Грейдирование преследует следующие цели:

ѕ сокращение издержек на персонал, оптимизация ФОТ;

ѕ прозрачная и понятная взаимосвязь уровня дохода работника и ценности должности для компании среди всех позиций;

ѕ простое определение уровня оплаты для новых позиций;

ѕ работник имеет представление о возможных изменениях его доходов при различных вариантах развития карьеры;

ѕ повышает уровень мотивации персонала и способствует его удержанию;

ѕ повышает управляемость, так как каждый сотрудник начинает понимать, что его доход напрямую зависит от оценки его должности;

ѕ повышает прозрачность компании для инвесторов .

Достижение этих целей формирует на предприятии эффективную систему управления, мотивации и оплаты труда персонала.

Схема процесса грейдирования включает следующие этапы

  • 1. Описание должностей.
  • 2. Определение ценности должностей.
  • 3. Построение грейдов.
  • 4. Установление межквалификационных соотношений (должностных окладов) для каждого грейда.
  • 5. Внедрение системы грейдов.

На первом этапе для описания факторов выбрано шесть уровней сложности, обозначенных как А, В, С, D, Е, F.

Каждому уровню присваиваются баллы в зависимости от степени сложности и проявления уровня.

На втором этапе необходимо определить набора универсальных факторов для оценки всех должностей, т.е. весь персонал предприятия должен оцениваться по одному набору критериев оценки. Для определения грейда можно воспользоваться следующим алгоритмом (рис. 5), который построен на основании глобальной системы грейдинга, где для руководителей используются категории 3, 4, 5FS, 5BS, 6, а для специалистов - 1, 2, 3Е, 4Т.

Рисунок 5 - Алгоритм опроса для определения должности.

Для более точной оценки уровня должности необходимо определить грейд должности внутри категории. Границы некоторых категорий пересекаются. Построенная таким образом система тарификации стимулирует сотрудников переходить на должности, которые оплачиваются лучше.

Определение размера должностного оклада по результатам расчетов баллов должно производиться по единым правилам, независимо от позиции и подразделения. Для каждого грейда устанавливается диапазон окладов, так называемая вилка. Она определяется не для каждой должности отдельно, а для всего грейда. Минимальный должностной оклад самого низкого грейда не должен быть ниже государственных норм и гарантий. Следовательно, система грейдов позволяет объективно оценивать сотрудников, оклад которых не связан напрямую с продажами.

Зарплата работника формируется из трех составляющих:

  • - оклада по грейду;
  • - надбавки за квалификацию;
  • - премии в размере до 50 % оклада.

Тарифная сетка включает шесть грейдов в соответствии с уровнем сложности труда по профессии. Для каждого грейда установлена «вилка» оклада. Минимальное и максимальное значения тарифных ставок для каждого грейда, а также примеры профессий соответствующие каждому уровню грейдов представлены на рис.6.


Рисунок 6 - Структура организации по грейдам

Внутри каждого грейда предусмотрено шесть категорий. Набирая баллы, работник может повышать свою заработную плату, продвигаясь с категории на категорию внутри грейда. Новым сотрудникам присваивается первая категория. Через год работник, набравший 25 баллов, переходит на вторую категорию и дополнительно к окладу получают надбавку, соответствующую второй категории и т.д.

Пройти до шестой категории внутри своего грейда можно в течение как минимум семи лет, для этого необходимо набрать 500 баллов. На рис. 7 показаны условия перемещения по категориям внутри грейда и размеры надбавки (на примере 2-го грейда).

Размер надбавки зависит от стажа работы и количества набранных баллов. Для рабочих они начисляются по следующим показателям:

  • 1. Освоение работ по занимаемой профессии и по другим профессиям. Чем больше операций освоит рабочий, тем больше он заработает баллов.
  • 2. Количество внедренных инновационных предложений.
  • 3. Отсутствие повторяющихся дефектов.
  • 4. Наставничество. Чем больше новичков обучит опытный рабочий, тем большее количество баллов он заработает
  • 5. Соблюдение правил внутреннего трудового распорядка.

Рисунок 7 - Профессиональный рост внутри грейда

Набранные баллы фиксируются в картах оценки квалификации. Поэтому каждый работник может видеть свои переходы по категориям внутри грейда. Таким образом, система показателей нацеливает сотрудника на повышение своей квалификации, передачу опыта, соблюдение на предприятии установленных правил, инициативу и творческий подход в решении производственных задач. установленных правил, инициативу и творческий подход в решении производственных задач.

Провести оценку эффективности результатов внедрения новой системы оплаты труда можно на примере одной из структурных единиц УФПС РБ - филиал ФГУП «Почта России», например операторов почтовой связи.

Экономический эффект от внедрения мероприятий - это разница межу планируемым приростом выручки, полученной от дополнительного товарооборота, вызванного предлагаемыми мероприятиями, и расходами на эти мероприятия.

где Э - экономический эффект от внедрения новой системы оплаты труда, руб.;

П в - планируемый показатель выручки от реализации после реализации мероприятий и только под их влиянием, руб.;

З р - затраты на реализацию мероприятий, руб.;

В рп - выручка от реализации за последний период, руб.

где П в - планируемый показатель выручки от реализации после реализации мероприятий и только под их влиянием, руб.;

В рп - выручка от реализации за последний период, руб.;

П рв - планируемый прирост выручки от реализации вследствие реализации предложенной программы, %.

Расчет указанных коэффициентов следует производить исходя из того, что годовой объем выручки до проведения мероприятий составляет 969 112 тыс. руб. и данных таб. 3.3.5.

Таблица 3.3.5 Показатели затрат по реализации мероприятий внедрения новой системы оплаты труда среди операторов почтовой связи УФПС РБ - филиал ФГУП «Почта России» В тыс. руб. в год

Планируемый показатель выручки от реализации после реализации мероприятий и только под их влиянием составит:

Экономический эффект от мероприятий по внедрению новой системы оплаты труда составит:

Экономический эффект мероприятий может быть: положительным, когда затраты на мероприятия меньше дополнительной прибыли; отрицательным, когда затраты на мероприятия выше дополнительной прибыли; нейтральным, если затраты на мероприятия равны дополнительной прибыли.

Таким образом, можно сделать вывод, что экономический эффект от предлагаемых мероприятий положительный, так как затраты на мероприятия составят 48 356 тыс. руб. увеличили борот на 145 466 тыс. руб.

Так же эффективность затрат на зарплату может быть определена с помощью показателя рентабельности предлагаемых мероприятий по системе оплаты труда:

где Э - экономический эффект от внедрения мероприятий по системе оплаты труда, руб.;

П в - планируемый показатель выручки от реализации после реализации мероприятий по системе оплаты труда и только под их влиянием, руб.;

З р - затраты на реализацию мероприятий по системе оплаты труда, руб.

Самоокупаемость - период за который окупятся предложенные мероприятия, за счет вызванного ими прироста выручки.

где В - время окупаемости затрат на за счет вызванного ими прироста выручки, годы;

З р - затраты на реализацию мероприятий по системе оплаты труда, руб.;

Э - экономический эффект от внедрения мероприятий по системе оплаты труда, руб.

Осуществляемые затраты окупятся чуть менее чем за полгода.

Главное достоинство данной системы заключается в ее прозрачности для работника, что позволяет ему оценить возможности потенциального роста и развития в своей профессии и изменения уровня дохода при различных вариантах развития карьеры. В результате проведенных мероприятий в УФПС РБ - филиал ФГУП «Почта России» произойдет изменение структуры оплаты труда на предприятии - зарплата работников повысится, в то время как оплата труда управляющего персонала напротив продемонстрирует отрицательную динамику. Таким образом, предприятие сделает ставку на привлечение персонала, которого предприятию не хватает.

Таким образом, можно сделать вывод, что система грейдов является эффективным инструментом повышения эффективности работы организации. Она позволяет повысить уровень мотивации персонала и способствует его удержанию, что снижает текучесть кадров.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Организация оплаты труда. Вопросы и принципы организации и оплаты труда. Формы и системы оплаты труда. Методы анализа оплаты труда. Действующие системы и формы оплаты труда. Недостатки в оплате труда предприятия, пути искоренения. Аализ затрат.

    курсовая работа , добавлен 01.06.2008

    Принцип организации оплаты труда. Оплата труда работников организаций небюджетной сферы. Формы оплаты труда в промышленности. Система косвенной сдельной оплаты труда. Совершенствование системы оплаты труда. Планирование фонда оплаты труда на предприятии.

    реферат , добавлен 08.06.2010

    Основы построения тарифной системы оплаты труда. Доплаты и надбавки к основной заработной плате. Формы и системы оплаты труда, условия их применения. Формирование фонда заработной платы при тарифной системе оплаты труда. Методы расчета фонда оплаты труда.

    курсовая работа , добавлен 28.01.2010

    дипломная работа , добавлен 16.02.2011

    Понятие и функции заработной платы. Формы и системы оплаты труда. Система оплаты труда на основе грейдов, ключевые показатели ее эффективности. Внедрение единой унифицированной системы оплаты труда ОАО "Концерн "Росэнергоатом" филиал Калининская АЭС.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2014

    Формы и системы оплаты труда и ее функции. Основные элементы тарифной системы. Состав и структура фонда оплаты труда, факторы, на нее влияющие. Анализ финансово-хозяйственной деятельности и системы оплаты труда на предприятии на примере ОАО "Промприбор".

    курсовая работа , добавлен 08.08.2011

    Организация оплаты труда на предприятии. Системы оплаты труда, рациональные условия их применения. Анализ эффективности управления оплатой труда. Динамика состава и структуры трудовых ресурсов ИП Абдулкиримова "Боулинг-клуб", анализ системы оплаты труда.

    курсовая работа , добавлен 18.10.2013

    Переход на рыночные отношения. Политика в области оплаты труда. Виды и формы оплаты труда. Анализ оплаты труда в ТСЖ ВСК "Левый берег". Характеристика предприятия. Структура кадров. Действующие системы и формы оплаты труда. Начисление заработной платы.

    контрольная работа , добавлен 11.10.2008

В январе 2012 года 724 образовательных учреждений г. Москвы вошли в «пилотный» проект по введению НСОТ (Приложение Г). Среди этих учреждений 267 (36,9%) являются бюджетными общеобразовательными учреждениями. Для сравнительного анализа были рассмотрены сайты 267 образовательных учреждений города Москвы, контингент, педагогический коллектив, локальные акты по НСОТ, значения среднемесячной заработной платы педагогов 207 школ.

В результате сравнительного анализа, все государственные бюджетные образовательные учреждения средние общеобразовательные школы г. Москвы (Приложение Д) (искл. ЮЗАО - нет публичных данных), вошедших в «пилотный» проект по введению НСОТ, можно было разделить на 3 группы по соотношению «учитель-ученик»: 1 группа (33%)- соотношение 1:10; 2 группа (50%) - соотношение 1:13; 3 группа (17%) - соотношение 1:16 - 1:15 (Приложение Е). Наиболее интересна для дальнейшего изучения является 3 группа, как наименее многочисленная и как отражающая ориентир, к которому стремится наше Правительство http://www.lms.hse.ru/content/lessons/7519/Book_Uchakov.pdf стр.15 для оптимального использования финансирования в сфере образования (Приложение Ж).

Рассмотрим данные образовательные учреждения. По педагогическому составу все эти учреждения имеют высококвалифицированных педагогических работников: с высшей категорией - 46,9% учителей, с первой категорией - 42,3% учителей (Приложение И). Заслуженных учителей в данных школах - 6,7% от общей численности педагогических работников, а почетных работников образования - 13,4%. В данных образовательных учреждениях работает 20,1%, имеющие отраслевые награды (Приложение К). В среднем в школах обучается по 579 учащихся, а численность педагогического персонала составляет в среднем 37 человек.

В условиях новой системы оплаты труда перед администрацией школ актуальным является сохранение высококвалифицированных специалистов, привлечение молодых педагогов, выполнение индикаторов, утвержденных учредителем, и стабильная эффективность функционирования учреждения. Например, в «пилотных» школах ЮВАО работают 15 молодых специалиста и 8 учителей, обучающихся в аспирантуре.

В каждой из школ разработаны и приняты локальные акты: «Положение о НСОТ», «Положение о стимулирующей части фонда оплаты труда», «Положение о неадиторной занятости» и критерии для стимулирования разных групп работников образовательного учреждения.

Правовым основанием введения новой системы оплаты труда являются

  • * статьи 29, 41 Закона Российской Федерации "Об образовании",
  • * часть 2 статьи 26.14. Федерального закона N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", статья 144 Трудового кодекса Российской Федерации,
  • * Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений",
  • * Постановление Правительства Москвы от 7 декабря 2010 г. № 1050-ПП «О Плане мероприятий по реализации в городе Москве Федерального закона от 8 мая 2010 г. № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации,
  • * Постановление Правительства Москвы от 3 августа 2010 г. N 666-ПП «Об утверждении единых принципов и рекомендаций по разработке и введению НСОТ работников государственных учреждений Москвы» в редакции постановления Правительства Москвы от 28.12.2010 N 1088-ПП,
  • * Постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП "О проведении пилотного проекта по развитию общего образования в городе Москве" и Постановление Правительства № 308-ПП от 12 июля 2011 г. «О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22 марта 2011 г. N 86-ПП»
  • * Постановление Правительства Москвы №455-ПП от 28.09.2011г. "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 22.03.2011г. №86-ПП".

При изучении Положений о НСОТ всех образовательных учреждений можно выявить следующие общие положения:

  • 1. Общие положения;
  • 2. Формирование и распределение фонда оплаты труда;
  • 3. Расчет стоимости бюджетной образовательной единицы;
  • 4. Распределение стимулирующей части фонда оплаты труда.

Для каждой из этих школ характерны свои критерии оценки для стимулирования труда учителя и собственный расчет повышающих коэффициентов.

Новая система оплаты труда вводится с целью серьезного улучшения качества образования в соответствии с современными требованиями. Главным критерием ее введения становится принцип наиболее полного соответствия системы оплаты реальному вкладу работника в образовательный процесс.

Рассмотрим динамику средней заработной платы учителей этих школ. При сравнении были использованы данные 2,3,4 кварталов 2012 года. В 1 квартале шла апробация локальных актов, принятых в школе. Наиболее показательны, на наш взгляд, показатели следующих кварталов. Выбор данного периода обусловлен еще и тем, что с апреля 2012 г. было изменено бюджетное финансирование, внесена коррекция по расчету фонда субсидии для бюджетных общеобразовательных учреждений.

Анализируя средние заработные платы учителей данной группы школ, можно заметить, что выплата стимулирующей части фонда оплаты труда осуществляется в основном 1 раз в 3 месяца. Ежемесячный стимулирующий фонд составил от 10 до 25% от фонда оплаты труда. В целом отмечается увеличение показателя средней заработной платы учителей.

В ходе исследования было проведено анкетирование педагогов. Социологический опрос проводился с ноября 2012 по май 2013г. В опросе принимали участие педагоги следующих образовательных учреждений: ВАО (№№273, 316, 319, 374, 382, 400, 402, 405, 411, 445, 619, 1078), ЮАО (№№546, 728, 867, 878, 902, 924, 933, 935, 941, 948, 982, 985, 1179), ЮВАО (№№336, 424, 460, 469, 475, 484, 894, 899), САО (№648), СВАО (№№763, 289, 332, 757, 180, 761), СЗАО (№№769).

В анкетировании приняли участие 678 учителей «пилотных» школ города Москвы, в которых соотношение «учитель-ученик» составило 1:15 и выше. Среди респондентов было 87% женщин и 13% мужчин. Средний возраст респондентов составил 43 года. Можно выделить 4 возрастные группы (Гистограмма 1):

Гистограмма 1 Средний возраст респондентов

Для опроса были использованы анкеты, разработанные кафедрой политологии и социологии Московского педагогического государственного университета и НИИСО для Департамента образования города Москвы ГОУ ВПО города Москвы «Московского городского Педагогического Университета». Анкета №1 (Приложение Л) кафедры политологии и социологии Московского педагогического государственного университета содержит открытые и закрытые вопросы. Все вопросы можно разделить на группы:

  • 1. вопросы, изучающие личность респондента;
  • 2. вопросы, направленные на изучение мнения об образовательном учреждении, где работают респонденты;
  • 3. вопросы, направленные на изучение ожиданий и отношения к введению НСОТ;
  • 4. вопросы, направленные на изучение мнения об отрицательных и положительных эффектах НСОТ.

При изучении ожидания педагогов от введения НСОТ отмечено, что 100% респондентов ждали увеличения заработной платы. 82% педагогов ожидали увеличения количества бумаг. 45% участников опроса предполагали наличие конфликтов с администрацией и в коллективе.

Одним из положительных ожиданий педагогов можно считать мнение 36% о том, что работа станет более интересной, но и более трудной. 27% ожидали от введения НСОТ снижения нагрузки. Для 18% педагогов характерен пессимистический взгляд, что обусловлено отсутствием положительного ожидания при введении перемен, а 9% педагогов отметили усиление административного произвола.

При анализе анкетных данных были выявлены положительные тенденции в ожиданиях педагогов: увеличение заработной платы; заинтересованность в работе; никто из опрошенных не связывал введение НСОТ с сокращением штатов и снижением нагрузки, которые бы коснулись лично респондента.

Были выявлены и отрицательные аспекты ожиданий: пессимизм, конфликты, административный произвол и увеличение бумажной работы.

В ходе исследования было выявлено, что во всех учреждениях, по мнению педагогов, разработаны и утверждены Положения о стимулирующих выплатах в коллективе. По мнению 73% педагогов этап введения НСОТ характеризовался утвержденной нагрузкой каждого учителя, которая не менялась в течение года.

При изучении отношения педагогов к НСОТ выявлено, что 100% респондентов поверили в новую систему оплаты труда, причем 55% учителей считают НСОТ средством повышения заработной платы, а 64% - стимулом повышения качества работы учителя. Вместе с этим, 54% педагогов отмечают, что отношения в коллективе портятся и только 37% опрошенных ощущают подъем и развитие в коллективе.

Среди положительных эффектов от введения НСОТ наиболее важным для педагогов 100% респондентов считают повышение заработной платы. Можно утверждать, что данное ожидание от НСОТ оказалось реализовано. Среди отрицательных эффектов 80% учителей отметили дополнительную нагрузку для подведения итогов по критериям, 55% - отметили конфликты. Таким образом, как позитивные, так и негативные ожидания педагогов были достигнуты при введении НСОТ.

При изучении мнения педагогов о знании локальных актов образовательного учреждения по НСОТ выявлено, что все учителя ознакомлены, но только 82% респондентам все понятно в принятых локальных актах, а 18% - понятны не все положения. 100% педагогов отметили, что в образовательном учреждении разработаны критерии стимулирования за качество (результативность) работы, с которыми ознакомлены все опрошенные. Однако только 92% педагогов считают данные критерии справедливыми.

Все педагоги отметили среди форм информационного обеспечения введения НСОТ публикацию на сайте, проведение собраний. 45% респондентов в качестве информационного обеспечения указали на наличие оформленных стендов, но 9% респондентов считают, что информационное обеспечение отсутствует. При качественном анализе установлено, что именно эти 9% ожидали усиления административного произвола.

При разработке локальных актов по НСОТ 97% педагогов отметили участие профсоюза, а 3% учителей не владеют данной информацией. Рассматривая участие профсоюза в деятельности образовательного учреждения при введении НСОТ, только 2% респондентов указали, что профсоюз оказал помощь в решении проблем с начислением заработной платы. 36% педагогов считают, что директор обеспечивает полное (всестороннее) участие профсоюза и «прозрачность» перехода на НСОТ, а 64% педагогов, оценивая свое участие, указали, что всё делают совместно с управляющим советом.

В ходе исследования было выявлено, что 6% респондентов сталкивались с ситуацией неправильного начисления заработной платы. Данная проблема была обнаружена лично респондентами, и в последствие был сделан перерасчет. В решении подобных ситуаций 98% педагогов будут обращаться и обращаются к администрации образовательного учреждения. Изучая вопрос о сокращении штатов, только 7% респондентов отметили незначительное сокращение.

Анкета №2 (Приложение М) разработана НИИСО для Департамента образования города Москвы ГОУ ВПО города Москвы «Московского городского Педагогического Университета», содержит открытые и закрытые вопросы. Данная анкета использовалась для уточнения вопросов, связанных с личностью респондентов, а так же для изучения отношения к реализации НСОТ в образовательном учреждении и психологического комфорта в школе.

В ходе опроса был уточнен стаж работы респондентов (Гистограмма 2). Среди респондентов 6% имеют должность заместителя руководителя, а 94% - учителя. Выявлено положительное отношение к учитыванию при оплате труда работника образовательного учреждения не только объема выполненной учебной нагрузки, но и конкретные результаты и качество труда у 64% респондентов. 20% респондентов считают, что в образовании система оплаты труда должна ориентироваться только на объем выполненной работы. 16% респондентов затруднились определить свое отношение.


Гистограмма 2 Стаж работы респондентов

С целью уточнения мнения респондентов о знании локальных актов, размерах и порядках осуществления стимулирующих выплат за качество (результативность) работы, были получены следующие результаты: 50% респондентов хорошо ознакомлены, 46% - ознакомлены, но имеют лишь общие представления, 4% педагогов совершенно не знакомы с размером и порядком осуществления стимулирующих выплат.

При изучении мнения о достижении необходимой однозначности и объективности показателей выявлено, что 25% респондентов отрицают данный факт, а 25% - затрудняются ответить. Это может свидетельствовать о том, что только 50% педагогов удовлетворены действующими критериями, разработанными и утвержденными в образовательном учреждении для стимулирования работников.

Это подтверждает тот факт, что 36% педагогов считают не отражающими содержательные и иные особенности деятельности педагогов показатели качества труда, действующие в ОУ, и 16% педагогов затруднились отметить эти критерии достаточно полными и последовательными.

При введении НСОТ 100% респондентов отметили наличие информационного обеспечения в виде публикации на сайте локальных актов, однако, только 59% опрошенных подтверждают наличие четкой и прозрачной процедуры оценки качества труда и определения размеров соответствующих стимулирующих выплат педагогам. 18% педагогов не считают данную процедуру четкой и прозрачной. Это может свидетельствовать о формальности в процедуре оценки качества и наличии психологического дискомфорта в коллективе.

К реальному управлению школой привлекаются представители общественности, в том числе и родительской, именно в этом случае управление носит более демократический «государственно-общественный характер». Для принятия решения о стимулировании качества труда работников в образовательном учреждении работают Управляющие советы. В ходе опроса выявлено, что только 6% респондентов видят сильное влияние на процесс оценки качества труда работников, а 48% опрошенных отмечают достаточно существенное влияние. Выяснилось, что 16% педагогов считают,что влияние Управляющего совета практически отсутствует. А 30% участвовавших в опросе затруднились ответить.

Наиболее интересно мнение педагогов о стимулировании качества их труда. На вопрос «Стимулирует ли лично Вас действующая сегодня система оплаты труда (включая практику стимулирующих выплат) к повышению качества Вашей профессиональной деятельности?» положительно ответили 48% опрошенных. 45% респондентов данная система оплаты труда не стимулирует, а 6% затруднились ответить.

В ходе анкетирования были внесены следующие предложения об изменении в действующей в Вашем учреждении системе оплаты труда (в том числе в части стимулирующих выплат), чтобы это действительно способствовало повышению качества образования в учреждении 68% респондентов отметили совершенствование критериев оценивания; 24% опрошенных считают, что необходимо увеличивать базовую часть ФОТ; 6% педагогов склонны вернуться к тарифной сетке; 1% - предлагают пересмотреть оплату в небольших по наполняемости классах и 1% - учитывать качество и результат обучения.

Согласно мнению педагогов, устранить недостатки в части организации и осуществления стимулирующих выплат работникам в образовательном учреждении могут Министерство образования и науки - 55%; окружные управления образования - 24%; директор школы - 21%; Управляющий совет - 18%; педагогический совет - 24%; выборный орган профсоюзной организации учреждения - 6%; группа инициативных работников - 4%.

Внесение каких-либо изменений в привычную жизнь, каких бы ее аспектов они не касались: личных, профессиональных, правовых и т.д., вносит в наше самочувствие некоторое напряжение. Если изменения достаточно значимы для нас, мы испытываем стресс, который запускает механизм адаптации к новым условиям. Но если одних людей стресс мобилизует, эффективность их деятельности возрастает, то на других он оказывает прямо противоположное действие: перенапряжение адаптационных механизмов может полностью дезорганизовать деятельность человека. Достаточно длительный или интенсивный стресс может стать опасным для здоровья.

Для изучения комфорности в школе в анкете №2 были предложены 18 утверждений, которые необходимо было оценить по шкале частоты проявления. 84% педагогов чувствуют себя уверенно на своем рабочем месте, полностью контролируют объем своей работы. 78% опрошенных считают, что им предоставляется возможность получать новые знания. 70% - считают себя полезными школе, уверены в ответственности своих коллег. 62% принявших участие в опросе утверждают, что руководитель школы вдохновляет и поощряет их. 54% - уверены, что правила и процедуры в школе применяются справедливо, утверждают о том, что им приятно работать в школе. Только 24% респондентов считают, что люди в школе открыты и испытывают доверие и уважение друг к другу. Это свидетельствует о том, что практически во всех образовательных учреждениях введение НСОТ было воспринято как перемена в жизни всего коллектива и в настоящий момент наблюдается адаптация коллектива. Для более полного анализа психологического климата в коллективе при организационных изменениях необходимо проведение дополнительных исследований психологов.

Для выявления взаимосвязей между критериями был проведен корреляционный анализ, который выявил следующее (Приложение Н и Приложение П): прямые значимые взаимосвзи между количеством учащихся и:

  • · количеством учителей (р = 0,722);
  • · качеством по школе (р = 0,398);
  • · количеством педагогов с высшей категорией (р = 0,604);
  • · количеством педагогов с 1 категорией (р = 0,416);
  • · средней зарплатой педагогов с высшей категорией (р = 0,450);
  • · средней зарплатой педагогов с 1 категорией (р = 0,467);

между количеством педагогов и:

  • · количеством педагогов с высшей категорией (р = 0,709);
  • · количеством педагогов с 1 категорией (р = 0,536);

между количеством классов-некомплектов и количеством педагогов с 1 категорией (р = 0,479);

между качеством обучения по школе и средней зарплатой педагогов с 1 категорией (р = 0,489);

между средним баллом ЕГЭ по русскому языку и:

  • · средним баллом ЕГЭ по математике (р = 0,454);
  • · средней зарплатой педагогов с высшей категорией (р = 0,460);

между средней зарплатой педагогов с высшей категорией и средней зарплатой педагогов с 1 категорией (р = 0,989).

Прямой взаимосвязи между качеством обучения в школе и средней заработной платой учителей не выявлено, что может быть связано с недостаточностью исследуемых данных. Для проверки достоверности был проведен регрессионный анализ (Приложение Р). Согласно коэффициенту линейной парной корреляции r xy =0,32, выявлена прямая взаимосвязь между данными факторами (Рис.1).


Рис. 1

F-критерий Фишера подтверждает достоверность выявленной взаимосвязи (F-fakt=4,35, при F-tab=4,09).

Были рассмотррены показатели средней месячной зарплаты учителей выделенных для исследования школ с сентября 2011года по ноябрь 2013года включительно http://www.kpmo.ru/kpmo/view/statistics .

Было выявлено достоверное (t-кр. = 53,021) увеличение среднемесячной зарплаты учителей с 42854,42 ±0,024 рублей (сентябрь, 2011) до 64330,86 ±2596,60 рублей (сентябрь,2012) в сравнении с ЕТС при переходе на НСОТ во время пилотного проекта. В сравнении с ЕТС (сентябрь,2011) происходит достоверное (t-кр. = 104,081) увеличение среднемесячной зарплаты учителей во время НСОТ (сентябрь,2013) с 42854,42 ±0,024 рублей до 65546,34 ±1379,63 рублей. Зафиксирована достоверная (t-кр. = 2,587) тенденция к увеличению увеличение среднемесячной зарплаты учителей с 64330,86 ±2596,60 рублей (сентябрь,2012) до 65546,34 ±1379,63 рублей (сентябрь,2013) за период действия НСОТ в городе Москве. В срвнении средней начисленной зарплатыза январь 2012 и средней начисленной зарплаты учителей за январь 2013 отмечено достоверное (t-кр. = 37,185) с 47503,69 ±1379,63 рублей до 57600,19 ±1717,23 рублей (Приложение С).

При изучении показателей среднемесячной зарплаты учителей было выявлено, что повышение происходило и при ЕТС, и в пилотном проекте НСОТ, и в период действия НСОТ неравномерно (Приложение Т). Отмечено, что в период ЕТС средняя нагрузка учителя по основной должности оставалась практически неизменной, а при введении НСОТ средняя нагрузка меняется скачкообразно (Приложение У). Был произведен расчет средней начисленной зарплаты учителя города Москвы с нагрузкой 1 ставка по основной должности. При дальнейшем анализе было выявлено, что максимальные значения средней начисленной зарплаты учителя приходятся на декабрь 2011, март 2012, июнь 2012, сентябрь 2012, март 2013, июнь 2013, август 2013, что указывает на выплаты годовой премии (при ЕТС) и ежеквартальные стимулирующие выплаты (при НСОТ). Однако, существенный показатель средней начисленной зарплаты учителей в декабре 2012 (94984,73 руб.) не может свидетельствовать о значительном повышении зарплаты, так как средняя нагрузка учителя по основной должности в этот период была 2,25 ставки.

Анализ проведенного социологического исследования позволяет сделать следующие выводы:

  • 1. Организационные изменения, происходящие в образовательных учреждениях, способствуют проявлению негативных ожиданий работников в следствие недостаточной информированности и появлению конфликтных ситуаций;
  • 2. В результате рассогласованности принимаемых в коллективе критериев стимулирования качества (результативности) труда работника, возможно, что Министерству образования и науки необходимо разработать рекомендации по критериям и инструментам, лежащим в основе процедуры применения индикаторов.
  • 3. В основном педагоги заинтересованы в увеличении оплаты труда, но не считают стимулирующую часть ФОТ достаточной для стимулирования качества.

Анализ статистической обработки данных позволяет констатировать:

  • 1. НСОТ является механизмом для повышения качества обучения в школе;
  • 2. При введении НСОТ выявлена положительная тенденция увеличения зарплаты учителей.

Основная идея мероприятия заключается в том, что бы усложнить систему заработной платы сотрудников путем внедрения премий за выслугу лет и коэффициента трудового участия. За счет этого планируется повысить мотивацию сотрудников, снизить текучку кадров, а так же способствовать развитию навыков сотрудников.

Технология реализации:

1) Анализ действующей системы оплаты труда:

Экспертная оценка соответствия системы оплаты труда системы целям и задачам предприятия;

Экспертная оценка соответствия уровня заработных плат сотрудников - рыночным;

Оценка понимания и принятия СОТ сотрудниками, восприятия справедливости результатов труда и вознаграждения (удовлетворенность);

Выявление «узких мест» действующей системы оплаты труда; выработка и обоснование; предложений способа проведения изменений;

Анализ рисков, возможностей и ограничений.

2) Разработка самой модели премирования

3) Расчет и балансировка фонда оплаты труда (ФОТ) по экономической, функциональной структуре и потоку работ. Коррекция и последующие балансировки системы оплаты труда с экономической моделью предприятия для достижения оптимального соотношения и утверждения Заказчиком.

4) Внедрение и отслеживание результативности новой системы оплаты труда, тестирование и частичная коррекция. Тестирование в течение 2 месяцев по принципу «начисления по большему показателю», информирование сотрудников по новым критериям и правилам оплаты труда, консалтинговое сопровождение практической деятельности.

Расчет затрат. Для оптимизации системы оплаты труда необходимо:

Подготовить управляющий персонал к внедрению изменений. Услуга предоставляется компанией “Русконсалт” в виде восьмичасового тренинга стоимостью 3300руб. за час. Итого 8*3300=26400 рублей

Внедрение типовой модели заработной платы. Включает передачу типовой автоматизированной формы для начисления заработной платы должности в формате excel, а также 3-часовую консультацию по ее внедрению.Стоимость данного варианта сотрудничества – 10 000 рублей.

Стандартный проект(участие консультантов во всех этапах создания системы стимулирования). Данная услуга предполагает консультационную поддержку в течение 2 месяцев с момента начала проекта. 4 должности 20000рублей в месяц. 4*2*20000=160000 рублей.

Итого на внедрение и создание проекта придется затратить 196400 рублей.

Таблица 10 – Наглядный пример использования КТУ

Дни месяца Иванова А. И. Петрова О. А. Сидорова А. С. Итого
КТУ Норматив рабочего времени (ч) КТУ Норматив рабочего времени (ч) КТУ
+0,5 +0,5
+0,25 +0,25
–0,5 +0,25 +0,25
...
Итого 0,25 0,75 0,5
Норматив времени с учетом КТУ +2 ч +6 ч +4 ч 108 ч
Оплата труда 3617,6 3617,6 3046,4 10281,6 (при 95,2 рубля в час)

Таблица 11 – экономические результаты внедрения мероприятия

№ п/п Наименование показателя До внедрения После внедрения мероприятия Абсолютный прирост Темп роста, %
1. Выручка (нетто), тыс. руб. 389717,9 35428,9
2. Себестоимость реализованных услуг, тыс. руб. 326566,6 25366,6 8,42
3. Валовая прибыль (п.1-п.2), тыс. руб. 63151,3 10062,3 18,9
4. Коммерческие расходы, тыс. руб. 7,9
5. Прочие доходы, тыс. руб. 5061,1 460,1
6. Прочие расходы, тыс. руб. 10,7
7. Балансовая прибыль (п.3+п.5-п.4 -п.6), тыс. руб. 55412,4 6466,4 13,2
8. Налог на прибыль (20%), тыс. руб. 9789,2 11082,48 1293,28 13,2
9. Чистая прибыль (п.7 – п.8), тыс. руб. 39156,8 44329,9 5173,12 13,21
10. Численность работающих, чел.
11. Фонд оплаты труда, руб. 1164770,4 291192,6 -20
12. Рентабельность услуг ((п.3/п.2)*100%), % 17,6 19,3 1,7 X
13. Рентабельность продаж ((п.3/п.1)*100%), % 14,9 16.2 1.3 X
14. Себестоимость на 1 руб. реализ. услуг (п.2/п.1), тыс. руб. 0,85 0.83 -0.02 -2.3
15. Производность труда (п.1/п.10), тыс. руб. 44286,1 48714.7 4428.6

Проведенный экономический анализ мероприятия показал, что за счет оптимизации системы заработной платы сотрудников удалось увеличить производительность труда на 10 %. Это связано, прежде всего, с тем, что теперь уже мотивированный персонал видит отражение своих трудов непосредственно в премиальной части своей зарплаты. За успешное выполнение задач, проявление инициативы и соблюдения корпоративной культуры выигрывает вся организация в целом. За счет этого организация улучшает свой имидж на рынке, а так же избегает возможной текучки кадров.