Жар-птица

Интегрированное занятие в подготовительной группе с использованием лепки и аппликации

Программное содержание:

Учить детей соотносить реальные и сказочные образы птиц. Замечать характерные особенности в отличии от реального изображения.

Продолжать знакомить детей с объемной аппликацией, применять технические приёмы лепки пластилина. Упражнять в творческом использовании изобразительных материалов и приемов изодеятельности.

Продолжать развивать навык детей в правильной передаче пропорции фигуры тела птицы, в правильном положении головы, хвоста, тела, крыльев птицы.

Развивать воображение, образное мышление, творческую самостоятельность, эмоциональную отзывчивость, чувство прекрасного.

Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк», «Жар-птица», «Конёк- горбунок», рассматривание иллюстраций с изображением птиц (сказочных и реальных),заготовка хвоста для птицы(вырезание формы)

Материалы : пластилин, цветные салфетки, клей, крышка, картон, ватные палочки.

Методы и приемы :

Наглядный – рассматривание разнообразных птиц, показ выполнения работы.

Словесный, - беседа, объяснение выполнения работы.

Игровой – пальчиковая гимнастика, физкультминутка.

Практический - выполнение работы детьми.

Ход занятия

Дети заходят в группу, здороваются с гостями, садятся.

Воспитатель обращает внимание детей на музыку с голосами птиц (звуки природы)

Ребята, что вы сейчас слышите? (дети отвечают: пение птиц)

Вос-ль: А каких птиц вы знаете? (на мольберте рассмотреть птиц, дети отвечают)

Вос-ль: А чем отличаются птицы друг от друга?

Дети: Окрасом перьев, размером, птицы бывают зимующие, перелетные, водоплавающие.

Вос-ль: Молодцы! Вы знаете много о птицах. А сейчас я вам загадаю загадки, а вы отгадывайте:

По ночам летает на охоту

Днем не видит, да и спать охота. (сова)

Не сидит она на месте

На хвосте разносит вести. (сорока)

Друг синиц и голубей.

Серый, шустрый….(воробей)

В замечательной стране

На земле, иль на луне

Поселилась чудо-птица-

Настоящая царица.

Удивляют красотой

Перья, хвостик золотой

Светом радужным искрится.

А зовут её...(Жар- птица)»

Показ Жар-птицы(иллюстрация), чтение стиха с демонстрацией изображения Жар-птицы:

Что за чудо, красота!

Птица прямо чудеса!

Ярко-желтая сама

Расписная, как живая

Птица счастья и добра!

Предложить детям поиграть в пальчиковую гимнастику «Птичка»

Я пройдусь по лесам (Изобразить деревья «идущие» пальцами обеих рук)

Много птичек там . (Изобразить птицу: перекрестить ладони, держа их тыльной стороной наружу. Зацепить большие пальцы друг за друга, как крючки.)

Все порхают . (Помахать руками, как крыльями)

И поют (изобразить двумя руками открывающиеся клювы)

Гнёзда тёплые все вьют .(Сложить ладони в виде чаши)

Вос-ль: Скажите, ребята, а где можно встретить этих птиц? (дети называют: в поле, в лесу, в огороде)

А где можно встретить Жар-птицу? (в сказке)

Назовите сказки, где встречается Жар- птица? («Жар- птица», «Конек-горбунок», «Иван-царевич и серый волк»

Вос-ль: Чем отличаются сказочные птицы от обычных? Что у них общего? (ответы детей)

Вос-ль: вы правильно заметили, ребята, что при всем разнообразии птиц. они имеют много общего: у всех птиц есть голова, туловище, крылья, хвост, лапки. Почему в народе называют сказочную птицу- Жар-птица? (ответы детей)

Образ Жар-птицы был одним из любимых в народе. Люди всегда хотели быть счастливыми. С давних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. Поэтому её ещё называли птицей Счастья. И если сильно захотеть,то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. И всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех- всех людей своим теплом. А своим громким щебетом они прогоняют с земли силы тьмы. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом Радость, Добро и Красоту. Но не к каждому прилетала эта птица. Лишь тот дом посещала она, где люди любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не оказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она- птица Счастья, наша Жар-птица!

Вос-ль: Сейчас мы с вами сделаем эту птицу Счастья. Но сначала немного отдохнем:

Птички в гнездышке сидят (присесть)

И на улицу глядят («козырек»)

Погулять они хотят (шагаем)

И тихонько все летят (махать руками)

А теперь тихонько садимся за столы.

Давайте еще раз вспомним- какая она- птица Счастья или Жар-птица? Как она может выглядеть? Если она птица, то значит она и выглядит,как птица, т.е. у неё должны быть…. (дети вспоминают характерные особенности строения птицы - туловище, голова, хвост, лапки, крылья) но ведь это не простая, а сказочная птица. А значит она отличается от других птиц. Чем? (высказывания детей)

Сегодня мы будем лепить ее из пластилина, а украшать её мы будем с помощью салфеток и клея.чтобы вам было легче представить свою птицу Счастья, вам будет помогать музыка

Объяснение выполнения работы:

Это моя Птица Счастья. (На подставке образец воспитателя)

1.Как я уже сказала, самое главное украшение любой волшебной, сказочной птицы - это ее хвост. Как вы будете его украшать, зависит от вашего замысла. Нам в этом поможет салфетки и клей: отрываем небольшой кусок салфетки и с помощью ватной палочки приклеиваем на заготовку хвоста. (цвета берем яркие (желтые, оранжевые, красные).

Все детали украшения должны быть небольшими, аккуратными.

2. Как можно сделать два одинаковых крыла? (так же как и хвост, украшает, только втыкаем в пластилин, в местах, где располагаются крылья)

3. Обратите внимание на то, как сделаны ноги у моей птицы счастья. (здесь мы используем крышечку от бутылок)

А теперь я напомню, как можно начать работу. Из целого куска вылепим голову шею и туловище.

(Показ воспитателем выполнения работы)

4. Самостоятельная работа детей.

В процессе лепки проследить за соблюдением пропорций частей птицы, за тем, чтобы украшение хвоста выполнялось мелкими деталями, чтобы дети использовали все приемы лепки и аппликации.

5. Итог. Организация выставки.

Ребята, у нас получилась целая стая Птиц Счастья. Давайте рассмотрим птиц, полюбуемся ими.

Ребята, птица Счастья всегда несет на своих крыльях удачу в делах, радость, покой и мир в дом- все самое лучшее. Вы можете подарить её, как символ удачи, кому вам хочется.

ЧУДЕСА случаются с каждым

В этом мире, хотя бы ОДНАЖДЫ...

Нужно просто вокруг посмотреть

И поймать свое СЧАСТЬЕ успеть

Оно рядышком бродит украдкой,

Страшной тайной... Волшебной загадкой!

Та ЗАГАДКА любому под силу!

ТАЙНА счастья блуждает по миру,

Рядом с нами она... БЛИЗКО ОЧЕНЬ!

Утром, вечером, днем... Даже ночью!

Пошире окно свое отворите,

Птицу счастья в дом свой впустите.

Ребята, помните, что, чем больше мы дарим счастья другим, тем больше его становится у нас! Мы желаем всем счастья, здоровья, любви! И чтоб в каждый дом прилетела птица счастья!

Ирина Климина

Программное содержание:

Создание в картине яркого художественного образа сказочной птицы на основе восприятия разнообразных видов искусства (изобразительное, декоративно-прикладное, музыка, художественная литература);

Расширение представлений детей о теплой и холодной цветовой гамме, её влиянии на образ и настроение живописной композиции;

Упражнение в творческом использовании изобразительных материалов и приемов рисования;

Развитие воображения, образного мышления, творческой самостоятельности, эмоциональной отзывчивости, чувства прекрасного;

Формирование информационной культуры, интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства.

Материалы и оборудование: мультимедийная презентация «Жар-птица», музыкальные фрагменты из балета И. Стравинского «Жар-птица», листы бумаги формата А4, кисти №№3;5, акварель, салфетки, банки с водой.

Предварительная работа: чтение сказки П. Ершова «Конек-горбунок»; просмотр мульфильма «Иван Царевич и Жар-птица», просмотр отрывков из балета «Жар-птица».

Ход занятия

Занятие начинается с вопроса: «Что такое счастье?» (Дать детям возможность высказать свое мнение об этом.)

Рассказ педагога:

«Люди всегда хотели быть счастливыми. С древних времен они верили, что есть за морями и лесами удивительная птица, которая носит на своих крыльях счастье. И если сильно захотеть, то птица Счастья обязательно когда-нибудь прилетит и к ним. Всем казалось, что эта птица должна быть необыкновенно красивой, и от нее исходит яркий и теплый свет, который может согреть всех - всех людей своим теплом. Каждый мечтал встретить птицу Счастья, чтобы она внесла в его дом радость, добро и красоту. Но не к каждому прилетала птица. Лишь тот дом навещала она, где любили друг друга, заботились о других, работали с душой и не отказывали в помощи бедным и больным. Вот такая она птица Счастья!»

Педагог. Интересно, какая же она, эта птица Счастья? Давайте пофантазируем и попробуем представить, как бы она могла выглядеть.

Ведь это не простая, а удивительная птица. Значит, она должна отличаться чем-то от других птиц. (Высказывания детей.)

Педагог. Образ птицы Счастья, её описание встречается во многих сказках. Художники, музыканты также не раз обращались к этому прекрасному образу. Давайте и мы отправимся на встречу с этой сказочно удивительной птицей.

Просмотр мультимедийной презентации «Жар-птица».

Работа со слайдами

Слайд 1 - 2. Не обязательны для показа детям.

Слайд 3. Чтение загадки о Жар-птице:

Сладких яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло в ночи, как днём.

При правильном ответе появляется её изображение.

Слайд 4-6. Показ слайдов сопровождается текстом, который располагается на них

Слайд 7-9. Показ и рассматривания различных вариантов изображения Жар-птицы

Слайд 10. Вопрос: На какую реальную птицу похожа Жар-птица?

(Павлин, лебедь)

При правильном ответе появляется изображение птиц.

Слайд 11. Вопросы:

Из какой сказки эта иллюстрация?

(П. Ершов «Конек-горбунок»)

Как зовут главного героя сказки, который сумел поймать Жар-птицу? (Иван)

Слайд 12-13. Рассматривание книжных иллюстраций о Жар-птице.

Слайд 14-15. Образ Жар-птицы в декоративно-прикладном творчестве.

Слайд 16. Образ сказочной птицы в театре: балет «Жар - птица». Дать детям возможность послушать музыкальный фрагмент из балета.

Вопрос: Какой образ жар-птицы нам подсказывает музыка? (Дать детям возможность детям высказать своё мнение.)

Слайд 17. Обсуждение русской пословицы «Счастье как Жар-птица - не каждому дается…»

Слайд 18. Дидактическое упражнение «Холодные – теплые цвета».

Слайд 19. Уточнение цветовой палитры для Жар-птицы (тёплая).

Слайд 20. Предложение перейти к художественной деятельности, чтобы найти и изобразить ответ на вопрос: Какая же она, Жар-птица?

Дети проходят в изостудию, где педагог предлагает им пофантазировать и нарисовать Жар-птицу такой, какой они её себе представляют.

Самостоятельная работа детей за столами (под музыкальное сопровождение). Индивидуальная работа педагога с детьми: помощь в выборе общей композиции рисунка (птица в полете, отдыхает ); обращение к образцам различных способов изображения красивого оперения хвоста, крыльев; совет в подборе цветовых сочетаний, технике работы акварелью.

В конце занятия устроить выставку картин о Жар-птице - птице Счастья. Рассмотреть все рисунки. Предложить детям ответить на вопрос: «Что несет на своих крыльях в твой дом птица Счастья?» Полюбоваться всеми рисунками, отметить их красоту и неповторимость, у каждого получилась своя птица, не похожая на других. Если стараться и очень хотеть, то счастье обязательно придет в ваш дом и семью. Давайте мы друг другу тихонечко, чтобы не спугнуть волшебную птицу, пожелаем друг другу(счастья! )

Эти детские картины будут прекрасным украшением интерьера групповой комнаты или раздевальной. Их яркость и самобытность обязательно привлекут внимание зрителей.

В последующем, их можно оформить вместе с детьми в индивидуальные паспарту (эта работа может стать темой отдельного занятия по дизайну рамки) и подарить близким на одном из семейных праздников.

Счастья вам!

Маленький фото-отчет о теме









А это образ Жар-птицы глазами детей подготовительной группы

Спасибо! Вот такая она Жар-птица глазами ребят.

У цветов может быть изысканный или весьма простой аромат. Они очаровывают разнообразием оттенков. Также загадки о и непохожие. Их весело и радостно решать детям.

Задания о цветущих растениях по месту произрастания

Детям полезно будет классифицировать их на комнатные, полевые или садовые. Потому что первые не растут у нас на улице, просто погибают из-за неподходящих условий. Вторые оказываются сорниками на грядках, а последние специально сажают для красоты. Поэтому первыми идут загадки на тему "Цветы: комнатные, полевые и садовые".

1. Их на окошко, полку ставят,

От холода и ветра берегут.

Весну зимой они нам дарят,

Потому что зеленеют и цветут.

2. Эти цветы уместны на поле,

Им рады в лесу, на лужайке и в парке.

А если они вдруг растут в огороде,

Их рвут без пощады и выносят на свалку.

3. Чтоб было красиво в саду, перед домом,

Мама сажает их аккуратно на клумбу.

Стишки о комнатных растениях

Это следующий этап, к которому переходит загадка про цветы. С ответами "герань", "кактус" и "алоэ" здесь представлены такие стихотворения.

1. Зимой оконный, летом балконный.

Его листочек пушист и душист.

А яркие цветочки в шапки собираются,

Зимой, весной и летом распускаются.

2. На окне в горшочке

Вырос иголок мешочек.

3. С одной стороны лист с горбиком,

С другой он с желобком.

По краю острые шипы имеет,

Но ранить нас он не умеет.

Он ждет, когда придет тот час,

Чтоб соком своим вылечить нас.

Задания о некоторых садовых растениях

Их много, но можно выбрать самые яркие, чтобы непременно понять, о чем загадка про цветы. С ответами "георгин", "астры", "мак", "ирис" или "гладиолус" задания оказываются очень подходящими.

1. Куст растет возле окошка.

Его листочки, как у картошки,

А цветы, пушистые и огромные,

Бывают светлые, бывают темные.

2. Пушистые звездочки расцвели в саду.

Залили клумбу красками, а осень на носу.

3. На тонком длинном стебельке

Ярким огнем бутон запылает.

Время пройдет, и на том стебельке

Коробочка с зернами мирно кивает.

4. На грядке с длинными листьями растение

Но если немного изменить ударение,

То оно превращается в тянучую конфету.

5. На длинном шесте подвешены флаги,

А под этим шестом воткнуты шпаги.

Стихотворения о весенних цветах

Они чаще всего маленькие, но яркие. Их появление дарит много радости. Потому что все заскучали по разнообразию красок за долгую зиму. Детям непременно понравится решать загадки о весенних крокусах, нарциссе и тюльпане с ландышем.

1. Этот хрупкий маленький цветок

Вырастает прямо из-под снега.

Весной появляется первым росток

И радостно кланяется ясному небу.

2. Они, как подснежники, распускаются первыми

И радуют нас красками: желтыми, синими, белыми.

3. Неотразим и в сказке, и на клумбе.

Высок и строен, чудесен и красив.

В золотой короне в стороне стоит,

Потому что важен и очень горделив.

4. Красивый и яркий цветок-огонек,

Он вырос на клумбе, как фитилек.

Но только немного он дома побыл,

Лепесточки раскрыл и вниз опустил.

5. На лесной полянке майской порой

Он расцветет в тени густой.

На тонком стебле в ровный ряд

Бутончики белые висят.

Задания про цветущие кустарники и деревья

Большая часть из них радуют людей весной. Поэтому загадки о цветах, распускающихся в это время года, можно продолжить такими, в которых ответами будут роза, акация и сирень.

1. Ее увидишь в свадебном букете

И в чудном саду, где поют соловьи.

Каждый влюбленный на нашей планете

Несет ее даме, как символ любви.

2. Ее у нас часто называют мимоза

И дарят весной всем дамам страны.

Ее не пугают небольшие морозы.

Ее желтые шарики-цветочки очень нежны.

3. Этот кустик дал название оттенку,

Но его цветки бывают даже белыми.

Кисточки цветков облепляют каждую ветку,

Наполняя воздух ароматами смелыми.

Четверостишия про полевые цветки

Одуванчик и ромашка — они знакомы каждому малышу с раннего детства. Поэтому не вызовет трудности и С ответами не придется долго ждать. Они найдутся сразу.

1. Капли солнца на полянке появились по утру,

Ярким шариком раскрылись и закрылись к вечеру.

А потом на месте желтых появились белые шары,

Ветер подул, и они разлетелись к радости детворы.

2. Выросла в поле кудряшка,

На ней белая рубашка

С ярким золотым сердечком,

Чтоб погадать о любви на нем.

Следующая для детей о васильке. А потом еще две с ответами "незабудки" и "ноготки".

1. Летом, когда в поле колосится рожь,

Легко средь колосков его найдешь.

Он синий-синий, каждый лепесток пушистый,

Жалко только, что совсем не душистый.

2. Красивая полянка усыпана цветочками,

Они смотрятся маленькими синенькими точками.

Пройдусь по поляне и наберу для Анютки

Букет из нежно-голубых... (незубудок).

3. У них нет пальцев, ног и рук,

Только много лепестков вокруг.

Они очень странно называются,

Но в маникюре не нуждаются.


Еще несколько заданий о садовых цветущих растениях

Их сажают в саду или украшают ими дачу. Дети узнают эти растения, поэтому им легко дается любая загадка про цветы. С ответами "подсолнух" и "гвоздика" сложностей не будет. А вот если они не видели гортензию, то третью загадку будет решить проблематично.


1. Он вырастает большим, как папа.

На голове у него золотая шляпа.

Когда его семена созревают,

Он голову низко к земле опускает.

2. Этот бутон полон листиков острых,

От однотонных до невероятно пестрых.

На него ты внимательно так погляди-ка

И угадаешь, что это - ... (гвоздика).

3. У этой модницы платье полиняло.

Из лилового вдруг васильковым стало.

1. Ее цветки, как лепестки у пламени.

Листочки все — зеленые медали.

Восточная страна в части ее имени.

Конечно, вы цветок давно уж угадали?

2. В ряд звоночки разместились,

В синий цвет раскрасились.

Жаль, не звонят бутончики,

Ведь это... (колокольчики).