Татьяна Хорунжая

Конспект НОД

по познавательному развитию в подготовительной группе

«Все о стекле »

Воспитатель высшей категории :

Хорунжая Татьяна Андреевна

Задачи и цели.

1. Задачи :

Познакомить детей с историей возникновения стекла ;

расширять и систематизировать знания о производстве стекла

и изделий из него, особенностях стекла и стеклянной посуды .

2. Цель :

Развить у детей познавательный интерес к предметному миру,

Учить устанавливать причинно-следственные связи на основах

Развивать способности детей делать умозаключения,

анализировать, сравнивать, классифицировать,

Воспитывать в детях уважительное отношение к людям

труда, бережное отношение ко всему стеклянному ,

Воспитывать эмоциональную отзывчивость к красоте изделий

из стекла .

3. Материал и оборудование :

Различные изделия из стекла , 3 чашки : стеклянная

прозрачная, стеклянная цветная , керамическая, пласмасовая;

прозрачный стакан, 4 фужера разной формы; трубочки,мультимедийная доска, сосуд с песком, сосуд с содой.

4. Предварительная работа :

Рассматривание изделий из стекла , чтение стихотворения

Дж. Родари «Стеклянная » ;рассматривание выставки из

стеклянных изделий , оказание помощи.

Словарная работа : новые слова : хрупкое, прозрачное, мелодичное, водонепроницаемое. Чтение стихов с выражением и по теме.

Ход ЗАНЯТИЯ

Занятие проходит в группе . Зайдя в группу , дети обнаруживают, что в группе темно .

Воспитатель : Ребята, что случилось? Почему в группе стало

Дети : Закрыли окна, не проникает свет….

Воспитатель : А почему раньше было светло?

Дети : Потому что через стекло проникает свет .

Воспитатель : Вот сегодня мы с вами и поговорим о стекле . (дети садятся на стульчики)

Да, ребята, через стекло проникает свет , потому что оно

прозрачное. Давайте, скажем : «стекло прозрачное Скажи, Никита, какое стекло ?

Никита : «Стекло прозрачное

Воспитатель : Это будет первое свойство стекла и чтобы в этом

убедиться проведем опыт. Подойдите ко мне Аня и Ксюша. Вот у нас на столе две кружки. Сейчас мы определим какая кружка из стекла . Дети кладут цветные шарики в кружки. Ребята, какого цвета шарик в этой кружке (из стекла ) правильно красный, а в этой кружке? Конечно не видно. Значит, какая кружка из стекла , скажи Данил?

Даня : Прозрачная кружка из стекла .

Воспитатель : Какой мы делаем вывод?

Дети : Стекло прозрачное .

Первое свойство стекла – прозрачность , стекло прозрачное .

Воспитатель : Первое свойство стекла - прозрачность . Стекло прозрачное . Скажите, где используется это свойство стекла ?

Дети : Для изготовления посуды, окон, стекол для очков и т . д.

Воспитатель : Как вы думаете, зачем нужна прозрачная посуда? (ответы детей) Давайте еще раз повторим первое свойство стекла .

Дети : Стекло прозрачное .

Воспитатель : У меня два стакана это какой? (показывает стеклянный стакан )

Дети : Стеклянный стакан .

Воспитатель : Я наливаю в него воду. А это какой стакан (показывает бумажный стакан) .

Дети : Бумажный стакан.

Воспитатель : Я наливаю в него воду. Ой, что происходит?

Дети : Вода из бумажного стакана начинает течь.

Воспитатель : Почему из бумажного стакана течет вода?

Дети : Потому что бумажный стакан пропускает воду.

Воспитатель : Почему из стеклянного стакана не течет вода?

Дети : Потому что стеклянный стакан не пропускает воду.

Воспитатель : Правильно, значит, мы можем сделать какой вывод?

Дети : Стекло не пропускает воду .

Воспитатель : Ну конечно, это и есть второе свойство стекла -водонепроницаемость или другими словами стекло не пропускает воду .

Второе свойство стекла - водонепроницаемость, стекло не пропускает воду .

У меня на столе стоит три чашки, из чего они сделаны? (из трех прозрачных чашек одна пластмассовая) .

Дети : Все чашки стеклянные .

Воспитатель : Давайте, проверим чашки используя свойства стекла .

(Воспитатель с детьми, используя свойства стекла определяют , что все чашки стеклянные .)

Воспитатель : Так что получается - все эти чашки стеклянные ?

Дети : Да.

Воспитатель : Сейчас я, этой палочкой, легонечко ударю по стеклянным изделиям (воспитатель ударяет по стеклянным изделиям

Которые стоят на столе). Ребята что вы слышите?

Дети : Мелодичный звук, звук похожий на музыку.

Воспитатель : А если провести мокрым пальчиком по краю фужера (воспитатель проводит по краю фужера пальцем,фужер издает звук) можно услышать разную мелодию-фужер запоет. Третье свойство стекла – мелодичность . Давайте, скажем, стекло

мелодичное.

Третье свойство стекла - мелодичность

Воспитатель : А вот у меня на столе три чашки. Как вы

думаете, из чего они сделаны? (На столе стоит прозрачная чашка, частично окрашенная, сильно окрашенная.)

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Сейчас проверим.

(Воспитатель с детьми, применяя знакомые свойства стекла рассматривают чашки и доказывают,что они стеклянные .)

Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Ребята, что делают из цветного стекла ?

Дети : (ответы детей)

Воспитатель : Давайте повторим четвертое свойство стекла .

Дети : Четвертое свойство стекла - способность окрашиваться.

Воспитатель : Что произойдет если я упущу стеклянное изделие ?

Дети : Разобьется.

Воспитатель : Правильно оно разобьется, значит, можно сказать,

что стекло хрупкое .

Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Даша назови пятое свойство стекла .

Даша : Пятое свойство стекла - стекло хрупкое .

Воспитатель : Будем проводить опыт?

Дети : нет.

Воспитатель : Конечно, нет, будет очень обидно и жалко если разобьются красивые стеклянные изделия . Ребята, а у вас дома разбивалось что-нибудь стеклянное ?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Давайте еще раз повторим пятое свойство стекла .

Дети : Стекло хрупкое

Воспитатель : Как же надо обращаться со стеклянными изделиями .

Дети : Изделия из стекла нельзя бросать , в стеклянное окно

нельзя бросать камень, мяч.

Воспитатель : Как надо собирать разбитое стекло ?

Дети : Веником на совок смести, в перчатках собирать.

Воспитатель : А если человек в очках, что произойдёт, если разобьется стекло в очках ?

Дети : Может пораниться глаз.

Воспитатель : Правильно ребята со стеклянными изделиями нужно

обращаться очень осторожно. Поэтому, в садике не разрешают использовать стеклянные изделия

Воспитатель : Давайте назовем все свойства стекла .

Дети : - стекло прозрачное , прозрачность.

- стекло не пропускает воду , водонепроницаемость.

- стекло мелодичное

- стекло окрашивается

- стекло хрупкое

Воспитатель : Правильно ребята, вы молодцы и хорошо запомнили

свойства стекла . Зная свойства стекла можно загадать

загадку :

Звучащее, прозрачное, воды не боюсь, а ударюсь- разобьюсь.

Дети : Стекло .

Воспитатель : Теперь вы можете ответить на мой вопрос : что

делают из стекла ?

Дети : (ответы детей) . Из стекла делают посуду… .

Физ. Минутка. «Отражение в стекле » (выполняется стоя)

(Воспитатель показывает различные фигуры, дети как отражение их повторяют.) (дети садятся)

Воспитатель : Молодцы ребята,вы хорошо запомнили свойства стекла . Стекло очень широко применяется в жизни человека :

-стекло применяется в пищевой промышленности

- стекло применяется в медицине

-стекло применяется в строительной промышленности

-стекло применяется в парфюмерии

Воспитатель : (показывает баночку с песком. Что это в баночке?

Дети : Песок.

Воспитатель : А зачем на нужен песок?

Дети : ответы детей

Воспитатель : Я хочу сегодня рассказать вам историю возникновения стекла и вы узнаете зачем нужен песок.

«Всё о стекле » - презентация

Воспитатель : Ну что ребята, теперь вы знаете зачем нужен песок?

Дети : Из песка делают стекло .

Воспитатель : А вот это сода, которую добавляют в песок для

получения стекла . (воспитатель показывает соду)

Воспитатель : Я знаю, что вы выучили стихи про стекло давайте

расскажем их.

Никита Давно уже не каменный мы век,

Все лучшее для жизни изобретает человек.

Дома он строит, города возводит,

И новые технологии нам приводит.

Аня Но без стекла никто не обойдется ,

И несмотря, что часто оно бьется.

Посуда нам нужна всегда и всем,

И окна нам нужны, конечно, насовсем.

Карина Если б не было б стекла бы ,

Очень скучно жизнь текла бы,

Без очков мы стали б слепы.

Дом без стекол - стал бы склепом…

Печально б очень время шло.

Даша А. Какая б жизнь у нас была,

Сегодня и представить сложно.

Такое чувство, без стекла

И жизнь была бы невозможна!

Воспитатель : А я предлагаю рассмотреть

Выставку стеклянных изделий . (пока дети рассматривают выставку воспитатель раскрывает окна.)

Воспитатель : Ребята, что случилось, почему стало светло?

Дети : Потому что стекло пропускает свет .

Воспитатель : А почему стекло пропускает свет ?

Дети : Потому что стекло прозрачное .

Воспитатель : Молодцы, вы хорошо запомнили свойства стекла .


Мальчики и девочки с удовольствием ищут ответы на логические вопросы. Загадки про окно обязательно понравятся и совсем маленьким ребятишкам, и школьникам. Поэтому стоит продумать программу и предложить детям удивительное и необычное времяпрепровождение.

Зачем детям загадки

Вопросы, на которые мальчики и девочки должны найти ответы, не просто увлекательная игра. Загадки помогают развивать в ребенке важные для полноценного развития качества, такие как:

  • Усидчивость.
  • Логическое мышление.
  • Кругозор.
  • Умение достигать поставленные перед собой цели.
  • Внимательность.

Это лишь основные качества, которые активно развиваются, когда ребенок думает над ответами к загадкам. В любом случае логические задачки нужны и важны для детишек разных возрастов.

Загадка про окно для детей-дошкольников

Важно перед развивающим занятием продумать программу. Загадки про окно следует подбирать, исходя из возраста ребенка. Если логические вопросы будут задаваться самым маленьким, то можно взять во внимание такие варианты:

Когда мы его открываем,

То чистый воздух в квартиру пускаем.

В стене дома дыра,

А в той дыре стекло,

Через него ты видишь,

Снег на улице или солнце пришло.

Через эту дыру в стене дома

Каждому вид открывается.

Видно, что во дворе происходит,

Через него нам солнце улыбается.

В каждой комнате есть оно,

Через него всю улицу видно.

Солнца лучики сквозь него улыбаются,

А капли дождя и снега не пробираются.

Когда мороз на улице,

На нем волшебник невидимой кистью

Рисует цветы, горы, красивейшие узоры.

Оно нашу квартиру от ветра защищает,

Сквозь него все видно,

Но холода в дом оно не пускает.

Через что ты можешь увидеть, что на дворе,

Когда находишься в квартире.

Такие загадки про окно под силу разгадать даже самым маленьким мальчишкам и девчонкам. Самое главное - читать вопросы с интонацией, расставляя акценты.

Для тех, кто уже посещает учебное заведение, можно подбирать вопросы сложнее. За пример можно взять такие идеи:

Оно бывает разной формы,

Через него видно море, горы,

У некоторых лишь на двор вид открывается.

Как оно называется?

На стене неподвижно оно,

По кругу рама, внутри пластик иль стекло.

Открываешь ты глаза

И бежишь к нему сперва,

На погоду посмотреть,

Чтобы знать, что на себя одеть.

Стеклянные глаза,

Вокруг ободок,

Через него ты видишь,

Что происходит на улице.

Что это, дружок?

Такие загадки подойдут для школьников. Мальчики и девочки с удовольствием примут вызов от родителей и будут участвовать в развивающей игре с загадками. Нет ничего лучшего для малышей, чем совместное и необычное времяпрепровождение с родителями. Игры с загадками помогут мамам и папам лучше узнать свое чадо, а малышу - открыться.

Цель: Познакомить детей со способом получения стекла.

Задачи:

1. Развивать у детей познавательный интерес, мыслительную деятельность: уметь рассуждать,делать выводы;

2. Учить проводить элементарные опыты и эксперименты со стеклом;

3. Расширять словарный запас детей;

4. Воспитывать аккуратность при работе со стеклом.

Ход занятия.

Ребята, послушайте мои загадки, отгадайте их и тогда вы узнает, с чем мы будем работать сегодня.

Звучащее, прозрачное,

Воды не боюсь,

А ударь - разобьюсь.

Очень хрупко и прозрачно

В пользу людям предназначено

На окошечках простое,

А в бутылочках цветное.

Не бежит, не льется,

А ударишь - разобьется.

Отгадали, молодцы.

Воспитатель подводит детей к столу, где расставлены небольшие стеклянные предметы и просит назвать их. (Дети называют, а воспитатель обобщает предметы, говоря о том, что они сделаны из стекла, т.е. как их можно назватьодним словом.)

Воспитатель: Ребята, какие предметы из цветного и прозрачного стекла вы знаете? А сейчас я вам расскажу, как изготавливают стекло.

Человек давно научился делать предметы из стек-ла. Стекло изобрели много лет назад. В глиняный горшок насыпали песок, золу, немного краски и всё это долго варили на огне, пока не получилось блестящее «тесто». Мастеру-стекольщику очень помогла глиняная палочка. Одним концом палочки он брил расплавленную массу, а в отверстие другого конца дул и выдувал стеклянный пузырь, как вы выдувал мыльные пузыри. Выдувая пузыри, мастер придавал им разную форму (получались вазы, сосуды, флако-ны, бусины). В древние времена оконное стекло еще не умели делать. В домах, в замках и даже в королев-ских дворцах были маленькие окна. Вместо стекла вставляли бумагу, пропитанную воском или маслом, чтобы она не размокала от дождя. В России на окна натягивали пленку бычьего пузыря. Но однажды ма-стер-стекольщик выдул большой стеклянный шар, обрезал с обеих сторон концы, образовалась труба, и пока она была теплая, разрезал ее и развернул на сто-ле. В результате получился стеклянный лист. Первое стекло было неровное, мутное, но и оно очень цени-лось. Вначале стеклянные окна были только в домах богатых людей. Шло время, и люди придумали ма-шину, которая вытягивала из плавильной печи жид-кую стеклянную массу в виде широкой ленты. Зас-тывшую, затвердевшую стеклянную ленту разрезали па части, получался лист стекла. Сейчас построены современные предприятия для изготовления стекла. Посмотрите ещё раз на стол и назовите изделие, кото-рое вам понравилось.

Ребята, назовите ещё предметы из стекла в наше группе, которых нет на столе. (окно, лампочки). Ну а сейчас давайте пройдём в нашу лабораторию и немного поэкспериментируем, чтобы подробнее узнать о свойствах стекла. Но сначала мы должны запомнить и выучить одно самое главное правило обращения со стеклом.

Со стеклом будь осторожен –

Ведь оно разбиться может.

А разбилось – не беда,

Есть ведь верные друзья:

Шустрый веник, брат – совок

И для мусора бачок –

Вмиг осколки соберут,

Наши руки сберегут.

Давайте убедимся в правильности этого правила. (Воспитатель в специальной коробочке роняет стеклянный стаканчик, и он разбивается.) Если стекло бьётся, значит, оно хрупкое. Запомнили, что со стеклом надо работать аккуратно и бережно. А теперь займите свои места.

Опыт №1

Дети кладут в прозрачный стакан цветные камешки тем самым показывая, что стекло обладает свойством прозрачности.

Эксперимент №2

Воспитатель предлагает взять в руки стеклянные предметы, лежащие на столах, и потрогать их. Спрашивает, какие ощупь стеклянные предметы. (Дети отвечают, что | гладкие, холодные, ребристое.)

Эксперимент №3

Дети вместе с воспитателем демонстрирует водонепроницаемость стекла, для чего в стакан наливает воду, убеждаются, что стекло не пропускает воду, т.е. оно водонепроницаемо.

Эксперимент №4

Воспитатель предлагает дни слегка ударить карандашом по стеклянному предмету и послушать, как оно звучит. (Стекло издаёт звонкий звук.) Сравнивают простой бокал и хрустальный.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданиями. Итак, чем мы сегодня занимались? (Ответы детей.) Что вы всегда должны помнить при работе со стеклом? (Ответы детей.) Это правило всегда будет находиться в нашей лаборатории как многие другие. Спасибо всем за работу.

Стекло, является одним из красивых и полезных материалов, который использует человек во многих отраслях своей жизни. Мало кто задается вопросом о том, как производят стекло, и когда оно было впервые получено. А между тем, стеклу насчитывается уже более пяти тысяч лет.
Одна из древнейших находок из стекла было найдено недалеко от древнего города Фивы и представляло собой маленькую каплю зеленого цвета, размером меньше одного сантиметра. По мнению археологов и экспертов, этой находке примерно 5.5 тысяч лет.
Существует легенда, о том, как было открыто стекло. Легенда гласит, спасаясь от бури, один из богатых кораблей с купцами на борту укрылся от ненастья в бухте. Торговцам хотелось согреться и приготовить поесть. Но на их беду, берега бухты оказались покрыты одним песком и не было ни одного камня для очага. Один из мореплавателей, предложил принести с борта корабля пару кусков соды (именно этот груз перевозило судно). Очаг был сделан и раззажен огонь. Поужинав, торговцы уснули. На следующее утро, собравшись вокруг импровизированного очага, им предстало необычное зрелище. Там где вчера был костер, они обнаружили несколько блестящих и гладких пластин, через которые смутно мог пробиться свет. Именно тогда, согласно легенде, совершенно случайно было изобретено новое вещество, которое сейчас мы называем стеклом. Безусловно, первые стекла совершенно не похожи на те стекла, которые мы сейчас видим в наших оконных рамах.
Сейчас, нам очень трудно представить жизнь без стекла, без легкой, невесомой современной архитектуры, без привычной стеклянной посуды начиная от обычных стаканов и стеклянных столешниц и заканчивая необычными дизайнерскими изделиями. А ведь были времена, когда стекло, а тем более окна со вставленными стеклами, мог позволить себе очень богатый человек. Мебель из стекла в то далекое время никто не мог себе представить!
Изделия из стекла были дорогими, но и очень красивыми. Люди научились изготавливать цветное стекло при помощи добавления различных примесей. Венецианским стекольщикам, славившихся своим ремеслом, под страхом смертной казни строго запрещалось выдавать секреты своего ремесла иностранцам. Если же все таки стекольщик сбегал за границу, его разыскивали и преследовали в духе современных шпионских фильмов. Но время шло, и секреты стекольного мастерства раскрылись и перестали быть тайной. Период готики стал главенствующим в истории стекла. Огромные витражи соборов делали из разноцветного стекла. Ведь в те времена собор являлся самым высоким зданием и символом города. Именно сочетание разноцветных оттенков стекла, создавало внутри здания непередаваемую игру света. Лучи утреннего солнца, пробивались в храм сквозь витражи из стекла, затем по мере того как солнце совершало свой дневной путь, свет плавно переходил от одного витража к другому, последние лучи уходящего солнца, попадали на круглый витраж «роза», находившиеся на фасе храма с западной стороны.
Пиком расцвета искусства витража является средневековье. Но в последующие века эту технологию не забыли, а применяли в оформлении окон зданий, порой витражом украшали лишь одно окно. Неповторимая атмосфера и притягательность таких окон всегда манила людей.
В эпоху Петра I особой популярностью обладала роспись стеклянной посуды. Это выражалось в надписи на стаканах, рюмках, штофах. Иногда эти надписи носили шутливый характер. Дополнялись надписи растительным принтом или изображением бытовых сценок.
В наше время интерес к стеклу в значительной мере растет с каждым днем. Особой популярностью сейчас пользуется мебель из стекла, особенно столы со стеклянной столешницей. Этому во многом способствует развитие современных технологий, при помощи которых появилась возможность на качественно высоком уровне и с художественным мастерством обрабатывать стеклянные поверхности. Многим кажется, что стеклянные столешницы хрупкие и ненадежные, но это ошибочное мнение. Так как сейчас столешницы изготавливаются с применением триплекса или закаленного стекла, что в значительной степени повышает надежность и прочность стекла. Закаленное стекло может выдерживать большие нагрузки. Очень трудно разбить столешницу из закаленного стекла. Если все таки стекло разбилось, то осколки закаленного стекла не могут нанести человеку каких-либо серьезных повреждений.
Стеклянные столешницы обладают рядом достоинств, к примеру, их легко мыть, они имеют высокие гигиенические качества, это очень важно, если у вас маленькие дети, так же они жаропрочны и устойчивы к средствам агрессивной бытовой химии, не имею способность впитывать запахи, а также на их поверхности нет мелких щелей где бы могла скапливаться пыль и грязь.
Дизайнеры очень любят сейчас использовать стеклянные столешницы в интерьере за счет их легкости, неповторимой благородности и удивительной способности в преломлении дневного света. Огромным преимуществом стеклянных столешниц является то, что они изготавливаются в различной цветовой и структурной форме, они могут быть тонированные или просто прозрачные, ограненные фацетом или декоративными узорами, прозрачные или матовые. Большой популярностью пользуются уникальная техника фотопечати на стекле, которая позволяет создавать уникальные, неповторимы элементы декора для вашего интерьера. Бюджетным вариантом фотопечати является украсить стеклянную поверхность декоративной самоклеящейся пленкой.
При выборе стеклянной поверхности, особое внимание следует уделить толщине стекла. Основным ориентиров является то, для какой цели вы покупаете стеклянную поверхность. Например, для кухни следует выбрать более толстое стекло размером (10,12,15 или 19мм), следует помнить что стекло должно быть жаропрочным, ведь Вы можете поставить что-то горячее будь то кастрюля или сковорода и стекло должно выдержит перепад температур и не треснет. Если же Вам требуется просто защитить деревянный стол стеком, то здесь подойдет стекло меньшей толщины (5, 6 или 8мм). Так же существуют стеклянные столешницы для ванной. Стекло в этой комнате играет особую роль, оно может сочетать разные элементы стиля. Оригинальным, практичным и интересным решением для современной ванной может быть стеклянная раковина столешница. Такое изделие является оптимальным для этой комнаты с точки зрения гигиенических требований. Легкость и прозрачность не оставит никого равнодушным. Если размер ванной комнаты позволяет Вам установить стеклянную столешницу, то она станет изюминкой интерьера, выгодно подчеркнув изящество помещения.
Если Вы хотите принести в свой интерьер что-то новое легкое и необычное, то стеклянные столешницы или просто стеклянные столы один из вариантов. Стеклянные столешницы изготавливаются различных форм, размеров, расцветок, удачно впишутся в колорит любой обстановки. Но не забывайте про один важный нюанс: стекло на стеклянной столешнице, если это не триплекс, должно быть обязательно закалено!