В Манеже открылась выставка «Православная Русь. XX век. От великих потрясений к Великой Победе»: Кузьма Петров-Водкин и “сталинский социализм”.

Выставка из света

По традиции последних лет к ноябрьским торжествам приурочена очередная экспозиция из истории России. Период времени, который избирают предметом своего интереса организаторы, всё больше приближается к современности, а также становится всё короче.

В позапрошлом году выставка охватывала многовековую историю Рюриковичей, в прошлом – была посвящена трём векам Романовых. На сей раз в ней представлено менее полувека – от начала XX столетия до победы 1945 года. Период небольшой, но крайне насыщенный событиями.

За прошедшие годы устоялась традиция оформления ноябрьских экспозиций в Манеже. По сути, вся выставка собрана из света: множество проекторов выводят на стенды коллажи из фото, видео и хроники. По такому же принципу созданы детали интерьера.

Часть информации выводится на интерактивные экраны, так что иногда историю можно буквально потрогать руками.

По сравнению с прошлым годом освещение в залах (за исключением нескольких, посвящённых репрессиям) стало менее трагическим и контрастным. Звучащая фоном свиридовская «Метель» также настраивает поразмышлять.

Начало XX столетия: «Тогда ультиматумы, сейчас ультиматумы»

Одна из основных идей экспозиции – включить события церковной истории в контекст истории светской. Поэтому цитаты святого Иоанна Кронштадтского и преподобного Серафима Саровского на стенах соседствуют с фразами Стефана Цвейга и Петра Столыпина.

Большое внимание организаторы уделили началу XX века, и даже попытались свести в единую таблицу проблемы, стоявшие перед Россией накануне Февральской революции.

***

Мимо проходит бабушка в шерстном платке, долго читает написанное:

– Паралич дворянской монархии, думская оппозиция, агрессивная антиправительственная пропаганда… Тогда пропаганда, сейчас пропаганда… Ооох…

Неожиданный Петров-Водкин

Ещё одна находка выставки – организаторам удалось показать известное с неожиданных ракурсов. Так, например, здесь можно прочитать подборку стихов русских поэтов на начало войны 1914 года. Оказавшись рядом с военными стендами, и ранние строки Цветаевой, и гумилёвский «Колчан» начинают звучать по-другому.

Однако самое настоящее открытие – Кузьма Петров-Водкин.

Вы знали, что создатель «Купания красного коня» был большим поклонником живописи Возрождения? Его Богородица «Умягчение злых сердец» и «Петроградская Мадонна» рефреном проходят через всю экспозицию.

***

По залам гуляет пара, похожая на корейцев. По-русски они не говорят, но мужчина то и дело узнаёт людей на фотографиях и восторженно указывает спутнице: «Чапаев! Есенин!»

СССР – социальное государство

Временами акценты, расставленные создателями выставки, вызывают вопросы. Так, СССР, с их точки зрения – «первое в мире социальное государство».

Создание СССР связано в экспозиции, прежде всего, с окончанием Первой мировой войны, прочие подробности освещены смутно.

Храмы в СССР вроде бы и закрывали, но рассказано об этом на нескольких коллажах, где запечатлён взрыв Храма Христа Спасителя.

Остальное – как-то больше в сухих цифрах.

И вообще – описательно именуется «борьбой с религией».

Стенд, именуемый «Календарём новомучеников» на выставке есть, но начинается почему-то со… святого Вонифатия, жившего в IV веке.

Ещё удивило, но на интерактивных экранах в центральном зале корреспондентам попались исключительно святые, умершие своей смертью – Анатолий Оптинский (младший), Лука (Войно-Ясенецкий), матрона Московская…

Мелькнула-было карточка патриарха Тихона и…в ней случайно оказался чужой неисправный текст.

Залы же, которые, по мысли организаторов, должны были символизировать период репрессий, оказались самыми тёмными и неинформативными.

***

Вместо привычных бабушек-смотрительниц в залах стоят молодые ребята. Оказалось, молодёжный отдел Патриархии привлёк к работе на выставке православных добровольцев. Те, кто с историческим образованием, водят экскурсии, остальные – наблюдают за порядком.

– Сложно? – спрашиваю.

– Нет, – отвечает симпатичная девушка. – Главное, – проследить, чтобы тачпады работали. Вот у меня в зале один уже завис, так я звоню-звоню.

– А если, например, плохо кому-нибудь станет?

– Здесь дежурит «Скорая», а в залах есть такие выходы, которых никто не знает. Выведем, – улыбаются ребята.

«Сталинский социализм» – новая оценка середины XX века?

На фоне дискуссий последних десятилетий несколько неожиданно выглядит в экспозиции сталинский период. Зал, посвящённый ему, назван почему-то «Сталинским социализмом». Сама фигура «вождя народов» преподносится полемически. Например, вот так: Герберт Уэллс против Роя Медведева.

Или так: Шарль де Голль против Никиты Сергеевича Хрущева.

Только вот некоторые приведённые здесь цитаты кажутся явно вырванными из контекста. Лука (Войно-Ясенецкий):

Про высказывание Александра Исаевича Солженицына тоже не поймёшь – то ли писатель имел в виду, что в СССР героически построили Беломоро-Балтийский канал, то ли хотел обозначить, сколько жизней заключённых туда сложили:

В целом же сталинский период представляется организаторам весьма благополучным: и пятилетки выполнили, и производства в стране подняли, и цитаты вождя – опять на стендах:

Великая Отечественная – в полтора зала?

«Сталинский» зал плавно перетекает в рассказ о Великой Отечественной. К тому же целый угол здесь занят под стенд «Культура». В «Культуре» по традиции царит благоденствие – и «Весёлых ребят» сняли, и Бунину Нобелевскую премию дали, и генплан развития Москвы утвердили, и даже открыли театр «Ромэн». Портит картину только расстрел Осипа Мандельштама.

На войну, между тем, остаётся полтора зала, заполненных большими портретами и общими цифрами итогов.

Не маловато ли?

Завершает экспозицию короткий фильм, в котором, среди прочего, говорится, что «Россия переварила большевизм, и уже в 30-е годы в ней начался возврат к корням и построение традиционного для нашей страны сильного государства».

На экране Таня Морозова – Любовь Орлова («Светлый путь») сменяется Николаем Черкасовым – Александром Невским («Александр Невский» (1938)), а за ними в кадр вплывает памятник Пушкину, стоящий на месте Страстного монастыря. По-видимому, что именно из этого является «корнями», зрители могут выбрать сами.

Выставка Дон Православный 2018 проводится c 16 по 21 мая в городе Ростов-на-Дону, Россия.

Экспонируемые продукты и разделы выставки Вы можете посмотреть ниже, в блоке «Дополнительная информация». Полный список участников Дон Православный 2018 размещается на официальном сайте выставки и постоянно обновляется. Там же вы сможете найти экспонентов предыдущего года. Деловая программа Дон Православный 2018 обычно публикуется ближе к началу события.

Ваш личный календарь

Добавьте выставку Дон Православный 2018 в календарь, чтобы не потерять важное событие. Создавайте свое расписание мероприятий.

Планируете самостоятельную поездку на Дон Православный 2018?

Мы рекомендуем в период проведения выставки на Booking.com. Как добраться до выставочного центра КВЦ «ДонЭкспоцентр» можно посмотреть в каталоге мест или на официальном сайте площадки. Пользуйтесь также картами Google Maps, которая позволяет строить маршруты с использованием общественного транспорта. Не забудьте проверить место и даты выставки на официальном сайте и в календаре выставочного комплекса. Событие могут перенести, отменить, объединить с проектом схожей тематики. Обращаем ваше внимание на то, что Expomap не является организатором события и не несет ответственности за неточности предоставляемой информации.

МОСКВА, 4 ноя — РИА Новости, Алексей Михеев. Выставка "Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к великой Победе" откроется в День народного единства в выставочном зале "Манеж" и представит документы и свидетельства современников об одном из самых страшных периодов российской истории, рассказали организаторы мероприятия.

Между двумя войнами

По словам председателя Патриаршего совета по культуре епископа Егорьевского Тихона (Шевкунова), история России "между двумя войнами по переделу мира — это история жестких дискуссий". "Об этом времени надо знать правду, стараясь при этом не выносить свой суд", — считает иерарх.

Организаторы хотели попробовать ответить на вопросы об истинных причинах революций в России, рассказать, кто стоял за этими катаклизмами и как получилось их допустить. Открывающаяся экспозиция — возможность привести подлинные цифры потерь и масштабы достижений трагического периода российской истории, а также представить настоящих персонажей и героев того времени и разобраться в стереотипах восприятия эпохи, говорится в пресс-релизе мероприятия.

На пресс-конференции, посвященной открытию экспозиции, епископ Тихон подчеркнул, что события 1914-1945 годов, включившие в себя две революции, свержение монархии, террор, индустриализацию, ГУЛАГ "вместе создают потрясающе неповторимую картину, в которой сложно, но необычайно важно разобраться".

По словам председателя синодального информотдела Московского патриархата Владимира Легойды, самой важной задачей для организаторов выставки стал поиск "понятного всем языка" для рассказа "о времени, в котором жили наши дедушки и бабушки". Он считает главным смыслом мероприятия предоставить всем желающим возможность "увидеть в прошлом своих братьев".

Уникальные материалы и современные технологии

Организаторы обещают представить уникальные материалы, хранившиеся в национальных архивах под секретными грифами. Научное консультирование выставки осуществляли эксперты Института российской истории РАН.

Мультимедийная часть экспозиции включает проекционные сферы и полусферы с трехмерными панорамами и объектами, детализированные реконструкции военных сцен и сюжетов, а также интерактивные и дымовые декорации.

На выставке будет представлена мультимедийная инсталляция общей протяженностью более 200 метров. Кроме того, можно будет увидеть живые карты и книги, анимационные ролики и короткометражные фильмы.

На выставку принесут одну из самых чтимых икон

По благословению патриарха Кирилла на выставку будет принесена чтимая икона Богородицы "Державная". "Иконе, являющейся одной из главных святынь современной России, смогут поклониться все желающие", — подчеркнули в Московской патриархии. Этот образ, по словам будущего патриарха, а тогда митрополита Московского Тихона (Беллавина), был обнаружен 2 марта 1917 года в подвале Вознесенской церкви Коломенского. В этот день Николай II отрекся от престола.

Все началось с того, что крестьянка Евдокия Адрианова стала видеть во сне белую церковь и слышать повторяющееся требование "найти черную икону и сделать ее красной". Женщина рассказала о снах настоятелю Вознесенского храма в Коломенском, и после долгих поисков в подвалах церкви действительно нашли большую почерневшую от времени икону. На доске проступало изображение Младенца Христа на коленях у Богородицы, державшей в руках скипетр и державу.

В своем донесении Синоду по поводу этого происшествия митрополит Тихон писал: "По сведениям, данным членом комиссии от церковно-археологического отдела при Московском обществе любителей духовного просвещения протоиереем Страховым, икона не древняя, приблизительно конца XVIII века (не старше), по форме (вверху овальная) иконостасная, средняя, из третьего пояса (пророческого). По образу написания икона принадлежит к типу цареградских икон Богоматери. Икона, вероятно, осталась от иконостаса, бывшего от Вознесенской церкви ранее нынешнего". Вскоре после обретения икону обновили в мастерских московского Алексеевского монастыря.

После отречения Николая II от престола икона стала предметом стихийного почитания. Вскоре почти в каждом храме имелся список "Державной", при участии патриарха Тихона ей были составлены служба и акафист. Люди верили, что сама Царица Небесная отныне — единственная законная властительница России.

В советское время икона хранилась в запасниках Исторического музея. В 1990 году она была возвращена в Коломенское, в действующую Казанскую церковь. А в августе 2007 года ее провезли по русским приходам Европы, Америки и Австралии.

На выставке наградят книгоиздателей

В четверг в рамках выставки-форума "Православная Русь. Моя история. От великих потрясений к великой Победе" также состоится вручение X премии "Просвещение через книгу".

Одноименный конкурс проводится по благословению патриарха Кирилла при поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и Российского книжного союза.

В 2015 году на конкурс были поданы 174 заявки в 13 номинациях от 30 издательств.

С 4 по 22 ноября 2015 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в московском «Манеже» проходит выставка «Моя история. От великих потрясений к Великой Победе».

Масштаб и накал событий, прошумевших над Россией в первой половине ХХ века, беспримерны, исключительны. Две мировые войны, три революции, ломка вековых устоев, массовые репрессии, жестокие социальные эксперименты... И в то же время — это эпоха великих надежд, невиданного энтузиазма, творческого труда, время выдающихся открытий и достижений в области промышленности, науки, образования, литературы и искусства.

Опыт поколений наших дедов и прадедов, выдержавших небывалые испытания и вновь направивших страну на созидательный исторический путь, заслуживает самого внимательного изучения. Ведь, узнавая и осмысливая нашу историю, мы знакомимся не только с нашим народом и с нашей страной, но во многом и сами с собой. Мы обретаем уникальные, бесценные знания, которые не сможем найти больше нигде, которые станут маяком и ориентиром в понимании событий дня нынешнего и грядущего.

Каковы истинные причины революций в России? Кто стоял за этими катаклизмами? Можно ли обнаружить их механизмы? Как случилось, что власть и народ великой страны допустили подобное? Каковы истинные цифры потерь и реальные масштабы достижений этого периода? Каковы не мифологизированные, а реальные персонажи и герои того времени? Насколько близки к действительности стереотипы восприятия этой эпохи у старшего и у молодого поколений?

И, наконец, самое важное. Выдающийся русский историк Василий Осипович Ключевский оставил нам мудрое и грозное предупреждение, особо остро звучащее сегодня, когда мы приближаемся к столетию со времени тех событий: «История — это не учительница, а надзирательница: она ничему не учит, но сурово наказывает за незнание уроков».

Об экспозиции

Экспозиция, которую предстоит увидеть посетителям, основана на исторических свидетельствах и документах. Уникальные материалы, немалая часть которых до последнего месяца этого года хранились в архивах под грифами «Секретно» и «Совершенно секретно», предоставлены Государственным архивом Российской Федерации, Российским государственным архивом социально-политической истории, Центральным архивом ФСБ России, Российским государственным архивом кинофотодокументов, Государственным центральным музеем современной истории России, Третьяковской галереей. Научное консультирование осуществляли эксперты Института российской истории РАН.

Мультимедийная часть экспозиции, как и в прошлые годы, сформирована с применением самых современных технологий. Новейшие разработки, способные впечатлить самого искушенного зрителя, такие как проекционные сферы и полусферы с трехмерными панорамами и объектами, детализированные реконструкции грандиозных военных сцен и сюжетов, интерактивные и дымовые декорации, сделают путешествие по страницам отечественной истории увлекательным, незабываемым как для взрослых, так и для детей.

Живые карты и книги, анимационные ролики, короткометражные фильмы, представлены в 12 залах общей площадью более 3500 квадратных метров.

Ключом к пониманию структуры экспозиции станет мультимедийная инсталляция, сопровождающая зрителя через всю выставку, общей протяженностью 220 метров.

СХЕМА ВЫСТАВКИ

  1. Россия накануне Первой Мировой войны
  2. Российская Империя в Первой Мировой войне
  3. Февральская и Октябрьская революции
  4. Гражданская война
  5. 1920-е годы
  6. Новомученики и Исповедники Земли русской
  7. Зал-панорама «Народ»
  8. Индустриализация и коллективизация
  9. Сталинский социализм
  10. Большой террор
  11. Великая Отечественная война
  12. Победа

Экспозиция подготовлена Патриаршим советом по культуре при поддержке Правительства Москвы.

  • Благотворитель выставки: Фонд Василия Великого.
  • Генеральный информационный партнер проекта: ТАСС
  • Информационный партнер: КudаGo, журнал «Фома», радио «ВЕРА».