В конце января закончились провалом испытания российского беспилотного летательного аппарата «Аист», проходившие в городе Рыбинске Ярославской области. БПЛА выполнял пробежки по взлетно-посадочной полосе рыбинского аэродрома и, по словам очевидцев, в какой-то момент по непонятной причине оторвался от земли, после чего упал на крыло. Наблюдатели заметили при этом шлейф топлива, которое выливалось из консоли крыла. Произошел объемный взрыв, уничтоживший все остатки беспилотника.

По имеющимся данным, во время испытаний визуально отмечалась задержка в системе управления «Аиста», что, возможно, привело к потере управления аппаратом по тангажу. Большинство специалистов отмечают и конструктивные недостатки планера БПЛА.

«Аист» представляет собой аналог израильского дрона Searcher MkII, который выпускает концерн компании Israel Aerospace Industries (IAI). Беспилотники этого класса были закуплены Россией, и некоторые чиновники из военного ведомства РФ открыто говорили о том, что отечественные разработчики попытаются «скопировать» данные аппараты. В частности, начальник вооружения Вооруженных сил – заместитель министра обороны Владимир Поповкин не так давно заявил: «Будем пока жить по принципу китайцев: все фотографировать и дублировать. В общем-то, так же мы и нашу космонавтику начинали, и самолеты строили, и первые отечественные машины у нас были «Студебеккеры». С беспилотниками пойдем по тому же пути».

Но, похоже, даже с копированием у нас не очень-то получается. Особенно если учитывать, что первый полноразмерный «Аист» был продемонстрирован еще два с половиной года назад на выставке МАКС-2007. За это время разработчики (или копирайтеры), судя по всему, не далеко продвинулись, коли их детище сгорает в буквальном смысле на земле.

В настоящее время построено три «Аиста». Стоимость одного такого аппарата, по некоторым данным, составляет около 3 млн. долларов. Авария в Рыбинске может вывести в конкурентной борьбе на первое место другой БПЛА – «Дозор-600».

Впрочем, Министерство обороны может продолжать лоббировать «перспективный беспилотный комплекс в разведывательно-ударном варианте «Аист», так как его создает концерн, являющийся головным разработчиком БПЛА для военного ведомства России. Хотя бы потому, что именно он по планам генералитета должен будет выдавать целеуказания оперативно-тактическому комплексу «Искандер-М». Разрыв этого тандема может оказаться еще более убыточным, нежели попытка «сменить коней на переправе» в пользу какого-то другого проекта.

Тем более надежды у российских военных в отношении «Аиста» связаны не только с «Искандером». Главное отличие этого комплекса от отечественных предшественников – увеличенный вес, достигающий 500 кг, в том числе за счет увеличения полезной нагрузки. Предполагается, беспилотник будет многофункциональным, на нем предполагается разместить – в зависимости от выполняемых задач – фото- и видеокамеры, комплекс ударного вооружения, ретрансляторы, постановщики радиопомех. Конечно, все это удастся реально достигнуть, если работы по БПЛА и его испытания продолжатся┘

Пока значительное число экспертов склоняются к тому, что сегодня нашей стране лучше покупать дроны за рубежом. И заняться более перспективными проектами, потому что те же израильтяне признают: предлагаемые ими для поставки в Россию Searcher MkII и тактический разведывательный I-View Mk150 – устаревшие образцы без малого 20-летней давности. Так почему бы вместо того, что копировать «вчерашний день», не попробовать заглянуть в будущее?

Кстати, многие страны, отнюдь не относящиеся к числу развивающихся, готовы идти именно по этому пути. К примеру, опыт войны в Афганистане выявил несколько существенных недостатков у беспилотников французского производства, и руководство вооруженных сил Пятой республики решило покупать БПЛА у Израиля до тех пор, пока собственный ОПК не сможет удовлетворить запросы военных. Вследствие этого французы решили приобрести у Тель-Авива несколько дронов типа Heron TP взамен своих Harfang и Sperwer LE. В свою очередь, канадские инженеры, пытавшиеся модернизировать французские аппараты, убедились в бесперспективности данного решения и также перешли на израильские БПЛА.

Понятно, что неудача с «Аистом» – досадный щелчок по носу отечественной оборонке. Но что делать, если отставание в сфере создания БПЛА столь очевидно и значительно? Выход один: смирить гордыню и пользоваться пока чужими достижениями. Ведь даже премьер-министру Владимиру Путину в ходе его недавней рабочей поездки в Чебоксары демонстрировали единственный серийно выпускаемый в России беспилотник «Дань», который представляет собой аппарат совсем другого класса.

Есть у нас, конечно, более или менее перспективные образцы, которые нашли прописку в арсенале ряда отечественных силовых ведомств и МЧС. Это и комплекс дистанционного наблюдения «Элерон-3», и созданный на его основе другой мини-беспилотник – «Иркут-2М». Существуют еще «Груша» и «Стрекоза», проигрывающие во многом даже «Элерону». Но все это «малыши», которые способны решать тактические задачи на уровне «рота–батальон». БПЛА весом в несколько килограммов «ударными» никак не назовешь.

Главнокомандующий ВВС РФ Александр Зелин не так давно говорил о грандиозных планах по оснащению Российской армии беспилотниками после 2015 года. В то же время в ноябре 2009 года он же заявил о том, что Военно-воздушные силы отказываются принимать на вооружение БПЛА отечественного производства, так как они, по его словам, не удовлетворяют предъявляемым требованиям. «Мы, к сожалению, не получили беспилотники с теми тактико-техническими характеристиками, которые нам нужны. Поэтому я никакие акты по приемке не подписываю», – сказал главком, уточнив, что разработанные российской промышленностью аппараты не удовлетворяют Вооруженные силы «ни по скорости, ни по высотности, ни по разрешающей способности установленной на них аппаратуры, и принимать на вооружение беспилотные летательные аппараты без требуемых ТТХ – это просто преступление».

Где же выход? Варианты есть. Можно закупать БПЛА в дальнем зарубежье. Но, если уж кому-то чересчур «за державу обидно», то неплохо напомнить, что ударно-тактический беспилотник Россия могла бы делать в кооперации с белорусскими оборонщиками, которые значительно продвинулись в разработке своих БПЛА «Стерх» (размах крыла – 3,8 м, максимальная масса – 53 кг) и «Турман» (соответственно – 3,5 м и 50 кг). Кроме того, в ходе комплексного оперативного учения «Осень-2008» наши союзники продемонстрировали не только БПЛА «Мушка» – летный образец «Стерха», но и стратегический беспилотник «Лесной филин». Есть мнение, что последний после доводки, испытательного цикла и обкатки в войсках мог бы стать реальным конкурентом американским Global Hawk или Predator.

По сообщению концерна “Вега” (разработчик беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) для Минобороны), Россия начинает испытания новейшего беспилотника для выдачи целеуказаний ракетному комплексу “Искандер”.

По оценкам специалистов концерна, испытания продлятся до 2-х лет.

Новый комплекс под условным названием “Аист”, предназначенный не только для обеспечения “Искандера”, но и для решения широкого круга задач, находится на завершающей стадии создания. Миниатюрная модель “Аиста” демонстрируется сегодня на выставке “Беспилотные многоцелевые комплексы” в Москве. “Аист” будет выполнен в разведывательно-ударном варианте. В зависимости от задач “Аист” хорошо “накормят” фото и видео камерами, комплексом ударного вооружения, ретрансляторами, постановщиками радиопомех и так далее, в следствии чего весить он будет до 500 кг. Дальность действия новейшего комплекса “Аист” позволит ему обеспечивать работу “Искандера” (Дальность стрельбы “Искандера” в экспортном варианте (Искандер-Э) составляет до 280 км, для российской армии – до 500 километров). Следовательно, дальность действия БПЛА “Аист” составит более 500 км.

Испытания беспилотного летательного аппарата “Аист”, проходившие в Рыбинске, закончились провалом.

Отметим, что речь идет о российском БПЛА, представляющем собой своего рода аналог израильского беспилотника Searcher MkII, который выпускает концерн “Авиационная промышленность” (IAI). Израильские БПЛА этого класса были закуплены у Израиля Россией, и некоторые чиновники открыто говорили о том, что российские разработчики попытаются “скопировать” израильские самолеты. На момент испытаний “Аиста” поставки израильских Searcher MkII в Россию еще не были осуществлены.

БПЛА Аист

Источник в российском ОПК сообщает, что, согласно утвержденной программе испытаний, БПЛА “Аист” выполнял пробежки по взлетно-посадочной полосе аэродрома: “В какой-то момент беспилотник по непонятной причине оторвался от земли и в неуправляемом полете упал на крыло. Наблюдатели заметили при этом шлейф топлива, которое выливалось из консоли крыла. Произошел объемный взрыв, уничтоживший все остатки БПЛА”.

По словам очевидцев, во время испытаний визуально отмечалась задержка в системе управления БПЛА “Аист”, что, возможно, привело к потере управления аппаратом по тангажу. Большинство специалистов также отмечают конструктивные недостатки планера “Аист”, что также могло послужить причиной аварии.

По имеющейся информации, в настоящее время построено три беспилотных аппарата “Аист”. Стоимость одного такого БПЛА, по некоторым данным, составляет около 3 миллионов долларов.

Пока процесс разработки и доведения данных систем продолжается, российские военные ожидают поставки израильских беспилотников. По словам представителей компании IAI, работы над БПЛА для России идут в полном соответствии с условиями контракта.

Макет БЛА «Аист» был впервые представлен публике на выставке «Беспилотные многоцелевые комплексы в интересах ТЭК-2007». Разработкой беспилотника занимался концерн радиостроения «Вега». Разработкой опытного экземпляра занялись в московском НИИ "Кулон".

«Беспилотный летательный аппарат «Аист» можно отнести к третьему поколению БЛА, его отличают новые качества. Таким образом, он станет частью цифрового комплекса», – прокомментировал БЛА генеральный директор НИИ "Кулон" по внешнеэкономическим связям и испытаниям новой техники Игорь Шкляр.

Беспилотник оборудован двумя поршневыми двигателями, имеет нормальную аэродинамическую схему с V-образным хвостовым оперением и низким расположением крыла слабой стреловидности. Шасси складываемое, трехстоечное. Проект БЛА предоставлен для НИИ "Кулон" фирмой НКФ "Техноавиа".

В гражданском исполнении главное предназначение комплекса заключается в воздушном наблюдении за трубопроводами, находящимися на земной поверхности, местами добычи газа и нефти, ЛЭП, поиске утечек наземных и подземных газопроводов, мест загрязнения воды и почвы нефтепродуктами, мест обводнения трубопроводов, контроля за состоянием ЛЭП и трубопроводов в тяжелых метеоусловиях, исполнении прочих задач. Аппаратура наблюдения может состоять из оптико-электронной аппаратуры СОН-100 с цветным и ИК-каналами и радиолокационной системы бокового обзора с встроенным съемным модулем, информационно-командной радиолинии, бортового регистратора информации и другого оборудования.

Первый опытный летный образец БЛА "Аист" был построен в начале 2009 г. на заводе «Прогресс» в Самаре.

Летные испытания проводились осенью этого же года.

Вес беспилотника «Аист» составляет около 500 кг. Он создан по нормальной аэродинамической схеме с V-образным хвостовым оперением и низким расположением крыла слабой стреловидности. В конструкции широко используются неметаллические материалы. Посадка и взлет происходят по самолетному типу, шасси складное, трехстоечное. Силовая установка представлена двумя поршневыми двигателями. Летно-технические характеристики и возможности применения в БЛА «Аист» значительно шире и качественнее, чем в предыдущей модели – беспилотном аппарате "Пчела-1".

На БЛА можно выполнять предназначенные задачи с различными датчиками наблюдения и полезной нагрузкой. По мере изготовления основных элементов происходит поэтапное наращивание состава комплекса. По информационно-командной радиолинии дециметрового и сантиметрового диапазонов волн происходит передача служебной и видеоинформации на наземный пункт в режиме реального времени. По этому же каналу передаются команды с пункта управления на аппаратуру наблюдения и механизмы, отвечающие за полет беспилотника. Чтобы увеличить дальность связи между наземным командным пунктом и БЛА, можно использовать БЛА-ретранслятор – аналогичный по конструкции аппарат «Аист», оснащенный ретрансляционной аппаратурой. Оптико-электронная двухканальная аппаратура СОН-100, закрепленная на гиростабилизированной платформе, позволяет использовать комплекс в любую погоду и любое время суток. Также использование беспилотника в сложных метеоусловиях возможно благодаря установленному на борту радиолокатору бокового обзора.

В зависимости от поставленных задач «Аист» можно укомплектовать видео- и фотокамерами, ретрансляторами, комплексом ударного вооружения, постановщиками радиопомех и т.п. Таким образом, вес беспилотника будет составлять до 500 кг. Дальность действия БЛА «Аист» составляет более 500 км.

Вега АИСТ Разведывательный БПЛА. Характеристики:

Модификация Аист
Размах крыльев, м 8.07
Длина, м 4.73
Высота, м 1.89
Площадь крыла, м2 6.00
Масса, кг
пустого
максимальная взлетная 550-600
топлива 100-150
Тип двигателя 2 ПД HKS-700E
Мощность, л.с. 2 х 60
Максимальная скорость, км/ч 250
Крейсерская скорость, км/ч 220
Радиус действия, км
Продолжительность полета, ч 8+12
Практический потолок, м 7000

Первый российский высотный беспилотный летательный аппарат на солнечной энергии «Аист» готов к испытаниям в стратосфере. Его техническая подготовка к полету завершена, проведено необходимое тестирование на низких высотах. Как сообщили «Известиям» в НПО имени Лавочкина, испытания в стратосфере могут пройти уже до конца года, если будет получено разрешение от соответствующих органов власти.

Производитель всех российских межпланетных и научных космических аппаратов - НПО имени Лавочкина - завершило подготовку к испытаниям в стратосфере атмосферного псевдоспутника «Аист» ЛА-252. Этот беспилотный аппарат, выполненный по традиционной самолетной схеме с несущим крылом, способен совершать круглогодичный беспосадочный полет, подзаряжаясь от солнечного света. Вся верхняя поверхность крыла «Аиста» покрыта солнечными батареями - они приводят в движение два электродвигателя, вращающих винты. Ночью аппарат летает за счет подзаряжаемых днем аккумуляторов.

Проведенные в июле-сентябре 2017 года испытания в основном подтвердили расчетные характеристики аппарата за исключением высоты полета. Это обусловлено тем, что для полета в стратосферу необходима специальная регистрация летательного аппарата и официальное разрешение на такой полет от региональных авиационных властей, - рассказал «Известиям» генеральный директор НПО имени Лавочкина Сергей Лемешевский.

В настоящее время предприятие готовится подать в Минпромторг заявку на получение свидетельства годности беспилотника к полету. Одновременно собираются документы для Ростовского зонального центра Единой системы организации воздушного движения (ЕС ОрВД). Цель - получение разрешения на испытательный полет с аэродрома Кубань. Сам полет планируется на ноябрь-декабрь.

ПОДРОБНЕЕ ПО ТЕМЕ

ЛА-252 «Аист» относится к классу атмосферных спутников (псевдокосмических аппаратов). Он как и спутники функционирует за счет солнечной энергии и работает на высотах, недоступных гражданской авиации, - от 15 до 22 км. Для полетов в разряженной атмосфере аппарат максимально облегчен - он изготовлен из современных композиционных материалов и имеет высокие аэродинамические показатели. Средний вес одного квадратного метра «Аиста» составляет менее 3 кг. Размах крыла беспилотника - 23 м, взлетная масса - 125 кг. ЛА-252 способен нести нагрузку общей массой до 25 кг. Например, это может быть аппаратура наблюдения или связи.

После испытаний в стратосфере планируется провести демонстрационный показ для потенциальных заказчиков, в первую очередь российских силовых структур и армии.

Эксперт в области беспилотных систем Денис Федутинов отметил, что интерес к созданию аппаратов, подобных «Аисту», проявляют и другие технологически развитые страны. Например, в США и Великобритании их планируется использовать для обеспечения коммуникаций.

- Предполагается, что барражирующие над заданным районом на больших высотах беспилотные аппараты могут обеспечивать связь. Это может быть актуально в районах с отсутствием соответствующей инфраструктуры или в районах, где эта инфраструктура выведена из строя, например, вследствие чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера , - пояснил «Известиям» Денис Федутинов.

Первый прототип «Аиста» - ЛА-251 прошел испытания в 2013 году. Тогда была подтверждена возможность беспосадочного многосуточного полета, для дальнейших экспериментов предприятие создало вторую версию аппарата - ЛА-252.

Как ранее , весной 2017 года в России прошли испытания беспилотного высотного летательного аппарата типа «Сова». Его потенциальный заказчик - Минобороны. Дрон предназначен для разведывательного патрулирования отдаленных районов Мирового океана и Арктики, ретрансляции сигналов связи с кораблями и военными объектами, находящимися за полярным кругом. Этот аппарат был разработан фирмой «Тайбер» по заказу Фонда перспективных исследований.

Специалисты НПО имени Лавочкина знакомы с проектом «Сова», однако от сравнения преимуществ и недостатков двух проектов воздержались.