Продолжая разговор о гидравлических и аэродинамических эффектах, следует особое внимание обратить на эффект, носящий имя известного немецкого учёного Генриха Магнуса, который в 1853 году предложил физическое объяснение искрив­ления траекто­рии полёта пушечного ядра, вызванное его случайным вращением. Полёт вращающегося ядра во многом подобен полёту подкрученного мяча в футболе или в теннисе. Вращение шара в полёте создаёт аэродинамическую силу, отклоняющую шар от прямой траектории полёта. Об этом удивительном аэродина­мическом эффекте писал ещё сэр Ньютон, коммен­тируя резанные удары в теннисе.

Обычно, центр тяжести пушечного ядра не совпадает с его геометрическим центром, что и вызывает небольшое закручивание снаряда при выстреле. Произвольное положение центра тяжести ядра перед выстрелом приводило к столь же произвольному отклонению траектории полёта ядра. Зная об этом недостатке, артиллеристы окунали ядра в ртуть и затем маркировали их по верхней точке плавучести. Промаркированные ядра назывались калибровочными.

При стрельбе калибровочными ядрами обнаружили, что в том случае, когда ядро закладывалось в орудие смещённым центром тяжести вниз получался “недолет”. Если же ядро закладывали центром тяжести вверх, то получался “перелет”. Соответственно, если центр тяжести располагался вправо, при полёте снаряда получалось отклонения вправо, при левом расположении центра тяжести снаряда - отклонение наблюдалось влево. У прусских канониров имелись специальные инструкции для стрельбы калибровочными ядрами.

В дальнейшем додумались изготавливать ядра с заведомо смещённым центром тяжести. Такие снаряды назывались эксцентрическими, и уже с 1830 года они стали применяться в войсках Пруссии и Саксонии. Правильно размещая эксцентрическое ядро в казённой части пушки, можно было до полутора раз увеличить дальность выстрела, не меняя положение ствола. Интересно, что учёные не имели к этому артиллерийскому новшеству никакого отношения.

Однако, просвещённый XIX век требовал “научного объяснения” всякого непонятного явления. И вот, прусские артиллеристы обратились к одному из признанных авторитетов зарождающейся аэродинамики – Генриху Магнусу за разъяснением криволинейной траектории полёта пушечного ядра.

Магнус предположил, что дело не в смещённом центре тяжести ядра, как таковом. Причину он видел во вращении ядра. Для проверки своей гипотезы, Магнус провёл серию лабораторных опытов с принудительным обдувом вращающегося тела, которым была не сфера, а цилиндры и конусы. Аэродинамическая сила, возникающая на цилиндре, действовала в том же направлении, что и сила, отклоняющая вращающееся ядро.

Таким образом, Магнус первым из физиков в лабораторных условиях наглядно промоделировал и подтвердил удивляющий всех эффект отклонения пушечного ядра от прямого полёта. К сожалению, никаких количественных измерений, в ходе своих аэродинамических опытов, Магнус не проводил, а лишь зафиксировал возникновение отклоняющей силы и совпадение её направления с тем, которое имело место в артиллерийской практике.

Строго говоря, Магнус не совсем точно смоделировал явление полёта закрученного ядра. В его экспериментах вращающийся цилиндр принудительно обдувался боковой струёй воздуха. В то время, как в реальной артиллерийской практике, ядро летит в неподвижном воздухе. В соответствие с теоремой Бернулли, давление воздуха в струе понижается пропорционально квадрату её скорости. В случае же движения тела в неподвижном воздухе, никакой реальной скорости струи нет, следовательно, и падения воздушного давления ожидать не приходится.

Кроме того, в опытах Магнуса фиксировалась сила, действующая на цилиндр строго перпендикулярно набегающей струе. В реальности же, вращение цилиндра или шара увеличивает также и силу лобового сопротивления, что оказывает существенное влияние на траекторию полёта снаряда.

Другими словами, сила Магнуса действует не строго перпендикулярно траектории полёта, а под некоторым углом, который Магнус исследовать не стал.

Во времена Магнуса среди физиков ещё не было представления об идентичности физических явлений, свойственных реальному полёту твёрдого тела и явлений, возникающих при набегании ветра на неподвижное тело. Поэтому пионеры аэроди­намики, проводили свои первые опыты, сбрасывая модели с большой высоты, имитируя, тем самым, эффект реального полёта. Например, Эйфель активно использовал в аэродинамических опытах свою башню.

И только спустя много лет неожиданно выяснилось, что аэродинамические силы, возникающие при взаимодействии твёрдого тела с потоком жидкости или газа, почти идентичны, как при набегании потока на неподвижное тело, так и при движении тела в неподвижной среде. И, хотя эта идентичность невольно ставила под сомнение теорему Бернулли, справедливую для струйного течения с реальным скоростным напором, никто из аэродинамиков не стал копать глубже, поскольку формула Бернулли позволяла одинаково успешно предсказывать результаты обтекания тела, независимо от того, что реально движется – поток или твёрдое тело.

Людвиг Прандтль в своей Геттингенской лаборатории в начале XX века первым из учёных проделал серьёзное лабораторное исследование силы Магнуса, с замерами сил и скоростей.

В первой серии экспериментов скорость вращения цилиндра была невелика, поэтому ничего нового эти опыты не принесли, они лишь подтвердили качественные выводы Магнуса. Самое интересное началось в опытах с обдувом быстро вращающегося цилиндра, когда окружная скорость поверхности цилиндра в несколько раз превышала скорость набегающего воздушного потока.

Вот здесь и было впервые обнаружено аномально высокое значение отклоняющей силы, действующей на вращающийся цилиндр.

При пятикратном превышении окружной скорости вращения над скоростью потока, аэродинамическая сила на вращающемся цилиндре, в пересчёте на квадратный метр сечения цилиндра, оказалась в десять раз больше аэродинамической силы, действующей на крыло с хорошим аэродинамическим профилем.

Другими словами, сила тяги, на вращающемся роторе оказалась на порядок выше подъёмной силы самолётного крыла!

Невероятно большую аэродинамическую силу, возникающую при обтекании вращаю­щегося цилиндра, Прандтль пытался объяснить на основе теоремы Бернулли, по ко­торой давление в потоке жидкости или газа резко падает при увеличении скорости потока. Однако, такое объяснение мало убедительно, поскольку многочисленные аэро­динамические опыты наглядно доказали, что падение давления на обтекаемой поверхности зависит от относительной скорости обтекания, а не от скорости потока.

При встречном вращении цилиндра относительно потока – относительная скорость обтекания растёт, следовательно, разрежение должно быть максимальным. При попутном вращении относительно потока – относительная скорость обтекания падает, следовательно, разрежение должно быть минимальным.

В реальности всё происходит с точностью до наоборот: в зоне попутного вращения разрежение максимально, а в зоне встречного вращения разрежение минимально.

Так за счёт чего же образуется тяга при обдуве вращающегося цилиндра?

Когда Магнус исследовал вращающийся цилиндр без бокового обдува, он заметил, что вблизи поверхности цилиндра наблюдается падение давления: пламя свечи, поставленной рядом с цилиндром, прижимается к поверхности цилиндра.

Под действием сил инерции, пристеночный слой воздуха стремится оторваться от вращающейся поверхности, создавая в зоне отрыва разрежение.

То есть, разрежение является следствием не самой по себе скорости струи, как это утверждает теорема Бернулли, а следствием криволинейной траектории струи.

При боковом обдуве ротора, в той зоне, где набегающий поток совпадает по направлению с движением пристеночного слоя, имеет место дополнительная раскрутка воздушного вихря и, отсюда, увеличение глубины разрежения.

Напротив, в зоне встречного движения бокового потока, относительно пристеночного слоя, наблюдается замедление вращения вихря и снижение глубины разрежения. Неодинаковость глубины разрежения по зонам ротора приводит к появлению результирующей боковой силы (силы Магнуса). Тем не менее, разрежение присутствует на всей поверхности ротора.

Пожалуй, самое важное следствие опытов Прандтля – возможность использования аномально большой силы на вращающемся роторе для движения корабля. Правда, эта идея пришла в голову не самому Прандтлю, а его соотечественнику – инженеру Антону Флеттнеру, о котором мы поговорим отдельно на следующих страницах.

Игорь Юрьевич Куликов


Нина Николаевна Андреева поможет оформить
патент на ваше изобретение

Сначала 2000-х годов объем автомобильных грузоперевозок вырос в нашей стране более чем в три раза. Несмотря на экономические кризисы 2008 и 2014 годов, этот рынок продолжает развиваться. Постепенно ремонтируются и благоустраиваются дороги, соединяющие города. Старые КАМАЗы и МАЗы, на междугородных трассах, постепенно вытесняют красивые и мощные Скании, Мерседесы, Вольво, МАНы, Ивеко и пр. Дальнобойщики стремятся к работе на более комфортных автомобилях, отвечающих Европейским нормам. Но еще они стремятся к стабильным и выгодным заказам на перевозку грузов. Фуры не должны долго стоять на месте, они должны работать и приносить прибыль своим владельцам и водителям. «Ищу груз » — пожалуй, самое частое объявление под лобовым стеклом свободных фур, стоящих в «отстойниках». Постоянная загруженность автомобилей — основная забота связанных с этим видом бизнеса предпринимателей.

Люди, задача которых — искать выгодный груз.

Рассказ владельца небольшой компании – грузоперевозчика.

Владельца небольшой компании зовут Дмитрий Николаевич. Ему 48 лет. В данном бизнесе он с конца 2006 года. В его распоряжении три собственные фуры с тентом и два тягача-рефрижератора в лизинге. Все автомобили немецкого производства. Наш разговор о насущных проблемах бизнеса, о том, где приходится искать груз для перевозки.

— Здравствуйте. Скажите, какая основная проблема, с которой вам приходится сталкиваться при ведении вашего бизнеса?

— Добрый день. Проблем, мешающих развиваться сейчас немало. Это и кадровый вопрос, и вопрос технического обслуживания автомобилей, и постоянная нехватка рабочего времени. Да и много чего еще. Но главное – я постоянно ищу груз для своих тентов и рефрижераторов. Эта проблема все время у меня в голове.

— Что вы предпринимаете для решения этого вопроса?

— Я на постоянной связи с несколькими диспетчерами, через которых уже давно ищу грузы для перевозки по всей России. Кроме того, нас уже знают многие клиенты в других городах, часто ищу свободный груз, обращаясь к ним. Очень плохо, когда автомобиль простаивает продолжительное время. Ведь нужно и лизинг выплачивать, да и заработки у водителей должны быть хорошие, а то уйдут к конкурентам.

— А не рассматривали вы способ поиска заказов на перевозку грузов через интернет?

— Да, в последнее время, по совету своего сына, я стал использовать и этот метод. В частности ищу попутные грузы в «ВКонтакте» и даже через «Одноклассники». Есть и еще сайты, специализирующиеся на работе с дальнобойщиками. Слышал о сайте Трансрадар. Я их увидел случайно, просто наткнулся в соцсетях. Чтобы не потерять из виду даже вступил в их группу. Мне очень понравилась идея и сайт компании Трансрадар: . Внимательно слежу за их развитием. Надеюсь уже в скором будущем я скажу — ищу для своих фур груз только через Трансрадар .

— Спасибо вам за уделенное время. Удачи в вашем полезном деле!

Разговор с собственником диспетчерского бюро.

Владелицу диспетчерского бюро по грузовым перевозкам зовут Нина Андреевна. Данным видом бизнеса занимается около 12-ти лет. В штате состоят три помощника, которые ищут разные грузы для перевозок , и бухгалтер.

— Здравствуйте Нина Андреевна. Расскажите, пожалуйста, как вы пришли в этот бизнес?

— Здравствуйте. Все просто. Еще в середине девяностых я устроилась работать диспетчером на государственное автотранспортное предприятие. Тогда таких было еще много. Помогала искать грузы для перевозки своими автомобилями. Потом это предприятие обанкротилось, его закрыли. А я решила не растрачивать попусту накопленные связи и опыт. Зарегистрировала ИП и начала работать частным диспетчером.

— Сложно было начинать свое дело? Как вы его развивали?

— Мне помог опыт, полученный на предыдущем месте работы. Поначалу обзванивала знакомых водителей и поставщиков грузов, давала объявления в газеты о том, что ищу груз для загрузки своей фуры (приходилось хитрить и говорить, что у меня своя фура). Постепенно меня узнали. Стали доверять. Теперь вот даже иногда для «застрявших» в другом городе незнакомых дальнобойщиков. Со временем одна успевать перестала, приняла на работу помощников.

— Я вижу, что ваш офис наполнен разной современной оргтехникой. Есть несколько компьютеров, ноутбуки и МФУ. Как это все помогает вам в вашей работе?

— Мы стараемся идти в ногу со временем. С помощью этой техники мы способны оформлять все необходимые для работы документы: договора, доверенности, презентации. Также с ее помощью ведется бухгалтерский учет и дистанционная отправка в ФНС основных отчетов. А с некоторых пор, через интернет, я для своих постоянных клиентов, друзей — дальнобойщиков.

— Интересно. А насколько продуктивна работа через сеть в вашей сфере бизнеса? Как происходит поиск заказов в интернете?

— Постепенно интернет занимает приоритетное положение в нашей работе. Он все больше заменяет собой старые методы поиска загрузок. Когда я ищу, например, попутный груз для своих клиентов, я давно заметила, что в сети заявок на перевозку с каждым годом становится все больше и появляется уверенность, что нужный груз обязательно найдется. Сейчас все больше предпринимателей регистрируются в сети на различных профильных сайтах и ведут свой бизнес именно через них. Некоторое время назад я узнала про Трансрадар. Для нас, диспетчеров грузоперевозок и дальнобойщиков, Трансрадар является самым удобным сайтом для поиска грузов. Там собираются заказы на перевозки грузов сразу с нескольких сайтов, что существенно упрощает процесс поиска. Надеемся что у ребят все получится, так как их сайт нам существенно упрощает работу.

Так же я выхожу на рынок международных перевозок. Иногда бывает, когда фура уходит с заказом куда-нибудь за границу, а обратного груза нет. Тогда я ищу грузы в Россию, а это сложно сейчас. Думаю что и тут Трансрадар мне поможет. В прочем как я уже обнаружила, Россией дело не ограничивается. Украина, Беларусь, Казахстан, Азербайджан и даже Туркменистан. Говорят уже скоро появится возможность искать грузы и на Европу. Лично я этого очень буду ждать.

— Спасибо большое Нина Андреевна. Желаем вам успехов!

Трудовые будни начальника отдела транспортной логистики.

Владимир Сергеевич вот уже более пяти лет руководит отделом логистики довольно крупной компании. Это торговая компания, специализирующаяся на оптово-розничной торговле продуктами питания. Ей принадлежит основная оптовая база и несколько магазинов и рынков в нескольких городах. Для их своевременного обеспечения товарной группой, организацией было приобретено девять автомобильных термофургонов грузоподъемностью от десяти до 20-ти тонн. Их эффективная работа является основной заботой Владимира Сергеевича.

— Добрый день. Скажите, пожалуйста, в чем состоит основная трудность в работе вашего отдела?

— Здравствуйте. Главная наша забота — это обеспечение постоянной загрузки корпоративного транспорта. Грузы, предназначенные для наших розничных точек, не могут обеспечить это на 100%. После выгрузки на одной из наших баз в каком-либо городе, необходима их загрузка для того, чтобы они не возвращались на основную нашу оптовую базу пустыми. Это экономически невыгодно. Поэтому я заранее ищу груз для них в том городе, куда они направляются.

— Всегда-ли удается найти такой груз заранее?

— К сожалению нет. Нас, конечно, уже знают многие перевозчики и грузовладельцы, мы стараемся договориться с ними заранее, но рынок находится в постоянном движении, все время, что-то меняется. Поэтому иногда я ищу другой груз для перевозки нашими автомобилями. Однако, далеко не всегда, конечной точкой таких маршрутов является наш город. Это, естественно, отрицательно сказывается на графике перевозок наших грузов, но мы с этим успешно боремся, перераспределяя автомобили. Благо, что они у нас почти все взаимозаменяемы. Для возвращения фур на нашу базу, я из того города, где они оказались. Эти доставки тоже приносят нам неплохие деньги. Таким образом, обеспечив постоянную загрузку наших машин, наш отдел зарабатывает деньги для компании на одних только перевозках.

— Скажите, каким образом вы ищете загрузку для вашего транспорта?

— Конечно, мы постоянно находимся на связи с нашими основными заказчиками из других городов. Если у них есть что-то для нас подходящее, нас устраивает их цена, и мы совпадаем по времени, то немедленно заключается контракт на перевозку. А если такого груза нет, то нас спасает интернет. Сейчас, если уделить этому время, там можно найти множество подходящих загрузок по всей стране.

— Есть ли у вас любимый ресурс в сети, который вы могли порекомендовать всем своим коллегам?

— Да. Ресурсов таких несколько. Это и всем известные крупные игроки. Есть несколько интересных небольших бирж грузов. Но в последнее время мы практически всегда пользуемся сайтом Трансрадар (www.сайт). Это очень удобный ресурс, где сконцентрированы актуальные заказы, поступающие с большинства городов нашей страны и ближнего зарубежья. Очень его рекомендую. Пользуясь информацией, находящейся на этом сайте, я экономлю много рабочего времени и увеличиваю эффективность работы нашего транспорта.

— Спасибо за подробную беседу и уделенное нам время. Успехов!

Не надо долго изучать многочисленные страницы в интернете, посвященные этой поговорке, чтобы убедиться в поразительном многообразии ее толкований, иногда очень противоречивых. Многие люди, задаются вопросом, вступают в спор, добиваясь объяснения поговорки «На обиженных воду возят».

Почему именно «обиженный»

Неужели смысл поговорки "На обиженных воду возят" выражает намек на то, что «обиженным», то есть обделенным в чем-то людям, всегда достается самая тяжелая и неблагодарная работа? Кстати, в случае такого понимания, поговорка воспринимается как нечто само собою разумеющееся, как банальность. Или же она является неким предупреждением для этих самых «обиженных»? И почему же их удел именно воду возить, а не, скажем, дрова рубить или лес валить?

И как это соответствует утверждению классического Толкового словаря С. И. Ожегова, что выражение «возить на ком-то воду» означает злоупотреблять его покладистым, добрым характером, нагружая утомительной и не престижной работой?

Пословица или поговорка

Но прежде чем начать уяснять смысл поговорки «На обиженных воду возят», не мешает уточнить, о чем идет речь: о пословице или о поговорке?

Даже в этом вопросе не так-то просто добиться ясности. А ведь это разные понятия.

Если быть точным, то пословица - это сжатое, ритмически организованное народное изречение с поучительным смыслом. А поговорка - усеченная или недоразвитая пословица, которая, как правило, не составляет законченного предложения. Пример: «У черта на куличках».

Надо представить себе, что любое ходячее выражение, будь то пословица или поговорка, бытует (ходит между людьми) как некое живое образование. То есть оно изменяется вместе с ними и вместе со временем, оттого может приобрести новый смысл, отличный от первоначального.

Изменение лексикона за 150 лет

«На обиженных воду возят» — смысл поговорки, да и ее лексический состав изменился с тех пор как она была зафиксирована в 1867 году в «Толковом словаре» В. И. Даля «Пословицы и поговорки русского народа». «На сердитых воду возят на упрямой лошади» — вот так она звучала 150 лет назад.

Как же «сердитые» превратились в «обиженных» и чем они от них отличаются? Оказалось, что многие наши современники не чувствуют здесь различия и воспринимают эти слова как синонимы.

Сердитый, рассерженный, даже злой - это человек, выведенный из душевного равновесия. (Сравните: «Сердитый с горшками не ездит» или даже «Гневливый с горшками не ездит»). Эксперты-языковеды сближают слово «сердитый» со словом «сердце» - рассерчать, сделать что-то в сердцах, то есть сгоряча, необдуманно. И по христианским представлениям, сердце - это место сосредоточения гнева, одного из

Сердитый или гневный

Смысл пословицы "На обиженных воду возят" имеет еще одно значение. Если покопать глубже корневую основу «сердитых» и гневливых, то выясняется, что «гнев» по своему происхождению родствен слову «огонь». Как же потушить огонь? Его заливают водой.

Вот так раскрывается древнее и очень глубокое объяснение поговорки "На обиженных воду возят". А в житейском понимании она выражала предупреждение, добрый совет человеку, скорому на гнев, - изменить свое поведение, притушить свою горячность. При этом не отменялось и понимание того, что быть водовозом - занятие тяжелое и не из самых почетных.

Музей воды

И уж совсем не выдерживает никакой критики объяснение пословицы «На обиженных воду возят» в экспозиции в Санкт-Петербурге. Оно сводится к простой иллюстрации бытовых обстоятельств: грубых, невежливых водовозов, обижающих людей, наказывают тем, что принуждают их работать бесплатно. Можно подумать, что именно водовозы среди всех городских рабочих почему-то отличались особой нетерпимостью (а где письменные тому свидетельства?) и полиция вынуждена была специально за ними следить и наказывать.

Таким же скороспелым сочинительством отдает и «легенда» о том, что недобросовестные развозчики воды подменяли воду качественную, почерпнутую из полноводной и чистой Невы, на мутную водицу из Фонтанки или Мойки в целях наживы, за то и бывали наказаны. Не мешало бы авторам подобных легенд взять в голову то соображение, что воду развозили не только в Петербурге.

Трансформация слова

Но как произошла трансформация сердитых в обиженных? Дело в том, что слово «сердитый» стоит в одном синонимическом ряду со словом «обидчивый». И логически это понятно: ведь безосновательно сердитый, гневливый, вспыльчивый исключительно по причине плохого характера человек легко становится обидчивым без всяких видимых причин.

И здесь опять приходится говорить о лингвистической тугоухости наших современников, о невнимательности к смысловым нюансам формы слова.

«Обидчивый» - черта характера человека, склонного обижаться, независимо от того, есть ли для этого повод. «Обиженный» - это тот, кого заведомо обидели, унизили. И зачем же этого человека, уже пострадавшего, еще раз обижать - воду на нем возить?

Не человек, а лошадь

Смысл поговорки «На обиженных воду возят» иногда переносят не на человека, а на лошадь. Действительно, воду на горячей лошадке не довезешь до места, расплещешь по дороге. Для этой работы годятся смирные, по большей части или мерины, то есть «обиженные». В русской литературе часто употреблялось словосочетание «водовозная кляча» в значении: загнанная, изнуренная непосильным трудом.

Уголовный жаргон

Но ближе к истине те исследователи современной речи, которые указывают на произошедшее в последние десятилетия широкое внедрение в разговорный язык словаря уголовного мира. На жаргоне уголовников «обиженным» (или «опущенным») называют заключенного-гомосексуалиста самой низкой репутации.

Значение «На обиженных воду возят» тут уже сближается с поговоркой «На дураках воду возят» или «На обиженных черти воду возят».

Значит, когда мы говорим «На сердитых воду возят» (а такой вариант пока еще не вышел окончательно из употребления), мы хотим кому-то дать понять о его излишней «сердитости» - неуместной гордыне, амбициозности. Мы как бы призываем человека быть скромнее в его же интересах.

Но смысл поговорки «На обиженных воду возят» будет другим. Он просто констатирует, что тому, кто обойден судьбой и вниманием людей и кто смирился с этим, достается несладкая судьба. Ближние не замедлят этим воспользоваться. То есть это ближе к трактовке, данной в словаре С. И. Ожегова, хотя словарь приводит только поговорку «возить воду».

Попробуйте сравнить два этих варианта. Последний выглядит более плоским, менее интересным в литературном отношении.

Современные смысловые оттенки и историческое наследие

Можно привести немало других вариантов пословицы, не столь распространенных: «воду возят» на «дураках», на «упрямых», на «добрых», на «доверчивых». В отличие от оригинала, нет отрицательных значений, присутствуют и положительные персонажи - «добрые», «доверчивые».

Любопытно, что выражение «воду возить» как часть пословицы превратилось в самостоятельный фразеологизм, и он приобретает различные смысловые оттенки. Так, работящего, трудолюбивого, физически крепкого человека характеризует его способность «воду возить». А иногда это словосочетание звучит иронически: «Да на нем воду возить можно!»

Пословица (или поговорка), будучи устойчивым словосочетанием, не является чем-то однозначным, данным раз и навсегда. Она связывает нас с историческими истоками нашей культуры, но остается живой и в чем-то изменчивой.

На ком только воду не возят!

На обиженных воду возят — обижаться, коли того заслуживает ситуация, нужно. Не следует демонстрировать обиду окружающим, потому что, во-первых, это бальзам на душу обидчику, во-вторых, стремление ответить, отомстить, как-то отреагировать делает обиженного фигурой, себе не принадлежащей, несамостоятельной, куклой, марионеткой, объектом манипуляций

«Воду возят» значит используют в своих интересах, эксплуатируют

    «Я не раз упоминал о насмешках, об издевательстве…Иногда, хлебнув чаю, я плевался там была кем-то насыпанная соль или был брошен в чайную кружку полуфунтовый кусок моего же сахара. При мытье палубы, которую растирали щетками, я подвергался как бы случайному обливанию из шланга и постоянным бранчливым замечаниям, что медленно мету палубу или слабо тру ее щеткой…Я относился серьёзно, обидчиво не только к брани или враждебности, но и к шуткам, конечно, грубым, что вызывало удовольствие моих мучителей » (А. Грин «Автобиографическая повесть»)

Синонимы поговорки «на обиженных воду возят»

  • Сердитый с горшками не ездит
  • Жестокое слово воздвигает гнев
  • Гнев - плохой советчик
  • Злая обида горше полыни
  • Господин гневу своему - господин всему
  • Ни с кем не бранюсь и никого не боюсь
  • Смола - не вода, брань - не привет
  • Язык держи, а сердце в кулаке сожми

Применение фразеологизма в литературе

«Глядите, она даже аппетита не потеряла ― кушает за двоих… ― На сердитых воду возят. Бабушка не расслышала этих слов » (М. Зощенко «Лёля и Минька»)
«Стукнув донышком, поставил штоф. ― На дураках воду возят, ― сказал. Смело сел » (А. Н. Толстой «Петр Первый»)
«А ты не сердись. На сердитых, говорят, воду возят… Пошли » (Николай Дубов «Мальчик у моря»)
«Сколько раз говорить, Туманов, старшины служат в милиции, а на обиженных воду возят » (Олег Селедцов «Учебка»)
«Ну, давай, давай, обижайся! На обиженных воду возят! Давай, давай! » (Николай Коляда «Рогатка»)