Придать татарскому языку статус второго государственного языка в России. Сайт «Русский Обозреватель» опубликовал по этому поводу статью «Нужен ли России раздвоенный государственный язык?». Ниже приводим полный текст статьи:

«Татарская общественность настойчиво предлагает руководству РФ придать татарскому статус второго государственного языка страны. Попытки продвижения татарского языка предпринимались и ранее, однако они особенно активизировались после признания Казани третьей столицей России.

Основной причиной своего требования представители татарской общественности указали на то, что татары являются второй по численности нацией в России, а татарский — второй по распространённости язык в стране. Кроме того, в пользу своей инициативы националисты приводят тот факт, что для большой части тюркоязычных гастарбайтеров, наводнивших в последние годы Россию и не сподобившихся выучить русский, татарский язык является средством общения

Всемирный форум татарской молодежи под предводительством председателя организации, одного из координаторов националистского движения «Узебез» («Мы сами») Руслана Айсина уже собирает подписи в поддержку этой инициативы. По информации Айсина, за несколько дней татарские активисты уже собрали более тысячи подписей, причём, не только в Татарстане, но и в других местах компактного проживания татар: в Самарской, Саратовской и Челябинской областях, а также в соседнем Башкортостане. Задача националистов — собрать сто тысяч подписей.

«На них (татар, — РО) в своё время равнялись почти все мусульманские и тюркские народы, — утверждает Руслан Айсин. — В той же Средней Азии, например, почти все представители интеллигенции — татары. Кроме того, ни для кого не секрет, что в нашей стране множество мигрантов из стран ближнего зарубежья. Для них татарский язык — это средство общения. А им тяжеловато понимать какие-то рабочие термины на русском языке».

По мнению Айсина, решение вопроса о признании татарского вторым государственным языком будет также и показателем уровня толерантности России.

Очевидно, что эта инициатива, в продвижении которой задействованы все региональные административные и медиа-ресурсы Татарстана, была бы невозможна без санкции президента республики и согласования с местными властными и бизнес-элитами. Тем более, учитывая авторитарный характер республиканской власти с одной стороны и ожидаемые грядущие перемены в руководстве Татарстана — с другой.

Большинство федеральных российских политиков не разделяют стремления татар придать своему языку государственный статус. Так, заместитель председателя Госдумы Любовь Слиска назвала татарскую инициативу издержками «весеннего обострения», отметив при этом, что в России, кроме русских, живёт больше всех не татар, а украинцев и белорусов.

«На татарском говорит всего 4% населения страны, а остальные 96% им не пользуются, — отметил первый зампред комитета Госдумы по делам национальностей Аркадий Баскаев. — Не может быть татарский вторым языком, если в стране проживает 80% русских».

Баскаев также напомнил, что в случае принятия подобного решения государству придётся потратить гигантские средства на изменение документации и прочего.

«Если это случится, остальные народы, проживающие в России, вправе потребовать утверждения своего языка третьим государственным, и так далее», — добавил зампред комитета по делам национальностей.

Для справки

Татарский язык, кроме Татарстана, распространён также в ряде районов Башкортостана, Марий Эл, Удмуртии, Мордовии, Тюменской, Ульяновской, Саратовской и в некоторых других областях России, а также в отдельных районах Узбекистана, Казахстана, Азербайджана, Киргизии, Таджикистана и Туркмении. Число говорящих на татарском в России по состоянию на 2002 год — около 5,3 млн человек.

В лексическом отношении татарский проявляет наибольшую близость башкирскому, затем ногайскому, каракалпакскому, казахскому, балкарскому, узбекскому и кумыкскому языкам.

Наряду с русским языком, татарский является государственным языком Республики Татарстан, в соответствии с законом Республики Татарстан «О языках народов Республики Татарстан», принятым в 1992 г. В Татарстане и в местах проживания диаспоры существует развитая сеть учебных и воспитательных учреждений, в которых используется татарский язык: дошкольные учреждения с татарским языком в качестве воспитания, начальные и средние школы с татарским языком в качестве средства обучения всем предметам, а также начальные и средние школы, в которых язык изучается как предмет.

Очевидно, что инициатива татарских националистов, в случае её реализации, ведет к разрушению единого культурно-языкового пространства России. Если татарский язык получит статус второго государственного, Российская Федерация может в очень недалёком будущём трансформироваться в славяно-тюркскую конфедерацию, в жизнеспособность которой в качестве государственного формирования верится с трудом.

Стоит также отметить, что татарские националисты, стоящие за «языковой» инициативой, действуют в русле продвигаемой отдельными политическими силами и спецслужбами Турции идеи построения «Великого Турана». Идея построения «Турана» — квазиимперии, призванной объединить все тюркоговорящие народы в единое государство, — активно насаждается турецкими эмиссарами по всему миру, и в первую очередь — на постсоветском пространстве. При этом известны многочисленные факты контактов татарских националистов с идеологами «Турана».

Таким образом, требование татарской «общественности» и инициативы националистически настроенной молодёжи можно расценивать как непосредственную угрозу государственному суверенитету и территориальной целостности России».

106 responses to “Инициатива татар о языке представляет угрозу целостности России?

Оригинал взят у hemdall в Русскую жертву татарской дискриминации пытаются объявить душевнобольной

Оригинал взят у nswap в Русскую жертву татарской дискриминации пытаются объявить душевнобольной

После огласки истории с 58-летней жительницей села Русский Шуган Муслюмовского района Татарстана Надежды Чекашкиной, которая с 2004 года не может получить положенную от государства компенсацию за сгоревший дом, в отношении погорелицы стали предприниматься странные меры. Как заявляет женщина, второй день к ней приезжают медработники и настаивают на каких-то уколах.


ИА REGNUM сообщало, что скандал в Муслюмовском районе начался после того, как татароязычная газета «Ирек Майданы» («Площадь Свободы», №18, май 2012) опубликовала большой материал, где написала, что 58-летняя пенсионерка Надежда Чекашкина восемь лет вынуждена жить без полагающегося по закону жилья. Причиной неполучения полагающейся по закону компенсации газета назвала отношение к Чекашкиной главы Муслюмовского района Ришата Хабипова, который, по словам пенсионерки, заявил ей: «Если бы ты была татарская апа, то в течение пяти дней получила бы дом! А ты русская маржа (оскорбительное название женщины-не мусульманки у татар — прим. авт.), ты ничего у меня не получишь!») . После выезда на место происшествия группы экспертов из Казани и официального запроса от зампредседателя комитета Госдумы РФ по жилищной политике и ЖКХ Александра Сидякина, ситуация еще больше осложнилась.


Как сообщила ИА REGNUM Надежда Чекашкина по телефону, теперь ее хотят признать сумасшедшей. К Чекашкиной уже приезжала из районного центра медсестра, которую сама Чекашкина не вызывала. Она хотела сделать женщине укол некоего препарата, но Чекашкина не согласилась и попросила ее уйти. Однако на следующий день снова прибыл неизвестный доктор, которой предложил, по словам пенсионерки, сделать ей «укол для профилактики здоровья», но та отказалась.


Чиновники Муслюмовского района уже попытались представить Надежду Чекашкину экспертам Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований РИСИ, выезжавших в Русский Шуган, как местную слабоумную, которая на почве умственной неполноценности оговорила главу района Хабипова. Однако по свидетельству сотрудников РИСИ (один из которых — Василий Иванов имеет высшее медицинское образование) и активиста Казанского гражданского союза Бориса Бегаева, никаких странностей при общении с Чекашкиной они не заметили, кроме того, что женщина сильно напугана.


Как сообщили ИА REGNUM коллеги-журналисты, по приказу начальства районное телевидение «Муслюм ТВ» уже изготовило репортаж, где погорелица представлена как потерявшая рассудок после пожара, а районное начальство выглядит благодетелями, оказывающими больной помощь.


Одновременно к травле Чекашкиной подключился директор сельской школы Фирдаус Фархутдинов, который, с ее слов, заявил ей: «Или ты письменно и публично отказываешься от своих заявлений о Ришате Хабипове, или мы соберем сельский сход, на котором будет принято решение о твоем выселении из деревни».


Несмотря на то, что вопиющий случай стал достоянием гласности уже как минимум две недели, на события не спешат реагировать ни надзорные органы, ни руководство республики. Более того, по некоторым данным, госагентство «Татмедиа», фактически выполняющее в Татарстане функции министерства пропаганды, намерено пристыдить журналистов газеты «Ирек Майданы», осмелившихся вынести сор из избы, напомнив им о журналистской этике.

- (margin) 1. Процент стоимости товаров, который нужно добавить к их стоимости, чтобы получить продажную цену. 2. Разница между ценами продажи и покупки ценных бумаг делателем рынка (market maker) или товаров – дилером. На неофициальной лексике… … Финансовый словарь

Маржа - (англ. Margin от фр. Marge поле страницы, край) термин, применяемый в торговой, биржевой, страховой и банковской практике для обозначения разницы между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и другими… … Википедия

МАРЖА - [фр. marge поле (страницы), край] фин. разница между двумя показателями (напр., между указываемой в биржевом бюллетене ценой продавца и ценой покупателя). Словарь иностранных слов. Комлев Н.Г., 2006. маржа (фр. marge поле (страницы), край)… … Словарь иностранных слов русского языка

МАРЖА - (margin) Часть согласованной стоимости сделки, которую ее участники обязаны депонировать с целью гарантии ее завершения. Покупка акций с маржой означает обязательство купить акции без немедленной полной оплаты их цены наличными. Для… … Экономический словарь

маржа - разница надбавка предел 1. Процент стоимости товаров, который нужно добавить к их стоимости, чтобы получить продажную цену. 2. Разница между ценами продажи и покупки ценных бумаг “делателем рынка” (market maker) или товаров дилером.… … Справочник технического переводчика

маржа - марджин, разница Словарь русских синонимов. маржа сущ., кол во синонимов: 2 марджин (2) разница … Словарь синонимов

Маржа - (от фр. marge поле /страницы/, край; англ. margin) в торговой, биржевой, страховой и банковской практике разница между ценами товаров (покупной и продажной), курсами ценных бумаг (на день заключения и день исполнения сделки или между ценой … Энциклопедия права

Маржа - англ. margin разница между процентными ставками, ставками по кредитам, курсами ценных бумаг, закупочной и продажной ценами товаров и другими показателями, от величины которой зависит прибыль, получаемая компаниями, фирмами, отдельными… … Словарь бизнес-терминов

МАРЖА - (от французского marge край), в торговой, биржевой и банковской практике разница между ценами товаров, курсами ценных бумаг, процентными ставками и др … Современная энциклопедия

маржа - ы, ж. marge f. 1. Поле страницы. Господа! кричал он, на поле об артиллерии! Это не значило: на поле едут пушки, а просто, что на марже такое заглавие. Герц. 4 124. На марже против того места, где он хвалит евреев, собственную рукою Бурнашева, но… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Маржа - (Margin) 1. Разница между двумя значениями стоимости одного и того же финансового инструмента, используемого для извлечения дохода. Напр., разность между ценой покупателя и ценой продавца; процентными ставками; курсами ценной бумаги и … Экономико-математический словарь

Книги

  • Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка , Мокров Геннадий Григоревич. В монографии ставятся и решаются теоретические и практические проблемы защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза от демпингового импорта со стороны компаний экспортирующего… Купить за 655 руб
  • Евразийский экономический союз. Демпинговый импорт и антидемпинговые меры защиты внутреннего рынка. Монография , Мокров Г.Г.. В монографии ставятся и решаются теоретические и практические проблемы защиты внутреннего рынка Евразийского экономического союза от демпингового импорта со стороны компаний экспортирующего…

Местный лейбл, выпустивший футболки с провокационными надписями: «Марҗа» и «Марҗа түгел», обвинили в провокации и разжигании межнациональной розни.

Местные соцсети и Telegram -каналы заполонили критические сообщения о появившихся в продаже футболках с надписями «марҗа» и «марҗа түгел» от лейбла «Святая». На одной из футболок нарисован флаг России и надпись «марҗа», на другой – фл аг Татарстана и надпись «марҗа түгел» (не марҗа ). Слово «марҗа», в татарском языке носит явный негативный оттенок и может восприниматься как оскорбительное по отношению к женщине. Правда, в компании заявили, что надписи переводятся «русская» и «не русская», однако такой креатив оценили далеко не все. Пользователи соцсетей в своем большинстве раскритиковали бренд, назвав надпись не просто оскорбительной, а разжигающей «межнациональную рознь».

«Само по себе ношение флагов на груди не вызывает у нас вопросов, ради бога, но не разобравшись, дизайнеры выпустили футболки, оскорбляющие русских женщин на территории Татарстана, что само по себе не есть хорошо», - говорится в посте канала «Бабай позвонит».

Увидев в наборе стикеров таковой с надписью «Марҗа түгел», пользователи возмутились.

«Я не понимаю как бренд может себе позволять такое. Недавно только там приобретала вещи, сейчас все желание отбило. Назвали бы свой бренд тогда Татарча кибет», – написала одна из подписчиц.


Кстати, стикеры до сих пор доступны в Telegram, но при этом в наборе есть только один стикер «Марҗа түгел».

Что скрывается за выпуском футболок с кричащими надписями от лейбла «Святая»? Осознанный PR-ход, недальновидность дизайнеров или провокация?

«Появление в Татарстане таких футболок - равносильно появлению в США футболок с надписями НЕГР и НЕ НЕГР.... Или в Украине футболок с надписями МОСКАЛЬ и Не МОСКАЛЬ... Если футболки с надписями «марҗа түгел» и "марҗа",- это не проявление расизма, то что это такое?«, - считает IREK_MURTAZIN.

«Маржа-оскорбительно!» - пишет vagapova_veronika.

Другой пользователь zahrakhamid счел, что надпись не носит уничижительный характер: «У кряшен Мария - Марҗа, Дарья - Дарҗа и т.д. Марҗа - собирательное для русских. Оскорбительного в этом ничего нет».

Krpskl возразила: «То, что у кряшен это слово означает Мария, не отменяет того факта, что татары используют его в качестве оскорбления. Если погуглить находится много и других версий перевода, зачастую весьма пренебрежительного свойства».


Один из местных telegram-каналов считает, что таким образом компания решила с помощью скандала «засветиться» в федеральных СМИ и получить свою порцию популярности в преддверии открытия своего магазина в Москве.

Telegram-канал «Неудаща» сравнил ситуацию с футболками в Татарстане со скандалом, виновниками которого стали маркетологи бренда H&M. На сайте бренда была выложена фотография темнокожего ребенка в худи с надписью «самая крутая обезьянка в джунглях». Реклама была признана расистской, а руководство компании удалило опубликованные фотографии и извинилось за ошибку. Авторы поста подчеркивают, что за «провокационный контент» авторы «националистических принтов на футболках даже не думают извиняться за неудачный креатив».

«Жители Татарстана прекрасно знают, что слово «маржа» не переводится как «русская», «русский» в татарском языке это «урус». Слово «маржа» - искаженное русское имя Марья, которое используется в пренебрежительной форме в отношении женщин. Как бы не старались прикрыть эту подлость националисты, как бы не маскировали это слово под юмор, «маржа» всегда было оскорбительным выражением», – говорится в посте местного Telegram-канала.

Скандал с провокационной надписью на футболках получил новый виток развития – в дело вмешалась татарстанская прокуратура.

«Надзорное ведомство обратило внимание на этот случай в ходе мониторинга СМИ. Проводится проверка. При наличии оснований будут приняты меры прокурорского реагирования», – рассказал ИА «Татар-информ» старший помощник прокурора РТ Руслан Галиев.


Примечательно, что казанские дизайнеры уже не в первый раз становятся виновниками скандала. В конце 2016-го в столице Татарстана выпустили серию футболок с названиями и фото бандитских группировок 90-х годов. Так, арт-директор местного издания создала коллекцию футболок с названиями казанских криминальных группировок и фотографиями членов ОПГ «Теплоконтроль», известной организацией драк и убийств в Казани в 1970-е годы. Многие сочли, что «нельзя носить на груди имена убийц» и вообще не стоит напоминать о том, какой беспредел творился в городе во время существования группировок. Со своей стороны представители бренда заявили, что одежда с принтами посвящена «народным» названиям районов Казани, а не ОПГ.


Обсудить ()