Сложно представить себе современный мир без использования красок. Ее используют в быту и промышленных целях, окрашивая целые сооружения и расставляя предупреждающие разметки. Использование человечеством краски в разнообразных областях своей деятельности уходит корнями в глубинные пласты истории.

Учеными и археологами найдены многочисленные рисунки и наскальная живопись в различных уголках земного шара. Также был доказан факт использования красящих пигментов во время проведения разнообразных обрядов. Неоднократно были найдены древние захоронения, возраст которых составляет около 20-40 тыс. лет до н.э. Низ могилы и останки полностью покрыты охрой красного цвета. Похожие могилы были найдены на территории Украины и Карелии.

Помимо этого, учеными были найдены части сгоревшего в 1240 году дома. Среди найденных предметов были обнаружены доски для написания икон, емкости с красками и прочая утварь иконописца. Уже в те времена процветали иконописные мастерские, что подтвердили аналогичные находки на территории Новгорода.

Как создавались краски на Руси?

История создания красок на Руси - исследование глубокое. Многие из красок применялись для окрашивания вытканного материала и пряжи. В основном использовались натуральные ингредиенты: шафран, вайда, марена, чермес, куркума, крушина. Каждое из растений давало свой уникальный оттенок. При смешении нескольких цветов можно было варьировать интенсивность оттенка и получать новые необычные тона. В XIX веке был найден способ добычи желтых оттенков - для этого использовали отвар ольхи, березы и золы. Багульник использовали для получения зеленой краски. А уже к концу этого столетия палитра красок пополнилась синтетическими составляющими. Чаще всего их использовали для придания нового цвета материалам, использовали - индиго, хризамин, красную кровяную соль, анилиновые пигменты, кадмиевую желтую, ультрамарин и иные красители.

Краски всевозможных оттенков природного происхождения широко использовали для окрашивания жилых строений, раскрашивания церквей, резных украшений различных строений, мебели и предметов интерьера. Искусственно полученными красками пользовались гораздо реже. В XIX веке для окрашивания кровли из железа задействовали мумию, железный сурик и ярь-медянку. Смесью мела и извести часто белили дома весной. В военной сфере часто красили ножи из дерева и кожаные части оружия.

Не отставала и бумажная промышленность. Для окрашивания бумаги была разработана широкая палитра красящих материалов. В конце XVIII века краски, созданные по особому рецепту, стали использовать при печатании бумажных купюр. Состав хранился в строжайшем секрете и был доверен только нескольким лицам. Существовала даже такая профессия как красильщик бумаги.

В настоящее время ассортимент краски поражает воображение. Ее использование достигло промышленных масштабов. Согласитесь, невозможно представить современный мир без этого важного изобретения.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №88 Г.ТЮМЕНИ

Безопасная живопись

Россия, Тюменская область, г.Тюмень,

МАОУ СОШ №88, 9 класс

Научный руководитель:

Исакова Людмила Георгиевна,

учитель химии

МАОУ СОШ №88 г.Тюмени

г. Тюмень, 2016


Введение . ..3

История возникновения красок ………………………………………………….4

Изготовление красок разных цветов в древности. 4

Современные краски. 6

Химический состав и его влияние на организм человека. 6

Состав красок без химически-опасных элементов. 9

Создание продукта . 11

Вывод . 12

Список используемой литературы .. 14

Приложения . 14


Введение

В современном мире мы сталкиваемся с живописью каждый день, а для многих детей и подростков живопись является основным увлечением. Часто пользуясь красками, я задалась вопросом их безвредности, а также из каких веществ делают современные краски, актуальны ли древние методы изготовления красок и можно ли сэкономить на покупках красок и сделать их самому. Этим и обусловлен выбор темы проекта - «Безопасная живопись »

Исходя из актуальности и практической значимости темы, можно сформулировать цель данной работы: изучить химический состав современных красок. Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

Изучить историю создания красок и их химический состав в древности

Изучить состав современных красок

Обобщить собранный материал и определить безвредность современных красок

Собрать информацию о способах изготовления химически-безопасных красок

Изготовить продукт

Процесс создания проекта можно разделить на несколько этапов:

Изучение химического состава разных видов современных красок, определение их влияния на организм человека

Практический этап, включающий подготовку материалов и непосредственно изготовление красок


1. История возникновения красок

Изготовление красок разных цветов в древности

Растительные краски с древности применялись человеком для украшения оружия, одежды и жилища. Сначала это были соки ярких лепестков, листьев, плодов растений. Затем люди научились изготавливать специальные краски из растений. При раскопках египетских пирамид найдены ткани синего цвета, окрашенные индиго (краситель из листьев растения индигофера). В Древней Руси синюю краску добывали из корня горца красильного, желтую - из корней щавеля конского, вишневую - из лишайника степной золотянки, а с помощью ежевики и черники окрашивали ткани в фиолетовые тона. Из манжетки научились получать желтую, зеленую и черную краски, из зверобоя - красную, желтую и оранжевую. Особенно широкую цветовую палитру давала марена красильная. Знаменитые яркостью красок и многоцветием дагестанские ковры ткались из шерсти, окрашенной веществом, которое получали из этого растения.

Желтые краски

Наиболее древним пигментом, известным доисторическим «живописцам» - авторам пещерных росписей, была желтая натуральная земля, называемая греками охрой. Желтые охры - природные земляные краски, представляющие продукт выветривания железной руды и полевого шпата. Месторождения охр встречаются повсеместно. В классическую эпоху охры добывали в разных местах.

Красные краски

С доисторических времен, подобно охрам, известны в живописи красные земли. Красные земли, или красные охры, - натуральные красные земли, представляющие собой преимущественно глины или минералы, окрашенные безводной окисью железа, продукта выветривания красного железняка, разнообразные по цвету: от светлого теплого красного (английская красная) до холодных фиолетовых (капут-мортум) и желтовато-розовых (розовая поцуольская земля).

Красные земли в живописи известны давно. Они применялись в стенных росписях многих пещер эпохи палеолита.

Красный пигмент милтос, который, скорее всего, относится к группе красных железосодержащих и глинистых пигментов, называл Теофраст, различая три его разновидности: очень красный, светлый и средний между ними.

Белые краски

Известь, обобщённое название продуктов обжига - известняков, мела, мрамора, устричных раковин и пр. Известь, как материал живописи, была известна за 25 -15 тыс. лет до н.э.. Известковые белила являлись основной белой краской в египетских фресках эпохи Древнего царства за 3-2 тыс. лет до н.э.. Они применялись в античной стенной живописи древнеэтрусских гробниц.

Свинцовые белила, белая свинцовая краска, относящаяся к наиболее древним. Впервые о них упоминает древнегреческий естествоиспытатель Теофраст (372-287 до н.э.). За свой долгий путь использования в живописи эта краска имела множество названий: у древних греков - psimithium, псимигион, псимитий, псимитиум. У римлян: Ceruse, cerosium, церусса.

Синие краски

Ляпис-лазурь, лазурит или ультрамарин натуральный.Ляпис-лазурь или ультрамарин натуральный принадлежит к древнейшим краскам, применяемым в живописи. Получали пигмент, для краски тонко размалывая минерал лазурит. Лазурит может иметь цвет от ярко-синего до пурпурного и содержать вкрапления пирита, который выглядит как золото. В Древнем Египте лазурит ценился наравне с золотом:, так как он был редким камнем. Напоминая своим видом усыпанный звёздами небосвод, он считался священным камнем жрецов и фараонов. Жрецы-судьи носили амулет на шее из ляпис-лазури с надписью «истина». Синий цвет ляпис-лазури как бы указывает на его небесное происхождение (синий цвет, так же как и золото, считался божественным, символизирующим, прежде всего, бога Амона).

Современные краски


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Из чего в древности делали краски

Содержание

Введение.

I. Основная часть.

1.2 . Состав красок.

II. Экспериментальная часть.

2.1. Описание экспериментов.

2.2. Результаты экспериментов.

Заключение

Список литературы

Введение.

Тему исследования красок я выбрал потому, что очень люблю рисовать. Однажды я задумался над вопросами: когда появились краски? Какими они были? Какие использовались цвета для живописи?

Ведь раньше не было современных технологий, все нужно было делать самому.

Я определил цель работы: узнать, из чего в древности делали краски.

Для достижения цели мне необходимо выделить задачи:

1. Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме моего проекта.

2. Узнать компоненты древних красок.

3.Изучить из каких веществ состоят краски.

4. Провести эксперимент:

    самостоятельно изготовить краски в домашних условиях;

    нарисовать рисунки разными красками и провести сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и в промышленности.

В начале работы над проектом у меня возникли следующие гипотезы:

    предположим, что в древности люди получали краски из различных частей растений.

    Возможно, они добывали определенные камни в горах разных оттенков.

    Допустим, краски варились и продавались как лекарства в аптеке.

В проекте использованы следующие методы:

    Работа с книгами и энциклопедиями;

    Поиск информации в сети Интернет;

    Эксперимент;

I. Основная часть.

1.1. История возникновения красок.

На уроках изобразительного искусства мы знакомились с культурой древней цивилизации. Меня заинтересовали иллюстрации в учебнике. Я спросил у мамы: « Как люди в древности рисовали? Чем рисовали? Почему эти рисунки сохранились до наших времен?» Мы с мамой стали искать ответы на все мои вопросы. Из книги Алексеева В.В. « Что такое искусство?» я узнал, что краски появились тогда, когда наши далекие предки еще жили в пещерах.

Что и где рисовали древние люди?

Изображения гравировались на стенах пещеры камнем с заострёнными краями, затем окрашивались. Краски наносились пальцами, кое-где их растушёвывали кусочками кожи.

Любимый сюжет – дикие животные и сцены охоты, ведь именно от охоты в первую очередь зависело выживание, именно она была основным занятием, за которым древний мужчина проводил изрядную часть времени.

1.2. Состав красок.

На сайте я узнал, что краски делали из простейших животных организмов.

Оказывается, краски животного происхождения издавна употреблялись в красильной практике содержащееся в улитке Capillus brandaris и служившее для окрашивания в пурпуровый цвет.
Знаменитая пурпурная краска добывалась из особого морского моллюска (пурпурной улитки) .

Каракатицы - Секрет чернильного мешка. После высушивания и обработки едким калием представляет собой чернильную краску сепию.

Червец кошениль использовали для изготовления красной краски - кармина.

Краски из растений.

Из наших местных растений чаще всего использовались в качестве красителей следующие деревья и травы:

БЕРЕЗА . В основном листья березы окрашивают в желтый или зеленый цвет. Березовая кора содержит темную краску, в основном коричневых оттенков.

ОЛЬХА. Корой ольхи красят шерсть и лен - в основном в коричневый и черный цвета.

ЛЕСНОЙ КУПЫРЬ. В основном используются цветы купыря, но можно красить и стеблями и листьями. Обычно купырь окрашивает в зеленый цвет.

ВЕРЕСК . Можно получить много оттенков разных цветов: светло-коричневого, черно-бурого, зеленого, желтого.

Технология изготовления красок в давние времена.

Краски, которые были доступны древнему человеку:

чёрный цвет – уголь, красный – охра (оксид железа).

Шли в ход и растения – для синего, жёлтого цвета.

Чтобы краска стала жидкой, стёртый в порошок природный краситель смешивали с животным жиром и водой.

Но уже в Древнем Египте умели делать искусственные пигменты: путем раскаливания охры, умбры, сиены и т.д.

охра
умбра
сиена

Краски из минералов.

Очень-очень давно художники применяли только красящие вещества, встречающиеся в природе в виде различных минералов:

малахит азурит

Лазурит аурипигмент

Разновидности красок для рисования и живописи в современное время

Я выяснил, что разные связующие вещества дают разные краски с разными названиями.

II. Экспериментальная часть.

Итак, изучив различную литературу, я выяснил, что краски состоят из пигмента и связующего вещества. Я решил попробовать получить краски в домашних условиях, сравнить их с промышленными и попробовать нарисовать ими рисунок. Сначала нужно найти сырьё.

Для эксперимента мне понадобился:

    Древесный уголь;

    Яичный желток.

    Кофе.

    Порошок куркумы.

Эксперимент 1. Получение черной краски.

В качестве пигмента я взял древесный уголь, а связующим веществом стал яичный желток.

Древесный уголь растер в порошок, просеял и смешал с яичным желтком. У меня получилась черная краска.

Эксперимент 2. Получение коричневой краски.

В качестве пигмента я взял кофе, а связующим веществом - яичный желток.

Кофе размолол в кофемолке, просеял и смешал с яичным желтком. Получилась коричневая краска.

Эксперимент 3. Получение оранжевой краски.

В качестве пигмента я взял порошок куркумы, а связующим веществом - яичный желток.

Смешал пигмент (куркуму) со связующим веществом (яичный желток). У меня получилась оранжевая краска.

Эксперимент 4. Рисунок красками домашнего приготовления.

Получив краски, я решил попробовать нарисовать ими рисунок и сравнить краски и получившийся рисунок с рисунками выполненными гуашью.

Домашние краски имеют запах пигмента, использованного при приготовлении краски, густые и вязкие, на кисточку берутся не очень легко, на бумагу ложатся неровно, неоднородно, сохнут долго и при высыхании деформируют бумагу.

Результаты экспериментов.

Я сравнил рисунки, выполненные красками домашнего приготовления с рисунками, выполненными гуашью и пришел к выводу, что современными красками рисовать легче, работа получается ярче, можно использовать большее количество различных цветовых оттенков.

Заключение.

Полученное исследование помогло мне узнать историю древних красок, а также:

Узнать компоненты древних красок;

Отыскать в книгах, интернете и других источниках материал по теме исследования;

Изучить из каких веществ состоят краски

В результате проведенного мной эксперимента, я научился:

    самостоятельно изготовлять краски в домашних условиях;

    рисовать рисунки разными красками;

    провел сравнение рисунков, нарисованных красками разных способов изготовления: в домашних условиях и промышленным.

В результате исследования я проверил все свои гипотезы и доказал их в проекте.

Использованные методы помогли мне достичь цели.

В дальнейшем мне хотелось бы продолжить эксперимент и создать краски других цветов и оттенков с использованием других связующих веществ и пигментов (из растений).

Список литературы.

    Алексеева В.В. Что такое искусство? – М.: Советский художник, 1973

    Орлова Н.Г. Иконопись – М.: Белый город, 2004

    Энциклопедия для детей: Искусство. Часть 2. – М.: Аванта+, 2005

    Петров В. Мир искусства. Художественное объединение ХХ. –М.: Аврора 2009

Синие красители

Тирийский (античный) пурпур - красновато-фиолетовый краситель, источником получения которого служили средиземноморские моллюски Murexbandaris. Пурпур использовали для крашеная шелка, шерсти, а также льняных тканей. Окраска пурпуром отличается необыкновенной прочностью. Красильщики измельчали тела улиток, размешивая с водой, и полученным раствором пропитывали ткань, которую развешивали на воздухе. Благодаря световой энергии (как выяснилось при современных исследованиях, аналогичное действие оказывает и соляная кислота) проявляется красный цвет пурпура (причем тот же эффект достигается и в инертном газе в отсутствие кислорода). Красный цвет образуется постепенно. Свежий желтоватый сок улитки приобретает зеленый, затем синий и, наконец, красный цвет, причем появляется запах чеснока. Кроме красного красителя в пурпуре содержится я синий (индиго), и именно смесь этих двух красителей дает пурпурный цвет. Из 12000 улиток можно было добыть чуть более 1 г красителя. Понятно, что это был самый дорогой краситель древности. У римлян пурпурные одежда носили только самые важные сановники - purpurali.

Близ городов Тира и Сидона обнаружены залежи скорлупы пурпурных улиток, оставшихся от древних финикийских красилен.

Колонии пурпурных улиток были истреблены в ХIV веке. В средние века искусство крашения пурпуром было утрачено.

Интересно, что в Никарагуа и Коста-Рике аборигены красили ткани даже в начале XX века пурпуром, добываемым из улиток Purpura petula и Purpula lapillus.

Химический аналог пурпура древности - 6, 6-даброминдиго -был получен синтетическим путем, однако он не дал окраски ожидаемой красоты и прочности, которая присуща натуральному красителю.

Индиго - самое древнее и самое денное красящее вещество; название его происходит от латинского слова indicus, что значит индийский. Растений, из которых можно получить индиго, до-вольно много; они принадлежат к различным ботаническим семействам. Важнейшим среди них является индигоноска красильная (Indigo£erа teinctcria). Будучи родом из Индии, индигоноска культивировалась во всех жарких странах Африки и Центральной Америки. В центральной Европе издавна возделывалась вайда (Isatis tinctoria) - двухлетнее растение из семейства крестоцветных, в котором также содержится индиго. Значительно меньшее количество индиго содержится в гречихе красильней (Polygonum tinotorium) Тем не мeнее и ее до начала XX века охотно применяли красильщика Манжурии и Китая. Во всех этих растениях содержатся особый глюкозид индикан, распадающийся при брожении на глюкозу и индоксил; последний кислородом воздуха окисляется в синее индиго, или индиготин.

В Европу индиго проникло не ранее XVI века, а в промышленную практику у французских красильщиков вошло только около середины ХVIII века. Из—за суеверных предрассудков, а также во избежание уничтожения вайды, которая возделывалась в Англии, Франции и Германии, правительствами этих стран было запрещено употреблять индиго даже под страхом смерти. Запрет на индиго, называемое "кормом дьявола", существовал в Германии с 1577 года в течение двух столетий, а во Франции с 1609 по 1733 год.

В России в XIX веке также делались попытки культивирования индиго в Закавказье (в Батумском округе), которые дали вполне удовлетворительныерезультаты.

Способ добывания натурального индиго состоял в том, что свежие листья индигоносных растений загружали в ямы я замачивала водой. Экстрагируемые вещества аз листьев сбраживались в течение нескольких часов, в результате чего в растворе наряду с другими веществами образовывался индоксил. Последний при взбивании раствора лопатами окислялся под действием кислорода воздуха в индиго, которое в виде хлопьев синего цвета оседало на дне. Осадок отжимали и разрезала на куски. Содержание индиго (индиготина) в про— далеких кусках колебалось от 10 до 90%в зависимости от вида растения и места его произрастания. Подученный краситель содержал индиготин, а также ряд примесей: коричневое индиго, индорубин, смолы, жиры, индиговый клей, минеральные вещества.

Из вайды индиго не извлекали, а использовали для крашения непосредственно листья и другие части растения.

Индиго нерастворимо в воде, но легко восстанавливается в лейкоиндиго (белое индиго), которое растворяется в водных растворах щелочей и снова способно окислиться до индиго. На этом основан процесс крашения индиго, заключающийся в тон, что ткань пропитывают щелочным раствором лейкоиндиго и затем подвергают окислению на воздухе. Ткань приобретает синюю окраску. Щелочные растворы лейкоиндиго получили название кубов , а сам процесс крашения индиго - название кубового . Индиго применялось для окрашивания хлопка, льна, шерсти и шелка в синий цвет.

Лучшим сортом считалось бенгальское индиго, содержащее до 85% индиготина.

Интересна история установления строения индиго и попыток открыть технические методы его искусственного получения. Синтезировать индиго удалось в 1883 г. немецкому химику Байеру после непрерывной 18-летней исследовательской работы.

Появление в конце XIX века на рынке синтетического, индиго, более дешевого и более чистого, значительно сократило применение натурального красителя.

Индиго относятся к числу сравнительно прочных красителей: недостатком его является низкая прочность к трению и воздействий хлора.

Вайда - краситель синего цвета, употреблялся в Европе до начала ввоза индиго. В диком состоянии растение вайда встречается в центральной Европе, на Кавказе и Малой Азии. В древности этот краситель имел большое значение и широко использовался в иконописи, для стенной живописи, миниатюрной книжной живописи, окрашивания тканей и пряжи. В России вайда именовалась крутиком, синильником, шарником, фарбовником и т. д. При Петре I эти растения вывозили за границу через Архангельск.

Вайда культивировалась во многих странах, сбор листьев производили 2 раза в год: весной и осенью. Листья измельчали с небольшим количеством воды в однообразное тесто и оставляли его бродить в высоких горшках в течение 15 дней, после чего формовала из него шары и высушивали. Эти шары темно-сине-зеленого или желто-зеленого цвета при растирании с водой давали раствор, окрашивающий ткани в синий цвет. Лучшие сорта красителя готовили на иге Франции, они были, известны под названием "пастель". В вайде содержится всего от 0, 2 до 20% индиготина, т. е. 100 кг вайда. имеют ту же красящую способность, что и 2 кг бенгальского индиго "среднего достоинства".

Кампеш - синее дерево (Hematoxylum compechianum), распространен в Южной и Центральной Америке. В Европу впервые привезен испанцами; в Россию ввозился через Ригу и Петербург. Высота дерева кампеш достигает 12-16 м. Для крашения использовали толченою древесину, подвергшуюся ферментизации для выделения гематоксилина к окисления последнего на воздухе в красящее вещество гематеин.

Кампеш употребляли для получения на шелке, шерсти и хлопке серых и черных оттенков. Как синий краситель применяли только как подцветку в смеси с другими красителями. Для крашения хлопка в серый и черный цвета использовали железные и хромовые соли (вплоть до XX в.). Однако выкраски по шелку оказались нестойкими по всем показателям. Значительно прочнее были хромовые "лаки", которые обычно и получали, особенно при крашении шерсти и шелка.

Берлинская лазурь - первый искусственный краситель, открытый случайно в 1704 году. Берлинская лазурь - ферроцианид железа - обладает высокой дисперсностью, что обеспечивает ей. высокую проникающую способность и глубокое ровное окрашивание. Цвета, даваемые берлинской лазурью, отличаются повышенной яркостью, насыщенностью и некоторой резкостью. С желтыми красителями получаются сочные оттенки зеленого цвета.

Краситель достаточно светостойкий, но непрочный к мокрым обработкам. Под действием щелочи разлагается с совершенной потерей цвета.

Как синий краситель очень широко использовался в Европе в XVIII - первой половине XIX веха в живописи и для окрашивания тканей. В России этим красителем окрашивали в зеленый цвет шелк для знамен.

Пещерные жители рисовали на камнях то, что их окружало: бегущих животных и охотников с копьями. Для наскальной росписи в пещере Ласко (Франция) в качестве красок использовалась природная смесь минералов - охра (от греч. ochros - "желтый"). Окислы и гидраты окислов железа придавали краске красноватый или желтый цвет. Темные оттенки краски получали, добавляя к охре черный древесный уголь. Первобытные художники замешивали свои краски на животном жире, чтобы они лучше держались на камне. Красной охрой, по цвету похожей на кровь, покрывали перед погребением тела усопших. Сейчас об этой древней традиции нам напоминает современное название красного железняка - гематит (от греч. haima - "кровь").

Средневековые художники тоже готовили краски сами, смешивая порошки пигментов и жиры. Такие краски нельзя было хранить дольше одного дня, так как при контакте с воздухом они окислялись и затвердевали. Работать с этими красками было сложно: более темные краски с большим содержанием угля высыхали гораздо медленнее, чем оттенки с большим содержанием охры.

В эпоху Возрождения у каждого мастера был свой рецепт разведения красок: одни замешивали пигмент на яичном белке - так делали итальянцы Ф. Анджелико1 и Пьеро Делла Франческа.2 Другие предпочитали казеин (молочный белок, применявшийся для фресок уже в римских храмах). А фламандец Ян Ван Эйк3 ввел в обиход масляные краски. Он научился накладывать их тонкими слоями. Эта техника лучше всего передавала пространство, объем и глубину цвета.

Поначалу с масляными красками не все получалось гладко. Так, расписывая стену трапезной миланского монастыря Санта-Мария делле Грацие, Леонардо да Винчи4 попробовал смешать масляную краску с темперой (краской на основе разведенного в воде яичного желтка). В результате его "Тайная вечеря" начала осыпаться уже при жизни мастера.

Краски подразделяют на кроющие или корпусные (создающие непросвечивающий слой), и на лессировочные, дающие прозрачный или полупрозрачный слой.

Состав

Связующими веществами в живописи (кроме техники фрески и силикатной живописи) являются растворенные, эмульгированные или суспендированные в воде белки или углеводы - клеи животного или растительного происхождения, смолы, растворимые в воде и в маслах углеводороды, твердеющие масла). Для приготовления красок всех типов — масляных, темперных, акварельных — используются одни и те же пигменты и различные связующие.

Цвет красок обусловливают входящие в их состав пигменты (от лат. «pigmentum» — «краски»). Известно, что пигменты бывают природные и синтетические, органической и неорганической природы, хроматические (от греч. «chroma» — «цвет») и ахроматические.

Хроматические пигменты, необходимые для составления цветовой гаммы радуги:

  • красный — свинцовый сурик (Рb3О4) или товарный красный железооксидныи пигмент;
  • оранжевый — смесь красного пигмента с желтым;
  • желтый — свинцовый крон (РbСrО4), товарные охра или желтый железооксидныи пигмент;
  • зеленый — медянка (Сu(СН3СОО)2 Cu(OH)2 -Н2O), зеленый крон (Сr2О3) или смесь желтых и голубых пигментов;
  • голубой — малахит ((СuОН)2СО3) или товарный ультрамарин ((Na2O -А12O3 mSiO2)x·Na2Sn);
  • синий — берлинская лазурь (Fe43 ·KxFe(CN)6·nН2О);
  • фиолетовый — кобальт фиолетовый светлый (CoNH4PO4.Н2О) и кобальт фиолетовый темный (Со3(РО4)2).

Ахроматические пигменты определяют белую (оксид цинка ZnO или диоксид титана ТiO2)и черную (сажа) окраски, а также всю лежащую между ними серую цветовую гамму.

Среди пигментов художественных красок часто встречаются оксиды и соли.

Оксид хрома - лишь одно из ярко окрашенных соединений элемента № 24. На его основе готовится несколько отличных художественных красок, в том числе зеленая хромовая - самая прочная и светостойкая краска, не поддающаяся атмосферным газам. Растертая на масле хромовая зелень обладает большой кроющей силой и способна к быстрому высыханию, поэтому с 19 века её широко применяют в живописи.

Диоксид титана — сегодня, безусловно, лидирующий пигмент. Он имеет высокую степень белизны, мелкодисперсен, легко измельчается и диспергируется (от лат. «dispersio» — «рассеяние») как в органических, так и в водных средах, к тому же, весьма химически стоек. Однако он недешев, так как технология его получения из природного сырья довольно сложна.

Цинковые белила вполне можно получить в лаборатории.

Железная окалина — это одна из смешанных оксидных форм железа — Fe3O4, или FeO -Fe2O3. Вещество это имеет черный цвет и довольно инертно по отношению к агрессивным средам. Однако в качестве пигмента оно не получило широкого применения. Окалина имеет большой удельный вес и в силу этого выраженную склонность к седиментации (от лат. «sedimentum» — «оседание») — интенсивному оседанию взвешенных в жидкости твердых частиц под действием силы тяжести. Такая краска будет быстро расслаиваться. С этим неудобством можно бороться, тщательно и часто перемешивая краску. Но у этой краски плохая кроющая способность

Оксид свинца РbО — свинцовый глет — также имеет желтую окраску, и раньше его использовали в качестве пигмента, но по интенсивности окраски он уступает свинцовому крону. Поэтому свинцовый глет как желтый пигмент сейчас не используют; он интересен как сырье для получения свинцового сурика - другой оксидной формы свинца, имеющей интенсивную красную окраску. Легенда гласит, что в глубокой древности афинский художник Никий с нетерпением ждал, когда ему привезут свинцовые белила с острова Родос. Однако долгожданный груз уничтожил пожар в Пирейском порту, а в обуглившихся бочках Никий нашел красивый красный пигмент — свинцовый сурик: Pb3O4

Длительным прокаливанием, чередующимся с растиранием увлажненного порошка, можно перевести значительную часть свинцового глета (РbО) в сурик (Рb3О4).

Многие соли металлов, так же как и оксиды, являются пигментами художественных красок.

Берлинский ученый А. С. Маргграф (1709-1782) разработал стабильный метод получения «щелочи, воспламененной бычьей кровью», которая впоследствии получила название «желтая кровяная соль» (гексацианоферрат (П) калия), а в России в XVIII-XIX вв. из-за основного назначения называлась синькалью.

Берлинская лазурь — не единственный синий пигмент. Некоторые соединения кобальта используются в качестве очень высококачественных, но весьма дорогостоящих художественных пигментов. Например, алюминат кобальта СоО.А12О3 так и называется — кобальт синий. К сожалению, самостоятельно получить кобальт синий сложно, а вот изготовить фиолетовые кобальтовые пигменты можно.

Малахит всегда был дорог и не слишком доступен для художников. Кроме того, он имеет свойственный только ему оттенок и не может удовлетворить все потребности живописцев в зеленых тонах. Поскольку выбор природных минералов зеленого цвета невелик, в старину для приготовления красок широко использовали растения. Краски растительного происхождения имеют меньшую прочность: хлорофилл, являющийся их хромофором, постепенно разрушается, и яркие зеленые тона превращаются в коричнево-оливковые.

Яркие, красивые органические красители благодаря хорошей растворимости в воде и органических растворителях способны прокрашивать материал на всю толщину, поэтому основной областью их применения является производство тканей и ниток. Тем не менее, некоторые из таких красителей издавна применялись художниками. Для этого их непременно наносили на нерастворимую минеральную основу — каолин, мел, а сейчас — главным образом на гидроксид алюминия. В наше время эту краску получают из каменноугольной смолы.

Художники всегда очень много внимания уделяли качеству красок. А когда такое внимание ослабевало, картины становились менее долговечными.

Сложная в исполнении энкаустическая техника позднее была вытеснена другими, более простыми — темперой и затем масляной живописью. Секрет приготовления энкаустики постепенно был утрачен. Восстановить секрет забытой техники стремились многие ученые и художники, в том числе Леонардо да Винчи. Однако время ее возрождения пришло позже: в 1935 г. секреты древних были разгаданы потомственным российским живописцем Василием Вениаминовичем Хвостенко. Успех пришел в результате выполнения множества опытов, в том числе химических.

Применение

Краски могут быть предназначены для раскрашивания или для окраски предметов для создания живописных полотен, росписей, для получения декоративных покрытий. После высыхания или полимеризации краски образуют окрашенную однородную пленку, обычно непрозрачную или полупрозрачную.