Если вам нравятся необычные увлечения, которые мало распространены и практически не известны другим, обратите внимание на бердвочинг.

Увлекательное хобби бёрдвочинг – это наблюдение за птицами в их естественной среде обитания. Необязательно отправляться в лес, можно выбрать ближайший парк отдыха или сквер. Это направление идеально подойдет людям, неравнодушным к пернатым и их интересному образу жизни. Познакомьтесь с особенностями этого увлечения, возможно это то, что вы так долго искали.

Немного истории и суть увлечения

Не стоит думать, что бердвочинг – новое направление, появившееся в результате тоски человека по живой природе. Есть информация, что это хобби зародилось в тридцатых годах двадцатого века. Английские аристократы, искавшие применение появившимся в то время биноклям, начали коротать время наблюдением за птицами.

Позже пернатых стали фотографировать, так родилась целая птичья охота. Название бердвочинг произошло от двух английских слов: bird – птица, watching – наблюдение. Иногда встречается другое наименование – бердинг, но если углубиться в термины, то это более продвинутый уровень.

Не нужно путать бердвотчеров с орнитологами – профессионалами, изучающими пернатых для науки. Бердвотчеры не занимаются исследованиями, чаще они выбирают какую-то одну местность – парк, берег реки, озеро, окрестности городов, и ведут там наблюдение за птичьими семьями.

Можно выделить два типа бердвочинга – домашний и туристический. В первом варианте фотоохоту ведут на обитателей одного места, регулярно наведываются в гости к птичьему семейству. Орнитологический туризм – это короткие и длительные путешествия, во время которых ведут любительские исследования.

Для бердвочинга используют бинокли и фотоаппараты. Бердвотчеры фотографируют птичьи жилища, наблюдают появление и развитие птенцов. Так рождаются увлекательные истории жизни семейств пернатых.

Все наблюдения и фотоотчеты заносят в дневники. Сейчас этим удобно заниматься на компьютере. Благодаря мощным цифровым фотоаппаратам получаются практически профессиональные материалы. Кстати, материалами любителей нередко пользуются и орнитологи.

Как стать бердвотчером

Бердвочинг – прекрасное хобби, идеальное для тех, кто любит природу. Если вам нравится гулять, то попробуйте придать этим прогулкам более глубокий смыл – станьте бердвотчером.

Первые шаги в птичий мир

Если вы живете в городе, выберите парк или сквер недалеко от дома. Если в деревне – прогуляйтесь по опушке леса, сходите к болоту или берегу водоема. Присмотритесь, какие птицы там живут, сфотографируйте их, а затем дома по фото определите виды и изучите, что они представляют собой. Лучшее время для исследования – ранее утро.

В частности, уточните особенности попавших в объектив пернатых:

  • являются они перелетными или постоянно живут на одном месте;
  • как создают пары;
  • сколько яиц откладывают;
  • какого размера яйца;
  • сколько времени высиживают птенцов;
  • что едят;
  • как спят.

Уже на основании всей это информации вы сможете наблюдать за своими подопечными. Обязательно фотографируйте все, что происходит с семьей пернатых. Каждую фотографию сопровождайте пояснительным описанием.

Свои наблюдения можно хранить на локальном компьютере, но лучше делать это в онлайн-дневнике. Например, создать свой сайт на бесплатной платформе или завести страницу в социальной сети. Так не только вы, но и другие смогут познакомиться с интересным миром птиц.

Какое оснащение потребуется

Для того чтобы заняться орнитологическим туризмом, на начальном этапе вам не придется ничего покупать. По сути, это одно из , если относиться к нему, как к приятному отдыху. Для начала подойдет даже фотоаппарат в телефоне, поднять который поможет палка для селфи. Но позже, скорее всего, вы увлечетесь и захотите купить хорошую камеру.

Конечно без бинокля и хорошей камеры, приближающей фотографируемый объект, сложно вести наблюдения за гнездами, расположенными на высоте. Подходить близко тоже нельзя – пернатые друзья даже в городских парках боятся людей.

Бинокль для бердвочинга должен быть удобным и легким, желательно с защищающим от влаги и ударов резиновым покрытием. Достаточно восьми-десятикратного увеличения. Для длительного наблюдения идеальна подзорная труба со штативом.

Для маскировки нужно подобрать правильную одежду. Нет смысл ходить на фотоохоту в ярких нарядах и на стукающих каблуках. Носите одежду, сливающуюся с окружающей средой, и не забывайте, что лесные жители любят тишину. Обувь выбирайте удобную и по сезону – кроссовки, резиновые сапоги, трекинговые ботинки. Одежда должна быть закрытой даже летом, чтобы исключить укусу клещей, комаров и других насекомых.

В бердвочинге можно не только фотографировать, но и записывать на диктофон звуки пернатых. Позже эти записи идеально подойдут для релаксации. Не думайте, что у вас водятся только воробьи, например, есть факты, что в Москве обитает около 200 видов птиц.

Чтобы понять, какая птичка попала в кадр, нужен определитель. Сегодня можно использовать не только бумажный, но и специальные программные обеспечения для смартфонов и планшетов.

Из книг можно посетовать «Птицы Урала, Приуралья и Западной Сибири» и «Полный определитель птиц европейской части России» в трех томах. Для Android поищите «Полевой атлас – определитель птиц, птичьих гнезд и голосов птиц средней полосы России».

Правила поведения и ограничения

Опытные наблюдатели за птичьим миром напоминают:

  1. Нежелательно приближаться к гнездам и фотографировать их вблизи. Нельзя трогать гнезда и яйца, лучше сразу отойти от этого места.
  2. Увидев выпавшего птенца, сразу же нужно отойти от него и ни коем случае не пытаться спасти и вернуть в гнездо . Это почти всегда приводит к гибели!
  3. Бердвочинг не сочетается с шашлыками и пикниками. Нельзя шуметь, разводить костры и включать музыку. Этим вы грубо вторгаетесь в жизнь пернатых, они могут даже покинуть насиженное место.
  4. Подкармливать птиц зимой можно, но делать это следует регулярно и в одно и то же время. Если не готовы включить кормежку в ежедневные обязанности, лучше вообще не начинайте. Иначе пернатые привыкнут к корму и пострадают, если кормушка останется пустой. Не кормите хлебом, берите просо, нежареные семечки или специальный птичий корм.

Не забывайте, что бердвочинг не должен нарушать жизнь животных и вредить им! Удачный кадр не может быть важнее спокойствия обитателей леса.

Какая польза от бердвочинга

Орнитологический туризм – отличная возможность наполнить не только свои прогулки, но и всю свою жизнь новым смыслом.

Многие любители наблюдения приобретают параллельно еще одно хобби – . Начиная снимать птиц, вы, конечно, начнете изучать фотоискусство, учиться ловить интересные кадры, подбирать экспозицию. Кстати, на таких фото можно неплохо зарабатывать, когда придет время, .

Бердвочинг – прекрасное хобби для одиноких людей. Прогуливаться в одиночку скучно, а вот с фотоаппаратом в руках вы забудете о своем одиночестве, а вооружившись целью, перестанете терзать себя грустными мыслями.

Такие прогулки стимулируют выйти на улицу в любую погоду, а это путь к здоровью и долголетию! Ведь гулять намного полезнее, чем сидеть у телевизора или листать страницы интернета. Также придется лазить по деревьям, чтобы сделать удачный кадр. Но это, конечно, только по желанию и при наличии физической подготовки.

Бердвотчеры собираются в группы и сообщества, а значит, это увлечение помогает найти друзей , а иногда и женское счастье. Поищите таких людей в своем городе, а также в социальных сетях и на форумах, где общаются наблюдатели за птицами. Есть даже международный клуб BirdLifeʼs Rare Bird Club . В сообществах, в том числе и виртуальных, проводятся соревнования по бердвочингу, кто больше крылатых видел и запечатлел на камеру.

С группами можно путешествовать по разным регионам, ходить в совместные походы и ездить друг к другу в гости. С новыми друзьями вы сможете делиться своими наблюдениями и черпать полезные уроки от более опытных товарищей. Набравшись опыта, можно принимать участие в конкурсах и турнирах.

В первую очередь бердвочинг – это отдых, а значит, заниматься им нужно для удовольствия, не заставляя себя делать то, что не нравится. Наблюдайте за птицами весной, зимой, летом и осенью. В разные сезоны вы сможете познакомиться новыми видами и узнать, чем занимаются постоянные жители в различное время года.

Загляните в наш чтобы найти для себя много разных интересных занятий! В каждом пункте этого списка – новые ощущения и хорошее настроение!

Здравствуйте, мои дорогие читатели!

Вместе с детьми можно интересно организовать наблюдения за птицами.
Особенно часто можно недалеко от жилища увидеть воробьев . Бывает, что воробьи сидят молча на ветках. Так они греются, им холодно.

Детям надо объяснять, что птицам зимой холодно и трудно искать себе корм, особенно если кругом лежит снег.

Малыши знают повадки воробьев, за ними можно наблюдать. Воробьи часто прячутся под крыши домов, а также в пустые скворечники.

Предложите ребенку положить в кормушку вату, перья, лоскутки. И птички унесут это все к себе в гнезда.Им будет теплее.

В кормушку надо насыпать корм для птичек: зерна, семена, крошки хлеба.

Пусть малыши понаблюдают за птицами. Птицы прилетают разные: воробьи, синички, снегири, вороны.

Воробьи всегда рядом с человеком.

Прочитайте детям стихотворение о воробьях:

Птичьи гнезда опустели,

Птицы к югу улетели.

Оказался всех храбрей

Наш дворовый воробей!

Холодов не испугался,

С нами на зиму остался.

Снег всю землю покрывает-

Воробьи не унывают:

Стайкой весело снуют,

Всё, что встретится, клюют.

Хлебных крошек не жалей:

Заслужил их воробей.

Ты приладь ему кормушку-

Кликнет он свою подружку,

И друзья все тут как тут,

Крошки весело клюют.

И пошел веселый стук-

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук,

Тук-тук-тук.

Часто возле дома мы видим большую белую птицу с черным хвостом и крыльями. Это —сорока.

Сорока очень красиво смотрится на белом снегу.Она найдет орех или косточку и долбит его клювом. Моей Юле было весело смотреть, как она это делает.

Стрекотунья белобока

Возле горницы моей

Скачет пестрая сорока

И зовет ко мне гостей.

Также можно наблюдать и за вороной . Эта птица также прилетает на кормушку.

А нам особенно нравится вести наблюдение за синичками . Они такие веселые, шустрые, прыгают и своим острым клювом достают из-под коры насекомых. А как весело они поют. Юля уже по голосу различает этих птичек. Я специально говорю, что поет, например, ворона. Она меня исправляет: »Нет, бабушка, неправильно. Это же синичка поет. »

Во время прогулок можно попросить ребенка описать синичку, какого она цвета, какого размера. Расскажите детям, что любит синичка есть.

Можно на ниточку повесить кусочек сала и синички будут прилетать и клевать его. Мы на балконе у моей мамы повесили кормушку и часто на нее прилетают синички. Так интересно из окна за ними наблюдать!

После Нового года люди выносят на улицу ёлку.И можно не выбрасывать её, а повесить корм для разных птичек и вести наблюдение: какие же птички прилетают.

Ягоды-для снегирей,

репейник-для щеглов,

злаки-для воробьев,

а кусочки сала-для синичек.

Так будет увлекательно за птицами наблюдать!

И дети будут радоваться, что помогают пернатым.

А дома в ящик можно посеять овес или другое зерно, прорастить его и подкармливать птиц витаминами.

Чаще рассказывайте детям о птицах, чтобы ребенок учился проявлять заботу о них. Такой ребенок вырастет добрым и внимательным, и не будет безразлично относиться к природе.

Вот еще хорошее стихотворение про птиц.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ!

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма

Горсть зерна нужна.

Горсть одна-

И не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их-не счесть,

Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть

И для них тепло.

Разве можно забывать:

Улететь могли,

А остались зимовать

Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну.

Учите своих детей любить природу!

А в следующий раз я подберу интересные стихи про птиц.

Следите за обновлениями!

Делитесь своими мыслями в комментариях. И не забывайте, что на сайте проходит конкурс комментаторов!

С уважением, Ольга.

Вы интересуетесь птицами? А когда вы видите, как они чирикают и перелетают с дерева на дерево, вам хочется лучше понять их поведение? Наблюдение за птицами в последнее время набирает все большую популярность; данное увлечение помогает расслабиться и позволяет подружиться с такими же энтузиастами. Для этого занятия вам потребуется лишь бинокль, определитель птиц и желание терпеливо наблюдать.

Шаги

Часть 1

Подготовка необходимого инвентаря

    Приготовьте имеющийся у вас бинокль. Вам необязательно использовать продвинутое увеличительное оборудование, чтобы наблюдать за птицами. Что угодно, что поможет вам получше разглядеть удаленные объекты, вполне сгодится для начала наблюдений. Вы вправе решить приобрести бинокль специально для наблюдения за птицами, но также можно использовать уже имеющийся театральный бинокль, телескоп или иное увеличительное оборудование, которое есть у вас под рукой. Либо можно поинтересоваться у друга, у которого есть бинокль, не сможет ли он вам одолжить его.

    Если собираетесь приобрести бинокль, сопоставьте различные модели по удобству и ощущениям от их использования. Если вы решили купить бинокль, очень важно оценить то, насколько удобно он прилегает к глазам и как ощущается в руках. Отправляйтесь в магазин, в котором продают увеличительную оптику, и протестируйте несколько различных моделей биноклей. Найдите достаточно легкий бинокль, который будет легко носить с собой и уверенно удерживать в руках, когда вы будете наблюдать за птицами.

    Обратите внимание на кратность увеличения и размер объективов. Маркировка биноклей обозначается двумя числами и может выглядеть как 8x29, 7x50, 10x40 или иная комбинация параметров. Первое число в маркировке обозначает кратность увеличения изображения, а второе - диаметр объективов бинокля, который влияет на то, сколько света в него попадает. Выберите бинокль с не очень высоким увеличением, так как большое увеличение требует стабильной установки прибора, иначе картинка будет сильно дрожать, кроме того, бинокли с большим увеличением слишком громоздки для наблюдения за птицами в лесу или в поле.

    Подумайте об удобстве лямки для ношения бинокля. Когда вы отправляетесь на поиски птиц, вам предстоит часами носить бинокль на свое шее, поэтому его шейная лямка должна быть широкой и удобной. Используйте наплечные лямки, которые перераспределяют вес на шею и плечи, если у вас более тяжелый бинокль.

    Воспользуйтесь современной подзорной трубой. Она позволяет получить более стабильное изображение, так как обычно используется с моноподом, а также она обеспечивает более высокое увеличение. Если вы хотите серьезно заняться наблюдением за птицами, потратьтесь на приобретение подзорной трубы, которая позволит разглядеть птиц с большого расстояния, например, через все озеро или поле. Поищите такую подзорную трубу, у которой как минимум одна линза будет полностью покрыта фтористым магнием. Она позволит передать более точные детали оперения и цвета перьев. Также с трубой вам будет проще следить за перемещением птиц, чем с биноклем.

    Приобретите определитель птиц. Специализированный определитель птиц местного региона позволит сократить потенциально возможный список птиц, которые могут вам встретиться. Изучите общую информацию о семействах птиц, например, таких как ласточковые, славковые или цаплевые. Введите себе в привычку изучение повадок птиц, особенностей их пения и мест обитания. Помимо бинокля, определитель птиц станет ключевым предметом вашего инвентаря, так как именно он будет содержать в себе информацию, которая позволит вам идентифицировать различные виды пернатых.

    Найдите хорошую камеру. Фотографии позволят задокументировать факт встречи с определенными птицами и при необходимости станут вспомогательным материалом для их последующей идентификации. Найдите качественную камеру, которая позволит вам фотографировать птиц, так как они обычно малы и не сидят на месте. Поищите цифровую зеркальную фотокамеру со сменным объективом, фокусное расстояние которого будет составлять минимум 300 мм. Если вам не по карману стоимость дорогой зеркальной фотокамеры, найдите камеру с суперзумом. Работайте с ней на моноподе, так как картинка может дрожать из-за нестабильности рук и большого зума.

    Используйте микрофоны для записи пения птиц. Изучение птичьих трелей и голосов очень полезно для их идентификации. Возможно, вы захотите записать пение птиц, за которыми наблюдаете. Возьмите с собой либо направленный параболический микрофон, либо направленный конденсаторный микрофон высокой чувствительности, который можно будет подсоединить к вашей камере. Используйте камеру для создания записей со звуком. Обычные микрофоны неэффективны для записи мягкого удаленного пения птиц, а также они улавливают слишком много фоновых шумов.

    Подобающим образом оденьтесь. Выход на природу для наблюдений за птицами предполагает посещение примерно тех же мест, в которых вы могли оказаться во время похода . Старайтесь использовать тот же самый тип дышащей и свободной одежды, что и для походов, а также прочную обувь, удобную для длительных прогулок по лесам и полям.

    • Обувь должна быть влагоотталкивающей, чтобы вы были хорошо подготовлены к встречам с лужами и грязью.
    • Используйте одежду темных или нейтральных тонов, например, коричневую и серую, чтобы не распугивать птиц.
    • Яркие и белые цвета сильно подчеркивают движение объектов.
  1. Ведите себя тихо. Громкие разговоры и смех способны заставить птиц скрыться еще до того, как вы сумеете подобраться к ним на близкое расстояние. Переведите телефон в бесшумный режим, тихо переговаривайтесь с товарищами или общайтесь с ними жестами. Не стоит подвергаться соблазну закричать: «Посмотрите сюда!» - вне зависимости от того, насколько вас приведет в восторг факт обнаружения редкой птицы.

    • Шепотом обычно можно сообщить то же самое.
    • Избегайте использования вспышки и звуковых сигналов на фотокамере.
  2. Наблюдайте за птицами в подходящее время. В зависимости от вашего фактического местонахождения и того, каких именно птиц вы хотите найти, выбранное для наблюдений время дня будет оказывать существенное влияние на успешность вашей затеи. Многие птицы пробуждаются в ранние утренние часы, когда солнце только начинает подниматься, так как они всю ночь сидели в гнезде и успели проголодаться. Другие же не столь сильно зависимы от солнца, особенно в летнее время, когда световой день длиннее.

    Приманите птиц поближе к себе. Если вы не хотите присоединяться к группе любителей наблюдений за птицами или отправляться на длительные прогулки по заросшим лесам, можно попробовать насладиться созерцанием птиц в собственном дворе. Используйте для этого кормушки, наполненные кормом именно для тех птиц, которых вы хотите увидеть. Сядьте дома у окна и получите удовольствие от наблюдений за пернатыми.

    • Начните с простых черных семян подсолнечника и разнообразьте их такими источниками пищи, как опарыши и фрукты.
    • Разместите у себя во дворе купалку для птиц или фонтан. Птицам нравится неглубокая проточная вода.

Часть 3

Идентификация птиц
  1. Сначала собственными глазами обнаружьте птицу. Вне зависимости от того, какой у вас бинокль, этот прибор ограничивает поле вашего зрения. Чтобы не упустить интересных птиц, сначала заметьте пернатых собственными глазами. Найдите птиц на деревьях или в полете над полями, а затем уже воспользуйтесь биноклем для более близкого рассмотрения.

    Прибегните к помощи определителя птиц. Определитель птиц будет становиться все более важным вашим помощником, когда с развитием ваших навыков ведения наблюдений вы начнете встречать птиц, схожих по внешнему виду. Сопоставляйте отличительные особенности и окраску птиц по описаниям в определителе. Также изучайте особенности птичьих трелей и голосов. Далее указаны дополнительные моменты, на которые следует обращать внимание.

  • Для дополнительной поддержки тяжелых биноклей (например, с маркировкой 10x50) используйте монопод. Так вы получите более стабильное изображение, которое позволит вам дольше наслаждаться созерцанием птиц.
  • Как только наберетесь побольше опыта, подумайте об участии в переписи птиц, чтобы помочь ученым больше узнать о популяциях различных пернатых и их миграции.
  • В зонах умеренного климата лучшим временем наблюдения за птицами являются весна и осень, когда птицы мигрируют.

Предупреждения

  • Не подбирайтесь близко к гнездам, гнездовым колониям, токовищам и местам брачных поединков птиц, а также к их важным кормовым источникам, так как ваше присутствие может потревожить привычную активность пернатых.
  • Избегайте распространения информации о том, что вы заметили редкую птицу, это может привести к тому, что ее место обитания потревожат.
  • Уважайте частную собственность.
  • Не оказывайте на птиц стресс осуществлением фото- и видеосъемки либо использованием вспышки или подсветки.
  • Некоторые птицы могут напасть на вас, если вы подберетесь к ним слишком близко.

Наталья Колодяжная
Конспект занятия «Наблюдения за птицами»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД С. ЗАКУТСКОЕ ВЕЙДЕЛЕВСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

План – конспект проведения прогулки в зимний период

с детьми старшего дошкольного возраста

«Наблюдения за птицами »

Выполнила : воспитатель

Колодяжная Наталья

Владимировна

Закутское

I. Наблюдения за птицами .

Цель : Продолжить учить различать и называть птиц по внешнему виду , издаваемым звукам, характерным повадкам. Развивать наблюдательность , внимание (зрительное, слуховое) . Выяснить какие птицы прилетают постоянно , какие редко, какие очень редко. Продолжать изучать повадки птиц (как они себя ведут возле кормушки) . Воспитывать у детей желание помогать птицам зимой .

Методические приемы : вопросы детям, ответы детей, наблюдение , художественное слово.

Оборудование :

1. Вопросы детям :

1. Какие птицы прилетели на участок?

2. Как вы догадались? (повадки, внешний вид, издаваемые звуки) .

3. Какие птицы прилетают к нам постоянно?

4. Каких птиц мы видим редко ? И очень редко?

5. Чем питаются птицы зимой ?

6. Хватает ли им пищи?

7. Почему не хватает?

8. Чем мы можем помочь птицам ?

9. Что для этого нужно? (кормушки)

10. Как нужно следить за кормушками? (очищать от снега, подсыпать корм) .

2. Загадки

Цель : развивать логическое мышление, наблюдательность , внимание.

Оборудование : фанты.

Методические приемы : художественное слово.

Спинкою зеленовата,

Хвостиком желтовата

Черненькая шапочка

И полоска шарфика (Синица)

Всех за день я навещу,

Всё что знаю растрещу (Сорока)

Птичка-невеличка

Ножки имеет, а ходить не умеет.

Хочет сделать шажок-

Получается прыжок. (Воробей)

Окраска - сероватая,

Повадкой - вороватая,

Крикунья хитроватая

Известная персона. Кто она? (Ворона)

Название этой зимующей птицы похоже на имя девочки. Как называют эту птицу ? (Галка) .

Что за стол среди берез

Под открытым небом?

Угощает он в мороз

Птиц зерном и хлебом . (Кормушка) .

Итог. За отгадку ребенок получает фант. Побеждает тот, кто больше наберет фантов.

3. Художественное слово

Цель : развивать образное восприятие, учить выразительной передаче поэтического текста.

Стихи Т. А. Шорыгиной «Снегири» , «Синица»

II. Дидактические игры

1. Словесная игра «Отгадай и назови» .

Цель : развивать логическое и наглядно-образное мышление, наблюдательность , внимание, слуховое восприятие.

Оборудование : картинки птичек.

Какую птицу называют белобокой ?

Какую птицу называют желтогрудой?

Какую птицу называют красногрудой?

Какая птица каркает ?

Про какую птицу говорят , что она воркует?

Про какую птицу говорят , что она чирикает?

Итог : За правильный ответ – картинка птички. Побеждает тот, у кого в конце игры больше картинок с птицами .

2. Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Цель : Закреплять умение обобщать, исключать лишнее. Развивать логическое мышление.

Оборудование : картинки птиц .

По способу передвижения : ворона, воробей (прыгает, снегирь, галка.

Зимующие-перелетные : синица, дятел, кукушка, сорока.

3. Словесная игра «Назови ласково» .

Цель : обогащать словарный запас детей. Закреплять умение образовывать слова за счет суффиксов. Развивать память.

Слова : птица , крыло, лапа, клюв, кормушка, синица, голубь, воробей.

4. Дидактическая игра «Кто прилетел к кормушке?»

Цель : дать детям представление о том, чем питаются разные птицы (кто что ест и какие следы оставляет возле кормушки) . Развивать наблюдательность , внимание.

Оборудование : лупа.

III. Трудовые действия. Изготовление кормушки.

Цель : учить трудиться в коллективе. Формировать желание приходить на помощь тому, кто в ней нуждается.

Оборудование : снеговые лопатки, корм для птиц .

Методические приемы : объяснение, показ, оценка, практические действия.

Воспитатель предлагает соорудить для птиц кормушки , чтобы каждый день насыпать в неё корм, заботиться о птицах . Вместе с детьми разбирает поэтапность выполнения работы.

Дети разбирают лопатки. В тихом уголке участка вырубают вместе с воспитателем куб из снега. Дети дружно отбрасывают от куба лишний снег, подчищают края кормушки. Затем делают бортик, чтобы ветер не унес крошки. Насыпают корм.

Итог : совместная оценка работы.

IV. Подвижные игры и упражнения.

1. «Голуби и воробьи» (сюжетная) .

Цель : учить действовать по команде, развивать навыки челночного бега, внимание, умение быстро ориентироваться в изменившейся обстановке.

Оборудование : шапочки птиц .

2. «Вороны» (сюжетная)

Цель : закрепить умение двигаться в нужном направлении.

3. «Совушка-сова» (сюжетная)

Совушка-сова, большая голова

Высоко сидит, далеко глядит.

А потом – как полетит (водящий догоняет)

Цель : закрепить умение действовать по сигналу, двигательные навыки, быстроту реакции.

Оборудование : шапочка совы.

4. Игра малой подвижности «Прилетели птицы » (несюжетная)

Цель : развивать слуховое внимание, память.

Оборудование : текст

Правило : Называю только птиц , но если ошибусь и назову не птицу , следует потопать ногами.

5. Игра малой подвижности «Птички»

Цель : развивать внимание, быстроту реакции, умение ловить мяч двумя руками.

Оборудование : мяч.

6. Русская народная игра «Филин и пташки»

Цель : развивать навыки бега, умение быстро ориентироваться в пространстве, развивать зрительное внимание, реакцию.

Оборудование : обручи (домики, шапочка филина.

V. Экспериментальная деятельность. Опыт «Замерзшая вода – расширяется» .

Цель : Продолжать знакомство детей со свойствами воды : при замерзании вода расширяется. Учить детей анализировать и делать выводы. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : стеклянная бутылочка с водой.

Методические приемы : наблюдение , сравнение, вопросы, опыт.

VI. Самостоятельная деятельность детей.

1. Творческая игра «Следопыты птицах ) или «Юные орнитологи»

Цель : Развивать умение организовать игру и выполнять взятые на себя роли. Формировать умение планировать свою деятельность, делать выводы (анализировать, обосновывать результат своей деятельности. Воспитывать интерес к исследовательской деятельности.

Оборудование : бумага, лупа, карандаши, папки, палочки для измерения, игрушечный фотоаппарат.

Методические приемы : игра, наблюдение , опыт, практические действия.

2. Конкурс скульптур из снега

Цель : Развивать воображение детей, умение доводить начатое дело до конца.

Оборудование : снеговые лопаты, цветные льдинки, краски, «золотые» медали из фольги на ленточке.

Методические приемы : практические действия, сравнение, анализ, игра, поощрение, оценка.

Итог : церемония награждения победителей.

3. Самостоятельные игры детей с выносным оборудованием.

Цель : Закреплять умение играть дружно. Формировать умение самостоятельно организовывать игры.

Оборудование : санки, лыжи, клюшки, шайбы.

Выполнил:
Обучающийся 8 класса
МОУ «Каменская средняя общеобразовательная школа»
Обоянского района
Курской области
Захарьин Владимир
Руководитель:
Учитель ИЗО
Червякова Ж.В.
2011 год.

ПОКОРМИТЕ ПТИЦ

Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.

Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.

Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.

Я наблюдаю за птицами весь световой день благодаря тому, что почти все кормушки находятся напротив окон.

Дом расположен так: лицевая сторона направлена на запад, внизу в 200-х м. от дома протекает речка Каменка. По обоим берегам растут деревья. С восточной стороны дома находится большой сад, рядом с которым - два заброшенных. Зимой и летом сюда прилетает много птиц в поисках корма.

Я забочусь о том, чтобы у пернатых всегда была еда.
Корм в кормушки начинаю закладывать с появлением первого снега и до конца зимы. Независимо от того, какая на улице температура, птицы появляются на кормушках не с первыми лучами солнца, а примерно через час после восхода. Зато днем, с 15.00. до 16.00. они находятся на кормушках.

Птицы не всегда кормятся спокойно, хотя еды предостаточно для всех. При появлении сойки мелкие птицы улетают и не возвращаются к кормушке, пока она ест.

Синицы часто прогоняют воробьев, они вытягивают голову, прогибают тело, шипят, как змеи и бросаются в драку. Между собой синицы ссорятся по¬ другому. Это я наблюдаю часто на кормушке №2. Синица, которая собирается прогнать другую раскрывает крылья и хвост и поворачивается на 90°. Лазоревка, хоть она и прилетает всегда одна, ни с кем не ссорится, но кажется, синицы уступают ей место.

Овсянки не замечены в ссорах. Овсянки не любят кормушки, а предпочитают подбирать под кормушками за другими птицами, особенно это заметно на кормушке №З. Они почти не бывают на кормушке №1. Также овсянки и воробьи едят вместе с домашней птицей. Самое очаровательное в овсянках то, что когда они садятся на дерево, дерево становится похожим на яблоню, с которой листва упала, а яблоки остались.

Хотя рядом много старых деревьев, дятлы регулярно посещают кормушки: большой пестрый дятел, средний пестрый. А вот малый пестрый дятел находит пропитание рядом с кормушками.


Самец малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1



Самочка малого пёстрого дятла
рядом с кормушкой №1

В десяти метрах, на репейнике, питаются щеглы и зяблики. К зябликам у меня особая любовь. Я наблюдал летом, как они кормили своих птенцов, и это оставило неизгладимые впечатления в моей памяти.

После 26 января дятлы - редкие гости на кормушках. Они спустились в лесок, возле речки и там активно себя ведут. Так как наши птицы такие же пугливые как в лесу, их трудно фотографировать. А фотография малого пестрого дятла сделана в 7 метрах от кормушки №1. Эти птицы часто подпускают к себе очень близко. Однажды мы очень долго наблюдали его всей семьей, а он долбил и долбил ветку ели и совершенно не обращал на нас внимания, хотя в это время громко лаяла собака, а мы находились рядом с деревом.


Самец. Средний пёстрый дятел.

26 января - приметный день не только потому что улетели дятлы. С утра был сильный мороз, градусник показывал -22°. И когда я вышел на порог, то увидел синицу. Она летала над землей и не поднималась высоко. Я пытался её поймать, но она летала по двору, даже пыталась спрятаться у собаки в будке, потом, вероятно, ее силы закончились, и она забилась под крыльцо. Я взял её в руку, перья на затылке были сильно взъерошены. Взял я её с той целью, чтобы отогреть, думал, что она замёрзла. Когда она поняла, что находится у меня в руках, стала шипеть и щипать за пальцы. Посадил я её в 3-х литровую банку, на дно положил мелкого сена. Как только она оказалась внутри, то стала брать крупные травинки и перекладывать. Банку накрыл крышкой с дырочками, а синица уцепилась лапками за дырочки и стала разглядывать, что происходит в комнате. Ничего не стесняясь, поела она хлебных крошек. Часа через три после того, как она оказалась в банке, ей уже было не комфортно, вероятно она согрелась и наелась. Перед тем как выпустить, я решил её пометить. Я подрезал ей одно пёрышко на хвосте, надеясь, что увижу ещё «мою» синичку.

Самые интересные наблюдения за кормушкой №4. Её посещают воробьи, синицы, дятлы, лазоревка, сойка. Когда я наблюдаю за птицами, то вижу как, на верхушку берёзы садятся сороки, они шумят, но на кормушку не спускаются. Сойка может спокойно кормиться около пяти-семи минут, дятел, в основном, большой пёстрый, тоже около пяти-семи минут. Синицы с воробьями обычно на кормушке проводят меньше времени, одну-две минуты, и улетают на ближайшие деревья, зато следующее их появление происходит быстрее. А сойка появляется через тридцать-сорок минут. За это время воробьи с синицами несколько раз прилетают и улетают.

1 февраля, наблюдая за птицами, я особенно присматривался к хвостам синиц. Вдруг я увидел «мою» синичку. Прилетела все-таки, мне было очень приятно и радостно. Рядом я увидел синицу, у которой от хвоста осталась пара перьев - обрывков. Скорее всего она побывала в страшной переделке.

Вместе со мной за птичьим базаром наблюдают и хищники, они появляются так неожиданно и стремительно, что даже не удается понять, откуда они появились, с какой стороны, поймали ли кого или нет?! Также стремительно улетают. Нельзя даже определить, какой это вид.

Дважды был небольшой, размером с голубя, серый хищник. При его появлении все синицы и воробьи как- будто исчезали. На третий раз прилетал огромный хищник. Размах его крыльев -больше метра, светло – коричневое оперение. На этот раз не только птицы испарились, даже куры исчезли.

5 февраля была оттепель, появились проталины, это сильно сказалось на количестве птиц, посещающих кормушки. Овсянки не показывались несколько дней, а синиц и воробьев стало в 2 раза меньше.

В середине февраля я оставил наблюдение за своими кормушками, так-так лег в больницу, а там видел только галок и голубей. Я не волновался, что дома птицы остались голодными, их будет кормить мой брат. Многие мои друзья заинтересовались жизнью птиц и устроили кормушки у себя дома.

Место нахождения кормушек:

Кормушка №1 находится возле передней части дома, под окнами. Птицы очень сильно любят её, так как она скрыта двумя ёлками и огромным вязом. В случае опасности птицы прячутся на деревьях и сидят, пока все не утихнет. Её рацион таков: хлебные крошки, зерно пшеницы, подвешенные початки кукурузы, животный жир.


Кормушка №1
Синица обыкновенная, и лазоревка.

Кормушка №2 импровизирована. Это просто подвешенные кусочки сала или жира в сеточках. Она расположена во дворе, напротив окна кухни.


Кормушка №2
Синицы


Кормушка №2
Самка Большого пёстрого дятла.



Кормушка №2
Лазоревка

Кормушка № З другого типа. Она расположена в палисаднике, позади дома. На неё чаще всего насыпаем семена растений: зёрна пшеницы, варёный рис, кукурузу.

Сначала птицы съедают крошки, большие кусочки уносят, потом съедают зерно, и только потом, принимаются есть рис. Горох и гречку разбрасывают, поэтому после нескольких попыток пришлось прекратить использование этих продуктов.


Самочка овсянки обыкновенной
рядом с кормушкой №3



Самец овсянки обыкновенной
под кормушкой №3

Кормушка №4 также импровизирована. Она, находится в саду, размещаясь на крыше летнего душа. Чтобы наблюдать за обитателями этой кормушки, надо занять укромное место и не делать резких движений. За птицами можно наблюдать длительное время.


Кормушка №4
Самка большого пёстрого дятла



Кормушка №4
Сойка обыкновенная

Кормушки наполняем в 15 часов дня и, изредка, утром, потому что корм остается с вечера. Кормим птиц по очереди с братьями и наблюдаем за ними. Братья у меня ещё маленькие, поэтому кормушки делал я сам.

Я наблюдаю птиц с 2007г. Не знаю, какой случай произвел на меня особое впечатление, когда к нам на кормушку прилетел зеленый дятел, или когда на рыбалке я увидел птичку с ярким оперением, которая нырнула в воду, схватила рыбу и понесла её.

Любовь к этому привила моя мама, которая увлекается орнитологией, животным и растительным миром.


Кормушка №4
Лазоревка и домовой воробей.