Марина Шестопалова

Лепят многие из глины,

Кто-то лепит снежный ком, -

Я леплю из пластилина

Самый прочный в мире дом.

Всех домов в деревне выше,

Новый, ярко-голубой,

С черепичной красной крышей,

С фиолетовой трубой…

(Андрей Парошин)

Для того что бы научить ребенка лепить из пластилина , нужно в первую очередь нужно уметь лепить самому. Лепка из пластилина - это прекрасное занятие чтобы :

Развивать мелкую моторику, это значит, что у детей стабилизируется координация движений;

Хорошо развитая моторика конечностей помогает детям быстрее заговорить;

Благодаря занятиям лепкой у детей укрепляется память – как зрительная, так и слуховая;

Процесс создания новых форм из стандартных кусочков мягкого материала помогает развивать логическое мышление детей.

Развитие творческих способностей детей.

Начинать учить ребенка лепить из пластилина правильно надо с элементарных основ, где ему необходимо показать, как катать из пластилина палочки и шарики . Затем следует постепенно усложнять задания по лепке . Таким образом, от простых основ ребенок сможет лепить из пластилина фигуры и различные предметы. Главное в занятии с лепкой из пластилина – практика . Необходимо постоянно заниматься с ребенком лепкой из пластилина и только в таком случае он будет развиваться полноценно, и показывать окружающим свои творческие способности.

Обучать детей лепке из пластилина проще всего на основе готовых презентаций или технологических карт, где подробно описана последовательность действий для создания того или иного элемента. Для ребенка самый лучший это наглядный материал и показ воспитателя.

Педагог должен освоить такие приемы как :

1. деления на части : откручивание, отщипывание, разрезание нитью, разрезание и надрезание стекой, формование.

2. придание формы : раскатка в ладонях и на столе, сплющивание, вдавливание, вытягивание, сгибание.

3. соединение деталей : прижатие, примазывание, заглаживание.

4. оформление изделий : дополнение изделия мелкими деталями (налепами, процарапывание, оформление оттиском, технология росписи и приемы работы с красками .

Изображение предметов в лепке для ребенка является более простым, чем в рисовании. Здесь он имеет дело с реальным объемом, где нет надобности прибегать к условным средствам изображения. Наиболее легко дети овладевают изображением предметов конструктивной и растительной форм и с большими трудностями - изображением фигур человека и животного. Это связано со сложностью строения, пластичностью их форм ; ребенку бывает трудно понять сложное анатомическое строение животных.

Важно, чтобы воспитатель учил детей изображению основных форм предметов с их яркими, характерными признаками. На занятиях дошкольники должны научиться передавать пропорции предметов, овладевать определенными техническими умениями.

Методическое пособие для педагогов, воспитателей.

Развитие мелкой моторики рук у детей

Дети рисуют, лепят, складывают фигурки и здания из конструктора — играют, скажем мы. На самом деле тренировка пальчиков — это «мелкая моторика ладоней и рук», которая напрямую связана с формированием интеллекта, развитием речи, памяти, внимания и мышления.

Ученые доказали, что около трети площади коры головного мозга проектируется на кисти, также участки мелкой моторки находятся очень близко от языковых. Именно величина этой проекции и ее близость к моторной зоне дают возможность рассматривать кисть как «орган речи», точно такой же, как и артикулярный аппарат.

В связи с этим ученые выдвинули допущение о значительном взаимодействии тонких движений кистей и пальцев на формирование и развитие языковой функции у ребенка.

Моторика взаимодействует со всеми высшими свойствами сознания: вниманием, мышлением, оптико-пространственным восприятием (координацией движений), наблюдательностью, зрительной памятью и т. д. Развитие навыков мелкой моторики нужно еще и потому, что всю дальнейшую жизнь человеку будет требоваться использование тонких, координированных движений кистей и пальцев, которые нужны, чтобы писать и рисовать, одеваться, а также выполнять множество различных бытовых, производственных и учебных действий.

Тренировка и моторика пальцев в первую очередь происходит с помощью лепки из пластилина, таким образом быстро развиваются творческие способности ребенка, а еще пластилин хорошо развивает мелкую моторику рук.

Главное в работе с пластилином — не переоценить силы ребенка, дать ему интересное и увлекательное задание. Тогда он ощутит максимум удовольствия от процесса лепки и от результатов своей работы. А это — залог будущего успеха.

Для того чтобы ребенок действительно и всерьез увлекся лепкой из пластилина, а творчество приносило радость и удовлетворение, следует подобрать ему необходимые и удобные инструменты для работы.

Лепить из пластилина, как уже было сказано, лучше всего на специальных досках для лепки, можно также использовать деревянную доску или кусок линолеума. Величина доски зависит от размера изделия.

Также для работы потребуются различные приспособления, которые позволят выполнять некоторые детали у пластилиновых фигур.

Некоторые наборы с пластилином уже содержат полный комплект инструментов, в который, к примеру, может входить пластмассовая скалочка. Ею удобно раскатывать пластилин в ровные и тонкие пласты.

Пластилинография. Виды пластилиновой аппликации.

Пластилинография - это техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные.

Регулярная работа с пластилином позволяет ребенку создавать более сложные композиции с помощью разнообразных и комплексных приёмов.

Пластичный и яркий пластилин прекрасно подходит для выполнения аппликаций, так как его легко обрабатывать, придавать нужную форму. А сама аппликация долго сохраняет форму. Для пластилиновой аппликации понадобиться разноцветный пластилин, картон (цветной или белый), кроме того, аппликацию можно выполнять на стеклянной поверхности, затем накрыв ее таким же куском стекла и вставив в рамку.

Сюжетом для аппликации может послужить любой рисунок из книги или журнала, который можно перенести на поверхности с помощью копировальной бумаги.

Аппликацию из пластилина можно выполнять разными способами. Для работы потребуется лист картона, выбранный сюжет и цветной пластилин. Преимущества пластилиновой аппликации перед лепкой объемных фигур состоит в том, что на плоскости можно выполнить очень красивый и яркий сюжет, а материала уйдет гораздо меньше.

Для начала нужно перенести понравившейся рисунок на лист картона или маркером на стекло, заполнить каждый участок картинки пластилином соответствующего цвета, что можно сделать маленькими шариками, жгутиками или целыми деталями, придав стеком краям нужную форму.

Аппликация на стекле

Кусок стекла предварительно нужно тщательно вымыть с мылом или моющим средством для стекла, обсушить салфеткой. Края стекла лучше всего заклеить скотчем или изолентой, чтобы не пораниться во время работы. Перенесите рисунок на стекло при помощи маркера, заполните элементы рисунка пластилином, для чего подбирают нужный по размерам кусочек пластилина и хорошо разминают его в руках и размазывают по стеклу. Размазывать можно пальцами или стеком, тщательно придавливая его к поверхности, чтобы получился тонкий слой. Новый цвет нужно наносить последовательно и отдельно. После того как аппликация закончена, нужно снять скотч с краев и наложить на пластилиновую поверхность фон из цветной бумаги, а сверху плотно - еще одно стекло такого же размера, затем плотный картон. По контуру полученную работу обклейте полосками из цветной бумаги, чтобы получилась аккуратная рамка. Аппликацию также можно выполнять на листе плотного картона, но в таком случае на основе будут оставаться жирные пятна от пластилина.

Виды аппликации из пластилина

Аппликация из целых деталей. Пластилиновые картины

Картина - это уже более сложный вариант аппликации из пластилина. Здесь потребуется некоторый навык работы с этим материалом, умение смешивать цвета и аккуратность. Технологию пластилиновой картины лучше всего начать осваивать с простых изображений небольшого размера. В процессе выполнения картины в пластилиновой технике у каждого вырабатываются свой стиль и манера, появляется уверенность в работе с материалом, собственные рецепты получения тонов и оттенков, а также маленькие хитрости и секреты. Выполнив несколько простых и небольших картин. Можно будет приступать к более сложному произведению.

Итак, для создания пластилиновой картины потребуется сюжет (собственный или из книги (журнала), основа, набор стеков и немного первоначальных знаний о технике выполнения пластилиновой картины.

В качестве основы для пластилиновой картины подойдет плотный картон, пластина из оргстекла или фанера. Картина, выполненная из пластилина, может быть как плоской, так и выпуклой в зависимости от составляющих ее деталей.

Картина из пластилина имеет ровную поверхность и напоминает масляную живопись, а в барельефном исполнении составляющие фигуры могут слегка выступать над ее поверхностью.

Картина может быть квадратной, круглой, овальной и др. Пластилин на основу наносят с помощью стека или пальцами. Размазывать пластилин по картону лучше всего руками, так как материал под давлением ложится ровным слоем на поверхность, таким образом достигается эффект мазка масляными красками.

Картину можно сделать рельефной разными способами - формированием элементов при помощи стека, лепкой отдельных деталей, путем резания ножницами и поднимания разрезов, протирания пластилина через сито или выдавливание его через чеснокодавилку и пр.

Работу над картиной начинают с верхнего края основы, чтобы исключить касание рук покрытых пластилином участков поверхности. Округлые и овальные элементы выполняют из скатанных пластилиновых шариков, которые при закреплении на основе расплющиваются.

Тонкие полоски на картине выполняют при помощи скатанных на плоскости валиков. Валики не должны быть слишком длинными, иначе их трудно будет переносить на основу. Длинные линии и элементы составляют из нескольких коротких валиков. Перед накладыванием валиков на поверхность их нужно предварительно остудить. Раскатывая тонкие валики, нужно учитывать, что при расплющивании они увеличиваются в поперечном сечении.

Для выполнения таких деталей картины, как лепестки, стебли цветов, завитки, пряди волос, нужны будут ровные валики, которые можно получить, выдавливая разогретый пластилин через одноразовый шприц или через чеснокодавилку. Если протереть пластилин через мелкое металлическое ситечко, то можно получить рыхлые и пушистые элементы картины, такие как кораллы, трава, мех животных и иное.

При помощи расчески, кончиков ножниц, шила или стека, путем продавливания тонких бороздок можно добиться эффекта рельефности некоторых деталей картины (например, морские волны или рябь можно выполнить путем процарапывания поверхности расческой).

Для изображения листьев или кроны деревьев у пластилиновой детали создают резной край. Это можно сделать, разрезая пластилиновую лепешечку ножницами, стеком или скальпелем, придавливая его под углом к линии оформления.

Некоторые детали пластилиновой картины могут иметь сложный контур. В таком случае нужно наложить пластилиновую лепешку и удалить излишек пластилина при помощи стека.

Если в картине представлены элементы, которые трудно вылепить, то их повторяют тонким слоем пластилина на бумаге, вырезают ножницами и прилепляют на основу с помощью тонких пластилиновых валиков.

Чтобы получить эффект объемности или прозрачности некоторых элементов картины, пластилин наносят тонким слоем и растирают пальцами. Для достижения нужного эффекта лишний слой пластилина соскабливают стеком.

Как оформить и хранить пластилиновые картины. Плоские пластилиновые картины лучше всего поместить под стекло в рамку, паспарту или хранить под прозрачной пленкой. Картину с рельефным изображением можно также поместить в рамку под стекло, но вдоль рамки положить прокладку, соответствующую выпуклости изображения. Пластилиновые картины не должны деформироваться, подвергаться попаданию прямого солнечного света и нагреванию.

Итак, подведем итоги, что же необходимо, чтобы создать пластилиновую картину?

Основа: картон, оргстекло, фанера, клеенка.

Инструменты: набор стеков, ножницы (для вырезания деталей), канцелярский нож или скальпель, шило или зубочистки, скалка, расческа, металлическое ситечко, чеснокодавилка или специальный пресс для пластилина, обычный медицинский шприц, специальные наборы формочек и шприцы для пластилина.

Чернографитовый карандаш для рисования эскиза. Для самых маленьких очень удобны треугольные чернографитовые карандаши.

Доска для лепки. Можно взять кусок обычного линолеума.

Стакан с водой (для смачивания рук, чтобы пластилин не лип)

Салфетки для рук. Очень удобно пользоваться обычной кухонной влажной салфеткой из микрофибры. Хороший пластилин. Это тот пластилин, который имеет яркую окраску, тонко раскатывается и не липнет к рукам.

Придумать эскиз. Выбрать цвет изображения и фон. Подобрать нужный формат картины. Решить какого она будет размера и формы. В соответствии с этими размерами подготовить основу.

Рамка со стеклом или пищевая пленка.

Основные приемы лепки пластилином

Прежде чем приступить к лепке из пластилина, следует научиться основным ее приемам, таким как раскатывание, скатывание, сплющивание, прищипывание, оттягивание и заглаживание и др. Овладение ими поможет создавать необходимые формы и придавать фигурам соответствующее положение.

Скатывание . Положить кусочек пластилина между ладонями, немножко прижать и выполнять кругообразные движения, чтобы получился шарик. Шарик нужно периодически поворачивать, чтобы он стал круглым.

Раскатывание . Позволяет превратить пластилиновый шар в яйцо или цилиндр. Скатать шарик и прямолинейными движениями рук преобразовать в цилиндр. Яйцо получиться, если руки поставить наклонно относительно друг друга и выполнить раскатывание.

Сплющивание . Чтобы получить лепешку или диск, сначала скатывают шарик, потом его сильно сдавливают между ладошками, или прижимают ладошкой к столу.

Прищипывание . Придает определенную фактуру поверхности изделия, что необходимо при выполнении мелких деталей на крупной модели. Для этого соединенными пальцами захватывают немного пластилина и выделяют его, придавая ему нужную форму.

Оттягивание. Похоже на предыдущий прием, но после захвата пластилина его оттягивают и формуют новый элемент или деталь.

Заглаживание. Применяется для создания плавного перехода от одной детали к другой при соединении и для закругления. Выполняется пальцами или стеком. Одновременно можно удалить излишек пластилина.

Разрезание . Разделение бруска стеком или резачком на отдельные куски.

Соединение . Прикладывание и несильное прижимание деталей друг к другу. При этом нужно соизмерять силу и не допускать деформации деталей.

Основные элементы

Пластилиновую фигурку можно слепить двумя способами: из целого куска пластилина или соединить несколько деталей в одну. Фигурка, сделанная из одного куска пластилина, устойчивее фигурки из нескольких деталей и слепить ее быстрее, чем такую же, но составленную из нескольких простых элементов. Однако использование и соединение разнообразных деталей при лепке позволяет сделать фигурки более сложными, детализированными.

При выборе того или иного способа лепки, конечно, следует обратить внимание на возраст и индивидуальные способности ребенка. Чем хуже моторные навыки, тем целесообразнее лепить поделки, используя как можно меньше лишних деталей. Лучше в этом случае сконцентрировать внимание на свойствах пластилина: цвете, форме, пластичности. Ведь ребенок только учиться познавать мир через сложный процесс творчества. С возрастом можно увеличивать количество деталей. Мысленное дробление предполагаемой поделки на части научит ребенка анализировать и планировать.

Для того чтобы приступить к лепке из пластилина какой-либо фигуры, в первую очередь нужно освоить несколько простых приемов лепки простых элементов таких, например, как шар, валик, конус, лепешка и др.

Полезные советы

Остатки пластилина, мелкие кусочки, можно рассортировывать по небольшим полиэтиленовым пакетам или пластмассовым контейнерам по цветам.

Для того чтобы получить одинаковые элементы фигуры, особенно это касается случаев, когда лепят такие детали, как ушки, руки, ноги, лепестки цветов, листья и прочее, необходимо отделять одинаковые заготовки от куска пластилина. Если брусок новый, стандартного размера, то его легко разделить на равные части. Если же кусок пластилина уже побывал в работе, то нужно скатать из него ровный валик, а затем разделить на ровные части.

Смешивание пластилина

Смешивание пластилина практически не отличается от смешивания масляных красок. В обоих случаях нежелательно использовать более трех цветов, так как в противном случае образуется комок неопределенного цвета. Если смешать пластилин с небольшим количеством черного, добиваются более темного тона того же цвета, и наоборот, смешивая цветной пластилин с белым, получают пастельные тона. На практике это происходит следующим образом. Берут 2 кусочка пластилина разного цвета, предварительно каждый нужно хорошо разогреть в руках и скатать их в один валик. Полученный валик перегибают пополам, получив более толстый и короткий валик, его опять тщательно раскатывают и складывают пополам и т.д. Раскатывание и сгибание продолжается до тех пор, пока кусок пластилина не станет однородного цвета, без пятнышек и прожилок. Сразу нежелательно смешивать 3 цвета, лучше всего сначала смешать 2 цвета до получения однородного, потом к полученному прибавить третий цвет.

Таблица смешивания цветов:

Розовый (для лепки рук, ног, лица) = 1/5 красного + 4/5 белого

Темно-серый (для лепки волка) = 3/5 черного + 2/5 белого

Светло-серый (для лепки зайчика) = 7/8 белого + 1/8 черного

Салатовый (травянистый) = 1/2 зеленого + 1/2 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого

Светло-зеленый(для листочков) = 1/3 желтого + 2/3 зеленого. Если добавить 1/5 белого, можно использовать для выполнения молодых листочков.

Фиолетовый = 1/3 красного + 3/3 синего.

Охра =1/ желтого + 1/2 коричневого

Мраморный: валики из пластилина разных цветов скручивают в жгут и слегка перемешивают, не допуская полного поглощения цветов

Прилипший к поверхности пластилин лучше всего удалять при помощи стека или сухой тряпочки. Для того чтобы готовая фигурка из пластилина блестела и ее поверхность была гладкой, ее нужно подержать на некотором расстоянии от пламени свечи. В этом случае следует соблюдать аккуратность и осторожность, и осуществлять процедуру обязательно в присутствии взрослых.

Придание прочности пластилиновой поделке

Для того чтобы сохранить фигурку из обычного пластилина надолго, можно покрыть ее 2-3 слоями водоэмульсионной краски, главное, чтобы, не оставалось подтеков. Краска будет хорошо ложиться на пластилиновую поверхность, если ее предварительно обезжирить. Для этого используют тальк, крахмал или муку, которые наносятся на изделие сухой кисточкой. После того как краска высохнет, фигурку раскрашивают гуашью и покрывают лаком. Обработанная таким образом фигурка будет долго храниться и выглядеть как настоящая статуэтка. Единственное, что нужно, - предохранять фигурку от падения, чтобы она не деформировалась. Для получения прочной поверхности пластилиновой поделки можно воспользоваться другим способом: на изделие наносят тонким слоем клей и присыпают манной крупой. После того как поверхность высохнет, ее покрывают белой водоэмульсионной краской, а после высыхания расписывают акриловыми красками. Этот способ займет некоторое время, так как нужно будет хорошо просушить каждый нанесенный слой.

Пример. Изготовление картины из пластилина

Берем пластилин, раскатываем его

Изготавливаем (лепим) из пластилина цветочки и лепестки цветов

Из зелёного пластилина изготовим листочки, делаем на них прожилочки.

Картина розы готова

Список используемой литературы

1. Васильева - Гангнус Л. Уроки занимательного труда. Издательство «Педагогика» 1997

2. Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л. Развиваем руки - чтоб учиться, и писать, и красиво рисовать. - Ярославль: Академия развития 1997.

3. Журнал «Начальная школа» № 8 1999; № 9 1988.

4. Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо - моторных навыков у детей.М.: Владос 2003.

5. Калябин В. А. Физиологические основы оценки степени готовности детей к обучению в школе. - Владимир: ВГПУ 1999.

7. Серия книг для развития творческих способностей учащихся.

8. Сиротюп А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. - М.: Сфера 2003.

9. Цвынтарный В. Играем пальчиками и развиваем речь. Лань 1999.

10. Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки творчества. Издательский дом «Федоров» 2000.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами «открывают» его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный. Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Способы оформления и декорирования образа

В лепке используется много вспомогательных способов и приёмов. Они более мелкие по движению, разнообразные по возможности моделирования образа. Именно они позволяют сделать каждый образ неповторимым. Чаще всего дети применяют в лепке следующие вспомогательные способы и приёмы.

Оттягивают от основной формы мелкие детали - клювик, ушки, хвостик и т.д., придают им необходимую форму и положение -заостряют, сплющивают, загибают. Защипывают край или какую-то часть формы - хвост и плавники, гриву, юбочку, лепестки цветка. Щипковые движения пальцев позволяют передать рельеф и фактуру, изобразить отдельные детали, создать декор, передать движение. Загибают края формы - горлышко вазы, бортики тарелок, листочки, - тем самым усиливая сходство образов с реальными предметами и передавая их функциональность. Используют стеку и другие приспособления - колпачки фломастеров, крышки, палочки, печатки. С помощью стеки можно сделать многое: передать особенности поверхности тех или иных образов - прорезать штрихами «перышки», «чешую», «шёрстку»; нанести узор в виде прямых, волнистых, пересекающихся линий; сделать надрезы или разрезы и получить таким образом лапы, крылья и т.д.; прорисовать сложные детали, например, черты лица. С помощью мелких бытовых предметов можно сделать отпечатки в виде кругов, пятнышек и др.

Дополняют вылепленный образ различными элементами из других материалов. Бисером украшают ракушки, рыбок, волшебных птиц, бижутерию, крылышки бабочек, из отдельных бисеринок делают глазки для насекомых и птиц, пуговицы используют для глаз, шляпок и других мелких деталей, а также как основу для брошек, перышки и стружки - для комбинированных поделок.

Рассмотрев особенности проявления детского творчества на занятиях лепкой и некоторые пути его формирования, можно сказать, что образ в лепке у детей формируется постепенно, под влиянием восприятия окружающего и обучения. Благоприятное развитие детского творчества зависит от правильного руководства со стороны взрослых, от применения тех или иных приемов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести определенное содержание, сформировать у них знания, умения и навыки, а также способности в определенном виде деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности детей старшего дошкольного возраста следует понимать систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, которая направлена на усвоение содержания, определенного программой "Лепка".

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, умения и навыки по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся. Так как дети младшего возраста приобретают знания в процессе непосредственного восприятия предметов и явлений окружающего и из сообщений (рассказа, объяснения) педагога, а также непосредственной практической деятельности (лепки), то выделяют методы наглядные, словесные, практические. Руководствуясь ярко выраженным игровым отношением детей к образу, игровым проявлениям в процессе изображения и по его окончании, следует выделить игровые методы обучения.

Методы и приемы обучения находятся в диалектическом единстве и могут переходить один в другой. Так, показ нового способа изображения относится к методам, а показ знакомого способа изображения ребенком у доски или индивидуальный показ педагогом в процессе занятия тому, кто в этом нуждается (например, ребенку, с трудом усваивающему способы изображения или пропустившему много занятий), можно назвать приемом обучения.

Выбор педагогом методов и приемов проведения того или иного занятия зависит от ряда обстоятельств. Прежде всего, он определяется целями и задачами конкретного занятия. Отбор методов требует учета специфики вида деятельности, а также знания возрастных особенностей детей и уровня их овладения деятельностью.

Занятия лепкой включают два рода действий: внешние, т.е. движения, производимые руками при лепке, и внутренние: восприятие предмета или картинки, продумывание того, что и как следует делать, представление того, что должно получиться и т.д.

В изобразительной деятельности дети отражают предметы и явления окружающего мира, содержание музыкальных и литературных произведений, поэтому деятельность педагога должна быть направлена на организацию и обеспечение восприятия и понимания этого содержания . С этой целью педагог применяет объяснительно - иллюстративный метод. Он организует наблюдение детей, обследование предметов, игрушек, которые предстоит передать в изображении.

В процессе наблюдений, рассматривании предметов дети знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности. К проведению наблюдения, рассматривания педагог должен хорошо подготовиться: выбрать объект, решить, как к нему лучше подойти, чтобы детям хорошо были видны все его части; продумать, какие вопросы он задаст, чтобы направить внимание детей на те стороны объектов наблюдения, которые нужно будет передать в изображении. Необходимо активизировать детей во время наблюдений, обращаясь к ним с вопросами, предлагая давать характеристику предметов. Тогда полученные детьми знания и представления будут более осознанными и глубокими .

Проводить наблюдения нужно живо, эмоционально, пробуждая эстетические чувства детей (подчеркивать красоту наблюдаемых предметов, четкость, пластичность, изящество формы и т.п.).

Особо следует выделить организацию обследования предметов, предлагаемых для изображения.

Обследование - это организованный педагогом процесс восприятия предмета. Организация заключается в том, что педагог в строго определенной последовательности выделяет свойства и стороны предмета, которые должны усвоить дети, чтобы затем успешно осуществить процесс изображения. В процессе такого восприятия у детей формируются отчетливые представления о тех свойствах и качествах предметов, которые важны для последующего изображения (о форме, величине, строении и т.д.). Нужно учить детей воспринимать. Самостоятельно они не могут овладеть этим процессом. Форма, строение, прежде всего, воспринимаются зрительно, поэтому предметы сначала рассматриваются. Для уточнения таких свойств предметов, как объемная форма, величина, качество поверхности (шероховатость, гладкость), требуется наряду с рассматриванием и ощупыванием - осязательное восприятие.

Обследование надо закончить так, чтобы детям было понятно, как приступить к созданию изображения. Целесообразно детей спросить, с чего они начнут лепку. Такой подход к процессу создания изображения подводит детей к элементарному планированию своих действий.

Показ способов действия играет важную роль в обучении детей лепке. Чтобы дети овладели формообразующими движениями рук, направленных на передачу формы, им эти способы нужно показать и объяснить. Дети также должны усвоить, как правильно пользоваться инструментами и материалами.

Было бы неправильно показывать способы изображения на каждом занятии. Это целесообразно делать лишь тогда, когда тот или иной прием встречается впервые. В тех же случаях, когда прием уже знаком детям, показывать его не следует. Постоянный показ способов изображения лишает детей активности, приводит к пассивному повторению воспринятого. Нужно учить детей, воспринимая те или иные сведения, способы действия, соотносить их с теми, которые они узнали, усвоили раньше, устанавливать взаимосвязь нового, с уже известным. Такие приемы обучения способствуют формированию общих способов, пригодных не для одного случая, а для всех сходных. В результате дети получают возможность самостоятельно изображать широкий круг предметов. Создается основа для развития творчества.

Объяснение, рассказ, любое слово педагога, обращенное к детям, должно быть эмоциональным, чтобы вызвать положительный эмоциональный отклик у детей, пробудить эстетические чувства. Этому способствует образная характеристика предметов и явлений с использованием эпитетов, сравнений.

Словесные приемы обучения используются и в процессе занятия: уточнение последовательности действий, напоминание, вопросы, предложения. И в ходе занятия может быть применено образное сравнение, художественное слово. Это позволяет направить детей на выразительное решение изобразительной задачи.

Особое значение имеет анализ детских работ. Он должен проводиться дифференцированно, в зависимости от возраста детей и характера выполненного изображения. Разнообразие форм анализа повышает интерес детей к занятиям.

Для того, чтобы занятия стали прочными, а воспринятые способы действия превратились в навыки и умения, необходимо организовать их применение, возможность их повторения, упражнения в тех или иных действиях. Деятельность педагога, направленная на закрепление знаний, выработку навыков и умений, определяется как репродуктивный метод.

Продумывание упражнения и систему заданий, направленных на формирование изобразительных навыков и умений, следует помнить, что буквальное повторение одних и тех же заданий для детей скучно, и, как правило, не приводит к успеху.

Исследовательский и эвристический методы в обучении изобразительной деятельности используются в единстве. Эти методы направлены на обучение поискам самостоятельного решения изобразительной задачи, поискам возможных вариантов, развитие творческого мышления, воображения. Эвристический метод предполагает поэлементное обучение творческой деятельности.

Исследовательский метод применяется тогда, когда педагог предлагает детям выполнить творческие задания, предать сюжет литературного произведения, выполнить изображение по замыслу. Педагог, прежде всего, руководит формированием замысла, для чего требуется активизировать, мобилизовать весь предшествующий опыт детей, направить их на решение новой задачи.

Игровые приемы обучения могут быть применимы внутри разных методов. Так, они могут быть использованы в процессе применения информационно - рецептивного метода, когда предмет (игрушка), который предстоит изобразить и с которым знакомят детей, преподносится детям в игровой ситуации.

Они могут включаться в репродуктивный метод. Повторения и упражнения, проводимые игровым способом, не становятся однообразными и скучными. Нужно всячески поощрять и развивать и инициативу детей, разумные дополнения в лепке.

Эффективным методом развития творческого воображения детей является выполнение ими в заданное время (обычно один, два урока) целого ряда вариантов - эскизов композиций на одну тему, на один сюжет. Педагогическая практика убеждает, что указанный метод может успешно применяться как средство развития творческого воображения.

Развитие творческого воображения неразрывно связано с развитием зрительной памяти, и в условиях изобразительного творчества оба эти процесса сливаются в единый процесс создания художественного образа.

Изобразительная деятельность только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями .

Эстетическое восприятие содействует образованию соответствующих представлений. В них отражены эстетические качества предметов и явлений. Творческий характер деятельности предусматривает возникновение и развитие замысла. В лепку ребенок не просто переносит то, что запомнил: у него возникают какие - то переживания в связи с этим предметом, определенное отношение к нему. В одно представление включается то, что воспринималось в разное время, в разной обстановке. Из всего этого воображение ребенка создает образ, который он выражает с помощью изобразительных средств.

Эстетическое воздействие занятий на детей зависит от того, какие предметы и явления отбираются для изображения (это не только хорошо знакомые детям предметы, игрушки, но и красивые, вызывающие радость, восхищение ребенка). Важно также чтобы педагог сумел правильно объяснить задание, рассмотреть с детьми предмет, вызвать желание его изобразить. Для этого нужно, прежде всего, обратить внимание на красоту предмета, найти для этого образные, выразительные слова. Привлечение стихотворного, песенного текста всегда усиливает эстетическое впечатление.

Все рассмотренные методы и приемы обучения в реальном процессе обучения сочетаются и взаимодействуют, обеспечивая лучшее понимание и усвоение материала, развитие детского изобразительного творчества. В одном занятии могут применяться самые разнообразные методы и приемы. Выбор их зависит от программного содержания, которое должны освоить дети, а также от их возрастных особенностей. Только такой подход сделает обучение эффективным, позволит развить творческие способности каждого ребенка.

Во время проведения практических занятий по лепке прежде всего, необходимо познакомить детей с материалом - глиной или пластилином. Это наиболее целесообразно делать в процессе выполнения элементарного действия, при помощи которого дети сразу могут ощутить видимый результат. Педагог, показывая детям глину, говорит: "Это глина, сделаем из нее палочку. Глина очень мягкая, от нее можно оторвать кусочек (отрывает от общей массы кусочек и раскатывает его между ладонями)". Таким образом, знакомя детей с материалом, педагог обучает детей первому формообразующему движению - раскатыванию.

После того, как дети освоят формообразующие движения по созданию цилиндрической формы, следует научить детей преобразованию цилиндра - сделать из палочки кольцо. При этом следует обратить внимание детей на то, что сначала нужно найти концы у палочки, а затем показать, как их соединить.

Прежде чем научить детей изображать предмет, надо научить их рассматривать его, обследовать, выделять основные свойства. Обучение следует вести через показ реального предмета или игрушки. При рассмотрении предмета педагог должен поставить следующие цели:

сделать процесс восприятия преднамеренным;

вызвать у детей ориентировочную деятельность, внимание, интерес к предмету;

научить выделять основные части предмета;

установить связь воспринимаемого с уже имеющимся умением;

После того, как дети научатся изображать хотя бы один предмет и овладеют формообразующими движениями, можно проводить занятия на свободную тему. В процессе работы с глиной или пластилином, дети постепенно начинают понимать, что из них можно слепить изображения разных предметов.

Подбирая предметы для изображения, нужно исходить из общих дидактических принципов и особенностей возраста. Предмет, во - первых, должен быть хорошо знаком детям, во - вторых, должен вызывать у детей положительные эмоции, быть интересным. В - третьих, он должен быть простым по форме и строению и состоять из небольшого количества частей.

Ведущим методом формообразующего движения должен быть показ, сопровождаемый простым, точным объяснением действий. Образное слово усиливает эффективность показа, создает возможность в дальнейшем перейти к словесным инструкциям.

Для успешного проведения занятий требуются определенные условия. Когда занятия проводятся с группой, в ней может быть не более четырех человек. Они должны свободно лепить на столе. Для лепки можно применять пластилин или глину с условием, чтобы они были правильно приготовлены. Пластилин, глину, следует давать детям в виде колбаски длиной 5-6 см. Постепенно педагог привлекает детей к подготовке занятия (они могут помочь поставить стулья и т.д.). Глину или пластилин дают детям после объяснения задания. В конце занятия вылепленные фигурки убирают на дощечку, разделенную на ячейки. После занятия педагог вместе с детьми рассматривает, что у них получилось, дает положительную оценку работам, сравнивает их с изображаемым предметом, еще раз уточняет его основные части.

Для успешного развития самостоятельности, инициативы в процессе обучения лепке необходимо соблюдение ряда условий, являющихся, как правило, и средствами воспитания самостоятельности.

Одним из таких условий является умелое объяснение и показ последовательности выполнения предмета. Это означает, что проводить детальный и обстоятельный анализ особенностей натуры (ее пропорций, строения и т.д.) и показывать последовательность выполнения предмета следует чаще в начале учебного года, а также в самом начале выполнения совершенно новых предметов. В остальных случаях дети должны учиться самостоятельно проводить анализ натуры, определять ее особенности, намечать последовательность выполнения работы.

Необходимо давать дошкольникам и задания на свободные темы, что заставляет их проявлять максимум самостоятельности и творческой активности. Большое воспитательной воздействие оказывает поощрение детей за самостоятельный выбор темы, сюжета в лепке, за оригинальную композицию, быстрое и вместе с тем грамотное выполнение работы.

Наиболее эффективными способами развития наблюдательности у дошкольников, приучения их к систематическим наблюдениям на занятиях по лепке являются:

планомерное и целенаправленное рассматривание объектов изображения - натуры. К сожалению, нередко в практике можно наблюдать, как дети, не обращая внимания на натуру, фактически делают наброски или лепят по памяти и имеющимся у них представлениям о данном объекте. В итоге - неточное изображение очертаний, искажение формы. Изучения, познания натуры в данном случае не происходит. И причина этого - отсутствие у детей умения, привычки смотреть на натуру, рассматривать объекты изображения.

постоянное сравнение своей работы с изображаемым предметом

выполнение набросков и зарисовок с натуры и по памяти с целью передать форму, пропорции и т.п.

Техника лепки доступна детям дошкольного возраста во всём богатстве и разнообразии способов и приёмов. Следует иметь в виду, что классификация способов достаточно условна, возможны переходы одного способа в другой и дополнение основного способа одним или несколькими другими при изготовлении одной поделки.

Конструктивный способ

При этом способе лепки образ создаётся из отдельных частей, как из деталей конструктора (отсюда и название). Ребёнок задумывает образ, мысленно представляет, из каких частей он состоит, и начинает лепить. Конструктивным способом все дети начинают лепить очень рано - уже в 2-3 года - и часто сами "открывают" его для себя. Чаще всего в лепке маленьких детей наблюдаются следующие варианты:

  • объединение одинаковых форм (бусы, заборчик, колодец, сосиски);
  • объединение похожих форм, отличающихся по величине (пирамидка, башенка, маяк, снеговик, неваляшка);
  • объединение различных форм (грибок, бабочка, птичка, Чебурашка).

Скульптурный способ

Этот способ иногда ещё называют пластическим или лепкой из целого куска. Ребёнок представляет задуманный образ, берёт подходящий по цвету и размеру кусок пластилина или глины, разминает его. Вспоминает самые общие очертания образа и старается придать материалу такую же форму. Это может быть форма вытянутого яйца, если задумано какое-то животное или хочется вылепить пришельца из космоса; лепёшка, если лепится светильник, и т.д. На этой общей основе ребёнок создаёт образ, вытягивая отдельные, более мелкие, части (но не отрывая их) и стараясь передать характерные особенности (длинную шею, гриву, извивающиеся щупальца, свисающие или, наоборот, торчащие уши). Он моделирует форму-основу разнообразными движениями: оттягивает, загибает, скручивает, сминает, придавливает, прищипывает и т.д. там, где нужно, - сверху, по бокам, снизу.

Комбинированный способ

Этот способ объединяет два способа: конструктивный и скульптурный Он позволяет сочетать особенности лепки из целого куска и из отдельных частей. Как правило, крупные детали выполняются скульптурным способом, а мелкие создаются отдельно и присоединяются к скульптурной форме. К 5-8 годам дети предпочитают именно этот способ как более доступный и универсальный по своим возможностям.

Модульная лепка

Этот способ напоминает составление объёмной мозаики или конструирование из отдельных деталей. С его помощью можно очень быстро и легко создать любой образ из нескольких или многих одинаковых элементов - модулей. В зависимости от формы модуля различают несколько видов модульной лепки.

Лепка на форме

Иногда для лепки удобно использовать готовые прочные формы - банки, пластиковые бутылки, втулки от бумажных полотенец и пр. Они служат прочной и удобной основой, а также позволяют избежать лишней работы.

Материал раскатывают равномерным слоем, оборачивают вокруг формы, отрезают лишнее, соединяют края и разглаживают шов. Если необходимо, форму осторожно вынимают. Из оставшегося материала делают основание и другие детали (крышку, ручки и др.). Украшают налепами или прорезным узором. Таким способом хорошо лепить вазу, кашпо, карандашницу.

Лыкова И.А., кандидат педагогических наук. "Лепим с мамой. Азбука лепки. Учебно-методическое пособие для детского художественного творчества"


Смотрите также: Методы и способы оформления и декорирования образа