Как фотографировать внутри церкви

Большинство событий пасхальной недели происходят внутри помещения. Поэтому сделать хорошее пасхальное фото не так просто. Предлагаем вам быстрые рецепты нашей фотокухни, как запечатлеть на фото.

  • Используйте светосильный объектив. Он поможет выполнить качественное пасхальное фото в условиях слабой освещенности
  • Фотографируй в режиме RAW , это поможет эффективнее обработать снимки, улучшить экспозицию, баланс белого и т.д
  • Откройте диафрагму, при этом на сенсор попадет больше света. Можно использовать режим приоритета диафрагмы, если вам это удобно
  • Используйте штатив . Особенно удобен монопод, так как он позволяет легко передвигаться в людской толпе и не занимает много места
  • Увеличь ISO , не бойся поднять ISO до максимальных пределов, когда шум не портит фото.
  • Сдвиньте компенсацию экспозиции до — 1 Это позволит уменьшить экспозицию, снимать с меньшим значением ISO
  • Постарайтесь не использовать вспышку . Это позволит воссоздать реальную обстановку действия

Можно ли фотографировать в церкви?

Рассказать о правилах поведения, можно или нельзя фотографировать в церкви, мы попросили Анну Рудакову — регента православной церкви в Белозерске.

Как фотографировать в церкви. Анна Рудакова

Вера Аникина: Можно ли фотографировать в церкви?

Анна Рудакова: В церкви фотографировать можно, но перед службой, конечно, лучше спросить разрешения у священника, так потом легче снимать в психологическом плане. Если батюшки нет, то можно попросить старшего из служек. Я стараюсь спрашивать разрешения, иначе, боюсь, что введу в смущение. Можно попросить благословение на съемку.

Вера Аникина : Какие места наиболее удобны для съемки в церкви?

Анна Рудакова: Очень удобно снимать с клироса (где поют). Во время службы происходит много действий: священник благословляет, обратите внимание на взаимоотношения с дьяконом или алтарником. Например, недавно приметила, как батюшка передает поднос с хлебами освященными. Интересно, когда кадит. Можно заснять дымок, это очень красиво. Еще красиво помазание, батюшка вначале помазывает себя сам. А в Пасху очень красиво происходит освящение куличей. Можно поймать кропление их святой водой. И крестные ходы каждое воскресение после Пасхи.

Вера Аникина : Какие правила существуют для женщин-фотографов для съемки в церкви?

Анна Рудакова: В церкви женщинам фотографам желательно быть в юбке и в головном уборе. Нельзя женщинам заходить в алтарь и на солею (возвышенность рядом с алтарем).

Надеемся, что эти простые советы помогут вам сделать хорошие пасхальные фотографии!

И в заключении — подборка красивых фотографий, сделанных в церкви.


Вопрос: «Как фотографировать в церкви ?» – в принципе сводится к вопросу: « ?». Однако, учитывая ситуацию, в которой проводится обряд крещения или венчания, существует множество нюансов, которыми нельзя пренебрегать.Во-первых – храм, церковь или костел – это место, в котором весьма необычно соединяются источники света. Как правило, это маленькие окна и тусклое освещение. Свет источают лишь высоко подвешенные люстры и свечи. В любом случае фотографу предстоит столкнуться с тем обстоятельством, что для проведения съемки будет недостаточно света. Это в свою очередь грозит либо поднятием ISO и, как следствие сильными шумами, либо использованием вспышки, о чем будет рассказано ниже.

Во-вторых, церковь — это место, представляющее собой религиозную святыню, будь-то православный храм или католический костел. Это необходимо учитывать во время проведения фотосъемки. Поэтому, съемка в церкви должна проводиться с почтением к святому месту.

В-третьих – фотографу приходится сталкиваться со сложностью работы в маленьком помещении, особенно это имеет отношение к съемке крестин.

Если есть возможность, то необходимо осмотреть будущее место съемок и учесть степень его освещенности. Желательно захватить фотокамеру с собой, и прикинуть какую выдержку надо установить чтобы получилась корректная . Если же света действительно недостаточно, то придется использовать один из двух нижеприведенных вариантов, при которых съёмка в храме окажется удачной. Итак,

1. Использовать светосильные объективы
В этом случае вряд ли понадобятся зумы типа 24-70 2.8 и прочие дорогие 17-35 2.8. Наиболее простой стандартный объектив 50 мм со светосилой — 1.4 будет здесь более полезен. Как свидетельствует практика, хорошие снимки можно также получить светосильной и резкой оптикой — Nikkor AF-S 35mm f/1.8G DX и менее резкой — Nikon 50mm f/1.8D AF Nikkor. Не важно, какую систему предполагается использовать, и какая светосила приемлема. Если обычного китового зума со стабилизатором будет достаточно для съемки в помещении с плохим освещением, то можно использовать и его. Если же освещение совсем плохое, то надо будет поднять ISO до невероятных высот. При этом, стоит оговориться, что снимать придётся в RAW, а затем нужно будет подавить шумы в фоторедакторе. Зато, таким образом, сохранится атмосфера места съемки, что весьма важно. Кроме того, в случае необходимости можно поставить поправку экспозиции на минус треть или на минус единицу.

2. Аккуратно воспользоваться вспышкой
Если же по какой-либо причине отсутствует светосильный объектив, но есть внешняя вспышка, можно использовать ее. Но со вспышкой работать в церкви еще сложнее, нежели со светосильной оптикой. Обусловлено это тем, что сооружение имеет достаточно большую высоту. Это обстоятельство не дает возможности использовать внешнюю вспышку с отражением от потолка. Кроме того, отраженный свет будет иметь не самый приятный цветовой оттенок. Дело в том, что в церкви стены и потолки расписаны картинами, иконами или же покрыты фресками. Так что лучше использовать заполняющий свет с карточным отражателем или специальной рассеивающей насадкой. Рассеиватель позволит смягчить тени, однако нужно быть готовым к тому, что фотографии будут сделаны в стиле «вспышка в лоб». Иной раз с аналогичным результатом можно использовать и встроенную вспышку. В том случае если всё-таки разрешено использовать вспышку, то для того чтобы получить резкие снимки необходимо будет прикрыть диафрагму.

Как фотографировать в церкви со вспышкой

В первую очередь нужно узнать, можно ли использовать вспышку. Запрет может налагаться в связи с тем, что старые иконы и росписи стен чувствительны к жесткому импульсному свету. Перед съёмкой необходимо спросить у кого-нибудь из работников церкви или обратиться непосредственно к батюшке за благословением на съемку. Также надо узнать, можно ли пользоваться вспышкой и куда можно или же нельзя заходить. Не стоит пренебрегать этим советом. Как показывает практика, обычно батюшки охотно дают разрешение на съемку.

Во время съемки не стоит делать длинные серии по 10 кадров в секунду. В помещении церкви или храма присутствует особая акустика, которая усиливает звуки затвора и обрывает слова батюшки. Можно сделать серию снимков во время пения хора. И естественно, не надо бегать и громко разговаривать во время съемки в церкви, это элементарная культура.

Съемка венчания

Не стоит огорчаться, если в церкви мало места и получается сфотографировать, лишь затылки молодой четы – это вполне нормально. Хотя при этом и теряется художественная часть снимка. В связи с длительностью церемонии, молодые долгое время стоят со свечами. Разнообразия, конечно, не слишком много. Однако, в этот момент можно параллельно сделать несколько отличных снимков родителей и друзей, которых переполняют чувства. Не стоит забывать и о интересных местах храма, а также церковных атрибутах, таких как росписи на стенах, подсвечники, и т.д. Тем более, если всё действо происходит в таком городе как москва фотограф на свадьбу и последующее венчание просто обязан запечатлеть богатые элементы убранства собора.

Фотограф во время съемки венчания может сделать отличные кадры – это и символическое связывание батюшкой рук молодых, и восхитительные короны над их головами, и обход алтаря, который повторяется трижды.

Съемка крещения

Отдельно следует рассказать о фотосъемке крестин. Крайне важно предварительно осмотреть место предстоящей съемки обряда. Для того чтобы в небольшом помещении наилучшим образом запечатлеть церемонию, следует захватить с собой монопод, кусок пластиковой трубы, лыжную палку, швабру, в общем что найдете в качестве упора. Для проведения съемки лучше всего использовать настройки ISO в 800-1600, с диафрагмой F3.5-4. Выдержку следует подобрать по лицам. Во время съемки нужно стараться как можно больше двигаться, чтобы уловить все нюансы обряда. Камеру следует фокусировать то на ребенке, то на горящей свече в руках, то на спине батюшки. Хорошие снимки можно получить, опустив камеру вниз к полу или же сверху. Например, стоя на табуретке (если, конечно, позволят). Неплохо использовать мелкие серии. Также интересными будут кадры алтаря, а после окончания обряда — батюшки с младенцем и крестными родителями на фоне икон.

Используя эти нехитрые советы, получится запечатлеть древние христианские обряды, которые имеют большое значение в жизни виновников этих событий.

Если Вы собираетесь фотографировать в церкви, необходимо получить разрешение на фотосъемку у священника если потребуется. Для фотосъемки во время богослужения необходимо взять благословение у настоятеля храма или одного из священников, которые в нем служат.

Если вы зашли в церковь в то время, когда богослужения нет, такой необходимости, возможно, не возникнет. Тем не менее, если на двери висит предупреждение о том, что фотографировать в храме запрещено, нужно спросить согласия.

Во время фотосъемки в церкви фотографу категорически нельзя:

— разговаривать и просить молодоженов посмотреть в объектив во время богослужения;

— мешать движению священнослужителей;

— заходить на возвышение перед иконостасом;

— ходить по коврам (они только для священника и венчающихся);

— проходить между священником и иконостасом;

— вставать ногами и садиться на церковную мебель для того, чтобы поймать хороший ракурс;

Первое, что фотограф, собирающийся снимать венчание или крещение в церкви, в храме свои правила, нужно относиться почтительно к святому месту .

Желательно перед тем, как приступить к съемке, попросить на это благословение (разрешение) батюшки.

Как фотографировать в церкви?

Многие начинающие фотографы сталкиваются с тем, что сделанные в церкви фотографии получаются темными или размытыми.

Обычно в церкви достаточно темно, поэтому предпочтительно снимать малошумной фотокамерой с большой матрицей (Nikon d610, D 750, d4 или Canon 6d, 5d mk 3). Если же у Вас кропнутый фотоаппарат, понадобится дополнительный led-свет. Для того, чтобы получить красивые фотографии венчания с естественным освещением (без вспышки), необходимо:

При съемке венчания важно заранее выбрать подходящую точку съемки. В основном, фотографы встают сбоку от венчающихся либо за спиной священника, встав полубоком к алтарю. Во время фотосъемки в церкви фотограф может перемещаться, но делать это необходимо не часто, только тогда, когда это действительно необходимо. Не забывайте фотографировать новобрачных также со спины. Не забывайте в кадр включать священника; без него вряд ли получится полная картина таинства венчания.

То же самое касается и съемки крещения. Не стесняйтесь приседать или вставать на цыпочки, когда это необходимо. Старайтесь взять такой ракурс, чтобы в кадре были хорошо видны личико ребенка, его матери и священника.

В церкви лучше отказаться от съемки со вспышкой. Как бы хорошо ни получались фото со вспышкой, она не способна передать атмосферу таинственности, которая создается естественным тусклым светом в храме и пламенем свечей. Кроме того, яркий световой импульс от вспышки будет отвлекать священника от таинства венчания.

Чтобы фотографии в церкви получились четкими, используйте светосильный объектив. Во время съемки венчания не забывайте поднять значение ISO до 2000 или 2500. При большом значении ISO выдержка будет достаточно короткой для того, чтобы вы могли фотографировать венчание с рук и других опор.

Само собой, снимайте только в формате RAW, чтобы потом можно было уменьшить шумы и поправить в редакторе цвета. Выдержка не должна быть длиннее 1/60 сек., иначе у вас могут получиться нерезкие смазанные фотографии. Оптимальный вариант выдержки – 1/80 – 1/100 сек. Можно взять с собой штатив, но он не позволит вам оперативно перемещаться по помещению, если на церемонию приглашено много гостей. Поэтому лучше взять монопод.

В некоторых случаях светосилы объектива бывает недостаточно. Тогда пользуйте внешнюю вспышку, предварительно надев на нее рассеиватель, чтобы не получить неприятный эффект “вспышки в лоб” и смягчить тени. Старайтесь в этом случае занять такую позицию, чтобы яркий свет от вспышки не отвлекал священника, гостей и главных объектов съемки от священной церемонии.

Часто туристы, посещая различные церкви, храмы, соборы или костелы попадают в неловкую ситуацию, когда начинают фотографировать различные церемонии или внутреннее убранство храма, и к ним с требованием прекратить съемку подходит служитель... О том как не попасть в такую неприятную ситуацию и пойдет речь в нашей статье.

Как правило, фото- и видеосъемка в костёлах () не запрещена, однако если это территория музея, то придется заплатить за право съемки.

Итак, если на входе в костёл не вывешен запрещающий знак, то снимать можно. Знак фотоаппарата с перечёркнутой вспышкой допускает проведение фотосъемки , но запрещает использовать вспышку. Все же по возможности рекомендуется спросить у служителя (смотрящего за порядком) разрешения на съемку в костёле. По личному опыту и опыту моих товарищей могу заметить, что если мы вежливо обращаемся за разрешением, то в 75 ‰ случаев получаем положительный ответ. Напротив, в 90 случаях, когда мы вели фото- или видеосъемку без предварительного разрешения, служитель сам подходил к нам и просил прекратить съемку.

В рамках приличия запрещается фото- и видеосъемка во время службы. Однако вы все же можете снимать, если будете делать это очень аккуратно и тихо, пользуясь бесшумной техникой в режиме без фотовспышки.

Всегда помните, что костёл это «дом Божий». Не стоит сильно размахивать своей техникой и проводить фотосессии на темы «я и святой Иисус», «я в молитве» и т.п. Не рекомендуется также снимать на фото или видео людей в костёле.

Но всегда есть исключения. Памятные снимки и видео будут очень уместны при проведении свадьбы, празднования совершеннолетия и других торжеств, когда собирается множество родственников, чтобы поздравить друг друга. На таких мероприятиях вы сможете провести любую съемку как вам удобно, и все будут считать вас гостем торжества. Однако в этом случае следует играть роль до победного конца, никто не должен догадаться, что вы турист, который с интересом снимает происходящее.

Обряд крещения - важное семейное событие, и многие родители хотят сохранить память о нем на всю жизнь. Поэтому они приглашают в церковь фотографа, печатают альбом. Семейный фотограф Ляля Гарбуз уже восемь лет снимает крещения. В этой статье она делится ценными советами по технике съемки таинства.

Перед съемкой

Крещение хорошо снимет человек, который сам верит в Бога, с уважением относится к церкви. Человек, далекий от православия, не знает важных особенностей пребывания в храме, может наделать массу ошибок. Это отношение обязательно проявится на снимках. Поэтому, если к вере у вас отношение негативное, лучше отказаться от съемки. С другой стороны, если человек знает, как принято вести себя в храме, вопросов, что ему надеть и как подготовиться, не возникнет.

А подготовиться, конечно, нужно. Женщине следует надеть кофту, закрывающую плечи, и юбку либо платье длиной не выше колена. Минимум косметики. И обязательно покрыть голову платком. Мужчине не следует надевать шорты. Войдя в храм, мужчина снимает головной убор.

Диафрагма: f/2.2
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/250
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Чего делать в церкви нельзя? Поворачиваться спиной к алтарю: во время съемки стараемся встать как бы вполоборота. Проходить между купелью и крестными с ребенком: тут может ходить лишь батюшка. Между купелью и алтарем также перемещаться нельзя. Получается, если фотограф снимает справа от алтаря и хочет поменять точку съемки, сместившись налево, ему нужно обойти всю группу присутствующих - крестных, гостей - сзади.

В церкви есть канун - особый стол с распятием со Спасителем, куда ставятся свечи для поминания усопших. Незнающие фотографы любят фотографировать малыша с родителями или крестными на фоне этих свечей и распятия. Священнослужители не скажут вам, что этого делать нельзя, но это как минимум неуместно, ведь вы фотографируете жизнь, а здесь поминают усопших.

Женщину с ребенком лучше фотографировать возле иконы Богоматери. Но только буквально несколько кадров, без усердного позирования, не стоит превращать таинство в позерство.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

С батюшкой родители обычно разговаривают заранее: узнают, можно ли фотографу снимать таинство. Редко, но бывает, что священнослужитель против или может попросить не снимать момент погружения младенца в купель. Поэтому лучше, чтобы родители о таких нюансах узнали заранее. Я стараюсь брать благословение у батюшки перед съемкой. Правда, это не всегда получается - часто священник появляется в последний момент, занимается родителями, и отвлекать его неудобно.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Важные нюансы обряда

Фотосъемка крещения – это репортаж. Важно понимать, что в разных храмах обряд может проходить по-разному. Например, все знают, что мальчика вносят в алтарь. Батюшка входит с младенцем на руках с одной стороны, а выходит с другой - в этот момент можно сделать красивые снимки. На моей практике однажды батюшка вышел с той же стороны, откуда и зашел, что стало полной неожиданностью, ведь я ждала его в другом месте. Главное для фотографа - не теряться в такие моменты.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В процессе крещения мы снимаем не только погружение в купель, но и все важные моменты таинства: отречение от сатаны, помазание елеем, погружение в воду, надевание белой одежды и креста, миропомазание, хождение вокруг купели, смывание мира и пострижение пряди волос, внесение в алтарь мальчиков и поднесение к царским вратам девочек, иногда и первое причастие. Стараемся найти лучший ракурс и делаем несколько дублей, ведь возможности переснять уже не будет. Важно не переборщить со съемкой, поскольку работу затвора очень хорошо слышно в церкви - старайтесь работать понемногу, деликатно. Например, снимать не во время чтения молитвы, а когда совершается какое-то действие: скажем, когда батюшка совершает миропомазание младенца, или малыш вам улыбается. Не упустите возможность сфотографировать крестных на фоне алтаря в момент отречения от сатаны.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Бывает крещение индивидуальное - это самый лучший вариант, - когда в церкви присутствуют только родители, ребенок и небольшое количество гостей. Но иногда приходится снимать групповой обряд, когда присутствуют несколько детей, их крестные, гости. В таких условиях работать сложнее – «чужие» люди могут в самый неподходящий момент перекрыть кадр, и фотографу придется быстро менять точку съемки. В условиях слабой освещенности требуется больше времени, чтобы поймать фокус… а это драгоценные секунды!

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/320
ISO: 2500
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D700
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Впрочем, и плюсы свои в этом тоже есть: группу крестных выстраивают в шеренгу и детишек крестят по очереди. Я в таком случае прошу клиентов не быть первыми - тогда я могу «пристреляться» на «чужом» младенце, когда батюшка его окунает в купель, выбрать наилучший ракурс, уточнить выдержку. Разные батюшки по-разному окунают малышей в купель. Кто-то делает это очень быстро, раз-раз - и все закончилось. Чаще всего ребенка окунают с головой, и у фотографа есть буквально доля секунды схватить момент, когда из воды показывается мокрое личико. Но иногда лишь поливают воду ребенку на голову, в лучшем случае рукой, а часто и просто из пластикового ковшика. Может оказаться, что батюшка будет окунать младенца в купель не три раза, как обычно, а всего один, и лучше о таком моменте знать заранее. Конечно, при индивидуальном крещении батюшка часто сам немного «подыгрывает» фотографу - может развернуть малыша личиком на камеру. Но все предусмотреть наперед нельзя, и лучше быть готовым работать в любых, самых непростых условиях.

Еще один положительный момент группового крещения - это забавные задние планы. Например, когда «твой» ребенок зевает, а другой на заднем плане заливается слезами. Однажды я снимала крещение мальчика, а рядом стояли крестные с девочкой, наряженной настоящей принцессой. Она уснула, забавно уронив голову набок. Я использовала этот момент в качестве заднего плана, получилось очень трогательно.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/200
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Предварительная беседа с родителями и крестными

Обычно я заранее прошу родителей и крестных обращать внимание на меня во время обряда, хотя бы изредка разворачивать ребенка в мою сторону, не закрывать его.

Всегда предупреждаю, что во время крещения малыш будет плакать. В этом нет ничего страшного: плачут все, и если вдруг ребенок совсем не захочет успокаиваться, батюшка позволит маме взять его на руки. Но очень некрасиво выглядит на фотографиях момент, когда взрослые, пытаясь успокоить малыша, вытягивают губы в трубочку. Лучше всего улыбаться ребенку, это и для фотографий хорошо, и малыш быстрее остановится - ваша улыбка передаст ему нужное настроение, позитив.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/160
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D800
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Вообще, крещение - радостное событие в семье. Это по-настоящему торжественный момент, и излишне серьезные лица в кадре искажают настроение, это может выглядеть угрюмо. Крещение часто называют вторым рождением, в этот день человек рождается духовно, и это должно вызывать только светлые, радостные эмоции.

Диафрагма: f/3.5
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Свет и техника для съемки в храме

Есть просторные храмы со множеством больших окон, и если повезет и будет солнечный день, снимать в таком месте - невероятно красиво, даже волшебно. А бывают так называемые крестильные комнаты - помещения, иногда даже отдельно стоящие от самого храма, внутри довольно скромные, крошечные. Здесь не будет той сильной атмосферы, старинных икон, росписи, свечей. Света в таких крестильных комнатах бывает совсем мало - для фотографа и его техники это настоящее испытание.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

В такой ситуации не обойтись без фотоаппарата с качественной матрицей, который позволит выставить высокие значения ISO, и светосильной оптики. Я люблю снимать на камеру Nikon D810. На ней можно «задирать» чувствительность: могу снимать на ISO 6400, но такое бывает редко.

Иногда я открываю диафрагму до 2.0, хотя я не любитель работать на открытой диафрагме. Знаю, многие обожают красивое боке, я же больше ценю несколько планов на фотографии, по возможности стараюсь «прикрываться» хотя бы до f/4.0. Если использую объектив AF NIKKOR 20mm f/2.8D для общих планов, то для него значение диафрагмы 2.8 вполне нормально, в кадре не будет сильной размытости. Он позволяет снимать общие, воздушные планы, передавать атмосферу - можно сфотографировать весь храм: и людей, и интерьер, и даже потолок. Второй объектив, который я использую - AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G для средних и крупных планов. Иногда в ход идет AF-S NIKKOR 35mm f/2D.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Выдержки в церкви будут довольно длинные - это может быть 1/125 и длиннее, скажем, если люди в кадре стоят без движения. Момент погружения в купель - очень важный, здесь выдержка короче - 1/320, значение ISO - выше. И, разумеется, вспышка недопустима. Не только потому, что она мешает священнику, но и потому, что свет от вспышки наносит вред старинным иконам.

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Следите за тем, чтобы у вас были общие, средние и крупные планы. Что можно снять крупно? Например, момент причастия, погружение в купель, пострижение волос, помазание, портреты. Очень здорово, когда на крещении со стороны семьи присутствуют ребята постарше, и они всячески проявляют нежность к младенцу, тискают, целуют его. Конечно, это тоже великолепные крупные планы.

Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/250
ISO: 1600
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Фотоальбом

Я делаю съемку в двух форматах: RAW + JPEG, чтобы отдать фотографии родителям сразу после события. У Nikon D810 отличный баланс белого, кадры в JPEG получаются очень гармоничными. RAW необходим для последующей обработки, цветокоррекции и ретуши.


Диафрагма: f/2.8
Выдержка: 1/125
ISO: 3200
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D3S
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G

Формат моих книг – 20х20 и 25х25 см, это удобно. Ограничение по количеству снимков для книги - не более 60. Когда их больше, альбом получается перенасыщенным мелкими кадрами, которые очень тяжело рассматривать.

Каждая семья уникальна, и их история тоже, поэтому такой важный процесс, как верстка альбома, я не могу доверить никому. Я использую простую классическую верстку, подложка - белый фон. Выбираю сильные кадры и поддерживающие, меняю количество снимков на странице, выстраиваю нужную композицию.

Бывает, не могу выбрать один кадр из нескольких, тогда прошу помощи родителей. Это важно, пусть даже не всегда наши мнения совпадают. В конце концов, это их семейный альбом, и только им принадлежит право решать, что важно, а что второстепенно.


Диафрагма: f/3.2
Выдержка: 1/320
ISO: 2000
Фокусное расстояние: 50 мм
Камера: Nikon D4
Объектив: AF-S NIKKOR 50mm f/1.4G