Весной солнце начинает прогревать почву, но погода все еще стоит переменчивая. Теплые дни вдруг сменяются холодными, снежными. Не зря в народе говорят: весна да осень - на дню погод восемь.
И все же, постепенно оттаивают бугорки и опушки, появляются первые проталины. Солнце все выше поднимается над землей, давая все больше тепла, пробуждая природу от зимнего сна.
На полях начинает таять снег, журчат первые ручейки. На небе появляются белые облака-барашки. Они называются кучевыми облаками.

На реках, прудах и озерах во льду от весеннего тепла появляются трещины. На реках начинается ледоход. Льдины сталкиваются, нагромождаясь друг на друга, и плывут по течению, пока не растают. Реки переполняются водой и выходят из берегов - наступает половодье.
Все это признаки наступления весны в неживой природе, и главный из них - таяние снега.

Растения весной
С изменениями в неживой природе происходят изменения в жизни растений, животных и людей.
Весне радуется все живое на Земле. Лес пробуждается, наполняется звуками, движением. На северных склонах еще лежат сугробы мокрого снега, а южные уже дымятся, подсыхая.
Растения начинают тянуться вверх, стараясь получить как можно больше солнечного света. Корни растений всасывают из теплой почвы влагу, растворяющую накопленные в стволах питательные вещества. Стебли растений передают питание почкам, которые вскоре станут листьями и цветами.
Еще одно заметное изменение в природе весной - на кустах и деревьях распускаются почки. Начинают зеленеть листья вербы, ольхи, осины, клена, березы. На опушках появляется первая травка. Зацветают подснежники. Появляются красные цветки медуницы. Пройдет немного времени, и ее цветы станут лиловыми, а потом синими.

Птицы весной
Появляются первые насекомые и среди них сонные мухи, которые медленно ползают и греются на солнышке.
Пришло время возвращаться перелетным птицам: для них есть корм - насекомые и прошлогодние семена, которые легко найти на освободившейся от снега почве. В начале марта раньше других прилетают грачи и скворцы, а за ними - жаворонки, чибисы, кукушки, ласточки, стрижи.
Весной погода часто меняется. Иногда выпадает снег и птицы не могут найти себе корм.
Прошлогодние семена вновь оказываются под снегом, а насекомые прячутся.
В это время много птиц погибает от голода, поэтому весной в холодную погоду их надо подкармливать.
Весной птицы вьют гнезда, которые служат им для высиживания яиц и выкармливания птенцов. Кукушки гнезда не вьют, а откладывают свои яйца в гнезда других птиц.
Птенцам нужен корм, и птицы добывают его, уничтожая огромное количество вредных для человека насекомых.
Будьте осторожны с птичьими гнездами. Не подходите к ним близко, и, тем более, не берите в руки птенцов. Птицы боятся запаха человека и не возвращаются в гнездо. Птенцы без помощи родителей погибают.

Звери весной
С приходом весны появляется много корма и для зверей, поэтому весной у них рождаются детеныши. Ранней весной рождаются зайчата, бельчата, волчата, лисята и многие другие зверята.
Сразу же после рождения зайчата начинают играть, бегать и учиться прятаться от врагов. Они даже не замечают, как остаются без надзора. У зайчихи такое жирное и питательное молоко, что, накормив детенышей, она может покинуть их на два-три дня. Уже через две недели после рождения зайчата становятся полностью самостоятельными. Они сами ищут себе пищу - ветки, кору кустарников, траву, побеги молодых деревьев.
После зимней спячки появляются медведи, ежи, барсуки. Вместе с ними выходят и их детеныши. Матери продолжают кормить их молоком, но вскоре зверята приучаются самостоятельно отыскивать насекомых, прошлогодние ягоды, луковицы растений и молодую траву.
Весной у многих зверей начинается линька - зимняя густая шерсть меняется на более редкую, а заяц, горностай, ласка, белка и песец меняют цвет своих шубок.
Теряют свои белые перышки и куропатки, а на их месте отрастают бурые и серые. У лосей и косуль вырастают новые рога.

В апреле в лесу появляется много цветов - хохлатки, фиалки, анемоны. Они спешат отцвести, пока солнечные лучи пробиваются сквозь начинающие распускаться листья деревьев. Поэтому эти цветы называют ранневесенними.
В конце марта рождаются поросята у диких свиней. У маленьких поросят на спине и боках видны яркие продольные полосы, которые через три месяца исчезают. У самки рождается по десять - двенадцать поросят. Растут они быстро, и через полгода поросенок уже весит 100 килограммов.

Вскоре выпускают свои листочки кусты смородины и сирени. Из деревьев первой зацветает ольха. Семена ольхи созревают только осенью, поэтому долгое время остаются на дереве. Ими питаются птицы - чижи и чечетки. С цветов вербы собирают пыльцу пчелы, шмели и другие насекомые.

В апреле прилетают аисты. Прохаживаясь по лугам, аист ищет пищу - лягушек и насекомых. В это время аисты устраивают свои гнезда. Похожи они на кучи хвороста, которые птицы сооружают на невысоких деревьях и крышах домов.

Скоро лето
Поздняя весна, месяц май - пора цветения черемухи, сирени, яблони, абрикоса и других фруктовых деревьев. На лугах зацветают красный клевер и ландыши.
Большинство птиц в мае уже сделали кладки и высиживают птенцов, а соловьи только прилетели из дальних стран. Они прилетают перед цветением черемухи, устраивают гнезда на земле, в густых зарослях травы. Питаются соловьи червями, пауками, насекомыми, ягодами.

Весной рыба идет на нерест. Она упорно преодолевает течение, плывет в верховья рек, выходит на залитые водой луга. Здесь для мальков безопасней и много корма. Рыба нерестится как можно ближе к верховьям реки, к ее истокам, чтобы течением слабых мальков не унесло - в море.

Еще один признак весны - весенние дожди. В народе говорят: если в мае идет дождь, значит, будет в поле рожь.

Домашние животные весной
Домашние животные весной все еще находятся в помещениях, где люди по-прежнему продолжают ухаживать за ними. Только с наступлением тепла овец, коров, коз, баранов выгоняют на пастбища. Для молодняка - маленьких ягнят, козлят, телят - отводят специальные безопасные территории, выгоны.
В это время домашние животные тоже линяют. Из шерсти некоторых животных, например, из шерсти коз, люди изготавливают теплые платки, красивые кофточки, свитера, варежки и шапочки.

Труд людей весной
Как только с полей сходит снег, на них начинаются весенние работы. Надо успеть за короткое время, пока не пересохла почва, посеять семена хлебных и овощных растений, высадить картофель.
В конце весны, в теплые майские дни, высаживают рассаду огурцов, помидоров, капусты. В садах деревья и кустарники опрыскивают ядовитыми веществами, которые убивают насекомых-вредителей. Так же, как осенью, нижнюю часть стволов плодовых деревьев белят известью.
Весной в садах проводят посадку плодовых деревьев и кустарников.
На улицах городов, поселков и сел подрезают деревья и высаживают новые растения. В парках и скверах высаживают декоративные цветы.

Рассказ Константина Ушинского о самом прелестном времени года - рассказ о весне. В этом рассказе автор излагает все основные приметы весны: появление солнца, таяния снегов, проталины, новая ярко-зелёная травка, первые цветы и т. д.

Константин Ушинский

ВЕСНА

День начинает заметно прибавляться ещё с половины декабря; а к 9-му марта он займёт уже половину суток. Начало весны потому и считается с 9-го марта.

Солнце весною не только дольше остаётся на небе, но и греет с каждым днём заметно сильнее.

Снег начинает мало-помалу таять, и вода ручейками сбегает с земли в реки и озёра. Скоро и лёд на реках уступает влиянию лучей солнца. По берегам рек появляются большие полыньи. Пройдёт ещё с неделю — и весь лёд подымется прибывающей водою, почернеет, начнёт ломаться, и рыхлые льдины понесутся по течению реки. Воды в реке в это время прибывает столько, что она не может поместиться в берегах: выступает и разливается по окрестным лугам. Разлив рек зовут водопольем. Иная речонка такая маленькая, что летом ее переходили вброд, в водополье разливается на пять, на шесть вёрст и более. Наша Волга-матушка, в которую вливаются тысячи рек и речонок, расстилается весною словно море. Люди спешат воспользоваться недолгим богатством воды, и большие барки, нагруженные товарами, ходят весною там, где летом чуть не бродят куры.

На полях появляются сначала проталины: но скоро земля, мокрая, пропитанная водою, повсюду показывается из-под снега. Пройдёт ещё неделя, другая — и снег останется разве где-нибудь в глубоком овраге, куда не заглядывает солнце. Небо становится всё синее, а воздух всё теплее.

Ещё не весь снег сойдёт, когда там и сям начнёт уже показываться, возле старой пожелтевшей травы, новая, ярко-зелёная травка. На полях, где крестьяне ещё с осени засеяли рожь или пшеницу, подымается и зеленеет озимь, словно зелёный бархат.

Вместе с травой появляются и первые цветы. Голубенький подснежник пробивается в лесах из-под прошлогоднего листа. Появляется кое-где и жёлтый одуванчик, тот самый, что со временем наденет свою пушистую белую шапочку, круглую, как шар, и до того лёгкую, что стоит только на неё дунуть — и она вся разлетится.

Деревья также пробуждаются от зимнего сна и, разогретые солнышком, наполняются соками. Если прорубить в это время кору берёзы или клёна, то из-под неё закаплет сладкий и душистый сок.

Почки листьев подготовлены деревом ещё с осени. Всю зиму оставались они в одном положении и были едва заметны; теперь же они начинают быстро наливаться, расти, скидать свою коричневую шелуху и развёртываться в зелёные листья.

На вербе появляются пушистые цветы, или барашки. Вы, вероятно, заметили их на вербовых ветках в Вербное воскресенье? Потом появляются чуть заметные, липкие и душистые листья берёзы. Прошло ещё дней десять — и кудрявая, ярко-зелёная берёзка, с белым, опрятным стволом своим, стоит разубранная, будто на праздник: весёлая, яркая, душистая. За берёзой спешит распуститься липа, ольха, дуб. Лапчатые листья клёна не заставляют долго ждать себя. Кустарники и деревья друг перед другом спешат принарядиться на праздник весны. Сначала зелень на деревьях кажется жидкой, потому что листочки ещё малы, да и сквозь зелёную яркую траву кое-где просвечивает ещё чёрная земля. Но листочки и трава растут быстро, — к маю всё зазеленеет: рощи снова станут непроглядными, а на полях запестреют тысячи цветов. Зимой царствует однообразие: всё один и тот же снег. Но весной каждый день появляется что-нибудь новое: то проглянет голубенький глазок незабудки; то развернётся благоухающая чашечка ландыша, а ещё вчера её не было; то заблестят в зелени беленькие цветочки земляники, из которых к концу весны выйдут сочные, красные ягоды. Вишни, яблони, груши покрываются белыми и бело-розовыми цветами. Всё празднует весну, всё цветёт и благоухает.

Не везде весна начинается в одно и то же время. Чем южнее, тем и весна становится раньше. В Крыму уже в феврале рвут цветы, а в Архангельске и в апреле можно отморозить нос.

Птиц, вместе с весной, появляется множество. Первые прилетают грачи и криком своим напоминают, что весна началась. Они появляются почти всегда около 9-го марта. Но вот и жаворонок, поднявшись высоко в воздухе, запел свою звучную песню. Быстрые, острокрылые ласточки прилетают несколько позже. Скворцы, дрозды, кулики, дикие голуби, кукушки появляются одни за другими и населяют поля, леса и рощи, недавно ещё безмолвные.

Высоко в воздухе тянутся с юга на север стаи журавлей, диких уток, гусей и лебедей. Скоро и соловей начнёт свою звонкую песню. Одни из этих птиц, дикие гуси, журавли, лебеди, летят далее; другие остаются у нас на всё лето; те, которые остаются, принимаются вить гнёзда: носятся, кричат, трудятся, собирают сухие веточки, солому, мох, траву.

Хлопотливые муравьи, пёстрые бабочки, неуклюжие жуки, а потом несносные комары и мошки, тысячи самых разнообразных, летающих и ползающих насекомых выходят на свет Божий. Трудолюбивая пчёлка, проспавшая долгую зиму в тёплом улье, просыпается, покидает свою восковую келью и летит собирать сладкий мёд с цветов.

В зверином царстве заметно меньше перемены. Диких зверей вообще можно видеть редко. Но зато нельзя не видеть, как рад весне домашний скот. Простояв долгую зиму в хлевах, лошади, коровы, овцы весело выбегают в поле, и пастуху не приходится долго вызывать их из дома своей длинной трубой.

Рады люди первому снегу, но рады ещё более первым цветам. Всякое время года приносит свои удовольствия и свои заботы. Двойные рамы вынимают в домах; свежий воздух и яркий свет врываются в комнату. Звуки с улицы, которых целые полгода не было слышно за двойными стёклами, раздаются громко. А для крестьян сколько предстоит работы! Но они работы не боятся. За зиму хлеб, овёс, сено и даже солома — все переведется: одно на пищу людям, другое на корм скоту. Надобно приниматься за работу, чтобы было что есть к будущей осени и зиме.

Открытая образовательная деятельность

Тема: Прогулка "Наблюдение за птицами"

Цель:

- формировать первичное представления детей о зимующих птицах;

- научить детей самостоятельно проводить наблюдения за птицами.

Задачи:

Расширить знания детей о птицах, зимующих в нашем городе;

Формировать исследовательские умения (сбор необходимой информации, обобщение полученных знаний);

Развивать у детей наблюдательность, мышление, внимание;

Воспитывать бережное отношение и чувство сострадания к птицам.

Материал и оборудование : кормушки для птиц, хлебные крошки, семечки.

Предварительная работа : беседы, наблюдения за птицами на прогулке, подкормка птиц, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, изготовление родителями кормушек.

Ход прогулки

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами отправимся на экскурсию, чтобы провести свои наблюдения за ---- . За кем, вы узнаете, отгадав загадку.

Кто два раза родится:

в первый раз гладкий,

а второй раз - мягкий. (Птица)

Так за кем мы с Вами будем наблюдать? (ответы детей).

Правильно, на экскурсии мы будем наблюдать за птицами и учиться приёмам наблюдения за ними.

Воспитатель: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Их можно встретить и высоко в горах, и в ледяной приполярной пустыне, и в безводных песках, и над безбрежными просторами океана. В отличие от многих других животных, часто ведущих скрытный образ жизни, птицы всегда рядом с нами. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Люди издавна привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их около себя.

Дети выходят на прогулку вместе с воспитателем. Воспитатель обращает внимание на погоду, что осенью и зимой холодно и голодно маленьким птичкам.

Обращая внимание на поведение птиц (птицы не поют, не чирикают, редко летают).

Воспитатель : Дети, скажите, легко ли найти птицам корм зимой? Почему? (Потому что зимний день короткий, все покрыто снегом, трудно находить корм во время снегопадов, метелей, сильных морозов). Только люди могут помочь – покормить их.

Воспитатель предлагает отгадать загадку:

На скуку сижу,

«Кар! Кар!»- кричу.

Чик-чирик!

С ветки прыг.

Клюй не робей!

Кто это… (Воробей)

Дети хором отвечают. Правильно!

Воспитатель объясняет, что люди зимой развешивают кормушки для птиц, чтобы птицы не голодали, подкармливают их.

Вы уже сказали, как трудно найти зимой корм. А как мы с вами можем помочь птицам? (Мы можем их подкармливать).

Чем мы можем подкармливать птиц? (Ответы детей : пшено, просо, овёс, пшеница, семена подсолнечника, ягоды рябины, боярышника, семена клёна, ясеня, орехи, хлеб, хлебные крошки).

Воспитатель: Надо сказать, что птицы в зимнее время не очень разборчивы в еде и едят то, что найдут. Поэтому для подкормки птиц зимой годится некоторая пища с нашего стола (крошки хлеба, семечки и др.).

А на участке у нас есть кормушка?

Воспитатель предлагает детям спасти птиц от голода и поиграть в игру.

Игра "Спасатели". Воспитатель предлагает детям повесить кормушки для птиц.

Воспитатель предлагает покормить птиц, и задает вопросы, кто прилетел, что птицы делают.

Рассказывает детям, что птицы очень пугливые и наблюдать можно только из далека.

На ветку села птица, воспитатель обращает внимание детей, что у птицы есть; клюв, оперение, хвост, лапки. Птица летает, чирикает, поет, прыгает. Воспитатель предлагает детям называть части тела птички.

Работа с наглядностью.

Воспитатель:

Посмотрите и скажите, кого вы здесь на ветке видите? (Птиц).

По каким признакам вы это определили? (Клюв, перья) .

Скажите, что делают птицы?

Назовите птиц, которых вы узнали?

Какие это птицы. (Зимующие).

Почему мы их так называем?

Поют ли птицы зимой? (Да, но нет такого многоголосья).

Кто из птиц чирикает? (Воробей).

Кто из птиц трещит (стрекочет)? (Сорока).

Кто из птиц каркает? (Ворона)

Какие птицы зимуют в нашем городе? (Ответы детей)

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Ворон и воробей».

Один из детей выбирается вороном, а остальные дети воробушки. Дети имитируют характерные движения птицы. По команде воспитателя воробушки летают, чирикают, клюют корм.

Когда прилетает ворон, воробушки улетают в гнездышки.

Воспитатель :

Чем мы с вами сегодня занимались?

Каких птиц Вы встретили на экскурсии? Чем они были заняты?

Много ли птиц зимой в нашем городе?

Поют ли птицы зимой?

Чем питаются птицы зимой?

Каких птиц Вы узнали, по каким признакам?

Чем вам понравилась наша прогулка?


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Поет зима - аукает, Мохнатый лес баюкает Стозвоном сосняка. Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далекую Седые облака. А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна.

3 слайд

Описание слайда:

Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. А вьюга с ревом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней. С. Есенин

4 слайд

Описание слайда:

Самое страшное время года для птиц – зима. В это время года многие птицы погибают от нехватки корма. Поэтому в нашей школе была создана группа учащихся, готовых помочь маленьким пернатым друзьям. Состав группы: Батомункуева Айна (исследователь) Парыгина Татьяна (исследователь) Косякова Елизавета (исследователь) Соловьев Степан (фотограф - исследователь) Кроме того в изготовлении кормушек помогли учащиеся первого, четвертого, пятого и шестого классов. Собрать корм помогли ученики третьего и шестого классов.

5 слайд

Описание слайда:

Место проведения наблюдения: пришкольный участок МБОУ «СОШ №15» Объект наблюдения: зимующие птицы Время наблюдения: декабрь 2014 г. – январь 2014 г Цель: Изготовить кормушки для птиц Собрать разнообразный корм для птиц Подкармливать птиц, прилетающих на территорию школы Изучить видовой состав птиц Провести наблюдение за особенностями поведения птиц у кормушки Изучить пищевые предпочтения птиц Изучить, какие кормушки больше посещают птицы Составить дневник наблюдений за птицами Составить рекомендации, с использованием результатов наблюдения

6 слайд

Описание слайда:

ДЕКАБРЬ План работы: Изготовить кормушки. Разместить кормушки на пришкольном участке, наполнить кормом. Провести наблюдение за птицами. - Изучить виды птиц, посещающих кормушки. - Изучить пищевые предпочтения птиц

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

Парыгина Таня и Батомункуева Айна изготовили кормушки из пятилитровых бутылок, в которых были вырезаны отверстия - вход, а также были продеты прутья, для того чтобы нанизывать сало для синиц. Затем кормушки были раскрашены краской.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

После того как кормушки были развешаны мы заполнили их кормом. В состав корма входили: пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. На некоторые кормушки (с прутиками) были нанизаны кусочки несоленого сала. После этого мы начали своё наблюдение. Лиза насыпает корм в кормушки

11 слайд

Описание слайда:

Дневник наблюдения Дата Погода Корм Птицы, посещающие кормушку Что наблюдали 9.12 -10, ясно, ветер ю-з пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 3 Воробьи прилетают к кормушке из литровой бутылки, но быстро улетают, долго не задерживаются. Бояться людей 10.12 -16, ясно, ветер ю пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи - 5 Также к кормушке из бутылки подлетают воробьи. Сало остаётся нетронутым. 11.12 -15, малооблачно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синица - 1 На пришкольный участок прилетели стайка свиристелей (примерно 32-36приц). К кормушкам не подлетали. Улетели в сторону пятиэтажных домов. К кормушке прилетела синица. Она брала семечки подсолнуха в клюв, улетала подальше от кормушек и там уже поедала корм. 12.12 -17, ясно, ветер с пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -7, синицы - 2 Синицы начали охотно поедать кусочки сала, корм едят, улетая на расстояние примерно 2 метра от кормушки. В кормушке меньше стало проса, семечек, крошек. Почти не тронут рис. Воробьи активно поедают пшено с листков с кормом. 13.12 -18, ясно штиль пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи -9, синицы - 3 Сала практически не осталось. Птицы стали активно поедать корм со всех кормушек, но все же корм значительно уменьшился в кормушках из пластиковых бутылок. Птицы плохо поедают рис. 14.12 -14, ясно пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки, несоленое сало Воробьи – 7, синицы - 3 Сало съедено синицами. Птицы активные, чирикают, охотно поедают корм. Человека бояться. Если близко подходишь, улетают. 16.12 -20, небольшая облачность пшено, просо, семена подсолнечника, рис, хлебные крошки. Воробьи – 8, синицы - 2 Корм во многих кормушках закончился. Птицы ожидают на ветках новой порции. Птицы съели даже рис.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

Вывод о проделанной работе 1. В декабре на территории школы были замечены птицы: воробьи, синицы, свиристели. 2. Кормушки посещают воробьи и синицы. Воробьи по численности преобладают. Синицы предпочитают поедать несоленое сало, семечки подсолнуха, воробьи просо, пшено, хлебные крошки. Плохо поедают рис.

16 слайд

Описание слайда:

Январь План работы: 1. Продолжить наблюдения за птицами. 2. Изучить виды кормушек, которые предпочитают посещать птицы. 3. Изучить поведение птиц в зависимости от погодных условий.

17 слайд

Описание слайда:

Учащимися начальной школы были изготовлены разнообразные кормушки из пластиковых бутылок, из дерева, из картонных коробок. В течение недели проводились наблюдения за тем, какие кормушки предпочитают посещать птицы. В ходе наблюдения мы увидели, что птицы предпочитают кормушки просто устроенные, без лишних украшений. Очень часто посещают кормушки из пластиковых бутылок и деревянные кормушки. Кормушки из коробок легкие и на ветру сильно раскачиваются корм высыпается, поэтому такую кормушку нужно закреплять

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

21 слайд

Описание слайда:

Дата Погода Птицы/ количество Наблюдения 02.01 -19, ветер ю-з, малооблачно Воробьи – 8, Синицы - 2 Воробьи с утра сидят на ветках недалеко от кормушек, чирикают. Корм поедают активно. Из кормушек посещают практически все. Синицы уже поедают корм в кормушке, а не как в декабре, улетая скормом. 03.01 -22, ветер зап. небольшой снег, малооблачно Воробьи –12, Синицы – 3 Голуби -4 После снега воробьи громко чирикали. На территории школы были голуби, но к кормушкам они не подлетали, а искали корм на земле. 04.01 -25, ветер вост., малооблачно Воробьи – 10, Синицы - 2 Воробьи не очень активные, сидят нахохлившись. Синицы активные, прыгают по веткам, подлетают к кормушкам. У двух кормушек птицы не были замечены. Отдают предпочтение кормушкам из бутылок, деревянным. Корм в кормушках заканчивается быстро. 05.01 -22, штиль, ясно Воробьи – 11, Синицы - 3 Воробьи громко чирикают, реже подлетают к кормушкам. 06.01 -20, з, малооблачно Воробьи – 7, Синицы - 2 Птицы активно перелетают с дерева на дерево. Близко к себе по- прежнему не подпускают, сразу улетают. Активно поедают корм. 07.01 -20,облачно,з, Воробьи –26, Ястреб -1 В этот день произошло событие. Ястреб поймал воробья и со своей добычей присел на тополь перед школой и стал его поедать. Остальные воробьи, а их налетело в этот день около30птиц, присели на соседний тополь, а затем стали потихоньку подлетать к ястребу. Среди воробье, оказывается есть самый смелый, который первым подлетает к опасности, а затем следуют и другие за ним. Так они практически окружили ястреба, но он не обращал на них внимание и продолжал поедать свою добычу. Затем он доел воробья и стал отдыхать на ветке, а воробьи продолжали сидеть рядом. Но ястреб так и не схватил больше никого из них и улетел. 08.01 -15,з, ясно На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. 10.01 -17,с-в, облачно Воробьи – 13 Синицы - 3 Обычное поведение воробьев. 12.01 -18,штиль, ясно Воробьи – 8, Синицы – 1 Сорока - 1 На территорию школы прилетела сорока, но сидела она вдалеке на дереве. К кормушкам она не приближалась. В ясный день воробьи меньше подлетают к кормушкам.

23 слайд

Описание слайда:

Вывод: 1. На территории школы в зимний период к кормушкам прилетают воробьи и синицы, голуби питаются с земли. 2. Предпочтение отдают: воробьи – пшену, просу, семенам подсолнечника, хлебным крошкам; синицы – семечкам и несоленому салу. 3. Поведение птиц зависти от погоды. 4. Предпочитают кормушки из бутылок и деревянные. Рекомендации: 1. Необходимо в следующем году составить смесь кормов исходя из пищевых предпочтений птиц. 2. Необходимо кормить и заботиться о птицах, не только зимой, но и в другие времена года. 3. Изготавливать кормушки.

Картотека наблюдений за птицами на прогулке для детей 1 младшей группы.

Описание материала : данный материал предназначен для воспитателей детей младшего дошкольного возраста. Может использоваться, как дополнительная информация для прогулок.
Наблюдение «Кто прилетел на кормушку»
Задачи:
- познакомить с птицами, которые прилетают к кормушке
- закреплять знания о внешнем виде птиц
- привлекать к подкормке зимующих птиц

Ход наблюдения

Художественное слово:
На снегу, как на страничке,
Пишут голуби, синички,
Пишет стая снегирей,
Пишет серый воробей,
Письма Пете и Андрюшке,
Чтобы сделали кормушки
(А. Тараскин)
Беседа: Ребята, а мы сделали кормушки птицам? Для чего нужны кормушки? Кого же мы будем кормить? Давайте насыплем хлеба и отойдем. Посмотрим: что будет: Кто прилетел к кормушке? Кто знает, как называют этих птичек? Правильно это воробьи. Что делают воробьи на кормушке?
Почему мы подкармливаем птиц? Правильно, сейчас зима, на улице холодно и у птиц мало еды. Мы им помогаем. Мы их подкармливаем. Как думаете, нравится ли птица наши угощения?
Мы с вами молодца! Давайте не будем забывать подкармливать птиц каждый день.

Наблюдение «К нам на кормушку прилетели голуби»
Задачи:
-познакомить с голубями
-поощрять желание наблюдать за поведением птиц и заботится о них
-закреплять знания о строении птиц
Ход наблюдения:
Беседа. А что это за птицы прилетели к кормушке? Правильно, это голуби. Скажите, а они большие или маленькие, как воробьи? Правильно, они большие. Что делают голуби? Верно, клюют семечки. А чем они клюют? Конечно, клювом. А как они клюют, покажите. А теперь послушайте, как разговаривают голуби. Они воркуют. Послушайте стихотворение про голубей.
Художественное слово:
Протянула я ладошку -
На ладони хлеба крошки.
Прилетали голубки
Смело брали хлеб с руки.
Важно рядышком гуляли,
Меж собою ворковали,
Все вели свою беседу,
Чтоб еще найти к обеду
Пиудунен М.
Мы ухаживаем за птицами зимой, помогаем им добыть корм. И конечно не забываем, что птиц нельзя обижать.

Наблюдение «Воробьи и вороны»
Задачи:
-познакомить с воробьем и вороной
-учить различать их по цвету и окраске
-поддерживать интерес к жизни птиц
-привлекать их к подкормке
Ход наблюдения
Беседа. Где находится наша кормушка? Зачем она нужна? Верно, чтобы подкармливать птиц зимой. Давайте посмотрим, есть ли в кормушке корм? Нет. Давайте насыплем корм, и посмотрим, кто прилетит.
Что за маленькая, коричневая птичка прилетела к нам на кормушку? Да, это воробей. Воробьи маленькие, коричневые птички, летают стайками. Покажите, как летают воробьи? Что делают воробьи на кормушке? Правильно, клюют зернышки и хлебные крошки. Покажите, как они клюют.
Художественное слово
Воробьи-воробушки,
Серенькие пёрышки!
Клюйте, клюйте крошки
У меня с ладошки!
Нет, с ладошки не клюют
И погладить не дают.
Как бы нам поладить,
Чтоб дались погладить?
Егоров С.
А это что за птица прилетела к нам на кормушку? Предположения детей. Она больше или меньше воробья? Правильно, больше. Это ворона. Она большая, черно-серая. Летает почти всегда одна. Ей тоже голодно зимой. Что делает ворона? Правильно, она сидит на кормушке и клюет зерна. А вот она взяла хлебушек и улетела.
Художественное слово
-Каррр! Кричит ворона. Каррр!
Улетаю на базаррр!
Воронята, Не деритесь!
И меня в гнезде дождитесь!
Н. Берестова
Как кричит ворона? Верно, Каррр. Повторите еще раз. Каррр. Ребята, кого мы сегодня видели на кормушке. Верно, воробья и ворону. Зимой птицам холодно. Мы помогаем им, заботимся о них.

Наблюдение « Синичка»
Задачи:
- уточнять представления о синицах
-закреплять знания о внешнем виде синиц
-поощрять желание помогать птицам
Ход наблюдения
Беседа. Ребята сегодня я принесла необычное угощение для птиц. Посмотрите вы знаете, что это? Показывает сало. Это сало. Сало любят птички синички, но оно не должно быть соленым. Давайте повесим его к нашей кормушке и подождем синичек.
Смотрите, синички прилетели к нам. Скажите кто прилетел к нам? Синички. Синички маленькие птицы, отличить их можно по желтой грудке. Какая у них грудка? Верно, желтая. Смотрите, как скачет синичка. Покажите мне, как она скачет.
Художественное слово
Желтая грудка у маленькой птички,
Много друзей у веселой синички,
Дети зимой ей прожить помогают,
Песню синичкину все напевают:
Тень-тень-тень! Тень-тень-тень!
Ах, какой хороший день!
В. Мирясова

Наблюдение «Снегири»
Задачи:
-формировать представление о птицах, прилетающих,прилетающих к нам в зимний период
-объяснить, что всем птицам зимой необходима помощь
-уточнять знания о внешнем виде снегирей
Ход наблюдения
Художественное слово
Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
Но вдруг вспорхнули яблоки!
Ведь это снегири!
Беседа. Смотрите, какая красивая птичка к нам прилетела. Эта птица- снегирь. На спинке серенькая жилетка, грудка ярко-красная, на головке черная шапочка. Крылышки «одеты» в черные перчатки с белой полоской. Снегири прилетают к людям в надежде, что их угостят семечки. С удовольствием щелкают снегири тыквенные и арбузные семечки.
Нужно не забывать подкармливать птиц. Им трудно найти семена под толстым слоем снега. Люди приходят птицам на помощь.
Птиц мы называем пернатыми друзьями. Пернатые, потому что у них растут перышки.