Тренинг для педагогов

«Снятие эмоционального напряжения».

Цель: предоставить информацию о современных техниках и приемах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

    Научить педагогов практическим навыкам борьбы с синдромом «практического выгорания»;

    Создать в группе атмосферу эмоциональной свободы и открытости, дружелюбия и доверия друг к другу.

    Формировать профессиональные качества: коммуникативные способности, рефлексию, способность к эмпатии.

Здравствуйте, уважаемые гости, я рада видеть вас на нашем тренинге . И, надеюсь, все, что вы сегодня увидите, может пригодиться вам в вашем нелегком труде.

Тренинг по теме «Как не «сгореть» на работе». Тема, на мой взгляд, очень актуальная и многие педагоги возьмут из нее то, что действительно пригодится в работе и жизни.

Актуальность.

В современном мире профессия педагога становится все напряженнее, современные образовательные стандарты требуют полной отдачи на работе, а идти в «ногу со временем» все сложнее и сложнее, мир и требования в нем меняются, требуя того же от современного человека. Темп нашей жизни увеличивается и все сложнее за ним успеть. Большой отдачи требует работа, а еще семья, дети и на собственное «я» совсем не хватает времени.

Поэтому в последнее время много г оворят и пишут о таком явлении, как профессиональное «выгорание». Термин «burnout» («выгорание», «сгорание») предложил Г. Фрейденбергер в 1974 г. для описания деморализации, разочарования и крайней усталости, наблюд аемых у специалистов, работающих в системе профессий «человек-человек».

В отечественной литературе это понятие появилось сравнительно недавно, хотя за рубежом данный феномен выявлен и активно исследуется уже более четверти века.

Профессиональный труд воспитателя отличает высокая эмоциональная загруженность, напряжённость, стрессы, следствием чего становится синдром «эмоционального выгорания», психосоматические заболевания.

Состоянию эмоционального выгорания обычно соответствуют следующие признаки.

Симптомы профессионального “выгорания”

Выделяют 10 основных признаков эмоционального “выгорания” (психолог Е. Малер):

    истощение, усталость;

    бессонница;

    негативные установки;

    пренебрежение исполнением своих обязанностей;

    увлечение приемом психостимуляторов (табак, кофе, алкоголь, лекарства);

    уменьшение аппетита или переедание;

    усиление агрессивности (раздражительность, гнев, напряженность);

    усиление пассивности (цинизм, пессимизм, ощущение безнадежности, апатия);

    чувство вины;

    переживание несправедливости.

Если из этого перечня хотя бы три применимы к вам, это уже повод задуматься, а не наступает ли у меня синдром ЭВ.

Этому феномену подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени, когда они накопят достаточный педагогический опыт, а собственные дети уже подрастут и можно ожидать резкого подъема в профессиональной сфере, происходит спад. У людей заметно снижается энтузиазм в работе, пропадает блеск в глазах, нарастает негативизм и усталость. Били ситуации, когда талантливый педагог становится профнепригодным по этой причине. Иногда такие люди сами уходят с работы, меняют профессию и всю остальную жизнь скучают по общению с детьми. При «выгорании» происходит «опустошенность» человека.

Организация тренинга: группа педагогов от 12 до 15 человек .

Форма проведения тренинга – круг, возможно свободное перемещение по кабинету, принятие удобного положения тела во время релаксации.

Продолжительность – 60 минут – 80 минут

Основная часть.

Ведущий: «Здравствуйте. Сегодня мы встретились, чтобы обсудить весьма интересную и важную тему, но сначала я предлагаю поздороваться».

Упражнение «Здравствуйте».

Цель: снятие мышечного напряжения, переключения внимания.

Материалы: мячик .

Инструкция: Сейчас я предлагаю поздороваться, но так, чтобы приветствие не повторилось ни разу в нашем кругу. Я начинаю, а затем передаю мячик по кругу и так, пока он не вернется ко мне (Например: здравствуйте, доброго дня, привет и т. д.)

«Правила группы»: основные принципы работы в группе.

После приветствия ведущий объясняет участникам основные принципы социально-психологического тренинга и особенности этой формы работы. Затем члены группы приступают к выработке правил работы именно своей группы. В каждой тренинговой группе могут быть свои правила, но приведенные ниже должны лежать в основе ее работы.

1. Мы – одна команда.

2. Можно говорить все, что ты думаешь.

3. Каждый имеет право на свое мнение (никто никого не перебивает, не смеется, не оценивает других).

4. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься». Следует говорить: «Мне не нравится твоя манера общения» и т.п.

5. На все возникающие вопросы даются исчерпывающие ответы, обсуждаются поступающие предложения об изменении правил или добавлении новых. Окончательно согласованные и принятые правила являются основанием для работы группы.

Ход тренинга.

Упражнение «Ваше настроение»

Цель: установить контакт с педагогами, снять напряжение.

Материалы: цветные карточки (по нескольку штук одного цвета).

Инструкция: чтобы начать плодотворную работу, посмотрим какое настроение и самочувствие у Вас преобладает. Для этого вам нужно выбрать карточку того цвета, какой больше нравится в этот момент.

Рефлексия: предлагаю подумать, чем вызвано такое настроение. Желающим можно высказаться.

Упражнение «Откровенно говоря»

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами.

Инструкция . Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно (Приложение 2).

Рефлексия.

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение?

Открыли ли вы что-то новое для себя?

Как вы себя сейчас чувствуете?

Какие у вас сейчас ощущения?

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: развитие позитивного мышления педагогов, развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями (Приложение 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Рефлексия. Трудно ли было найти положительные стороны в ситуациях? Что вы поняли для себя? Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Упражнение «Плюс-минус»

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности, вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы : ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал.

Рефлексия. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

Упражнение «Муха»

Цель: снятие напряжения с лицевой мускулатуры.

Инструкция : Сядьте удобно: руки свободно положите на колени, плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте, что на ваше лицо пытается сесть муха. Она садится то на нос, то на рот, то на лоб, то на глаза. Ваша задача: не открывая глаз, согнать назойливое насекомое, с помощью лицевых мышц.

Наш тренинг подошел к концу. Я надеюсь, что эти способы самоконтроля и улучшения настроения вы будете вспоминать и дома, и на работе и не забывать, что в домашних условиях для снятия стресса и всего негативного можно так же использовать: дыхательную гимнастику, ароматерапию, кинотерапию, музыкотерапию, медитацию, а с нятию стресса помогают как смех , так и слёзы.

Всем спасибо за участие. В конце вам предлагается заполнить небольшую анкету, где вы сможете написать свои впечатления (Приложение 4). Ваше мнение очень важно.

Не забывайте: работа - всего лишь часть жизни, которую нужно провести в радости и гармонии с самим собой.

Литература:

    5psy.ru

Приложение 1.

Карточки «Значение цвета»

Синий цвет – спокойствие, удовлетворённость, умение сопереживать, доверие, преданность.

Фиолетовый – тревожность, страх, огорчения.

Зелёный – уверенность, настойчивость, упрямство, потребность в самоутверждении.

Красный – агрессивность, возбуждение, стремление к успеху, желание властвовать и действовать, добиваясь успеха.

Коричневый – цвет покоя и стабильности, необходимость в домашнем уюте.

Жёлтый – активность, весёлость, стремление к общению, ожидание счастья.

Серый – тревожность и негативное состояние.

Чёрный – защищённость, скрытость, желание «уйти в свой внутренний мир».

Приложение 2.

Карточки с неоконченными предложениями к упражнению «Откровенно говоря»

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем рабочем дне…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к открытым занятиям…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь…

    Откровенно говоря, когда я прихожу на работу…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятия приходят студенты…

    Откровенно говоря, когда ко мне на занятие приходят педагоги или методисты…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

    Откровенно говоря, когда я провожу свое открытое занятие…

    Откровенно говоря, моя работа…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, мое здоровье…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с заведующим…

    Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

    Откровенно говоря, после рабочего дня…

    Откровенно говоря, когда наступает пора отпуска…

    Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

    Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

    Откровенно говоря, неприятности на работе…

    Откровенно говоря, успехи на работе…

Приложение 3.

Карточки с ситуациями для упражнения «Калоши счастья»:

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали большое количество детей в группу, которые ходят всем составом.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с большой группой.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников воспитанников показали слабые результаты мониторинга.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Приложение 4.

Анкета «Обратная связь»

Что вам понравилось, было интересно?

________________________________________________________

Что вам не понравилось, не вызвало интереса?

________________________________________________________

________________________________________________________

Ваши пожелания

________________________________________________________

________________________________________________________

Любовь Быстрякова
Тренинговое занятие для педагогов «Пространство позитива»

Цель: формирование позитивного мышления у участников образования.

Задачи:

Создать условия для изучения данного вопроса;

Познакомить с приемами и техниками позитивного мышления;

Гармонизировать внутреннее состояние участников мероприятия.

Материалы и оборудование: запись песни – притчи Светланы Копыловой «Окно», перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики, поднос, «калоши счастья» (обычные резиновые калоши большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик, памятки «Как избавиться от стресса», ватман, цветная бумага для принтера, ручки, клей-карандаши.

Ход мероприятия:

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

То во что мы верим;

Кем мы станем;

Что мы говорим;

Как относимся к другим;

Как реагируем на события;

С каким настроением живем и учим.

Позитивное мышление – это могучая сила.

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир» – говорил Франсуа Ларошфуко.

Позитивное мышление позволяет вам выйти из происходящей ситуации и разочарования. Дело в том, что независимо от того, о чём вы думаете, о хороших или о плохих вещах, ваша жизнь принимает соответствующую форму. Негативные мысли могут отвлечь ваше внимание от ваших планов, тем самым сбив вас с пути. Даже нечто хорошее при плохом настроении может показаться настолько незначительным, что вы даже не замечаете этого.

Позитивное мышление может изменить всю вашу жизнь, и это не сказка, а самая, что ни есть действительность. Позитивное мышление ключ к успеху, во всех сферах жизни. Позитивные мысли помогают развить оптимистичное отношение ко всему.

Звучит песня – притча Светланы Копыловой «Окно».

Грустная, но очень поучительная притча. На мой взгляд, это притча о позитивном мышлении. Завидуя другим, мы часто не замечаем того, что происходит вокруг нас. В любой ситуации нужно искать позитив. Злость и зависть заводят людей слишком далеко.

«Мы то, что мы думаем. Мы всё, что возникает в наших мыслях. Нашей мыслью мы сотворяем мир» – говорил Будда.

В одно окно смотрели двое, а видели абсолютно разное. Вот так же и мы, на каждую проблему и ситуацию смотрим по-своему, да это, наверное, и хорошо, иначе жить бы стало неинтересно.

Игра «Гороскоп эмоций»

Цель: формирование позитивного мышления.

Задачи:

Создать положительные эмоции и снять напряжение;

Формировать умение управлять своим настроением;

Развить чувства юмора.

Материалы и оборудование: перья птиц, стеклянные камешки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики, поднос.

Инструкция: «Выберите, пожалуйста, 1 предмет, который вам больше всего понравился или привлек ваше внимание. Потрогайте его, запомните».

Интерпретация:

Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

Кто выбрал стеклянный камешек (бусинку) – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.)

Цель: развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном, карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 1, 2).

Инструкция.

Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья».

У Андерсена есть сказка с таким же названием. В этой сказке Фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача, надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Ожидаемый результат:

Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты.

Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Приложение 1

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Заведующий отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам предстоит пройти курсы переподготовки и получить высшее дошкольное образование.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с детьми.

Вам выпала честь представлять свой детский сад на конкурсе педагогического мастерства.

Есть возможность попробовать свои силы.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

Хороший повод купить новые сапоги.

Пройдусь босиком.

Ситуация вызовет сочувствие коллег.

Большинство ваших воспитанников на открытом занятии показали себя очень слабо.

Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Прочесть книги по ЗОЖ (здоровому образу жизни).

Вас бросил муж.

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Возможность пересмотреть отношения и оценить чувства.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

У Вас возник конфликт с мамой воспитанника.

Хорошая возможность выяснить взгляды конфликтных сторон на воспитание ребенка.

Вас отправили в отпуск в ноябре.

Наконец, отдохну!

В группу поступил гиперактивный ребенок.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими воспитанниками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с группой.

Приложение 2

Вопросы рефлексии (рефлексивный кубик)

Трудно ли вам было отвечать?

Было ли для вас что-то новое?

Считаете ли вы полезным упражнение?

Открыли ли вы что-то новое для себя?

Как вы себя сейчас чувствуете?

Какие у вас сейчас ощущения?

Вопросы наклеиваются на грани кубика. Участники выбирают один вопрос путем перекидывания кубика друг другу и отвечают на него.

Упражнение «Избавляемся от ненужного»

Педагог в современных условиях обязательно должен владеть навыками снятия стрессового напряжения, которое неизбежно возникает в процессе работы. Это необходимо для сохранения здоровья не только педагога, но и воспитанников. Существуют разные способы снятия стресса. Я предлагаю вам памятки «Как избавиться от стресса» (участникам раздаются памятки) .

Разные народы мира имеют свои обычаи. Среди них есть обычай на определенный праздник избавляться от всего ненужного. Дело в том, что наше физическое пространство не может вмещать бесконечно много вещей. Чтобы было место новому, необходимо избавиться от старого. Выбросив старое, мы освобождаем место для нового, которое будет радовать нас, доставлять нам удовольствие. То же происходит и с нашей душой. Мы накапливаем и сохраняем в душе радостные, светлые чувства. Но в жизни происходят, к сожалению, и неприятные для нас, печальные, подчас трагические события. Мысли о них нас долго не покидают, мешают нам идти вперед, не дают возможности радоваться жизни.

Но каждый человек хочет быть счастливым. Для того чтобы получать от жизни добрые, светлые, радостные чувства, необходимо избавиться от старого и ненужного, разрушающего нас, избавиться от душевного хлама. Чтобы поселилась радость в душе, надо освободить для нее место.

Мы напишем на бумаге все то, что мешает нам, от чего мы хотим избавиться. Но прежде чем решить, действительно ли это вам не нужно, очень хорошо подумайте. И только если вы абсолютно уверены, что хотите от этого избавиться, – запишите. Затем мы все это уничтожим. И пусть в наших душах поселятся светлые, радостные чувства.

Групповая работа «Дерево успеха»

Я предлагаю создать на ватмане всей группой композицию «Дерево успеха» с ладошками в качестве листьев. Выберите приятный для вас цвет. Обведите контур своей ладони и напишите на ней свое имя. Затем передайте листок с контуром ладошки вашим коллегам, и пусть каждый оставит свои пожелания или комплимент на одном из пальцев ладошки. Из ваших дружественных ладошек мы и создадим «Дерево успеха».

Памятка «Как избавиться от стресса»

Центра детского творчества

Цель:

Задачи:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар - практикум для педагогов дополнительного образования

Центра детского творчества на тему:

«Педагогические приёмы создания ситуации успеха»

Цель: содействие формированию у педагогов потребности использования в своей работе принципа «Успех порождает успех», как одного из условий создания здоровьесберегающей среды.

Задачи:

  • Содействовать повышению профессиональной компетентности педагогов.
  • Систематизировать приемы и методы создания ситуации успеха на занятии.
  • Проанализировать методы и приёмы создания ситуации успеха.
  • Создать банк данных по проблеме.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Слайд 1.

Мне очень приятно видеть вас сегодня на нашем мини-семинаре, я надеюсь на ваше сотрудничество и активную интеллектуальную деятельность. И начать нашу встречу я хочу с проведения игры «Комплименты».

Слайд 2.

Каждому человеку приятно получать комплименты в свой адрес. Но нужно не только получать комплименты, но и уметь их возвращать. И сейчас мы с вами поиграем в игру “Комплименты”.

Игра “Комплименты”

Каждый человек должен сделать комплимент соседу слева.

Обязательные условия.

  1. Обращение по имени.
  2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
  3. Тот, кому предназначался комплимент должен выразить слова благодарности и вернуть комплимент, начиная со слов: “А вы сегодня очень…” или “А у вас сегодня …”.

Рефлексия.

  1. Что вам больше понравилось – говорить комплименты или получать их?
  2. Какой комплимент вам понравился больше всего?

Сегодня мы поведем разговор о ситуации успеха, ее типах и создании ситуации успеха в практической деятельности педагога на занятии.

Слайд 3.

Очень часто в нашей повседневной работе нам приходится сталкиваться с нежеланием учащихся идти не только в школу, но и в центр дополнительного образования, так же выполнять домашние задания, расширять запас своих знаний. Почему это происходит? Первоклассник приходит в школу преисполненный желания учиться, он надеется добиться признания и рассчитывает заслужить любовь и уважение со стороны учителей и одноклассников. Крушение этой надежды – самая серьезная проблема обучения. Так почему же он теряет интерес к обучению? Виноваты ли в этом образовательные учреждения и методы обучения? Какую роль играет при этом педагог? Может ли педагог сформировать интерес у учащихся к учебному процессу и при помощи чего?

На эти и другие вопросы искали ответ не только наши современники, но педагоги прошлых лет.

Ушинский считал, что только успех поддерживает интерес ученика к учению. А интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями.

Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной деятельности, должны вызвать интерес у ребенка к познанию окружающего мира, а учебное заведение стать школой радости.

Доктор педагогических наук Белкин убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, то у него есть все шансы на успех в жизни, и он настаивает на том, что если ребенка лишить веры в себя, то очень трудно надеется на его светлое будущее.

Педагог должен создать источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Педагог должен создать такие условия, в которых ребенок испытывал бы уверенность в себе и внутреннее удовлетворение; он должен помнить, что ребенку необходимо помогать добиваться успеха в учебной деятельности. А для этого нужно создавать ситуацию успеха.

Слайд 4.

Что же такое, с научной точки зрения, ситуация успеха?

Психологи разделили эти два понятия, и вот что получилось:

СИТУАЦИЯ-это сочетание условий, которые обеспечивают успех;

УСПЕХ - это результат подобной ситуации;

ОЖИДАНИЕ УСПЕХА– стремление заслужить одобрение; стремление утвердить свое «Я», свою позицию, сделать заявку на будущее, ожидание окружающих, личности, результат деятельности личности.

Слайд 5.

В результате данное словосочетание имеет двойственное значение, а именно

УСПЕХ с психологической точки зрения – это переживание состояния радости,

удовлетворение от того, что результат, к которому стремилась личность в своей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их.

С педагогической точки зрения, СИТУАЦИЯ УСПЕХА – это целенаправленное, организованное сочетание условий, с помощью которых создается возможность достижения значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности, так и коллектива в целом.

Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Слайд 6.

Закон успешности

Успех воспитаннику может создать педагог, который сам переживает радость успеха.

Счастливого человека может воспитать только счастливый.

Слайд 7.

Упражнение «Калоши счастья»

Цель: Развитие позитивного мышления педагогов.

Задачи:

  • Развитие навыков самопознания.
  • Формирование навыков позитивного восприятия мира.
  • Развитие позитивной «Я – концепции».
  • Развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: Калоши счастья (игровой элемент, обычные резиновые колоши, желательно большого размера, с веселым дизайном), карточки с ситуациями.

Инструкция: «Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Ганса Христиана Андерсена есть сказка с таким названием. Согласно этой сказке камеристке фее счастья подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы они помогли им стать счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю Вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача состоит в том, чтобы надев эти калоши найти в ситуации, предложенной Вам позитивные стороны. Другими словами, посмотреть на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста».

Ожидаемый результат: Участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Карточки с предложенными ситуациями и возможными вариантами ответов к игре «Калоши счастья»:

Директор отчитал Вас за плохо выполненную работу.

  • Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.
  • В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

С Вас сняли часовую нагрузку, и оставили минимум.

  • Есть возможность попробовать свои силы в работе по совместительству.
  • У меня появилось больше свободного времени.

На работе задержали зарплату.

  • Можно сэкономить на чем-то.
  • Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу Вы сломали каблук.

  • Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство Ваших воспитанников написали итоговую работу очень слабо.

  • Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

  • Хороший повод отдохнуть.
  • Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

  • Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, а тратить свое время на себя.
  • Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

  • Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.
  • Новый коллектив, новые перспективы.

Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние.

  • Это ужасно, но зато потом 5 лет можно работать уверенно и с категорией.
  • Зарплату раньше начислят по категории.
  • Мне придётся дальше идти, что способствует поддержанию фигуры.

Не утвердили образовательную программу.

  • Её можно доработать и подать на экспертный совет.

Оказывается, уважаемые педагоги, почувствовать себя счастливым возможно в любой ситуации, при этом достаточно лишь найти правильный способ.

Как создать на занятии ситуацию успеха?

Основная парадигма в работе педагога дополнительного образования «Дать каждому ребенку шанс проявить себя».

Для реализации основной цели своего педагогического творчества педагог большое внимание уделяет созданию ситуации успеха на занятии.

Слайд 8.

Я Вам предлагаю рассмотреть типы ситуаций успеха.

Выделяют несколько основных типов ситуаций успехов:

1. Неожиданная радость.

2. Общая радость.

3. Радость познания.

4. Мнимый успех.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию рассмотреть подробно типы ситуаций успеха и попробовать привести примеры из собственного опыта….

Слайд 9

1 тип «Неожиданная радость» – это чувство удовлетворения оттого, что результаты деятельности ребёнка превзошли все его ожидания. С педагогической точки зрения, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности педагога. "Неожиданная радость» типична для детей с традиционно заниженной самооценкой.

Вот вашему вниманию, предлагаются педагогические приёмы «Неожиданной радости»

1. Приём «Эмоциональные поглаживания»

Педагог на занятии хвалит детей: «Вы у меня молодцы», «Умницы», «Я горжусь вами».

Виды похвалы могут быть разнообразными: одобрение, устная и письменная благодарность, награда, ответственное поручение, проявление доверия и восхищения, заботы и внимания, прощение за проступок.

Похвала требует определенных условий ее применения, иначе может оказаться "медвежьей услугой" или быть непедагогичной.

При проявлении похвалы необходимо придерживаться следующих правил :

  • Хвалить следует за приложенные усилия, а не за то, что дано человеку от природы. Незаслуженная похвала вызывает зависть товарищей и настраивает их против педагога .
  • Не следует при детях
  • хвалить ребёнка за то, что не поддерживается группой, даже если это совершенно правильное, с точки зрения педагога, поведение. Такая похвала порождает уже не зависть, а агрессию. Так, если только один воспитанник из группы подготовился к занятию, похвала в его адрес, как правило, противопоставляет его группе, хотя он, конечно же, ни в чем не виноват. В этом случае лучше похвалить его наедине.
  • В каждой группе всегда есть неформальная иерархия, одни считаются более заслуживающими похвалы, чем другие. Настойчиво хвалить того, кого не любят в классе – дело довольно опасное для них же и для отношения группы к педагогу. Это не значит, что их нельзя хвалить. Как раз их нужно поддерживать, но мотивированно, постепенно меняя отношение к ним группы, обращая ее внимание на те или иные успехи не столь популярных одногруппников .
  • Дети очень охотно и преувеличенно приписывают педагогам "любимчиков", и у педагогов действительно есть более приятные для них воспитанники, но хвалить их нужно с учетом подходящего, адекватного для похвалы момента .

2 . Прием «Лестница» Речь идет о ситуациях, когда педагог ведет воспитанника вверх поступательно.

Алгоритм:

1 шаг: Психологическая атака. Суть - переломить состояние психологического напряжения. Создание условий для вхождения в эмоциональный контакт.

2 шаг: Эмоциональная блокировка . Суть - заблокировать состояние обиды, разочарования, потери веры в свои силы. Главное – помочь ребёнку найти причину с позиции: “неуспех – случаен, успех – закономерен”, переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.

3. Прием«Даю шанс»

Подготовленные ситуации, при которых ребенок получает возможность неожиданно раскрыть для самого себя собственные возможности.

4. Прием «Умышленная ошибка»

Можно применять с учетом возраста только на известном учащимся материале, который используется в доказательстве в качестве опорного знания.

5. Прием «Авансирование»

Речь идет о тех случаях, когда педагог заранее предупреждает ребёнка о самостоятельной итоговой работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе это - упреждающий контроль . Смысл - в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с педагогом подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия.

6. Прием «Холодный душ»

На занятии у способных воспитанников можно наблюдать, что периоды подъема могут сменяться расслаблением. Такие дети очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Их ахиллесова пята – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для них «Холодный душ» может быть полезен.

Слайд 10

2 тип «Общая радость» – это, прежде всего, эмоциональный отклик окружающих на успех члена своего коллектива.Она может быть подготовленной педагогом или спонтанной, заметной или незаметной.Радость тогда в радость, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка.

  1. Прием “Следуй за нами”

Смысл - разбудить дремлющую мысль воспитанника. Реакция окружающих будет служить для него одновременно и сигналом пробуждения, и стимулом, и результатом усилий.

Алгоритм:

1 шаг: диагностика интеллектуального фона . Пробуждение ума, когда ребенку хочется догнать ушедших вперед воспитанников.

2 шаг: выбор интеллектуального спонсора. Проще, прикрепить сильного воспитанника. Для этого нужен взаимный интерес, чтобы ребёнок не испытывал свою унизительную слабость перед другими детьми, у него существовал аванс доверия.

3 шаг: фиксация результата и его оценка . Необходимо, чтобы доброе дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы его поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

  1. Прием “Эмоциональный всплеск”

Главная роль отведена педагогу. Его слова, эмоциональный всплеск его стремления помочь ребенку, создать ситуацию успеха.

  1. Прием “Обмен ролями”

Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до сих пор потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых возможностей учащихся, превращаясь из формы деловой игры в прием создания ситуации успеха.

  1. Прием “Заражение”

Педзаражение построено на точном расчете, в котором главное – выбор источника интеллектуального заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в том случае, если успех отдельного воспитанника станет стимулом для успеха других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

Слайд 11

3 Тип «Радость познания» - суть данного типа успеха состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное "открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.

  1. прием “Эврика”

Суть - создать условия, при которых ребенок, выполняя задание, неожиданно для себя пришел к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Заслуга педагога в том, чтобы не только заметить это личное “открытие”, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые задачи. Нужно помнить, что:

  • успех открытия надо долго и терпеливо готовить, открывая ребенку связи между тем, что он достиг, и тем, что ему пока достичь не удается;
  • ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужны внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;
  • ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего, самому себе.
  1. прием «Линия горизонта»

Если педагог подводит детей к тому рубежу, у которого они могут сделать самостоятельный вывод и испытать радость от подобного “озарения”, значит, он создал ситуацию, в которой даже интеллектуально пассивный ребёнок может почувствовать себя творческой личностью.

«Мнимый успех» - удовлетворенность воспитанников невысокими достижениями при объективной возможности иметь более высокие успехи.

Задачи педагога - преодоление ситуаций мнимого успеха путем создания таких условий, при которых ребёнок сможет повысить свои достижения.

Решение ситуации

Воспитанник, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одногруппников, говорит: «Я не хочу выполнять задание вместе с ним».

Что Вы будете делать (как поступите, что скажете и др.) в данной ситуации и почему?

В этом случае неправильным отношением педагога будут следующие действия и ответы:

«Ну и что?»,

«Никуда не денешься, все равно придется»,

«Это глупо с твоей стороны»,

«Но он тоже не захочет после этого выполнять задание с тобой» и т.п.

«У меня такого не бывает», «Это сильно общее описание, оно не позволяет дать конкретный ответ…» и т.п.

«Я все же прошу тебя приступить к выполнению задания!».

«Вместе вы сможете хорошо справиться с предложенным заданием».

«Я постараюсь выяснить, почему ребёнок не хочет работать вместе с одногруппником и по возможности устранить причину негативного отношения. Я также объясню воспитаннику, почему я считаю важной совместную работу над выполнением задания в предложенной паре. При выяснении причины возможна замена состава мини-групп для совместного выполнения заданий. В этом случае удастся избежать конфликтной ситуации и предупредить возможность её появления в будущем».

Слайд 12

Как влияет ситуация успеха на деятельность и состояние ребёнка?

Выслушиваются ответы педагогов.

  • внушает ребёнку уверенность в собственных силах;
  • появляется желание вновь достигнуть хороших результатов;
  • создаёт ощущение внутреннего благополучия;
  • происходит переоценка своих возможностей.

Слайд 13

Каковы последствия создания ситуации успеха?

Педагогу следует помнить о том, что:

  • Успех, доставшийся ценой небольших усилий, может привести к завышенной оценке своих возможностей.
  • За сильным переживанием какой-либо эмоции обязательно следует расслабление: если в этот период ребёнку предложить какую-либо работу, то она будет выполнена менее успешно.
  • Ребёнка можно травмировать, если результат, важный и значимый для него не будет адекватно оценен другими людьми («Пятёрка по рисованию? Лучше бы по чтению получил…»).
  • Постоянное обеспечение успешности учения может сформировать не активное, а привычное отношение к образовательной деятельности.
  • Постоянное ожидание положительного результата чревато развитием неспособности к преодолению трудностей, отказом от действий в сложных учебных и жизненных ситуациях.

Внушить ребенку веру в себя - залог успешного воспитания. Мы должны правильно формулировать свои фразы и замечания, и грамотно разговаривать с воспитанниками. Я предлагаю вам варианты фраз с неправильной формулировкой, ваша задача напротив каждой фразы предложить правильный вариант ответа, а потом мы с вами сравним, что у нас получилось.

Так говорить не стоит!

А вот так надо!

Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!

Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.

Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?

Ты сейчас очень громко говоришь

Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял

Я думаю, что ты объяснял слишком сложными фразами

Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной разговаривал

Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно

Ты должен относиться к урокам серьёзнее!

Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке

Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!

Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали

Да отвлекись ты, я хочу тебе сказать…

Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.

Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.

Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.

Слайд 15

Предлагаю рецепт приготовления хорошего занятия. Перечислите мне, по вашему мнению, самые лучшие положительные эмоции, которые способствуют сохранению дружелюбной атмосферы на протяжении всего занятия.

(Педагоги предлагают свои варианты, затем появляются на слайде готовые ответы)

А я вам предлагаю свой рецепт приготовления - Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, что лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на несколько занятий, которые вам приходится проводить в ваш рабочий день. Добавьте в каждое занятие по одной порции:

Мудрости;

Терпения;

Храбрости;

Работоспособности;

Оптимизма;

Преданности своему делу;

Вольнодумия и свободомыслия;

Доброты;

Отдыха и заботы о здоровье;

Доброго юмора;

Такта;

Веры в каждого ребёнка.

Количество ингредиентов - на усмотрение готовящего. Для того чтобы придать остроты занятию, добавьте в него щепотку безрассудства. А теперь долейте любви к детям и взбейте все энергичными движениями.

Поставьте ваше блюдо на огонь детских сердец. Украсьте изюминками улыбок и веточками радости. Перед подачей сервируйте занятие профессионализмом педагога. Следуйте четко этому рецепту, и все у вас получится!

Приятного аппетита, уважаемые коллеги! Аппетита к педагогическому труду и творчеству!

Слайд 16

Только тогда вы будете хорошим педагогом, а ваш воспитанник - успешным, когда в общении с детьми на занятиях и вне их вы будете ориентироваться на позитивные качества личности!

Для того чтобы воспользоваться методами и приёмами успешного проведения занятия, мы с вами, уважаемые педагоги, создадим «Банк данных».

Педагоги записывают все приёмы и методы, необходимые для проведения занятия.

Ну и в заключение, уважаемые педагоги, я предлагаю вам высказать своё мнение о сегодняшнем семинаре, используя свечу мнений. Мы будем передавать её по кругу каждому педагогу, мне очень важно услышать мнение каждого участника семинара.

Педагоги по очереди передают свечу друг другу и озвучивают своё мнение о семинаре.

Слайд 17

А для того, чтобы ваши занятия проходили успешно и эффективно, я приготовила для вас памятки – рекомендации, которые помогут вам в работе. Счастливого человека может воспитать только счастливый
человек.

РАДОСТЬ ПОЗНАНИЯ
«Эврика»
«Линия горизонта»
Только тогда вы будете
успешным педагогом
, а ваш воспитанник -
успешным,
когда будет идти ориентировка

позитивные

качества
личности
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Г. НЯГАНЬ
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

«ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ СОЗДАНИЯ
СИТУАЦИИ УСПЕХА»
2013 год
СИТУАЦИЯ УСПЕХА

Успех
– с психологической точки зрения
Ситуация успеха – с педагогической
точки зрения

ОБЩАЯ
РАДОСТЬ
«Следуй за нами»
«Эмоциональный всплеск»

«Обмен ролями»
«Заражение»
СИТУАЦИЯ УСПЕХА
Ситуация

сочетание условий, которые обеспечивают успех выполнения работы.
УСПЕХ – ЭТО РАДОСТЬ
Успех

связан с чувством эмоционального подъёма, которое ребёнок испытывает в результате удачного выполнения задания.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО

УСПЕШНОМУ ВОСПИТАНИЮ

Так говорить не стоит!
А вот так надо!
Ты какой - то неуравновешенный, нервничаешь вечно!
Мне кажется, ты был взволнован, когда отвечал на уроке.
Ты что кричишь, думаешь, я несправедливо тебя оцениваю?
Ты сейчас очень громко
говоришь.
Ты никогда не умел объяснять материал, опять никто ничего не понял
Я думаю, что ты объяснял слишком сложными
фразами.
Опять ты обзываешься! То вчера Петю обозвал, то, помнишь на прошлой неделе как со мной
разговаривал!
Сейчас ты ведёшь себя не совсем корректно
Ты должен относиться к урокам серьёзнее!
Возможно, в следующий раз стоит больше времени уделить подготовке
Я тут целых полчаса распинаюсь! Ты меня не слушаешь! Как с тобой можно разговаривать?!
Для меня важно, чтобы мы друг друга выслушали
Да отвлекись
ты уже,
я хочу тебе сказать…
Когда закончишь свои дела, дай мне знать. Мне хотелось бы поговорить с тобой.
Ты, конечно, молодец, но у тебя много ошибок, плохой почерк и сложные формулировки.
Ты действительно написал интересное сочинение. Однако над грамматикой следует ещё поработать.
НЕОЖИДАННАЯ РАДОСТЬ
«Эмоциональные поглаживания»
«Лестница»
«Даю шанс»
«Умышленная ошибка»
«Авансирование»
«Холодный душ»
СПАСИБО
ЗА ВНИМАНИЕ!
К.Д.УШИНСКИЙ
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ
А.С. БЕЛКИН
ЧТО ТАКОЕ
«СИТУАЦИЯ УСПЕХА»?
ОСНОВНЫЕ ТИПЫ
СИТУАЦИИ УСПЕХА
Неожиданная радость.
Общая радость.
Радость познания.
Мнимый успех.

ПОСЛЕДСТВИЯ СОЗДАНИЯ СИТУАЦИИ УСПЕХА

Завышенная оценка своих возможностей.

Расслабление.
Травма.
Привычное отношение к занятиям.
Неспособность к преодолению трудностей, отказ от действий в сложных ситуациях.


Тренинговое занятие для педагогов

Тема «Давайте в жизни искать позитив»

Жизнь одна, но в ней порой причудливо переплетено позитивное и негативное.

Достойно принимать превратности судьбы и хранить её счастливые моменты – простая премудрость жизни.

Дина Дин

Цель: Формирование позитивного мышления

Задачи:

    Создать положительные эмоций и снять напряжения;

    Формировать умение управлять своим настроением;

    Обучить педагогов способам выработки эмоциональной устойчивости

    Формирование оптимистического отношения к жизни.

    Научить эффективно, использовать способы снятия внутреннего напряжения и саморегуляции.

Материалы:

    бланк с изображением шести домиков, названиями шести чувств и силуэтом человека

    цветные карандаши

    бумага для рисования

    релаксационная музыка

    перья птиц

    стекляшки

    массажные мячики-ежики

    пластмассовые цветные шарики

    электронная презентация к занятию.

Ход занятия

Слайд 2

Наша жизнь на 10% состоит из того, что с нами происходит и на 90% из того как мы относимся к происходящему. Но почему на одно событие люди реагируют по-разному? Одни ищут возможности, другие сокрушаются о потерях.

Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой, а выбор за тобой». Многое, если не все, определяет наш выбор. Выбор нас делает неповторимым. Именно он определяет нашу судьбу.

Что мы можем выбрать:

    то во что мы верим;

    кем мы станем;

    что мы говорим;

    как относимся к другим;

    как реагируем на события;

    с каким настроением живем и учим.

Наше сегодняшнее занятие и посвящено позитивному мышлению, а именно умению учителя быть эмоционально устойчивым.

Но вначале я предлагаю вам выполнить упражнение, которое называется «Приветствие».

Слайд 3

Упражнение «Приветствие»

Каждый участник приветствует коллег сразу 1 пальцем, затем 2-мя, 3,4 и полноценные аплодисменты

Слайд 4

Упражнение «Гороскоп эмоций»

На слайде картинки перья птиц, стекляшки, массажные мячики-ежики, пластмассовые цветные шарики.

Участникам тренинга предлагается выбрать, 1 предмет, который им больше всего

понравился или привлек их внимание.

Интерпретация:

    Вы выбрали перо! Вы легки на подъем; общительные, хорошие слушатели; нежные и ласковые, впечатлительные и тонкие натуры; готовы любого поддержать в трудную минуту и рассмешить, поднять настроение; вы с чувством юмора.

    Кто выбрал стеклянный камешек – у вас всегда все гладко, да сладко; вы открыты душой, легки в общении, гибкие натуры; не подвержены чужому влиянию; гламурные, изящные и хорошо разбираетесь в моде.

    Если вы выбрали мячики-ежики – вы загадочные и привлекательные натуры; шустрые, энергичные и веселые; не даете себя в обиду, можете постоять за себя; заботитесь о своем драгоценном здоровье; вы легко справляетесь с любой ситуацией, всегда найдете выход.

    У кого оказались цветные шарики – это значит, что вы веселые и бодрые, жизнерадостные и энергичные; открытые, добрые и доверчивые; общительные; вы всегда впереди, стремитесь к победе; вас везде замечают; с вами вместе – всегда праздник, вы душа компании.

Вот и познакомились!!!

Слайд 5

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.) Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.

    Откровенно говоря, когда я думаю о предстоящем уроке…

    Откровенно говоря, когда я готовлюсь к урокам…

    Откровенно говоря, когда я прихожу домой после работы…

    Откровенно говоря, когда я волнуюсь..

    Откровенно говоря, когда я проверяю тетради…

    Откровенно говоря, когда я прихожу на урок…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с родителями…

    Откровенно говоря, когда ко здоровье…

    Откровенно говоря, когда я разговариваю с директором…

    Откровенно говоря, когда я вижу ребенка…

    Откровенно говоря, после рабочего дня…

    Откровенно говоря, когда я заполняю журнал…

    Откровенно говоря, когда я выставляю оценки…

    Откровенно говоря, когда наступает пора каникул…

    Откровенно говоря, когда я слышу звонок на урок…

    Откровенно говоря, люди, с которыми я работаю…

    Откровенно говоря, когда я собираюсь на работу…

    Откровенно говоря, неприятности на работе…

    Откровенно говоря, успехи на работемне на урок приходят родители…

    Откровенно говоря, когда ко мне на урок приходят завучи или методисты…

    Откровенно говоря, когда я провожу родительское собрание...

    Откровенно говоря, когда мой рабочий день…

    Откровенно говоря, когда я провожу свой урок…

    Откровенно говоря, когда работа с детьми…

    Откровенно говоря, моя работа…

    Откровенно говоря, когда я думаю о работе…

    Откровенно говоря, мое настроение улучшается

Слайд 6

Упражнение «Калоши счастья» (10 мин.) РАБОТА В ПАРАХ

Цель: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.

Материалы и оборудование: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями, рефлексивный кубик (см. приложения 2, 3).

Инструкция. Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком.

Я буду предлагать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

    Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

    В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

    Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

    Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

    Можно сэкономить на чем-то.

    Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук.

    Хороший повод купить новые сапоги.

Большинство ваших учеников написали контрольную очень слабо.

    Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили.

Вы внезапно заболели.

    Хороший повод отдохнуть.

    Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж.

    Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

    Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

    Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

    Новый коллектив, новые перспективы.

Ожидаемый результат: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.

Слайд 7.

Упражнение «Плюс-минус» (10 мин.) 2 группы

Цель: помочь педагогам осознать позитивные моменты педагогической деятельности.

Задачи: вербализация негативных и позитивных моментов своей педагогической деятельности; сплочение группы.

Материалы и оборудование: ватман с нарисованным деревом, который крепится на доску; самоклеющиеся стикеры в форме листочков; ручки для каждого участника.

Инструкция. Вам нужно написать на листочках одного цвета минусы вашей работы, а на листочках другого цвета - плюсы своей работы.

Участники пишут, а потом по очереди прикрепляют свои листочки с плюсами и минусами к дереву. Каждый участник озвучивает то, что он написал. За тем проводится рефлексия упражнения. Участники обсуждают, чего больше получилось - плюсов педагогической деятельности или минусов - и почему. Ожидаемый результат: педагоги должны увидеть, что плюсов в работе все-таки больше, и прийти к выводу, что работа педагога тяжела, но приятна. А также увидеть все стороны педагогической деятельности, осознать, что затруднения у педагогов похожи.

В жизни каждого из нас бывают моменты, когда кажется, что мир рухнул. Причин для этого может быть великое множество: сезонная депрессия, неудачи в личной жизни, проблемы со здоровьем или хроническая усталость. Что помогает человеку справляться с трудными ситуациями в жизни, переживать неудачи с меньшими душевными потрясениями? Что заставляет думать о любых преградах возникающих на пути как о посильных, о легко преодолимых? Что рисует на лице человека улыбку, которая остается даже в трудные моменты его жизни?

Оптимистическое настроение несет в себе массу положительных моментов! Позитивный настрой улучшает работоспособность и влияет, как на физическое, так и на душевное самочувствие человека. Позитивное настроение рождает уверенность в себе. К позитивно настроенным людям тянутся окружающие.

Так с помощью, каких приемов настроить себя на позитив? Вот об этом сейчас мы с вами и поговорим.

Создание и сохранение положительного настроя в жизненных ситуациях

Способов великое множество. Мы сегодня с Вами поговорим о некоторых из них.

Слайд 8

Упражнение «Звуки музыки»

Все знают, что музыка создает настроение. Вспомните и скажите, пожалуйста, какие музыкальные произведения поднимают ваше настроение.

Мы видим, что у каждого у нас свое музыкальное произведение, которое способно поднять нам настроение, не следует забывать об этом, когда нам бывает грустно или плохо.

Сейчас я вам предлагаю прослушать одно из произведений взять листок бумаги и на нем выразить те чувства, которые вы испытали во время прослушивания данного музыкального произведения

Через 3- 5 минут психолог предлагает представить друг другу то, что удалось создать.

Слайд 9

Упражнение релаксация

Еще один из способов успокоится это релаксация, вот сейчас я вам предлагаю одно из релаксационных упражнений

Слайд 10

Как говорил Оскар Уайльд «Жизнь – слишком серьезная штука, чтобы воспринимать ее слишком серьезно».

Научитесь брать от жизни ВСЕ!! Овладейте искусством быть счастливым, а для этого: Слайд 11

    Нужно иметь перед собой цель и стремиться к ней

    Нужно уметь всегда улыбаться

    Нужно уметь делить радости с другими

    Нужно получать удовольствие от помощи людям

    Нужно быть немного ребёнком

    Нужно уметь сходиться с разными людьми

    Нужно обладать чувством юмора

    Уметь оставаться спокойным в сложных ситуациях

    Необходимо уметь прощать

    Иметь несколько сердечных друзей

    Уметь сотрудничать с людьми и получать от этого удовольствие

    Быть счастливым в семейном кругу

    Обладать высокой самоуверенностью

    Нужно уважать слабых

    Иногда нужно позволять себе расслабиться

    Необходимо быть смелым и решительным

    И самый главный секрет – УЛЫБАЙТЕСЬ. И тогда мир улыбнется вам в ответ

Слайд 29

«Ваша судьба в ваших руках, меняйте себя, и вы измените окружающий мир»- говорил Ф. Ларошфуко

Все в ваших руках уважаемые коллеги. Дерзайте! И будьте счастливы!

Упражнение «Моя аффирмация»

Цель: создание позитивного настроя, развитие позитивного самовосприятия, закрепление приобретенных навыков позитивного мышления. Материалы и оборудование: карточки с позитивными утверждениями - аффирмациями (см. приложение 5).

Инструкция. Предлагаю вам вытянуть карточки с позитивными утверждениями-аффирмациями. Пусть дэта аффирмация станет вашим девизом, если не пожизни, то хотя бы до конца учебного года. Договорились

У МЕНЯ МНОГО ДРУЗЕЙ!

Я ПОЛЕЗНА И НУЖНА!

Я ЛЮБЛЮ ВСЕХ!

Я УМЕЮ СЛУШАТЬ!

Я УМЕЮ ЗАДАВАТЬ ВОПРОСЫ!

Я ПОЛНА ХОРОШИХ ИДЕЙ!

У МЕНЯ СКАЗОЧНОЕ ВООБРАЖЕНИЕ!

Я ОЧЕНЬ УМНАЯ!

У МЕНЯ ВЫДАЮЩИЕСЯ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ!

Я МОГУ СДЕЛАТЬ ВСЕ, К ЧЕМУ ПРИЛОЖУ МОЗГИ!

Я УВЕРЕНА В СЕБЕ – Я СПРАВЛЮСЬ!

Я ВЕРЮ В СЕБЯ!

МНЕ ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ВЕЗЕТ!

Я ВСЕГДА ОКАЗЫВАЮСЬ В НУЖНОЕ ВРЕМЯ В НУЖНОМ МЕСТЕ!

Я СЧАСТЛИВА!

Я ВСЕГДА ДЕЛАЮ ПРАВИЛЬНЫЙ ВЫБОР!

СО МНОЙ ВСЕГДА СЛУЧАЕТСЯ ТОЛЬКО ХОРОШЕЕ!

МНЕ ХОРОШО БЫТЬ С САМОЙ СОБОЮ!

ЛЮДИ РАДЫ ВИДЕТЬ МЕНЯ!

Я ЛЮБЛЮ СВОЮ ЖИЗНЬ, И ОНА ОЧЕНЬ ИТЕРЕСНАЯ!

Я ВСЕГДА СТАРАЮСЬ!

Я УНИКАЛЬНАЯ И ОСОБЕННАЯ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

КАЖДЫЙ ДЕНЬ ВО ВСЕХ ОТНОШЕНИЯХ Я СТАНОВЛЮСЬ ВСЕ ЛУЧШЕ И ЛУЧШЕ!

Я ЛЮБЛЮ ДЕТЕЙ – У НИХ ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ВЕРЮ ТОЛЬКО В ЛУЧШЕЕ!

У МЕНЯ ВСЕГДА ЕСТЬ ВЫБОР!

МОИ МЕЧТЫ СБЫВАЮТСЯ!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ РАБОТУ!

Я ЗДОРОВАЯ И СИЛЬНАЯ!

Я В ОТЛИЧНОЙ ФОРМЕ!

МОЕ ТЕЛО – МОЙ ЛУЧШИЙ ДРУГ!

Я ЧУВСТВУЮ СЕБЯ ВЕЛКОЛЕПНО!

Я СПОКОЙНА И РАССЛАБЛЕНА!

Я ЛЮБЛЮ СЕБЯ И СВОЮ ЖИЗНЬ!

Я САМАЯ ОБАЯТЕЛЬНАЯ И ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ!

Я САМА СЕБЕ ДОБРЫЙ ДРУГ!

Я ТАЛАНТЛИВАЯ И СПОСОБНАЯ!

Я ГОРЖУСЬ СВОИМИ ДОСТИЖЕНИЯМИ!

Сучкова Марина Александровна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: Шахтинская специальная школа-интернат № 16
Населённый пункт: г. Шахты Ростовская область
Наименование материала: Тренинг
Тема: Тренинг для педагогов: "В сказочном царстве моей души"
Дата публикации: 16.05.2016
Раздел: среднее образование

Тренинг с учителями по профилактике

эмоционального выгорания

«В сказочном царстве моей души»
Разработала и провела: педагог-психолог высшей квалификационной категории М.А. Сучкова

Цель тренинга
: создать условия для профилактики синдрома эмоционального выгорания и поддержки психического здоровья педагогов.
Задачи тренинга
:  актуализировать процесс самоанализа сотрудников;  научить психотехническим приемам саморегуляции эмоционального состояния;  оптимизировать самооценку педагогов;  снять эмоциональное напряжение;  через проекцию в сказочные персонажи, выявить и актуализовать собственные ресурсы;  сформировать позитивное мышление учите лей (самовосприятие и восприятие окружающей действительности).
Материалы и оборудование
:  интерактивная доска, проектор или компьютер (ноутбук) для демонстрации слайдовой презентации и флеш тренинга;  карточки с незаконченными фразами для про ведения упражнения «Закончи предложение»;  калоши, желательно цветные и большого размера к упражнению «Калоши счастья» и карточки с ситуациями;  рефлексивный набор (чемодан, мясорубка, мусорная корзина);  бланки для арттерапии;  текст сказочного теста;  пастель и ватман для «общего рисунка»;  воздушные шары и маркеры.
Время проведения:
приблизительно 1,5 часа. Общее время зависит от количества участников.
Разминка

Перевоплощение. Выбрать себе сказочный псевдоним и атрибут.

(наряд) (бейджики)

1.Разминка 2 «Сказочный город»

Инструкция:
«Жители сказочного города отличаются тем, что, гуляя по городу, с каждым боем часов они здороваются друг с другом разными частями тела и каждый раз разными способами».
Цель
: Установление контакта между участниками, разрушение привычных стереотипов приветствия, развитие креативности.
2. Упражнение «Человек к человеку»

Цель:
Установление контакта между участниками, раскрепощение, снятие напряжения.

3. Упражнение «Закончи предложение».

Цель
: это упражнение интересно именно с точки зрения вербализации и осознания проблем педагога, поскольку эти два сопутствующих процесса помогают участникам «выговориться» и создать чувство общности, что конечно же способствует «выходу эмоций». Совместное обсуждение проблем сближает и, таким образом, помогает эмоционально разрядиться в безопасной для педагогов обстановке.  Мое лучшее качество…  Страна, в которую я хотел(а) бы съездить ….  Хочу, чтобы в нашей школе …  Люблю проводить свободное время….  В новом году ….  Когда я слышу звонок на урок…  Когда я разговариваю с родителями…  Что мне нравится в людях...  Мое педагогическое кредо заключается в том, что...  Мне в моей работе бывает трудно…  Хороший учитель - это человек который...  Самое главное в жизни…  Мне не хватает…  Я часто мечтаю о …  Если бы у меня была волшебная палочка…
4.Кем бы могли работать в наши дни:
 волк из сказки «Волк и семеро козлят» – пародист;  Красная Шапочка – социальный работник;  кот Матроскин (герой мультфильма «Каникулы в Простоквашино») – предприниматель, животновод;  Карлсон – герой мультфильма «Малыш и Карлсон»– детский аниматор, педагог-организатор;  кот Леопольд – психотерапевт, психолог;  Дуремар («Сказка о золотом ключике») – гирудотерапевт;  Золушка – технический персонал  Шахерезада сказка «Тысяча и одна ночь» – сказкотерапевт.
А какой сказочный герой мог бы работать учителем? Почему?

5.Общий рисунок «Наша сказочная страна-школа»

6.Тест «Путешествие» (в тетради)
Вы идете по лесу. (Какой он: светлый, темный, густой, березовый, с ягодами, грибами) Какое время года? Какая погода? Есть ли ветер? Вы одна или с кем – то? Что вы делаете в лесу? Вы вышли на полянку и видите родник. Будете ли пить из него? Вдруг появляется животное. Кто это? Что оно будет делать? Вы идете дальше. Впереди река. Какая она? Вы оказываетесь на другой стороне и видите дом. Какой он?(большой или маленький, из какого материала, яркий или невзрачный) Хочется ли вам войти в него? Вы подошли. В доме есть дверь? На двери висит табличка, на ней рисунок или надпись? Что там? (что нарисовано или написано) Вы заходите в дом. Оглянитесь вокруг. Какие комнаты есть в доме? Есть ли комната принадлежащая только вам. Что в центре это комнаты. Вы пойдете в подвал? Опишите что там лежит, кто живет? А на чердак? Опишите что там. Хочется ли в доме что-либо переделать, улучшить? Одна комната в доме совершенно белая, без окон, мебели. Вы зашли и дверь заперлась, что вы чувствуете, что будете делать? Вы выходите из дома и идете по тропинке. Перед вами забор, как вы окажетесь на другой стороне. Наконец тропинка выводит вас к морю, над морем носятся чайки. Как они себя ведут? В море вы видите корабль, какой он, он далеко от берега?, вы будете до него добираться? Ваше путешествие окончилось и вы возвращаетесь с радостью и удовлетворением. Что запомнилось больше всего? (интерпретация) Лес-символ жизни, движения по жизни. Потеряться - потеряться в жизни) Родник-новое, источник знаний. Саморазвитие. Животное - как видишь других людей (кто первым идет на контакт) Река - препятствие (как преодолевает) Дом- проекция внутреннего мира. Размер - статус Фасад - имидж. Переделать - перспектива роста. Дверь - впускает ли в свою жизнь. Табличка - под каким девизом живет, как себя воспринимаем и позицианируем. Подвал - бессознательное. Чердак - сверх ЭГО.(запреты, морали)
Белая комната - восприятие смерти. Забор -препятствие. Море - бессознательное. Корабль - заветная мечта. Чайки - родственники.
7.Волшебные шарики
(написать на шариках все, что вам надоело, раздражает, злит, вызывает негативные эмоции, и по сигналу лопнем шарики)
8. Упражнение «Калоши счастья»
(10 мин.)
Цель
: развитие позитивного мышления педагогов. Задачи: развитие навыков самопознания, формирование навыков позитивного восприятия мира, развитие позитивной Я-концепции, развитие навыков эмоциональной саморегуляции.
Материалы и оборудование
: «калоши счастья» (игровой элемент, обычные резиновые калоши, желательно большого размера с веселым дизайном), карточки с ситуациями,
Инструкция
. У Андерсена есть сказка с названием Калоши счастья». В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху. Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Я также буду зачитывать вам различные ситуации, а ваша задача - надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека- оптимиста.
Ожидаемый результат
: участники игры, надев «калоши счастья», отвечают на предложенную ситуацию в позитивном ключе. Тому, кто затрудняется дать позитивный ответ, остальные участники игры помогают, предлагая свои варианты. Участники получают эмоциональную разрядку и позитивный настрой.
Карточки с предложенными ситуациями и возможными

вариантами ответов к игре «Калоши счастья»

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.
Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок. В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше. 
Вам дали классное руководство над слабыми детьми.
Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками. Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.
Можно сэкономить на чем-то. Можно теперь сесть на диету. 
По дороге на работу вы сломали каблук.
Хороший повод купить новые сапоги. 
Большинство ваших учеников написали контрольную очень

слабо.
Хорошая возможность проанализировать, какой материал дети недостаточно хорошо усвоили. 
Вы внезапно заболели.
Хороший повод отдохнуть. Заняться наконец-то своим здоровьем. 
Вас бросил муж.
Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя. Больше времени на хобби. 
Вы попали под сокращение.
Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности. Новый коллектив, новые перспективы. Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.
9. Флештренинг
13 шагов борьбы со стрессом
10.Проективный рисуночный тест «Необитаемый остров»
Итак, перед вами небольшой, совершенно необитаемый островок в океане и одинокая, растущая на нем пальма. Ваша задача – «оживить» картинку, придать ей законченный вид. Перерисуйте ее на листок бумаги и изобразите на ней человека, солнце и корабль. Если есть такое желание, можно дополнить рисунок и другими деталями, но это уже - на ваше усмотрение.
Обсуждаем результаты

Солнце
– это символ нашей жизненной энергии. Если нарисованное вами небесное светило сияет высоко в небе – то и вы находитесь «в зените». Но чем сильнее оно склоняется к горизонту, тем меньше вы ощущаете в себе жизненных сил.

Изображенный вами закат
– признак того, что пришла пора срочно что- то менять: сделать перерыв в работе, развеяться, получить новые впечатления…
Нарисовали рассвет?
Возможно, совсем недавно вы были не в лучшей форме, но сейчас - уже снова на подъеме. И очень скоро вновь будете бодры и полны энергии.
Человечек
, которого вы нарисовали – вы сама. Какой он? Каково его настроение в настоящий момент? Выражение лица? Впал ли он в отчаяние, оказавшись заброшенным судьбой в столь уединенный уголок? Или, наоборот – блаженно раскинулся под солнышком и радуется жизни? Если он наслаждается одиночеством или увлеченно занимается каким-то интересным для него делом - то и вы довольны тем, что с вами сейчас происходит. В вашей душе царят спокойствие и умиротворение. Если же созданный вашим воображением островитянин чувствует себя в одиночестве неуютно, то и вам, вероятно, не хватает общения и дружеской поддержки. Корабль – это возможность изменить свою жизнь. Хотите вы этого или вас вполне устраивает реальное положение дел? Судите сами. Если изображенный вами человек старается, во что бы то ни стало, попасть на плавающее транспортное средство - машет руками, подает команду SOS, устремляется к судну вплавь – вы испытываете острое желание что-то поменять в своей судьбе. Возможно, ваши надежды на лучшее будущее связаны с окружающими: вы ищете общения и надеетесь, что близкие и знакомые помогут вам осуществить заветные мечты. Если же он не обращает на корабль никакого внимания, то сложившаяся в данный момент в вашей жизни ситуация вас вполне устраивает. К общению вы особенно не стремитесь: может, достаточно сдержаны и закрыты от природы, а может, просто немного устали от людей?
Вода
– это наша связь с окружающим миром. Если главный герой вашего рисунка не боится воды, то и у вас наверняка нет проблем в установлении контактов с окружающими. И, конечно, обратите внимание на дополнительные, изображенные вами детали, если таковые имеются.
Рефлексия
. ТЕХНОЛОГИЯ "ЧЕМОДАН, КОРЗИНА, МЯСОРУБКА" Предлагается три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка.
На желтом листочке
, который приклеивается затем к плакату с изображением чемодана, необходимо нарисовать тот важный момент, который он вынес от работы (в группе, на занятии), готов забирать с собой и использовать в своей деятельности.

На синем листочке
– то, что оказалось ненужным, бесполезным и что можно отправить в "мусорную корзину", т.е. прикрепить ко второму плакату.
Серый листок
– это то, что оказалось интересным, но пока не готовым к употреблению в своей работе. Таким образом, то, что нужно еще додумать, доработать, "докрутить" отправлялось в лист "мясорубка". Листочки пишутся анонимно и по мере готовности приклеиваются участниками самостоятельно.