей речи и наблюдение над действием языкового закона.

5. Работа с учебником.

Упр. 1. Работа по цепочке комментированно

Задание . Запиши слова в два столбика: 1) слова с мягким знаком; 2) слова без мягкого знака.

6. Работа в паре.

Упр. 2 (4 предложения). Задание. Спиши, заменяя транскрипцию буквенной записью.

7. Проверка парной работы. Дети зачитывают только слова с пояснениями.

8. Работа над текстом.

Упражнение 3,. Найди в тексте орфографические ошибки, письменно исправь их.

9. Итог урока.

-– Что нового узнали сегодня на уроке? Чему учились?
10. Домашнее задание. Упражнение 4, Выполнить оставшиеся предложения письменно.

Урок 25

Тема: Повторяем местоимение.

Цели:

Повторить две группы местоимений: местоимения – существительные и местоимения – прилагательные.

Развивать умения распознавать их в тексте, правильно употреблять местоимения.

Воспитывать аккуратность, интерес к русскому языку.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Дурные качества и поступки человека зависят от него самого. (Древний Китай)

  1. Повторение изученного
Слова какой части речи вы видите на доске?

Слова каких частей речи заменяются этими местоимениями?

Запишите слова в две группы: местоимения – существительные и

местоимения - прилагательные

Работа по учебнику у.1 с 41.

1 вариант – выписывают местоимения – существительные и слова, которые они заменяют.

2 вариант – выписывают местоимения – прилагательные по образцу.

Взаимопроверка.

Исправьте предложения, записанные на доске. Запиши любые два предложения к себе в тетрадь.


  1. Итог урока
Нужны ли в нашей речи местоимения? Почему?

  1. Домашнее задание с. 42 у.3
Урок 26

Тема: Орфограммы приставок.

Цели:

Повторить орфограммы приставок.

Отработать умение находить слова с приставками, объяснять их написание.

Развивать внимание, наблюдательность.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Словарная работа .

1. Повторение написания словарных слов.

На доске слова с пропущенными буквами.

Д ифференцированная работа со словарными словами.

(2 ученика работают на обратной стороне доски)

3. Проверка.

Прочитайте слова, которые у вас получились.

Какие части слова помогли образовать новые слова? Выделите их.

Как называется часть слова, стоящая перед корнем?

3. Сообщение темы урока. Сегодня на уроке мы повторим орфограммы приставок.

4. Повторение изученного материала. Активизация знаний учащихся.

Какие приставки вы знаете?

- Что вы знаете о правописании данных приставок?

Давайте сравним ваши ответы с ответами учеников на с.43 в учебнике Рубрика “Вспомни...”. Чтение ответов Жени, Кости и Маши.

Согласитесь ли вы с ребятами?

На какие группы мы можем разделить данные приставки?

5. Закрепление правописания приставок.

1) Работа с текстом. Развитие орфографической зоркости.

2) Закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-.

3) Работа в тетради “Пишем грамотно”. С.20 упр.2 – записать слова с приставкой с-.

4) Работа по учебнику.

Уч.с.43 упр.1 - закрепление правописания приставки с- и приставок на з-/с-. Распределить слова по столбикам. (3 ученика у доски)

Можно ли сразу определить, слова с какими корнями будут записаны в 3 столбике? Как? (Да, корни –пис- и –полез-, т.к. они начинаются с глухого согл.)

Записать по 3-4 слова.

Уч.с.44 упр.3 – Отработка правописания слов с приставками, активизация словарного запаса учащихся.

6. Повторение пройденного материала.

Работа по вариантам. Уч.с.44 упр.4

Отработка умения определять место орфограммы в слове, развитие орфографической зоркости.


  • 1 вариант – слова с орфограммой в приставках.

  • 2 вариант – слова с орфограммой в корне.
Проверка.

7. Итог урока.

Орфограммы какой части слова повторяли?

О чем должны помнить, записывая слова с приставками?

8. Домашнее задание.

Уч.с.44 упр.5.

Урок 27

Тема: Разделительный твёрдый и разделительный мягкие знаки.

Цели:

повторить правописание в словах разделительного твёрдого и мягкого знаков;

развивать речь учащихся, расширять словарный запас;

воспитывать аккуратность при письме;

Ход урока:

1. Организационный момент.
2. Объявление целей урока.
3. Каллиграфическая минутка.
Не для школы, а для жизни мы учимся.
- Ребята, а зачем мы учимся? Зачем нам нужны знания? Вы уже умеете читать, писать, может больше не нужно учиться?
- Запишите красиво фразу
4. Словарно – орфографическая работа. Замени одним словом

Дифференцированная работа по группам.
5. Актуализация опорных знаний.
- Обратите внимание на экран: найдите ошибки.
Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля. Проверяем.
- Когда пишется разделительный ъ знак, а когда –разделительный ь знак?
Работа со схемой. Приведите примеры.
6. Работа в группах
1 ряд – задание на экране.
2 ряд – упр. 1 в тетради №1 стр. 19
3 ряд – упр. 3 стр. 45 учебник
7. Итог урока.
Что повторяли? Какое задание понравилось? Какое задание показалось трудным? Почему?
Оценки.
5. Домашнее задание.
1 гр. – упр.4 стр. 46 учебник
2 гр. - упр.2 стр. 45 учебник
3 гр. – упр. 3 стр. 20 тетрадь
Урок 28

Тема: Обучающее изложение.

Цели:

Развивать умение письменно пересказывать текст по памяти;

формировать умение определять основную мысль, структуру, делить текст на части и озаглавливать их; развивать умение записывать текст соответственно данному плану.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Статую красит вид, а человека его деяния. (Древняя Греция)

  1. Вступительная беседа
Что значит написать изложение?

Прочитайте текст и изложение, которое написала Таня. Какие ошибки допустила Таня? Как можно озаглавить текст?


  1. Составление плана

    1. Разные породы кошек.

    2. Кошки – замечательные охотники.

    3. История кошки.
4.Самостоятельная работа

Запишите самостоятельно изложение этого текста.

5.Итог урока

Чтение изложений
Урок 29

Тема: Разбор по членам предложения.

Цели:

Вспомнить всё о членах предложения;

Познакомить учащихся с ролью прилагательного в предложении.
Воспитывать аккуратность при письме
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Только неблагодарный человек способен в глаза хвалить, а за глаза злословить. (Древняя Греция)

  1. Повторение изученного
Рассмотрите таблицу с 48

Назовите вопросы, на которые отвечает каждый член предложения.

Какие предложения называются распространёнными, а какие нераспространёнными?

Работа с учебником

у.1 с.49 – с комментированием у доски

у.2 по вариантам

у.3 с.50 – коллективное выполнение упражнения


  1. Итог урока
Что нового узнали на уроке о разборе простого предложения и о членах предложения?

  1. Домашнее задание
Составить 6 предложений на тему: «Осень в лесу»

Урок 30

Тема: Синтаксический анализ предложения.

Цели:

Учить выполнять синтаксический анализ предложений;

развивать коммуникативные умения;

содействовать воспитанию у учащихся потребности совершенствовать свою речь.
Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Шутку, как и соль, должно употреблять с умеренностью. (Древняя Греция)

  1. Работа над новым материалом
Выпиши из текста, записанного на доске, распространённые предложения. Одно на выбор разберите по членам предложения.

А теперь проверьте, как Андрей выполнил разбор предложений в у. 1

Исправьте ошибки.

Чтение алгоритма синтаксического анализа предложения у.2

Как охарактеризуете побудительные предложения

У.3 с.51
3. Работа в парах

У.4 с.51 подчеркните грамматическую основу каждого предложения. Устно выполните синтаксический разбор одного предложения.


  1. Итог урока
Чем отличается синтаксический анализ предложения от разбора предложения по членам?

  1. Домашнее задание
С.52 у. 5

Урок 31

Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения.

Цели:

- вспомнить понятие “однородные члены предложения”

Развивать умение распознавать однородные члены предложения

Закрепить умения расставлять знаки препинания при однородных членах предложения

Формировать навыки орфографической зоркости

Прививать интерес к русскому языку

Ход урока:
1. Организация наблюдения над материалом. Работа с предложениями.

Гром перекатывается.

Гром грохочет.

Гром встряхивает землю .

Какие это предложения? Чем сходны данные предложения?

Гром перекатывается, грохочет, встряхивает землю .

Выделите грамматическую основу в данном предложении. Что вы можете сказать о получившемся предложении? Что особенного в предложении?

Какой вывод можно сделать из всего сказанного? Давайте попробуем сформулировать признаки однородных членов предложения.

признаки :


  1. Отвечают на один и тот же вопрос

  2. Являются одним членом предложения

  3. Относятся к одному и тому же члену предложения

  4. Обычно выражены одной и той же частью речи

  5. Произносятся с интонацией перечисления
2. Формирование и отработка умений находить однородные члены предложения, расставлять знаки препинания.

Когда между однородными членами ставится запятая, а когда не ставится.

Внимание на экран


  1. Растворились в темноте рощи сады поля.

  2. Волны пенились и бились с шумом о набережную.

  3. По склонам гор видны и сосны и ели и клёны.

  4. Зимой солнце светит ярко а не греет.

  5. Лебеди летели низко над озером но на воду не садились.
Какие выводы можно сделать о постановке запятой при однородных членах предложения?

3. Наблюдения над употреблением однородных членов предложения в речи:

С.56 у.2
4. Итог урока:

Какая тема обсуждалась на уроке?


  1. Домашнее задание . У.5 с.57, рабочая тетрадь у.3 с.22

Урок 32

Тема: Итоговая контрольная работа.

Цели:
- проверка умений применять изученные орфографические правила.

Ход урока:
Поздняя осень
Вот и пришла золотая осень. Потемнело низкое небо. Деревья сбросили свой праздничный наряд. В лесу стало пусто и светло. Умолкли птичьи голоса. Засохли и побурели листья цветов и трава. Черника сбросила листву – видны только зелёные прутики. Не узнать и ландыш. Его листья стали прозрачными. А на тонких стебельках, где весной белели душистые цветы, теперь краснеют горошины плодов. На пнях, на земле и на стволах деревьев растут осенние опята.

Скоро придёт зима.

Грамматические задания:


  1. Определите падеж имён существительных в трёх последних предложениях.

  2. Выпишите из текста слова, состав которых подойдёт к схеме:

Урок 33

Тема: Синтаксический анализ предложения

Цели:

Закрепить умение выполнять синтаксический анализ предложения.

Развивать речь учащихся;

Воспитывать аккуратность при письме.

Ход урока:


  1. Минутка чистописания
Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.(Древняя Греция)

  1. Работа по повторению.
На доске записаны предложения.

Назови в предложениях грамматическую основу. Какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое? Подготовьте синтаксический разбор оного предложения на выбор.
Работа с учебником. У. 2 с.60. – работа в парах.

Выберите любые два слова, которые вы используете в качестве подлежащих и сказуемых и составьте распространённые предложения.


  1. Самостоятельная работа.
Из двух предложений составить одно с однородными членами. Записать его.

  1. Итог урока
Что значит выполнить синтаксический анализ предложения?

  1. Домашнее задание
С.60 у.3
Урок 34

Тема: деление текста на абзацы.

Цели:

Совершенствовать умение восстанавливать последовательность абзацев, составлять план и озаглавливать текст.

Развивать связную устную и письменную речь учащихся;

Расширять кругозор учащихся.
Ход урока:


  1. Организационный момент.

  1. Сообщение темы и целей урока, постановка учебной задачи.

III. Работа с памяткой по составлению плана (с. 60).

– Зачем нужно составлять план текста?

– Когда вы используете план?

– К какому тексту легче составить план – разделённому на части или нет? Объясните.

– Как в тексте выделяются смысловые части?

– Что это означает?

– По-другому такой отступ вправо от начала строки называется абзац . Автор как бы обращает внимание читателя на сообщение, которое будет новым по сравнению с предыдущим.
IV. Работа с текстом

1. Чтение текста учащимися.

2. Беседа по содержанию.

3. Выделение в тексте смысловых частей.
V. Составление плана текста.
VI. Контрольное списывание текста с выделением абзацев.
VII. Итог урока.

Почему в тексте очень важна последовательность абзацев?

Каким должен быть план текста?

Урок 35

Тема: Глагол как часть речи.

Цели:
Обобщить знания о глаголе и дополнить их новыми.

Развитие речи, умение составлять рассказ по опорным словам, обогащение словарного запаса.

Совершенствование каллиграфических навыков.

Развитие памяти, внимания, мышления, воображения.
Ход урока:
1.Орг. момент.

2. Постановка цели урока:

На доске: воаинпдорбпрьдвлоьбрплдядюшкабьрюкегеараптдпад

Валоирлглаголмибььбмитклдвдлпдрпроджююбпьадпрл

Нам действительно сегодня на уроке предстоит встреча с ГЛАГОЛОМ.
3.Актуализация полученных знаний .

Сравните два слова

ГЛАГОЛ ФУТБОЛ

Что общего у этих двух слов?

4.Чистописание.
5.Работа по теме урока.

Найдите и запишите из каждой группы слов глагол.

(группы слов записаны на отдельных листочках)

бег рослый старик варит

бегал рост стареть варёный

беглый рос старый варенье


  • Что общего во всех словах группы?

  • Выделите корень.

  • Найдите глагол, докажите, что это действительно глагол.

  • Назовите, какими частями речи являются остальные слова. Докажите.

6.Определение времён глаголов.

будет болеть

будет радоваться

поедет


  • На какой вопрос отвечают эти глаголы?

  • Какое действие они обозначают?

  • Как называются эти глаголы?

  • Запишите в тетрадь глаголы прошедшего времени.

  • Приведите свои примеры глаголов прошедшего времени.
Аналогичная работа проводится с глаголами настоящего и прошедшего времени.
7.Самостоятельная работа с последующей проверкой.

Спишите текст. Найдите все глаголы, укажите их число и время.
8.Итог урока

Что узнали о глаголе?
9.Домашнее задание с.64 у.4

Урок 36

Тема: Правописание приставок в глаголах.

Цели:

Обобщить знания о предлогах и приставках;

Развивать орфографическую зоркость, развивать речь;

Воспитать аккуратность при письме

Ход урока:

1. Организационный момент. Постановка задачи.
На доске слова: существительное, предлог, глагол, приставка, прилагательное.
-Найдите лишнее слово. Докажите. (Лишнее слово приставка. Это часть слова. Все остальные- части речи.)
- Из оставшихся слов найдите лишне слово. (Лишнее слово предлог. Предлог не является членом предложения, а остальные части речи являются членами предложения.)

2. Минутка чистописания.


3. Актуализация знаний.
– Что такое приставка и для чего она служит?
– Как пишется приставка с корнем

– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ.

– Что такое предлог? Для чего он служит

– Как пишется предлог с другими словами?

– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога?
4.Работа по теме урока.
1) Наблюдение над приставками и предлогами. (Слайд)
Написать слова, раскрыв скобки, в два столбика: в 1-й столбик слова с предлогами, а во 2-й столбик – с приставками:
2) Выборочный диктант.
- Напишите слова с приставками. Выделите приставки.

5. Закрепление материала.
с.68 у.1;

у. 2 – по вариантам

6. работа в рабочей тетради

У.3

7. Итог урока.
– Чему учились на уроке?
– Как отличить приставку от предлога?

7.Домашнее задание . У 5 с.69.


страница 1