Цель метафоры: вызвать у девушки сексуальное возбуждение.

Ты никогда не качалась на качелях? Садишься на качели, делаешь первый толчок, плавно раскачиваясь, привыкая к новым ощущениям, и постепенно наращивая темп, вверх-вниз, вверх-вниз… Постепенно в твоем теле нарастает ощущение, сравнимое с восторгом, которое нарастает, достигает максимума… (замени качели на лошадь – результат тот же)

Однажды жила-была замочная скважина. И однажды зимой она замерзла. И сжалась. Многие ключи пытались проникнуть в нее, но не могли войти. Но тут появился совершенно особенный волшебный ключ, который сначала согрел скважину, она расширилась, согрелась. Потом добавил волшебной смазки, вошел в нее, и повернулся до щелчка.

Пример 5: Метафора на спокойное отношение к большому количеству твоих девушек (болванка)

Цель: Дать понять девушке, что у тебя много девушек, и это нормально.

Жила-была роза, которая активно мечтала о своем будущем. В этом будущем было много всего – и принц на белом коне, и другие мысли, которые для розы могут означать только мечты. И однажды она познакомилась с великолепным шмелем, который был просто великолепен. И они общались, он прилетал каждый день. И однажды эта роза узнала, что этот шмель каждый день летает не только к ней, а еще ко многим другим розам, гаргониям, гераньям и другим цветам. Сначала роза хотела больше не общаться с этим шмелем, но спустя некоторое время поняла, что лучше получать радость от общения с этим великолепным шмелем раз в неделю, чем никогда не общаться с ним.

Выводы

Множество других примеров метафор на разные темы доступны на форуме проекта lover.ru (http://forum.lover.ru), поместить их внутри этой книги сложно из-за большого объема. Так что читай форум, там много вкусного.

Глава 38. Техники капсулирования (кокона)

Для начала, расскажу историю о человеке, который все делал неправильно.

Однажды, мы с моим другом Гипнотерапевтом участвовали в загородной тусовке одной компании. Присутствовало около 50 человек, среди которых было некоторое количество мужчин и определенное количество женщин.

Не все женщины были сексуально привлекательны, но некоторые возбуждали фривольные мысли. На наших глазах происходило одной действие, растянутое на 4 дня. В этом действии был замешан Мужчина (М) и Женщина (Ж).

Описание внешности М: около 30 лет, лысина, достаточно высок, слегка полон, интересные метасообщения "Поиграйте со мной кто-нибудь" и странный талант вызывать отвращение. Русский вариант Иранца из зада. Этот человек очень плохо одевается, отвратительно говорит, у него проблемы с дикцией, невербалика убога до ужаса. Ж достаточно мила, симпатична, обладает хорошей фигурой, улыбкой. Приехала на тусовку одна, то есть без ансамбля. По внешности - около 7 баллов из 10. Метасообщение "хочу секса, но поломаюсь". Легко идет на любой вербальный контакт.

Развитие событий, день 1

Народ собрался в одном месте, организаторы выступили с зажигательной речью, состоялся процесс знакомства народа друг с другом. В момент ближе к вечеру Ж. не повезло нарваться на М. Оказалось, что М. хорошо знает компанию, где работает Ж. Начался разговор про работу, хотя Ж. ВЕСЬМА настойчиво говорила о том, что она приехала сюда отдыхать. Похоже, что врожденная вежливость Ж. не позволила послать в пешее эротическое путешествие М., который раз за разом передавал приветы сотрудникам и сотрудницам Ж. Это действие продолжалась около часу. Почему-то мы с моим другом решили, что скоро женщина этого мужчину пошлет очень далеко, а потом один из нас сыграет на контрастах. На этой веселой мысли мы пошли спать по разным комнатам:). Похоже, что М. и Ж. станцевали потом несколько медленных танцев на дискотеке и пошли спать. Спасть не в смысле «заниматься сексом».

Интересное развитие событий, день 2

Во второй день начался тот самый тренинг, из-за которого народ собрался на тусовке. М. и Ж. сидели рядом на пионерской дистанции. Кинестетики строго не было, но они постоянно работали в одной группе. М. явно активно участвовал в тренинге, но делал это чрезмерно неадекватно, что постоянно на него переключало жестокие утилизации, которые вызывали дикий смех над М. Грешным делом, то же делал и я. Последствия этих событий состояли в том, что над М. начало глумиться общественное бессознательное, то есть группа народа включила этого человека в игнор лист. Ж. постоянно оставалась с ним. На любые попытки людей завести беседу с Ж. появлялся М., который всеми возможными способами прерывал коммуникацию "посторонних" с Ж. Он пас ее постоянно. Вечером опять были танцы, опять интересное развитие событий. М. носил за Ж. верхнюю одежду и вообще исполнял роль "собачки на побегушках". Мы с моим другом ждали момента посыла, попутно развлекаясь, как могли. Благо, получилось так, что на этом собрании людей был некоторый дефицит хороших мужчин. Ради интереса я заговорил с Ж. ближе к вечеру, когда она на некоторое время осталась одна. Разговор продолжался меньше 2 минут, пока не появился М. Его выход сопровождался фразой "спокойной ночи" и они опять ушли. Спать или общаться. По невербалике было видно, что секса у них все еще пока не было.

События достигают апогея, день 3

Утро, день. Секса у них не было, от чего мы с моим другом шизели на полную катушку. М. проявил себя одновременно и короткозавернутым тормозом с гипертрофированной обратной связью. Ужасно, но он ее даже не трогал. Первый кинестетический контакт состоялся поздно вечером третьего дня. Похоже, что в этот вечер и ночь М. наконец отодрал Ж.

Конец. День 4

Днем они уехали.

Анализ ситуации: мужчина с одной стороны ВСЕ сделал неправильно, он работал не по канонам нашей школы, он тормозил и вел себя отвратительно. С другой стороны, он продемонстрировал интересную модель поведения, которая имеет право быть - ему дали. Итак, что он делал, по шагам:

1. Нашел женщину.

2. Завладел ее вниманием.

3. Создал "капсулу" общения.

4. Сделал так, что с ним, а заодно с женщиной никто не общался.

5. Вынудил женщину общаться только с ним.

Еще раз повторяю - этот человек внушает мне своим поведением, отсутствием фантазии и неадекватностью отвращение. Но его модель соблазнения была в этом контексте удачна. Это не значит, что я буду эту модель когда-либо применять - это значит, что у этого человека я научился некоторым новым приемам. И что самое страшное - он зря ее увез. В Москве он не сможет поддерживать капсулу и блокировать внешние факторы. В общем, в городе девку он потеряет моментом.

В этой истории есть главное действующее лицо, и это не М или там Жо. Главное действующее лицо в этой истории – Кокон. Именно эффекту кокона эта история посвящена, и именно Кокон может помочь тебе соблазнить девушку твоей мечты. Начнем.

Жизнь прожить - не поле перейти;
Жизнь – не только голубое небо,
Иногда на жизненном пути
Мы находим камни вместо хлеба.

Иногда теснится в сердце боль;
Иногда – тяжелая утрата;
Иногда, не совладав с собой
Мы бросаем камень в спину брата.

Называясь именем Христа
Мы живем, как будто и не верим;
Не желая для себя креста
Обретаем новые потери.

Обращаясь к Богу в тишине
Мы не слышим Божьего ответа;
И, блуждая ощупью во тьме,
Привыкаем жить, не видя света.

В чем причина, кто...

Жизнь моя полосатая,
Как тельняшка на мне.
То, я птица крылатая,
То, как червь на земле.
Не всегда был удачлив я
Иль поко́рен судьбе.
Потому полосатую
Жизнь устроил себе.

Повидал много всякого
Разноцветья чудес,
От глубинного мрачного,
До сиянья небес.
Чередою проходит всё,
Как добро, так и зло.
Но душой не остыл ещё,
Знать, пока повезло.

Волны вновь норовят крутнуть
Из огня в полымя,
Успеваю едва глотнуть
Воздух жизни в себя.
И опять устремляюсь ввысь,
Жизнь, как...

Жизнь хмельнее солода
И крепче коньяка.
Что придёт без повода,
Уйдёт она в века.

Жизнь подобна пламени,
Вскоре догорит.
Будет еще с ними ли,
Только вдаль летит.

Жизнь укроет чарами
Крыши всех домов.
Падать под ударами
И не видеть снов.

Жизнь порою длинная,
Нам чего-то ждать.
Часто агрессивная,
Смерть не миновать.

✍️
Жизнь сатанеет, жизнь стервенеет.
Стою и смотрю, край неба алеет.
Всё не напрасно, всё не нарочно,
Пожалуй, лишь это и знаю я точно.

Только что солнце вставало и грело,
Только что с запада небо алело...
Вот уже вьюга, вот уже тучи.
Жизнь- штука мудрая, многому учит.

Грустно бывает в минуты усталости,
Вы уж простите такие мне слабости.
Это- экзамен мне на выживание.
Полностью жизнь познаётся в страдании.

Вот и страдаю, судьбой мне повелено.
Как повзрослела? Безмерно...

Жизнь течет, и мимо с блеском
Пролетают города.
Всё пройдет, от сердца с треском
Оторвётся навсегда.

Люди, здания, заботы-
Всё мелькает за окном,
По дороге на работу
Каждый грезит о своём.

В этой жизни монотонность
Вдруг влетает человек,
Удивляя ту покорность,
Что была здесь целый век.

Он эмоциями хлещет,
Каждый жест его красив,
Доказательствами блещет,
Он всегда красноречив.

Он не ждет и не играет,
Он бежит всегда вперёд,
Вместе с миром он летает,
Отдышаться не даёт...

Жизнь с чистого начну листа,
Оставлю в прошлом все тревоги.
Возьму я радуги цвета,
Раскрашу ими все дороги.

По ним пойду искать друзей
И сердце верное в придачу.
Открыта будет в сказку дверь.
Я счастлив буду и удачен.

Найду друзей, любовь мою,
И с ними больше не расстанусь.
Наполню счастьем жизнь свою.
Звезду удачи я достану!

Тарас Тимошенко
07.01.2018

Жизнь- это сложная штука,
Люди в ней беззащитные птахи,
Ссоры, слёзы, неприятности и крахи,
Безответная любовь это же мука!

Жизнь-это Божий подарок,
Но не у всех усроенна она,
Мой догарает надежды огарок,
Чаша любви вся иссохла до дна!

В ней столько много грубой лжи,
В ней столько много дикой боли,
О ангел мой, прошу, любовь мне одолжи,
Я не такая как кажусь, устала я от этой роли!

И почему настолько зол народ?
И почему они пускают злые сплетни?
Не закрывают не на миг они...

Вызов секуального желания (Mr_X)

[погружение в транс, первая спираль] Эту историю рассказал мне один хороший приятель, он живет в подмосковье, а работает в Москве, по этому ему приходится каждый день ездить на электричке туда и обратно. В тот теплый, летний день, он как обычно спешил к станции. Он шел по извилистой лесной дорожке, вокруг было много зелени, были слышны трели птичек, шелест листвы, он вдыхал всей грудью ароматы леса, приятный ветерок трепал его волосы и настроение у него было на высоте. Так, совершенно незаметно для себя, он дошел до станции, сел в ожидающий отправления поезд и приятно расположился на скамейке в вагоне. Поезд плавно тронулся, его немножко прижало к спинке сиденья, за окном послышалось мерное постукивание колес, он расслабился и погрузился в свои мысли [пауза], часто, от нечего делать долгое время наступает скука, грусть или какое-то другое чуство. Он захотел развеяться, купил у продавца газет, какой-то журнал с яркой, глянцевой обложкой и стал его листать с интересом. Его удивила небольшая статья, в которой описывалась
история произошедшая с одной девушкой.

[девушка в трансе, начинаем вторую спираль с вызовом стостояния]

Жила была девушка, в небольшом городке, возможно это было давно или недавно, история умалчивает. Стоял жаркий летний полдень. Солнце буквально плавило асфальт, воздух на улице был душным. В такой воскресный день она прогуливаясь по парку. Hе смотря на легкую, прозрачную одежду, ей было жарко, солце буквально разогревало ее. Красивые фонтанчики, расположенные по всему парку только усиливали ее желание[пауза] почуствовать себя где-то в прохладном месте или хотя бы прикоснуться к кусочку льда. Где-то впереди от себя, девушка увидела небольшой киоск, с надписью мороженное, и она поспешила к нему. Ей больше всего понравился розовенький, клубничный шарик мороженного в вафельном стаканчике. Когда она взяла ЕГО[маркируем на хуй] в руки, ее глазки заблестели, по телу пронеслась небольшая дрожь, появилось какое-то необъяснимое желание скорее лизнуть ЕГО[еще раз маркируем]

У же через пять минут она наслаждалась его приятным вкусом, ей так хотелось скорее проглотить его, что она обхватила шарик губками и не вынимала его изо рта. Еще через некоторое время, когда она уже заканчивала[пауза] доедать это мороженное, несколько капель сладкого сока случайно попали ей на грудь, это произошло так неожиданно, что она даже ойкнула, слегка испугавшись, но потом улыбнулась, собрала их на пальчик и слизнула. [Предполагается пик состояния, ставим кинестетический якорь] Приятная волна раслабленности раскатилась по всему телу, ей стало хорошо. [пауза, пусть помечтает;)] Чуть позже, когда она уже направлялась домой, в сторону выхода из парка, ее кто-то окликнул в далеке, она обернулась и увидела свою старую подругу, они подошли к друг другу, поздаровались. Подруга была жуткая болтунья и тут же стала делиться с девушкой последними сплетнями и событиями. И в конце разговора вспомнила, что видела удивительный сон, который конечно захотела рассказать. Послушай, что мне приснилось сказала она и начала рассказвать.

[начинаем третью спираль с вызовом стостояния]

Идет она по улице, на дворе лютая зима, все белым бело, под ногами бежит снежная поземка. Дует сильный ледяной ветер, казалось пробирается под одежду и холодным прикосновением, пускает мурашки по коже. Под ногами похрустывает снег. Подняв воротник и повернув лицо в сторону от ветра она спешит домой. Только поднявшись к себе в квартиру, она почуствовала себя в комфорте, захотелось скорее согреться, окунуться в тепло. Скорее в горячий душ, подумала она. Быстро сбросив с себя не нужную одежду, она забралась в ванную. Послышалось мерное шипение воды из душа. Hад головой поднялись, пьянящие облака пара. Горячии потоки воды стали приятно обволакивать все тело, где-то разделяясь, на ручейки, где-то собираясь во единый поток. Она почувствовала, как вода струится по телу, по лицу, и когда она ощущает это, ее глаза закрываются от удовольствия, ее дыхание становится медленным и глубоким, тело наполняет тепло, словно оно исходит от сердца. Тепло распространяется по всей груди. Потом ниже. Тепло заполняет ее живот, опускается еще ниже, она чувствует, как внизу живота становится тепло и влажно. Она чувствует пульсацию внизу живота. Приятную пульсацию. И пустота наполняется приятным теплом. Ощущения становятся все сильнее. [Предполагается пик состояния, якорим по другому] Ей стало очень приятно и хорошо, она рассалбилась. Она захотела подумать о чем-то волнующем, приятном и погрузилась в свои мысли.[пауза] Как же приятно оказаться сейчас во власти воды[маркируем на себя], просто отдаться тем приятным ощущениям, забыться и получать удовольсвие, это может длиться бесконечно.

[конец третьей спирали]

Вот такой сон, мне приснился, сказала подруга, неожиданно вспомнив про какое-то срочное дело, попрощалась и поспешила в другую сторону. Девушка направлилась на выход из парка и продолжила свою прогулку.

[конец второй спирали]

Дочитав статью до конца, приятель оторвался от журнала, глянул в окна вагона и увидел, что это его конечная станция. Он свернул газету в рулончик, сунул в карман сумки, встал, вышел из вагона и продолжил свой путь на работу.

[конец первой спирали]

Создание особой связи (Pansa)

Особая связь. Жила-была скрипка, старинная, благородная, из дорогого дерева. У нее было чудесное звучание и вместе с ней хотели играть одну мелодию многие инструменты. Кому-то она отказывала, кому-то давала свое согласие. Прежде чем принять решение, она оченивала другой инструмент по всем качествам - как он звучит, как выглядит, насколько он благороден и, возможно, по каким-то еще. И она всегда выбирала самые лучшие, но ни разу она не получала удовольствия от совместной игры. Мелодии были прекрасны, но это играли два инструмента, а не дуэт. Она чувствовала безразличие и к мелодии и к партнеру. Однажды, кто-то посоветовал ей обращаться к своей душе, а не к своему разуму при выборе и обращаться к своим чувствам во время игры. Она долгое время не следовала этому совету. Она не понимала как может понравиться играть с менее хорошим партнером. И, наконец, она решилась попробовать. Она прислушалась к своей душе и выбрала новенький рояль, не очень красивый и совсем не благородный, но с неплохим звучанием. Они начали играть и, вдруг, она почувствовала особую связь с этим роялем, особую привязанность к нему. И она поняла, что никогда и ни с кем не играла такой прекрасной музыки. Она отдавалась ей вся и получала от этого необыкновенное удовольствие. С тех пор она при общении с каждым инструментом искала эту чудесную связь. Возможно, это получалось у нее редко, возможно, часто, этого никто не знает, но все ее мелодии стали красивее и насыщеннее чувствами.

Метафорический развод на секс (Костя Вихорнов)

(бла-бла-бла) Однажды я разговаривал с одной моей хорошей знакомой. Мы общаемся очень давно и у нас нет друг от друга секретов. И я спросил у нее "У тебя когда-нибудь было так, что тебе кто-то очень нравится? Что с тобой тогда происходит?". "Да" - ответила она, и рассказала как однажды она встретила одного человека, который мне очень понравился. Он улыбнулся ей и она почувствовала что-то необычное. Все ее внимание сфокусировалось на его лице. И тут она почувствовала легкое возбуждение, все чувства ее обострились, она почувствовала как дыхание ее ускорилось, стало более
быстрым. Щеки ее покраснели. Она почувствовала как сердце ее стало биться все сильнее и сильнее. А в груди она ощутила какое-то особое чувство, превращающееся в жгучий огонь. Этот огонь разлился по ее груди и вниз, по животу. Такой пульсирующий, возбуждающий, необыкновенно приятный, льющийся вниз и превращающийся в всепоглощающую страсть к нему (показать на себя). И тут она почувствовала невероятное желание. Желание ощутить его (показать на свой хуй) внутри себя как можно скорее. (Тронуть ее - поставить якорь.) Это желание поглотило ее всю. Hевероятное возбуждение охватило ее. (Якорь.) Она обняла его (показать на себя) и потом всю ночь она страстно занималась с ним (показать на себя) любовью. "Да" - ответил я ей - "мне это хорошо знакомо. Это просто потрясающе здорово, когда все так хорошо происходит".

(бла-бла-бла)

Метафора на вызов сексуального возбуждения (Суворов Андрей)

Желаемое состояние: вызвать сексуальный интерес.

Однажды один шаман собрал все свое племя. Когда все люди расселись поудобней, он сказал: <Сейчас я вам расскажу одну историю. Историю занимательную и поучительную.> И та история была о жизни одной маленькой лампочки, которые производятся во множестве на наших заводах, которые мы часто можем вкручивать и выкручивать. За свое долгое время жизни история превратилась в легенду, или балладу, или во что-то еще. Послушай эту интересную историю.

Это была маленькая лампочка, которую сделали огромные машины, которые в свою очередь были созданы умелыми руками хороших мастеров. Поместили её в специальную картонную коробку и отправили в далекий город Магадан. Долго она путешествовала по бескрайним просторам нашей родины. Возможно, неделю, а может и месяц, а может даже и два. Сначала тряслась в душной коробке переполненного вагона, затем мерзла, когда при перелете на большом самолете. И наконец, она прибыла в славный город Магадан. Попала наша красавица в умелые руки монтеров. И стали ее использовать для анализа напряжения. Часто ее вставляли и вкручивали, пытаясь найти это самое таинственное напряжение. Всегда выручала рабочих наша лампочка. Легко вставлялась в самые ржавые и сухие патроны, легко проворачивалась до самого конца, и также свободно вращалась обратно, от чего патроны изменялись, становились свежей и просторней. Очень сильно полюбили её мастера. Она стала для них близкой и родной. Выручала она их везде, легко входя в любые патроны.

Шли годи, и постепенно старела наша красавица. Hе так свежи уже были ее края, не до конца уже она входила в патрон. Hо из всех сил старалась помочь наша маленькая лампочка. Hо однажды она не смогла войти в патрон, и так старалась и этак. Слишком сухими были края, чтобы в него она легко вошла. Hе ожидали такого мастера. Пригорюнились. Увидела это наша лампочка, и тоже пригорюнилась. Hе хотела она, чтобы горевали ее мастера. Пробовала и так, и подругому. Hо не получалось у нее. Тогда открыла она свой потайной люк, где хранилась потайная смазка, и вошла легко в этот старый патрон. И умерла сама.

Увидели это мастера и починили любимую лампочку. Возвратили ей жизни. И положили на видное место, чтобы все видели и помнили о лампочке. По сей день можно видеть в далеком Магадане в одной из управлении нашу лампочку.

Для большинства людей метафора - это инструмент поэтического воображения и риторической пышности, который используется в исключительных случаях, а не в обычной речи. Более того, метафору обычно считают только характеристикой языка, игрой словами, которая не отражает мыслей или действий. Поэтому большинство людей думают, что они могут прекрасно обходиться без метафор. Нам удалось обнаружить, что, наоборот, метафоры постоянно встречаются в повседневной жизни, и не просто в речи, но в мыслях и действиях. Наша обычная система представлений, на которой основаны наши мысли и действия, принципиально метафорична по своей сути.

<.. .> Метафоры и метонимии не возникают случайно, а образуют логичные последовательные системы, в рамках которых мы осмысляем наш

опыт. Тем не менее в по-вседневно используемых метафорических выражениях легко найти явную непоследовательность. Мы не проводили полного

исследования этого вопроса, но, подробно рассмотрев лишь некоторые примеры, обнаружили, что они вовсе не лишены логики, хотя на первый взгляд создается именно такое впечатление. Давайте посмотрим.

Любовь - это путешествие


Смотри, как далеко мы зашли. Мы стоим на перепутье. Нам придется идти каждому своей дорогой. Мы теперь не можем повернуть назад. Я не думаю, что эти отношения к чему-нибудь приведут. К чему же мы пришли! Мы застряли на полпути. Путь был долгим и тернистым. Наши отношения зашли в тупик. Мы топчемся на месте. Наш брак пошел ко дну. Мы сбились с пути. Мы завязли в этихотношениях.

Любовь - это физическая сила (электромагнитная, гравитационная и т. п.)

Я почувствовал между нами электрическое напряжение. Меня тянуло к ней как магнитом. Их безудержно тянуло друг к другу. Между ними сразу же возникло притяжение. Вся его жизнь вращается вокруг нее. Атмосфера вокруг них всегда заряжена. В их отношениях ощущается невероятная энергия. Они потеряли импульс.

Любовь - это болезнь

Это нездоровые отношения. У них сильная, здоровая семья. Их любовь умерла - ее невозможно оживить. Их отношения пошли на поправку. Мы снова встаем на ноги. У них вялые отношения. Их брак находится на последнем издыхании. Он ею уже переболел.



Любовь - это безумие

Я сума схожу по ней. Она сводит меня сума. Он все время ею бредит. Он от нее потерял голову. Он любит ее до безумия. Я без ума от Гарри.

Любовь - это магия

Она меня очаровала. Волшебство исчезло. Я был околдован. Она меня загипнотизировала. Он меня заворожил. Я от него в трансе. Я ею очарован. Она меня заколдовала.

Любовь - это война Всем известно множество его быстрых побед. Она пыталась его завоевать, но победила его возлюбленная. Она перешла а наступление,

а он спасался бегством. Она упорно его преследовала. Он постепенно завоевывает позиции в ее сердце. Он завоевал ее руку и женился. Он ее покорил. Ее осаждают поклонники. Ему приходится отражать их натиск. Он завербовал на свою сторону ее друзей. Он

сделал своим союзником ее мать.

George Lakoff, Mark Johnson. Metaphors We Live By. - Chicago: University of Chicago Press, 1980. P. 3, 41, 45, 49.

СТАНОВЯТСЯ ЛИ ДЕВУШКИ СИМПАТИЧНЕЕ ПЕРЕД ЗАКРЫТИЕМ:

МУЗЫКА В СТИЛЕ «КАНТРИ» И «ВЕСТЕРН» В ПРИЛОЖЕНИИ К ПСИХОЛОГИИ

Джеймс У. Пеннбэйкер, Мэри ЭннДайер, Р. Скотт Колкинс, Дебра Линн Литовиц, Филип Л. Экерман, Дуглас Б. Андерсон, Кевин М. Макгроу

James W. Pennebaker, Mary Anne Dyer, R. Scott Caulkins, Debra Lynn Litowitz, Phillip L. Ackerman, Douglas B. Anderson, Kevin M. McGrow.

Don"t the Girls Get Prettier at Closing Time: A Country and Western Application to Psychology. - Personality and Social Psychology Bulletin, Vol. 5, No. 1, 1979. P. 122-125.

Примечание редактора. Откуда берутся наши представления о романтической любви? Они формируются подвлиянием того, как нас любили в детстве, как наши родители любили друг друга, какие книги мы читаем, какие фильмы смотрим, какие песни поем и под какие танцуем. Музыка в стилях «кантри» и «вестерн» является для социальных психологов чрезвычайно богатым источником познаний, утверждают Пеннбэйкер и его коллеги. В ней отражаются взгляды нашей культуры на аффилиацию, аттракцию и любовь - взгляды, которые мы усваиваем, когда слушаем эти песни. Каждый из нас, наверное, может вспомнить песню, в которой высказывается гипотеза, допускающая проверку. Пеннбэйкер и его коллеги провели полевое исследование, чтобы проверить мысль, высказанную звездой музыки «кантри» Мики Гилли: «Все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».*

"Примечание а в то р о в. К сожалению, музыкальный мир еще не подчиняется указаниям Американской психологической ассоциации, предписывающим не использовать в языке сексистские выражения. Поэтому при любом упоминании в цитатах слова «девушки» следует понимать его как «представители противоположного пола».

Музыкальный автомат - этот типичный для любого американского бара атрибут - уже давно является богатым источником социально-психологических истин. Всего за четверть доллара исследователь может получить отличную гипотезу (три гипотезы за 50 центов). Хотя подходящие для проверки идеи можно почерпнуть в музыке самых различных стилей, таких как джаз, диско и рок-н-ролл, но музыка «кантри» и «вестерн» (ниже - «К и В») предоставляет самый богатый выбор разнообразных тем, которые особенно легко интерпретировать как с точки зрения концепции ослабления побуждения, так и с использованием информационного подхода.

Распространено ошибочное мнение, что в песнях «К и В» поется только «про маму, или про поезда, грузовики, тюрьмы, или про то, как кто-то напился» (Coe, 1974). Однако при более внимательном рассмотрении оказывается, что эта музыка изобилует темами, затрагивающими такие теоретические вопросы, как справедливость («Твое сердце обманет тебя» - Williams, 1939), диссонанс («Парень по имени Сью» - Cach, 1970) и самовосприятие («Я почти согласился [пока не увидел]... в зеркале себя в свадебном костюме» - Wynette, 1968). Конечно же, в ней прекрасно представлен один из американских психологических «хитов» всех времен - теория подкрепления (например, «Если у тебя есть деньги, милый, у меня найдется время для тебя» - Frizzel, 1951).

Несмотря на то что психологи прикладывают героические усилия, стараясь идти в ногу с развитием музыкальных течений, они отстали с изучением темы воспринимаемой физической привлекательности. Особенно актуальное направление исследований было предложено в контексте теории реактивного


сопротивления 8 и суждений о привлекательности альтернатив перед принятием решения. Классические результаты Линдера и Крэйн (Linder, Crane, 1970) показывают, что с уменьшением времени, отводимого на принятие решения, в восприятии человека альтернативы становятся более сходными по степени их привлекательности. В эксперименте этих исследователей испытуемые оценивали при-влекательность двух альтернатив сразу же после того, как узнавали, сколько времени у них осталось до принятия окончательного решения (3, 8 или 15 минут). Было обнаружено, что когда на принятие решения отводилось 3 минуты, то в восприятии испытуемых степени привлекательности альтернатив были более сходными друг с другом, чем когда у испытуемых было 15 минут. Хотя авторы не обратили на это особого внимания, но привлекательность менее предпочтительной альтернативы по сравнению с более предпочтительной альтернативой возрастала по мере того, как приближалось время принятия окончательного решения. Кроме того, анализ оценок альтернатив показывает, что когда на принятие решения испытуемым отводилось 3 минуты, обе альтернативы казались им более привлекательными, чем когда у них было 15 минут. Эти данные согласуются с мнением Уикланда Wicklund, 1974), который утверждает, что индивидам больше нравятся поступки, возможность совершения которых не гарантирована, и что временные ограничения, накладываемые на принятие решения, эффективно выступают в роли" угрозы свободе индивида при выборе альтернативы.

В соответствии с этими рассуждениями можно считать, что звезда музыки «кантри» Мики Гилли (Mickey Gilley, 1975) выдвинул следующую гипотезу: индивиды противоположного пола кажутся более привлекательными по мере уменьшения количества времени, которое остается для принятия решения о том, вступать ли с ними во взаимодействие. Надо отдать должное Гилли - он помог исследователям, предложив методику для проверки гипотезы о том, что «все девушки становятся симпатичнее перед закрытием».

МЕТОДИКА Испытуемые

Сто три испытуемых, 52 мужчины и 51 женщина были отобраны из посетителей трех питейных заведений, до которых можно было дойти пешком из респектабельного Южного университета. Испытуемых отбирали как можно более случайно, лини? со следующими ограничениями: потенциальный испытуемый не должен был беседовать с представителем противоположного пола, не должен был быть пьяным, недееспособным или недоступным по каким-либо другим причинам (например, находиться в центре группы). Экспериментатор, который выбирал испытуемого и затем к нему обращался, был одного с ним пола.

Процедура

«Если бы я ставил им оценки от 1 до 10, то искал бы "девятку", но подошла бы и "восьмерка"...» (Gilley, 1975)

Эксперимент проводили три пары (мужчина и женщина) экспериментаторов. Каждая пара в четверг вечером заходила в один из трех баров три раза в назначенное время (в 21 час, в 22:30 и в полночь). Бары закрывались в полпервого ночи. Каждый из экспериментаторов выбирал первого попавшегося испытуемого одного с собой пола, подсаживался к нему и спрашивал, не согласится ли он (или она) ответить на пару вопросов для психологического

исследования. Все испытуемые, к которым обращались экспериментаторы, согласились.

После первого знакомства экспериментатор спрашивал: «Какую оценку по шкале от 1 до 10 вы бы поставили присутствующим здесь сегодня представителям противоположного пола, если оценка "1" означает "непривлекательный", оценка "5" - "средний", а оценка "10" - "очень привлекательный"?» Получив ответ, экспериментатор спрашивал: «Если бы вы были [представителем противоположного пола], как бы вы оценили по той же шкале присутствующих здесь [представителей вашего собственного пола]?» Отметим, что испытуемых просили дать общую оценку всем представителям противоположного или своего пола, присутствовавшим в заведении. Затем экспериментатор благодарил испытуемого и уходил.

Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Метафора как сценарий жизни

У каждого из нас существует свое представление о жизни, которое формируется на основе нашего жизненного опыта. Бывает, затрудняясь сказать, что собственно не так, люди начинают метафорически описывать свою жизнь:

«Моя жизнь напоминает зал ожидания на большом вокзале… скамейки, сквозняки, за окном бегут люди, они меня не видят, они спешат, садятся в поезд или такси. Им есть куда и к кому ехать… А я сижу и жду… Вдруг что-нибудь произойдет… И моя жизнь наконец начнется…» (героиня фильма «Девушка на мосту»).

Работая с людьми, важно знать – внутри и посредством какой метафоры он живет: что он думает о жизни, окружающих людях и о себе. Эта метафора – точка зрения человека на свою жизнь, на основе которой он и формирует свою личную реальность.

Поэтому, в начале работы, я иногда предлагаю своим «пациентам» сформулировать метафору своей жизни, а затем вместе «расшифровать» (проанализировать) ее.

Работая с метафорой человека, вы можете достаточно точно понять, что происходит в его жизни: есть ли у него запас сил или он живет на пределе, он на подъеме или в упадке, в борьбе или в обороне, что он хотел бы изменить и чего боится, в каком направлении движется, его жизнь осмысленна или смысл утерян.

В последнем случае вы можете помочь человеку создать новую метафору, найти новый смысл. Другой метафоре будут соответствовать и другие чувства, другие модели поведения, другие ресурсы, позволяющие найти решение проблемной ситуации.

ОЧЕНЬ ЧАСТО, ГОВОРЯ О ЖИЗНИ, ЛЮДИ ИСПОЛЬЗУЮТ СЛЕДУЮЩУЮ МЕТАФОРУ: «ЖИЗНЬ - ЭТО БОРЬБА»

Что это может значить? Например, то, что человек, для которого «жизнь – это борьба», не сможет уже воспринимать ее как «прекрасное путешествие». «Боец видит повсюду брошенный ему вызов…» (К.Кастанеда)

Чтобы достичь желаемого, такому человеку приходится преодолевать немало испытаний и трудностей. Они априори «вписаны в жизнь». Без них нет самой жизни (для него).

Борьба предполагает наличие цели. У каждого своя цель в этой борьбе: кто-то сражается за независимость, кто-то за выживание, кто-то за идею и т.д. Тогда стоит поинтересоваться: какова цель, которую преследует данный человек в своей борьбе?

Он ведет открытую борьбу или «партизанит», тайно «пуская под откос поезда»?

Кем себя видит человек, живущий в данной метафоре? Он «опытный боец» или «наивный юнец»? А может он уже – «труп», человек, «падший в неравном бою»?

Живя в данной метафоре, вы воспринимаете большинство людей как противников (или в лучшем случае временных соратников по борьбе). Вы бесконечно атакуете позицию врагов и защищаете свою. Ваш стиль жизни – сражение, победа или поражение, ваш девиз «кто не с нами, тот против нас».

Вы испытываете глобальное недоверие к миру, пребываете в хроническом напряжении и тревоге, разглядывая других людей через снайперский прицел винтовки и живя по принципам «око за око – зуб за зуб», «либо я их, либо они меня», «не верь, не бойся, не проси». Мягко говоря, вас многие недолюбливают…

СОВСЕМ ДРУГОЕ ДЕЛО, ЕСЛИ ДЛЯ ВАС «ЖИЗНЬ – ЭТО ИГРА»

Согласно данной метафоре, каждому человеку в жизни отведена определенная роль (а что за роль у вас?).

Поступки человека – игровые ходы, последствия – выигрыш или проигрыш.

Близкие к данной метафоре определения: «вся жизнь – театр, и люди в нем актеры», «жизнь – это приключение».

А ЧТО, ЕСЛИ ВАША «ЖИЗНЬ – ЭТО ТАНЕЦ»?

Данная метафора «намекает», что в жизни, может быть, нет логического смысла, зато есть красота. Красота танца зависит от умения ловить его ритм, и все, с кем вы встречаетесь в жизни, являются вашими партнерами по танцу.

… ТАНЦУЙ и не останавливайся. Какой в этом смысл - не задумывайся. Смысла всё равно нет, и не было никогда. Задумаешься - остановятся ноги… все твои контакты с миром вокруг оборвутся… поэтому никак нельзя, чтобы ноги остановились. Даже если всё вокруг кажется дурацким и бессмысленным - не обращай внимания. За ритмом следи - и продолжай танцевать… выжми себя как лимон. И помни: бояться тут нечего. Твой главный соперник - усталость. Усталость и паника от усталости. Это с каждым бывает. Станет казаться, что весь мир устроен неправильно. И ноги начнут останавливаться сами собой… а другого способа нет, обязательно нужно танцевать. Мало того: танцевать очень здорово и никак иначе. Так чтобы все на тебя смотрели… так что - танцуй. Пока играет музыка - ТАНЦУЙ.. (Х.Мураками, Дэнс, дэнс, дэнс)

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДОРОГА (ПУТЬ, ПУТЕШЕСТВИЕ)»

Путешествие может быть совместным или одиноким. Дорога может быть бесконечная, длинная, извилистая, скользкая, полная преград, трудная, опасная, непредсказуемая, веселая… Какая она для вас?

У дороги, есть начало и конечная цель. И тогда, что это за цель? На каком вы этапе пути?

Человек может «стоять на перепутье», «идти своей дорогой», «прокладывать свою колею» (свой путь) или двигаться в толпе.

БЛИЗКОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ - ЭТО ВОСХОЖДЕНИЕ»

Предполагается, что в жизни есть некоторая вершина, на которую нужно взойти. Путь на нее не прост и опасен, но вершина стоит того, чтобы стараться. Этой метафорой часто описывается духовный путь или карьера. А есть ли вершина в вашей жизни? Если да, в чем она заключается?

МЕТАФОРА – «ЖИЗНЬ - ЭТО ШКОЛА» (БОЛЬШАЯ, ЖЕСТОКАЯ, ВЕЧНАЯ)

Если мы принимаем эту метафору, мы верим, что приходим в этот мир, чтобы научиться чему-то важному, познать, приобрести важный опыт. Как жизнь подразделяется на этапы (детство, юность…), так и школа состоит из разных классов (младшие, средние и старшие).

В школе вы получаете различные оценки, в некоторых случаях вас наказывают, в некоторых – поощряют (метафоры «ада и рая»)».

Для кого-то жизнь – это тяжелый урок, прерываемый короткими переменами (счастьем), или длинный урок смирения, в результате которого вы приобретаете множество навыков.

ПОХОЖЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ: «ЖИЗНЬ – ЭТО ЭКЗАМЕН»

На каком вы находитесь этапе: все еще готовитесь или уже сдаете? Как вы поймете, что «экзамен успешно сдан»? Что будете делать дальше? За промахи приходится платить – иногда даже собственной жизнью.

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО РАССКАЗ (ИСТОРИЯ)»

Возможно, вы считаете, что жизнь обретает смысл, и завершенность, только если она рассказана…

У каждой истории есть свое время, когда ты просто обязан ее рассказать. Если человек не делает этого, он обрекает свою душу на то, чтобы она осталась связанной с этой тайной навсегда… (Х.Мураками, Мой любимый sputnik)

Ваша жизнь может быть любовным романом, имеющим закрученный сюжет, быть полной приключений, в которых все перепутано или, наоборот, взаимосвязано… А может, ваша жизнь – это скучная повесть, которая никого не интересует…

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ - ЭТО СТРАДАНИЯ»

Иногда сама жизнь превращается для человека в источник боли, избавить от которой может только смерть. Мир такого «потенциального самоубийцы» трагичен: прошлое в прошлом, настоящее печально, будущее – сомнительно. И тогда нужно выяснить переломную точку, когда именно жизнь человека «перестала быть жизнью», и что могло бы его «оживить».

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО ДВИЖЕНИЕ»

Мир постоянно идет вперед, движется во времени и пространстве, и вы движетесь вместе с ним. Вы можете «гнаться за жизнью», «не отставать от жизни». Какое это движение для вас: вечное, стремительное, встречное, по спирали, согласно правилам дорожного движения или без? К чему вы движетесь?

МЕТАФОРА «ЖИЗНЬ – ЭТО СОН»

Человек, для которого сон – желанное состояние, рассматривает обычное время бодрствования как промежуток между двумя периодами сна. Он склонен грезить наяву и покидать реальность (возможно, под влиянием изменяющих сознание средств), погружаясь в мир своих фантазий. Если для вас жизнь – это сон, то какой: приятный, невероятный, дурной…? Что будет, если вы проснетесь?

Как вы видите, множество людей имеет множество представлений о жизни. И если человека преследуют одна неудача за другой, возможно, имеет смысл понять, как он воспринимает саму жизнь.

МЕНЯЕМ МЕТАФОРУ ЖИЗНИ:

Предположим, человек говорит вам: «Моя жизнь – это болото. Чем больше я пытаюсь справиться с проблемами, тем больше я увязаю в них».

Что он подразумевает под этим? Возможно, он говорил о скуке, беспросветности, однообразии своей жизни, в которой ничего не происходит.

А может, о чем-то другом. У вас будут свои ассоциации, связанные с метафорой болота, у вашего собеседника – свои. И это нормально.

Чтобы разговаривать с ним на одном языке, расспросите его:

  1. Какое это болото?
  2. Что для него означает «жить в болоте» (прежде всего, на уровне чувств, ощущений).
  3. В чем состоит основная проблема «жизни в болоте» (депрессия, или, скажем, одиночество).
  4. Всегда ли его жизнь была «болотом». Если нет, то как его жизнь превратилась в болото (какой она была до этого). Он сам в него попал или кто-то помог.
  5. Кто он в этом болоте: к примеру, «водяной» или «десятая водоросль в восьмом ряду».
  6. Что его окружает? («мои подружки – пиявки, да лягушки»).
  7. Каково желаемое развитие событий (может человек просто хочет улучшить «квартирные условия», сменить «болото» на «озерцо», а вовсе не «стать человеком», как вы сперва решили).
  8. Есть ли что-то хорошее в жизни в «болоте» (вторичные выгоды от текущей ситуации).
  9. Что он ждет от вас (например, вы «тот, кто поможет ему выбраться», «тот, кто поможет очиститься от болотной грязи», или «тот, кто провалится к нему в болото и составит кампанию»).

С помощью анализа метафоры можно развернуть субъективную картину мира человека, сделать ее более целостной, вернуть «пациента» к активной позиции в собственной жизни.

ОБЩАЯ СХЕМА РАБОТЫ С МЕТАФОРОЙ ЖИЗНИ:

Этап 1. Услышав от своего собеседника метафору, описывающую его жизнь, предложите человеку подробнее рассказать о своей жизненной ситуации, используя вышеприведенные вопросы.

Этап 2. Помогите человеку понять смысл метафоры, в которой он живет, а также сделать явной его блокированную потребность – что он хочет на самом деле, но боится себе в этом признаться. Для этого особое внимание уделите главному герою (центральному фрагменту) метафоры. Можно использованы вопросы: что делает главный герой, как, зачем ему это необходимо?

Этап 3. Когда вы в процессе общения сделали явными истинные потребности человека, открыли их перед ним самим, предложите способы удовлетворения этих потребностей. Будьте готовы к тому, что в этот момент ваш «пациент» включит защитные рефлексы и постарается «переиграть» все назад. Резкие изменения в жизни всегда пугают!

Этап 4. Для того, чтобы изменения в поведении человека стали более явными, вам нужно внедрить в его подсознание новую, скорректированную метафору жизни, которая в большей степени позволит ему самореализоваться и получить максимум от каждого дня жизни. Например, вместо «Жизнь – это болото», внушите человеку, что «Жизнь – это океан возможностей». опубликовано

фото:Jacob A. Pfeiffer