1. Игорь Мнушкин, Олег Поляков, Владимир Зайцев

Заказчики: «Газпром» и его структуры

Сумма господрядов: 176 млрд руб.

НИПИ НГ «Петон» 100%

«Петон» давно получает небольшие подряды от структур «Газпрома». Но в 2016 году компания с выручкой около 2 млрд рублей поставила рекорд, получив сразу два крупных заказа без конкурса: на строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в районе компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области (126,75 млрд рублей) и на строительство установки стабилизации конденсата ачимовских залежей на Ямале (47,7 млрд рублей).

2. Валерий Абрамов, Виктор Перевалов

Заказчики: Правительство Крыма, Росавтодор

Сумма господрядов: 163,2 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: ВАД 100%

ЗАО ВАД - один из крупнейших подрядчиков Северо-­Западного федерального округа, в числе проектов компании - строительство федеральных трасс в обход Калининграда в преддверии чемпионата мира по футболу, строительство транспортных развязок в Ленинградской области и Карелии. В 2016 году компания получила, причем без конкурса, один из крупнейших подрядов в своей истории от правительства Крыма - возведение трассы «Таврида» с выходом на Керченский мост за 128 млрд рублей.

3. Владельцы «Стройтранснефтегаза»

Заказчики: «Газпром» и его структуры

Сумма господрядов: 153,3 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Стройтранснефтегаз» 68,5%

Компанию часто связывают с Геннадием Тимченко, но у него лишь 31,5%, а основные владельцы неизвестны. Антон Рэй и его отец Майкл продали контрольный пакет, после чего пост гендиректора СТНГ занял совладелец банка «Финсервис» Владимир Карташян. Банк контролируют выходцы из «Межрегионгаза» Алексей Митюшов и Наталия Коноваленко, еще 9,75% - у «Оверпас-Инвест» совладельцев банка «Россия» Татьяны Свитовой и Ивана Миронова (брата руководителя «Межрегионгаза» Кирилла Селезнева).

Участок трассы Москва - Санкт-­Петербург от Фестивальной до Дмитровского шоссе строит «Мостотрест» .

4. Вячеслав Аминов, Вадим Аминов, Алексей Лихтенфельд

Заказчики: «Роснефть», «Башнефть»

Сумма господрядов: 147,1 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Нефтетранссервис» 90%

«Нефтетранссервис» - один из крупнейших частных операторов железнодорожных перевозок. Парк компании превышает 53 000 полувагонов и вагонов-цистерн. Компания перевозит около 8,5 млн т грузов по России и СНГ ежемесячно. В 2016 году «Нефтетранссервис» без конкурса подписал несколько крупных контрактов с «Роснефтью» на перевозку экспортных и внутрироссийских нефтеналивных грузов на общую сумму 162,35 млрд рублей, самый крупный из них - на 119,4 млрд рублей.

5. Геннадий Тимченко

Заказчики: «Газпром», «Роснефть», МОЭСК

Сумма господрядов: 137,7 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Стройтранснефтегаз» 31,5%, «Трансойл» 80%, «Стройтрансгаз» 80%

АО «Стройтрансгаз», где у Геннадия Тимченко контрольный пакет, в 2016 году получило значительно меньше подрядов, чем обычно, - по подсчетам Forbes, всего на 15 млрд рублей. Зато железнодорожный оператор «Транс­ойл» подписал три долгосрочных контракта на оказание транспортно-экспедиторских услуг «Роснефти». Эти контракты на общую сумму 68,8 млрд рублей предусматривают перевозку 52,9 млн т продукции Ангарского НХК, Ачинского НПЗ и Самарской группы НПЗ в течение пяти лет.

6. Искандер Махмудов, Андрей Бокарев

Заказчики: РЖД, правительство Москвы, «Казметрострой»

Сумма господрядов: 117 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Трансмашхолдинг» 67%, «Московский
метрострой» 100%, «Трансойл» 13%

После ухода Владимира Якунина из РЖД у структур «Трансмашхолдинга» стало ощутимо меньше заказов от монополии: в 2016 году крупные контракты достались только «Рослокомотиву» (36,5 млрд рублей). Зато «Метровагонмаш» победил в конкурсе на поставку 300 трехсекционных трамваев для Москвы на 56,2 млрд рублей. А «Московский метрострой» получил несколько субподрядов от «Мосинжпроекта» на строительство станций и перегонных тоннелей третьего пересадочного контура.

7. Аркадий Ротенберг

Заказчики: «Газпром», международный детский центр «Артек»

Сумма господрядов: 96,9 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Стройгазмонтаж» 100%

В прошлом году Аркадий Ротенберг возглавил рейтинг «Короли госзаказа» с впечатляющей суммой 555,55 млрд рублей. А в 2016-м сумма подрядов, полученных принадлежащей ему компанией «Стройгазмонтаж», оказалась несколько скромнее. «Газпром» и его структуры - по-прежнему основные заказчики. Самый крупный заказ - строительство нескольких участков второй ветки газопровода «Ухта - Торжок - 2» за 39,8 млрд рублей. По этой ветке газ будет поступать в трубопровод «Северный поток - 2».

8. Владимир Лисин

Заказчики: «Роснефть», «РЖД-Логистика»

Сумма господрядов: 89,4 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Первая грузовая компания» 100%

«Первая грузовая компания» является крупнейшим оператором грузовых железнодорожных перевозок в России, входит в международную транспортную группу UCL Holding. Самые крупные подряды компания получила от «Роснефти» - на общую сумму 87,7 млрд рублей. По долгосрочным контрактам, которые «Роснефть» заключила по результатам тендерных процедур до 2021 года с несколькими транспортными компаниями, ПГК будет оказывать транспортно-экспедиторские услуги предприятиям «Роснефти» - «Ангарской нефтехимической компании», Самарской группе НПЗ и др.

9. Рубен Варданян и партнеры

Заказчики: «Роснефть»

Сумма господрядов: 57,4 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Балттранссервис» 40%

Инвестиционный бутик Рубена Варданяна и его бывшего коллеги по «Тройке Диалог» Михаила Бройтмана купил 40% железнодорожного оператора в 2015 году у совладельцев Globaltrans. «Балттранссервис» - один из крупнейших в России перевозчиков наливных грузов, а «Роснефть» - сейчас единственный его крупный госзаказчик. До 2021 года «Балттранссервис» будет возить экспортные и внутренние грузы предприятий «Роснефти» на 143 млрд рублей. Все эти контракты они подписали без конкурса.

На новогоднюю иллюминацию в 2016 году правительство Москвы потратило 6,7 млрд рублей . Заказы были распределены между десятками подрядчиков.

10. Вадим Якунин

Заказчики:

Сумма господрядов: 55,6 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Протек» 83,21%

«Протек» Вадима Якунина занимается производством, дистрибуцией и продажей лекарств, компании принадлежит аптечная сеть «Ригла». 5%-ным пакетом акций «Протека» владеет крупнейшая в Восточной Европе фармацевтическая компания Gedeon Richter. По итогам 9 месяцев 2016 года Центр внедрения «Протек» стал лидером совокупного рейтинга крупнейших фармдистрибьюторов, по данным аналитического агентства IMS Health, заняв 18,4% рынка прямых продаж лекарственных средств.

11. Иван Шабалов

Заказчики: «Газпром комплектация»

Сумма господрядов: 55,5 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Трубные инновационные технологии» 100%

«Трубные инновационные технологии» - инжиниринговая компания, специализирующаяся на поставках трубной продукции для строительства, реконструкции и ремонта систем транспортировки и хранения нефти и газа. Начиная с 2015 года ФАС неоднократно проверяла компанию, но нарушений антимонопольного законодательства не выявила. В 2016 году компания сохранила лидирующую позицию по поставкам труб для нужд «Газпрома». Монополия - основной госзаказчик Шабалова.

12. Илья Щербович

Заказчики: «Газпром» и его структуры

Сумма господрядов: 46 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Стройгазконсалтинг» 38,5%

«Стройгазконсалтинг» занимается обустройством нефтегазоконденсатных месторождений, строительством и ремонтом трубопроводов и автодорог. СГК был основан Зиядом Манасиром, сейчас принадлежит структурам фонда UCP Ильи Щербовича и Газпромбанка. В 2015 году компания впервые после смены собственников стала вновь получать подряды «Газпрома». В 2016 году подписала контракты на строительство двух участков магистрального трубопровода «Сила Сибири» на сумму более 56,3 млрд рублей.

13. Алексей Репик

Заказчики: государственные учреждения здравоохранения

Сумма господрядов: 45,6 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Р-Фарм» 100%

«Р-Фарм» - одна из крупнейших фармкомпаний России. В декабре 2016-го японская газета Nikkei сообщала, что местная Mitsui & Co готова потратить $130–174 млн на 10% «Р-Фарм». «Ведомости» писали, что если в сделке кроме Mitsui будет участвовать еще и пул инвесторов, то покупка может составить до 20%. Считается, что в пул может войти Российский фонд прямых инвестиций, Японский банк международного сотрудничества и его партнеры. Репик подтвердил возможную скорую продажу доли компании.

14. Игорь Ротенберг

Заказчики: «Газпром», «Башнефть»

Сумма господрядов: 33,4 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Газпром бурение» 100%, «ТЭК Мосэнерго» 100%

В 2014 году после включения Аркадия Ротенберга в санкционные списки его сын Игорь выкупил доли отца в бизнесе. «Газпром бурение» строит скважины на суше и на шельфе в Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке, Северном Кавказе и в других частях страны. В 2016 году компания получила контракты на строительство 106 скважин на четырех месторождениях в Томской области для «Томскгазпрома», а также девяти скважин на месторождениях им. Требса и Титова в Ненецком АО для «Башнефти».

15. Виктор Харитонин, Егор Кульков

Заказчики: государственные учреждения здравоохранения

Сумма господрядов: 30 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Фармстандарт» 94,3%

«Фармстандарт» создан на базе заводов, которые Виктор Харитонин вместе с Романом Абрамовичем выкупил у ICN Pharmaceuticals. Свои доли Абрамович и партнеры продали Харитонину и Кулькову в 2008 году. Сейчас «Фармстандарт» - крупнейший российский производитель лекарств мощностью более 1,7 млрд упаковок в год («Арбидол», «Пенталгин» и «Амиксин»). В ноябре компания провела делистинг на Лондонской бирже. Харитонин и Кульков планируют консолидировать 100% «Фармстандарта».

16. Никита Мишин, Константин Николаев, ­Андрей Филатов

Заказчики: «Роснефть»

Сумма господрядов: 29,7 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Балттранссервис» 20,7%

«Балттранссервис» - один из крупнейших в России перевозчиков наливных грузов. Для совладельцев Globaltrans Никиты Мишина, Константина Николаева и Андрея Филатова доля в компании была портфельной инвестицией, поэтому они решили привлечь партнеров - инвестиционный бутик Рубена Варданяна и Михаила Бройтмана. «Роснефть» сейчас единственный крупный госзаказчик оператора, с которым у «Балттранссервиса» долгосрочные контракты на перевозку экспортных и внутренних грузов.

17. Леонид Конобеев, Владимир Спиридонов

Заказчики: государственные учреждения здравоохранения

Сумма господрядов: 28 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: НПК «Катрен» 74,3%

Фармацевтическую группу «Катрен» Леонид Конобеев и Владимир Спиридонов создали в 1993 году. В 2013 году она стала крупнейшим российским фармдистрибьютором. В группу входят также украинский дистрибьютор «Вента. ЛТД», белорусский «Доминантафарм», казахстанский ТОО «ЭМИТИ Интернешнл» и аптечная сеть «Мелодия здоровья», которая в 2016 году входила в ТОП-5 крупнейших по числу аптек. Всего у «Катрена» 22 филиала, компания работает более чем с 700 поставщиками.

Структура «Трансмашхолдинга» поставит Москве 300 трамваев «Витязь» на 56,2 млрд рублей.

18. Борис Скакун, Юрий Гуменюк

Заказчики: Росавтодор, Росавиация

Сумма господрядов: 26,9 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Трансстроймеханизация» 16%

«Трансстроймеханизация» входит в группу «Мостотрест», которая ранее принадлежала Ротенбергам. Теперь основные владельцы - структуры НПФ «Благосостояние». В 2016 году «Трансстроймеханизация», в которой у Бориса Скакуна и Юрия Гуменюка осталось по 6%, выиграла конкурсы на 168 млрд рублей, включая строительство и эксплуатацию последнего участка платной трассы М-11 Москва - Санкт-Петербург (74,5 млрд рублей) и участка трассы «Дон» (62,3 млрд рублей).

19. Сергей Гущин, Сергей Смыслов и партнеры

Заказчики: «Роснефть»

Сумма господрядов: 24,2 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: «Транс Синергия» 100%

«Роснефть» - единственный госзаказчик железнодорожного оператора «Транс Синергия», подписавший с нефтяной компанией долгосрочные контракты на перевозку нефтепродуктов. «Транс Cинергия» входит в группу Rail Garant Сергея Гущина и Сергея Смыслова. В 1998 году они создали компанию «Трансгарант», которая стала одним из крупнейших железнодорожных операторов, а затем продали ее Сергею Генералову и через какое-то время начали строить новый холдинг. Rail Garant управляет более 36 000 вагонов.

20. Сергей Амбарцумян

Заказчики: Структуры правительства Москвы, ФНС

Сумма господрядов: 22,9 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: Концерн «Монарх» 99,4%

«Монарх» - одна из крупнейших строительных организаций в Москве. Среди ее объектов Оргкомитет Олимпийских игр в Сочи, Федеральное казначейство, Московский планетарий, Арбитражный суд Москвы, здание Мосгорсуда. В 2016 году группа получила подряды от Управления гражданского строительства Москвы на строительство двух очередей больницы с роддомом в поселке Коммунарка, а также на строительство «городского инновационного центра «Город Героев» - от ВДНХ.

Журнал Fоrbes опубликовал седьмой и, возможно, последний рейтинг «Короли госзаказа». В 2017 году премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил государственным заказчикам ограничиваться публикацией данных о самом подряде, способе закупки и ее цене, но данные о победителях не раскрывать. Это может положить конец составлению рейтингов, хотя мера пока считается временной, до 1 июля 2018 года.

Издание сообщает, что реальные получатели уже скрываются, крупные подряды часто уходят неизвестным компаниям, явно не способным их выполнить, а это означает, что реальных «королей» заметной части госзаказа выявить нельзя.

В 2017 году обновилась половина рейтинга , а завсегдатаи получили заметно меньше заказов. Лидер прошлого года, небольшая компания «Петон», получив в 2016 году гигантские подряды от «Газпрома», в 2017 году не смогла взять заказов и на 1 млрд рублей. На этот раз во главе списка оказались создатели группы «1520», близкие к бывшему президенту РЖД Владимиру Якунину и сохранившие отношения с монополией после его отставки. Мест в рейтинге также лишились и « » Владимира Лисина, и «Балттранссервис» Рубена Варданяна и его партнеров, и «Протек» Вадима Якунина.

Рейтинг «Короли госзаказа», топ-10

10 место. Игорь Ротенберг

Заказчики: «Газпром», «Роснефть»

Сумма господрядов: 39,4 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 78,71% «Газпром бурение», 100% «Мосэнерго»

В 2014 году после включения Аркадия Ротенберга в санкционные списки его сын Игорь выкупил доли отца в бизнесе. Сначала Игорю принадлежало 100% «Газпром бурения», но 29 декабря 2017 года стало известно, что у него появились партнеры. Структура акционеров выглядит так: Игорь Ротенберг (78,71%), Борис (16,29%) и Александр Замятин (5%). « бурение» строит скважины на суше и на шельфе. В 2017-м выиграла несколько десятков тендеров «Газпрома» и «Роснефти».

9 место. Андрей Бурцев, Михаил Семенов и топ-менеджеры

Заказчики: Мосинжпроект

Сумма господрядов: 39,8 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 45% «Ингеоком»

«Ингеоком» - одна из крупнейших строительных компаний столицы, созданных с нуля, строит метро, дороги, жилье, спортивные и гидротехнические сооружения, занимается реставрацией. После смерти основателя Михаила Рудяка в 2007 году принадлежала его семье. «Ведомости» пишут, что ее контролирует , 30% принадлежит компании «Ойкумена» и 15% - топ-менеджерам. В 2017 году получила два подряда на строительство объектов третьего пересадочного контура метро на 88,4 млрд рублей.

8 место. Виктор Харитонин, Егор Кульков

Заказчики: учреждения здравоохранения

Сумма господрядов: 42,7 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% «Фармстандарт»

«Фармстандарт» создан на базе заводов, которые Виктор Харитонин вместе с выкупил у ICN Pharmaceuticals. В 2016 году компания Augment Invesments, подконтрольная Харитонину и его партнеру, выкупила почти все акции «Фармстандарта» на рынке. В 2017 году она же консолидировала 99,1% акций производителя арбидола «Отисифарма», заплатив миноритариям 3,14 млрд рублей за 12% акций.

7 место. Александр Карманов

Заказчики: «Транснефть», «Газпром»

Сумма господрядов: 44,4 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% «Трубная грузовая компания»

В школьные годы Александр Карманов занимался дзюдо вместе с Аркадием Ротенбергом, а в трубный бизнес он попал по приглашению Зиявудина Магомедова. В начале 2000-х годов Карманов возглавил «Фирму Химсервис» Магомедова. Сейчас Карманову принадлежат Трубная грузовая компания, осуществляющая доставку грузов, и основанный им «Евразийский трубопроводный консорциум» (ЕТК), который занимается поставкой труб большого диаметра «Газпрому» и « ».

6 место. Искандер Махмудов,

Заказчики: РЖД

Сумма господрядов: 52,7 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 67% «Трансмашхолдинг»

«Трансмашхолдинг» - один из крупнейших в России производителей подвижного состава для рельсового транспорта. В 2014 году Бокарев и Махмудов подписали контракты на 30 лет вперед с РЖД и «Московским метро» на 501,8 млрд рублей. После отставки у структур « » стало меньше заказов от РЖД, но в этот рейтинг они все же попали. Сразу несколько компаний, входящих в «Трансмашхолдинг», получили крупные подряды от РЖД и ее дочерних структур.

5 место. Валерий Абрамов, Виктор Перевалов

Заказчики: служба автомобильных дорог республики Крым, учреждения Росавтодора

Сумма господрядов: 63,5 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% ВАД

В 2016 году ЗАО ВАД получило без конкурса подряд на возведение трассы «Таврида» с выходом на Керченский мост за 128 млрд рублей. Из-за этого ВАД и его учредители Абрамов и Перевалов включены Минфином США в санкционные списки наряду с ВО « », поставлявшим турбины Siemens в Крым. Фактически контракт на строительство трассы был подписан в 2017 году, но сумма оказалась выше, чем сообщалось. Эту разницу Forbes учел при составлении рейтинга.

Заказчики: «Роснефть», «Газпром»

Сумма господрядов: 63,9 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 85% ЧТПЗ

В 2014 году основного владельца ЧТПЗ Андрея Комарова задержали по подозрению в коммерческом подкупе сотрудника предприятия «Промресурс», которое входит в структуру Минпромторга. Полтора года он провел под домашним арестом. Но в 2015 году его отпустили, дело было закрыто за отсутствием состава преступления. вошел в список крупнейших господрядчиков, выиграв несколько крупных тендеров «Газпрома» и «Роснефти» на поставку труб.

Заказчики: «Газпром»

Сумма господрядов: 88,1 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 100% «Стройгазмонтаж»

Год назад лидерство в рейтинге перехватили владельцы компании «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и , сместив Аркадия Ротенберга на 7-е место. «Стройгазмонтаж» строит мост через Керченский пролив. Летом 2017 года СМИ писали о проблемах с опорами моста, но Ротенберг опроверг эту информацию, а в начале 2018 года проинспектировал стройку и заявил, что работы опережают график. СГМ по-прежнему крупный подрядчик «Газпрома» и в 2017 году получил около сотни заказов.

Заказчики: «Роснефть», РЖД

Сумма господрядов: 173,5 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 65,06% ТМК, 97,08% «Синара»

ТМК - один из крупнейших производителей труб в мире, в 2017-м компания получила долгосрочные заказы на поставку труб «Роснефти» и ее «дочкам». На двух самых крупных тендерах «Роснефти» ТМК получила заказы на 228 млрд рублей. « » в 2017 году получила контракты от РЖД на 5,5 млрд рублей, а СП «Синары» с Siemens « » - на 12,5 млрд рублей.

1 место. Алексей Крапивин, Валерий Маркелов, Борис Ушерович и др.

Заказчики: РЖД

Сумма господрядов: 218,2 млрд руб.

Доли в основных компаниях-подрядчиках: 75% «Росжелдорпроект», 100% ОСК 1520, 64,88% «Ленгипрогаз»

Алексей Крапивин - сын покойного Андрея Крапивина, бывшего советника руководителя РЖД Владимира Якунина. Валерий Маркелов и Борис Ушерович были партнерам Крапивина-старшего. Им принадлежит группа компаний «1520», занимающаяся проектированием и строительством железных дорог. После ухода Якунина из РЖД сотрудничество с группой продолжилось, и владельцы «1520» впервые возглавили рейтинг. « » получил два подряда от РЖД на сумму почти 230 млрд рублей.

Как считали

С помощью базы данных «Контур. Закупки» были проанализированы тендеры на сумму свыше 1 млрд рублей и составлен список победителей, после чего из него исключили компании, принадлежащие государству. С помощью баз данных «Интерфакс. СПАРК» и сайта zakupki.gov.ru журналисты проанализировали все подряды частных компаний из перечня. Затем, пользуясь открытыми данными и базой «Интерфакс-СПАРК», были определены владельцы компаний господрядчиков.

Если в прошлом году рынок госзаказов еще как-то пытался имитировать конкурентную борьбу, то в этом было решено не соблюдать даже видимость приличия. Многомиллиардные заказы раздаются напрямую малоизвестным компаниям. Но если Федеральная антимонопольная служба спит, то российский Forbes стоит на страже денежных потоков в стране. Представляем вашему вниманию рейтинг самых крупных госзаказов 2017 года , составленный аналитиками Forbes на основе ресурса zakupki.gov.ru и баз данных «Контур. Закупка» и «Контур. Фокус».

Сумма госзаказов: 55,6 миллиарда рублей.

Открывает топ-10 «королей госзаказа» компания, которая не имеет отношения ни к дорогам, ни к нефти, ни к перевозке нефти по дорогам. Это фармацевтическая компания «Протек», владельцем которой является В. Якунин (аптечная сеть «Ригла» тоже его). По итогам прошлого года компания заняла почти пятую часть рынка продаж лекарств, а заказчиками послужили государственные учреждения здравоохранения.

Сумма госзаказов: 57,4 миллиарда рублей.

Два года назад Рубен Вартанян с друзьями купили 40% «Балтранссервиса» — компании-перевозчика. А «Роснефть» не оставила друзей вниманием и еще пять лет они будут заниматься перевозками грузов за впечатляющую сумму в 143 миллиарда рублей. Разумеется, без конкурса.

Сумма госзаказов: 89,4 миллиарда рублей.

«Первая грузовая компания» — одна из самых больших компаний-перевозчиков в России, входит в интернациональную группу UCL Holding. В прошлом году «Роснефть» выдала ей несколько заказов на общую сумму в 87,7 миллиарда рублей за логистические услуги.

Сумма госзаказов: 96,9 миллиарда рублей.

Прошедший год оказался нелегким для Аркадия Ротенберга, владельца «Стройгазмонтажа». Если в прошлогоднем списке «королей госзаказа» он гордо возвышался над другими участниками рейтинга с красивой суммой в 555,55 миллиардов рублей, то в этом ему пришлось обойтись скромными 96,9 миллиарда. Но «Газпром» по-прежнему его не оставляет и продолжает подбрасывать кусочки вроде контракта на строительство очередного газопровода в 39,8 миллиарда рублей.

Сумма госзаказов: 117 миллиардов рублей.

Правительство Москвы и «Казметрострой» не оставили своим вниманием компании, принадлежащие И. Махмудову и А. Бокареву – теперь они обеспечивают столицу трамваями и строят станции третьего кольца метро.

Сумма госзаказов: 137,7 миллиарда рублей

На пятом месте рейтинга ценителей государственного пирога находится не компания, а человек. У Геннадия Тимченко есть доли в трех компаниях – «Стройтранснефтегазе», «Трансойле» и «Стройтрансгаз». И хотя в 2016 году «Стройтрансгазу» пришлось потуже затянуть пояс, так как доля его в госзаказах оказалась меньше, чем обычно, зато «Трансойл» с успехом восполнил недостаток. «Роснефть» выдала компании, на 80% принадлежащей Тимченко, контракты на общую сумму в 68,8 миллиарда рублей. «А конкурс?» — спросите вы. Какой конкурс?

Сумма госзаказов: 147,1 миллиард рублей.

«Нефтетранссервис» давно занимается перевозками и является одной из крупнейших компаний-перевозчиков на рынке. «Зачем доверять перевозки кому-то другому, если под боком «Нефтетранссервис»? – видимо, подумали в «Роснефти» и выдали компании без конкурса несколько подрядов на перевозку нефтегрузов. Самый крупный из них — на сумму в 119,4 миллиарда рублей.

Сумма госзаказов: 153,3 миллиарда рублей.

Точное число владельцев «Стройтранснефтегаза» остается тайной покрытой мраком (известно только что примерно половина принадлежит уже упоминавшемуся в рейтинге Тимченко и его родственникам), однако выгодные господряды от «Газпрома» они получают стабильно. Вот и в истекшем 2016 году они обогатились на 153,3 миллиарда рублей, разумеется, без тендера.

Сумма госзаказов: 163,2 миллиарда рублей.

Присоединение Крыма для некоторых — не только предмет национальной гордости или мечта об отдыхе на теплом море по сниженным ценам, но и отличная возможность наполнить карманы. Так в прошлом году ЗАО ВАД и ее владельцам, Абрамову и Перевалову, удалось без конкурса получить от правительства Крыма роскошный подряд на строительство трассы, соединяющей полуостров с российским материком, на скромную сумму в 128 миллиардов рублей.

Сумма госзаказов: 176 миллиардов рублей.

Первое место в подборке самых выгодных госзаказов для частных компаний достается троим друзьям – Мнушкину, Полякову и Зайцеву. Их компании, НИПИ НГ «Петон», удалось получить сразу два крупных контракта – на строительство станции по переработке природного газа и на установку по стабилизации конденсата Ямальского месторождения. Это большая удача для компании, годовая выручка которой ранее составляла всего 2 млрд. рублей.

Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Журнал Forbes опубликовал рейтинг «Королей госзаказа», который возглавили сразу три бизнесмена — Алексей Крапивин, ​сын покойного Андрея Крапивина, экс-советника бывшего главы РЖД Владимира Якунина, а также Валерий Маркелов и Борис Ушерович. Последние были партнерами Крапивина-старшего.

Крапивин, Маркелов и Ушерович и их деловые партнеры выиграли господряды на 218 млрд руб. Алексей Крапивин с партнерами владеет ​группой компаний «1520», которая занимается строительством, реконструкцией и ремонтом железнодорожной инфраструктуры. «1520» продолжила сотрудничество с РЖД после ухода из последней Якунина, ее владельцы впервые возглавили рейтинг «Королей госзаказа». Они же контролируют «Росжелдорпроект» и «Ленгипрогаз».

Второе место в рейтинге занял бизнесмен Дмитрий Пумпянский, его «Трубная металлургическая компания» (ТМК) и группа «Синара» выиграли подряды у «Роснефти» и РЖД на 173,5 млрд руб. В ТМК Пумпянский владеет 65,06%, компания выиграла тендеры на поставку труб «Роснефти» на 228 млрд руб., уточняет Forbes.

Следом идет Аркадий Ротенберг, получивший господряды Газпрома на 88,1 млрд руб. через «Стройгазмонтаж», компания получила «около сотни заказов», отмечает Forbes. Он поднялся в рейтинге на четыре позиции.

Кроме того, в первую пятерку рейтинга вошли совладельцы ЧТПЗ Андрей Комаров и Александр Федоров (компания получила заказы «Газпрома» и «Роснефти» на поставку труб на общую сумму 63,9 млрд руб.) и контролирующие ЗАО «ВАД» Валерий Абрамов и Виктор Перевалов. В 2016 году их компания получила подряд на строительство автотрассы «Таврида» с выходом на Керченский мост, который Forbes тогда оценил в 128 млрд руб., поставив Абрамова и Перевалова на второе место рейтинга за 2017 год. Однако фактически контракт на строительство трассы был подписан только в 2017 году, при этом сумма его оказалась больше, чем изначально сообщалось. Этой разницы совладельцам ВАД хватило, чтобы занять в новом рейтинге пятое место.

Лидерами рейтинга год назад были владельцы компании «Петон» Игорь Мнушкин, Олег Поляков и Владимир Зайцев, чья компания без конкурса получила два крупных заказа от «Газпрома» общей стоимостью 176 млрд руб. — на строительство комплекса по производству, хранению и отгрузке сжиженного природного газа в Ленинградской области (126,75 млрд руб.) и на строительство установки стабилизации конденсата на Ямале (47,7 млрд руб.).

В обновленном рейтинге «королей госзаказа» Мнушкина, Полякова и Зайцева нет, по данным Forbes, в 2017 году «Петон» не получил от госкомпаний заказов и на 1 млрд руб. Кроме того, из рейтинга выбыли Первая грузовая компания Владимира Лисина (в 2016 году получила заказы на 89,4 млрд руб. и заняла восьмое место), «Балттранссервис» Рубена Варданяна (в 2016-м — 57,4 млрд и девятое место) и «Протек» Вадима Якунина (в 2016-м — 55,6 млрд руб. и десятое​ место).

Forbes напоминает, что в прошлом году премьер-министр Дмитрий Медведев разрешил госкомпаниям скрывать данные о победителях госзакупок. Подписанное главой правительства постановление дает госкомпаниям право не раскрывать в реестре закупок сведения о поставщиках, а также подрядчиках и исполнителях, и не предавать огласке данные о договорах, заключенных с субподрядчиками, в том числе не раскрывать их названия и ИНН, а также предмет и цену договора.

«Изучая данные госзакупок, мы видим, что реальные получатели госзаказов уже скрываются», — отмечает Forbes. Реальных «королей» уже не выявить, так как часто крупные подряды уходят неизвестным компаниям, «явно не способным их выполнить».

Москва. 22 февраля. сайт - Журнал Forbes проанализировал тендеры на сумму свыше 1 млрд рублей и составил рейтинг "Королей госзаказа". Первое место в нем делят сразу три бизнесмена: Алексей Крапивин, ​сын покойного Андрея Крапивина, экс-советника бывшего главы РЖД Владимира Якунина, а также Валерий Маркелов и Борис Ушерович (последние были партнерами Андрея Крапивина).

По данным журнала, Крапивин, Маркелов и Ушерович получили господряды на сумму 218,2 млрд рублей. Алексей Крапивин с партнерами владеет ​группой компаний "1520", занимающейся строительством, реконструкцией и ремонтом железнодорожной инфраструктуры. После ухода Якунина из РЖД сотрудничество с группой продолжилось, и владельцы "1520" впервые возглавили рейтинг. Они же контролируют "Росжелдорпроект" (получил два подряда от РЖД на сумму почти 230 млрд рублей ) и "Ленгипрогаз".

На втором месте в рейтинге расположился бизнесмен Дмитрий Пумпянский, основа его состояния - "Трубная металлургическая компания" (ТМК, один из крупнейших производителей труб в мире) и группа "Синара". На двух самых крупных тендерах "Роснефти" ТМК получила заказы на 228 млрд рублей. "Синара", в свою очередь, в 2017 году получила контракты от РЖД на 5,5 млрд рублей, а СП "Синары" с Siemens "Уральские локомотивы" достались контракты на 12,5 млрд рублей.

Аркадий Ротенберг за год поднялся на четыре позиции и занял третье место в рейтинге. Через "Стройгазмонтаж" он получил господряды "Газпрома" на 88,1 млрд руб. В 2017 году компания получил около сотни заказов, отмечает Forbes.

На четвертом месте - совладельцы "Челябинского трубопрокатного завода" (ЧТПЗ) Андрей Комаров и Александр Федоров. Компания получила заказы "Газпрома" и "Роснефти" на поставку труб на общую сумму 63,9 млрд руб.

Замыкает пятерку Валерий Абрамов и Виктор Перевалов, контролирующие ЗАО "ВАД". В 2016 году компания получила без конкурса подряд на возведение трассы "Таврида" с выходом на Керченский мост за 128 млрд рублей. Из-за этого ВАД и его учредители Абрамов и Перевалов включены Минфином США в санкционные списки наряду с ВО "Технопромэкспорт", поставлявшим турбины Siemens в Крым. Абрамов и Перевалов в 2017 году занимали второе место в рейтинге. Фактически контракт на строительство трассы был подписан только в 2017 году, при этом сумма его оказалась больше, чем изначально сообщалось. С учетом этой разницы в новом рейтинге они заняли пятое место.

Forbes отмечает, что с каждым годом составлять рейтинг "Королей госзаказа" становится сложнее, поскольку теперь правительство разрешило госкомпаниям не раскрывать подрядчиков.

В 2017 году премьер-министр Дмитрий Медведев в связи с США госкомпаниям скрывать данные о победителях госзакупок. Госзаказчики могут ограничиваться публикацией данных о самом подряде, способе закупки и ее цене, но данные о победителях не раскрывать.

Журнал отмечает, что "реальные получатели госзаказов уже скрываются": "Крупные подряды часто уходят неизвестным компаниям, явно не способным их выполнить, а это означает, что реальных "королей" заметной части госзаказа мы выявить уже не можем".