Проектная работа «Загадочный образ Бабы Яги»

«Баба-Яга или Яга-Баба

- сказочное страшилище, большуха

над ведьмами, сподручница сатаны

Баба-яга костяная нога: в ступе едет,

пестом погоняет,упирается,

помелом след заметает; она простоволоса

и в одной рубахе, баз пояски;

то и другое верх безличия».

Даль В. И.

«Там ступа с Бабою-Ягой идёт-бредёт сама собой».

Пушкин А. С.

Актуальность.

У каждого человека есть в жизни свои увлечения! Я очень люблю петь, танцевать, а особенно участвовать в театральных постановках. Любая роль мне удаётся! Однажды я сыграла роль Бабы Яги! Это было просто восхитительно!

Баба-Яга – неоднозначный персонаж. Чаще всего она отрицательная героиня, но в этом лихом существе есть такое, что пугает, а одновременно и влечёт, притягивает к ней. Так кто же она, эта загадочная старушка? Нам захотелось узнать больше, познакомиться с ней поближе.

Объект исследования – Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Цель работы – определение роли Бабы Яги в жизни мифологического и сказочного героя: добрая старушка или злая ведьма.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

    Изучить литературные и мифологические энциклопедии, прочитать волшебные русские народные сказки, в которых одним из персонажей является Баба Яга.

    Познакомиться с особенностями изображения Бабы Яги в сказках.

    Изучить этимологию имени сказочного персонажа Баба Яга.

    Составить частотный словарь характеристик имён Бабы Яги.

    Выяснить возраст Бабы Яги на примере опрашиваемых взрослых и детей.

    Проанализировать и обобщить полученные данные.

Наше предположение: мы считаем, что Баба Яга – злая ведьма, поскольку:

    она всем вредит;

    создаёт на пути трудности;

    Баба Яга похищает детей;

    может посадить на лопату и отправить в печь, чтобы потом съесть;

    у неё страшный внешний вид, её боятся дети.

Методы исследования:

    анализ литературных и исторических источников информации;

    сравнение описаний образа Бабы Яги в разных источниках;

    обобщение полученных данных.

Исследование проводилось на основе научных трудов Афанасьева А.К., Иванова В.В., Проппа В.Я., Даля В. и других отечественных учёных, а также славянских мифов и русских народных сказок.

Исследовательская работа состоит из введения, трёх глав, заключения, списка используемой литературы и приложения.

Образ Бабы-Яги

Баба-Яга – известный персонаж славянских волшебных сказок. Прежде чем стать сказочным персонажем, Баба-Яга была существом мифологическим.

Как отмечает исследователь–сказочник А.КАфанасьев, образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным, да и самого понятия ведьмы не существовало в древности. В языческие времена Баба-Яга – могущественная богиня, прародительница рода, хранительница его жизненного пространства, его обычаев и традиций, жизненного уклада, присматривавшая при этом и за подрастающим поколением, хозяйка леса и зверей. Одна из наиболее значимых берегинь.

По мнению Иванова В.В., по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения. Из берегини рода Баба-Яга превратилась в зловредную старуху высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Иногда она изображается с носом, висящим аж через грядку. («Сидит Баба Яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос»).

Такого же мнения придерживается В.Я Пропп. Он пишет: «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся «лесная» религия превращается в сплошную нечисть, великий маг – в злого колдуна, мать и хозяйка зверей – в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание»

В. Даль пишет, что яга – «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи. Баба-яга или Яга-баба, сказочное страшилище, болыпуха над ведьмами, подручница сатаны». «Кости у неё местами выходят

наружу из-под тела». «Она простоволоса и в одной рубахе без опояски» . Баба-Яга может быть слепой на один глаз, хромой (у неё «костяная нога»), чёрной, лохматой, растрёпанной и т.д.

Особое внимание привлекает колченогость, одноногость Бабы Яги, связываемая с её и или змееподобным обликом. В. Я. Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону» . По мнению К. Д. Лаушкина, считающего Бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи. О. А. Черепанова пишет: «Общерусское «змея» не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом «земля» - «ползающая по земле» .

Ягой-бабой (егибовой, егибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. У Бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как и яга; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи; она наделена способностью оборачиваться в животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п.

Передвигается Баба-Яга обычно также подобно ведьме или нечистому духу: «Она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа её железная, везут её черти; под поездом этим страшная буря, всё стонет, скот ревёт, бывает мор и падёж; кто видит ягу, становится нем» . Иногда она может перемещаться с места на место, принимая облик вихря или бури; вообще, она, как и ведьма, может оборачиваться змеёй, кобылой, деревом, различными предметами, природными явлениями и т.д. Слугами Бабы-Яги, как и слугами ведьмы, считали гадов (змей, лягушек, ящериц и пр.), чёрных котов, воронов и ворон; считалось также, что у неё в подчинении находятся черти и вообще всякая нечистая сила, а также различные фантастические существа.

Таким образом, в славянской мифологии Баба-Яга обычно изображается мерзкой, злобной, жестокой старухой. Возможно, всегда чувствовалось, что это лишь маска, а не истинная суть.

Обратиться к самому выражению «Баба Яга». Баба-яга, Яга-баба как древнее устойчивое понятие состоит из двух слов. Баба – женщина, бабушка, прабабушка, прародительница, пращур, ещё и бог, то есть слово «баба» восходит к божественным, произошедшим от Бога первопредкам. Во многих губерниях России повитуху, помогавшую при родах, присматривавшую за роженицей и ребёнком первое время после его появления на свет, традиционно называли бабкой, бабушкой и почитали, чествовали как человека, наделённого особыми умениями, силами, мудростью.

Слово «яга» в древнерусском языке означало: шкура ягнёнка или шуба из шкуры ягнёнка мехом наружу. Это ритуальная одежда древней волхвы, при помощи которой, как правило, определялась любая старшая женщина в роду.

Двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках.

Так, во многих сказках Баба-Яга похожа на ведьму.

«Зашла Марюшка в избушку и видит: сидит там Баба – яга – костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. Сама черная, а во рту один клык торчит» («Финист-ясный сокол»).

Ездит в железной ступе, погоняя её пестом и заметая следы помелом. Слугами Бабы-Яги являются гады (змеи, лягушки, ящерицы), чёрные коты или вороны. У неё в подчинении находятся черти и всякая другая нечистая сила (например, сказочный Кот Баюн, наделенный голосом, слышанным за семь верст, а своим мурлыканьем напускающий колдовской сон, почти неотличимый от смерти).

У неё необычная чаще всего – костяная нога.

«Добрые молодцы входят в избушку – на печи лежит Баба –Яга костяная нога» («Иван – Быкович»).

«Долго ли, коротко ли – прилетает к избушке, входит – в избушке сидит Баба – Яга, костяная нога, старая, беззубая» («Заколдованная Королева»).

Как всякое божество, Баба Яга то зла, то добра, но всё же, от неё исходит много мудрости. Лягушки, чёрные коты, Кот Баюн, вороны, змеи – все существа, в которых уживается и угроза и мудрость.

Несмотря на её злые намерения, обещание и стремление посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протоплённую печь и поджарить к обеду, она оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану - крестьянскому сыну: и в бане выпарит, и накормит, и спать уложит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти заворожённое богатырское оружие, как одолеть Кащея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых, казалось бы, безвыходных положений. Все её злое коварство идёт прахом, и из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает, т. е. и в сложившейся после принятия христианства трактовке образа Бабы Яги сохранилось влияние прежних представлений о Бабе-берегине.

Язык предков забывается, загрязняется, а этническое самосознание остаётся. К нему незамутнённому у детей, молодых людей и обращается Баба Яга. Не потому ли образ её, хотя и искажённый наслоениями поздних времён, сохраняется в сказках для детей.

Выводы

    образ Бабы Яги в преданиях славян изначально не был отрицательным;

    по мере насаждения на Руси христианства Бабе Яге, как и другим богам языческого мировоззрения, всё в большей мере стали приписываться отрицательные черты и намерения;

    двойственность мифологического образа Бабы-Яги отразилась в волшебных сказках: она может быть доброй и злой.

Основные типы Бабы-Яги в волшебных сказках

Волшебная сказка знает несколько образов Бабы Яги:

1. Яга-воительница ;

Яга – воительница, сражающая с героями и побеждающая многих из них. Во многих сказках Яга сама ездит верхом на коне и сражается подобно богатырю. Её «рать – сила несметная». Яга-воительница, прилетев в избу и за­став в ней постороннего человека, избивает его до полусмерти: «…Баба – Яга накинулась на собак, на ворота, на берёзку, и на работницу, давай всех ругать и колотить» («Баба-Яга»).

2. Яга-похитительница – наиболее распространённый тип и характерен северному образу Яги, уносящей детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Это образ связан, возможно, связан с двумя обрядами. Так, во многих местах существовал обряд «пе­репекания ребёнка», совершавшийся над больными или слабыми детьми: ре­бёнка символически уничтожали, чтобы он возродился вновь уже другим че­ловеком. Возможно, что сказки о «Яге – похитительнице» возникли на основе древнего колдовского обряда, посвящения юношей в охотники, введения их в определённую возрастную группу. Обряд заключался обычно в том, что мальчиков 10-12 лет на неко­торое время уводили из селения и подвергали различным испытаниям, про­водя своеобразный экзамен по всем практическим охотничьим навыкам; при этом юноши как бы «умирали» для племени, чтобы вместо них «родились» мужчины, воины и охотники. «Экзаменом на зрелость», который все юноши должны были «сдать», руководил, по-видимому, мужчина, охотник.

3. Яга-дарительница . Гостя она выпрашивает и дарит предметы, обладающие Волшебной силой: «Трудно, красавица, тебе будет его отыскать, да я тебе помогу. Вот тебе серебряное донце, золотое веретенце, бери в руки, само прясть будет, потянется нитка не простая, а золотая» («Финист – ясный сокол»).

4. Яга-советчица (Яга сама ничего не делает для героя, но указывает, к кому обратиться за помощью или советует, что нужно сделать): «Послушай же, ступай по тропинке. И дойдешь до пруда, спрячься за деревом и выжидай время» («Василиса Премудрая»).

5. Яга-повелительница сил природы и животного мира (Яга повелевает утром, вечером, ночью; ветром и лесным зверьём):

«… Баба – Яга вышла и говорит своей работнице:

- Ступай, истопи баню, да вымой племянницу, да смотри, хорошенько «Баба- Яга».

6. Яга-охранительница (покровительница), следящая с помощью своих волшебных помощников (совы, блюдечка и проч.) за похождениями героя.

В сказках, где одновременно фигурируют Баба Яга и Кощей Бессмертный, Яга выступает в роли покровительницы и дарительницы, а Кощей – в роли воителя и похитителя.

7. Яга-прародительница (мать-бабка для нескольких своих дочерей- внучек-ягишн, хозяйка лесных зверей (аналог лешего), тётка (сказка «Баба Яга»).

Иногда функции Яги выполняют её женские заместители-аналоги (колдунья или бабка), а иногда – мужские (Кощей, колдун, леший).

Современная Баба-Яга чаще приходит на помощь герою, выручая его из трудных ситуаций. Так, в цикле произведений «Тайный сыск царя Гороха» Андрея Белянина Баба-Яга занимает одно из центральных мест в роли

положительного героя, а именно – эксперта-криминалиста тайного сыска при дворе царя Гороха.

Таким образом:

1. Баба Яга ведает судьбой:

    дарит клубок (путеводную нить);

    даёт советы, которые помогают достичь цели;

    «Чует сердцем»;

    испытывает людей.

2. Баба Яга связана с воздушной и огненной стихией:

    поднимает ветер помелом, свистом;

    летает на ступе;

    лежит на печи.

3. Связана со смертью и подземным миром:

    связана с ночью и тьмой;

    всегда старая (костяная нога);

    слепая, не видит, а чует носом («русским духом пахнет»);

    живёт в избушке без окон и дверей (домовине);

    вокруг её дома ограда из черепов (12 +1);

    огонь, данный ею, может убить;

    похищает детей;

    Яга – язвить, мучить.

Выводы:

    в волшебных сказках описывается несколько образов Бабы Яги: Яга-воительница, Яга-похитительница, Яга-дарительница, Яга-советчица, Яга-повелительница, Яга-охранительница, Яга-прародительница;

    образ Бабы Яги может быть как положительным, так и отрицательным;

    в современных сказках Баба Яга чаще всего – положительный герой;

    сказки напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Характеристика образа Бабы Яги

Внешняя характеристика Бабы Яги говорит нам о том, что чаще всего в предоставлении читателя – отрицательный персонаж.

Обратим внимание на описание портрета Бабы Яги.

…входит - в избушке сидит баба-яга костяная нога, старая, беззубая. («Заколдованная королевна»)

…на лавке сидит седая старуха, прядет кудель.

(«Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…сидит там баба-яга - костяная нога, ноги из угла в угол, губы на грядке, а нос к потолку прирос. (« Финист - ясный сокол»)

Как мы видим, в описании портрета этой героини чаще всего использована отрицательная лексика: беззубая, костяная нога, нос крючком. Уже из этого складывается у читателя образ отрицательного персонажа.

Стоит в лесу за высоким тыном избушка на курьих ножках, на бараньих рожках. («Баба Яга»)

…стоит избушка на курьей ножке, об одном окошке, кругом себя поворачивается. («Гуси - лебеди»)

…вышла на полянку, где стояла избушка яги-бабы; забор вокруг избы из человечьих костей, на заборе торчат черепа людские с глазами; вместо дверей у ворот - ноги человечьи, вместо запоров - руки, вместо замка - рот с острыми зубами. («Василиса Прекрасная»)

Стоит дом бабы-яги, кругом дома двенадцать шестов, на одиннадцати шестах по человечьей голове, только один незанятый.
(«Марья Моревна»)

Внимание читателя сразу же привлекает необычность дома – на курьих ножках.

Если обратиться к исследованиям, то можно найти, что такие дома строили для умерших людей. (В древности умерших хоронили в домовинах – домиках, расположенных над землёй на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями, похожими на куриные ноги. Домовины ставились таким образом, чтобы отверстие в них было обращено в противоположную от поселения сторону, к лесу. Люди верили, что мертвецы летают на гробах. Покойников хоронили ногами к выходу, и, если заглянуть в домовину, можно было увидеть только их ноги – отсюда и произошло выражение «Баба Яга - костяная нога».)

Современного читателя пугает не столько сам дом, сколько забор вокруг дома построенный из человеческих костей или кольев с человеческими черепами.

Мы сразу представляем себе, что хозяйка такого дома должна быть очень злой и кровожадной.

Необычным средством передвижения Бабы Яги является железная ступа , в которой она может летать в поисках своей излюбленной пищи: маленьких детей, которых злая ведьма изжаривает в своей печи, а затем с аппетитом поедает.

… Выехала из леса Баба Яга - в ступе едет, пестом погоняет, помелом заметает. («Василиса Прекрасная»)

…Во весь дух на железной ступе скачет, пестом погоняет, помелом след заметает. («Марья Моревна»)

Яга – баба схватила жихаря, села в ступу, поехала; едет в ступе, пестом понужат, а помелом следы заметать. («Баба Яга и жихарь»)

Отрицательным оказывается и отношение к Бабе Яге её окружающих.

…Девочка дала ей кашки, мышка ей сказала:

Баба-яга пошла баню топить. Она тебя вымоет-выпарит, в печь посадит, зажарит и съест, сама на твоих костях покатается. («Гуси - лебеди»)

…А кот ей в ответ:

Я тебе столько лет служу, ты мне косточки обглоданной не бросила, а она мне мясца дала! («Баба Яга»)

Таким образом, по внешней характеристике бабы Яги, мы можем сделать вывод, что Баба Яга – отрицательный персонаж.

Тогда возникает вопрос: почему исследователи устного народного творчества характеризуют в большинстве своём Бабу Ягу как положительную героиню.

В характеристике любого литературного героя обязательно оценивают поступки персонажа и его речь, так как по ним можно сделать вывод о характере и его внутреннем мире.

Обратимся к поступкам Бабы Яги.

В сказках «Гуси - лебеди», «Баба-яга и Заморышек» - Баба Яга совершает злые поступки: крадёт братца Иванушку («Гуси - лебеди»), пытается убить братьев («Баба-яга и Заморышек»).

Но в большинстве сказок Баба Яга совершает добрые поступки. Она помогает солдату найти королевну («Заколдованная королевна»), Андрею оттыскать Марью – царевну («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»), Марьюшке – Финиста – ясного сокола (« Финист - ясный сокол»).

Злой характер героини выдаёт и её речь, в которой содержатся угрозы.

…Вот изжарю тебя в печи да съем и на косточках покатаюсь. («Поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что»)

…-Эй вы, слуги мои верные! Рубите незваным гостям буйны головы. («Баба-яга и Заморышек»)

В речи этого персонажа мы слышим выражения, характеризующие её как доброго человека, близкого к народной культуре. Ласково она обращается к пришедшим в её дом: «добрые молодцы» («Баба-яга и Заморышек»), «красная девица» (« Финист - ясный сокол»), «девица» («Гуси - лебеди»), «голубчик» («Заколдованная королевна»).

С той же лаской относятся к ней и герои сказок: Иван-царевич, Василиса Прекрасная, солдат – они называют её «бабушкой».

Анкетирование

    Анкетирование проводилось в 2 этапа:

    1 этап – опрос детей;

    2 этап – опрос взрослых.

    Общее число опрошенных-20человек.

    Возраст опрашиваемых:

    1 группа – дети от 6 до 8 лет;

    2 группа – взрослые от 22 до 63 лет.

Результаты анкетирования

Средний возраст Бабы - Яги в восприятии взрослых составляет 1000 лет, а в восприятии детей – 176 лет.

Заключение

Русские сказки сохранили чрезвычайно яркий и запоминающийся образ Бабы-Яги. Найдется ли в русской сказочной мифологии другой персонаж, о котором бы спорили так много, как о Бабе-Яге? В большинстве сюжетов она представлена в обличии ведьмы – старой и злой старухи-колдуньи, пытающейся всячески навредить герою. Но сквозь этот «негатив» просвечивают и совсем иные её качества: она предвещает страннику, что ожидает его впереди, помогает ему мудрым советом, даёт богатырского коня, клубок и т.п. С учётом данного противоречия была выбрана тема исследовательской работы.

Объект исследования является Баба-Яга в славянских мифах и в волшебных сказках.

Предмет исследования – роль Бабы Яги в славянских мифах и в волшебных сказках.

Поставленные цели и задачи исследования выполнены.

В процессе выполнения настоящей работы было проведено исследование мифов и сказок, касающихся выбранной темы. Во время работы пришлось познакомиться с ней настолько близко, что это позволило лучше понять и принять объект изучения – Бабу–Ягу.

Исследование частично подтверждает гипотезу, что Баба Яга – злая ведьма:

    Баба-Яга не всегда в русских народных сказках злая ведьма;

    она может быть разной – и доброй, и злой;

    часто она помогает герою, спасает его;

    Баба-Яга может быть весёлой и смешной, а иногда даже красавицей.

Но всё-таки, Баба-Яга – отрицательный герой, помогающий порой сказочному герою.

В ситуации с Бабой-ягой этот парадокс разрешается достаточно просто. Представление о ней формировалось в ту далёкую эпоху, когда ещё не было ни богов, ни жрецов, а женщины являлись главенствующим полом. Постепенно этот образ всё усложнялся, ему приписывалась божественная сущность и ритуальная необходимость. С приходом христианства негативные черты заслонили позитивные и стали ведущими. Постепенно Баба-Яга была переведена в ранг низших существ.

Но и сейчас нельзя не согласиться с тем, что некоторое обаяние в облике «лесной старухи» сохранилось, иначе, чем ещё объяснить его популярность у маленьких читателей России? Ещё многие поколения детишек вырастут на русских сказках, где Баба – Яга зла и коварна, но при этом смешная, забавная, добрая. Сказки ещё раз напоминают, что добро и зло в этой жизни живут рядом, но добро всегда побеждает.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и викторин. Это исследование помогло мне вжиться в образ Бабы Яги и успешно сыграть роль моей любимой героини.

Библиографическое описание: Ткаченко А. О., Елисеева Н. П. Образ Бабы-Яги: от мифов до народных сказок // Юный ученый. — 2018. — №3. — С. 130-133..04.2019).





Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Ключевые слова : миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет.

Various versions of the origin of the image of Baba Yaga are specified. Analyzed are the negative and positive actions of Baba Yaga in folk tales. The attitude towards Baba Yaga of the pupils of the primary school and users of the social network «VKontakte» has been revealed. A collective portrait of Baba Yaga is proposed based on the results of the survey .

Key words: myth, folk tales, Baba-Yaga, collective portrait.

Баба Яга - одно из самых известных и самых таинственных существ на Земле. Считается, что первые упоминания о ней встречаются в мифах древних славян 6–9 веков нашей эры. По некоторым сведениям, имя своё она получила от старинного слова ЯГАТЬ, что значит кричать, шуметь, ругаться. На Руси таких женщин часто называли Ягишною.

Одни учёные считают Ягу обычной злой ведьмой. Вторые величают её древнеславянской богиней, хозяйкой леса и зверей, охраняющей подземный ход в потусторонний мир.

По другой версии, прототип Бабы Яги - ведуньи, знахарки, которые лечили людей. Стремление Бабы-Яги поджаривать детей в печи на лопате очень напоминает так называемый обряд «перепекания», или «припекания», больных младенцев: ребенка заворачивали в «пеленку» из теста, клали на деревянную хлебную лопату и трижды всовывали в печь. Потом ребенка разворачивали, а тесто отдавали на съедение собакам. И это действительно часто помогало.

Также существует версия, что имя Яги произошло от слова «йог», и сама она - из Индии. Неспроста она имеет отшельнический образ жизни и живет в лесу, вдали от людей и населенных пунктов.

Другие исследователи утверждают, что Яга перебралась к нам с Севера. Жители северных лесов и оленеводы часто ставили избы на высоких столбах, чтобы в них не могли забраться дикие звери, и чтобы дома не замело снегом. Отсюда и «избушка на курьих ножках». Также есть предположение, что она получила такое имя, так как проживала в местности, где растет ягель - олений мох, когда-то он назывался «яг».

Интересно, что первое письменное упоминание о Бабе Яге сделано в 16 веке в книге английского путешественника Д.Флетчера, а первая сказка о ней была написана М. Н. Макаровым в 1820 году. В начале ХХ века ее стали изображать известные художники на своих полотнах.

Исследуя происхождение образа Бабы Яги, была поставлена задача изучить народные сказки об этом персонаже. Было прочитано всего 7 сказок (табл. 1). В 4 сказках Баба Яга является положительным персонажем, она помогает главным героям, дает им совет, а в 3 сказках - совершает плохие поступки: обманывает героев, похищает и поедает детей.

Таблица 1

Образ Баба Яги в народных сказках

Название сказки

Характерные черты

Поступки

Заколдованная королевна

«костяная нога, старая, беззубая»,

Положительный персонаж:

помогла герою, созвала буйные ветры

Гуси-лебеди

«морда жилиная, нога глиняная»

Отрицательный персонаж :

похитила братца

«костяная нога - холст ткет, пестом погоняет, помелом след заметает»

Отрицательный персонаж :

хотела съесть племянницу

Царевна-лягушка

«костяная нога, нос в потолок врос, сама зубы точит»

Положительный персонаж:

помогла герою, указала, где находится смерть Кощея

Золотой конь

«костяная нога - на ступе ездит, метлой подметает, пестом погоняет»

Положительный персонаж:

помогла герою, дала клубочек

Две сестры

«испугалась девочка Баба Ягу, задрожала»

Положительный персонаж:

подарила серебряное веретено

Баба Яга и Лутонюшка

Отрицательный персонаж :

обманула Лутонюшку, хотела его съесть

В ноябре 2017 года был проведен опрос среди учащихся начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» в форме анкеты с целью сравнительного анализа отношения к героине и изучения характерных черт, присущих образу Бабы-Яги. Всего было опрошено 42 ученика и 37 пользователей социальной сети. На вопрос: «Баба Яга является положительным или отрицательным персонажем?» ученики начальной школы в большинстве, а это 86 % ответили, что отрицательным (рис. 1). Однако пользователи социальной сети точно не определились, все-таки, плохая или хорошая бабушка Яга (49 % - отрицательный, 51 % - положительный персонаж).

Рис. 1. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» на вопрос «Баба Яга - положительный или отрицательный персонаж?»

Выявляя характерные черты Бабы Яги, было установлено, что большинство (43 %) пользователей социальной сети считают ее хитрой и смешной, а учащиеся склоняются, что наша героиня - злая и вредная (40 %) (рис.2).

В анкете учащиеся указали, что знакомы с персонажем Бабой Ягой благодаря сказкам «Гуси лебеди», «Иван царевич и серый волк», «Последний богатырь», «Летучий корабль» и «Морозко». На вопрос о поступках Бабы Яги в этих сказках (рис.3), большинство указало, что она «похищает и поедает детей» (57 %).

Рис. 2. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о характерных чертах Бабы Яги

Рис. 3. Мнение учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте» о совершаемых Бабой Ягой поступках в сказках

На вопрос «Представьте, что Баба Яга существует, как ее узнать?» было получено множество разных, интересных характеристик от учеников начальной школы. Мы попробовали создать собирательный образ современной Бабы Яги. По их мнению, Баба Яга - очень худая сильно скрюченная пожилая женщина 600-летнего возраста низкого роста с седыми длинными волосами, длинным и большим носом, на конце которого 1–2 бородавки. Спина у нее неровная, нога костяная. Имеет кривые зубы, страшное, морщинистое лицо, злые глаза, ворчливый голос, злобно смеется, но бывает смешной. Ходит в старомодной одежде с костылем, иногда летает на метле или в ступе. Живет в избушке в лесу, варит зелья. Очень некультурная, совершает плохие поступки.

Пользователи социальной сети современную Бабу Ягу представляют несколько иначе: некрасивая бабушка с большим носом, хитрыми прищуренными глазами, кривыми зубами, хриплым голосом. Одета в лохмотья из мешковины, на шее бусы из сушеных мухоморов и старый шарф. Иногда ходит в халате и с косынкой на волосах. Имеет костяную ногу, лихо управляет метлой и ступой. Но внешность обманчива. На первый взгляд кажется неопрятной, сутулой и опасной. Но если проявить ласку, то она сразу изменится и станет настоящей милой доброй бабусей. Живет в избушке на курьих ножках.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что Баба Яга предстает перед нами и положительным и отрицательным персонажем, совершает как добрые, так и плохие поступки. Результаты опроса показали неоднозначное отношение к нашей героине, ученики считают, что она злая и вредная, однако пользователи социальной сети, а это, в основном, более взрослые люди, считают Бабу Ягу милой и смешной, что также прослеживается и в собирательном портрете современной Бабы Яги.

Полученные материалы в ходе изучения образа бабы-Яги можно будет использовать на уроках литературного чтения, при проведении классных часов и на внеурочных занятиях.

Литература:

  1. Мартиросова М. А. Мифы народов мира для детей. - Белый город: 2010, 364 с.
  2. Науменко Г. Вся славянская мифология. - М.: АСТ, 2004. - 190 с.
  3. Энциклопедия для детей. Т6, ч.1. Религии мира - М.: Аванта+, 1996. - 720 с.
  4. https://ru.Wikipedia.org/wiki/Баба-яга
  5. https://www.larec-skazok.ru/skazki-pro/babu-iagu

Ключевые слова: миф, народные сказки, Баба-Яга, собирательный портрет .

Аннотация: Уточнены различные версии происхождения образа Бабы Яги. Проанализированы отрицательные и положительные поступки Бабы Яги в народных сказках. Выявлено отношение к Бабе Яге учеников начальной школы и пользователей социальной сети «ВКонтакте». Предложен собирательный портрет Бабы Яги на основании результатов опроса.

Баба Яга - это жена Велеса и сильная колдунья, о которой в древнеславянской мифологии было сложено немало легенд. С течением времени этот персонаж постепенно превратился в злую, страшную, косматую старуху-людоедку на костяной ноге, живущую в лесу в странном домике на птичьих ножках и заманивающую людей к себе. Однако не всё так просто. Всегда ли Баба Яга была отрицательным персонажем, и какие обряды и традиции с ней связаны - читайте в материале.

Что означает ее имя и кто она

Ученые разных стран пытались перевести слово Баба Яга, и в результате к единому мнению так и не пришли. С термином баба разночтений не возникло, можно с уверенностью утверждать, что это часть имени означает особу женского пола. А что непосредственно с Ягой? Например, на языке коми слово «яг» означает лес. С чешского «jeze» переводится как злая тётка. На словенском «jezа» означает гнев, а сербохорватский предлагает вариант «jeзa», что значит ужас. На санскрите слово яга происходит от корня ah, что в переводе – двигаться. Если вернуться к истокам, то в переводе с праславянского «ега» означает и ужас, и опасность, и гнев.


Все варианты, кроме, пожалуй, коми и санскрита, предполагают что-то страшное, ужасное, злое. Тем не менее, такой Баба-Яга была не всегда: изначально этот персонаж был положительным.

В дохристианской России Яга считалась самой известной берегиней, она хранила род и народные традиции. После того как Русь была крещена, вера в языческих богов стала считаться ересью и они в большинстве своём превратились в зловредные и страшные существа. Не миновала эта участь и Бабу-Ягу, которая стала противной, злой и некрасивой старухой, чей вид и поведение внушали страх.

Яга – проводник в загробный мир

Во многих русских сказках главный герой для достижения своей цели должен попасть в Тридевятое царство. И помогает ему в этом именно Баба-Яга. После того как царевич, крестьянин, любой другой добрый молодец попадает к бабке, он просит ее о помощи в этом. Сначала Яга отказывает, запугивая героя, показывая ему свое жуткое жилье, рассказывая о своих кошмарных поступках и о том, какие страдания придется ему перенести. Но потом меняет гнев на милость и приступает к протапливанию бани, где тщательно парит гостя. Это не что иное как ритуальное омовение.


Далее наступает время угощения, и этот момент тоже можно рассматривать как своеобразный обряд, так называемый покойницкий обед, предназначенный для проникновения в зловещее царство мёртвых. Получается, что герой жив, но после проведения всех ритуалов он находится странном положении, между живыми и мертвыми, что в дальнейшем трансформировалось в поговорку «ни жив, ни мертв».

Зато после этого он легко попадает в нужное царство, выполняет там свою миссию и одерживает победу.

Яга-целительница и врачевательница

Баба-Яга умеет готовить самые разные снадобья, приворотные зелья, настойки, она сушит коренья и травы, в общем, полностью соответствует образу знахарки. В древности людей, которые умели пользоваться дарами природы и добиваться нужных результатов при помощи растительных средств, чаще всего боялись, но в то же время почитали. Лишний раз с ними не связывались, обращались только тогда, когда в этом была сильная нужда.


Баба-Яга не отличалась красотой.

Многие знахари действительно жили очень уединенно, часто селились в лесу. Это и понятно - там было удобнее отыскивать нужные травы и никто не мог помешать процессу приготовления лекарств.

В старинных сказках часто упоминается, что Баба-Яга жарит младенцев в печи, засовывая их туда на лопате. Но, если вспомнить обряд «припекания» младенцев, которые были больны рахитом, то всё станет ясно. Малыша укутывали в своеобразную простынку из теста, укладывали на лопату для хлеба и несколько раз засовывали в тёплую протопленную печь. После этого ребенка распеленывали, использованное тесто выкидывали во двор, где его (по приданиям – вместе с болезнью) съедали собаки.

Зловещие атрибуты и противоречия

Баба-Яга живёт, как известно сегодня каждому ребёнку по сказкам, в домике на курьих ножках. Почему именно в таком жилище проживает эта бабуля? Ответ может быть связан с тем, что в древности у славян было принято возводить своеобразные склепы для мертвых, которые представляли собой небольшие постройки на высоких сваях. Такие дома ставились на краю леса. Есть предположение, что именно поэтому Баба-Яга живет в своеобразном домике для мёртвых, и ее избушку можно рассматривать как перевалочный пункт между жизнью и смертью.


Сегодня Бабу-Ягу никто не боится, она воспринимается исключительно как сказочный персонаж.

Защищая свое жилье, она возводит забор из костей, украшенный черепами. Передвигается этот персонаж в ступе, при этом во время полёта использует помело для заметания следов. Ступа внешне похожа на дубовую колоду, а в ней в старые времена хранили мертвецов. Следовательно, Баба-Яга по сути носится по воздуху в гробу, в дубовой ступе. Эта старуха обладает талантом колдуньи, она способна легко навести порчу. Развлекается Яга тем, что хитростью заманивает в свой дом людей, чаще всего молодых мужчин или детей, с целью зажарить их в своей огромной печи и съесть.

Действительно, страшновато. Несмотря на это, если вспомнить русские народные сказки, то вряд ли на ум придёт хоть одна, в которой Баба-Яга осуществила свои угрозы. Наоборот, герои, попадая к старухе в дом, парятся в бане, вкусно едят, сладко спят, а потом ещё и получают наставление, советы и подарки. Им предлагают ценные необыкновенные предметы, к примеру, ковер-самолет, гусли-самогуды, сапоги-скороходы. С их помощью гость Бабы-Яги получает особую силу, становится практически неуязвимым, что помогает ему осуществить свои планы. Баба-Яга словно наделяет главного героя особенными способностями, помогая ему победить зло и достигнуть поставленной цели. Из злобной старухи, похитительницы и хулиганки Яга возвращается в свой первоначальный образ - пусть ворчливой и вздорной, но доброй бабы-берегини.


Если проанализировать народные сказки, то Яга представляется не просто злобной старухой, которая умеет колдовать. Она – это что-то другое, умеющее видоизменять время и пространство, обладающее божественной силой.