РН «Ariane-5» перед запуском

Ariane 5 ) - европейская тяжёлая семейства , предназначена для выведения полезной нагрузки на (НОО ) или (ГПО ). Производится Европейским космическим агентством (ЕКА ), основной подрядчик - European Astrium Space Transportation (EADS ). Ракета продвигается на рынке компанией Арианспейс. Запуски происходят с во Французской Гвиане. РН «Ариан 5» является основной ракетой-носителем ЕКА и останется таковой по крайней мере до 2023 года, когда должны начать полеты ракеты . Только за период 1995-2007 гг., Арианспейс разместила заказы на 99 РН в EADS, было произведено 43 запуска, из которых 39 успешных.

Разработка «Ариан 5» заняла 10 лет, стоила 7 млрд долларов США и предназначалась для замены ракеты-носителя ЕКА «Ариан-4». Первоначально существовали планы использовать её для запусков «Гермес», однако этот проект был отменён и сейчас «Ариан 5» применяется только в непилотируемом варианте. Использование разных вариантов контейнеров полезной нагрузки позволяет одновременный запуск двух-трёх спутников и размещение до восьми микроспутников. Ракета-носитель использовалась для снабжения (МКС ) с помощью автоматических грузовых кораблей.

Конструкция

Схема устройства РН «Ариан 5 ECA»

Криогенная основная ступень

Первая криогенная ступень «Ариан 5» называется EPC (фр. Étage Principal Cryotechnique ) и состоит из большого - 30,5 метров высотой - бака с двумя отделениями (одно для 130 тоннжидкого кислорода и одно для 25 тонн жидкого водорода) и ЖРД «Вулкан» в основании, который имеет тягу 113,6 тс (1 114 кН) на уровне моря. Сухая масса первой ступени составляет 15 тонн. В варианте «Ариан 5 ECA» используется модифицированный ЖРД Вулкан 2 с тягой 136,6 тс (1 340 кН).

Твердотопливные ускорители

Два твердотопливных ускорителя ARP (фр. Les Étages d’Accélérations à Poudre ) присоединяются по бокам и обеспечивают основную тягу при старте ракеты-носителя. ТТУP238 (P241 в случае «Ариан 5 ECA») весит 277 тонн и развивает тягу 630 тс (6 470 кН). В отличие от боковых ускорителей космического челнока, твердотопливные ускорители после отсоединения падают и теряются в океане, но и как в случае с челноком, в принципе могут опускаться на парашютах в воду для их повторного использования. Спасение ТТУ после запуска осуществлялось несколько раз для послеполётных исследований ускорителей. Повторное использование в настоящее время не предусмотрено. Спасение отработавшего ТТУпроизводилось после первого полёта варианта РН «Ариан 5 ECA». До этого полёта последняя такая попытка была проделана в 2003 году.

Разгонные блоки

Вторая ступень расположена выше первой и ниже контейнера полезной нагрузки. Вариант РН«Ариан 5 G» использует EPS (фр. Étage à Propergols Stockables ), в которой применяются компоненты топлива несимметричный диметилгидразин (гептил) и N2O4, в то время как вариант РН «Ариан 5 ECA» использует ESC (фр. Étage Supérieur Cryotechnique ) с компонентами LH2/LOX.

Модификации и будущее развитие

Варианты ракеты-носителя

  • Первоначальная версия РН «Ариан», называется 5G (Generic ) со стартовой массой 737 тонн. Масса полезной нагрузки, выводимая на ГПО этим вариантом ракеты-носителя, была изначально заявлена равной 5 970 кг, но была увеличена после испытательных полетов до 6 200 кг.
  • РН «Ариан 5G+» оснащена модернизированной второй ступенью, которая обеспечивает вывод на ГПО 6 950 кг груза и использовалась три раза в 2004 году.
  • РН «Ариан 5GS» пришла на замену «5G+» в 2005 году. Имеет те же ТТУ EAP , что и более поздний вариант «Ариан 5 ECA», также оснащена модифицированным двигателем первой ступени Вулкан 1B. Она способна выводить на ГПО 6 100 кг.
  • РН «Ариан ECA» (Evolution Cryotechnique type A ) может вывести на ГПО два спутника общей массой 10 000 кг или один спутник массой 10 500 кг. Этот вариант использует двигатель первой ступени Вулкан 2 и вторую ступень ESC-A (фр. Etage Supérieur Cryogénique-A ), которая оснащена ЖРД HM7-B массой 2 100 кг, общая масса криогенного топлива (LH2/LOX) составляет 14 000 кг. Вторая ступень, которая ранее использовалась в качестве третьей ступени РН«Ариан-4», в «Ариан ECA» имеет изменённые баки в целях сокращения длины. Переработанный ЖРД Вулкан имеет более длинное и эффективное сопло и более эффективный топливный цикл. Изменённое соотношение топливных компонентов потребовало изменения длины баков первой ступени. Также ТТУ EAP были облегчены использованием нового способа сварки и заполнены бо́льшим количеством топлива. Вторая ступень ESC-A не улучшает показатели РН«Ариан ECA» по выводу груза на НОО по сравнению с вариантом «Ариан 5G», поэтому последняя модификация не будет использоваться для вывода автоматического транспортного корабля ATV.
  • РН «Ариан ES-ATV» (Evolution Storable ) используется для запуска автоматического транспортного корабля ЕКА с использованием блока второй ступени EPS версии РН «Ариан G». Первый запуск был осуществлён 04:03 GMT 9 марта 2008 года.

Повторное зажигание второй ступени

Блок EPS обладает способностью повторного зажигания, которое демонстрировалось дважды. Первый раз это было осуществлено в ходе полёта V26 , дата старта 5 октября 2007 года. Повтор зажигания был осуществлён исключительно в целях испытания двигателя и производился уже после вывода на расчётную орбиту ПН. Первое рабочее использование возможности повторного зажигания в целях выполнения программы полёта произошло 9 марта 2008 года, когда два включения ступени были осуществлены для вывода ATV (Automated Transfer Vehicle ) ЕКА на промежуточную орбиту сближения с МКС.

Возобновлено развитие РН «Ариан 5 ECB»

Планировалось, что модификация ECB будет иметь верхнюю ступень ESC-B , использующую двигатель Винчи, ЖРД с циклом фазового перехода. Предполагалось увеличить доставляемую на ГПО ПН до 12 000 кг, но проект был отложен из-за бюджетных сокращений.

В декабре 2005 года на конференции ЕКА в Берлине не было принято решения о возобновлении или отмене этого проекта. ЖРД Винчи, который предназначен для второй ступени, всё ещё разрабатывается, хотя и меньшими темпами, чем раньше. 25-26 ноября 2008 года на совете министров ЕКА было достигнуто соглашение по финансированию модернизированной второй ступени.

Твердотопливная ступень

Работы по ТТУ EAP продолжаются в рамках проекта ракеты-носителя «Вега» Первая ступень этой ракеты-носителя - двигатель P80 - более короткая версия ТТУ EAP , с корпусом из графитоэпоксидного волокна, которое гораздо легче стального корпуса. Сопло также выполнено из композитов с увеличенным коэффициентом расширения для улучшения эффективности. Управление вектором тяги электромеханическое, что позволяет уменьшить вес по сравнению с гидравлическим управлением.

Эти усовершенствования, вероятно, найдут своё отражение в РН «Ариан 5». Интеграция версии РН ESC-B с усовершенствованиями ТТУ и модифицированным ЖРД Вулкан должны позволить вывод 27 000 кг на низкую опорную орбиту.

Запуски ракеты-носителя «Ариан 5»

Запуск 34-го РН Ариан 5 в Гвианском Космическом центре.

Первый испытательный полёт Ариан 5 состоялся 4 июня 1996 года и был неудачным. Ракета-носитель была подорвана на 34 секунде полёта по причине неисправности в управляющем программном обеспечении, которая считается самой дорогостоящей компьютерной ошибкой в истории. Конвертация данных из 64-разрядного числа с плавающей запятой в 16-разрядное привела к зависанию компьютера. Процедура на языке Ада, обрабатывающая эту исключительную ситуацию, была исключена из соображений сохранения производительности системы.

Второй испытательный полёт (V-101), 30 октября 1997 года был частичной неудачей по причине проблем с управляемостью сопла двигателя первой ступени Вулкан. Вторая ступень отработала успешно, но не смогла достичь планируемой . Следующий полёт 21 октября 1998 года был успешным, и первый коммерческий запуск был произведён 10 декабря 1999 года - была выведена на орбиту .



Аварийная комиссия, расследовавшая происшествие с ракетой-носителем «Ariane 5» 25 января, опубликовала результаты своей работы на прошлой неделе. Причина оказалась до смешного и обидного простой, а так же очень поучительной - изменяя стандартное полетное задание из-за особенных требований миссии, забыли поправить азимут, и совершенно исправная ракета полетела в сторону от требуемого маршрута.

Старт РН «Ariane 5», фото Arianespace

Хроника событий и последствия

Ракета Ariane 5 с двумя телекоммуникационными спутниками Al Yah 3 и SES-14 стартовала 25 января в 22:30 UTC. По трансляции казалось, что полет проходит нормально, но на десятой минуте в ней перестали отображаться данные телеметрии с ракеты. Ведущий трансляции этот факт не стал никак комментировать, поэтому остановка трансляции на 38 минуте и сообщение об аномалии спустя час стали неприятным сюрпризом. Еще примерно час ушел на поиск спутников. Наконец выяснилось, что спутники находятся на орбите, но с бОльшим на 20° наклонением.


Примерный трек полета, схема пользователя Чебурашка форума журнала «Новости космонавтики»

Уже в первые сутки по общедоступной информации - трансляции запуска и видео полета ракеты, снятого с земли, стало ясно, что Ariane 5 по какой-то причине летела примерно на 20 градусов южнее (правее) правильного курса. Телеметрия действительно пропала, и произошло это из-за того, что для станций приема данных с ракеты она скрылась за горизонтом. Ответить на вопрос, почему это произошло, могла только аварийная комиссия.

Тем временем спутники начали движение с геопереходной на геостационарную орбиту. Оснащенный химическими и электрическими двигателями Al Yah 3 движется быстрее, чем SES 14 только с электрическими двигателями.


Средняя высота орбиты растет,


А наклонение падает,

К сожалению, топлива для выхода на геостационарную орбиту придется потратить больше, чем по начальным оптимистичным расчетам. На исправление только неправильного наклонения потребовалось бы всего 165 м/с, но Ariane 5 вывела спутники на такую орбиту, где апоцентр и перицентр не находятся на экваторе (а это нормальной геопереходной орбите). Из-за естественной прецессии орбиты они бы со временем там оказались, но пришлось бы ждать примерно до сентября. Судя по тому, что спутники начали движение, нашли какое-то решение лучше, чем ждать восемь месяцев, но на исправление этой проблемы придется потратить до 1100 м/с.

Результаты и вопросы

Опубликованные выводы комиссии говорят о том, что ракета была полностью исправна, но выполняла неверное полетное задание. Из-за «специальных требований» миссии азимут для инерциальной навигационной системы должен был быть установлен в 70° вместо обычных 90°. Но этого не сделали, а предстартовые проверки не выявили ошибки. Увы, пресс-релиз слишком коротко описывает причину (буквально пара строчек после восхваления исправности ракеты и перед заверениями, что такого больше не повторится), поэтому придется поискать дополнительную информацию и пояснить, что имелось в виду.

Также очень печально, что отчет аварийной комиссии ни слова не говорит о поведении операторов аварийного прекращения полета (RSO). С одной стороны, ракета действительно была исправна. С другой, она летела по очевидно неверному курсу, который был за рамками разрешенных и проходил всего в паре километров от густонаселенного города. И мы не можем сказать - получали ли RSO недостаточную информацию, сумели ли быстро оценить ситуацию и сделать вывод, что ракету не нужно подрывать, или же просто не смогли вовремя отреагировать. Лично мне первый вариант кажется маловероятным - неисправная система управления может информировать о «правильном» направлении полета, поэтому логичны системы внешнего контроля. А из последних двух вариантов, как мне кажется, более вероятен последний. Маловероятно, что люди в условиях стресса могут быстро оценить последствия ошибки курса в 20°, и здесь логично использовать простые алгоритмы - «если летим не туда, то прекращаем полет».

Заключение

Всего через два месяца после аварии российского «Фрегата» Arianespace умудрилась устроить происшествие по - в конструкцию и план полета вносится изменение, порождающее ошибку, которая не отлавливается существующими проверками, и совершенно исправная техника создает проблемы. И произошедшее наглядно показывает, что в космонавтике нельзя расслабляться - 15 безаварийных лет и 83 пуска (всех версий Ariane 5) не обеспечивают надежность сами по себе. Даже хуже - произошедшего показывает, что расслабились все, даже службы связи с общественностью. Но, как ни парадоксально, и в таком происшествии можно найти позитивные стороны - в 2019 году Ariane 5 должна будет запустить телескоп James Webb стоимостью 9 миллиардов долларов. А после аварии бдительность людей на время повышается.


РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ ARIANE-5 (ЕВРОПА)

BOOSTER OF ARIANE-5 (EUROPE)

24.08.2015
Тяжелая ракета-носитель Ariane-5 успешно вывела 21 августа на запланированные орбиты два телекоммуникационных спутника. Это был уже четвертый старт этой модели ракеты с космодрома Куру во Французской Гвиане.
На борту ракеты находились два спутника связи – Eutelsat 8 West B и Intelsat 34. Первый из них создан по заказу компании Eutelsat и предназначен для ведения прямого телевизионного вещания в форматах высокой четкости и сверхвысокой четкости на зоны Северной Африки и Ближнего Востока. Также он будет обеспечивать телекоммуникационными услугами африканский континент и восток Южной Америки.
Спутник Intelsat 34, принадлежащий корпорации Intelsat, предназначен для телекоммуникационного обеспечения работы средств массовой информации, фирм и предприятий. Его каналами смогут пользоваться различные СМИ Латинской Америки.
ТАСС

12.11.2015
Европейский носитель тяжелого класса ракета Ariane 5, стартовавшая в среду ночью с космодрома в Куру (Французская Гвиана), успешно вывела на промежуточные орбиты два спутника связи.
Об этом сообщил в репортаже, организованном корпорацией Arianespace из центра управления полетом в Куру глава компании Стефан Исраэль. По его сведениям, на рабочие орбиты спутники с помощью своих апогейных двигателей перейдут в начале будущей недели.
На геостационарных орбитах теперь находятся два новых спутника. Это аппарат ARABSAT-6B (BADR-7) созданный корпорациями Airbus Defence end Space и Thales Alenia Space по контракту с крупнейшим оператором спутниковой связи ARABSAT (Саудовская Аравия). Он является «первенцем» в шестом поколении спутников ARABSAT и предназначается для обеспечения радио- и телевещания, высокоскоростного интернета и телефонной связи для регионов Ближнего Востока, Африки и Центральной Азии. На орбите ему предстоит работать не менее 15 лет.
Спутник GSAT-15 принадлежит Индийскому космическому агентству (ISRO). Он предназначен для телекоммуникационной поддержки как навигационных услуг, так и работы аварийно-спасательных и срочных медицинских служб на индийском субконтиненте. Также он будет использоваться для прямого спутникового телевещания на территорию Индии.
Нынешний пуск стал уже десятым успешным запуском ракет с космодрома в Куру. Как сообщил Стефан Исраэль, в этом году предстоят еще два пуска – в декабре с территории Французской Гвианы стартуют легкая ракета «Вега» и российский носитель «Союз».
ТАСС

28.01.2016


С космодрома Куру во Французской Гвиане стартовала ракета-носитель Ariane 5 со спутником Intelsat 29e. Об этом сообщает корпорация Arianespace.
Intelsat 29e - спутник связи массой 6552 килограмма, 56-й по счету аппарат этого семейства, запущенный Arianespace. Он будет обеспечивать широкополосный доступ, мобильную и стационарную телефонную связь.
Зоной действия спутника, размещающегося на геостационарной орбите, будут страны Америки и область Северной Атлантики (для морских и воздушных судов).
Лента.ру

07.10.2016
Ракета-носитель Ariane-5 успешно стартовала в среду с экваториального космодрома «Куру» во Французской Гвиане, сообщает компания-оператор космодрома Arianespace.
Запуск был осуществлен в 17.30 (23.30 мск).
По данным Arianespace, ракета-носитель должна вывести на орбиту два спутника связи, один из которых - Sky MusterTM II - принадлежит австралийскому оператору National Broadband Network, другой - GSAT-18 - Индийской организации космических исследований (национальное космическое агентство).
Первоначально запуск ракеты-носителя был запланирован на 4 октября, но его перенесли на сутки из-за неблагоприятных погодных условий.
В 2016 году это восьмой запуск с космодрома «Куру», в том числе пятый для Ariane-5.
РИА Новости

24.12.2016


Ракета-носитель тяжелого класса Ariane-5 успешно стартовала в четверг с космодрома в Куру (Французская Гвиана) с двумя спутниками связи на борту. Об этом сообщил французский Национальный центр космических исследований (CNES) на своей официальной странице в сети микроблогов Twitter.
Ariane-5 должен вывести на геостационарную орбиту телекоммуникационный спутник Star One D1, принадлежащий частной компании Embratel Star One, одному из крупнейших операторов связи в Латинской Америке. Аппарат предназначен для обеспечения телекоммуникационных услуг, теле- и радиовещания в зоне Латинской и Центральной Америки, а также в бассейне Карибского моря.
Ракета-носитель также доставит на орбиту японский спутник JCSAT-15, который, помимо телекоммуникационных услуг, будет выполнять задачи по обеспечению морской и авиационной связи в регионе Индийского океана и Океании. Этот аппарат станет уже 18-м по счету спутником, который корпорация Arianespace, занимающаяся коммерческим использованием ракеты Ariane, запускает по заказу азиатского лидера в сфере спутниковых коммуникаций, японского оператора Sky Perfect JSAT.
Оба аппарата произведены американской компанией Space Systems Loral, являющейся одним из мировых лидеров в области построения геостационарных спутников связи и космических систем. Спутники созданы на разработанной корпорацией платформе SSL 1300.
ТАСС

17.02.2017


Первый в 2017 году запуск ракеты-носителя Ariane-5 со спутниками на борту с космодрома Куру во Французской Гвиане прошел успешно.
Старт ракеты состоялся в 18.39 местного времени вторника 14 февраля (00.39 среды мск).
Задачей этого пуска является выведение на орбиту двух телекоммуникационных спутников: SKY Brasil-1 и Telkom 3S.
SKY Brasil-1 станет десятым спутником, запущенным Arianespace для оператора AT&T/DIRECTV, осуществляющего вещание в странах Латинской Америки.
В свою очередь спутник Telkom 3S принадлежит индонезийской компании Telkom Indonesia и также будет служить на благо телевещания в Юго-Восточной Азии – в Индонезии и части Малайзии.
РИА Новости

11.05.2017


Запуск европейской ракеты-носителя тяжелого класса Ariane-5 успешно произведен с космодрома в Гвианском космическом центре (ГКЦ). Об этом сообщили в компании Arianespace, которая обслуживает коммерческие старты с этой площадки в Гвиане.
На орбиту ракета успешно вывела два телекоммуникационных спутника. Общая масса полезной нагрузки составила 9,41 т.
Первый аппарат – геостационарный спутник стратегической связи SGDC массой 5,73 т для бразильского оператора Telebras, работающего по государственному заказу. Он имеет двойное назначение – военное и гражданское – и предназначен, в частности, для использования бразильскими вооруженными силами и правительственными структурами.
Второй аппарат – KOREASAT-7 массой 3,68 т, запущенный по заказу южнокорейского оператора связи ktel. Спутник призван обеспечить передачу сигнала для видеотрансляций, передачи данных, доступа в интернет и других телекоммуникационных сервисов. Зона его охвата – Южная Корея, Филиппины, Индокитайский полуостров, Индия и Индонезия.
Нынешний запуск Ariane-5 с космодрома в Гвианском космическом центре – второй по счету в этом году и 78-й успешный старт подряд для этого семейства ракет. Первоначально запуск был запланирован на 21 марта, однако с тех пор он постоянно откладывался из-за бессрочной всеобщей забастовки, объявленной во Французской Гвиане в минувшем месяце. Забастовщики, в частности, на несколько недель перекрыли въезд на территорию центра, и снять блокаду удалось лишь 22 апреля – только после этого космодром смог вернуться к работе в штатном режиме и возобновить подготовку отложенных запусков.
Из-за массового движения протеста в Гвиане был также перенесен и старт российской ракеты «Союз-СТ», которая должна была 4 апреля вывести на орбиту телекоммуникационный спутник для люксембургского оператора SES. Теперь этот запуск запланирован на 18 мая.
ТАСС

11.01.2018


Завершено формирование портфеля заказов на пуски единственной действующей европейской тяжелой ракеты Ariane 5. После производства последней партии из 10 таких носителей он выйдет из эксплуатации, сообщает BBC News.
Издание ссылается на слова генерального директора консорциума ArianeGroup Алена Шармо, который заявил, что получение портфеля заказов на пусковые услуги, предполагающие старт 10 ракет Ariane 5, достаточно для быстрого внедрения на рынок носителя Ariane 6.
Производство 10 Ariane 5 предполагает поступление европейским предприятиям более миллиарда евро. Новый носитель должен быть запущен не позднее середины 2020 года, полный отказ от старого запланирован на 2023-й.
Разработка Ariane 6, который окажется дешевле предшественника, вызвана необходимостью конкурировать со SpaceX на рынке коммерческих пусков. До завершения эксплуатации Ariane 5 должна стартовать еще 23 раза (с учетом портфеля на запуск 10 последних ракет).
Лента.ру

Ариан: Ариан семейство ракет носителей Европейского космического агентства. Ариан 1 Ариан 2 Ариан 3 Ариан 4 Ариан 5 Ариан река в России, протекает в Республике Башкортостан, Пермском крае … Википедия

Серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска искусственных спутников Земли, созданных Европейским космическим агентством. В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет носителей Ариан 1 207 т, Ариан 2 214 т, Ариан 3 233 т,… … Большой Энциклопедический словарь

- «АРИАН», серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска искусственных спутников Земли, созданных Европейским космическим агентством (см. ЕВРОПЕЙСКОЕ КОСМИЧЕСКОЕ АГЕНТСТВО) . В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет… … Энциклопедический словарь

А, муж.Отч.: Арианович, Ариановна; разг. Арианыч.Производные: Арианка; Аря; Яна.Происхождение: (Предположительно от др. евр. ’arie (’ari) лев.)Именины: 27 дек. Словарь личных имён. Ариан См. Арриан … Словарь личных имен

У этого термина существуют и другие значения, см. Ариан. Ариан 4 … Википедия

Серия 3 ступенчатых ракет носителей на жидком топливе для запуска ИСЗ, созданных Европейским космическим агентством. В эксплуатации с 1979. Стартовая масса ракет носителей «Ариан 1» 207 т, «Ариан 2» 214 т, «Ариан 3» 233 т, «Ариан 4» до 460 т … Энциклопедический словарь

Последователь Ария, пресвитера Церкви в Александрии в четвертом столетии. Тот, кто считает, что Христос есть сотворенное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя и великий и благородный человек, истинный адепт, сведущий во всех… … Религиозные термины

- (франц. Ariane) наименование семейства ракет носителей, созданных Европ. космич. агентством (ведущую роль играли Франция и ФРГ). В эксплуатации с 1979. Стартовая масса РН А. 1 207 т, А. 2 214 т, А. 3 233т, А. 4 до 460т, полезный груз при выводе… … Большой энциклопедический политехнический словарь

- … Википедия

- … Википедия

Книги

  • Я укушу... , Ариан Форнио. Повесть молодой французской писательницы Ариан Форниа - это блестяще написанный путеводитель по миру современных семнадцатилетних. Самое интересное, что сама Ариан является типичным…
  • Фэн шуй. Всеобъемлющая невидимая сила , Ариан Шанселор. Фэн-шуй - это древняя китайская наука о взаимодействии окружающего мира и человека и искусство создания гармонии между человеком и его окружением. Изучая фэн-шуй, наблюдая за тем, что нас…

ТАСС-ДОСЬЕ /Инна Климачева/. Ariane 5 ("Ариан-5") - европейская одноразовая ракета-носитель, входит в семейство Ariane (первый запуск состоялся в 1979 г.). Используется для вывода на околоземную орбиту средних или тяжелых космических аппаратов, может одновременно запускать два-три спутника и попутно до восьми микроспутников.

История проекта

Создана в 1984-1995 гг. Европейским космическим агентством (ЕКА; ESA), основной разработчик - Национальный центр космических исследований Франции (CNES). Участниками программы являются 10 европейских стран, стоимость проекта - 7 млрд долларов США (46,2% - вклад Франции).

В создании ракеты принимали участие около тысячи промышленных фирм. Основной подрядчик - европейская компания Airbus Defence and Space ("Эрбас дифенз энд спейс"; подразделение Airbus Group, "Эрбас груп", Париж). Маркетингом Ariane 5 на рынке космических услуг занимается французская компания Arianespace ("Арианспейс"; Эври), с которой ЕКА подписало 25 ноября 1997 г. соответствующее соглашение.

Модификации

Разработано несколько модификаций космического носителя. В 1996-2003 гг. осуществлялись запуски Ariane 5 G; в 2004 г. - Ariane 5 G+; в 2005-2007 гг. - Ariane 5 GS. В настоящее время эксплуатируются версии Ariane 5 ECA (первый запуск - в 2002 г.) и Ariane 5 ES (2008).
Ariane 5 ECA выводит на орбиту преимущественно телекоммуникационные спутники.
Ariane 5 ES в 2008-2014 гг. использовалась для запуска европейских автоматических грузовых кораблей типа ATV ("Эй-ти-ви"; всего осуществлено пять полетов кораблей, которые обслуживали Международную космическую станцию). В 2016-2018 гг. с помощью Ariane 5 ES планируется запускать аппараты европейской навигационной спутниковой системы Galileo ("Галилео").

С 2008 г. ведутся работы по созданию новой версии Ariane 5 ME с увеличенной грузоподъемностью - до 11-12 т (первый запуск может состояться в 2018 г.).

Характеристики

Ariane 5 представляет собой двухступенчатую ракету-носитель тяжелого класса. Длина - 52-53 м, максимальный диаметр - 5,4 м, стартовая масса - 775-780 т (в зависимости от конфигурации).

Первая ступень оснащена жидкостным ракетным двигателем Vulcain 2 ("Вулкан-2"; в первых трех модификациях ракеты использовался Vulcain), вторая - HM7B (для версии Ariane 5 ECA) или Aestus ("Аэстус"; для Ariane 5 ES). Vulcain 2 и HM7B работают на смеси водорода и кислорода, производятся французской компанией Snecma ("Снекма"; входит в группу Safran, "Сафран", Париж).

В Aestus используется долгохранимое топливо - тетраоксид азота и монометилгидразин. Двигатель разработан немецкой компанией Daimler Chrysler Aerospace AG (DASA, "ДАСА", Мюнхен).

Кроме того, к первой ступени крепятся два твердотопливных ускорителя (изготовитель - Europropulsion, "Европропелжн"; Сюрен, Франция; совместное предприятие группы Safran и итальянской фирмы Avio, "Авио"), которые обеспечивают более 90% тяги в начале пуска. В варианте Ariane 5 ES вторая ступень может отсутствовать при выводе полезной нагрузки на низкую опорную орбиту.

Запуски и инциденты

Запуски осуществляются с космодрома Куру во Французской Гвиане (офиц. название: Гвианский космический центр, Южная Америка). Стоимость одного пуска составляет порядка 140-150 млн долларов.

Первый испытательный пуск 4 июня 1996 г. завершился аварией: ракета разрушилась спустя 37 секунд полета из-за сбоя в работе бортового программного обеспечения.

В ходе второго запуска 30 октября 1997 г. преждевременно отключился двигатель первой ступени, в результате четырем выводимым европейским спутникам пришлось достигать нужной орбиты за счет собственных двигательных установок.

Частично успешным был также запуск 12 июля 2001 г. с европейским и японским спутниками: ракете не удалось вывести их на расчетную орбиту, позже аппараты самостоятельно поднялись на свои орбиты.

Вторая авария произошла 11 декабря 2002 г. при первом пуске версии Ariane 5 ECA: из-за нештатной работы двигателя первой ступени ракета отклонилась от курса и через три минуты взорвалась. Были потеряны два французских спутника связи.

Всего состоялось 85 запусков - 81 успешный, два аварийных и два частично успешных. В ходе предыдущего 27 января 2016 г. (28 января по московскому времени) ракета Ariane 5 ECA вывела на околоземную орбиту американский спутник связи Intelsat 29e ("Интелсат-29-и").

Перспективная ракета

На базе Ariane 5 разрабатывается ракета нового поколения - Ariane 6, ее первый запуск может состояться не ранее 2020 г.

Спутник

9 марта 2016 г. с космодрома Куру успешно осуществлен запуск европейской ракеты-носителя Ariane 5 ECA с французским спутником связи Eutelsat 65 West A ("Ютелсат-65-вест-а").

Eutelsat 65 West A - телекоммуникационный космический аппарат. Принадлежит международной организации спутниковой связи Eutelsat (Париж, Франция).

Изготовлен американской компанией Space Systems/Loral ("Спейс Системс/Лорал"; г. Пало-Альто, шт. Калифорния) на спутниковой платформе SSL 1300. Весит 6,5 т, срок активного существования - не менее 15 лет. Оснащен передатчиками C-, Ku- и Ka-диапазонов. Будет находиться на геостационарной орбите в точке - 65 градусов западной долготы.

Обеспечит телекоммуникационными услугами (широкополосный доступ в интернет, передача данных и видео и др.) территорию Центральной и Южной Америки. Через спутник Eutelsat 65 West A Бразилия будет вести трансляции с XXXI летних Олимпийских игр, которые пройдут в августе 2016 г. в Рио-де-Жанейро.