Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

ЛЕКЦИЯ № 5. Транспортная логистика

1. Сущность, принципы и функции транспортной логистики

Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми движениями, а управление материальным потоком невозможно без его перевозки.

Логистические операции на пути движения материального потока происходят с применением различных транспортных средств.

Затраты на эти операции составляют примерно половину от суммы затрат на логистику.

С учетом данного подхода к транспорту как части логистической цепи, логистика коммерции рассматривается в разных аспектах:

1) с позиции эффективности работы отдельных видов транспорта;

2) с точки зрения организации перевозок от грузопроизводителя до получателя;

3) с учетом интересов клиента важны не только основная перевозка, но и обработка, хранение.

Качество перевозок в большей степени отражается на общих расходах, чем их себестоимость, поэтому учет вышеперечисленных аспектов способствует оптимальному выбору транспортных услуг.

Транспорт, являясь важным звеном логистической системы, должен быть достаточно гибким для обеспечения перевозочного процесса с удовлетворением изменяющегося спроса.

Сам транспорт делится на:

1) транспорт общего пользования (охватывает нужды народного хозяйства в транспортировке грузов и пассажиров);

2) транспорт необщего пользования (транспорт самого предприятия и транспорт, принадлежащий нетранспортным фирмам).

Задачи транспортной логистики заключаются в обеспечении участников транспортного процесса техническим соответствием – это согласованность параметров транспортных средств, позволяющая работать как с контейнерами, так и с пакетами; технологическим соответствием, где технологическое соответствие – это применение единой технологии транспортировки и прямых перегрузок; согласование экономических интересов и использование единых систем планирования.

Создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор пути следования и вида транспортного средства – все эти задачи также относятся к транспортной логистике.

Из книги Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management. автора Шумович Александр Вячеславович

Проведение Координация и логистика вашего мероприятия И вот наступил День мероприятия.Эта глава книги – единственная, посвященная собственно мероприятиям. Все остальные – подготовка и советы, как организовать работу. Вы можете год готовить мероприятие, которое будет

Из книги Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними автора Сидоров Дмитрий

Логистика цепочки поставок В настоящее время одним из приоритетов развития торговых компаний в России должна становиться логистика. Основные принципиальные задачи логистики – оптимальное управление товарными, информационными и денежными потоками для обеспечения

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика 1. Понятие и сущность логистики Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

10. Маркетинговая логистика В современный период аргументировано использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.С позиции логистического подхода концепция маркетинга

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

ЛЕКЦИЯ № 4. Складская логистика 1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с

Из книги Ресторан выездного обслуживания (кейтеринг): с чего начать, как преуспеть автора Погодин Кирилл

1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с затратами на продвижение через склад

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

5. Транспортная документация Основными документами, регламентирующими правила перевозок, являются Устав железных дорог РФ, внутреннего водного, автомобильного транспорта, Кодекс торгового мореплавания.Уставы и Кодекс определяют обязанности и права, а также

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

ЛЕКЦИЯ № 6. Производственная логистика 1. Сущность и содержание производственной логистики Предприятие на современном этапе развития рассматривается в долговременной взаимосвязи с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции, оно должно являться частью

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

ЛЕКЦИЯ № 7. Логистика запасов 1. Сущность и содержание логистических запасов Логистические процессы, проходящие или внутри предприятия, или между предприятиями, охватывают движение материальных потоков и сопровождаются постоянным созданием запасов. Причина создания

Из книги автора

ЛЕКЦИЯ № 9. Распределительная логистика 1. Цели, задачи и функции распределительной логистики Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.Распределительная логистика представляет собой планирование и

Из книги автора

2.3. Производство и логистика Физическое производство выставки включает управление множеством субподрядчиков, прежде всего взаимодействие с застройщиками, транспортно-экспедиторскими компаниями, специальными поставщиками, службами питания и т. д. Застройка курируется

Из книги автора

Логистика Под логистикой мы понимаем службу организации доставки всего необходимого до места назначения.Как правило, в компании есть три направления движения материальных потоков:? входящий – доставка всего, что нужно для производства и обеспечения работы компании;?

Из книги автора

Из книги автора

Глава 14 Управление оптовой и розничной торговлей и логистика В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Какие есть основные типы маркетинговых посредников?2. Какие маркетинговые решения принимают эти маркетинговые посредники?3. Каковы основные тенденции


Министерство образования российской федерации

Тольяттинский государственный институт сервиса

Кафедра «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

О.Н.Наумова

Протокол УМС № _______

«____»________ 2003г.

Курс лекций

по дисциплине «Коммерческая логистика»

для студентов экономических и неэкономических специальностей

Составил: к.э.н. Романеева Е.В.

Тольятти 2003 год

Курс лекций по дисциплине «Коммерческая логистика» разработан на основании требований Государственного образовательного Стандарта высшего образования

Утверждено на заседании кафедры «Экономика, организация и коммерческая деятельность»

Протокол № 10 от “ 3 07 2003 года

Зав. кафедрой ___________ Е.Г. Пипко

Одобрено научно-методическим советом специальности

3513.00 «Коммерция (торговое дело)»

Протокол № _____ от ________________

Председатель НМС_______________

Рецензент: к.э.н., доцент Пипко Е.Г.__________

Лекция № 1. История развития логистики ……………………………………….……….. 4

Лекция № 2. Научные основы логистики …………………………………………………. 8

Лекция № 3. Закупочная логистика ……………………………………………………..... 13

Лекция № 4. Распределительная логистика ………………………………………..……. 22

Лекция № 5. Логистика запасов ………………………………………………………….. 34

Лекция № 6. Транспортная логистика …………………………………………………… 41

Список литературы …………………………………………………………….………….. 55

Лекция № 1. История развития логистики

    Исторические предпосылки возникновения логистики.

    Этапы эволюции логистики.

    Роль логистики в экономике России.

1. Исторические предпосылки возникновения логистики

Понятие логистики имеет свою историю. Семантика (словарное значение) слова восходит к Древней Греции, где «logistike» обозначало «счётное искусство» или «искусство рассуждения, вычисления».

Ещё в период Римской империи существовали служители, которые именовались «логисты», которые занимались распределением продуктов питания. В первом тысячелетии, а именно во времена византийского императора Льва VI (866–912 гг.) логистика определялась, как искусство снабжения армии и управления её запасами, включая подготовку каждого военного похода.

Благодаря военному делу логистика выросла в науку. Создателем первых научных трудов по логистике принято считать французского военного специалиста начала XIX века, барона А. А. Жомини (1779–1869гг.), в которых он определял логистику как науку об управлении при планировании запасов, перевозках и снабжении войск .

Некоторые принципы логистики использовались армией Наполеона, однако как военная наука логистика сформировалась лишь к середине XIX в.

Широкое развитие принципы логистики получили в годы второй мировой войны, и, прежде всего, в материально-техническом снабжении армии США на европейском театре военных действий, что позволило своевременно и систематически обеспечивать американскую армию поставками вооружения, горюче-смазочных материалов и продовольствия в необходимых количествах.

Параллельно с практическим применением во многих странах, прежде всего в США и СССР, развивается теория военной логистики, которая определяет логистику как науку о планировании и управлении перемещением и материально-техническим снабжением войск.

Вторая трактовка термина «логистика» в значении математической логики использовалась в работах Г. Лейбница (1646–1716гг.).

Постепенно понятия и методы логистики переносятся из военной области в гражданскую, вначале как нового научного направления о рациональном управлении движением материальных потоков в сфере обращения, а затем и в производстве.

Логистика как наука и как инструмент бизнеса стала формироваться в начале 1950-х годов, прежде всего в США.

Эволюция логистики тесно связана с историей и эволюцией рыночных отношений в индустриально-развитых странах, причём сам термин «логистика» укоренился в бизнесе и стал повсеместно применяться в мире лишь с конца 1970-х годов.

2. Этапы эволюции логистики

В генезисе логистики XX века можно выделить несколько исторических этапов (Рис. 1). Период с 1920-х до начала 1950-х годов называется периодом «фрагментаризации».

Становление концепции маркетинга, как следствие постепенного перехода мировой экономики от рынка производителя к рынку покупателя, явилось ключевым фактором, объясняющим появление логистики в бизнесе.

Период с середины 1950-х по 1960-е годы западные специалисты называют периодом становления (концептуализации) логистики.

Одним из ключевых факторов стремительной экспансии (распространения своего влияния) в западный бизнес явилось возникновение в этот период концепции общих затрат в физическом распределении.

В конце 1960-х годов на Западе была сформулирована так называемая концепция бизнес-логистики, как интегрального инструмента менеджмента. Основное содержание концепции сводилось к следующему: «Логистика – это менеджмент всех видов деятельности, которые способствуют движению и координации спроса и предложения на товары в определённом месте и в заданное время».

К началу 1970-х годов были сформулированы фундаментальные принципы бизнес-логистики и некоторые западные фирмы начали их успешно применять на практике.

К концу 1970-х на Западе практически завершилась так называемая «тарно-упаковочная революция», которая коренным образом изменила складской процесс, его операционный состав, организацию, техническое и технологическое обеспечение.

Период с 1980-х до середины 1990-х годов характеризуется стремительным развитием современных интегральной и маркетинговой концепций логистики в индустриальных странах Запада.

В рассматриваемый период произошли существенные изменения в мировой экономике, которые объясняют феномен логистического «взлёта». Основными из них являются следующие:

1) революция в информационных технологиях и внедрение персональных компьютеров (ПК);

2) глобализация рынка;

3) изменения в государственном регулировании инфраструктуры экономики;

4) повсеместное распространение философии всеобщего управления качеством;

5) рост партнёрства и стратегических союзов;

6) структурные изменения в организации бизнеса.

3. Роль логистики в экономике России

Роль логистики в экономике России определяется системным взаимодействием пяти основных факторов: экономического, организационно-экономического, информационного, технического и специфического (для российских условий), связанного с регулированием хозяйственных процессов. Остановимся на каждом из перечисленных факторов .

Экономический фактор. В настоящее время на передний план выдвигается поиск возможностей сокращения производственных затрат и издержек обращения как для увеличения прибыли фирмы, так и для наиболее полного удовлетворения интересов потребителя, оказания ему комплекса услуг. Таким образом, если в условиях развития рыночных отношений принцип «расчёт–выгода–потребитель» находится в центре внимания, то потенциал логистики обеспечивает воплощение этого принципа.

Организационно-экономический фактор. Наряду с происходящими в российской экономике процессами дробления хозяйственных структур, автоматизации новых структурных образований, децентрализации управления получают развитие процессы кооперации и интеграции хозяйственной деятельности. В переходной экономике,

предполагающей наличие различных форм собственности, всё большее значение приобретают интеграционные формы управления и тенденция к координации, которые в особенности характерны для логических процессов взаимодействия предприятий-изготовителей, потребителей, посредников, складского хозяйства и транспорта.

Информационный фактор. Особенно актуально развитие информационных связей, которые являются причиной и следствием развития рыночных отношений, взаимообусловливают друг друга. Информатика наиболее тесным образом связывает рынок и логистику, поскольку составляющей логистических процессов являются информационные потоки.

Технический фактор проявляется в том, что логистика как система управления, её субъекты и объекты управления развиваются на основе современных технических достижений в транспортно-складском хозяйстве и в сфере управления (при автоматизации и компьютеризации управления), обеспечивающих решающий успех на рынках товаров и услуг. В свою очередь, коммерческая инициатива и развитие рыночных отношений стимулируют внедрение новой техники в процессы управления материальными потоками, которые в условиях технической модернизации требуют эффективного управления на логической основе.

Специфический фактор. Большую актуальность логистика приобретает из-за необходимости в государственной поддержке процессов товародвижения. Использование различных методов государственного управления для регулирования этих процессов адекватно логическим подходам. Они применимы и эффективно используются не только на микроуровне предприятий и организаций – участников процесса товародвижения, но и на региональном и федеральном уровне.

Причины возрастания интереса к логистике обусловлены потребностями развития экономики и бизнеса в России. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение себестоимости каждой единицы продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счёт снижения общих издержек.

К основным тенденциям развития логистики относятся следующие факторы:

1. Быстрый рост затрат на перевозку. Традиционные методы распределения стали более дорогостоящими в связи с ростом товарных цен и инфляцией. Повышение уровня управления предполагает рассмотрение смежных с перевозками аспектов логистики (производство, поставки продукции, распределение, финансы).

2. Достижение предела эффективности производства. Становится всё труднее достигнуть существенного снижения производственных затрат, потому что с производства уже «сняты все сливки». С другой стороны, логистика остаётся областью, где ещё сохраняются значительные потенциальные возможности сокращения издержек фирмы.

3. Фундаментальные изменения в философии запасов. В одно и то же время у розничных продавцов находится приблизительно половина запасов готовой продукции, другая половина – у оптовых торговцев и производителей. Методы управления запасами способны сократить общий уровень запасов и изменить соотношение поддерживаемого запаса к 10% у розничных продавцов и 90% у дистрибьюторов и производителей.

4. Создание продуктовых линий как прямой результат внедрения концепции маркетинга (предоставление каждому потребителю той продукции, которая ему необходима).

5. Компьютерные технологии. Логистическое управление связано с обработкой огромного массива данных. Сама возможность управления предполагает знание: местоположение каждого потребителя; размера каждого заказа; местоположение средств производства, складов и центров распределения; затрат на перевозку от каждого склада или завода каждому потребителю; доступных видов транспорта и предполагаемого уровня обслуживания; местоположения поставщиков; уровня запасов на каждом складе и центре распределения. Развитие компьютерных технологий позволяет осуществить на практике концепцию логистики.

6. Рост использования компьютеров поставщиками (продавцами) и потребителями. Это позволяет фирмам систематически изучать качество услуг различных поставщиков. На основе такого анализа можно достаточно точно определить уровень обслуживания, представляемого поставщиками. Результаты анализа приводят многие фирмы к осознанию необходимости модернизации используемых ими систем распределения. Некоторые производственные фирмы используют систему поставки материальных ресурсов «точно в срок», которая предъявляет очень высокие требования к поставщикам.

Логистика: конспект лекций Мишина Лариса Александровна

ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика

ЛЕКЦИЯ № 1. Логистика

1. Понятие и сущность логистики

Логистика – искусство рассуждать, вычислять. В экономике логистика – это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя. В начале ХХ века в России профессора Петербургского института путей сообщения издали труд «Транспортная логистика», на его базе были построены модели перевозки войск, которые получили практическое применение при проведении и планировании военных действий Первой мировой войны. В ходе Второй мировой войны логистика имела широкое применение в материально-техническом снабжении армии. Активное применение логистики в экономике относится к 60–70 годам прошлого века. До середины прошлого века не придавалось большого значения созданию схем поставки товара. Этот период характеризуется развитием производства. Однако к середине прошлого века возникла необходимость поиска путей создания конкурентных преимуществ. На этом этапе денежные вложения в систему распределения влияют на положение поставщика на рынке сильнее, чем капиталовложения в сфере производства. Отслеживание всех этапов движения сырья, деталей и конечной продукции позволяет увидеть потери, допускаемые в привычных схемах управления материальными потоками. В логистически организованных цепях себестоимость товара в конечном пункте оказывается ниже, чем себестоимость того же товара при отсутствии логистического подхода. Этот мониторинг показывает явный экономический выигрыш от применения логистики в экономике. Именно поэтому логистику стали применять для более эффективного управления материальными потоками. Активному применению логистики помог научно-технический прогресс, который сделал компьютерные технологии и моментальную связь более доступными. Это позволило следить за материальными и информационными потоками, управляя ими на всех этапах перемещения.

Из книги Великолепные мероприятия. Технологии и практика event management. автора Шумович Александр Вячеславович

Проведение Координация и логистика вашего мероприятия И вот наступил День мероприятия.Эта глава книги – единственная, посвященная собственно мероприятиям. Все остальные – подготовка и советы, как организовать работу. Вы можете год готовить мероприятие, которое будет

Из книги Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними автора Сидоров Дмитрий

Логистика цепочки поставок В настоящее время одним из приоритетов развития торговых компаний в России должна становиться логистика. Основные принципиальные задачи логистики – оптимальное управление товарными, информационными и денежными потоками для обеспечения

Из книги Логистика: конспект лекций автора Мишина Лариса Александровна

10. Маркетинговая логистика В современный период аргументировано использование маркетинга в распределительной логистике, что может содействовать более оптимальному ходу совершенствованию сбытовой деятельности.С позиции логистического подхода концепция маркетинга

Из книги Управление персоналом: учебное пособие автора Спивак Владимир Александрович

ЛЕКЦИЯ № 4. Складская логистика 1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с

Из книги Выставочный менеджмент: стратегии управления и маркетинговые коммуникации автора Филоненко Игорь

1. Логистика складирования В логистической цепи перемещение материальных потоков невозможно без концентрации в определенных местах нужных запасов, для хранения которых предназначены склады.Увеличение стоимости товара связано с затратами на продвижение через склад

Из книги Fast-менеджмент. Управлять – это просто, если знаешь как автора Нестеров Федор Федорович

ЛЕКЦИЯ № 5. Транспортная логистика 1. Сущность, принципы и функции транспортной логистики Транспортная логистика выступает в роли необходимой составляющей всей теории и практики логистики коммерции, так как логистика как наука занимается управлением всеми потоковыми

Из книги Ресторан выездного обслуживания (кейтеринг): с чего начать, как преуспеть автора Погодин Кирилл

ЛЕКЦИЯ № 6. Производственная логистика 1. Сущность и содержание производственной логистики Предприятие на современном этапе развития рассматривается в долговременной взаимосвязи с поставщиками сырья и потребителями готовой продукции, оно должно являться частью

Из книги Маркетинг менеджмент. Экспресс-курс автора Котлер Филип

ЛЕКЦИЯ № 7. Логистика запасов 1. Сущность и содержание логистических запасов Логистические процессы, проходящие или внутри предприятия, или между предприятиями, охватывают движение материальных потоков и сопровождаются постоянным созданием запасов. Причина создания

Из книги Продажа товаров и услуг по методу бережливого производства автора Вумек Джеймс

ЛЕКЦИЯ № 9. Распределительная логистика 1. Цели, задачи и функции распределительной логистики Главная цель распределительной логистики – доведение товара до потребителя с минимальными издержками.Распределительная логистика представляет собой планирование и

Из книги Вся правда об ИКЕА. Что скрывается за успехом мегабренда автора Стенебу Юхан

8.4.4. Лекция Лекционный метод опирается на деятельность инструктора, представляющего стажерам информацию, и является одной из наименее дорогих форм обучения, потому что связана с небольшими издержками для организации и может использоваться при большом контингенте

Из книги автора

2.3. Производство и логистика Физическое производство выставки включает управление множеством субподрядчиков, прежде всего взаимодействие с застройщиками, транспортно-экспедиторскими компаниями, специальными поставщиками, службами питания и т. д. Застройка курируется

Из книги автора

Логистика Под логистикой мы понимаем службу организации доставки всего необходимого до места назначения.Как правило, в компании есть три направления движения материальных потоков:? входящий – доставка всего, что нужно для производства и обеспечения работы компании;?

Из книги автора

Из книги автора

Глава 14 Управление оптовой и розничной торговлей и логистика В этой главе вы найдете ответы на следующие вопросы:1. Какие есть основные типы маркетинговых посредников?2. Какие маркетинговые решения принимают эти маркетинговые посредники?3. Каковы основные тенденции

ЛОГИСТИКА И ЕЁ МЕСТО В РАЗВИТИИ.

ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ ЛОГИСТИКИ.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

Новым понятиям неизбежно

соответствуют новые обозначения.

Мы выбираем их так, чтобы они

напоминали нам о явлениях,

послуживших поводом для

формирования новых понятий.

Давид Гильберт, 1900 г

Логистика (logistike) – это разработка методов управления материальными и информационными потоками в процессе материального производства и распределения.

Логистика – сфера деятельности, основанная на чётком взаимодействии спроса, производства, транспорта и распределения.

Технология выполнения заказа (на основе логистического подхода):

– оформление поступившего заказа и уточнение его спецификации,

– составление и утверждение плана удовлетворения заказа,

– оперативное планирование выдачи продукции,

– её складское хранение, учёт, комплектация и погрузка в транспортные средства,

–поступление продукции потребителю, выгрузка и расчёты с поставщиком, –обратная связь заказчика с отправителем.

История возникновения

Логистика как наука начала оформляться в начале 1950-х годов.

1920 – 1950 – период фрагментаризации.

К началу 1950 г. была сформирована теория военной логистики в США и СССР.

1950 –1970 – период становления. Стремительная экспансия логистики в западный бизнес → возникновение концепции общих затрат в общем распределении.

> 1950 г. – концепция бизнес – логистики как интегрального инструмента менеджмента

> 1970 г. – сформулированы документальные принципы бизнес – логики

1980 – 1990 – полная логистическая цепь «закупка → производство → дистрибьюция →продажа»

Что обусловило развитие логистики:

– информационные системы;

– глобализация рынка;

– повсеместное управление качеством;

– структурное изменение управления бизнесом.

ВАЖНЕЙШИЕ ПОНЯТИЯ ЛОГИСТИКИ

Материальный поток – то, что мы можем посчитать и учесть.

Информационный поток.

Финансовый поток.

Логистические издержки.

Логистические операции.

Логистические ресурсы.

Логистические функции.

Материальный поток

Материальный поток – поток материально - товарных ценностей (транспорт и т.д.), отнесённый к временному интервалу.

Размерность –

Форма существования – поток груза на конвейере, поток деталей в ГАП.

Поток отнесённый не к временному интервалу, а к моменту времени, – переходит в свою противоположность – в запас.

Например, грузовой поток, рассматриваемый в заданный момент времени, является запасом в пути.

Материальный поток, по отношению к данной логистической системе, классифицируется на внутренний и внешний.

Информационный поток

Информационный поток – это совокупность циркулирующих в логистической системе, между логистической системой и внешней средой, сообщений, необходимых для управления и контроля логистических операций. Информационный поток соответствует материальному потоку и может существовать, например, в виде бумажного или электронного элемента.

Характеризуется:

– источником возникновения;

– направлением;

– периодичностью;

– объёмом;

– скорость передачи и т. д.

Различают: горизонтальный, вертикальный, внешний, внутренний, входной и выходной информационные потоки.

Управление информационным потоком заключается в ограничении скорости до величины, соответствующей скорости приёма; в ограничении объёма потока до величины пропускной способности отдельного узла или участка, или системы.

Логистические издержки

Логистические издержки – затраты на выполнение логистических операций (складирование, транспортировка, сбор, хранение и передача данных о заказах, поставках и т. д.). По своему экономическому содержанию они частично совпадают с издержками обращения и производства, как в сфере материального производства так и в сфере обращения.

По данным за 1987 год логистические издержки в пищевой промышленности в ФРГ составили 29,6%, в машиностроении – 9,8% от суммы продаж

Логистические операции

Логистические операции – совокупность действий по реализации логистических функций, направленная на преобразование материального или информационного потока.

Наиболее часто встречаются логистические операции – транспортировка, складирование, комплектация, погрузка, разгрузка, внутреннее перемещение.

К логистическим операциям также относят сбор, хранение и обработка данных информационного потока, соответствующих данному материальному потоку.

Логистические функции

Логистическая функция – обособленная совокупность логистических операций, направленных на реализацию поставленных перед логистической системой и (или) её звеньями задач.

АСУТП – автоматизированная система управления технологическим процессом;

АСУТСК – автоматизированная система управления транспортно-складским комплексом;

СВЦ – станция вычислительный центр;

УВЦ – узловой вычислительный центр;

АСОУП – автоматизированная схема оперативного управления перевозками.

Рисунок 1 – Обобщённая структурная схема логистики

В финансовой модели учтена непрерывность процесса приёма новых заказов, изменение мощности задействованных технических средств, возможность контроля возникающих ситуаций

Управление системой – с помощью кибернетических устройств. Методологическая основа – применение экспертных оценок (эвристический подход).

Эвристический подход построен по модульному принципу, т. е. предпо-лагают:

– контроль оперативного состояния производственного объекта;

– разработку программы выполнения заявок на перевозку грузов;

– планирование эксплуатации собственных транспортных средств предприятия;

– ежедневный учёт выполнения планов перевозок.

Для практического осуществления принципов логистики необходимо решить экономические, технологические, технические и математические проблемы.

Рисунок 2

Технологическое обеспечение логистики в рамках предприятия проявляется в рамках чёткого взаимодействия выпуска продукции с функционированием транспортно-складского комплекса (ТСК). Технология ТСК, с одной стороны, базируется на технологии предприятия, а с другой – обеспечивает его связь с магистральным транспортом.

Упаковка, пакетирование, внутрискладское перемещение, хранение, экспортирование, загрузка транспортных средств и передача на магистральный транспорт – основные функции данной «микрологической» системы. На фазе «транспортной логистики» её функции состоят в продвижении материальных потоков до получателя по графику в установленное время.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИКОЙ

Постоянно действующие критерии:

– точно в срок;

– точное количество;

– гарантированное качество;

– быстрое реагирование поставщика;

– относительные минимальные затраты.

Главная цель – доставка продукции соответствующего качества точно в срок при минимальных затратах на снабжение, производство, хранение, транспортирование и получение, обработку и передачу информации.

– глобальные;

– локальные.

Глобальные задачи:

– создание комплексных, интегрированных систем материальных, информационных и др. потоков;

– стратегическое согласование, планирование и контроль за использованием логистических мощностей сфер производства и обращения;

– достижение высокой системной гибкости путём реагирования на изменение внешних и внутренних условиях функционирования;

– постоянное совершенствование логистической концепции.

Общие задачи:

– сквозной контроль за потоковыми процессами;

– разработка и совершенствование способов управления материальными потоками;

– многовариантное прогнозирование объёмов производства, перевозок, запасов и т. д.;

– рациональное формирование хозяйственных связей;

– оптимизация технической и технологической структуры транспортно-складских комплексов;

– определение стратегии и технологии физического перемещения материальных ресурсов, информационных потоков.

Частные задачи имеют глобальный характер.

Научные основы:

системный подход;

– совокупность экономико-математических и экономико- статических методов;

– информационные технологии.

Экономические основы:

– наличие независимых товаропроизводителей;

– развитая инфраструктура;

– естественное ценообразование;

– конъюнктура спроса на рынке.

Методологические основы:

– эвристические подходы, т. е. применение экспертных оценок;

– математические и логические расчёты;

– неформальные интуитивные соображения.

ОБЪЕКТЫ ЛОГИСТИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ

– материальные потоки

– информационные потоки

– финансовые потоки

Материальные потоки

Главными категориями являются поток и запас, которые друг без друга не могут существовать. в долгосрочном периоде все совокупности ресурсов представлены в виде потоков, а запасы могут рассматриваться как частные случаи. В краткосрочном периоде целесообразно рассмотрение потоков и запасов на паритетных началах, как паритетных логистических категорий.

Поток (р) характеризует изменение запаса (З)

;

Запас отражает результат изменения и накопления потока

,

Основные параметры потока

– начальные и конечные пункты;

– геометрия пути;

– длина пути (мера траектории);

– скорость и время движения;

– промежуточные пункты;

– интенсивность.

Классификация потоков

1) По отношению к рассматриваемым системам:

– внутренние, р Є S

– внешние, p 1 < S 1 , p 2 > S 2

2) По степени непрерывности:

– непрерывные р=∫t(t)dt – в каждый момент времени по траектории перемещается определённое число объектов.

– дискретные
– образуются объектами, перемещающимися с интервалами

3) По степени регулярности:

– детерминированные Р = f(t) – характеризуются определённостью параметров на каждый интервал времени.

– стахостические
– характеризуются случайным характером параметров.

–вероятность состояния потока.

4) По степени стабильности:

– стабильные
;
.

– нестабильные

5) По степени изменчивости:

– стационарные
,

где – интенсивность потока;

n – количество измеренных единиц;

t – временной период.

– нестационарные

6) По характеру перемещения элементов потока:

– равномерные (характеризуются постоянной скоростью)

;
.

– неравномерные

;
,

7) По степени периодичности:

– периодические

,

где Т – определённый период времени

– непериодические

;

8) По степени соответствия параметров потока заранее заданному ритму:

– ритмичные

– неритмичные

9) По степени сложности:

– простые (дифференцированные) – состоят из объектов одного вида

;

– сложные (интегрированные) – объединяют разные объекты

.

10) По степени управляемости:

– управляемые – адекватно реагирующие на управляющие воздействия со стороны управляющей системы

;

– неуправляемые – не реагируют на управляющее воздействие .

11) По степени упорядоченности элементов потока:

– ламинарные – взаимное перемещение составляющих объектов отсутствует или носит целенаправленный характер.

Внутреннее трение

,

где – кинематическая вязкость потока;

–изменение скорости потока в направлении перпендикулярном направлению потока на величину слоя потока
.

– турбулентные – хаотическое взаимное перемещение элементов потока (флуктуационные изменения потока).

Материальный поток – это продукция (грузы, товары, материально-технические ценности), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логистических (транспортирование, манипулирование, складирование) и/или технологических (мех. обработка, сборка и т. д.) операций и отнесённая к определённому временному интервалу.

Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени.

Материальный поток:

– внешний

– внутренний

Материальный поток:

– входной

– выходной

УПРАВЛЕНИЕ МАТЕРИАЛЬНЫМИ ПОТОКАМИ В ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ЛОГИСТИКЕ

Управление материальными потоками и информационными потоками на пути от склада материальных ресурсов до склада готовой продукции имеет ряд специфических особенностей и называется производственной логистики.

Цель производственной логистики: точность синхронизации процесса производства и логистических операций.

Различают три способа материально-технического обеспечения:

1) Активная система обеспечения (службы заготовительной логистики);

2) Децентрализованная система обеспечения (доставка МТО осуществляется силами работников цехов и участков потребителей);

3) Транзитная (доставка МТО производственным подразделением осуществляется в обход общезаводских складов и заготовительных участков).

Управление потоками производственной логистики осуществляется различными способами:

– толкаючим (выталкивающим);

– тянучим (вытягуючим).

Рисунок 3 – Выталкивающая система

Рисунок 4 – Вытягивающая система

Информационные потоки

Информационный поток – поток сообщений в речевой, документной (бумажной или электронной) и другой форме, генерируемый материальным потоком в рассматриваемой логической системе, между звеньями логистической системы, между логистической системой и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих документаций.

По отношению к логистической системе потоки:

– внешние – между логистической системой и внешней средой;

– внутренние – циркулируют внутри системы.

Информационный поток:

– горизонтальный (один уровень иерархической системы);

– вертикальный (от верхнего уровня к нижнему).

Информационный поток:

– входной;

– выходной.

Носители информационного потока:

бумажные носители;

– магнитные носители;

– электронные видеограммы.

По времени возникновения:

– регулярные (стационарные);

– периодические;

– оперативные.

По назначению:

– директивные (управляющие);

– нормативно-справочной информации;

– учёта и анализа при принятии решений;

– вспомагательные.

Рисунок 5 – Информационные потоки в планировании запасов

Рисунок 6 – Функциональная структура логистической информационной системы

Рисунок 7 – Организационная структура логистической информационной системы

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД К УПРАВЛЕНИЮ ИНФОРМАЦИОННЫМИ ПОТОКАМИ

Информация делает логистическую систему открытой и позволяет её быстро адаптироваться к любой складывающейся ситуации.

Информационная логистика – формирование и развитие информационной инфраструктуры логической деятельности, а также управление информационными потоками.

Информационная логистика

Информационное обеспечение информационная инфраструктура

Информация, т. е. Информационные Средства Средства Комплекс

совокупность дан- технологии обработки, получения задач,

ных, представлен- хранения и передачи требую-

ных в структури- и выдачи информ. щих реше-

рованном виде информ. ний

Наличие всех пяти элементов является обязательным.

ЭДИФАКТ – стандарт электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте. Принят ЕЭК ООН в 1988 г. , разработан Американским комитетом по стандартам при национальном институте стандартов (соответствует международному стандарту ИСО 9735).

В ЭДИФАКТЕ выделяются четыре основных документа, которые подлежат стандартизации при подготовке документов для передачи по каналам связи:

1) data elements – элементы данных;

2) standart data segnents – стандартные группы элементов данных;

3) standart messagers – стандартные сообщения;

4) syntax ryles – правила создания форматов документов.

Основным предметом управления информационной логистики являются информационные потоки

направление движения → от потребителя к поставщику

информационных потоков → от поставщика к потребителю

Рисунок 8 – Схема – классификация логистических операций и функций

ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ И ИХ ЭЛЕМЕНТЫ

Реально функционирующим системам присущи:

– сложность, т. е. большое число элементов, звеньев; сложность взаимодействий между ними, функциональных зависимостей и т. д;

– иерархичность, т. е. подчинённость элементов более низкого уровня элементам более высокого уровня;

– целостность, т. е. свойства системы выполнять заданную функцию в целом;

– структурированность – наличие определённой организационной структуры.

Звено логической системы как некоторый элемент, представляющий входящие в него материальные (финансовые, информационные) потоки.

х – вход. материальный поток,

у – выход. материальный поток,

R – входной информационный поток,

R / –выходной информационный поток,

с – входящий финансовый поток,

с / – выходящий финансовый поток.

Рисунок 9

Векторы входящего материального потока Выходящий поток

Материальный

Информационный

Финансовый

Производитель и потребитель представляют собой исходную и конечную точки движения материального потока. Эти два важнейших элемента логических отношений связаны между собой логистическим каналом.

Рисунок 10

Логический канал – частично упорядоченное множество различных субъектов, осуществляющих доведение материального потока от источника генерации материального потока к потребителю.

Логическая цепь – упорядоченное множество с указанием конкретных участников процесса движения.

Логические каналы:

– прямые (без участия посреднических структур);

– эшелонированные (перемещение материальных потоков через посреднические структуры).

Логистическая система (ЛС) – это сложная организационно завершённая (структурированная) экономическая система, которая состоит из элементов-звеньев, взаимосвязанных в едином процессе управления материальными и сопутствующими им потоками, причём задачи функционирования этих звеньев объединены внутренними целями организации или внешними целями.

Звено логистической системы (ЗЛС) – обособленный объект, не подлежащий дальнейшей декомпозиции.

Тема 1. Транспортная логистика и ее место в системе управления цепями поставок. Концепция развития транспорта

Роль транспорта в цепи поставок товара. Необходимость применения принципов логистики в работе транспорта. Влияние организации и технологии работы транспорта на результативность системы товародвижения. Логистическая политика организации деятельности транспортных предприятий. Основные задачи транспортного обеспечения логистики. Государственная стратегия развития транспорта России.

Тема 2. Услуги транспорта и транспортное обслуживание

Понятие услуги. Особенности деятельности по предоставлению услуг. Классификация услуг транспорта. Транспортное обслуживание и тенденции его развития. Качество транспортного обслуживания и рациональный уровень сервиса. Параметры качества обслуживания.

Тема 3. Альтернативы транспортировки и выбор способа транспортного обеспечения

Система критериев выбора способа доставки. Виды систем доставки (юнимодальные, мультимодальные, интермодальные перевозки). Задача МОВ. Выбор перевозчика фирмой. Методы выбора перевозчика.

Тема 4. Технологические схемы доставки грузов и пассажиров

Основные принципы технологии перевозочного процесса. Технологические схемы процесса перевозки грузов. Элементы технологических схем и закономерности их функционирования. Современные и прогрессивные транспортные технологии, применяемые при выполнении перевозок. Челночная и получелночная схемы доставки. Система комбинированных перевозок: контрейлерные, роудрейлерные и др. Выбор технологической схемы доставки груза.

Тема 5. Особенности транспортно-логистических систем различных видов транспорта и их взаимодействие

Характеристика магистральных видов транспорта (железнодорожного, авиационного, водного, автомобильного). Сферы использования. Технико-экономические особенности. Транспортная сеть. Технические средства. Особенности технологии и управления перевозочным процессом. Тенденции развития. Сравнительные логистические характеристики различных видов транспорта. Выбор вида транспорта.

Тема 6. Единый технологический процесс (ЕТП)

Определение ЕТП, его задачи. Основные требования к ЕТП. Организация ЕТП и методы решения транспортно-производственных задач. Этапы и принципы разработки ЕТП.

Тема 7. Транспортные узлы

Классификация транспортных узлов. Принципы и характеристики функционирования транспортного узла. Структура транспортного узла. Процессы взаимодействия в транспортных узлах, их параметры. Эксплуатационная надежность транспортного узла. Определение оптимальной очередности обслуживания; распределение подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов и других ресурсов; планирование завоза-вывоза грузов; согласование расписания движения и прибытия. Пути решения оптимизационных задач. Система приоритетов. Технологические схемы перевалки грузов в пунктах взаимодействия различных видов транспорта.

Тема 8. Транспортно-логистическое проектирование и управление

Описание процесса проектирования системы доставки грузов. Анализ требований к системе доставки. Участники системы доставки. Разработка маршрутов и составление графиков доставки грузов. Выбор транспортного средства.