Интервью с основателями Setka и Look At Media Алексеем Амётовым, Екатериной Базилевской и Романом Худоноговым.

В закладки

Алексей Амётов

19 июля сооснователи платформы для управления контентом Setka объявили о том, что проект попал в программу нью-йоркского акселератора Friends of eBay. По окончании программы компания планирует привлечь посевные инвестиции от американских инвесторов.

Алексей Амётов: Он был молодежным, и кончились люди. Это то, о чем мы говорили выше. Сперва Look At Me был молодежным, потом стал более взрослым - для креативного класса.

FurFur в этот момент стал молодёжным, со странными историями про людей, которые делают странные вещи. Веселое молодежное издание. История в том, что нет молодежи - нет мультиков. Ты можешь продолжать публиковать классные вещи, но их некому читать.

Алексей Амётов: Эти люди говорят так: «Давай потратим чуть денег на трех Youtube-блогеров и трех блогеров в Instagram, и будет достаточно». Понятно, что все, кому меньше 20 лет, ходят в YouTube, Instagram и «ВКонтакте». Там они получают весь необходимый контент. Ходить на сайты для них странная вещь - это как для нас газету утром купить. Элегантный шаг, но бессмысленный.

Почему сооснователь Look At Media Василий Эсманов из компании?

Алексей Амётов: В какой-то момент решил, что в медиа он много вещей поделал и хочет попробовать другие вещи. Например, заняться стендапом - недавно у него было первое выступление.

Мы сохранили дружеские отношения, также он остался акционером компании, входит в совет директоров, но не занимается ежедневной работой. Кроме того, ему принадлежит крупная доля в Setka.

Василий Эсманов

У вас не возникало желания уйти из медиа?

Алексей Амётов: Постоянно возникает. Просто понимаю, что на самом деле люблю медиа. С 1998 года я в разном виде занимался ими, с перерывом на год, когда у меня была дизайн-студия. Мне нравится заниматься этим при всех рисках, низкой маржинальности и подводных камнях.

Хорошо сделанное медиа улучшает экосистему города и многие вещи. Мы видели, как The Village повлиял на Москву, как Wonderzine сейчас влияет на уровень общественной дискуссии, как Look At Me помог трансформироваться молодежи. Это приятное занятие.

Чем закончилась история с Федеральной налоговой службой, которая от Look At Media погасить задолженность в 7,2 миллиона рублей?

Алексей Амётов: Они уточнили сумму, она оказалось меньше. После этого они куда-то пропали. Налоговая несколько раз подавала в суд, суд возвращал документ. Я, честно, уже не помню. Пока они нас не беспокоят.

Вы были против paywall-модели монетизации изданий. Тогда какая модель монетизации работает лучше всего?

Алексей Амётов: Я очень люблю paywall, но в тех случаях, когда его можно использовать. Эта модель очень хорошо работает у «Актион-медиа » (журналы «Генеральный директор», «Коммерческий директор», «Главбух» - сайт) .

Роман Худоногов: То есть для тех медиа, где ты можешь конвертировать знания, которые ты получил, во что-то полезное, или благодаря которым ты узнаешь что-то раньше других. Мы же работали в сегменте lifestyle. Там не принято платить, как мне кажется.

Алексей Амётов: Во-вторых, медиа, представляющие общий интерес, не привлекают особенно много денег в России. Что там у нас есть? New Times, который почти закрылся. Есть Republic и «Дождь» - но у них не растет количество подписчиков: дошли до какого-то уровня и топчутся. У «Ведомостей» сейчас все плохо с подпиской, думают, что дальше делать.

При этом есть «Бюллетень кинопрокатчика» - подписка 8 тысяч рублей за восемь листов А4, скрепленных степлером. Это единственное профессиональное издание в области кинопроизводства. Считается, что на него надо подписаться.

В Европе у людей есть традиция платить за медиа, но они до сих пор бумажные газеты выписывают. Там paywall нормально работает. Есть New York Times, у которого большая база подписчиков, потому что есть традиция. Единственное медиа по подписке, которое круто работает - это ФБК (Фонд борьбы с коррупцией Алексея Навального - сайт) . Люди жертвуют, а они выпускают свои расследования и фильмы. Получается такой русский Netflix.

Что за последние годы изменилось на медиарынке с точки зрения рекламного взаимодействия?

Алексей Амётов: Сейчас очень много инвестиций идет в нативную рекламу, и фокус внимания сместился в эту сторону. Видеореклама сильно растет, и в нее тоже много инвестируют. В прошлом году наконец-то все поняли, что мобильным интернетом пользуется больше людей, чем десктопным.

Поэтому клиенты начали приводить в порядок мобильные сайты. К 2017 году мы пришли с хорошо работающим сформированным мобайл-направлением. Для нас это тоже важно, потому что много мобильного трафика и мы его продаем. У клиентов на мобильных сайтах все в порядке. В общем, все счастливы, мобайл хорошо работает. До этого несколько лет тяжеловато было.

Екатерина Базилевская: Наш подход к нативной рекламе - это не спрятанная реклама в статье, которая выглядит как редакционная. Это именно контент, который явно спонсорский, но который красиво сделан и передает ощущение бренда. Красиво сверстанный, классно структурированный контент - он повышает вовлечение аудитории. Пользователи смотрят, распространяют.

С точки зрения нативной рекламы это крайне важно. Для бренда важно получить не просто просмотры. Статья, которая выглядит как редакционная, дает большое количество кликов и просмотров, но сколько люди времени проводят с этой статьей, какой опыт получают - большой вопрос.

Если сейчас хорошо начинает работать видеоконтент, планируете развиваться в этом направлении?

Алексей Амётов: Да. У нас уже был опыт своего телевидения и радио. В сфере радио будет тренд на подкасты. В США BuzzFeed выпустил свой аудиоконтент под «умную» колонку Amazon Echo. У нас есть свой видеоотдел, сейчас будем его дальше наращивать. Там работает два человека, осенью будет четыре. В следующем году, думаю, шесть человек будет. Аудио мы начнем делать, если «Яндекс» своего голосового помощника, и все в России вдруг его массово купят.

2 сентября 2017, 10:38

Алексей Амётов родился в 1983 году в Караганде.

Амётов – сооснователь и ген.директор Look At Media. Начал работать в областной липецкой газете и вел программу на региональном телеканале, еще будучи школьником. Поступил в МГИМО, в первый раз был отчислен из-за зачета по французскому. В 2001-2003 годах был редактором службы новостей, корреспондентом отдела бизнеса и финансов Газеты.Ru, потом еще год занимал должность редактора отдела бизнеса в печатной «Газете». С 2004 по 2006 год работал в журналов Forbes и Newsweek. Вместе со старым знакомым и соседом по комнате в общежитии Василием Эсмановым основал медиахолдинг Look At Media, генеральный директор LAM – с 2007 года.

Личная жизнь. Женат, воспитывает дочь, если не ошибаюсь.

Вырезки интерью из разных источников :

А: Когда LAM начал разделяться, было ли рискованно выпускать новый проект? Если не ошибаюсь, начали вы с The Village. И вообще, как рождались ваши новые проекты?

А. Аметов: Да, сначала Village был отдельной рубрикой, а после мы заметили его популярность и сделали из него самостоятельный ресурс. Wonderzine мы решили запустить для девушек, которые не любят читать глянцевые журналы. С Furfur была вообще интересная история: наши ребята дизайнеры захотели завести мужской блог, у них в офисе на стене висели постоянно какие-то постеры, девушки, мотоциклы. И мы предложили тогда им сделать из этого мужской интернет-журнал, получилось очень даже неплохо. Наверное, наш успех в том, что каждый у нас делает то, что любит.

А: Нет боязни, что один ваш ресурс начнет затмевать по популярности другой?

А. Аметов: Мы считаем, что лучше пусть один наш сайт затмевает другой, нежели другие конкуренты будут забирать нашу аудиторию. Мы понимаем, что у каждого проекта своя аудитория, которая где-то и пересекается, но это нас не пугает.

А: Как вашим ресурсам удается быть уникальными? Например, Wonderzine не перекликается с другими женскими порталами, а Furfur c GQ.

А. Аметов: У нас изначально была задача сделать что-то оригинальное. Наверное, особенность в редакционной политике. Мы выбираем людей, которые подходят нам культурно и стилистически. И очень четко стараемся придерживаться заданного нами формата.

А: А вот когда в 2008 начался кризис и многих хороших авторов сокращали, а вы вложили все свои личные сбережения в проект и команду – не было рискованно и страшно?

А. Аметов: Было волнительно. Но, а чего бояться? Деньги такая вещь: появляются и исчезают.

А: У тебя лично, какое отношение к деньгам?

А. Аметов: Очень спокойное. У меня никогда не было цели иметь много денег, для меня это скорее просто инструмент. А вот деньги в бизнесе это некий счет, который показывает тебе, насколько хорошо ты все делаешь.

А. Аметов: Но только в том случае, если этот желающий может предложить нам интересный и качественный материал. Но у нас очень жесткие требования к тексту и теме. То есть у нас не так, что чаще пишут редакторы и изредка заказывают статьи у фрилансеров. Основной поток контента идет именно от свободных авторов, а наши редакторы пишут, чтобы не терять свои навыки.

А: Как ты относишься к feedback’у? Многих авторов огорчают злые комментарии и они задаются вопросом, а стоит ли писать дальше.

А. Аметов: Вообще feedback – это хорошо. Часто пользователи могут исправить ошибки или добавить новые факты – это полезно. А к агрессивным комментаторам нужно привыкнуть..

А: И не идти у них на поводу?

А. Аметов: А как ты пойдешь? Перестанешь писать? Это твоя работа как автора. К хирургу если придут и скажут, не оперируй, он же не перестанет работать, так и здесь. Комментаторы чаще всего всегда злые. Вот они пишут «зачем вы это написали?» и от нас тут же ответ «Ок, а зачем ты это читаешь? Есть еще других шесть текстов на сайте!». Это как говорят, мы плакали, кололись, но продолжали жрать кактус. Раньше я тоже мог переживать по поводу комментаторов, но потом я стал получать от этого удовольствие. Если человек, который не разделяет твою точку зрения, с пеной у рта, стучит по клавиатуре и отсылает двадцатый комментарий – значит ты очень круто написал. (улыбается).

А: Новая работа с наклоном на fashionтематику повлияла на твой стиль?

А. Аметов: Нет, я же не пошел на следующий день и не купил себе клетчатую рубашку, узкие джинсы и ray ban (смеется). Я просто стал взрослее и больше уделял внимание своему стилю.

А: Удержался от хипстерства :)

А. Аметов: Да, но был очень прикольный момент, когда моя жена, но на тот еще момент девушка, пришла ко мне домой и застала меня за стопкой Vogue, а я сидел и выписывал что-то оттуда (смеется).

Екатерина Дудина (Mediajobs.ru)

Это было почти десять лет назад: интернет-журнал очень быстро вырос в издательский дом Look At Media. Впоследствии в него вошли новые успешные бренды The Village, Furfur и Wonderzine. Креативное агентство в составе Look At Media хорошо показало себя в рекламной отрасли. В чем, на ваш взгляд, секрет стремительного роста и огромного успеха у аудитории: «полезность» контента, его формат, стилистика, активное продвижение, что-то еще?

Мы всегда старались делать то, что было интересно нам самим и в чем мы хотели разобраться. Это касается всех наших проектов. Наверное, читатели чувствовали, и чувствуют до сих пор, что мы стараемся сделать первоклассный продукт и все время стараемся улучшить наши проекты. С другой стороны, мы всегда стремились уравновесить интересы двух групп наших клиентов: читателей и рекламодателей. Поиск этого баланса очень сложная задача. Как сделать рекламу эффективнее, но не скатиться в «джинсу» и продолжать следовать своим этическим принципам? Как обеспечить эффективную коммуникацию бренда, но не раздражать читателей? Больше восьми лет мы ищем ответы на эти и многие другие схожие вопросы в креативе, технологиях и инновациях. Чтобы лучше понимать нашу аудиторию мы регулярно проводим исследования. На базе этих исследований в прошлом году мы запустили консалтинговое подразделение De:Coding.

В последнее время вы сталкивались с большими финансовыми трудностями. Так, в 2015 году холдинг не мог погасить задолженность по гонорарам фрилансерам, и это стало широко известно за пределами компании. В конце года одной из компаний холдинга грозило банкротство, но долги были выплачены и дело закрыто. Что стало причиной этой ситуации, и как вам удалось с ней справиться?

Причиной того, что 2015 год выдался непростым для Look At Media стало то, что мы недостаточно серьезно оценили глубину кризиса в экономике и его влияние на бюджеты рекламодателей. Мы поздно начали резать расходы и менять нашу стратегию. В итоге образовались кассовые разрывы и задолженность перед фрилансерами. Но уже к концу года нам удалось стабилизировать финансовое состояние компании, погасить все долги фрилансерам и привлечь в компанию дополнительные инвестиции. Мы сделали из всей этой истории выводы и теперь более внимательно относимся к финансовому планированию, стараемся придерживаться жестких правил в управлении бюджетом. Можно сказать, что мы стали чуть меньше рисковать. Я горжусь тем, что наша команда достойно прошла через крайне непростой 2015 год и очень благодарен всем сотрудникам Look At Media за поддержку

Раз пошла речь:

ИД Look At Media не будет работать с внештатными авторами, фотографами и иллюстраторами до 1 июня (2015), .написал на своей страничке в фейсбуке сооснователь LAM Алексей Аметов

Как отмечают фрилансеры в комментариях, проблемы с задержками выплат у Look At Media тянутся как минимум с 2013 года.

Ксения Болецкая,Екатерина Брызгалова (Ведомости)

Лицензии на бренды Furfur, The-Village, Wonderzine, а также на временно замороженный сайт Look At Me и права на управление этими проектами в России получило совместное предприятие основателей Look Аt Мedia и издательского дома Forward Media Group, сообщил «Ведомостям» один из основателей LAM Алексей Аметов. Название этого СП - LAM Publishing. Представитель Forward Media Group это подтвердил. Основное издание этого ИД – журнал Hello. Несколько лет назад Олег Дерипаска купил этот ИД для своей жены, Полины. Она управляет этим бизнесом.

Сделка с Дерипаской – часть реструктуризации LAM.

Аметов отказался раскрывать доли партнеров в LAM Publishing, но уточнил, что основатели LAM сохранили операционный контроль над компанией. Аметов остается издателем LAM Publishing, управляющим редактором остается Александра Суворова, главные редактора сайтов также не поменяются.

Амётов: "Медиа в России - это боль. Хотя и в других странах это тоже непростой бизнес. Профессия журналиста немного отличается от других с точки зрения рисков и финансового вознаграждения. Здесь человеческие ценности часто конфликтуют с профессиональными. Но человеку нужно просто любить свое дело. Если оно нравится, это будет приносить достаточное удовольствие, чтобы мириться с тем дискомфортом, который может возникать."

В динамике,если кому интересно:

p.s. Очень надеюсь, что Алексей сплетниц не разочарует, и будет только радовать.

Фотографии из гугл.

Алексей Амётов - сооснователь и генеральный директор Look At Media. Начал работать в областной липецкой газете и вел программу на региональном телеканале, еще будучи школьником. Поступив в МГИМО, начал работать в Москве. В 2001-2003 годах был редактором службы новостей, корреспондентом отдела бизнеса и финансов Газеты.Ru, после чего еще год занимал должность редактора отдела бизнеса в печатной «Газете». С 2004 по 2006 год работал в российских версиях журналов Forbes и Newsweek. Вместе со старым знакомым и соседом по комнате в общежитии Василием Эсмановым основал медиахолдинг Look At Media, генеральный директор LAM - с 2007 года. сайт продолжает исследовать феномен успешных карьер в новых российских медиа.

Ваши cтуденческие проблемы с МГИМО были в связи с какими-то «идейными» разногласиями с преподавателями, непосещаемостью или другими обстоятельствами?

Дело было в том, что я много работал, много пропускал и вдобавок к этому мы с Васей Эсмановым постоянно устраивали какой-то кипеш: то подпольную газету издадим, то в общагу пять человек проведем. Думаю все вместе влияло на то, что мы постоянно оказывались в академе или отчислялись.

Как Вы оцениваете необходимость и качество журналистского образования? Каким оно было в Ваше время? Видите ли Вы плюсы в том, как сейчас учат журналистов? Чему не учат, а надо?

Хорошее журналистское образование это в первую очередь хорошее гуманитарное образование. Все остальное, что касается профессии, человек получает там, где он начинает работать, ну и иногда на лекциях профессионалов, которые рассказывают студентам о своем практическом опыте. При том, что профессия в кризисе, периодически появляются новые учебные программы для студентов. Причем зачастую в неожиданных вузах. Но если честно я не очень глубоко вникал в них и не могу сказать какой вуз сейчас готовит лучших журналистов в России. Мы раньше с Васей шутили, что не будем брать на роботу людей с журфака и из МГИМО. А потом понабрали оттуда по объявлению. На самом деле не важно, какой вуз человек закончил, важнее куда он смог поступить. И тут роль играет сложность конкурса, а не направление обучения. К примеру отличные ребята есть из Бауманки.

Как возникла идея Look At Me?

Идея Look At Me возникла у Василия Эсманова. Изначально идея была в том, чтобы сделать проект со стрит-фэшен съемками. А в 2007 году уже вместе со мной и другими сооснователями он запустил Look At Me как UGC-медиа, то есть медиа с генерируемым пользователями контентом, о моде и современной культуре.

Это было почти десять лет назад: интернет-журнал очень быстро вырос в издательский дом Look At Media. Впоследствии в него вошли новые успешные бренды The Village, Furfur и Wonderzine. Креативное агентство в составе Look At Media хорошо показало себя в рекламной отрасли. В чем, на ваш взгляд, секрет стремительного роста и огромного успеха у аудитории: «полезность» контента, его формат, стилистика, активное продвижение, что-то еще?

Мы всегда старались делать то, что было интересно нам самим и в чем мы хотели разобраться. Это касается всех наших проектов. Наверное, читатели чувствовали, и чувствуют до сих пор, что мы стараемся сделать первоклассный продукт и все время стараемся улучшить наши проекты. С другой стороны, мы всегда стремились уравновесить интересы двух групп наших клиентов: читателей и рекламодателей. Поиск этого баланса очень сложная задача. Как сделать рекламу эффективнее, но не скатиться в «джинсу» и продолжать следовать своим этическим принципам? Как обеспечить эффективную коммуникацию бренда, но не раздражать читателей? Больше восьми лет мы ищем ответы на эти и многие другие схожие вопросы в креативе, технологиях и инновациях. Чтобы лучше понимать нашу аудиторию мы регулярно проводим исследования. На базе этих исследований в прошлом году мы запустили консалтинговое подразделение De:Coding.

В последнее время вы сталкивались с большими финансовыми трудностями. Так, в 2015 году холдинг не мог погасить задолженность по гонорарам фрилансерам, и это стало широко известно за пределами компании. В конце года одной из компаний холдинга грозило банкротство, но долги были выплачены и дело закрыто. Что стало причиной этой ситуации, и как вам удалось с ней справиться?

Причиной того, что 2015 год выдался непростым для Look At Media стало то, что мы недостаточно серьезно оценили глубину кризиса в экономике и его влияние на бюджеты рекламодателей. Мы поздно начали резать расходы и менять нашу стратегию. В итоге образовались кассовые разрывы и задолженность перед фрилансерами. Но уже к концу года нам удалось стабилизировать финансовое состояние компании, погасить все долги фрилансерам и привлечь в компанию дополнительные инвестиции. Мы сделали из всей этой истории выводы и теперь более внимательно относимся к финансовому планированию, стараемся придерживаться жестких правил в управлении бюджетом. Можно сказать, что мы стали чуть меньше рисковать. Я горжусь тем, что наша команда достойно прошла через крайне непростой 2015 год и очень благодарен всем сотрудникам Look At Media за поддержку.

Кто составляет основу сегодняшний команды холдинга, и как Вы будете формировать команду дальше?

Основу команды холдинга составляют отличные люди, которые у нас работают! Что касается медиа-подразделения, то сейчас мы стараемся не увеличивать численность сотрудников и серьезно думаем по поводу каждой вакансии. А вот в IT-компанию холдинга под названием Grid, которая занимается разработкой софта для медиа, мы активно нанимаем людей в российский офис разработки и в офис продаж в США. Соответственно, в России это разработчики и UIX-дизайнеры, в штатах - «сейлзы».

Что вы могли бы посоветовать тем, кто хочет сегодня работать в онлайн-журналистике или открыть свое издание? Какие проекты могут быть успешны, как зарабатывать деньги?

Если вы хотите делать медиа-стартап в России, то я бы посоветовал подумать, можете ли вы сделать что-то не в России. К примеру Sports.ru активно развивает англо- и испаноязычные проекты. В России сейчас для контентных проектов непростые времена. Но если вам действительно есть что сказать, и вы очень хотите делать какую-то историю в России - делайте. Иногда энтузиазм, здоровая наглость и упорство творят чудеса. Что касается денег, то сейчас важную роль начинает играть нативная реклама (не путайте только с «джинсой», пожалуйста), мобильная и видео-реклама. Однако все очень быстро меняется, важно постоянно следить за трендами.

И традиционный вопрос сайт: посоветуйте книги и фильмы, которые помогут лучше понять суть работы в современной журналистике и медиабизнесе?

Всегда мечтал ответить на этот вопрос каким-нибудь нелепым образом. Можно почитать Улисса Джойса или книгу The Show, посмотреть сериал «Карточный домик». А еще «Лютер» хороший сериал.

Екатерина Дудина

Гость: Алексей Амётов — один из создателей и генеральный директор lookatme.ru

Место: Солянка, Москва

Пожалуй, среди современной постсоветской аудитории возраста от 16 до 35 сложно найти человека, который не знал бы о lookatme.ru — портала о современной моде и искусстве. Зародившись первоначально как блог об уличной моде, на сегодняшний день Look at me — это крупнейшее ежедневное интернет-издание в России о культуре и общественной жизни, и уникальной социальной сетью. Пожалуй из-за первоначального формата «луков», да и содержания контента — музыка, мода, кино, искусство, и зародилось стереотипное мнение о том, что этот сайт — «для хипстеров». Это мнение, к слову, мы не разделяем 🙂

Мы встретились с Алексеем в достаточно нетипичном для завтраков месте — в культовом клубе «Солянка». Дело в том, что он живёт неподалеку, и даже имеет карту постоянного гостя.

Алексей обаятелен и интересен. Его слова можно разбирать на девизы и цитаты и именно такие люди создают и воплощают в жизнь самые смелые идеи.

Как строится твой рабочий день?

Я работаю все время: утром дома, днем в офисе и вечером дома я снова захожу на наши сайты и проверяю то, как там дела. Постоянно слежу за твиттером и новостями.

Очень насыщенно. Вполне можно сказать, что твоя работа равна твоей жизни…

«Найдите работу по душе и вам не придется работать ни дня в своей жизни» — слова Конфуция вполне ко мне применимы.

Как проходит твое утро? Ты завтракать вообще любишь?

Ну так. Вообще, я к завтраку отношусь без фанатизма и не люблю рано вставать. В итоге, для меня существуют следующие виды завтраков:

Если есть необходимость встать рано — то просто пью сок и стараюсь не опоздать на встречу, если все в обычном режиме — то я могу съесть йогурт или хлопья с молоком, а в командировке или на отдыхе можно проснуться и пойти поискать что-нибудь действительно интересное и заодно посмотреть город.Да, и еще есть вариант завтрака в офисе. У нас есть повар, который готовит завтраки и обеды.

На Look at me были отличные блоги о еде…

Да, но потом мы решили отправить все разговоры о еде в наш новый проект «The Village», решив что это будет более походящим форматом для такого рода обсуждений. Ведь жизнь человека в городе складывается из многих вещей: завтрака, новостей, парка, офиса и его квартиры — и это все неразрывно. Таким образом, еда сегодня — это тоже часть life-стайла современного горожанина. И она тоже делает жизнь разнообразнее и развивает эстетический вкус читателя. Поэтому именно на «The Village» вы видите все рядом: городские новости, интервью с архитектором, квартиру и там же вы найдете рецепты от шеф-повара.

Как появился «The Village»?

Мы поняли, что наша аудитория растет и взрослеет, но хотели что бы читатели оставались с нами. Кроме того, часть тем действительно никак не вписывалась в формат Look at me. Так что это было логично: человек растет и его меньше интересует культурное самоопределение, больше начинает интересовать то, что происходит вокруг. По схожей причине появился и «Furfur» — журнал для парней, рассказывающий как быть «новым джентльменом». Мы просто поняли, что в России нет нормального мужского издания для тех кому от 18 до 25 лет.

При создании нового продукта ты и твоя команда ориентируетесь на свои ощущения или на какие-либо исследования?

На свои ощущения. Мы чувствуем, что что-то становится нам интересно и начинаем делать. Но любая идея должна быть мобильной и легко изменяемой в процессе. Есть множество историй, когда идея, зародившись изначально в одном виде, находила свою реализацию в чем-то совершенно другом. Например, Instagram изначально задумывался как конкурент Foursquare, но создатели быстро поняли, что аудитории интереснее просто делиться своими фотографиями, а не чекиниться. В результате первоначальная идея была подогнана под желание аудитории и они не прогадали. Поэтому в своей работе мы тоже оставляем место для маневра.

Look at Me тоже начинался с блога про уличный стиль, но сейчас — это уже большое медиа про современную культуру.

Скажи, а ты больше творческий человек или же умеешь совмещать творчество и рационализм?

Я стараюсь совмещать. Потому что если ты хочешь сделать что-то большое и интересное, ты должен совмещать творчество и менеджмент. Одна только идея без ее прямого воплощения не имеет никакого смысла и ценности. К примеру, большинство успешных на рынке дизайнеров – превосходные менеджеры. Они превосходно считают и прогнозируют. А кто-то просто заворачивает свою подругу в тюль и плачет, что мир жесток и не понимает их таланта. Совсем творческим людям лучше посвятить себя искусству.

Но для хорошего менеджмента вдохновение все же необходимо?

Смотри, первоначально конечно должна быть идея, которая тебя действительно волнует и которую ты мечтаешь реализовать. Тогда у тебя образуется passion. Отсюда появляются силы на достижение этой цели.

Но, с другой стороны, у тебя в голове должен быть процесс и план реализации. При наличии идеи и плана одновременно рождается вдохновение, запускается «вечный двигатель».

Возвращаясь к Look at me: думаю, Ваш портал войдет в учебники в качестве примера удачной реализации проекта с нуля.

Мы уже есть в учебниках на журфаке МГУ в главе про он-лайн СМИ.

И вы не привлекали инвестиций, так?

Да, мы этого не делали. Так справились. Стартаперы часто хотят просто стрясти денег с инвесторов и не нацелены на создание какого-то продукта. Это тупиковая ситуация для них. А нам было интересно самим

зарабатывать, делать крутой продукт и реализовывать свою уникальную идею. В мире нет аналога Look at me.

Планируете расширяться в связи с этим?

Мы уже переросли формат стартапа, и на сегодняшний день у нас работает более 90 человек, существует структура компании. Мы уже около года изучаем штаты: ездим на переговоры, думаем в этом направлении. Америка — это огромный и очень сложный «рынок», разобравшись с которым можно уже легко разобраться со всем остальным миром.

А регионы России?

Регионы читают Look at me. Есть редакции The-Village в Питере и в Киеве. Но для существования The Village в городе должна существовать активная жизнь. Поэтому мы постоянно держим руку на пульсе и будем расширяться в ближайшее время в некоторые из городов. Кстати говоря, стали появляться копии The Village в регионах и мы к этому относимся спокойно.

Можно ли назвать компанию Look at me новым поколением управления и менеджмента? Какое управление ты считаешь эффективным?

У нас «демократическая» система принятия решений в компании. Мы стараемся слушать всех членов команды. Но компаний с «тоталитарным управлением» на сегодняшний день тоже достаточно много. Ну почему нет?

Кому-то в силу тех или иных причин вполне подходит классическое управление. Таким образом, безусловно есть общий культурологический сдвиг, но есть достаточно много людей, которым нравится работать «по-старому». Нельзя сказать, что из этого однозначно эффективнее.

Будет ли меняться общая тенденция управления в России в будущем?

А если говорить об изменениях в культуре и идеологии, то в данный момент мы проходим период «демографического провала». То есть, у нас мало молодежи. Это люди, которые рождались в начале 90-х годов, а далее это будет период, когда у них должны были рождаться дети. И вот это сильно повлияет вообще на многие вещи.

Нечасто мы задумываемся о влиянии глобальных вещей на нашу жизнь…

Вообще, надо постоянно думать о глобальных вещах, чтобы делать что-то локальное. Когда видишь общую картину — то понимаешь частности. Для меня, как создателя медиа, понимание подобных вещей важно в принципе, а в отношении молодежи особенно. Потому что молодежь влияет на культуру и когда ее много — она способна управлять ей, бунтовать и создавать эту культуру. Если молодежи мало -возможно, она становится более инфантильной, зато молодость человека продлевается на более долгий срок и люди в 50 лет покоряют вершины и становятся на серф, сохраняя дух молодости.

А за какой страной, по-твоему, будущее?

Довольно сложно сказать, потому что у каждой Империи сейчас есть свои личные довольно серьезные проблемы и, по моему ощущению, сейчас нет ни одной страны, которая четко представляет в каком направлении она движется. Но, в то же время, есть страны, у которых огромное количество энергии и потенциала для того что бы вырваться вперед. Россия в их числе. Главное не растерять эту энергию на пути развития.

Любишь ли ты путешествовать и как?

Получается очень активно. Никакого лежания на пляже. Я сам планирую маршрут и часто беру машину напрокат. Получается такой adventures с многочисленными перемещениями разным транспортом и сменой места жительства. Последний раз это было автопутешествие с родителями по Израилю. В итоге им так понравилось, что даже ночная поездка через пустыню во время песчаной бури их не напрягала.

Недавно на Look at me было опубликовано сообщение о том, что вы запускаете свой собственный спутник. Многие до сих пор не верят, что это не розыгрыш. Как вам пришла в голову такая неординарная идея и на какой стадии сейчас находится этот проект?

В январе мы поехали на Мыс Канаверал — космодром и там мы очень хорошо поняли, что в Штатах космическая индустрия развивается и она интересна людям, а Россия, которая всегда была лидером в области космоса на данный момент сильно отстает. Мы решили взять на себя заботу о популяризации космоса, запустив свой собственный спутник. Таким образом, мы докажем свое техническое превосходство над конкурентами, а главное — привлечем внимание масс к космосу. Мы покажем, что космос, кроме того что это сложно — это еще и здорово, весело и модно.

Единственное, что это в космической индустрии все происходит медленно и запустить спутник в космос — это довольно небыстрая история. Мы после майских праздников будем утверждать техническую спецификацию и обсуждать план сборки. Платформа заказана в США, но сборка и тестирование в России. Надеюсь, что 12 апреля 2013 года мы его продемонстрируем в работающем состоянии и будем готовить к запуску. Мне кажется, история будет эпическая.

О завтраке: на самом деле, в Солянке отличное меню завтраков. Алексей выбрал себе тост с копченым лососем, филадельфией и красной икрой и кофе. Ира — смузи.