Это выражение мы слышим довольно часто, да и сами порой повторяем, желая выразить пренебрежение чувствами человека, которому вольно или невольно нанесли оскорбление. Каков же истинный смысл поговорки «На обиженных воду возят»? Проанализировав все известные варианты, попробуем обобщить их и найти наиболее приемлемый ответ.

Призыв к сдерживанию негативных эмоций

Как известно, гнев и уныние входят в список семи смертных грехов. Тот, кто часто сердится и обижается, наносит вред собственному психическому здоровью, истощает свои душевные силы, навлекает на себя немилостью Божью. Исходя из этого христианского постулата, рассмотрим, какой смысл поговорки «На обиженных воду возят» мог иметься в виду, когда кто-то пытался образумить чрезмерно эмоционального собеседника.

Во-первых, это могло звучать как совет умерить свой пыл, успокоиться. Ведь недаром и сейчас расстроенному, взволнованному или перевозбужденному человеку предлагают выпить стакан воды.

Во-вторых, если представить, что поговорка возникла в среде ремесленников, занимающихся перевозкой различных товаров, - здесь могло скрываться предупреждение о потере выгодных заказов. Действительно, кто же доверит вспыльчивому извозчику доставку хрупкой посуды или какого-то другого ценного груза? Обиженному на весь белый свет, сердитому и неуравновешенному товарищу прямая дорога в водовозы. Если и расплещет водицу - невелика потеря.

И наконец, это мог быть посыл, призывающий не поддаваться на провокации обидчиков, не расслабляться, сохранять твердость духа. Один раз пойдешь на уступки, позволишь собой помыкать - на тебе будут воду возить, хомут на шею наденут, а там, глядишь, и верхом сядут - то есть полностью подчинят своей воле, сделают рабом.

Укрощение строптивых животных

Во времена, когда лошади были и средством передвижения, и тягловой, и пахотной силой, их характеру уделялось особое внимание. Покладистая коняга - верный друг и помощник, а строптивую да сердитую лошадку отправляли на задний двор, использовали для различных хозяйственных работ. Не исключено, что именно отсюда вытекает смысл поговорки «На обиженных воду возят». Известно, что одно из продолжений фразы звучит так: «...а на добрых (то есть на хороших, послушных лошадях) сами катаются».

Развивая эту версию, можно предположить, что дело касалось породистых скакунов, участвовавших в бегах и выставках. Забракованных по каким-либо причинам коней ждала незавидная участь - их запрягали в плуг, соху или приспосабливали для перевозки различных грузов.

Почему в пословицу закралась именно вода? Большинство работ носило сезонный характер: землю пахали весной да осенью, дрова можно было заготовить заранее. А вот ремесло водовоза требовало быть на своем посту каждый день, в любое время года, терпеть жару и холод. Чем не способ укротить строптивый характер?

«Отдам лошадку в хорошие руки»

Придерживаясь предыдущей точки зрения, можно еще раз попытаться объяснить, что означает смысл поговорки «На обиженных воду возят» применительно к лошадям. Представим, что коник служил верой и правдой своим хозяевам, а когда состарился, был отдан в услужение водовозу. Здесь эпитет «обиженный» мог означать «заезженный», «уставший».

Это на Диком Западе загнанных лошадей пристреливают, у нас же определяют на неквалифицированный труд, где не нужна особая скорость и сила. Очевидно, что молодых здоровых коней для подобных работ использовать было нецелесообразно и слишком расточительно.

Нечистые на руку петербуржские торговцы водой

В некоторых литературных источниках приводится логичное на первый взгляд объяснение, истолковывающее смысл поговорки «На обиженных воду возят». Якобы при Петре I уличных торговцев, замеченных в завышении цен или продаже технической воды вместо питьевой, заставляли брать в руки оглобли и развозить воду без помощи тягловых животных. Точно такое же наказание ждало доморощенных коммерсантов, которые невежливо обходились с покупателями или жестоко обращались со своими лошадьми.

Абсолютно не понятно, каким образом этот исторический факт повлиял на смысл поговорки «На обиженных воду возят». Почему грубияны и мошенники вдруг названы обиженными? Языковеды поясняют, что могла произойти трансформация понятий: гневливый - сердитый - надутый - обиженный.

Буйные нравом бояре да дворяне

Продолжая наше исследование, вновь вернемся в петровские времена. Говорят, что царь-преобразователь очень не любил, когда кто-то прилюдно выражал свой гнев, выставлял напоказ обиды. Таким несдержанным подданным полагалось несколько раз пробежаться от ближайшего водоема до порожней бочки с коромыслом, дабы наполнить емкость студеной водицей и остудить свой пыл.

Смысл поговорки «На обиженных воду возят» в этом случае становится более прозрачным, если, конечно, таковые события действительно имели место быть, а не выдуманы современными шутниками.

Вариация на тему загробного мира

Отраженное в некоторых религиозно-мифологических писаниях, в народе и по сей день существует представление об устройстве ада и рая. Как известно, грешникам суждено вечно гореть в адском пламени. Вполне возможно, что додумывались и различные детали этого процесса. Например, предполагалось, что люди, терпящие обиды и унижения в земной жизни, если и не попадут в рай, то будут брошены на менее «жаркие участки» чистилища. Кто-то же должен дрова для дьявольского костра заготавливать или окатывать водой души помилованных грешников.

Отталкиваясь от этой версии, можно раскрыть еще и такой, довольно интересный смысл поговорки «На обиженных воду возят». Назовем его мстительно-утешительным. Оскорбленный человек безропотно сносил унижение, но желал своему обидчику наказания на том свете: «Вспомнишь еще меня, когда будешь поджариваться на раскаленных углях. Воды тебе я не подвезу!»

Отголоски славянской мифологии

В трудах Дмитрия Константиновича Зеленина, известного в прошлом веке исследователя народного фольклора, встречаются рассуждения, отдаленно напоминающие предыдущую версию. В чем смысл поговорки «На обиженных воду возят» по Зеленину?

Согласно поверьям, бытовавшим в некоторых российских губерниях, самоубийцы, а также погибшие от пьянства или утонувшие по неосторожности, поступали в услужение к нечистой силе. А уж черти делали с «обиженными» всё, что вздумается - могли и в телегу запрячь, и заставить воду возить, и верхом на них прокатиться. В старину считалось: если человек умер не своей смертью - значит, на жизнь обиделся.

Осуждение жестокости и бессердечия

А давайте попробуем произнести эти слова без какого-либо подтекста, просто как повествовательно-утвердительное предложение: «На обиженных воду возят». Смысл поговорки вполне мог быть абсолютно другим, даже противоположным тому, к которому мы привыкли. Как-то не верится, что наши предки могли иронизировать насчет «обиженных» (читай: сирых, убогих, обделенных).

Не исключено, что уничижительное звучание фразы стало таковым сравнительно недавно. Попытаемся произвольно, не претендуя на истину в последней инстанции, воссоздать полный текст пословицы: «Для них нет ничего святого: на обиженных - воду возят, на добрых - верхом ездят, мать родную за копейку продадут».

Вполне возможно, что изначальный посыл был осуждающим, описывающим действия злых, беспринципных, жестоких людей. Под «обиженными» здесь следует понимать не тех, кто беспрестанно губы дует, а вдов, сирот, калек и так далее.

Вглядитесь в лица детей, изображенных на картине Перова «Тройка». Вы всерьез полагаете, что тянущие на себе тяжелую бочку с водой ребятишки наказаны за излишнюю обидчивость?

Также можно вспомнить, что в старину под словом «обида» подразумевались не ощущения моральных терзаний, а вполне конкретные физические действия. В первых строках сказки А. С. Пушкина «О золотом петушке» читаем:

«Жил-был славный царь Дадон.

Смолоду был грозен он,

И соседям то и дело

Наносил обиды смело».

Велика вероятность, что «обиженные» - это побежденные, угнетенные народы. А с пленниками, как известно, особо не церемонились.

Сначала 2000-х годов объем автомобильных грузоперевозок вырос в нашей стране более чем в три раза. Несмотря на экономические кризисы 2008 и 2014 годов, этот рынок продолжает развиваться. Постепенно ремонтируются и благоустраиваются дороги, соединяющие города. Старые КАМАЗы и МАЗы, на междугородных трассах, постепенно вытесняют красивые и мощные Скании, Мерседесы, Вольво, МАНы, Ивеко и пр. Дальнобойщики стремятся к работе на более комфортных автомобилях, отвечающих Европейским нормам. Но еще они стремятся к стабильным и выгодным заказам на перевозку грузов. Фуры не должны долго стоять на месте, они должны работать и приносить прибыль своим владельцам и водителям. «Ищу груз » — пожалуй, самое частое объявление под лобовым стеклом свободных фур, стоящих в «отстойниках». Постоянная загруженность автомобилей — основная забота связанных с этим видом бизнеса предпринимателей.

Люди, задача которых — искать выгодный груз.

Рассказ владельца небольшой компании – грузоперевозчика.

Владельца небольшой компании зовут Дмитрий Николаевич. Ему 48 лет. В данном бизнесе он с конца 2006 года. В его распоряжении три собственные фуры с тентом и два тягача-рефрижератора в лизинге. Все автомобили немецкого производства. Наш разговор о насущных проблемах бизнеса, о том, где приходится искать груз для перевозки.

— Здравствуйте. Скажите, какая основная проблема, с которой вам приходится сталкиваться при ведении вашего бизнеса?

— Добрый день. Проблем, мешающих развиваться сейчас немало. Это и кадровый вопрос, и вопрос технического обслуживания автомобилей, и постоянная нехватка рабочего времени. Да и много чего еще. Но главное – я постоянно ищу груз для своих тентов и рефрижераторов. Эта проблема все время у меня в голове.

— Что вы предпринимаете для решения этого вопроса?

— Я на постоянной связи с несколькими диспетчерами, через которых уже давно ищу грузы для перевозки по всей России. Кроме того, нас уже знают многие клиенты в других городах, часто ищу свободный груз, обращаясь к ним. Очень плохо, когда автомобиль простаивает продолжительное время. Ведь нужно и лизинг выплачивать, да и заработки у водителей должны быть хорошие, а то уйдут к конкурентам.

— А не рассматривали вы способ поиска заказов на перевозку грузов через интернет?

— Да, в последнее время, по совету своего сына, я стал использовать и этот метод. В частности ищу попутные грузы в «ВКонтакте» и даже через «Одноклассники». Есть и еще сайты, специализирующиеся на работе с дальнобойщиками. Слышал о сайте Трансрадар. Я их увидел случайно, просто наткнулся в соцсетях. Чтобы не потерять из виду даже вступил в их группу. Мне очень понравилась идея и сайт компании Трансрадар: . Внимательно слежу за их развитием. Надеюсь уже в скором будущем я скажу — ищу для своих фур груз только через Трансрадар .

— Спасибо вам за уделенное время. Удачи в вашем полезном деле!

Разговор с собственником диспетчерского бюро.

Владелицу диспетчерского бюро по грузовым перевозкам зовут Нина Андреевна. Данным видом бизнеса занимается около 12-ти лет. В штате состоят три помощника, которые ищут разные грузы для перевозок , и бухгалтер.

— Здравствуйте Нина Андреевна. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в этот бизнес?

— Здравствуйте. Все просто. Еще в середине девяностых я устроилась работать диспетчером на государственное автотранспортное предприятие. Тогда таких было еще много. Помогала искать грузы для перевозки своими автомобилями. Потом это предприятие обанкротилось, его закрыли. А я решила не растрачивать попусту накопленные связи и опыт. Зарегистрировала ИП и начала работать частным диспетчером.

— Сложно было начинать свое дело? Как вы его развивали?

— Мне помог опыт, полученный на предыдущем месте работы. Поначалу обзванивала знакомых водителей и поставщиков грузов, давала объявления в газеты о том, что ищу груз для загрузки своей фуры (приходилось хитрить и говорить, что у меня своя фура). Постепенно меня узнали. Стали доверять. Теперь вот даже иногда для «застрявших» в другом городе незнакомых дальнобойщиков. Со временем одна успевать перестала, приняла на работу помощников.

— Я вижу, что ваш офис наполнен разной современной оргтехникой. Есть несколько компьютеров, ноутбуки и МФУ. Как это все помогает вам в вашей работе?

— Мы стараемся идти в ногу со временем. С помощью этой техники мы способны оформлять все необходимые для работы документы: договора, доверенности, презентации. Также с ее помощью ведется бухгалтерский учет и дистанционная отправка в ФНС основных отчетов. А с некоторых пор, через интернет, я для своих постоянных клиентов, друзей — дальнобойщиков.

— Интересно. А насколько продуктивна работа через сеть в вашей сфере бизнеса? Как происходит поиск заказов в интернете?

— Постепенно интернет занимает приоритетное положение в нашей работе. Он все больше заменяет собой старые методы поиска загрузок. Когда я ищу, например, попутный груз для своих клиентов, я давно заметила, что в сети заявок на перевозку с каждым годом становится все больше и появляется уверенность, что нужный груз обязательно найдется. Сейчас все больше предпринимателей регистрируются в сети на различных профильных сайтах и ведут свой бизнес именно через них. Некоторое время назад я узнала про Трансрадар. Для нас, диспетчеров грузоперевозок и дальнобойщиков, Трансрадар является самым удобным сайтом для поиска грузов. Там собираются заказы на перевозки грузов сразу с нескольких сайтов, что существенно упрощает процесс поиска. Надеемся что у ребят все получится, так как их сайт нам существенно упрощает работу.

Так же я выхожу на рынок международных перевозок. Иногда бывает, когда фура уходит с заказом куда-нибудь за границу, а обратного груза нет. Тогда я ищу грузы в Россию, а это сложно сейчас. Думаю что и тут Трансрадар мне поможет. В прочем как я уже обнаружила, Россией дело не ограничивается. Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и даже Туркменистан. Говорят уже скоро появится возможность искать грузы и на Европу. Лично я этого очень буду ждать.

— Спасибо большое Нина Андреевна. Желаем вам успехов!

Трудовые будни начальника отдела транспортной логистики.

Владимир Сергеевич вот уже более пяти лет руководит отделом логистики довольно крупной компании. Это торговая компания, специализирующаяся на оптово-розничной торговле продуктами питания. Ей принадлежит основная оптовая база и несколько магазинов и рынков в нескольких городах. Для их своевременного обеспечения товарной группой, организацией было приобретено девять автомобильных термофургонов грузоподъемностью от десяти до 20-ти тонн. Их эффективная работа является основной заботой Владимира Сергеевича.

— Добрый день. Скажите, пожалуйста, в чем состоит основная трудность в работе вашего отдела?

— Здравствуйте. Главная наша забота — это обеспечение постоянной загрузки корпоративного транспорта. Грузы, предназначенные для наших розничных точек, не могут обеспечить это на 100%. После выгрузки на одной из наших баз в каком-либо городе, необходима их загрузка для того, чтобы они не возвращались на основную нашу оптовую базу пустыми. Это экономически невыгодно. Поэтому я заранее ищу груз для них в том городе, куда они направляются.

— Всегда-ли удается найти такой груз заранее?

— К сожалению нет. Нас, конечно, уже знают многие перевозчики и грузовладельцы, мы стараемся договориться с ними заранее, но рынок находится в постоянном движении, все время, что-то меняется. Поэтому иногда я ищу другой груз для перевозки нашими автомобилями. Однако, далеко не всегда, конечной точкой таких маршрутов является наш город. Это, естественно, отрицательно сказывается на графике перевозок наших грузов, но мы с этим успешно боремся, перераспределяя автомобили. Благо, что они у нас почти все взаимозаменяемы. Для возвращения фур на нашу базу, я из того города, где они оказались. Эти доставки тоже приносят нам неплохие деньги. Таким образом, обеспечив постоянную загрузку наших машин, наш отдел зарабатывает деньги для компании на одних только перевозках.

— Скажите, каким образом вы ищете загрузку для вашего транспорта?

— Конечно, мы постоянно находимся на связи с нашими основными заказчиками из других городов. Если у них есть что-то для нас подходящее, нас устраивает их цена, и мы совпадаем по времени, то немедленно заключается контракт на перевозку. А если такого груза нет, то нас спасает интернет. Сейчас, если уделить этому время, там можно найти множество подходящих загрузок по всей стране.

— Есть ли у вас любимый ресурс в сети, который вы могли порекомендовать всем своим коллегам?

— Да. Ресурсов таких несколько. Это и всем известные крупные игроки. Есть несколько интересных небольших бирж грузов. Но в последнее время мы практически всегда пользуемся сайтом Трансрадар (www.сайт). Это очень удобный ресурс, где сконцентрированы актуальные заказы, поступающие с большинства городов нашей страны и ближнего зарубежья. Очень его рекомендую. Пользуясь информацией, находящейся на этом сайте, я экономлю много рабочего времени и увеличиваю эффективность работы нашего транспорта.

— Спасибо за подробную беседу и уделенное нам время. Успехов!

Быть обиженным – унизительно. Поговорка «на обиженных воду возят» усугубляет положение. Но откуда взялось выражение и в русской ли ментальности дополнять список унижений дополнительными опциями? Это можно узнать, только проследив весь путь трансформаций словосочетания.

В русском языке существует несколько вариантов , причем в широком обиходе находится только половина фразы. В полном варианте она выглядит так: «на обиженных воду возят, а на обидчиках огонь». Кроме того существует более ранний вариант – «на сердитых воду возят, а на дутых - кирпичи», «на сердитых воду возят на упрямой лошади», «на сердитых воду возят, на горячих хлеб пекут», «на сердитых воду возят, да на льду морозят».

Удивительный вопрос – почему я водовоз

Все эти выражения объединяет одно – перевозка воды, и характеристика перевозчика. Известно, что водовозы работали на лошадях, следовательно, есть смысл рассмотреть характеристики лошадей, на которых совершались перевозки.

Понятно, что на резвом молодом рысаке довезти воду в открытой бочке без потерь не представляется возможным, поэтому под эту роль выбирались спокойные, чаще списанные трудовые лошадки, можно сказать – обиженные богом. В таком контексте традиционное понимание фразы, как призыв не унижать себя обидой и не уподобляться списанной рабочей силе, относительно оправдано.

Но как тогда понимать первоначальное звучание пословицы, с ключевым словом – сердитый?

Зачем возить воду на сердитых

Использование синонимов несколько изменило смысл пословицы. Сам по себе факт трансформации смысла народной мудрости не единичен, взять к примеру пословицу «работа не волк, в лес не убежит», которая в современном понимании означает возможность отложить работу на неопределенный срок. В реальности же суть пословицы в том, что работа никуда не денется, и делать ее придется в любом случае. Причем смысл поменялся даже без лексических перемен.

С заменой же ключевого слова поменялся и смысл пословицы, которая в первоначальном своем значении скорее призывала к трезвому хладнокровному анализу поведения объекта.

Ритмический склад выражения «на сердитых воду возят, а на дутых кирпичи» позволяет сделать предположение об использовании фразы в качестве . Дутые в данном контексте – это надувные шины, которые смягчают ход при перевозке деликатных грузов и, игра слов – дутый, в значении надутый, обиженный.

«Обиженный» в арго

Наверное, нет смысла пересматривать смысл пословицы в интерпретации определенной категории населения, где под «обиженным» подразумевается самая низшая категория осужденных. Извратить можно любую, самую светлую мысль.

Новых автомобилей в последнее время покупается немало. Однако пригнать себе из-за границы – все еще привлекательный вариант. Наша страна в этом плане поделилась на два слабо пересекающихся и непримиримых лагеря: стабильно снабжается хорошими подержанными автомобилями нашими японскими соседями; западная часть страны везет себе не менее хорошие автомобили из Германии всеми сухопутными дорогами и изредка балует себя диковинными моделями из Северной Америки, доставляемыми морским путем. И если с востоком все понятно – свои японские машины они не отдадут никому, то на европейской части в споре двух стран, из которых идет основной поток б/у автомобилей, явным лидером была Германия. Теперь ситуация может в корне поменяться. Все дело в падении американского доллара и росте евро.

От Дяди Сэма по серым каналам к нам поставляются и новые авто. Оказывается, по деньгам выходит примерно то же самое, но... К примеру, в нашей стране оснащается только мотором 2,5 л, а из Америки почти за ту же сумму можно привезти автомобиль с двигателем 3,5 литра и полным приводом. И комплектация будет богаче. Минус – практически наверняка потеря гарантии на новую машину. Стоит оно того или нет, каждый решает для себя сам.

Не следует, однако, относиться к перегону как к панацее от всех автомобильных бед. Все равно можно нарваться на обман. Если денег хватает на новую машину мечты, лучше не экономить. Так спокойней будет. Ну а если решение перегнать авто из-за границы твердое и окончательное – тщательней выбирайте помощников в этом деле.

Николай Загвоздкин

На ком только воду не возят!

На обиженных воду возят — обижаться, коли того заслуживает ситуация, нужно. Не следует демонстрировать обиду окружающим, потому что, во-первых, это бальзам на душу обидчику, во-вторых, стремление ответить, отомстить, как-то отреагировать делает обиженного фигурой, себе не принадлежащей, несамостоятельной, куклой, марионеткой, объектом манипуляций

«Воду возят» значит используют в своих интересах, эксплуатируют

    «Я не раз упоминал о насмешках, об издевательстве…Иногда, хлебнув чаю, я плевался там была кем-то насыпанная соль или был брошен в чайную кружку полуфунтовый кусок моего же сахара. При мытье палубы, которую растирали щетками, я подвергался как бы случайному обливанию из шланга и постоянным бранчливым замечаниям, что медленно мету палубу или слабо тру ее щеткой…Я относился серьёзно, обидчиво не только к брани или враждебности, но и к шуткам, конечно, грубым, что вызывало удовольствие моих мучителей » (А. Грин «Автобиографическая повесть»)

Синонимы поговорки «на обиженных воду возят»

  • Сердитый с горшками не ездит
  • Жестокое слово воздвигает гнев
  • Гнев - плохой советчик
  • Злая обида горше полыни
  • Господин гневу своему - господин всему
  • Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь
  • Смола - не вода, брань - не привет
  • Язык держи, а сердце в кулаке сожми

Применение фразеологизма в литературе

«Глядите, она даже аппетита не потеряла ― кушает за двоих… ― На сердитых воду возят. Бабушка не расслышала этих слов » (М. Зощенко «Лёля и Минька»)
«Стукнув донышком, поставил штоф. ― На дураках воду возят, ― сказал. Смело сел » (А. Н. Толстой «Петр Первый»)
«А ты не сердись. На сердитых, говорят, воду возят… Пошли » (Николай Дубов «Мальчик у моря»)
«Сколько раз говорить, Туманов, старшины служат в милиции, а на обиженных воду возят » (Олег Селедцов «Учебка»)
«Ну, давай, давай, обижайся! На обиженных воду возят! Давай, давай! » (Николай Коляда «Рогатка»)