Изделия из металла прочно вошли в нашу жизнь. Сейчас уже невозможно представить действительность без автомобилей, велосипедов; женщины, пожалуй, не смогут жить без металлической кухонной утвари, а мужчины - без инструментов и прямоугольных алюминиевых боксов . Что же касается рукоделия, то тут дела обстоят несколько иначе. Безусловно, мы вяжем спицами и крючками, используем при шитье металлические наперстки и иглы, но из самого металла мы создаем что-то крайне редко. Между тем, есть прекрасный вид декоративно-прикладного искусства, который нам под силу. Речь идет о художественной чеканке . Конечно, мы с вами не сможем без специальной подготовки и инструментов выполнить чеканку по таким материалам, как латунь, медь, алюминий. Но попробовать себя в этом виде искусства все-таки стоит. И поможет нам в этом данный мастер-класс. Более того, данную чеканку вы сможете сделать вместе с детьми. Давайте приступим!

Инструменты и материалы:

  • Алюминиевый тюбик из-под крема, зубной пасты и т.д. Сейчас такой тюбик найти сложно, большинство из них делают из пластика. Но некоторые крема, к счастью, по-прежнему продают в металлических тубах.
  • Ножницы, нож.
  • Шариковая ручка.
  • Скотч.
  • Для рамки: картон, лоскутки кожи или кожзаменителя, клей "Момент Кристалл".
  • Для точечной росписи: акриловые краски, зубочистки или тонкая кисть.
  • При помощи ножа аккуратно срезаем верхнюю часть тюбика.


    Ножницами разрезаем одну из сторон. Разворачиваем заготовку. Остатки крема (или зубной пасты) можно удалить при помощи влажной салфетки или же просто помыть заготовку в воде.


    Теперь необходимо убрать все неровности, сделать поверхность ровной и гладкой. Для этого переворачиваем заготовку обратной стороной (с надписями) вверх и ручками от ножниц полируем поверхность.


    Вот, что получилось:


    Понравившийся рисунок распечатываем в необходимом размере. У меня размер заготовки получился 11 см на 9 см. Размещаем рисунок на обратной стороне заготовки и крепим его при помощи скотча.


    Кладем заготовку на что-нибудь мягкое, например, на стопку тетрадей, накрытых плотной тканью.

    Шариковой ручкой обводим рисунок по контуру. Нажим на ручку должен быть средним. Если мы будем сильно нажимать на ручку, но можем порвать заготовку, а если же нажим будет слабым, рисунок не отпечатается на заготовке.


    На лицевой стороне уже виден слон.


    После того, как контур рисунка переведен, можно приступать к созданию объема на чеканке. Для этого воспользуемся обратным концом ручки. Если же рисунок с мелкими деталями, но можно взять что-нибудь меньшего диаметра. Я воспользовалась обратной стороной крючка для вязания. Аккуратными движениями несколько раз проходим по одному и тому же месту, придавая объем.


    Кстати, перед тем, как придавать объем чеканке, можно для удобства отклеить рисунок с обратной стороны, и еще раз обвести контур ручкой уже по заготовке.


    Время от времени переворачиваем заготовку на лицевую сторону и слегка надавливая на инструмент, обводим рисунок. Это необходимо для того, чтобы сделать границы рисунка более четкими. Делайте это аккуратно, чтобы случайно не порвать заготовку.


    Вот такой получился слон.


    Теперь снова берем шариковую ручку и делаем ей точки по контуру слона.


    Акриловыми красками расписываем слоника в технике точечной росписи. Можно это делать тонкой кистью, а можно зубочистками. Последний вариант мне кажется более удобным, ведь на каждый цвет можно взять свою зубочистку.


    Чеканка готова.


    Теперь приступим к изготовлению рамки. Для обратной стороны рамки вырежьте из картона прямоугольник размером чуть больше чеканки.


    Приклеиваем сначала боковые стороны рамки, а затем верхнюю и нижнюю.


    Рамку тоже можно украсить в технике "точечная роспись".


    Данный мастер-класс написан специально для сайта , поэтому копировать материал целиком ЗАПРЕЩАЕТСЯ! А при частичном копировании обязательно размещать ссылку на источник.

    С наилучшими пожеланиями в творчестве, Jeiana Johanssen .

    Чеканка по металлу — один из древнейших видов искусства. Древние мастера Индии, Китая, Египта и Крита задолго до нашей эры создавали чеканные шедевры: утварь, оружие, украшения. Чеканные изображения ценились намного выше, чем сосуд или украшение, на которое были нанесены. Мастера-чеканщики должны были долго осваивать свое тончайшее искусство, и часто не без оснований считали себя посвященными в высшее таинство.


    Наиболее широко применяемым материалом для домашней утвари были медь и бронза по причине их широкой распространенности. Для чеканных украшений и предметов культа также использовали серебро и золото. Металлические монеты также изготовлялись методом чеканки. Интерес к чеканке не ослабевал и в средние века, и в эпоху возрождения. В Азии и в Европе, Африке и Америке местные мастера создавали шедевры — от кубков работы Бенвенуто Челлини до серебряных черненых окладов русских икон.

    Чеканка

    В настоящее время чеканка, или получение объемных изображений на тонком листе металла распространена в художественных мастерских. Как и в прошлом, освоение тонкостей мастерства требует много времени и специального инструмента.

    Чтобы понять, лежит ли душа к этому виду творчества, необязательно тратить годы на обучение и совершенствование навыков работы с металлом и профессиональными инструментами. Можно попробовать себя в технике чеканки и тиснения, используя лист пищевой фольги и несложный набор инструментов — канцелярских принадлежностей. А после освоения техники тиснения по фольге, возможно, появится желание овладеть и секретами древних мастеров чеканки.

    Метод чеканки по фольге технологически близок к классической чеканке по листовому металлу, но отличается от него:

    • малыми усилиями, необходимыми для объемной формовки;
    • дешевизной материалов и инструмента;
    • невысокой прочностью получившегося изделия.

    Фольга для чеканки размещается на мягком основании, дающем возможность листу деформироваться под давлением деревянного или пластмассового стержня, образуя небольшие круглые впадинки или продолговатые углубления. При рассматривании эти впадинки визуально формируют единое изображение.

    Для тиснения и чеканки применяют как листовую или рулонную пищевую фольгу, так и более плотную промышленную. Ее труднее обрабатывать, но зато и долговечность изделий возрастает многократно. Их можно не только вешать на стену в рамочке, но и использовать в качестве накладок — украшений для бытовых или художественных изделий.

    Метод чеканки по фольге получил широкое распространение, как в детских кружках художественного творчества, так и среди взрослых любителей.

    Необходимые инструменты

    Для изготовления вашей первой чеканки по фольге потребуется следующее:

    • плотная фольга для тиснения и чеканки;
    • ножницы;
    • лист плотного картона для подложки;
    • палочка с закругленным концом (палочка для суши, либо тупой карандаш, либо закругленный конец рукояти кисточки);
    • мягкая подложка (тонкий фетр, журнал и т.п.).

    Для детских поделок лучше выбрать пищевую фольгу в рулонах или листах. Такие поделки будут обладать низкой прочностью и нуждаться в дополнительной защите. Для подростков и взрослых, уверенно обращающихся с острыми предметами, можно взять банку из-под лимонада или пива.

    К набору инструмента можно добавить клеевой пистолет с запасом клея.

    Собираем многослойный «бутерброд»: плотная подложка, мягкая подложка, фольга для тиснения и чеканки, шаблон рисунка. Кусок фольги для тиснения чеканки следует отрезать раза в два больше, чем площадь рисунка, чтобы можно было подвернуть края за подложку.

    Тонкую пищевую фольгу можно несколько раз скомкать и расправить, чтобы она приобрела фактуру мельчайших складочек. Микрорельеф заметно оживит рисунок и даст запас фольги для оформления выступов. Требуется большая осторожность и терпение для того, чтобы не порвать фольгу.

    Сначала обводим контуры рисунка, держа палочку под углом к поверхности, с таким же примерно наклоном, как и ручку при письме. Вести палочку нужно медленно и равномерно надавливая, без лишних усилий и рывков. Если фольга порвется, лист придется заменить и начинать все заново. После наведения контура можно приступать к заполнению фона. Здесь палочку следует держать вертикально или близко к вертикали. Существует несколько техник заполнения:

    • Точечкой.
    • Черточками.
    • Волнами.
    • Кружочками.

    Выразительности рисунку добавит тщательная прорисовка линий деталей и заполнение части из них фоновым узором. Разные детали рисунка можно заполнять тиснением разной формы.

    Следующий этап чеканки или тиснения по плотной фольге — раскраска. Есть несколько техник, доступных любителям. Самая простая – это выполнение тиснения закругленным кончиком мягкого карандаша. Графит будет заполнять углубления и давать визуальный эффект, похожий на чернение серебряных изделий. Другая техника-покрытие одних частей рисунка краской-серебрянкой из алюминиевой пудры, а других — бронзовой краской. Консистенция краски должна быть сколь возможно густая. Это ускорит высыхание и создаст дополнительный визуальный эффект.

    И, наконец, завершающий этап — свободные концы фольги, выкроенной с запасом, заворачиваются за плотную подложку и приклеиваются к ней. Поверх наклеивается еще один лист плотного картона, чтобы скрыть концы листа фольги.

    Существует вариант технологии, при котором контур рисунка переносится с шаблона на плотную подложку и обводится «колбаской» клея из клеевого пистолета. После сверху накладывается фольга. Такой способ позволяет сделать линии рисунка не впадинами, а выпуклостями. Кроме линии рисунка, из клея можно сформировать фоновые зоны выпуклости. Этот художественный прием добавит вашему изделию дополнительную рельефность и выразительность.

    Фольга для тиснения и чеканки обходится недорого, но позволяет как развить способности ребенка, так и реализовать тягу к творчеству у взрослых.

    Материал разработали:
    педагог дополнительного образования
    ЦДТ «Царицыно»
    Ганжинова Анна Михайловна
    Методист ЦДТ «Царицыно»
    Некрасова Елена Николаевна

    Изготовление панно с созданием эффекта чеканки из фольги

    Одним из изысканных видов обработки металлов является художественная чеканка. Техника
    чеканки очень древняя, развивающаяся на протяжении многих веков. Она была известна в Древнем
    Египте, в Древней Греции и Риме. С давних времен применялась чеканка в искусстве Ирана, Китая,
    Индии и Японии. Значительное развитие чеканка получила в эпоху Возрождения в странах Западной
    Европы. Высокого совершенства она достигла в домонгольской Руси и вновь расцвела в
    древнерусском искусстве ХV-ХVII вв.

    Этот вид искусства подразумевает получение рельефных изображений на металле: выполняется
    ударами особым молотком по специальным инструментам - чеканам. Работы ведутся по поверхности
    листа, положенного на эластичную подложку из особой смолы, в основном по лицевой стороне. При
    изготовлении сосудов ее заливают внутрь.
    Чеканка широко распространена при изготовлении различных декоративных художественных
    изделий из меди, алюминия, латуни и других материалов (о технике чеканки см. приложение №2).
    Тиснение по фольге представляет собой предельно упрощенный вариант чеканки по металлу, не
    требующий использования специальных инструментов и оборудования, доступен детям.
    Фольга – это тонкий листовой металл толщиной до 0,2 мм. Фольга появилась в XIX в., когда
    металл стали раскатывать на блюминге. Раньше металл плющили до тонкости фольги молотком,
    поэтому она была очень дорогой и применялась редко, например, на окладах к иконам.

    Очень похожа на чеканку металлопластика, только ее выполняют специальным инструментом
    - давильником.
    Для работы с очень тонкой фольгой в качестве давильника можно использовать простую
    шариковую ручку или обыкновенный грифельный карандаш.
    Нас интересует создание эффекта чеканки из фольги, так как это панно делали дети-
    дошкольники. Работа с фольгой позволяет узнать свойства металла и в то же время увидеть
    возможности рельефа. Ребятам понравилось, что с фольгой просто работать, налицо результат, они
    видят, что своими руками можно создавать красивые вещи, украшающие дом. Рельефы из фольги
    могут также служить украшением альбомов, шкатулок, оригинальных поздравительных открыток.
    Особенности материала
     При изготовлении любой модели нужно помнить, что рельеф должен быть не высоким и не
    должен иметь острых частей, иначе фольга может лопнуть. Для получения хорошего отпечатка
    целесообразно распределить насыщенность изображения элементами равномерно по всей
    поверхности модели.
     Также необходимо учитывать появления световых бликов, в связи со значительной
    светоотражающей способностью фольги. Блики могут либо помочь выявлению объема, либо
    привести к разрушению зрительного восприятия объекта в целом. Чтобы избежать
    нежелательного светового эффекта, нужно стремиться все поверхности выполнять в виде
    плоскостей и поменьше допускать сферических форм и «пузырей». Тогда световые пятна будут
    возникать не случайно на местах вздутий, а распределятся по границам переходов одной
    плоскости в другую, способствуя лучшему контрасту и выявлению объема.
    Материалы и оборудование:
     Карандаш.
     Бумага для эскизов.
     Копировальная бумага.
     Фольга в рулоне.
     Ручка (для тиснения рисунка).
     Картон для основы.
     Клей ПВА.
     Нитки для вязания и шнуры.
     Картон для плоских деталей.
     Краски акриловые.
     Клеевой пистолет (для педагога).
    Этапы выполнения панно:

    • Выполнить эскиз рисунка на бумаге или непосредственно на плотной основе. Можно взять готовый рисунок и скопировать его. Достаточно нанести основные контуры.
    • Нанести по контурам рисунка клей ПВА.
    • Приклеить детали последовательно. Если есть большие плоские детали, то вначале приклеить их, а затем приклеить нитки на контуры рисунка (или шнуры).
    • Дать время для того, чтобы детали хорошо приклеились к основе и высохли.
    • Смазать работу тонким слоем клея ПВА.
    • Покрыть всю работу фольгой, тщательно прижимая к деталям. Размер фольги должен быть больше размера основы.
    • Загнуть фольгу по краям - аккуратно и плотно.
    • Края подклеить .
    • Доработать тупым концом ручки желаемые детали рисунка .
    • Нанести краску на всю работу .
    • Снять слой краски с наиболее выпуклых частей рисунка. Лучше протирать нежными прикосновениями с помощью тампона или губки.
    • По желанию можно нанести на отдельные участки рисунка краски других оттенков .
    • Приклеить с помощью горячего пистолета верѐвочку для подвешивания панно на стену.

    Полная версия документа:

    Чеканка по металлу - один из древнейших видов декорирования металлических изделий. Представляет собой способ нанесения определенных узоров методом их выбивания на металлической поверхности. При этом появляется определенный рельеф, который и создает полную картину узора.

    Чеканка известна с давних времен. Данным способом украшалась различная бытовая утварь, украшали оружие и доспехи. Издревле многие народы чеканили монеты, и создавали различные ювелирные изделия.
    Художественные изделия получаемые методом чеканки по металлу могут быть самых разнообразных видов - двухмерными, орнаментальными, и даже представлять собой трехмерные объемные объекты.

    Художественная чеканка очень интересно смотрятся в интерьере многих стилей, и неслучайно так велико количество мастеров увлекающиеся производством чеканки своими руками, а также художественных мастерских где металлическую чеканку можно купить, или где необходимое изделие Вам выполнят на заказ.

    Существует несколько направлений художественной чеканки, при этом чеканка по металлу - наиболее сложный вид, так как рельеф изделия создается непосредственно во во время работы над ним, а не в заранее приготовленной форме, как, к примеру, в случае чеканки по литью.

    Виды чеканки

    Чеканку по металлу можно разделить, впрочем весьма условно, на два вида. Она может быть объемной, и плоской. Последняя также имеет собственные подвиды, которые различаются технологией изготовления и фактурой готового изделия.
    К примеру, достаточно интересный вид плоскостной чеканки - чеканка ажурная, имеющая вид ажурного кружевного орнамента.


    Просекание фона производят специальными остро заточенными чеканами (сечками), и позже по готовым линиям проводят высечку. Далее следует обжиг, который стоит проводить особо осторожно, так как тонкие перегородки могут попросту расплавиться.
    Обычно основой для такого вида чеканки является готовое изделие имеющие объем.

    Еще один подвид - плоскостная чеканка выполняемая на металлическом листе, без выдавливания рельефа. Данный вид чеканки называется контурным. Он немного похож на гравировку, но в отличии от нее, узор контурной чеканки рельефен, и может быть как выпуклым, так и вогнутым.

    Своими руками, в домашних условиях, можно попробовать выполнить такую чеканку на тонкой металлической посуде, или к примеру, на банке из под чая.

    Материалы и инструменты

    Разумеется, для чеканки подойдет не любой материал, к тому же понадобятся специальные инструменты. Далее коротко об этом.

    Инструменты

    Вся работа по чеканке металлических изделий производится с помощью основного инструмента - чекана.
    Чеканы представляют собой кованные восьмигранные или, иногда, круглые стержни, длинною около 15 сантиметров, с утонченными краями.

    Различают несколько видов этого инструмента.

    Канфарник - представляет собой чекан, с заостренным концом, выполненный в форме тупой иглы.

    Обводные чеканы (расходники) - могут быть как прямыми, так и с различным радиусом закругления.

    Сечки - остро заточенные чеканы, чем то напоминающие обычное зубило. Также могут иметь как плоское так и полукруглое лезвие.

    Лощатники - большая группа чеканов плоской формы, предназначенные для выравнивания фона (лощения). Могут иметь гаг гладкий, так и шероховатый бой для получения мягкого следа.

    Конечно для работы понадобятся и другие подсобные инструменты и приспособления: молоки, подложки, различный слесарный инструмент, устройства для насмолки, и так далее. Кстати, существуют также и другие виды чеканов, мы упомянули лишь о самых широко применяемых из них.

    Рассказать о всех тонкостях чеканки по металлу в рамках одной статьи невозможно, но к счастью для тех кого эта тема заинтересует, найти в сети книги по чеканке труда не составит.

    Материалы

    Медь
    Красная медь наиболее удобна для чеканки, так как имеет свойство легко принимать необходимые формы, и способна обеспечить достаточно большую высоту рельефа. Именно по этому наиболее распространенной является медная чеканка.
    Стоит отметить еще одно свойство меди, а именно ее мягкость и эластичность при прокате, что позволяет создавать медные листы толщиною менее полумиллиметра.



    Латунь
    Также хороший металл для чеканки. Являясь сплавом меди и цинка, латунь приобретает некоторые свойства этих материалов. Как и медь, латунь отлично поддается чеканке, да и другим видам обработки, как то резка, штамповка, прокатка и так далее. Отлично обрабатывается на станках.
    Также стоит отметить и внешние характеристики сплава, а именно красивый золотистый цвет.
    Металл легко полируется, и способен долго сохранять достойный внешний вид.

    Алюминий
    Еще один материал применяемый для художественной чеканки по металлу. Обладает хорошей пластичностью, не требует термо обработки.
    Аллюминевая фольга легко чеканиться, допускает глубокую вытяжку и возможность исправлять допущенные при работе погрешности, но при его отжиге стоит быть бдительным, так как алюминий имеет достаточно низкую температуру плавления.

    Кровельное железо
    Для изготовления простых изделий, в домашних условиях, некоторые умельцы используют листовое кровельное железо которое позволяет выполнять простые художественные узоры без глубокой вытяжки.

    Нержавеющая сталь
    Используется крайне редко, больше подходит для изготовления достаточно больших декоративных изделий, и не очень подходит для чеканки, так как металл обладает большой прочностью и вязкостью.

    Сплавы никеля
    Применяют для чеканки также и никелевые сплавы имеющие в своем составе большое процентное содержание меди. Наиболее распространенные из них - нейзильбер и мельхиор.
    Данные сплавы довольно пластичны и легко принимают нужную форму, к тому же хорошо полируются.

    Технология изготовления

    Для начала работы необходимо изготовить эскиз будущей чеканки на бумаге, в натуральную величину. На рисунке не должно быть теней, а нанесены лишь основные линии. После, из листового металла делают заготовку, с припуском на каждою сторону 3-4 сантиметра.
    Затем заготовка проходит этап рихтовки. Края подгибают, для облегчения процесса насмолки.
    Насмолка, классический способ заготовки, но в упрощенных процессах ее обычно не проводят, и рассматривать ее в этой статье мы не будем.

    Далее, на заготовку накладывают эскиз, после чего точечным рисунком, с помощью канфарника, переводиться на заготовку.
    Стоит помнить, что, поскольку слишком сильный удар по чекану приведет к сквозному пробиву листа, а следовательно вся работа пойдет насмарку, чеканить заготовку следует с осторожность. Будьте внимательны и не переусердствуйте.
    Затем, «канфаренный» рисунок обводиться расходниками, которые подбирают в зависимости от необходимой конфигурации линий.

    Когда рисунок перенесен, необходимо произвести опускание фона и его выравнивание вокруг узора. Для этого используются лощатники.
    Процесс лощения делает отчеканенный рисунок более четким и выразительным, к тому же лощение чеканки делает ее более прочной.

    После осуществляется отжиг изделия.
    Для этого изделие немного подогревают с помощью пламени газовой или бензиновой горелки и снимают со смолы.
    Потом нагревают чеканку до раскаленного состояния (красное каление) и остужают.

    Отжиг чеканки и процесс охлаждения зависит от материала который использовался для ее изготовления. Так одни материалы требуют резкого охлаждения, а другие металлы постепенного.
    К примеру, для меди, никеля, и/или их сплавов необходимо резкое охлаждение, повышающие пластические свойства этих металлов, а вот алюминий или его сплавы отжигают при температуре, не превышающей 350 градусов Цельсия, и охлаждают постепенно, не вынимая из печи.

    После первого отжига, производится подъем поверхности рельефа чеканки, так называемая «выколотка». Чеканиться рельеф с изнаночной стороны изделия, с использованием всевозможных мягких подложек (мешочек с песком, коврик из резины или войлока и т.д.).
    Одновременно, поэтапно, выравнивается фон изделия с помощью лощатников.
    Затем заготовку снова отжигают и проводят доработку на смоле.

    Чеканка готова! Осталось снять готовое изделие со смолы, протравить, и обработать, если есть желание, любым доступным для Вас способом - гальванически, механически или химически.

    Художественная обработка металла пришла к нам из древности, когда человек научился плавить и обрабатывать металл. В отличие от штамповки из форм (матриц) или литья, чеканка на металле глубже передает мастерство человеческих рук и сохраняет своеобразную оригинальность почерка мастера. В чеканке на металле следует избегать мелочности и натурализма изображений.

    Для работы лучше брать медные, латунные или алюминиевые листы толщиной 0,2-0,6 мм. Алюминиевые листы можно брать толщиной от 0,4 до 0,8 мм. Перед тем, как приступать к работе, следует отрезать пластину по размеру задуманной композиции, но с запасом 3-5 мм на бортики. Края листа тщательно обрабатывают по краям напильниками надфилями так, чтобы не было заусенцев.

    Медную заготовку надо сначала раскалить, разогрев докрасна, а затем быстро погрузить в воду. Латунную пластинку после нагревания охлаждают, не погружая в воду. Алюминиевые листы не надо нагревать совсем.

    Для работы нужны молоточки различных профилей, пуансоны, чеканы, гладилка. Все перечисленные инструменты следует обработать как можно усерднее, добиться правильной формы рабочей поверхности, отшлифовать и отполировать. Перед шлифовкой и полировкой инструменты следует раскалить, затем закалить и снова шлифовать и полировать чеканку, пока не исчезнут все вмятины и царапины.

    Для чеканки нужно иметь два слесарных молотка с квадратным и круглым концами, киянку для кровельных работ, пробойники разных размеров, 3-4 зуботехнических молоточка, один из которых следует оставить таким, как он есть, а остальные переделать, как показано на рисунке. Из пробойников можно сделать разные чеканы и пуансоны. Чеканы и пуансоны изготавливают из стальных прутьев диаметром 10-16 мм, длиной 100-120 мм. Раскаленные прутки обрабатывают различными напильниками, обтачивают на точиле и шлифуют наждачной бумагой, и, наконец, полируют полировочной пастой для стали. После обработки пуансоны и чеканы надо снова закалить. Для этого их разогревают до вишнево-красного цвета и погружают в воду или масло. Хорошо закаленные чеканы или пуансоны напильник не берет. Новичку-чеканщику надо иметь набор чеканов и пуансонов различных размеров и формы.

    С металлом надо обращаться осторожно, чтобы не было разрывов. Когда изображение проработано с одной, внутренней стороны, лист металла переворачивают лицевой стороной и начинают работать над фоном, опуская металл вокруг фигуры, делая его рельефным. Так повторяют несколько раз, пока не получат законченной композиции.

    Когда есть общий объем фигуры, фона и различных деталей, можно переходить к фактурной обработке изделия — передачи характера поверхности фигуры, фона, деталей. Она бывает гладкой, шероховатой, покрытой точками или вмятинами. Фактуру обрабатывают на свинцовой или деревянной подстилке. Большие вмятины делают на мягкой подстилке, мелкие — на твердой. Чеканка фона должна отличаться от характера чеканки фигуры. Когда работа над фигурой, фоном и деталями завершена, металлическую пластину надо отбортовать. Сгиб и отбортовка будут ровными в том случае, если линию загиба наметить гладилкой или карандашом под металлическую линейку. Загнув бортики под прямым углом к металлической плите или деревянному брусу, можно перейти к завершающей стадии обработки изделия: чернению, полировке и осветлению.

    Чернение и осветление металла при чеканке

    Чернение заключается в том, что медь или латунь быстро покрывают каким-либо окислителем. Латунь чернят азотной кислотой, подогревая пластинку на огне. Надо следить, чтобы кислота не попала на руки, из-за чего ее наносят на чеканную пластину ваткой, или кусочком ткани, привязанным к палочке. И обязательно это делать в вытяжном шкафу или на воздухе. Подогревают металл на газовой горелке или паяльной лампе, поднося к огню сторону, не покрытую кислотой. Изделие держат над огнем плоскогубцами. Сначала работа позеленеет, а при дальнейшем нагревании — почернеет. Можно несколько раз покрывать кислотой и подогревать.

    Для чернения меди пользуются поташом и серой: две части поташа и одну часть серы пережигают над огнем и разводят в кипятке; в эту смесь обмакивают кисть или ватку и покрывают металл. Медь чернят без нагревания.

    После чернения нужные места осветляют, натирая их войлоком или полировочной пастой. Законченную работу размещают на деревянной доске.

    Чтобы перенести рисунок на металл, нужна гладилка, ее изготавливают из стальной полоски 1,5х15 мм или 2×20 мм. Рабочий конец гладилки обрабатывают, прикрепляют ручку и гладилка готова. Надо только во время обработки рабочей части следить, чтобы кончик был несколько закругленным, так, чтобы при продавливании линий изображения не прорезать металлическую пластинку.

    Для чеканки требуется также стальная, свинцовая или деревянная плита, войлок, смола, смешанная с цементом или мелом. Эти материалы подкладывают под металлическую пластинку, когда наносят рисунок. Как подложкой можно пользоваться твердой замазкой или глиной. Для работы необходимы ножницы для металла, плоскогубцы, угольник, напильники и металлическая линейка. Чеканку начинают с переноса рисунка на металлическую пластинку, для этого композицию прикрепляют скрепками к пластинке так, чтобы она не скользила, и гладилкой продавливают контур изображения на металл. После того как перенесли контур, надо гладилкой, молоточками, чеканом и пуансонами извлечь металл так, чтобы на пластинке образовался рельефный рисунок.

    Пластинку с нанесенным контуром рисунка кладут на смолу, глину, войлок или другую подстилку лицевой стороной вниз и с обратной стороны бьют молоточками, чеканами и пуансонами по внутреннему контуру, в результате чего образуется рельеф.