Одним из популярных направлений в росписи ткани является “холодный батик”. Интересные образы рождает это сочетание слов. У меня сразу возникает ощущение чего-то кристального, прозрачного и сверкающего на солнце. Сразу появились вопросы: а почему холодный? Если есть холодный, значит, должен быть и горячий? Если я права, то в чем отличие?

Эта техника появилась в начале 20 века. Её основная особенность в том, что в качестве резервирующего применяется состав из бензина, парафина и резинового клея.

Резервирующий состав не нужно плавить как воск в случае с горячим батиком. И можно работать в обычном температурном режиме. Состав представляет собой густую, как тесто для блинчиков, смесь с резким бензиновым запахом. Резерв наносится на ткань с помощью стеклянной трубочки.

Стеклянную трубочку условно можно разделить на три части: первая — самая длинная — сама стеклянная трубка, вторая часть имеет форму шара, именно там находится резерв, а третья часть — изогнутый носик с узким отверстием, через который вытекает резерв.

При рисовании состав из резервуара вытекает на ткань через кончик с узким отверстием. В зависимости от решаемых задач применяются трубки с разным диаметром выходного отверстия.

Резервом создаем замкнутые контуры, не дающие протекать краске, таким образом на ткани появляются четкие границы для заполнения цветом.

Контур применяется не только для создания границ, но и как самостоятельный декоративный элемент. Благодаря четко очерченному контуру работа получается более графичной.

Резервирующий состав можно приготовить самим, но проще купить в специализированном магазине. Сейчас представлен огромный выбор контуров как бесцветных, так и цветных.

При покупке внимательно смотрите на однородность консистенции (не должно быть никаких примесей и осадков), а также на срок годности.

Стеклянные трубочки тоже продаются в магазинах. Для качественной работы очень важное значение имеет угол наклона носика трубочки. Он должен быть 135 градусов. При выборе обратите внимание на кончик трубочки, там не должно быть сколов и трещин.

Работа стеклянной трубочкой требует некоторой сноровки. Рука находится на весу. Чтобы избежать капель, кончик трубочки нужно вытирать от излишков резерва.

Чтобы получались линии одинаковой толщины, старайтесь двигать рукой равномерно. Закончив работу с трубочкой, поверните ее носиком вверх, резерв уйдет в резервуар, что предотвратит вытекание контура.

После того как работа закончена, трубочку нужно промыть растворителем или уайт спиритом, чтобы предотвратить высыхание резерва внутри. Если все-таки резерв высох и закупорил носик трубочки, можно попробовать прочистить его тонкой проволокой. Действовать нужно предельно аккуратно, чтобы не повредить инструмент.

Выбирая основу для батика, остановитесь на тканях из натуральных волокон. Хотя тут открывается огромное поле для экспериментов. На разных тканях краска будет вести себя по-иному.

Когда я рисую на хлопке, получаются очень яркие, насыщенные цветовые пятна, на шелке — тонкие, сложные переходы. Хлопок матовый, соответственно, и цвет на нем звучит ярко и определенно, шелк нежен и имеет свой блеск, краски на нем сияют.

Перед началом работы любую ткань нужно очистить от узелков, постирать и тщательно прополоскать.

Важное значение имеет степень натяжения ткани на подрамник. Ткань должна быть натянута равномерно со всех сторон, продольная и поперечная нити материала перпендикулярны друг другу. Идеальной считается ткань, натянутая как барабан.

Подрамники для батика могут быть любые, от обычных до специальных — раздвижных. Главное, чтобы кнопки легко входили в подрамник. Меня очень выручают силовые кнопки с цветными пластиковыми головками.


Следующий пункт — краски. Краски по ткани делятся по способу их фиксирования — это анилиновые (закрепление паром) либо акриловые (проглаживание горячим утюгом).

Я предпочитаю работать с акриловыми красками по ткани. После окончания работы проглаживаю ткань утюгом с изнаночной стороны. Температурный режим выбираю подходящий ткани.

Рассмотрим основные этапы работы в технике “холодный батик”, как это делаю я.

Первый пункт — идея, мысль (делаем эскизы). Затем рисуем чистовой вариант в масштабе 1:1. Это может быть подробный эскиз в цвете или линейное изображение.

Берем кусок ткани размером немного больше подрамника, на котором будем работать. Ткань выбираем натуральную — хлопок, шелк и т.д. Ее нужно постирать и хорошо сполоснуть.

Подкладываем чистовой вариант эскиза под ткань и аккуратно переносим рисунок. Можно или простым карандашом (!!! не отстирывается) или специальным фломастером, который при соприкосновении с водой исчезает.

Берем подрамник, кнопки и начинаем натягивать ткань (рисунком вверх). Сперва закрепляем кнопками по углам, затем натягиваем середины сторон, достигая максимального натяжения ткани. Обратите внимание, чтобы нити ткани были перпендикулярны друг другу, без перекосов.

Далее идет работа с резервом и трубочкой. Набираем в трубочку резервирующий состав с помощью медицинской груши. Вытираем кончик трубочки. Прикладываем трубочку с резервом к рисунку на ткани и начинаем вести линии. Стараемся, чтобы контур был замкнутым, иначе краска «убежит» в другую часть рисунка.

После того как контур нанесен, ждем 2 часа до полного его высыхания. Пробуем нанести кисточкой чистую воду внутрь замкнутых контуров. Если контур пропускает воду, нужно нанести еще один слой резервирующего состава уже с обратной стороны.

Когда резерв нанесен, высушен и проверен, можно приступать непосредственно к работе красками. Краски по ткани водорастворимые. Нам понадобятся кисточки, вода и палитра. Некоторые мастера предпочитают наносить краски губками или спонжами. Возможен и такой вариант, выбор за Вами.

Надеюсь, описанные выше этапы работы помогут Вам в работе над своим первым батиком. Не стоит пугаться сложных инструментов, особенностей техники — все приходит с опытом. Ведь Вы получите еще один великолепный способ творческого самовыражения, и кто знает, куда приведет Вас этот путь.

Процесс работы над батиком очень интересен и красив. Это захватывающее зрелище. Немного времени пройдет, и Вы начнете чувствовать ткань, поведение краски на ней. Именно тогда волшебные переходы будут рождаться не случайным образом, а благодаря осознанному применению знаний, полученных с опытом. Попробуйте, Вам понравится!

А про технику горячего батика, я расскажу Вам в следующей статье.

Искусство росписи по ткани зародилось несколько тысяч лет назад в Китае, оттуда распространилось в Индию и другие страны, получив огромный расцвет в Индонезии. Изначально для росписи ткани использовались только натуральные красители, полученные из корней и листьев растений, но с развитием химической промышленности появилось различные виды синтетических красителей, которые отличаются не только яркостью и разнообразием цветов, но и стойкостью. Батик - это лёгкая роспись по ткани, сегодня мы попоробуем смастерить это вместе для начинающих мастеров.

Пробуем работать в технике батик: роспись по ткани для начинающих

Для того, чтобы защитить отдельные участки ткани от красителя используются различные резервирующие составы. В зависимости от этого различают холодный и горячий батик – в горячем батике в качестве резерва выступает расплавленный воск, парафин, стеарин или подобные вещества со схожими свойствами, в холодном батике для защиты отдельных участков от краски используются специальные химические составы.

Для росписи используются в основном шелковые или подобные шелку ткани – атлас, вискоза, туаль. Благодаря своему блеску и легкости рисунки на них получаются как «живые», к тому же щелк представляет возможности для цветосмешения и различных визуальных эффектов.

Художественная роспись по ткани это не просто вид рукоделия, а настоящее искусство и обычного желания здесь недостаточно, нужен еще художественный вкус и навыки рисования. Хотя зачастую многие переоценивают сложность росписи по шелку. Определенные навыки, при работе с тканью конечно нужны, но им легко можно обучиться в довольно короткий срок, а при отсутствии художественного таланта вполне можно пользоваться шаблонами или картинками, распечатанными из интернета. Никто же не заставляет вас писать высокохудожественное произведение.

Для росписи ткани используются специальные краска, которая бывает разных видов в зависимости от способа закрепления: паром, специальным раствором, горячим утюгом или сушкой. Для начинающих лучше всего подходит краска, которая закрепляется утюгом или длительной сушкой. На начальном этапе можно воспользоваться, например, красками фирмы «Гамма» отечественного производства – у них не очень богатая цветовая палитра, но и стоят недорого. А когда после наработки определенных навыков в росписи, можно купить краски и дороже.

Для защиты отдельных элементов рисунка в процессе работы применяют специальный резерв. Который может быть прозрачный или цветной, смываемый или оставляющий прорезиненный след. в магазинах можно приобрести специальные наборы для начинающих художников, в которые входят краски нескольких цветов и тюбик с резервом.

Помимо красителей и резерва для росписи ткани понадобится еще специальная рама, но которую натягивается ткань (на начальном этапе можно воспользоваться обычными большими пяльцами) и кисти всевозможных размеров, круглые с острым кончиком, лучше из белки или колонка.

Ну вот все необходимые инструменты и материалы подготовлены и можно приступать непосредственно к росписи. Ручная роспись по шелку требует большой точности и аккуратности, поэтому если не уверены в твердости своей руки, лучше потренируйтесь сначала на бумаге.

Первое знакомство с искусством росписи ткани лучше всего начать с абстрактных пятен, полос или других фигур. Так вы лучше поймете, как ведет себя краска на ткани, какого эффекта можно добиться, смешивая красители, да и пятна или потеки, которые нередки у начинающих художников легче скрыть.

С помощью самых обычных веществ можно получит очень интересные эффекты на ткани. Например, с помощью поваренной соли, можно получить высветленные пятна на картине или если рисовать по мокрой ткани, то краски будут очень красиво растекаться, образуя плавные переливы.

Техника свободной росписи отлично подходит как для начинающих художников, так и профессионалов – она позволяет придать индивидуальность работе, проявить талант художника, а также создать действительно оригинальную и неповторимую вещь.

Для того, чтобы лучше понять что же такое батик, а именно: роспись по ткани, давайте посмотрим небольшой мастер-класс для начинающих по созданию фантазийного узора на лоскуте шелковой ткани, которую впоследствии можно использовать как платок или шарф.

Необходимые материалы и инструменты:

  • Шелк или подобная ткань (шифон, туаль, вискоза);
  • Рама для натяжения ткани;
  • Краски для ткани;
  • Большие кисти;
  • Поваренная соль и мочевина в гранулах (ее можно купить в цветочных магазинах).
Мастер-класс по росписи шелкового платка.

Для того, чтобы расписать платок или шарфик не требуется профессиональных художественных навыков – это сможет сделать любой человек довольно быстро. Особенно процесс свободной росписи привлекает детей. Да и одежда сделанная своими руками, носится особенно приятно, пусть даже это обычный платок или шарфик.

Итак, начнем…

Натягиваем ткань на раму. Это надо делать очень тщательно, чтобы ткань не провисала и не морщилась, иначе краски будут неравномерно растекаться или рисунок получится перекошенным.

С помощью кисти и обычной чистой воды равномерно смачиваем всю поверхность ткани.

Пока ткань не высохла, начинаем наносить красители в произвольном порядке без каких-либо предварительных рисунков. Рисовать можете все, что угодно – геометрические узоры, листики, полосы, цветы. Главное при этом соблюдать несколько правил, чтобы цвета гармонично сочетались между собой: один и тот же цвет должен повторяться несколько раз, при этом какой-то один цвет должен преобладать и эффект объемного рисунка создает очень темный фон.

После того, как роспись окончена, по влажной ткани в произвольном порядке рассыпаем моль и мочевину и ждем высыхания, наблюдая за получившимися эффектами.

Стряхиваем мочевину и остатки соли с полотна и запариваем ткань (если краситель под запаривание) или проглаживаем горячим утюгом (предварительно прочитайте в инструкции к красителю о способе его закрепления на ткани). Затем изделия стираем в теплой воде с мылом или порошком, проглаживаем утюгом и подшиваем. Платок или шарф готов.

Технология свободной росписи позволяет подобным образом окрашивать не только шарфики, но и декорировать любую одежду, а также обувь и сумки. На фото представлены некоторые варианты росписи различных вещей, которые под силу сделать любому человеку.

Видео по теме статьи

В заключение предлагаем посмотреть несколько видео сюжетов о том, как самостоятельно необычно и оригинально расписать платок, шарф или любую другую вещь, чтобы вдохнуть новую жизнь в полюбившейся элемент гардероба или сшить новую вещь из собственноручно окрашенного лоскута ткани.

Елизавета Румянцева

Для усердия и искусства нет ничего невыполнимого.

Содержание

Для украшения материала существует несколько способов, одним из самых популярных является батик. Под этим названием подразумевается ручная роспись по ткани с применением, так называемых, резервирующих составов. Рисунки, создаваемые своими руками, получаются не только красивыми, но и эффектными. К тому же, это отличный способ занять свое свободное время и увлечься настоящим творчеством.

Что такое батик

Термин батик – это обобщенное название различных способов ручной росписи ткани. В качестве основы данной техники используется принцип резервирования, т.е. покрывания специальным составом тех мест материала, которые должны остаться неокрашенными, чтобы в итоге получился нужный узор. Для получения четких контуров (границ) применяется специальный закрепитель под названием резерв, изготавливаемый на базе бензина, парафина, водной основы.

Техника основана на том, что резиновый клей, парафин и некоторые виды смол и лаков, которые наносятся на материю и не пропускают через себя красящее вещество. Что касается материй, для росписи которых используется техника батика, то ими являются хлопок, шелк, шерсть и синтетика. Для получения одежды с расписанной поверхностью, например, футболки, существует несколько видов батика.

История

Родиной ручной росписи по ткани с применением резерва считается остров Ява (Индонезия). В переводе с яванского техника батик означает «капля воска». Такой тип росписи издавна известен среди народов современной Индонезии и Индии. Вообще созданием рисунком на ткани человечество занимается с незапамятных времен. Разные способы росписи материи были известны в Шумере, Японии, Перу, Индокитае, на Шри-Ланке и некоторых странах Африки.

Невзирая на то, что создание рисунков на материи было известно в разных регионах мира, родиной батика в современном понимании этой техники считается Ява. Мастера этого индонезийского острова смогли достичь небывалых высот и изыска в плане окрашивания тканей. Им удалось за короткий срок сделать из данного ремесла целое искусство. На создание одного полотна у мастеров могли уходить месяцы, и даже годы. Это связано с многоступенчатым этапом подготовки материи: вымачивание, кипячение, отбеливание, длительный процесс окрашивания с нанесением воска, окраской, сушкой.

Из-за длительности процесса первоначально одежду, которая была покрыта узорами с помощью батика, носили только аристократы. Мастера острова Ява использовали хлопковые ткани, передавая секреты ремесла из поколения в поколение. Интересной особенностью является то, что узоры у разных семей могли существенно отличаться друг от друга. Выполненные узоры имели разнообразную тематику: от растительных орнаментов и геометрических узоров до мифологических сюжетов. На северном побережье острова используются более светлые оттенки, чем в центральной части.

Достоверно известно, что по рисункам на одежде можно было определить, к какой касте относится тот или иной человек. Повторять традиционные королевские орнаменты запрещалось. Каждая девушка в своем приданном обязательно должна была иметь вещи, украшенные при помощи техники батика. К примеру, красочные материи, занавеси, настенные панно, предметы гардероба. Даже сегодня у народов Явы одежда из расписанных вручную материалов пользуется большой востребованностью, часто она изготавливается в коммерческих целях.

В XVII-м веке, когда Ява стала голландской колонией, батик начинает поступать в страны Европы. В дальнейшем европейцами был изобретен электрический прибор батик-штифт, с помощью которого можно было хранить воск в расплавленном состоянии. В 1801-м году Жозе-Мари Жаккар создал автоматический станок со специальными перфокартами, благодаря которому появилась возможность производить полотна с рисунками, созданными художниками. Благодаря этому техника батика перешла на новый уровень. Самую большую популярность в Европе она приобрела лишь в конце XIX-го века.

Виды

Техника росписи ткани делится на несколько видов в зависимости от того, какие материалы используются, и какие этапы необходимо преодолеть, чтобы получить поверхность с эффектным рисунком. Особенность того или иного вида состоит в том, что один вариант идеален для синтетических волокон, второй – для декорирования шелка и т.д. Более детально ознакомиться с их отличиями вы можете ниже:

  • Горячий батик. В качестве резерва применяется воск. Для его нанесения используется специальный инструмент, называемый чантингом. Воск помогает ограничить распространение красящего вещества, т.к. не поглощает его. Такой вид росписи называется горячим вследствие того, что используемый в нем воск обязательно расплавляют. Нанесение краски осуществляется в несколько слоев, по окончании работы воск тщательно удаляют. Такой способ применяется для росписи хлопчатобумажной ткани.
  • Холодный вид. Идеально подходит для декорирования искусственных материалов, шелка. В технике применяют краски, изготовленные на базе анилина. Резерв бывает густым, если в его составе имеются резиновые составляющие и негустым, когда в качестве основы выступает бензин. Резиновые наносятся из тюбиков, а бензиновые с помощью стеклянных трубочек. Кроме того, могут использоваться как цветные, так и бесцветные резервы. Холодный вид подразумевает однослойное нанесение краски, в связи с чем, работа требует от исполнителя большей аккуратности по сравнению с горячей технологией.
  • Свободная роспись. Широко применяется на материалах из натурального шелка и синтетических волокон. Для нее мастера часто применяют масляные краски и анилиновые красители.
  • Складной батик «сибори». Особенность этого вида состоит в том, что мастер выполняет перевязывание материи определенные образом, и только после этого окрашивает ее.
  • Узелковый вид. В этом случае на окрашиваемой ткани сначала делают множество небольших узелочков, перевязывая каждый из них ниткой. После окрашивания поверхности их аккуратно убирают.

Техника выполнения

Прежде всего, на полотно наносятся краски, чтобы на стыке разных оттенков получились четкие и ясные границы. Для этой цели используется резерв, т.е. специальный закрепитель на основе бензина, парафина и т.д. – состав варьируется в зависимости от выбранной техники, материала, красок. В основном выделяют следующие типы техник:

  • холодную;
  • горячую;
  • свободную роспись;
  • свободную роспись с применением солевого раствора.

Холодный батик

Роспись по ткани батик, как хобби, подойдет в основном терпеливым людям, т.к. этот процесс является трудоемким и длительным. Одной из популярных техник является холодная, которая появилась гораздо позже горячей, с развитием химической промышленности. Ее появление упростило работу. Роль воска в холодной технике выполняют специальные резервы, которые не нужно нагревать, вытравливать и снова наносить.

Для работы потребуется создать отдельное рабочее место. Идеальным вариантом является хорошо проветриваемое помещение, например, балкон. Связано это с тем, что пары резервирующего вещества оказывают не совсем хорошее влияние на здоровье. Если вы собираетесь использовать расписанный материал для применения в виде скатерти, шарфа и т.п., то учтите, что нужно произвести закрепление краски: запекание в духовке, запаривание на водяной бане без контакта с конденсатом/водой, утюгом. Если этого не сделать, то при первой стирке вся работа смоется. Вам понадобится:

  • простой карандаш;
  • резерв (черный), стеклянная трубочка для него;
  • каланоковые кисти, анилиновые составы;
  • кнопки, подрамник;
  • натуральный шелк (крепдешин).

Определитесь с выбором эскиза, для него вам потребуется лист тонкой бумаги. Если вы хотите что-то эффектное, то отдайте предпочтение цветам. Нанося элементы на полотно, старайтесь рисовать их так, чтобы каждый из них имел замкнутый контур. Наносить резерв на контуры нужно без задержки, но и без спешки. Последовательность действий:

  1. Для начала постирайте материю, затем натяните предварительно высушенное полотно на подрамник, используя кнопки.
  2. Возьмите стеклянную трубочку, наполните ее резервом. Нанесите состав на контуры элементов.
  3. Для увеличения количества оттенков разбавьте одну и ту же краску разным количеством воды. Используйте баночки из-под йогурта, одноразовые стаканчики.
  4. Займитесь росписью цветов (от светлого до темного тона) и фона.
  5. Возьмите соль, присыпьте ею полотно и дайте ему подсохнуть. Стряхните соль и после того, как материя высохнет, уберите ее с подрамника.
  6. Через 24 часа прокипятите полотно (около 3 часов), постирайте в теплой мыльной воде.
  7. Обязательно прополощите творение, добавив в воду чуточку уксуса. Аккуратно отожмите изделие и прогладьте его, пока оно влажное.
  8. После окончания процедуры выдуйте резерв обратно в емкость, а стеклянную трубочку ополосните в бензине. В противном случае остатки состава затвердеют, и инструмент станет непригодным для дальнейшего применения.

Горячий

Батик на одежде смотрится красиво и эффектно. Решив приобщиться к такому хобби, обратите внимание на горячий способ. Он подходит для тех, кто не любит кропотливо закрашивать каждый кусочек полотна, просиживая за этим делом по несколько часов. Даже без больших стараний у вас может получиться полотно, из которого сошьются эксклюзивные юбки, платки и даже костюмы. Работа при такой технике ведется с расплавленным на огне воском, стеарином, парафином или их смесью, поэтому будьте осторожны. Перечень инструментов, которые могут понадобиться при декорировании полотна:

  • натуральная ткань, к примеру, хлопок, шерсть, шелк;
  • картонный трафарет;
  • красящие средства для росписи по ткани;
  • стакан для воды;
  • воск, чантинг;
  • кисточки, резиновые перчатки;
  • целлофан, газеты:
  • фен или утюг.

Для работы вам лучше надеть одежду, которую не жалко будет испортить, т.к. краска для ткани практически не отстирывается. Как вариант, наденьте непромокаемый фартук. Горячая технология батика состоит из следующих действий:

  1. Для нанесения на полотно одного из перечисленных растворов воспользуйтесь специальным инструментом – чантингом. Он похож на леечку с тоненьким кончиком. Хотя, в последнее время широкое применение приобрели кисти, с помощью которых наносят мазки и точечные капли на ткань. После этого сверху нужно нанести слой краски.
  2. Далее можете снова нанести на некоторые зоны воск и другой тип краски. Чтобы узоры стали упорядоченными, используйте штампы, которые нужно окунать в расплавленный воск. Можете использовать 2-3 тона и больше.
  3. Как только краска высохнет, избавьтесь от воска. Для этой цели положите на ткань газету и прогладьте ее – она должна впитать расплавленное вещество. Затем положите новую газету и повторите процедуру. Делать это нужно до тех пор, пока воска на полотне совсем не останется.

Свободная роспись

Благодаря такой технике батика можно проявить все свои способности в области рисования, т.к. здесь нельзя сформировать рисунок по какому-то определенному шаблону. С помощью свободной росписи создается индивидуальное и неповторимое произведение. В основном такой тип техники практикуют с применением масляных красок со специальными растворителями или анилиновых красителей. Можете даже ставить эксперименты, добавляя где-то солевой эффект или резервирующий состав, или используя спиртосодержащие вещества, чтобы увлажнить ткань. Способы свободной росписи в батике:

  • красками, загуститель из резервирующей жидкости;
  • с помощью красок, солевого раствора;
  • печатными красками;
  • масляными красками;
  • по шелку, аппретирующий загустителями.

Свободная роспись с применением солевого раствора

Сущность этой техники заключается в том, что натянутую на рамку ткань, в зависимости от конкретного рисунка, пропитывают водным раствором соли (поваренной) и после ее высыхания производят роспись полотна. В некоторых случаях ее проводят красками из основных красителей, в которые был введен раствор соли. Такой подход помогает ограничить растекаемость краски по ткани и предоставляет возможность создавать рисунки свободными мазками. При этом можно варьировать как форму, так и степень насыщенности тем или иным цветом.

Следует добавить, что свободную роспись красками, в состав которых введен раствор поваренной соли, можно удачно сочетать с обычной росписью холодным батиком. Для этой цели некоторые фрагменты рисунка создают свободной росписью с доработкой графическим рисунком. Фоновые перекрытия в этом случае осуществляют на участках, которые ограничены резервом. Вместо соли в качестве грунта может использоваться желатин или крахмал. Решив углубиться в это ремесло и попробовать создать эффектный рисунок таким способом, подготовьте следующие инструменты, материалы:

  • анилиновые красители:
  • солевой раствор;
  • отрез шелковой ткани, который натянут на раму;
  • эскиз будущей работы;
  • кисти для работы с красками разной толщины, кисти-флейц для пропитки материала, синтетика;
  • пипетка для забора краски, вода для промывки кистей;
  • палитра;
  • мягкий карандаш 8В.

Для приготовления солевого раствора возьмите пару столовых ложек соли на стакан воды. Разводить соль нужно в горячей воде в эмалированной или стеклянной посуде, чтобы все кристаллики растворились. В зависимости от поставленной задачи нанесите предварительную роспись очень мягким карандашом на натянутом шелке. Роспись по соляному раствору состоит из трех этапов:

  1. Роспись по-сырому. Подготовьте на палитре нужные цвета перед тем, как шелк пропитается раствором из соли. Кроме того, для разбавления красок используйте только солевой раствор. Пока шелк еще сырой, широкими прикосновениями или мазками кисти нанесите краски на свои места. По очень влажной ткани краска начнет растекаться неожиданными формами.
  2. Роспись по полусухому шелку и нанесение пятен второго плана. Пока шелк влажный и на нем образуются солевые кристаллики, вы сможете добиться живописных эффектов. Краска не разбегается неконтролируемо во все стороны, но от кисточки останется след, который впоследствии немного расплывется. Особенно это идеально для имитации природных фактур.
  3. Графическая прорисовка деталей, относящихся к первому плану. Как только солевой раствор высохнет, ткань станет хрустящей, а краска едва заметно растечется по ней. Продолжите работу прорисовкой деталей путем нанесения коротких мазков или ставя разного размера пятна.

Батик для начинающих

Занимаясь росписью ткани, вы обязательно почувствуется свою причастность к высокому искусству, особенно, когда начнете получать эффектные узоры и рисунки на ткани. Со временем вы сможете выработать собственный дизайн и стиль, в котором будет выдержаны разные предметы вашего гардероба. Новичкам лучше остановиться на технике холодного батика, т.к. горячий вариант является более сложным, трудоемким. Строго придерживайтесь технологии, чтобы сделанная работа получилась необходимого качества:

  • Вначале потребуется натянуть ткань на раму так, чтобы она не провисала. Мастера батика часто натягивают мокрое полотно, т.к. после высыхания она делается более упругим.
  • Подготовьте эскиз, который рисуют карандашом на бумаге.
  • Далее эскиз переводится на материю. Для этой цели бумагу закрепляют под материей так, чтобы линии узора можно было обвести на полотне мягким карандашом.
  • Обведите контуры, используя резервирующий состав. Чтобы набрать резерв, опустите носик стеклянной трубочки в емкость с контурной жидкостью, а в другой конец вставьте спринцовку (резиновую) – с ее помощью жидкость будет всасываться в трубочку.
  • Затем проверьте контур. После полного высыхания резервирующего состава необходимо пройтись смоченной в воде кистью по всему рисунку по одну сторону от контура, а через некоторое время убедиться в том, что вода не перешла за линию резерва. Если вы обнаружите места, где контур окажется слабым, то после полного высыхания материи снова пройдитесь резервом по этим зонам.
  • На шестом шаге займитесь окрашиванием росписи. Будьте предельно аккуратны.
  • В конце снимите работу с рамы и закрепите батик при помощи проглаживания, запекания или как вариант, можете распарить (запарить) на водяной бане.

Что нужно приготовить для первых занятий

Прежде чем начать осваивать одну из техник батика, подготовьте соответствующие принадлежности. При этом помните, что успех закрепления цветов зависит и от качества используемых красок. В любом случае, стирать одежду с батиком нужно в прохладной воде с добавлением небольшого количества уксуса. Для первых занятий вам обязательно понадобятся:

  • Пяльцы или рама. Если вы планируете нанести роспись на небольшую площадь, то отдайте предпочтение пяльцам для вышивания. Если же вы собираетесь работать с большим форматом, то подготовьте специальную раму для батика – вполне подойдет и обычный подрамник. Крепить ткань на раме нужно на крючки, которые идут с ней в комплекте. Что касается подрамника, то закрепить на нем ткань можно ниткой и иголкой, причем сделайте это так, чтобы ткань не соприкасалась с рамой. Более простой вариант – закрепление ткани мебельным степлером (не подойдет для шелка) или кнопками.
  • Бумага. Подготовьте лист (или несколько) тонкой бумаги, чтобы сделать предварительный эскиз. Размер листа должен равняться площади рисунка на полотне.
  • Ткань. Лучше всего подходят тонкие натуральные ткани типа шелка, батиста, двунитки. Плотный материал не подойдет, т.к. резервирующий состав может не пройти через толстые волокна, в результате чего появится «взрыв» краски – один цвет начнет переходить на края и зону другого. Начинающим художникам рекомендуется остановить выбор на батисте.
  • Материалы, инструменты. В стандартном наборе для батика есть резерв, стеклянная трубочка для него и краски. В некоторых наборах встречается контурная жидкость, готовая к нанесению – заливается в тубу с тонким наконечником. Можно сварить резерв самостоятельно, но это занятие является не только трудоемким, но и пожароопасным.

Рисунки для батика для начинающих

Относительно простым вариантов для новичков является рисунок в виде композиции из цветов. Он отлично смотрится на детской и взрослой одежде, полотнах, которыми декорируются помещения. Чтобы на материи красовался целый букет, выполните следующие действия:

  1. нарисуйте три овала разного размера;
  2. в центре каждого овала изобразите волнистую цветочную сердцевину, а внизу – стебель;
  3. нарисуйте вокруг каждой сердцевины по цветку;
  4. изобразите наверху с правой части цветков бутон;
  5. сделайте более объемные стебли, подрисуйте к каждому из них листья;
  6. нарисуйте листья и вокруг цветков;
  7. в конце аккуратно сотрите все вспомогательные окружности.

Другим не менее интересным и быстрым вариантом является букет роз. Чтобы получить такой эскиз, нарисуйте на бумаге несколько окружностей, после чего преобразуйте каждую из них в распустившийся многослойный бутон. Потренируйтесь на бумаге, чтобы в дальнейшем вы смогли нарисовать розы резервом на материи с первого раза. Рисовать букеты цветов на полотне придется без каких-либо вспомогательных линий.

10 признаков того, что вас не любят

это увлекательное хобби и не надо стесняться и боятся того что этот процесс может отнимать много времени.

Материалы и инструменты для холодного батика:

Для батика следует использовать только натуральные ткани: хлопок, лен, шелк. Следует убедиться в том, что ваша ткань из натуральных нитей и имеет однородную структуру полотна. Сделайте небольшой тест для проверки ткани. К небольшому кусочку ткани поднесите зажженную спичку – синтетическая ткань быстро тает, практически не имеет запаха и образует жесткий остаток. Натуральные волокна горят медленнее, имеют характерный запах и образуют мягкую золу. Лучшей тканью для батика считается шелк, но для обучения нет никакой необходимости использовать такую дорогостоящую ткань. Для обучения и экспериментов рекомендую использовать тонкую ткань из хлопка. Перед использованием ткань следует постирать в теплой воде с хозяйственным мылом (порошки не рекомендуется, так как содержат различные химические добавки, кондиционеры) и прогладить.
  • Краску для батика начинающим также рекомендуется выбирать не дорогую, обязательным условием должно быть, чтобы краска предназначалась именно для батика . Краска для батика бывает универсальная, которая подходит для хлопка, льна, шелка и даже шерсти, а бывает только для шёлка. Поэтому покупайте внимательно. Минимальный набор цветов: жёлтый, красный, синий и черный. Если вы желаете, то можете приобрести готовый набор, как правило, всё необходимое уже есть в наборе. Вы легко можете смешивать цвета между собой и получать нужные оттенки. При использовании красок обязательно следуйте инструкции производителя.
  • Для холодного батика вам потребуется резервирующий состав . Вы можете приобрести резерв прозрачный и затем при помощи акриловой или масляной краски (смотрите рекомендации производителя) придать нужный цвет.
  • Стеклянная трубочка для нанесения резервирующего состава . Трубочки бывают разных размеров в диаметре, выберете для начала средний размер. Можно использовать резиновую грушу для набора резервирующего состава.
  • Деревянная рама или пяльцы для натяжки ткани. Для начинающих идеально подойдут пяльцы, так как пяльцы компактны, удобны в использовании. Если вы решили использовать деревянную рамку, то она должна быть из мягких пород дерева – ель, сосна, иначе вы просто не сможете закрепить ткань кнопками или иглами.
  • Художественные кисти должны быть мягкими. Вы можете использовать мягкие синтетические художественные кисти . Также при нанесении краски на ткань можно использовать ватный тампон, намотанный на кончик палочки.
  • Вам потребуется палитра для смешивания красок или баночки. А также емкость с водой для промывки кистей. Старая ткань или бумажные салфетки для просушки кисти.
  • Шаблон для нанесения узора. Нарисуйте сами или найдите в интернете рисунок, который хотите нанести на ткань. Выбирайте рисунок как можно проще, не выбирайте сложных узоров. Наша первоначальная задача обучение. Со временем, когда уже приобретете, необходимые навыки и знания, можете переходить к более сложным проектам.
  • Порядок выполнения холодного батика:

    Чтобы узор не сместился, закрепите ткань на шаблоне с помощью булавок.

    Карандашом нанесите на ткань контур рисунка с заранее приготовленного шаблона.

    Закрепляем ткань с помощью ниток или булавок на раме или вставляется в пяльцы. Ткань должна быть натянута на раму, как барабан. В этом случае больше гарантий нанести ровную резервную линию.
    Перед нанесением резерва на ткань, следует потренироваться на ненужном куске ткани. Сделайте несколько пробных линий на кусочке ткани, по качеству такому же, на котором вы собираетесь работать. Подождать высыхания и проверить на пробивание.
    Необходимое количество резервирующего состава грушей засасывают в трубочку (баночку после этого следует плотно закрыть). Наносим резерв, на ткань, касаясь концом трубочки поверхности. Наносить резерв следует равномерно, контур должен быть замкнутый, иначе краска будет растекаться по ткани бесформенными пятнами. Ведите линии по контуру карандаша плавно без остановок, чтобы резервирующий состав смог пропитать ткань насквозь.

    После полного нанесения резервирующего состава, ткань следует просушить на воздухе до полного его высыхания (не менее 40-50 минут). После того как состав подсох следует убедиться в целостности и надежность контура. В небольшом количестве воды разведите 1-2 капли шампуня или жидкого мыла. Обмакните кисть в раствор и нанесите на отдельные замкнутые контуром участки ткани. Если вода через пару минут просочилась за границы контура, то резервирующий состав нанесен небрежно. В этом случае нужно карандашом отметить места нарушений, высушить ткань (можно использовать фен) и нанести еще раз состав резервирующий, но лучше с изнанки ткани. Остатки резерва необходимо удалить из стеклянной трубочки, а трубочку тщательно промыть уайт-спиритом или бензином.

    Еще раз, убедившись в надежности резервирующего состава, можно приступать к окрашиванию.
    Краски для росписи ткани можно использовать как концентрированными, так и разбавлен¬ными водой (смотрите инструкцию производителя). Если краска необходимого цвета отсутствует, ее можно получить путем смешивания красок друг с другом в определенных пропорциях, подбираемых экспе¬риментальным путем. Перед употреблением краску следует перемешать.

    Разбавленные красящие растворы наносят на ткань кистью или ватными шариками, накрученными на деревянную палочку. Сначала закрашивают светлые элементы рисунка, а затем более темные его части.

    Красящие растворы легко растекаются по ткани.

    При закрашивании больших поверхностей, рекомендуется равномерно протирать всю влажную поверхность куском ваты. После того как узор нанесен оставляем работу до полного высыхания в проветриваемом помещении.

    После полного высыхания снимаем батик с рамы. Далее вы можете уже использовать своё творение, например, определить в рамку и повесить на стену. Если батик планируете носить, использовать в хозяйстве, то его краску следует закрепить и ткань подвергнуть обработке паром.

    Батик - Закрепление краски на ткани

    Обрабатывать паром можно двумя способами:
    Первый способ
    Работу заворачиваете в ткань или бумагу (не газету) так, чтобы окрашенные ее части не касались друг друга. Работу можно складывать произвольно, но на поверхности свертка обязательно должна быть бумага. Запаривание можно проводить в большой кастрюле, ведре или баке, дно которого заливают водой (толщина слоя воды не более 5 см.). От ручки к ручке бака протягивают веревку из синтетической нити, к которой подвешивают перевязанный бечевкой сверток с работой. Крышку бака накрывают свернутым в 2 раза махровым полотенцем. Бак нагревают на электрической или газовой плите. Если работа небольших размеров и свернута в 2-4 раза, продолжительность запаривания может не превышать 30 минут, если работа большая (платок, шарф) и свернута много раз, запаривать следует 60-90 минут. После запаривания не мешает развернутую работу дополнительно прогладить горячим утюгом с лица и изнанки.

    Второй способ
    Второй способ мне нравится больше, так как менее хлопотный. Если у вас дома имеется утюг с отпаривателем, то я рекомендую воспользоваться горячим утюгом с паром. На гладильную доску постелите кусок чистой хлопковой ткани, на него уложите батик, и накройте сверху еще одним куском хлопковой ткани.

    Прогладьте батик с обеих сторон горячим утюгом с паром в течение 7-10 минут. Затем закрепите без пара, также с двух сторон.

    Следующим этапом промойте изделие сначала холодной водой, затем горячей и постирайте вручную с мылом. Ткань из натурального шелка после стирки обрабатывают при комнатной температуре в растворе укуса (2 стоповые ложки 9% уксуса на литр воды) в течение 10 минут. Изделия из хлопка, вискозы или льна после ручной стирки следует 2 раза по 5 минут прокипятить в растворе стирального порошка, предназначенного для стирки цветного белья.

    Гладить изделие следует влажным, сначала с изнаночной стороны, а затем с лицевой.

    Внимание! Работайте с резервирующим составом и красками в хорошо проветриваемых помещениях. Не давайте детям. Держите подальше от открытого огня, продуктов питания и животных. Не допускайте попадания в глаза.

    Товары для батика, художественной росписи тканей, декора, хобби и различного вида творчества вы можете приобрести в интернет-магазине ArtMaterials.com.ua

    Вы можете поделится своими работами и разместить их в комментариях к статье. Для этого Вам требуется зарегистрироваться на сайте. Так же Вы можете стать нашим автором подробнее

    Тюльпаны в технике "Батик". Мастер-класс с пошаговыми фото

    Автор: Максимова Надежда Юрьевна МАДОУ « Детский сад комбинированного вида №239», г.Кемерово
    Описание : данный мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста.
    Назначение : сувенир может служить украшением интерьера или можно преподнести в качестве подарка.
    Цель : знакомство детей с искусством батика.
    Задачи:
    1. Познакомить детей с таким видом декоративно-прикладного творчества как «батик».
    2. Учить правильно и аккуратно пользоваться красками для ткани и контуром.
    3. Учить применять солевую технику.
    4. Развивать умение поэтапно выполнять работу.
    5. Развивать наглядно-образное мышление, воображение, фантазию.
    6. Развивать интерес к декоративно-прикладному искусству.
    7. Вызвать желание сделать поделку своими руками.
    Материалы и инструменты, необходимые для работы: деревянная рамка, кнопки, отрез шелковой ткани, акриловая краска по шелку, контур для рисования по ткани, эскиз рисунка на бумаге.

    Расписать ткань в технике «батик» не так уж и легко. Это достаточно сложный и трудоемкий процесс. Но работы выполненные в этой технике очень красивы и эффектны. К тому же процесс можно упростить, если наносить контур рисунка уже на затонированную ткань, а вместо специального резерва, который выдувается из специальных трубочек, можно использовать специальные контуры. Дети 5-7 лет вполне способны сотворить свои первые шедевры. Рисунок для эскиза первых работ конечно лучше выбрать попроще.

    Основные этапы создания картины в технике «холодного батика»:
    - подготовка всех материалов для росписи
    - подбор ткани (лучше шёлк, крепдешин, можно искусственный)
    - создание эскиза на бумаге
    - натяжка ткани (предварительно постиранной, чтобы не было проблем в дальнейшем с «усадкой») на рамку
    - заливка фона
    - перенос эскиза на ткань
    - обводка контуром эскиза
    - проверка, чтобы не было протёков
    - заливка цветом основных элементов
    - закрепление картины утюгом (иногда это не требуется, всё зависит от красок)

    Обычно для батика используют тонкие, плотные и гладкие ткани, такие как хлопок и шелк. Но можно поэкспериментировать и с синтетической тканью. Перед работой ткань необходимо выстирать.

    Ткань натягиваем на раму. Я использую раму, в которую потом буду вставлять готовую работу. Но ее необходимо перевернуть,чтобы не замарать краской лицевую сторону. Оставьте припуски на ткани 2-3см.


    Я пользуюсь кнопками.


    Сначала закрепляю верхний угол и противоположный ему.


    Затем нижний угол, и противоположный ему. Ткань при этом слегка натягиваю. Детям конечно на этом этапе необходимо помочь. От того как правильно натянута ткань, зависит насколько красиво и ровно ляжет краска.


    Затем втыкайте кнопки на небольшом расстоянии друг от друга.


    Для того что бы краска красиво растекалась, мочим ткань кистью. Выбираем кисточку пошире.


    Делаем фон для нашей картинки. С помощью зеленой и желтой акриловой краски.


    Наносим зеленую краску полосами. На расстоянии друг от друга.


    Желтые полоски рисуем, заступив уже на окрашенные зеленые. Влажные краски сольются и образуют плавный переход.



    Очень красиво выглядит солевой эффект. Пока краска не высохла, ею посыпают необходимый участок. Кристаллы соли частично впитают пигмент, появятся размытые белые пятнышки.



    Заранее подготовленный эскиз подкладывают под раму. Рисунок должен просвечивать через материал. Карандашом перерисовываем его на ткань. Но можно и сразу рисовать контуром, если рисунок не сложный. Движения руки в этом случае более уверенные, и мы избегаем эффекта дрожащей линии. Хотя, кому как удобно!


    Обводим рисунок с помощью черного контура, который не даст краске выйти за пределы рисунка. Важно чтобы контур хорошо проникал в ткань и линии были замкнутыми.



    Начинаем роспись цветов. Работайте кистью, немного отступив от линии контура, чтобы краска растекаясь, не прошла за его пределы. Можно предварительно смочить чистой водой участок, с которым будете работать. Это дает более эффектное размытие красок.


    Сначала используйте более светлую красную красочку, не дав ей подсохнуть, поверх наложите краску более темного оттенка.


    Можно посыпать солью.



    Раскрашиваем стебли и листочки, так же используя краски нескольких оттенков. Можно добавить и другой цвет, например желтый.