Одиннадцатилетний Костя заявляет, что не любит читать. «Мне нравятся комиксы, «Геоленок» - это журнал с фотографиями разных стран, - говорит он. - А вот книжки толстые - все занудные. В школе нам задают внеклассное чтение, но я читаю только первые страницы, а потом прошу ребят рассказать, чем все закончилось». «Неверно говорить, что дети стали читать меньше, чем родители в их возрасте, - считает школьный психолог Наталья Евсикова, - просто они читают другую литературу». Значит ли это, что мы тревожимся напрасно?

Познавать мир иначе

Серьезные книги ребенка не привлекают, но при этом его нельзя назвать неграмотным или отстающим в развитии - просто его интересует другое. Он обожает играть в футбол, слушать музыку, что-то мастерить или возиться с аквариумом. «Отсутствие интереса к чтению не означает отсутствие интереса к жизни, - уверена психолог Елена Смирнова. - Тревога действительно оправдана, когда ребенка вообще ничего не интересует». Однако такое объяснение не удовлетворяет многих родителей, которые считают своим долгом начать учить читать как можно раньше, поскольку уверены, что этот навык напрямую связан с успешностью ребенка в будущем.

«Заставляя детей читать, родители часто перегибают палку и легко «входят во вкус», - продолжает Наталья Евсикова. - Родительский прессинг, как правило, начинается одновременно с началом обучения в первом классе, но постепенно стиль отношений, основанный на принуждении, становится естественным для их общения, что неизбежно порождает новые проблемы». Ребенок начинает учиться хуже и хуже, перестает увлекаться вообще чем бы то ни было или, наоборот, «загоняет» себя учебой, дополнительными занятиями, книгами и в итоге теряет ощущение простых удовольствий.

Все для того, чтобы родители гордились им, поверили в него - и оставили наконец в покое.

Чтение повсюду

Нередко дети равнодушны к «большой» литературе, но зато читают журналы, разнообразные энциклопедии, комиксы по мотивам любимых фильмов. «Все это тоже чтение, и его надо уважать, - говорит Наталья Евсикова. - Оно обогащает воображение, помогает познавать окружающий мир и самих себя. Нет чтения хорошего и плохого, оно бывает лишь соответствующим возрасту или нет».

Некоторые родители сгоряча «записывают» в низкие жанры все, что не имеет суперобложки или золотого тиснения на корешке. «Я ужасно сердилась на своего 13-летнего сына, когда видела, что он покупает какой-то детский журнальчик, - рассказывает 35-летняя Ольга. - Меня раздражал сам факт покупки каких-то дешевых комиксов! Он сказал мне: давай проверим, сможешь ли ты ответить на вопросы из этого журнала? И начал спрашивать меня об истории и географии Древнего Востока. Признаться, я потерпела фиаско. Полистала - убедилась, что это вовсе не пустое чтение!»

Свободный выбор

Можно ненавидеть книги в восемь лет, а в 20 чтение станет любимым занятием. Причины, по которым дети начинают интересоваться книгами, могут быть разными. Нередко это происходит после того, как школа и родители перестают чтение навязывать. «Я стала читать из чувства соперничества: мы с подругой соревновались, кто быстрее прочтет собрание сочинений Дюма, - рассказывает 25-летняя Ирина. - Потом мы так втянулись, что азарт игры пропал, а интерес к чтению остался». Иногда нужный импульс дает сама книга, как в случае с 18-летним Борисом, который прочел «Код да Винчи» только потому, что все вокруг только о нем и говорили. Бестселлер так увлек Бориса, что он стал читать исторические романы, прочел «Дело тамплиеров» Лобе и Ги, Дрюона и несколько книг по всемирной истории. «Современные подростки пристально следят за модой, - комментирует Елена Смирнова, - в том числе и за модой на чтение. Они обязательно прочтут бестселлер, о котором говорят, или любимую книгу своего кумира, потому что им очень важно ощущать собственную компетентность».

Конечно, школьники вынуждены познавать необходимый минимум по программе. Но вот парадокс. «Если не заставить подростка прочесть Пушкина или Шекспира, так же как и посмотреть фильм или спектакль, не заставить сходить на экскурсию, он никогда этого сам не сделает, - говорит заслуженный учитель школы России, преподаватель русского языка и литературы московской гимназии №1567 Лев Соболев. - Но в то же время нельзя заставлять его это делать, ибо Шекспир, прочтенный из-под палки, гроша ломаного не стоит».

Чтение - не просто удовольствие, но прежде всего свобода. Свобода выбирать, что читать - самому, без учителей, без родителей. Чтение - это вообще личное дело, потому что в нем мы ищем и в значительной мере отражаем себя. Книгам приписывается уйма достоинств, которыми они действительно обладают. Но есть множество других способов познавать мир и развивать свое воображение: игра, музыка, живопись или кино... Родителям, воспитанным советской школой в убеждении, что книга - это прежде всего «источник знаний» и «лучший подарок», непросто принять эту мысль. Но стоит попытаться это сделать, если мы действительно хотим, чтобы чтение для наших детей стало естественным и радостным процессом.

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный».

С раннего детства нас учат: «Нужно любить книги. Кто много читает, тот умный». Даже люди, не прочитавшие в жизни ни единой книги, не раз слышали этот постулат и верят ему.

Но не является ли такое мнение архаичным в наше время высоких технологий? Всю информацию мы прекрасно можем получать из Интернета, телевизора, других СМИ.

Такой способ в разы дешевле, оперативнее и проще: в транспорте, очереди, наедине со своим ноутбуком или планшетом, да хоть дома под одеялом - получай любую информацию, читай новости, романы, стихи, научные труды - что душе угодно.

И, тем не менее, мы продолжаем пребывать в уверенности, что любить книги - это правильно и хорошо. Мы учим этому и наших детей, покупая им дорогостоящие издания в твёрдом переплёте с красочными иллюстрациями.

Мы делаем это, понимая, что только книги учат мыслить, анализировать, рассуждать, извлекать информацию самостоятельно, а не просто потреблять готовый продукт, уже кем-то осмысленный и обработанный.

А ещё, книги развивают наше воображение, обогащают словарный запас, учат чувствовать и любить родную речь.

Любовь к чтению, передающаяся по наследству

Детские книги - особый мир ребёнка, полный открытий и волшебства. И ведут его в этот мир родители, мягко, но настойчиво взяв малыша за ручку.

Без участия и помощи взрослых в этом вопросе никак не обойтись. Даже если в доме будет целая библиотека, состоящая из раритетных фолиантов, ребёнок может вырасти, так и не взглянув в их сторону.

Сила личного примера

Конечно, есть большая доля вероятности, что в читающей семье ребёнок тоже вырастет активным читателем. Но есть и другие примеры, когда детям казалось, что книги отбирают у них родителей, и тогда они делали вывод: книги - это зло.

Конечно же, в такой ситуации виноваты сами родители. Сидеть над книгами круглыми сутками, забывая о маленьком родном человечке, неправильно. Но иначе, как малыш сможет разглядеть ваш пример? Очень просто. Достаточно читать вовремя его сна.

Кроха будет видеть ваше увлечение, засыпая и просыпаясь: мама всегда с книгой, она лежит на её тумбочке, закладки перемещаются, одна книга сменяет другую. В этом случае пример родителей будет очевиден, а ребёнок не станет испытывать негативных эмоций и ревновать родителей к книгам.

Начинаем с самого рождения

С первых дней жизни читайте малышу вслух. Что угодно: романы, детективы, тексты на английском или другом иностранном языке, да хоть свой университетский конспект.

Ребёнок будет слышать мелодичный звук вашего голоса и привыкать к ритмике слов, которые не рассказывают, а читают. Постепенно, с овладением речью, он начнёт вслушиваться в текст и понимать его.

Иллюстрации

Нужно, чтобы книги привлекали малыша изначально: как яркий красочный предмет, или игрушка - это станет фактором постепенного формирования любви к чтению.

Для самых маленьких выбирайте книги с выразительными и понятными картинками, выполненными талантливыми художниками. Пусть на них будут изображены старые добрые герои народных сказок или отечественных мультфильмов, а не штампованные компьютерные уродцы с застывшими неестественными улыбками, которые уж никак не будут способствовать развитию хорошего вкуса и чувства прекрасного у ребёнка.

Иллюстрации должны быть такими, чтобы к ним хотелось возвращаться, листать страницы и пересматривать.

Разнообразие

Книги должны быть разными по жанрам: сказки, стихи, рассказы. Народные и авторские, русские и зарубежные.

У разных произведений - разная ритмика, стиль, мелодика.

Вам должно нравиться то, что вы читаете ребёнку

Дети необычайно чувствительны к нашим эмоциям. Если мама, читая книгу, искренне увлекается и сопереживает героям, то и малыш не останется равнодушным к содержанию книги. А равнодушие или нелюбовь к автору будет понятна ребёнку с первых строк. Читать нужно артистично, с выражением, обыгрывая диалоги героев. Яркие интонации вовлекут малыша в процесс чтения, а монотонный текст может только усыпить.

Журналы

Речь идёт о качественной детской периодике литературного направления: «Мурзилка», «Костёр», «Весёлые картинки». В чём их польза? Во-первых, ожидание. Малыш ждёт, ежедневно заглядывает в почтовый ящик: когда же и какие сказки ему пришлют на этот раз? Кроме того, истории в таких журналах обычно публикуются короткие, доступные для понимания и не утомительные. Очень важно и право выбора - авторов, картинок, героев - можно полистать и найти то, что заинтересует.

По возрасту

Если вы читаете 2-х летнему ребёнку «Сказку о царе Салтане», искренне желая пораньше приобщить его к творчеству гения русской поэзии, не сокрушайтесь, что для ребёнка её смысл останется тайной за семью печатями.

Хотя слушать мелодику идеального двухстопного ямба Александра Сергеевича Пушкина, конечно, полезно даже для новорожденных. Но для привлечения внимания и участия в процессе чтения в этот период нужны короткие, яркие тексты - прибаутки, потешки, образные четверостишия.

Педагогическая направленность

Не стоит ставить её во главу угла. Положительные примеры, поучительные истории, правильный смысл - это очень хорошо. Но книги должны также и развлекать, смешить, интриговать.

Юмористические рассказы, истории о весёлых приключениях бесшабашных хулиганистых героев - выбор такой литературы поможет больше заинтересовать ребёнка и понять, что чтение - это вовсе не скучно.

Ритуал

Читайте ребёнку перед сном - днём и вечером. Где бы вы ни находились - в гостях, в поездке или на пляже - пусть детская книжка всегда будет у вас под рукой. Многие родители разрешают детям смотреть мультфильмы во время еды.

Можно попробовать стимулировать аппетит ребёнка с помощью чтения. Конечно, только в том случае, если он отказывается кушать и вам всё равно приходится отвлекать его с помощью телевизора.

Маленькие хитрости

Можно делать вид, что вы читаете не малышу, а его любимой кукле или зайчику. Очень скоро ребёнок заинтересуется, что же такого интересного вы ему рассказываете? Или так: «Если ты не уберёшь игрушки, у нас не будет места, где почитать. Если ты будешь капризничать, у нас не останется времени на чтение». Таким простым способом вы даёте понять ребёнку, что чтение - это награда, которую нужно заслужить.

Показывайте детям всеми средствами, что книги - это увлекательно, интересно и необходимо. Возможно, насильно привить любовь к чтению и не получится, но заинтересовать - вполне реальная задача для каждого грамотного родителя.

Нравится

Не секрет, что подавляющее большинство современных детей читать книги не любят. Да и те, кто все-таки что-то читает, делают это намного реже, чем их сверстники всего лишь пару десятков лет назад. Даже произведения из школьной программы можно зачастую найти в сокращении, чем наши отпрыски с удовольствием пользуются, вызывая бурю справедливого негодования у учителей.

Этот безрадостный факт немало расстраивает и родителей. При этом поистине героические попытки старшего поколения приобщить ребенка к чтению оказываются тщетными. Однако, не стоит опускать руки, ибо все-таки у психологов в запасе есть некоторые приемы, которые помогут вам приучить ребенка читать.

Во-первых, нельзя забывать, что все детеныши (не только представителей живой природы, но и человеческие) копируют взрослых. Из этого делаем логический вывод, что если взрослые члены семьи сами читают, то это уже половина дела.

Во вторых, важно правильно подать ребенку саму мысль, зачем вообще нужно читать книги. Любой (ну или почти) человек охотнее делает нечто, когда четко знает, какую он из этого получит пользу… или выгоду. То есть, если вы ярко и конкретно сможете объяснить сыну или дочке как изменится их жизнь после того, как они подружатся с книжкой, дело пойдет намного лучше.

Расскажите, что интересных книг намного больше, чем фильмов, а потому ему никогда не придется скучать. Поделитесь своим опытом, как хорошая книга спасала вас от плохого настроения. расскажите, что он всегда будет знать больше, чем его не читающие друзья. Что его речь будет богаче и его будут уважать сверстники, а это важно не только среди подростков, но и во взрослой жизни. В общем, объясните все преимущества как можно красочней и с примерами.

Ни в коем случае нельзя силком заставлять малыша или подростка читать: «Пока не прочитаешь, из-за стола не встанешь».

Кстати, посмотрите на фото к этой статье. У меня были такие же проблемы с внуком. Мальчишки вообще больше предпочитают активные игры. Но однажды он познакомился с девочкой на пляже и начал читать ей вслух…. Скажем прямо — решил повыпендриваться, блеснуть интеллектом. Зато сейчас от книг его за уши не оторвешь, хотя и в компьютерные игры он тоже играет. Но без фанатизма!

Если родители вспомнят себя в детстве, то заметят, что особенно им хотелось прочитать те книги, которые казались недоступными. Таким же образом нужно поступать и со своим ребенком: например, рассказать о какой-либо жизненной ситуации и упомянуть, что о ней хорошо написано в такой-то книге, однако, прочитать её можно будет в более старшем возрасте.

Некоторые психологи старой закалки советуют просто оставлять на виду те книги, которые могут оказаться интересными, либо близкими по интересам ребенку. Когда-то это, возможно, и было эффективным, но не сегодня, когда вокруг так много виртуальных развлечений. Сегодня есть другой, хорошо работающий способ.

Простой рецепт, как приучить ребенка читать

Найдите интересную детскую книгу в двух форматах: бумажном, и аудио. Прослушайте аудио полностью, или хотя бы треть. Выберите фрагмент длительностью около 10-20 минут (желательно в начале), и найдите в нем самое интересное место. На этом месте надо будет прервать воспроизведение. Просто запомните, с какой минуты надо включить запись, и на какой минуте ее оборвать.

Затем найдите это место в бумажной книжке. Дайте в руки ребенку книгу, пусть смотрит картинки, а сами включите аудио. Обрыв на самом интересном месте вызовет у любого человека естественное любопытство: «А что дальше?!» Почитайте несколько минут вместе с ребенком, а потом отойдите, сославшись на дела.

Еще лучше будет, если вместо аудио книги вы будете читать ребенку вслух. Исключение могут составлять те случаи, когда родители не умеют читать с выражением и не могут своей монотонной бубнежкой заинтересовать ребенка.

И совсем уж беспроигрышный вариант, если книга с продолжением и есть ее экранизация (например, Гарри Потер). Посмотрев интересный фильм или мультфильм, ребенку захочется узнать, а что случилось с героями потом? Вот тут самое время купить ему книгу-продолжение. И будет не лишним напомнить, что если он полюбит читать книги, то всегда первым будет узнавать о дальнейшей судьбе героев, так как фильмы выходят намного позднее, а многие даже очень интересные книги вообще никогда не экранизируются.

Если вы проделаете этот фокус-покус несколько раз, можете не сомневаться, книги станут для вашего отпрыска лучшими друзьями. Потом вам придется лишь контролировать, чтобы он читал литературу, не слишком криминального характера.

Кстати, можно найти много книг одновременно в трех форматах: электронные, аудио и бумажные.

Какие книги можно читать детям

Сегодня так много литературы (если все, что написано можно так назвать) слишком откровенной или чересчур агрессивной, что не все книги кажутся родителям удачным вариантом для детского чтения. Поэтому без контроля не обойтись. Но и слишком усердствовать не надо, так как на данном этапе необходимо закрепить саму привычку читать. Если что-то кажется вам подозрительным, читайте вместе, и объясняйте ребенку «что такое хорошо», а уже позднее он сам потянется к более глубоким произведениям.

И есть еще один глупый вопрос:

А нужно ли ребенку читать?

Недаром говорят, что образование кончается там, где начинаются фильмы. Даже образовательное кино, хотя и легче усваивается, никогда не даст такого же эффекта, как книга. Сам процесс складывания в смысловые предложения букв, написанных на бумаге, развивает более широкие возможности человеческого мозга . Так что, всестороннее развитие читающего ребенка идет гораздо успешнее.

Елена Богушевская

«Чтение – это привычка, которой не учат, а которой заражаются»

Английские детские писатели

Этой статьёй мне хочется донести в первую очередь до родителей значимость книги в жизни ребёнка, ответить на главный вопрос: зачем надо читать? Можно ли обойтись без книги, когда наш технически развитый век предлагает столько альтернатив художественной литературе? Мне хочется показать родителям, как важно, начиная с первых шагов, которые делает их малыш в книжном мире, пробудить и закрепить в его душе потребность в чтении, чего он никогда не приобретёт, если не будет читать и что нужно сделать, чтобы он полюбил книги.

Ни для кого ни секрет, что желание читать и стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать. Приучение детей к чтению потребует времени и усилий. Никто за родителей этого не сделает. Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщить ребёнка к книге - кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. А вот разовьётся ли любознательность и интерес к чтению, превратится ли этот интерес в источник мудрости - зависит во многом от Вас, мамы и папы.

Чтение играет неоценимую роль в жизни ребенка. Оно расширяет его кругозор, открывает ему дверь в мир нравственных ценностей, учит его культурно вести себя, красиво говорить, обогащает его язык, улучшает память и, наконец, является прекрасной возможностью для удивительно увлекательного, интересного и в тоже время полезного времяпрепровождения.

Отношение к чтению на сегодняшний день у детей весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга лучший друг. В них виден интеллект, эрудиция, культура, способность решать нестандартные задачи. К сожалению, таких детей с каждым годом становиться все меньше. А вот детей, которые не любят читать, с каждым годом становиться все больше. Для них чтение - тяжкая повинность. А ведь от чтения зависят учебные успехи по всем предметам. Чтение в школе является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неверно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома.

Почему первая книжка иногда не вызывает у детей интереса? Да потому, что в первое время пользоваться ею без помощи взрослых они еще не могут. Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению, как к удовольствию. Основой обучения всегда был собственный пример. Как часто и как много читаете вы? Не так часто, как хотелось бы? Не хватает времени? Много важных забот и неотложных дел? Как это ни парадоксально, но у вашего маленького сына или маленькой дочери тоже много важных дел и забот. Только если для вас это работа и бытовые обязанности, то для них- игры, разговоры, рисование.

Ваша задача сделать так, чтобы в списке приоритетов чтение поднялось как можно выше. Для этого ребенок должен находить его полезным и интересным. Если чтение не привлекает вас, то почему оно должно привлекать ваших детей? А вот если ребенок видит вас с книгой, пусть недолго, но регулярно, то он делает вывод, что чтение для вас интересно и является элементом взрослой жизни, которой дети очень часто стремятся подражать. Казалось бы, любой ребенок с удовольствием будет слушать, как мама или папа ему читают. Но это далеко не так.

Когда-то, когда каждая книга была событием и почти единственным источником духовной и интеллектуальной пищи, наверное, так и было. Сейчас с книгой успешно конкурируют телевидение, видео, компьютеры. Восприятие книги на слух (не говоря уже про последующее самостоятельное чтение) требует от малыша значительных усилий, активного внимания, напряженной работы памяти, мышления и воображения. А просмотр тех же мультфильмов подразумевает пассивную позицию, которая детьми быстро усваивается, а многими родителями покорно принимается. Некоторые даже не видят в этом особой проблемы: лишь бы на улице не пропадал целыми днями, пусть будет компьютер или телевизор, под присмотром- и ладно. Психологи с такой позицией категорически не согласны. Дело в том, что чтение не только развивает образное мышление ребенка и расширяет кругозор, но и приносит книголюбу эстетическое удовольствие, что, в свою очередь, влияет на формирование личности. Плюс ко всему, художественная литература несет в себе огромный воспитательный потенциал, приобщая ребенка к духовному опыту человечества.

Самые важные вещи, которые стоит учесть, приучая ребенка к книгам.

Важно приучать ребенка к книге с самых первых дней жизни. Хоть новорожденный еще и не понимает слов и смысла рассказанного, но он слышит мамин размеренный голос! Поэтому младенцы очень любят стихи! Стихи – это мир гармонии такта, они действуют на детей умиротворяющее.

Читайте малышу, когда он еще не умеет разговаривать. А когда он станет читать сам, сохраняйте ритуал «чтения после обеда или на ночь». Читайте с ребенком вслух, по ролям и по очереди- к взаимному удовольствию.

Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением, он должен видеть, что вам это нравится. Читайте сами «про себя» у ребенка на глазах. Иногда именно так возникает желание тоже познать это удовольствие. Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите малыша «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.

При выборе книг учитывайте доступность литературного произведения в соответствии с возрастными и психологическими особенностями ребенка. Покупайте книги, соответствующие увлечениям вашего ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.

Помните, что огромное значение для ребенка имеет чтение книг с нравственным содержанием. В них через художественные образы воспитываются смелость, любознательность, эффективные коммуникативные навыки, сочувствие, отзывчивость и заботливое отношение к близким.

Выразительное чтение, заинтересованность самого взрослого, его эмоциональный контакт с малышом, повышают степень воздействия художественного слова. Во время чтения постарайтесь не отвлекать ребенка от восприятия текста вопросами или дисциплинарными замечаниями, достаточно бывает иногда повысить или понизить голос, а может быть выдержать паузу. Стоит ли сразу переходить к аналитической беседе? Е. А. Флерина (педагог, специалист в области дошкольного воспитания) считала, что наиболее целесообразно поддержать детские переживания, а элементы анализа усилить при повторном чтении. Однако, во время чтения научно-популярных книг, например, о труде, о природе, целесообразнее включить обсуждение непосредственно в процесс чтения.

Одним из приемов, углубляющих понимание содержания и выразительных средств, является повторное чтение. Дети любят слушать знакомые рассказы и сказки по много раз.

Одним из условий, обеспечивающих наиболее полноценное восприятие произведения - объяснение незнакомых слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.

Помните, что большое литературное произведение важно правильно разделить на части. Каждая часть должна быть законченной. Не следует останавливаться на самом интересном месте. Чтение «длинных» книг приучает детей на протяжении определенного времени следить за действиями героев, оценивать их поступки, устанавливать свое отношение к ним, учит сохранять в памяти прочитанное и связывать части текста.

Значительное место в детском чтении занимает веселая книга. Она способствует воспитанию чувства юмора, а чувство юмора связано с переживанием положительных эмоций, с умением замечать смешное в жизни, понимать шутки окружающих и шутить самому. Дети смеются, слушая небылицы, считалки, дразнилки, потешки, перевертыши, шуточные диалоги. Заключенное в них остроумие доступно детям 5 – 7 лет.

Для формирования у ребенка повышенного интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге, создайте дома уютный уголок книги. Пусть это будет спокойное, удобное и эстетически оформленное место, где ребенок сможет самостоятельно пообщаться с книгой. С комфортом для ребенка расположите в этом уголке полочки или витрины, на которые можно поставить книги и альбомы. Желательно, чтобы эти книги были с небольшим количеством текста и с крупными красочными иллюстрациями. Если ребёнок уже не совсем малыш, то устройте небольшую библиотечку прямо в его комнате или отведите место в общем книжном шкафу.

Ходите вместе с ребенком в книжный магазин тогда, когда там не очень много народу. Если ребенок выберет книгу, которая вас почему-либо не устроит, идите на компромисс: мы купим ее, и ты сам будешь читать, а вместе почитаем то, что нравится и мне. И не забывайте о том, что не следует противопоставлять чтение игре и игрушкам.

Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.

Спросите у друзей вашего ребёнка, что они читают. Наступает возраст, когда мнение приятелей имеет большее значение, чем советы родителей. При этом постарайтесь не упрекать и постарайтесь не сравнивать своего ребенка с читающими ровесниками. Как правило, подобные сравнения вызывают у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.

Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно – зафиксировать возникший интерес.

Экспериментируйте с жанрами. Ребёнок имеет полное право не любить волшебные сказки, несмотря на то, что вам так они нравились.

Никогда не заставляйте ребенка дочитывать книгу, над которой он скучает. Скука не должна ассоциироваться с чтением, иначе чтение будет восприниматься как наказание.

Читайте ребёнку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста. Многие родители, к сожалению, считают, что, научив ребёнка читать самостоятельно в раннем возрасте, они тем самым привили ему интерес к книгам. Это не так! В раннем возрасте дети читают чисто механически, не вдаваясь в смысл рассказа, и чтение превращается для них в нелюбимое занятие. Когда же книгу им читают взрослые, дети сосредотачиваются не на сложение буков в слова, а полностью погружаются в мир книжной фантазии. Так что не спешите с обучением ребенка чтению, пусть он немного пофантазирует!

Как говорится: «Всему свое время!»

материал подготовлен Элиной Ромалинской

Существуют разные мнения о том, почему современные дети меньше читают. Большинство экспертов видят причину этого в появлении более привлекательных по сравнению с книгами источников получения информации (интернет, телевидение), другие склонны обвинять родителей, третьи - современную систему образования, отбивающую интерес к чтению. Находятся даже те, кто утверждает, что не читающие дети были во все времена, и проблема эта надумана.

Последние исследования показали, что не только дети в России стали меньше читать, но и взрослые. В среднем мы тратим около 6 часов в неделю на чтение, а вот индийцы, например, практически в два раза больше. Может, все-таки стоит начать в первую очередь с себя? Ведь не только дурной пример заразителен, но и хороший — тоже. Если и это не действует, то стоит задуматься, что вы делаете не так.

Делать не надо

  • Предлагать читать или слушать (когда читаете вы) книги, в которых много непонятных слов. Не ленитесь пояснять все слова, значение которых может быть не совсем ясным для ребенка: чернила, кочерга, патефон, публика, вдохновение. Убедитесь, что все слова в книге, которую вы предлагаете ребенку - понятны. Интерес к читаемому сильно снижается, когда в тексте много непонятных слов.
  • Противопоставлять чтение игре и игрушкам.
  • Заставлять, упрекать, сравнивать приводить в пример читающих ровесников. Как правило, это вызывает у ребенка отторжение. И он, чтобы доказать свою самостоятельность, будет отрицать поставленные примеры.
  • Выбирать книги не по возрасту - ребенку будет скучно, а скука не должна ассоциироваться с чтением.
  • Заставлять дочитывать книгу до конца, если она ему совсем неинтересна. Это все равно что выполнять неинтересные домашние уроки. Чтение будет восприниматься как наказание.

Делать надо

  • Рассказывайте ребенку интересные истории из книги, постепенно переходя на чтение самой книги. Важно - зафиксировать возникший интерес.
  • Купите занимательные энциклопедии. Современные дети часто «входят» в мир книг при помощи энциклопедий. Убедитесь, что они их читают, а не только рассматривают картинки. Для этого играйте в вопросы-ответы, загадки и прочее.
  • Читайте больше сами. Пусть ребенок видит, что вы увлечены чтением. Разложите книги повсюду в доме.
  • Время от времени берите детские книги. Читайте их «увлеченно», улыбаясь, отвечая невпопад, идите на всякие хитрости, чтобы пробудить его интерес. И обязательно попросите «не брать вашу книгу», пока не дочитаете.
  • Покупайте книги, соответствующие увлечениям ребенка (про пауков, фей, принцесс, лошадей, динозавров и т. д.), а также по мотивам мультфильмов и фильмов, которые ему нравятся. Закрепите у ребенка ощущение, что от книг можно получать много удовольствия и позитивных эмоций. После этого будет легче перейти к художественной литературе.
  • Экспериментируйте с жанрами. Ребенок имеет полное право не любить волшебные сказки, не смотря на то, что вам так они нравились.
  • Читайте ребенку, даже когда он уже сам научится читать. Выразительное чтение взрослого помогает обращать внимание на важные детали, влияет на правильность восприятия и оценки текста.
  • Разрешите читать в постели. Предложите на выбор: немедленно спать или 10 минут почитать — обычно дети готовы на многое ради того, чтобы не спать, и выбирают чтение, причем десятью минутами не ограничиваются.

5 современных книг для детей

В последнее время выходит очень много детских книжек. И в их многообразии родителям легко потеряться. Предлагаем выбрать из нашего шорт-листа то, что может быть действительно интересно вашему ребенку.

1. Дэвид Соман, Джэки Дэвис «Девочка Божья Коровка» (для детей четырех-пяти лет)

Книжка-картинка рассказывает о находчивой девочке Лулу и ее псе Бинго. Они решили сделать мир лучше: помогают муравьям, соседям и всем, кто им встречается на пути. Это первая из восьми книжек про маленькую девочку Лулу. В каждой книге героиня решает важные для всех малышей вопросов. Она учится играть со сверстниками, завязывать дружбу, справляться со страхами и многом другому.

2. Мони Нильсон «Цацики и вселенная» (для детей от 10 лет)

Это третья книга о мальчики Цацике и его необычной семье, в которую входить мама, папа и второй папа. Герой ходит в школу, завязывает дружбу с девочками и т. д. С каждой книгой мальчик растет, и в его жизни появляется много вопросов, казалось бы, неразрешимых ситуаций. Но все закончится непременно хорошо…

3. Вадим Фролов «Что к чему» (для детей 10-14 лет)

Это повесть о подростке, который переживает первую любовь и первое предательство. Семья Ларионовых хорошо жила, на зависть соседям и знакомым. Но вдруг… мама оставляет своих детей и мужа. Главному герою, Саше, отец сказал, что она уехала по работе… С этого-то и начинаются все горести мальчика. Ему предстоит пережить первую любовь, первое разочарование.

4. Томи Унгерер «Эмиль. Добрый осьминог» (для самых маленьких)

5. Федор Конюхов «Как я стал путешественником» (для детей от 8 лет)

Самый известный российский путешественник Федор Конюхов простым языком рассказывает о свих приключениях: как пересекал Атлантику, как на парусной яхте налетел на кита, как встречался с пиратами, как встречался на Северном полюсе с белыми медведями.

Психолог Татьяна Никитина не только рассказывает о сложностях отношений мужчин и женщин, но и помогает желающим самосовершенствоваться.