По мере эволюции вычислительных систем сформировались следующие разновидности архитектуры компьютерных сетей:

одноранговая архитектура;

классическая архитектура «клиент-сервер»;

Архитектура «клиент-сервер» на основе Web-технологии. При одноранговой архитектуре (рис. 5.12) все ресурсы вычис­лительной системы, включая информацию, сконцентрированы в центральной ЭВМ, называемой еще мэйнфреймом (main frame - центральный блок ЭВМ). В качестве основных средств доступа к информационным ресурсам использовались однотипные алфавитно-цифровые терминалы, соединяемые с центральной ЭВМ кабелем. При этом не требовалось никаких специальных дей­ствий со стороны пользователя по настройке и конфигурированию программного обеспечения.

Явные недостатки, свойственные одноранговой архитектуре и развитие инструментальных средств привели к появлению вы­числительных систем с архитектурой «клиент-сервер». Особен­ность данного класса систем состоит в децентрализации архитек­туры автономных вычислительных систем и их объединении в глобальные компьютерные сети . Создание данного класса сис­тем связано с появлением персональных компьютеров, взявших

на себя часть функций центральных ЭВМ. В результате появи­лась возможность создания глобальных и локальных вычисли­тельных сетей, объединяющих персональные компьютеры (кли­енты или рабочие станции), использующие ресурсы, и компью­теры (серверы), предоставляющие те или иные ресурсы для об­щего использования. На рис. 5.13 представлена типовая архитек­тура «клиент-сервер», однако различают несколько моделей, от­личающихся распределением компонентов программного обес­печения между компьютерами сети.

Любое программное приложение можно представить в виде структуры из трех компонентов:

Компонент представления, реализующий интерфейс с пользо­вателем;

Прикладной компонент, обеспечивающий выполнение при­кладных функций;

Компонент доступа к информационным ресурсам, или менед­жер ресурсов, выполняющий накопление информации и управле­ние данными.

На основе распределения перечисленных компонентов между рабочей станцией и сервером сети выделяют следующие модели архитектуры «клиент-сервер»:

Модель доступа к удаленным данным;

Модель сервера управления данными;

Модель комплексного сервера;

Трехзвенная архитектура «клиент-сервер».

Модель доступа к удаленным данным (рис. 5.14), при которой на сервере расположены только данные, имеет следующие особен­ности:


Невысокая производительность, так как вся информация об­рабатывается на рабочих станциях;

Снижение общей скорости обмена при передаче больших объемов информации для обработки с сервера на рабочие станции.


При использовании модели сервера управления данными (рис. 5.15) кроме самой информации на сервере располагается менеджер информационных ресурсов (например, система управления базами данных). Компонент представления и прикладной компонент совме­щены и выполняются на компьютере-клиенте, который поддерживает как функции ввода и отображения данных, так и чисто прикладные функции. Доступ к информационным ресурсам обеспечивается либо операторами специального языка (например, SQL в случае использо­вания базы данных), либо вызовами функций специализированных программных библиотек. Запросы к информационным ресурсам на­правляются по сети менеджеру ресурсов (например, серверу базы данных), который обрабатывает запросы и возвращает клиенту блоки данных. Наиболее существенные особенности данной модели:

Уменьшение объемов информации, передаваемых по сети, так как выборка необходимых информационных элементов осуществ­ляется на сервере, а не на рабочих станциях;

Унификация и широкий выбор средств создания приложений;

Отсутствие четкого разграничения между компонентом пред­ставления и прикладным компонентом, что затрудняет совершен­ствование вычислительной системы.


Модель сервера управления данными целесообразно использо­вать в случае обработки умеренных, не увеличивающихся со време­нем объемов информации. При этом сложность прикладного ком­понента должна быть невысокой.

Модель комплексного сервера (рис. 5.16) строится в предполо­жении, что процесс, выполняемый на компьютере-клиенте, огра­ничивается функциями представления, а собственно прикладные функции и функции доступа к данным выполняются сервером.

Преимущества модели комплексного сервера:

Высокая производительность;

Централизованное администрирование;

Экономия ресурсов сети.

Модель комплексного сервера является оптимальной для круп­ных сетей, ориентированных на обработку больших и увеличиваю­щихся со временем объемов информации.

Архитектура «клиент-сервер», при которой прикладной компо­нент расположен на рабочей станции вместе с компонентом пред­ставления (модели доступа к удаленным данным и сервера управ­ления данными) или на сервере вместе с менеджером ресурсов и данными (модель комплексного сервера), называют двухзвенной архитектурой.

При существенном усложнении и увеличении ресурсоемкости прикладного компонента для него может быть выделен отдельный сервер, называемый сервером приложений. В этом случае говорят о трезвенной архитектуре «клиент-сервер» (рис. 5. 17). Первое зве­но - компьютер-клиент, второе - сервер приложений, третье - сер­вер управления данными. В рамках сервера приложений могут быть реализованы несколько прикладных функций, каждая из ко­торых оформляется как отдельная служба, предоставляющая неко­торые услуги всем программам. Серверов приложения может быть несколько, каждый из них ориентирован на предоставление неко­торого набора услуг.


Наиболее ярко современные тенденции телекоммуникационных технологий проявились в Интернете. Архитектура «клиент-сервер», основанная на Web-технологии Представлена на рис. 5. 18.

В соответствии с Web-технологией на сервере размещаются так называемые Web-документы, которые визуализируются и ин­терпретируются программой навигации (Web-навигатор, Web-броузер), функционирующей на рабочей станции. Логически Web-документ представляет собой гипермедийный документ, объ­единяющий ссылками различные Web-страницы. В отличие от бу­мажной Web-страница может быть связана с компьютерными программами и содержать ссылки на другие объекты. В Web-тех­нологии существует система гиперссылок, включающая ссылки на следующие объекты:


125

Другую часть Web-документа;

Другой Web-документ или документ другого формата (напри­мер, документ Word или Excel), размещаемый на любом компьюте­ре сети;

Мультимедийный объект (рисунок, звук, видео);

Программу, которая при переходе на нее по ссылке, будет пе­редана с сервера на рабочую станцию для интерпретации или за­пуска на выполнение навигатором;

Любой другой сервис - электронную почту, копирование файлов с другого компьютера сети, поиск информации и т.д.

Передачу с сервера на рабочую станцию документов и других объектов по запросам, поступающим от навигатора, обеспечивает функционирующая на сервере программа, называемая Web-серве­ром. Когда Web-навигатору необходимо получить документы или другие объекты от Web-сервера, он отправляет серверу соответст­вующий запрос. При достаточных правах доступа между сервером и навигатором устанавливается логическое соединение. Далее сер­вер обрабатывает запрос, передает Web-навигатору результаты об­работки и разрывает установленное соединение. Таким образом, Web-сервер выступает в качестве информационного концентрато­ра, который доставляет информацию из разных источников, а по­том в однородном виде предоставляет ее пользователю.

Дальнейшим развитием Интернета явилась Интернет-технология, рассмотренная в подразд. 6.1.

Интернет - бурно разросшаяся совокупность компьютерных сетей, опутывающих земной шар, связывающих правительствен­ные, военные, образовательные и коммерческие институты, а так­же отдельных граждан.

Как и многие другие великие идеи, «сеть сетей» возникла из проекта, который предназначался совершенно для других целей: из сети ARPAnet, разработанной и созданной в 1969 г. по заказу Агентства передовых исследовательских проектов (ARPA - Advanced Research Project Agency) Министерства обороны США. ARPAnet была сетью, объединяющей учебные заведения, военных и военных подрядчиков; она была создана для помощи исследова­телям в обмене информацией, а также (что было одной из главных целей) для изучения проблемы поддерживания связи в случае ядер­ного нападения.

В модели ARPAnet между компьютером-источником и компью­тером-адресатом всегда существует связь. Сама сеть считается не­надежной; любой ее отрезок может в любой момент исчезнуть (по-

еле бомбежки или в результате неисправности кабеля). Сеть была построена так, чтобы потребность в информации от компьюте­ров-клиентов была минимальной. Для пересылки сообщения по сети компьютер должен был просто помещать данные в конверт, называемый «пакетом межсетевого протокола» (IP, Internet Protocol), правильно «адресовать» такие пакеты. Взаимодействую­щие между собой компьютеры (а не только сама сеть) также несли ответственность за обеспечение передачи данных. Основополагаю­щий принцип заключался в том, что каждый компьютер в сети мог общаться в качестве узла с любым другим компьютером с широким выбором компьютерных услуг, ресурсов, информации. Комплекс сетевых соглашений и общедоступных инструментов «сети сетей» разработан с целью создания одной большой сети, в которой ком­пьютеры, соединенные воедино, взаимодействуют, имея множество различных программных и аппаратных платформ.

В настоящее время направление развития Интернета в основ­ном определяет «Общество Internet», или ISOC (Internet Society). ISOC - это организация на общественных началах, целью которой является содействие глобальному информационному обмену через Интернет. Она назначает совет старейшин IAB (Internet Architecture Board), который отвечает за техническое руководство и ориентацию Интернета (в основном это стандартизация и адреса­ция в Интернете). Пользователи Интернета выражают свои мнения на заседаниях инженерной комиссии IETF (Internet Engineering Task Force). IETF - еще один общественный орган, он собирается регулярно для обсуждения текущих технических и организацион­ных проблем Интернета.

Финансовая основа Интернета заключается в том, что каждый платит за свою часть. Представители отдельных сетей собираются и решают, как соединяться и как финансировать эти взаимные со­единения. Учебное заведение или коммерческое объединение пла­тит за подключение к региональной сети, которая, в свою очередь, платит за доступ к Интернету поставщику на уровне государства. Таким образом, каждое подключение к Интернету кем-то оплачива­ется.

на предыдущую просмотренную, поставить закладку. В этом за­ключается основное преимущество WWW. Пользователя не интере­сует, как организовано и где находится огромное структурирован­ное хранилище данных. Графическое представление подключения различных серверов представляет собой сложную невидимую элек­тронную паутину.

Серверы Web - специальные компьютеры, осуществляющие хранение страниц с информацией и обработку запросов от других машин. Пользователь, попадая на какой-нибудь сервер Web, полу­чает страницу с данными. На компьютере пользователя специаль­ная программа (броузер) преобразует полученный документ в удоб­ный для просмотра и чтения вид, отображаемый на экране. Серве­ры Web устанавливаются, как правило, в фирмах и организациях, желающих распространить свою информацию среди многих поль­зователей, и отличаются специфичностью информации. Организа­ция и сопровождение собственного сервера требует значительных затрат. Поэтому в WWW встречаются «разделяемые» (shared) серве­ры, на которых публикуют свои данные различные пользователи и организации. Это самый дешевый способ опубликования своей ин­формации для обозрения. Такие серверы зачастую представляют своеобразные информационные свалки.

Серверы FTP представляют собой хранилища различных фай­лов и программ в виде архивов. На этих серверах может находиться как полезная информация (дешевые условно бесплатные утилиты, программы, картинки), так и информация сомнительного характе­ра, например порнографическая.

Электронная почта является неотъемлемой частью Интернета и одной из самых полезных вещей. С ее помощью можно посылать и получать любую корреспонденцию (письма, статьи, деловые бума­ги и др.). Время пересылки зависит от объема, обычно занимает минуты, иногда часы. Каждый абонент электронной почты имеет свой уникальный адрес. Надо отметить, что подключение к элек­тронной почте может быть организовано и без подключения к Интернету. Необходимый интерфейс пользователя реализуется с по­мощью браузера, который, получив от него запрос с Интернет-адресом, преобразовывает его в электронный формат и посылает на определенный сервер. В случае корректности запроса, он достигает WEB-сервера, и последний посылает пользователю в ответ инфор­мацию, хранящуюся по заданному адресу. Браузер, получив ин­формацию, делает ее читабельной и отображает на экране. Совре­менные браузеры имеют также встроенную программу для элек­тронной почты.

Среди наиболее распространенных браузеров необходимо выде­лить Microsoft Internet Explorer и Netscape Navigator.

Подсоединение к Интернету для каждого конкретного пользо­вателя может быть реализовано различными способами: от полного подсоединения по локальной вычислительной сети (ЛВС) до дос­тупа к другому компьютеру для работы с разделением и использо­ванием программного пакета эмуляции терминала.

Фактически выход в Интернет может быть реализован несколь­кими видами подключений:

доступ по выделенному каналу;

доступ по ISDN (Integrated Services Digital Network - цифро­вая сеть с интегрированными услугами);

доступ по коммутируемым линиям;

с использованием протоколов SLIP и РРР.

Корпорациям и большим организациям лучше всего использо­вать доступ по выделенному каналу. В этом случае возможно наи­более полно использовать все средства Интернета. Поставщик се­тевых услуг при этом сдает в аренду выделенную телефонную ли­нию с указанной скоростью передачи и устанавливает специаль­ный компьютер-маршрутизатор для приема и передачи сообщений от телекоммуникационного узла организации. Это дорогостоящее подключение. Однако, установив такое соединение, каждый ком­пьютер ЛВС-организации является полноценным членом Интерне­та и может выполнять любую сетевую функцию.

ISDN - это использование цифровой телефонной линии, со­единяющей домашний компьютер или офис с коммутатором теле­фонной компании. Преимущество ISDN - в возможности досту­па с очень высокими скоростями при относительно низкой стои­мости. При этом по Интернету предоставляется такой же сервис, как и по коммутируемым линиям. Услуги телефонных компаний, предоставляющих сервис ISDN, доступны не на всей территории России.

Наиболее простои и дешевый способ получения доступа к сети (Dial - up Access) осуществляется по коммутируемым линиям. В этом случае пользователь приобретает права доступа к компьюте­ру, который подсоединен к Интернету (хост-компьютеру или узлу Интернета). Войдя по телефонной линии (при этом используется модем и программное обеспечение для работы в коммутируемом режиме) с помощью эмулятора терминала в удаленную систему, необходимо в ней зарегистрироваться и далее уже можно пользо­ваться всеми ресурсами Интернета, предоставленными удаленной системе. Пользователь в таком режиме арендует дисковое про­странство и вычислительные ресурсы удаленной системы. Если требуется сохранить важное сообщение электронной почты или другие данные, то это можно сделать в удаленной системе, но не на диске пользовательского компьютера: сначала нужно записать файл на диск удаленной системы, а затем с помощью программы передачи данных перенести этот файл на свой компьютер. При таком доступе пользователь не может работать с прикладными программами, для которых нужен графический дисплей, так как в такой конфигурации с компьютера, подсоединенного к Интерне­ту, нет возможности передать графическую информацию на ком­пьютер пользователя.

При дополнительных финансовых затратах и в коммутируемом режиме можно получить полный доступ к Интернету. Это достига­ется применением протоколов SLIP и РРР. Один называется «меж­сетевой протокол последовательного канала» (Serial Line Internet Protocol - SLIP), а другой - «протокол точка - точка» (Point-to-Point Protocol - РРР). Одно из главных достоинств SLIP и РРР состоит в том, что они обеспечивают полноценное соединение с Интерне-том. Пользовательский компьютер не использует какую-то систему как «точку доступа», а непосредственно подключается к Интернету. Но для подключения средних и больших сетей к Интернету эти протоколы не подходят, поскольку их быстродействия недостаточ­но для одновременной связи со многими пользователями.

Современные сети создаются по многоуровневому принципу. Передача сообщений в виде последовательности двоичных сигна­лов начинается на уровне линий связи и аппаратуры, причем ли­ний связи не всегда высокого качества. Затем добавляется уровень базового программного обеспечения, управляющего работой аппа­ратуры. Следующий уровень программного обеспечения позволяет наделить базовые программные средства дополнительными необхо­димыми возможностями. Расширение необходимых функциональ­ных возможностей сети путем добавления уровня за уровнем при-

водит к тому, что пользователь в конце концов получает по-на­стоящему дружественный и полезный инструментарий.

Моделью Интернета можно считать почтовое ведомство, пред­ставляющее собой сеть с коммутацией пакетов. Там корреспонден­ция конкретного пользователя смешивается с другими письмами, отправляется в ближайшее почтовое отделение, где сортируется и направляется в другие почтовые отделения до тех пор пока не дос­тигнет адресата.

Для передачи данных в Интернете используются интернет-про-токол (IP) и протокол управления передачей (TCP).

С помощью интернет-протокола (IP) обеспечивается доставка данных из одного пункта в другой. Различные участки Интернета связываются с помощью системы компьютеров (называемых мар­шрутизаторами), соединяющих между собой сети. Это могут быть сети Ethernet, сети с маркерным доступом, телефонные линии. Правила, по которым информация переходит из одной сети в дру­гую, называются протоколами. Межсетевой протокол (Internet Protocol - IP) отвечает за адресацию, т.е. гарантирует, что маршру­тизатор знает, что делать с данными пользователя, когда они по­ступят. Некоторая адресная информация приводится в начале каж­дого пользовательского сообщения. Она дает сети достаточно све­дений для доставки пакета данных, так как каждый компьютер в Интернете имеет свой уникальный адрес.

Для более надежной передачи больших объемов информации служит протокол управления передачей (Transmission Control Protocol - TCP). Информация, которую пользователь хочет пе­редать, TCP разбивает на порции. Каждая порция нумеруется, подсчитывается ее контрольная сумма, чтобы можно было на приемной стороне проверить, вся ли информация получена пра­вильно, а также расположить данные в правильном порядке . На каждую порцию добавляется информация протокола IP, таким образом получается пакет данных в Интернете, составленный по правилам TCP/IP.

По мере развития Интернета и увеличения числа компьютер­ных узлов, сортирующих информацию, в сети была разработана доменная система имен - DNS, и способ адресации по доменному принципу. DNS иногда еще называют региональной системой на­именований.

Доменная система имен - это метод назначения имен путем передачи сетевым группам ответственности за их подмножество. Каждый уровень этой системы называется доменом. Домены в именах отделяются друг от друга точками: inr.msk.ru. В имени мо-

жет быть различное число доменов, но практически - не больше пяти. По мере движения по доменам слева направо в имени, число имен, входящих в соответствующую группу возрастает.

Все компьютеры Интернета способны пользоваться доменной системой. Работающий в сети компьютер всегда знает свой собст­венный сетевой адрес. Когда используется доменное имя, напри­мер mx.ihep.ru, компьютер преобразовывает его в числовой адрес. Для этого он начинает запрашивать помощь у DNS-серверов. Это узлы, рабочие машины, обладающие соответствующей базой дан­ных, в число обязанностей которых входит обслуживание такого рода запросов. DNS-сервер начинает обработку имени с его право­го конца и двигается по нему влево, т.е. сначала осуществляет по­иск адреса в самой большой группе (домене), потом постепенно сужает его. Но для начала опрашивается на предмет наличия нуж­ной информации местный узел. Если местный сервер адрес не зна­ет он связывается с корневым сервером. Это сервер, который знает адреса серверов имен высшего уровня (самых правых в имени), здесь это уровень государства (ранга домена ш). У него запрашива­ется адрес компьютера, ответственного за зону su. Местный DNS-сервер связывается с этим более общим сервером и запраши­вает у него адрес сервера, ответственного за домен ihep.su. Теперь уже запрашивается этот сервер и у него выясняется адрес рабочей машины тх.

Важное значение имеют правовые и этические нормы работы в Интернете, так как это не просто сеть, а сеть сетей, каждая из ко­торых может иметь свои собственные правила поведения и обычаи.

Правила эти довольно общи, и все будет в порядке, если поль­зователь помнит некоторые общие положения. К счастью, эти ука­зания не очень строги. Если вы держитесь в отведенном ими про­странстве, вы можете делать все, что угодно. Когда же вы теряете уверенность в правоте своих поступков, свяжитесь с вашим постав­щиком сети и выясните точно, дозволено это или нет. Может быть, вы хотите вполне законного, но выяснение подлинной законности всегда остается на вашей ответственности. Незнание закона, как известно, не освобождает от ответственности.

На законы Интернета влияют три основных положения:

Государство субсидирует большие части Интернета.Эти суб­сидии исключают коммерческое использование;

Интернет - не только национальная, но самая настоящая гло­бальная сеть. При передаче чего бы то ни было через национальные границы начинают действовать экспортные законы; государствен­ные законы в разных местах могут существенно различаться;

При пересылке программного обеспечения (или идеи) из од­ного места в другое, необходимо считаться с интеллектуальной собственностью и лицензионными ограничениями.

Реферат по искусству.

Прикладное искусство - «Батик».

Исполнитель: Нагуманов Ренат Ильнурович

Ученик 9 «В»; МБОУ СОШ № 43

Введение

«В незапамятные времена, в послеполуденный час, на вершину горы Алу-Алу, что на острове Ява спустился Батар Гуру, дабы развлечься после дел праведных на небесах. И увидел он, что земля погрузилась в тишину и сумрак, ибо нет радости ее жителям без ярких небесных красок.

И решил Батар Гуру: «Поведаю-ка я людям искусство, радующее глаз и освежающее душу!» И простер он руку, и раскинулись на полях свитки изысканейших тканей, и простер он другую руку, и сонмы диких пчел устремились к нему, неся покорно воск свой из глубин лесных. Растопил Батар Гуру молнией тот воск и разбрызгал по белоснежной ткани щедрыми каплями. И ударил он в барабан, и сгустились разноцветные тучи, и пустился он в пляс по шелкам, оставляя причудливый рисунок следов своих - о делах минувших и днях грядущих.

Отверзлись небеса и хлынули краски - голубая, как небо, зеленая, как листва, рыжая, как сияющий огонь посреди океана. И взлетел на гору Батар Гуру, дабы лицезреть плоды дел своих, и остался он премного доволен красотой явившейся.

И собрались люди, и дивились они ярким краскам и волшебным рисункам - летящим быстрокрылым птицам, богатым дворцам и процессиям, скрещенным кинжалам и небесным красавицам».

Я выбрал тему батика, так как, впервые встретившись с ним, несколько лет назад, был заинтересован его многообразием. С тех пор меня привлекает возможность углубиться в этом направлении.

Так же я выбрал эту тему, поскольку батик абсолютно новый, для меня вид искусства. Я раньше почти не расписывал ткань. В данной технике может развернуться человек с любыми вкусами и желаниями.

Итак, местом где зародился батик считается остров Ява, временем его появления первые века нашей эры.

Батик - batik -- индонезийское слово. Часть слова - tik -- на всех индонезийских языках означает «точка» или «капля»; -ба - хлопчатобумажная ткань. Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.

В Большой Советской Энциклопедии (изд. 78-ого года) говорится, что «батик основан на сочетании рисунка, наносимого на ткань непроницаемым для краски составом (при горячем батике - разогретый воск, при холодном батике - резиновый клей), с последующим окрашиванием…

Наиболее характерная особенность батика - это резервирование, т.е. нанесение определенного состава на ткань с целью сохранить и выделить цвета узора или фона. Но сейчас под этим термином подразумевают ещё и узелковую технологию, и жгутовую, и японскую многоцветную художественную роспись по шелку, и китайскую сине - белую окраску шелка. И все это батик - древнее, удивительно многообразное искусство.

Цель работы:

Изучить различные способы художественной обработки ткани.

Собрать научный материал на данную тему.

Систематезировать полученную информацию.

Изучить основы текстильной графики.

Выполнить творческую работу.

Батик в странах Востока

Индонезия. В Европу искусство батика пришло из Индонезии, где в некоторых областях Центральной Явы и на прилегающих к ней островах роспись ткани была неотъемлемой частью ритуала поклонения богам. Здесь реальность и миф объединились в единое целое. Считается что каждое полотно древних мастеров Индонезии, причем исключительно женщин, наделено волшебной силой, а узоры на их полотнах имеют собственную символику. Одним из основных символов индонезийской культуры, наиболее часто изображаемых в батике, является крис (см.пр.1) - древнейшее оружие яванцев.

Время зарождения батика в Индонезии до сих пор остается предметом дискуссий. Некоторые ученые относят возникновение этой техники к первым векам н.э., другие склоняются к иной дате - 14 веку, времени возникновения прибора, при помощи которого наносится рисунок на ткань растопленным воском (резервом). С этого времени техника горячего батика стала на Яве практически повсеместна. Но наиболее древние центры расположены в окрестностях Суракарты, где изготавливают самые красивые и дорогие батики. Их отличает особое колористическое благородство.

Многие традиционные символические орнаменты в конце XVIII века были запрещены для изображения на одежде простолюдинов и носить одежду с такими рисунками дозволялось только членам княжеской семьи и лицам, особенно приближенным к султану. К таким орнаментам относились, например, язык пламени, изображение мифической птицы с распушенным хвостом, спиральная полоса, схематическое изображение старинного меча, штрихи, напоминающие дождик, мотив изображения священной горы. Символическое значение узоров возвышало и служило магическим оберегом для носителей.

Национальной одеждой местных жителей были саронги - прототип современной юбки (см.пр.2). Роспись на одеянии, как правило, изображала окружающую природу.

Символическое значение батика не только в форме узоров, но и в традиционной сине-коричневой цветовой гамме, которая передавала особенный национальный колорит. Индонезийский классический батик малоцветен. В гамме присутствовали цвета слоновой кости, все оттенки коричневого и самая яркая краска - индиго. Рецепты изготовления синей краски и самих рисунков были важной тайной каждой семьи мастеров.

Резервом для создания узоров служила специально приготовленная рисовая паста, которой пользуются и по сей день при создании особой церемониальной ткани.

Известный исследователь Индонезии Г.П. Рофайер полагает, что батик как способ окрашивания ткани зародился в Индии, однако нельзя говорить о прямом его заимствовании из Индии. Скорее о параллельном развитии и заимствовании идей друг у друга. Яванцы, чтобы воспроизвести понравившиеся узоры Индийских мастеров в собственной технике, придумали маленький медный сосуд с тонкой загнутой трубочкой - чантинг (см.пр.3). Сосуд наполнялся расплавленным воском и по мере застывания разогревался вновь. Это изобретение позволило наносить на ткань тонкие линии, штрихи и точки, которые вместе образовывали сложный узор - характерную особенность индонезийского батика. Еще одним толчком в развитии батика, было появление тонкого гладкого хлопка, привозимого опять - же из Индии. Такой материал стоил дорого и имели к нему доступ только богатые люди.

В 1811 году Яву оккупировали англичане. Англичане привезли с собой и свой батик, но как оказалось его качество несравнимо с мастерством яванцев. Так местная традиция только укрепила свои позиции.

Разрушился стереотип о том, что батиком могут заниматься только женщины. Связано это было прежде всего с тем, что произошел переход к технике нанесения узора медным штампом. Открытие технологии повторения рисунка не привело к исчезновению традиционных способов росписи: изготовление ткани с помощью медного штампа было дорогим и рискованным делом. Поэтому мастерские для меньшего риска продолжали расписывать ткани вручную. Что в конце концов позволило сохранить художественные навыки мастеров, качество работы и богатство орнаментов.

Индия. В средние века индийские мастера пользовались двумя способами росписи ткани: при помощи кистей и деревянным штампом. Наиболее длительным и трудоемким считался процесс росписи с помощью кистей. Некоторые индийские исследователи утверждали, что «раскрашивание ткани кистями было гораздо ближе к искусству, чем к ремеслу».

Техники и технологии росписи тканей в Индии были достаточно разнообразны. Например, техника под названием «каламкари», предполагала изготовление балдахинов, на которых изображались мифологические сценки и портреты, а также портьер для храмов. Спрос на такие вещи особенно возрос в XVII веке в связи с колонизацией Индии англичанами.

Также в Индии была развита техника узелковой окраски ткани - так называемая бандана (см.пр.4), при которой узор на ткани выглядит составленным из мелких неровных пятнышек.

Еще одна древняя техника росписи ткани, которая распространенна в Гуджарате, называется «лахерия» (см.пр.5). Заключается она в том, что ткань свивают, плотно обматывают жгутом те места, где должны находиться полосы, затем материю погружают в краску.

Постепенно методы росписи тканей в Индии совершенствовались, появился метод набойки. Он не просто стал популярен в Индии, но и покорил Европу того времени(XVII - XVIII век).

Европейцам настолько понравилась индийские ситцы, что они быстро переняли технологию его изготовления. Постепенно, из-за большего спроса индийские набойки совершенно вытеснили ручное изготовление тканей в Индии.

Китай. Именно Китай подарил остальному миру шелк. Новый материал отлично вписался в мир батика.

В таньский период в Китае существовали три различных метода нанесения узоров краской: восковой, блоковый и узелковый. Самым древним из них считался лацзе (в переводе «узоры воском») при котором жидкий горячий воск по узору накладывали на ткань, после остывания ткань погружали в красильный чан. После того как ткань прокрасилась воск удаляли. Ткань обычно красили в два - три цвета, так как после наложения четвертого слоя работа становилась почти черной.

Япония. В Японию технологии украшения ткани, скорее всего, пришли из Китая или Индии. На японском языке батик называется «рокэти». Японцы нашли свой путь развития этого искусства (см.пр.6,7)...век для Японии стал золотым веком ткатского искусства. Появилось множество различных техник росписи ткани, таких как восковая набойка - суримон, а также техника узоров по трафарету - кок и т.д.

К X - XI векам японский костюм стал очень зрелищным. Несмотря на это предпочтения японцев со временем менялись. Изменялись цвета и рисунки, положение узора на одежде. В XIII веке в Японии стала популярна орнаментация гербами.

В конце XVI века на первое место вышло сюжетное значение узора. Очень часто на ширмы или кимоно переносили целые картины.

В конце XVII века была разработана техника рисунка с помощью рисовой пасты - юдзен. Скорее всего этот способ был привезен из Нидерландов.

В начале XIX века изготовление тканей и узоров достигло огромных высот. В этот период творчество мастеров отходит на второй план, орнаментика начинает вытесняться штамповкой.

Батик в Европе и Америке

Голландцы первыми начали применять батик для изготовления декоративных тканей в первой половине XIX века. Но уже к середине века они потеряли свое влияние на европейский рынок и развили предпринимательскую деятельность на Яве. Таким образом, открылись целые мануфактуры по производству батика, которые следили за господствующими направлениями и умели угодить самому взыскательному покупателю.

В то же время английская хлопчатобумажная промышленность, опираясь на высокую технологию ситцевой набойки постепенно обгоняет нидерландскую. Это повлияло на то, что уже наработанным технологиям батика стало грозить забвение.

Но в начале XX века батик снова вошел в моду в Европе, Англии и Америке. Произошло это благодаря энтузиазму небольшого числа художников, которые, очарованные батиком, отправлялись в далекие страны и изучали у индийских и индонезийских мастеров уникальную технику батика. Таким образом, уже к середине прошлого столетия техника батика насчитывала большую армию своих почитателей и последователей по всему миру. Расписывать батик становится не только модным, но и престижным.

Батик в России

Большую часть XX века Россия оставалась за «железным занавесом», поэтому батик у нас появился только в начале века. Именно тогда и изобрели резервирующий состав, который не требовал нагревания - появился холодный батик. Но несмотря на новые открытия батик в России развивался медленно. Художникам чаще приходилось не творить, а приспосабливаться.

Во времена нэпа был значительный спрос на платья с асимметричными рисунками, шелковые шали с изысканным орнаментом в восточным стиле. Это на некоторое время обеспечило художников работой, но постепенно мода прошла и им пришлось искать новые источники заказов.

В основном батик распространялся в крупных городах, таких как Ленинград и Москва. Несмотря на отсутствия опыта художники увлекались росписью шалей, штор, платков. Для обмена хоть каким-то опытом художники объединялись в артели.

Сюжеты росписей того времени диктовала сложная политическая ситуация в стране. Поощрялась советская символика.

Второе дыхание Русскому батику подарила ныне заслуженный художник России Ирина Трофимова. Ей удалось выехать за границу на родину батика. Благодаря ей в России появилась первая подробная информация об этой технике.

В 1970-е годы появилось новое поколение художников - текстильщиков, получивших образование в Строгановском и Мухинском училищах, в текстильном или в технологическом институтах. Они осознанно выбирали путь художника, занимаясь исключительно «авторским батиком».

Постепенно батик стал полноправным участником всех художественных выставок, как всесоюзных, так и международных масштабов.

Техники батика

Холодный батик. Технология холодного батика появилась не так давно - с развитием химических знаний. Это произошло в начале XX века. Главной отличительной особенностью резервирующего состава является то, что он не требует нагревания. Это делает холодный батик очень доступным для широкого круга художников и любителей.

Холодный батик основан на том, что при этом способе росписи тканей все формы рисунка, как правило, имеют замкнутую контурную обводку (резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.

После того как контур наведен, рисунку дают просохнуть. Более чем на 24 часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани не рекомендуется, так как в этом случае резервирующий состав дает ореол вследствие выделяющегося жира и краска при заливке не подходит вплотную к контурной наводке.

Холодный батик представлен тремя техниками: классический, многослойный, незамкнутая графика.

Итак, классический батик - создается методом наводки резервирующих линий, ограничивающих замкнутые плоскости. В результате этого получается рисунок, напоминающий витраж и расписывающийся в один слой (см.пр.8).

Многослойный батик создается также по витражному принципу. Но при этом используется несколько наложений цветовых тонов друг на друга (см.пр.9).

Незамкнутая графика. Расписывается без использования замкнутых плоскостей. В этой технике резервирующие линии разрываются. Это позволяет цвету одной плоскости входить в цвет другой (см.пр.10).

Свободная роспись. Техника свободной росписи - это, пожалуй, самый быстрый способ создать интересную живописную работу. Свободная роспись отличается от классического горячего и холодного батика тем, что больше похожа на живопись, чем на батик. На загрунтованной ткани создают композицию, как на бумаге. Благодаря грунтовке краски меньше расплываются и сохраняют форму мазка. Свободную роспись красками с введением в них солевого раствора можно сочетать с обычной росписью холодным батиком.

Свободная роспись также включает в себя три техники: акварельная, трафаретная, графика по свободной росписи.

Акварельная техника - ткань расписывается по «сырому» с подсушиванием в определенных местах и применением спиртового эффекта (см.пр.11).

Трафаретная техника. Рисунок создается с помощью трафарета и специальных баллончиков для распыления красителя (см.пр.12).

Графика по свободной росписи. Создается с применением солевой техники и наводки резервом (см.пр.13).

В горячем батике различают следующие основные способы работы:

Простой батик (в одно перекрытие).

Сложный батик (в два и более перекрытий. См.пр.14).

Работу от пятна (см.пр.15).

Простой батик. Рисунок по шаблону наносят на ткань при помощи кистей, штампов, ножей, воронок или каталок разогретым резервирующим составом. Получается контурный рисунок, геометрический или растительный орнамент.

Роспись способом сложного батика состоит из нескольких этапов, из которых каждый как бы повторяет роспись способом простого батика: после первого перекрытия фона и его высыхания снова наносят рисунок резервирующим составом и снова перекрывают всю поверхность натянутой на раму ткани. Такие перекрытия можно повторять до четырех раз. Перекрытия идут последовательно от светлого тона к темному.

Перед каждым новым перекрытием краской необходимо проверять качество покрытия резервирующим составом и заботиться о том, чтобы весь узор в соответствии с шаблоном был переведен на ткань.

Роспись от пятна - самая сложная и интересная работа по оформлению ткани. Этим способом обычно выполняются изделия, украшенные растительным орнаментом. Принцип работы тот же, что и в сложном батике, но вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткани здесь на полотно в соответствии с эскизом наносят расплывчатые пятна разных цветов. По каждому из этих пятен идет соответствующая эскизу первоначальная прорисовка орнамента резервирующим составом, далее эти же пятна или соседние с ними участки фона перекрывают другим цветом, и снова идет дальнейшая дорисовка орнамента. Эту процедуру можно повторять не более трех раз. Перед последним перекрытием окончательно прорисовывают орнамент и в заключение все полотно перекрывают каким-либо темным цветом. Как правило, такого рода рисунки всегда имеют темный фон, так как необходимо, чтобы он перекрыл краску, расплывшуюся за пределы рисунка. Происходит как бы работа сложным батиком на отдельных участках декорируемой ткани. Это дает возможность при небольшом количестве перекрытий добиться тончайших переходов цветов и их оттенков.

При росписи необходимо следить, чтобы каждый слой краски, накладываемой на ткань, полностью просыхал, а резервирующий состав застывал.

В горячем батике цветовая лепка объемов строится как на контрастных, так и на тонких сочетаниях. Как правило воображение зрителя поражает именно эта специфическая особенность батика - множественные слои словно просвечиваются сквозь друг друга.

Узелковый батик. Узелковый батик по праву можно считать одним из древнейших видов оформления ткани. Это искусство имеет тысячелетние традиции.

По определенной схеме узора на неокрашенном полотне завязывают очень маленькие узелки, крепко перевязывая их нитью. Потом ткань окрашивают, нити удаляют. В результате получается удивительный и неповторимый узор. Подобным образом можно окрасить ткань несколько раз, удаляя старые узелки и добавляя новые.

Многие страны могут похвастаться особым способом крашения ткани в данной технике.

Например, в Индии узелковый батик называют «бандана». Там придумали дополнительный эффект в технологии. Индийские мастерицы научились, поддевая ткань при помощи длинного острого ногтя на мизинце, завязывать тысячи мельчайших узелков. И таким образом создавать сложные многоцветовые орнаменты. К тому же каждый узелок завязывают не отдельной, а общей нитью. Сделав ею несколько витков на приподнятом ногтем фрагменте ткани, ею же обматывают следующий приподнятый участок. После окрашивания и просушивания ткани ее не разглаживают. Таким образом материал сохраняет эффект гофрировки. Такой способ позволяет создавать ткани даже со сложным цветочным или «огуречным» рисунком (см.пр.16).

В Западной Африке свои представления о технологии покраски ткани, которую здесь традиционно покрывают крупными ромбовидными узорами. Высота таких ромбов велика, - равна среднему росту человека от плеча до ступней. Такой крупный орнамент красиво смотрится в складках одежды, которая представляет собой прямоугольное полотнище шириной в размах рук с прорезью для головы.

Современному человеку очень сложно найти время для завязывания тысячи узелков на ткани. Поэтому остановимся на основных и более простых способах окраски.

«Шибори». Слово «шибори» - японского происхождения и означает «выкручивать», «вращать», «прессовать». Неудивительно, что данная техника появилась в Японии, на родине оригами.

Если сложить и сильно спрессовать ткань, а затем расписать объемный сверток, то окрасится в соответствующий цвет преимущественно поверхность свертка. В зависимости от плотности ткани, времени окрашивания, а также прессовки краска может глубже проникать в ткань. Тем самым достигаются различные оттенки цвета, при этом основание складок ткани остается неокрашенным. Узор же зависит от различных способов складывания ткани (см.пр. 17).

Основы декоративной композиции и стилизации

Композиция - основа росписи, и оттого, насколько она будет продумана, зависит конечный результат.

Первое, что мы должны выяснить, декоративная композиция в нашем случае не несет сюжетной нагрузки. Ее основное назначение - эмоциональное воздействие. Также композиция должна быть уравновешена. Различные формы, которые требуется разместить на плоскости, должны располагаться так, чтобы не возникало чувство неудобства и желания что-то изменить. Если основная фигура по замыслу должна быть сильно смещена относительно центра листа, ее необходимо уравновесить несколькими маленькими формами.

По канонам европейской школы композиционный центр располагается немного выше центра листа. Мастера же Японии и Китая располагают его чаще всего по такой схеме: каждая сторона листа делится на три части, через которые проводят линии. На листе получается четыре места пересечения линий. Композиционный центр должен находиться на одной из точек пересечения (см.пр.18,19).

Батик относится к декоративным видам искусства и имеет свою текстильную стилистику. Независимо оттого, что вы хотите изобразить, все строится по законам текстильной графики:

Плоскостное решение,

Отсутствие планов,

Сочетание орнамента и декоративной живописи,

Сочетание графического пятна и линии.

Батик имеет широкое поле деятельности - от живописи до орнамента. Очень важно найти грань между реализмом и стилизацией. Каждый художник, работающий в этих техниках, определяет себе эту грань сам.

Колорит и спектр

Колорит (итальянское colorito, от латинского color - цвет, окраска), в изобразительном искусстве (преимущественно в живописи), система соотношений цветовых тонов, образующая определенное единство и являющаяся эстетическим претворением красочного многообразия действительности. Колорит служит одним из важнейших средств эмоциональной выразительности, одним из компонентов художественного образа.

Колорит в декоративном текстильном изделии - неотъемлемая часть композиции. Прекрасную по рисунку вещь можно полностью загубить не соответствующим общему художественному замыслу колоритом, неправильным распределением цвета. Цветом можно объединить отдельные элементы в единое целое и можно раздробить их так, что от тщательно продуманной композиции ничего не останется. Для того чтобы грамотно решать вопросы колорирования, необходимо знать элементарные законы сочетания цветов. Влиянием цветов и их сочетаний на человека, на его эмоциональное состояние занимаются физиологи, психологи, архитекторы. Художники декоративно-прикладного искусства в своей практике приходят к определенным выводам, которые помогают решать более квалифицированно вопросы колорирования художественных произведений…

Итак, луч света, пропущенный сквозь трехгранную стеклянную призму, разлагается на составные цвета. На цвета линейного спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Если к цветам спектра добавить пурпурный, смесь крайних его цветов - красного и фиолетового, то можно замкнуть линейный спектр в цветовой круг (см.пр.20). При помощи этого цветового круга попробуем разобраться в закономерностях взаимодействия цветов.

Разделив цветовой круг пополам по диаметру пурпурный, - зеленый, получаем группу холодных и группу теплых цветов. Холодными принято называть цвета, в которых ощущается примесь голубого цвета, а теплыми - примесь желтого. Это определение условно, но при колорировании, подборе красок оно имеет большое значение. Многие краски могут быть и холодными, и теплыми. Ярче всего это прослеживается на примере зеленого цвета: с примесью голубого или синего он становится голубовато-зеленым, т. е. холодным, а с примесью желтого - желто-зеленым, т. е. теплым.

Этот пример показывает еще одно интересное и нужное художнику свойство цветов, соседствующих в цветовом круге. Как известно из практики, при их смешивании получаются более насыщенные тона. И наоборот, чем дальше цвета отстоят друг от друга, тем менее насыщенными получаются их смеси.

Кроме того существующие в природе и использующиеся в художественной практике цвета разделяют на две большие группы - ахроматические и хроматические (от греческого слова «хромо» - цвет.) (См.пр.21,22).

К группе ахроматических цветов относятся белый, черный и промежуточные между ними чисто-серые цвета, т. е. такие серые, которые не имеют никакого оттенка, никакой примеси (даже самой малой) какого-либо другого цвета. Ахроматические цвета различают между собой только по светлоте. Группа хроматических цветов включает в себя все цвета спектра, а также цвета, каких в спектре нет, - коричневые, золотистые, терракотовые, табачные и т. д. Любой цвет этой группы имеет три основные характеристики: цветовой тон, светлоту и насыщенность, каждая из которых имеет свои параметры, например, цветовой тон определяется длиной волны. В художественной практике преимущественно применяют другие определения цвета, например такие термины, как простота или открытость, а также сложность цвета. Открытый или простой цвет приближается по яркости и чистоте цветового тона к спектральному цвету.

Характер колорита связан с содержанием и общим замыслом произведений, с эпохой, стилем, индивидуальностью мастера. Исторически сложились две колористические тенденции. Первая связана с применением системы более или менее ограниченных количественно локальных цветов <#"justify">роспись ткань батик

Заключение

Я выполнил свою цель - познакомился с батиком. Работа над этой темой расширила мои знания о мировой художественной культуре, я понял из истории батика о том какой путь уже прошел этот вид искусства.

Мне представилась возможность выполнить творческую работу в технике, которая вдохновила меня. Те знания, умения и навыки, которые были мной приобретены в процессе работы над проектом помогут мне на моем творческом пути.

Батик объединил в себе особенности и художественные приемы многих изобразительных искусств, таких как графика, акварель, витраж, пастель, мозаика.

Удивительно, что искусство росписи тканей, которое столь популярно в наши дни, зародилось свыше двух тысяч лет назад. Сейчас батик только набирает обороты. За счет своей многоплановости, он становится доступен множеству современных людей.

Современный батик, хоть и сохраняющий традиции, несет линейное изображение листьев, цветов и птиц. Такой батик обычно зависит от воли дизайнера, а не методических рекомендаций для традиционных мастеров батика. Заметно это так же по цветовой гамме, используемой современными дизайнерами. Мастера уже не зависят от традиционных красок, ведь химические краски способны дать любой цвет и оттенок, который им нужен.

Дизайнеры моды смело представили батик на мировых подиумах моды. Они многое сделали для того, чтобы продвинуть батик в его традиционных и современных формах.

При сохранении процесса разработки батика на протяжении ста лет, методы все же прогрессируют, что показывают последние десятилетия. По традиции продаваемый батик был 2,25 м в длину и из него шили традиционные одежды кэин, панжан и саронг. В настоящее время батик используется не только в производстве одежды, но и в изготовлении мебельной обивки, холщевых панно на стены, скатертей и других аксессуаров интерьера (см.пр.23-25). Техника батика распространена среди многих известных художников, делающих батик для дома и офисов.

Введение:

Глава I Краткие сведения из истории росписи тканей;

1.1 Развитие набойки

1.2 Искусство батика

Глава II Технология выполнения батика

2.1 Оборудование, инструменты, материалы

2.2 Основные способы росписи тканей

2.2.1 Холодный батик

2.2.2 Горячий батик

2.2.3 Свободная роспись

Глава III Композиция

3.1 Колорирование

3.2 Спектр. Цветовой круг

3.3 Дополнительные цвета

3.4 Колорит

Глава IV Описание творческой части

4.1 Краткий экскурс в мир майя

4.1.1 Историческая панорама

4.1.2 Боги, символы и мифы

4.1.3 Искусство майя

4.1.4 Научные знания

4.3 Последовательность работы под композицией

Заключение

Литература

ВВЕДЕНИЕ

Тема моей дипломной работы «Затерянный мир майя. Батик». В выборе темы я руководствовалась двумя мотивами.

Во – первых, знакомясь с древними цивилизациями, я открывала для себя удивительную культуру майя, представляющую собой огромный сплав природных, этнических, культовых и эстетических начал. Дошедшие до нас памятники древнего искусства (о смысловом значении некоторых мы можем лишь догадываться) привлекают оригинального общего решения, необычностью типажей, яркой декоративностью, выразительной пластикой. В современном искусстве мы наблюдаем стремление художников использовать такие же принципы в создании декоративных композиций. Условный язык знаковых систем, символов часто встречается в различных видах декоративного искусства: монументальном, прикладном. Достаточно вспомнить композиции Бальчикониса, выполненные в стиле батика на тему «Солнца». Мне показалось интересным попытаться выразить свое восприятие культуры майя в творческой работе через систему культовых знаков и атрибутов.

Во – вторых, техника батика, очаровавшая меня графическими и живописными эффектами, была выбрана как способ, позволяющий наиболее выразительно воплотить собственный замысел.

Цель работы: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани.

Основные задачи:

Собрать текстовый и иллюстративный материал «Мир мяйя» и «Батик»;

Освоить основные приемы росписи ткани;

Выполнить творческую композицию.

Исходные данные: В.А. Барадулин «Основы художественного ремесла».

Состав работы: теоретическая часть изложена в пояснительной записке, практическая представлена в приложениях.

В пояснительную записку включены: введение, четыре главы, заключение и литература.

В первой главе освещаются основные виды росписи и печатных рисунков, краткие исторические сведения о них.

Во второй главе дается описание техники выполнения ручной художественной росписи.

Вначале приводится перечень необходимых материалов и инструментов. Из способов художественной обработки ткани я останавливаюсь на холодном и горячем батике, свободной росписи, т.к. предполагалось вначале возможное использование этих способов при выполнении практической работы.

В третью главу я включила рекомендации Барадулина и Танкус по композиции и колорировании при оформлении текстильных изделий. Они представляются мне полезными и интересными для всех, начинающих работать с декоративным текстилем. Свои суждения авторы основывают практикой, сложившейся в творчестве народных мастеров кружевоплетения, ковроделия, узорного ткачества.

В четвертой главе я основываю практическую часть своей работы: прилагаю перечень приложений, содержание творческой композиции со ссылкой на сведения о культуре майя, на которые я опиралась, выполняя панно. «Затерянный мир майя».

Новизна работы заключается в представлении собственного варианта творческой композиции, выполненной по мотивам книги. «Затерянный мир майя» в технике батика.

Глава I КРАТКИЕ СВЕДЕНИЯ ИЗ ИСТОРИИ РОСПИСИ ТКАНЕЙ

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о полу­чении цветных декоративных эффектов на тканях встреча­ются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с при­менением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подле­жащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий со­став (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка.

Все эти способы получили название батик. Происхожде­ние и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гра­вировать», «писать», «рисовать».

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тка­нях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов - так называемых набоек (от сло­ва «набивать», когда смоченную краской резную доску на­кладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей пропечатки рисунка).

1.1. Развитие набойки.

Особенно широко искусство набойки было развито на Руси. Русская набойка украшала крестьянскую одежду, ска­терти, сарафаны и рубахи. В Историческом музее и Музее народного искусства (Москва), в Эрмитаже и Русском музее (Ленинград), в музеях Иванова, Горького, Ярославля, Загор­ска, Костромы и других городов хранится множество прекрасных образцов этого вида народного искусства, датиро­ванных XVII-XIX вв. Там можно увидеть ткани, а также сами резные доски, с которых печатались рисунки.

Оба описанных способа украшения тканей существуют до сих пор.

Старинная русская набойка по своим техническим прие­мам была очень близка батику - разогретый резерв (различ­ные смеси пчелиного воска, смол и других компонентов) наносился вручную на ткань при помощи так называемых квачей (тампонов), штампиков или резных досок. После за­стывания резерва ткань опускали в чан, как правило, с си­ней краской - индиго. По окончании процесса крашения ткань просушивали, удаляли резерв, после чего на синем фоне оставался белый узор. Чан, в котором окрашивалась ткань, назывался кубом; отсюда и способ этот получил на­звание кубовой набойки.

Нередко наносили масляной краской ярко-красный горох. Эти ткани использовались главным образом для шитья сара­фанов, а нередко и мужской одежды.

Позднее, в конце XVII в., научились выполнять так на­зываемую белоземельную набойку. Рисунок в этом случае печатался резными досками по неокрашенной ткани. Коли­чество досок соответствовало количеству цветов, образующих рисунок. Резной узор на досках часто дополнялся металличе­скими вставками в виде гвоздиков без шляпок, печатавших «мелкий горох», или металлических полос, изогнутых соот­ветственно рисунку, при помощи которых узор обогащался тонким контурным рисунком, придающим ткани изящество.

Полотна, украшенные описанным выше способом, приме­нялись не только в костюме, но и в интерьере.

В конце XIX - начале XX в. набивные ткани изготовля­лись на фабриках и широко использовались не только в сель­ском, но и в городском интерьере. Рисунки стали разнооб­разнее и богаче по цветовой гамме. Приобрели известность великолепные ивановские и костромские набойки.

Мастера-рисовальщики и граверы на протяжении много­векового пути развития набойки отбирали и отшлифовывали узоры, главным украшающим мотивом которых становились цветы и листья. В каждом растении эти мастера умели найти главную декоративную характеристику, прорисовать и сколорировать узор таким образом, что он сливался воедино с тканью, не разрушая ее плоскости.

В декоративных набойках нередки были изображения сцен деревенской и городской жизни, птиц и зверей. Поражает мастерство рисовальщиков и граверов, создававших декора­тивные композиции, необычайно слаженные, ритмичные, где даже фон между элементами орнамента воспринимался как узор. Поэтому так настоятельно мы рекомендуем изучать

старинные образцы набойки, без постижения декоративных закономерностей которых, по существу, невозможно овладеть искусством украшения тканей.

1.2. Искусство батика.

В нашей стране художественная роспись тканей существу­ет примерно с 30-х гг. XX в. и за время своего существова­ния получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом из­делия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и дет­ских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.

Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно-прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса.

Как и все виды декоративно-прикладного искусства, тек­стиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала.

Основным принципом оформления текстиля можно на­звать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов. Платок или косынка, повя­занные на голову, вокруг шеи или накинутые на плечи, ни своим композиционным членением, ни трактовкой рисунка не должны нарушать естественной округлости головы или плавных линий шеи и плеч, кроме того, ткань может соби­раться в складках, и элементы орнамента зачастую не могут сохраниться в своем первоначальном виде. Таким образом, увлечение передачей пространства противоречит задачам создания композиции на плоскости. Столь же неверным прие­мом будет и иллюзорное изображение на легкой прозрачной ткани узоров вышивки, ткачества, резьбы по дереву, где ясно прослеживается стремление передать переплетение ни­тей и выпуклости швов или объем деревянной резьбы. Это всегда будет выглядеть дешевой и ненужной подделкой.

Техника батик. Созданием рисунков на ткани люди занимались с незапамятных времён. Разнообразные техники росписи материи были известны в древней Японии, Шумере, Шри-Ланке, Перу, в африканских странах и на Индокитае.
Однако, родиной батика современном понимании этой техники) принято считать индонезийский остров Ява. Мастера острова достигли небывалых высот и изыска в окрашивании тканей, и в очень короткие сроки данное ремесло превратилось в настоящее искусство.

На создание одного уникального полотна могли уходить месяцы, а иногда и целые годы из-за многоступенчатого этапа подготовки материи (вымачивания, кипячения, отбеливания) и продолжительного процесса окрашивания (нанесения воска, окраски, сушки – повторяющиеся для каждого цвета). Поэтому первоначально одежду, покрытую такими узорами, позволяли себе носить исключительно аристократы. Имея много свободного времени, они с увлечением занимались росписью тканей, постепенно привлекая к этой кропотливой и трудоёмкой работе своих слуг.

Яванские мастера, как правило, использовали хлопковые ткани и передавали секреты своего ремесла из поколения в поколение, причём узоры в разных семьях существенно отличались друг от друга. Выполненные рисунки могли носить самую разнообразную тематику, от геометрических узоров и растительных орнаментов до различных мифологических сюжетов с изображением богов и фантастических птиц. Вообще на северном побережье используют более светлые тона красок, нежели в центральной части острова. Достоверно известно, что по рисункам можно было определить кастовую принадлежность человека и категорически запрещалось повторять королевские орнаменты.

Каждая девушка в своём приданном должна была обязательно иметь вещи, изготовленные в технике батик , например настенные панно, занавеси, красочные материи, предметы гардероба. Даже на сегодняшний день у жителей Явы одежда из расписанных вручную тканей пользуется огромной популярностью и в своём большинстве она изготавливается в коммерческих целях.


Хотя мастера острова Ява и считаются основоположниками техники батик , тем не менее, самые первые упоминания о раскрашивании материи можно обнаружить в древних китайских текстах датируемых приблизительно 2500 годом до н.э. Художники наносили тушью на шёлковую ткань изображения бабочек, птиц и прекрасных цветов, рисовали бытовые сценки и воздушные удивительные пейзажи.

Именно из Китая вместе с шёлком батик распространился повсеместно. Великий Шёлковый путь принёс лёгкую и нежную ткань, ценящуюся на вес золота сначала в Японию и Центральную Азию, а уже затем в Индию и на Ближний Восток. В современном Китае созданием батика занимаются в основном этнические группы, живущие возле юго-западной границы. Они изготавливают уникальные вещи, сочетающие в себе батик, аппликацию и вышивку.

Примерно в 7-8 веках батик из Китая экспортировался в Японию. По сей день в музее в Нара сохранились образцы шёлковых ширм выполненных в технике батик , период изготовления которых относится к началу 8 века. С помощью кимоно, являющегося традиционной японской одеждой, человек мог обозначить свой статус в обществе. Этот фактор способствовал развитию разнообразных декоративно-прикладных искусств, в том числе и батика. Часто применялась узелковая техника окрашивания, которая заключалась в завязывании на ткани определённо расположенных узлов и уже после этого опускании материи в красильный раствор. Также с начала 9 века стали использовать трафареты и производить окрашивание со специальным защитным составом.

Несмотря на то, что в Индии на художественных полотнах можно увидеть расписанные одеяния, напоминающие технику батик, однако образцов, достоверно свидетельствующих об этом, обнаружено не было. В этих местах расцвет индустрии батика пришёлся на 17-18 века. Использовалась хлопковая ткань, на которой сочеталось ручное раскрашивание с рисованием воском. Существует мнение, что именно из Индии раскрашивание тканей пришло на остров Ява, а уже там трансформировалось в настоящий батик.

В 17 веке после того, как Ява становится колонией Голландии, батик начинает импортироваться в страны Европы. Впоследствии европейцы изобрели электрический прибор батик-штифт, который позволял хранить воск в расплавленном состоянии. Вскоре Жозе-Мари Жаккар в 1801 году создал автоматический станок, использующий специальные перфокарты с заложенными ткацкими программами. Благодаря этому станку стало возможным изготавливать ткани с созданными художниками рисунками и техника батика перешла на новый уровень. К 1830 году в Швейцарии и Англии были открыты фабрики специализирующиеся на производстве имитаций батика. Но после возникновения определённых технических трудностей в Голландию были привезены яванские мастера для обучения европейцев всем премудростям техники батик . В свою очередь голландские представители направились в Индонезию для формирования специализированных государственных кооперативов.

Самая большая популярность к батику в Европе пришла лишь в конце 19 века. Постепенно навыки изготовления традиционного батика канули в лету и на смену им пришли технологические методы. В это же время японцы под натиском конкуренции Запада придали производству батика массовый характер. Они разработали специальный медный штамп – “колпак” для нанесения воска на ткань. Подобные штампы по сей день используются на Яве.


В наше время вещи , расписанные в технике батик , пользуются большой популярностью. Мастера в качестве рабочего материала наиболее часто используют прочную игривую шёлковую ткань. Шёлковые полотна батика при бережном отношении могут храниться несколько сотен лет. Современные техники создания батика вобрали в себя художественные приёмы мозаики, графики, акварели, . Для упрощения процесса созидания производят множество специальных средств позволяющих даже новичкам с успехом заниматься и оформлением ткани.

Как мне кажется, прежде, чем начинать заниматься рисованием по ткани не имея опыта, стоит попробовать что то попроще, проверить свои силы. Прекрасным подспорьем могут стать картины по номерам (http://iteso.ru/), которые за короткое время обрели популярность среди начинающих художников-любителей, особенно тех, кто рисует не профессионально, но это является для них увлекательным хобби.

Творческих Вам успехов!

Предлагаем Вашему вниманию Модульные картины для украшения интерьера, если рисование батиком у Вас не пойдет.