ТВОРЧЕСКОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ ТЕКСТА-ПОВЕСТВОВАНИЯ

С ЭЛЕМЕНТАМИ ОПИСАНИЯ

5 класс

Цель урока: совершенствовать навыки пересказа текста по коллективно составленному плану с сохранением типа речи и авторских средств выразительности; формировать навыки описания предмета на основе примера из художественной литературы; воспитывать интерес к животному миру.

1.1 Сообщение темы и постановка учебной задачи:

Сегодня мы будем готовиться к написанию творческого изложения. Наша задача - еще и проиллюстрировать текст.

П. Актуализация опорных знаний учащихся Беседа.

- Каков порядок работы над письменным изложением?

(первое прослушивание текста, составление плана, работа над сложными словами, устный пересказ по частям, второе прослушивание текста, письменный пересказ)

    Какие типы речи вы знаете? Что представляет собой описание предмета?

    Какие стили речи вам известны?

III . Работа по теме

1. Чтение текста

О чём говорят рыбки?

Заглянешь под воду и захочешь присмотреться к жизни подводного царства. Я устроил под водой сад, чтобы приучить к себе рыб. Спустил я на дно ёлочки и укрепил их камнями. Расчистил аллейки, рассадил водоросли, а под ними разложил раковины. Ночью в подводном саду загорался фонарь, а на огонёк приплывали яркие рыбки.

Мне казалось, что рыбы о многом хотят рассказать людям. Они жаловались на жадных рыболовов, которые ловят их сетью. Рыбы просили ребят расчищать стоки в озёрах, потому что от застоя в них вода портится. Они обещали за это не уходить из водоёмов.

(По Н. Сладкову)

2. Анализ текста.

1. К какому типу мы отнесем этот текст? (Текст повествовательного характера с элементами описания. В первой части автор описывает подводное царство. Во второй части текста рассказывается о просьбе подводных обитателей, рыбок)

2. Какова тема и основная мысль текста? Почему ему дано такое название?

3. Примерный план текста

    Подводное царство.

    Просьба подводных обитателей.

    Обещание рыбок.

4. Вставить пропущенные буквы, объяснить орфограммы.

Заглянет.., захочет.., присм..трет..ся, ра…чистил, разл..жил , заг...рался, ф..нарь, ра..сказать, расч…щать, об…татели, пр..сили.

5. СЛОВЕСНОЕ ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ

- Сколько иллюстраций можно нарисовать к данному тексту одну или несколько? Почему? (Это повествование, события сменяются одно другим.)

- А если бы вам было нужно нарисовать одну картину к данному тексту, какой момент вы бы изобразили, какие действия персонажей показали?

Совместными усилиями всего класса описываем словесно примерное содержание рисунка к тексту:

ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РИСУНКОВ

1. ФОН: морской пейзаж-голубой водоем.

ПРЕДМЕТ ОПИСАНИЯ: подводное царство - сад. На дне ёлочки, укрепленные

камнями. Аллейки, вдоль них - водоросли, а под ними раковины. Еще нарисуем

фонарь, который загорался ночью (вода возле фонаря более светлая) и ярких

рыбок, которые приплывали на огонёк.

КРАСКИ: будем использовать зеленую, темно-голубую, светло-голубую, желтую, нежную розовую, красную краску.

6. Создание рисунков, их анализ

- Что вы изобразили на рисунке? Что вы хотели сказать зрителю своим
рисунком? Какие краски использовали, чтобы зритель мог яснее представить
картину происходящего? Как вы назвали свой рисунок?

7. Создание речевой ситуации

- Представьте, что вы писатель и с вами произошел такой случай. Расскажите об
этом своим родным, друзьям от 1-го лица.

8. Учащиеся пишут творческое изложение (если не успевают его на уроке,
заканчивают дома)

Цель урока:

  1. Закрепить понятия подробное изложение текста.
  2. Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Ход урока

  1. Постановка задачи урока.
  2. Вступительная беседа.
  3. Чтение текста.
  4. Анализ текста.
  5. Работа над планом.
  6. Повторное чтение текста.
  7. Написание изложения.
  8. Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

  • О чем говорится в тексте (его тема)?
  • Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?
  • Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.
  • От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)
  • Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)
  • Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?
  • Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?
  • Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.
  • При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.
  • Как автор связывает предложения? (Он, пингвиненок, ему…)
  • Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)
  • Как оценивает автор поступок маленького пингвиненка? (Это был самый отважный пингвиненок. Он первый искупался в холодном зеленом море.)
  • Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

  • Маленький пингвиненок.
  • Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.
  • Наконец малыш решился и бросился в море.
  • “Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.

А так же бесплатный вебинар по теме «Принципы работы с текстом» от объединенной издательской группы «Дрофа ‒ Вентана-граф».

Издание содержит диктанты и изложения и предназначено для проверки и коррекции знаний учащихся, а также развития орфографических, пунктуационных и языковых умений. В качестве текстов для диктантов и изложений предложены фрагменты произведений русской классической литературы, современных русских и зарубежных писателей, научно-популярных и публицистических статей. Пособие предназначено учителям и учащимся общеобразовательных школ.

Контрольные диктанты.
В лес за чудесами.
Вы любите осеннюю природу? Я всегда радуюсь приближению осени. Меня не пугают дождь и грязь. В нашей семье все умеют преодолевать препятствия.
«Советую тебе, Сережа, присмотреться к осеннему лесу», - говорил отец. Он приобрел фотоаппарат, и я стал забираться в лесную глушь, рассматривать растения, фотографировать все интересное.
Как чудесно в лесу ранним утром! Светит солнце, и деревья горят жёлтыми, оранжевыми, багровыми огнями осени. Вот на ветку березки садится дятел, он тихонько касается ствола клювом. Я снимаю красавца-дятла, а он продолжает преспокойно сидеть.
Устанешь, присядешь на пригорке, отдохнешь и опять в путь. А вечером надо разложить всё, что принес из похода. Лес подарил мне много счастливых находок.

Осторожно, жизнь!
Давным-давно жил на свете мудрец. Самый каверзный вопрос не мог поставить его в тупик. Но однажды недобрый мальчишка задумал посрамить мудреца. Поймали небольшую птичку. Мальчик взял её в руки, спрятал за спину и спросил старца: «Живая у меня птица или неживая?» Расчет был нехитрый, но коварный. Стоит мудрецу сказать, что живая, мальчишка обезглавит её, а если ответит, что мертвая, он тут же выпустит её на волю. Только на секунду задумался мудрец, а потом сказал просто: «Птица в твоих руках.»
Эта легенда пришла к нам с незапамятных времен. Через всю свою историю человек пронес любовь к природе, доброту ко всему живущему. И прежде чем что-либо сделать, замахнуться на что-то, вспомните слова: «Осторожно, жизнь!»

СОДЕРЖАНИЕ
ДИКТАНТЫ
ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова
Словарные диктанты 9
Выборочные диктанты 9
Объяснительные диктанты 10
Контрольные диктанты 10
Непроверяемые гласные и согласные в корне слова
Словарные диктанты 11
Правописание проверяемых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Правописание непроизносимых согласных в корне слова
Словарные диктанты 12
Выборочный диктант 13
Контрольные диктанты 13
Буквы И, У, А после шипящих
Словарные диктанты 14
Выборочный диктант 15
Контрольный диктант 17
Разделительные Ъ и Ь
Словарные диктанты 17
Выборочный диктант 18
Раздельное написание предлогов с другими словами
Словарные диктанты 18
Выборочные диктанты 19
Объяснительный диктант 19
Проверочные диктанты 20
Контрольные диктанты 20
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Словарные диктанты 21
Объяснительные диктанты 21
Творческий диктант 22
Выборочный диктант 22
Проверочный диктант 22
Контрольный диктант 23
Личные окончания глаголов
Словарные диктанты 23
Выборочный диктант 24
Творческие диктанты 24
Объяснительный диктант 25
Контрольные диктанты 25
Употребление Ь на конце существительных после шипящих
Словарный диктант 26
Выборочный диктант 26
Объяснительный диктант 27
Употребление мягкого знака для обозначения мягкости согласных
Словарные диктанты 27
Выборочный диктант 27
Объяснительный диктант 28
Проверочный диктант 28
Контрольный диктант 28
5 КЛАСС
Гласные и согласные в приставках (кроме приставок на -3 (-С)
Словарные диктанты 29
Выборочный диктант 30
Объяснительный диктант 30
Контрольные диктанты 30
Буквы 3 и С на конце приставок
Словарные диктанты 31
Выборочные диктанты 31
Объяснительные диктанты 32
Проверочные диктанты 32
Контрольные диктанты 33
Буквы О-А в корне -ЛАГ ЛОЖ-
Словарные диктанты 34
Выборочный диктант 34
Объяснительный диктант 34
Проверочный диктант 34
Буквы О-А в корне -РАСТ-
Словарные диктанты 35
Выборочный диктант 35
Объяснительный диктант35
Проверочный диктант
Контрольные диктанты 36
Буквы Ё-О после шипящих в корне слова
Словарные диктанты 38
Выборочный диктант 39
Объяснительный диктант 39
Проверочный диктант 39
Контрольные диктанты 39
Буквы И-Ы после Ц
Словарные диктанты 42
Выборочный диктант 42
Объяснительный диктант 42
Контрольные диктанты 43
Большая буква и кавычки в именах собственных
Объяснительный диктант 45
Проверочный диктант 45
Контрольный диктант 46
Буквы Б и И в окончаниях имен существительных
Словарные диктанты 46
Выборочный диктант 47
Объяснительный диктант 47
Проверочный диктант 47
Контрольные диктанты
О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Словарные диктанты 48
Выборочный диктант 49
Объяснительный диктант 49
Проверочный диктант 49
Контрольные диктанты 50
Правописание падежных окончаний прилагательных
Словарные диктанты 52
Объяснительный диктант 53
Выборочный диктант 53
Проверочный диктант 53
Контрольные диктанты 54
Краткие прилагательные с основой на шипящую
Словарные диктанты 54
Объяснительный диктант 55
Буквы О, Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных
Проверочный диктант 55
Творческий диктант 56
Контрольный диктант 56
НЕ с глаголами
Словарные диктанты 56
Выборочный диктант 57
Проверочный диктант 57
Контрольные диктанты 58
Мягкий знак после шипящих в неопределенной форме глаголов и 2-м лице единственного числа
Словарные диктанты 58
Объяснительный диктант 59
Проверочный диктант 59
Контрольные диктанты 59
-ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах
Выборочный диктант 60
Объяснительный диктант 61
Проверочный диктант
Контрольные диктанты
Буквы £ и И в корнях с чередованием
Словарный диктант 62
Выборочный диктант 63
Проверочный диктант 63
Объяснительный диктант 63
Контрольные диктанты 63
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Словарный диктант 64
Выборочный диктант 65
Объяснительный диктант 65
Контрольные диктанты 66
Точка, вопросительный и восклицательный знаки в конце предложения
Объяснительный диктант 67
Контрольные диктанты 68
Запятая при однородных членах предложения
Объяснительный диктант 69
Проверочный диктант 70
Обобщающие слова при однородных членах
Объяснительный диктант 71
Проверочный диктант 71
Контрольные диктанты 72
Запятая и восклицательный знак при обращении
Объяснительный диктант 73
Проверочный диктант 74
Контрольные диктанты 74
Запятая в сложных предложениях
Объяснительный диктант 75
Проверочный диктант 75
Контрольные диктанты 76
Знаки препинания в предложениях с прямой речью
Объяснительный диктант 77
Проверочный диктант 77
Контрольные диктанты 77
Итоговые контрольные диктанты 78
ИЗЛОЖЕНИЯ
Мини-изложения 81
Тексты для подробного изложения 86
Тексты для сжатого изложения 134.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Диктанты и изложения по русскому языку, 5 класс, Макарова Б.А., 2013 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Подробное изложение в 5-м классе

Цель урока:

    Закрепить понятия подробное изложение текста.

    Совершенствование умения раскрывать тему и основную мысль повествовательного текста.

Отважный пингвинёнок.

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней. Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было броситься в море.

Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер.

От страха пингвинёнок закрыл глаза и… бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был самый отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

Предварительная работа.

Цель предварительной работы – предупредить возможные орфографические ошибки и речевые недочёты. Предварительная работа может включать следующие задания:

Образовать множественное число от существительного птенец.

Составить предложения с глаголами купаться – купаются; бросаться – бросаются.

Объяснить значение слова вскарабкаться. (“Подняться, цепляясь руками и ногами. Вскарабкаться на гору”)

Ход урока

    Постановка задачи урока.

    Вступительная беседа.

    Чтение текста.

    Анализ текста.

    Работа над планом.

    Повторное чтение текста.

    Написание изложения.

    Самоконтроль.

1.Постановка задачи урока.

Учитель сообщает о том, что предстоит письменно пересказать текст, который будет прочитан, т.е. написать изложение. Текст надо пересказать подробно, последовательно, полно раскрыть его тему и основную мысль.

2.Вступительная беседа.

Что значит подробно пересказать текст? (Подробно пересказать текст – значит полно, со всеми подробностями, последовательно изложить содержание текста; понять и использовать слова и выражения автора, чтобы лучше раскрыть тему и основную мысль текста.)

В тексте, по которому вы будете писать подробное изложение, рассказывается о маленьком пингвинёнке. Что вы знаете о пингвинах? Каков их внешний вид? Где они живут?

3.Чтение текста.

Предлагается прослушать текст и подумать, как лучше его озаглавить: “Как купался пингвиненок”, “Отважный пингвиненок”, “Маленький пингвиненок”. (Учитель не читает название текста).

4.Анализ текста.

О чем говорится в тексте (его тема)?

Как вы думаете, какую основную задачу поставил автор: сообщить и объяснить точные факты или словами нарисовать увиденную картину, вызвать у читателя определенные чувства?

Какой из предложенных выше заголовков отражает основную мысль текста? Докажите.

От какого лица ведется повествование? Как начинается повествование? (“Однажды я…”)

Опишите внешний вид пингвиненка. (Маленький, голый, три пушинки на голове и маленький хвостик.)

Как вы понимаете выражение голый пингвиненок?

Какие слова и выражения использует автор для описания состояния и последовательности действий пингвиненка?

Обратите внимание на то, что все глаголы употреблены в прошедшем времени.

При пересказе следите за тем, чтобы не нарушать последовательности повествования.

Подберите синонимы к слову пингвиненок. (Пингвиненок – птенец – малыш)

Прослушайте пересказ этого текста. Можно ли этот пересказ назвать подробным? Докажите свой ответ.

Маленький пингвиненок от страха закрыл глаза и бросился вниз. Он быстро вынырнул и закружился на одном месте. А потом малыш быстро вскарабкался на камни и с удивлением посмотрел на зеленое море.

Это изложение нельзя назвать подробным, так как пересказывается не весь текст, со всеми деталями, а воспроизводится только та его часть. В которой говорится, как искупался пингвиненок.

5. Работа над планом.

Вспоминаем с учениками, как составляется план текста. Затем коллективно текст делится на смысловые части, определяется тема каждой части и дается ей заглавие. Наиболее удачные заголовки учитель записывает на доске. Первый – третий пункты плана оформлены своими словами (это простые повествовательные предложения). Коллективно решается, что последнюю часть можно озаглавить словами из текста, так ярче будет выражена главная мысль всего изложения. Обращается внимание на пунктуационное оформление плана и на то, что слова из текста, взятые без изменения, заключаются в кавычки.

Примерный план

    Маленький пингвиненок.

    Птенец смотрел, как купаются взрослые пингвины.

    Наконец малыш решился и бросился в море.

    Это был самый отважный пингвиненок”.

6.Повторное чтение текста.

7.Написание изложения.

Перед написанием изложения учитель напоминает, что повествование идет от 1-го лица (Я спускался…увидел…).Слова с неизученными орфограммами заранее записаны учителем на доске. Обращается внимание на постановку двоеточия в пятом предложении (предложение зачитывает учитель и выделяет в нем две части основы).

8. Самоконтроль.

После написания работ учениками предлагается прочитать созданные ими тексты, проверить, все ли правильно и точно изложено, внести необходимые исправления.