Методы - это конкретные способы, с помощью которых может быть решена проблема.

Эффективность управления зависит от комплексного применения многих факторов и не в последнюю очередь от процедуры принимаемых решений и их решение было действенным и эффективным, нужно соблюсти определенные методологические основы.

Для того чтобы принять управленческое решение, каждый менеджер должен хорошо разбираться не только в понятийном аппарате, но и достаточно квалифицированно при этом применять на практике:

методологию управленческого решения;

методы разработки управленческих решений;

организацию разработки управленческого решения;

оценку качества управленческих решений.

Попытаемся коротко рассмотреть инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

Методология управленческого решения представляет собой логическую организацию деятельности по разработке управленческого решения, включающую формулирование цели управления, выбор методов разработки решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

Число всевозможных методов почти также велико, как и число проблем, для разрешения которых они были разработаны. Самые распространенные будут описаны ниже.

Методы экспертных оценок

Методы экспертных оценок - это методы организации работы со специалистами-экспертами и обработки мнений экспертов. Эти мнения обычно выражены частично в количественной, частично в качественной форме.

Экспертные оценки бывают индивидуальные и коллективные. Индивидуальные оценки - это оценки одного специалиста. Например, преподаватель единолично ставит отметку студенту, а врач - диагноз больному. Но в сложных случаях заболевания или угрозе отчисления студента за плохую учебу обращаются к коллективному мнению - симпозиуму врачей или комиссии преподавателей. Аналогичная ситуация - в армии. Обычно командующий принимает решение единолично. Но в сложных и ответственных ситуациях проводят военный совет. Один из наиболее известных примеров такого рода - военный совет 1812 г. в Филях, на котором под председательством М.И. Кутузова решался вопрос: «Давать или не давать французам сражение под Москвой?»

Наиболее распространен метод экспертных оценок «мозговой штурм», или «мозговая атака» (совместное генерирование новых идей и последующее принятие решений).

Если предстоит решение сложной проблемы, то собирается группа людей, которые предлагают свои любые решения определенной проблемы. Основное условие «мозгового штурма» - это создание обстановки, максимально благоприятной для свободного генерирования идей. Чтобы этого добиться запрещается опровергать или критиковать идею, какой бы на первый взгляд фантастической она ни была. Все идеи записываются, а затем анализируются специалистами.

Несколько в стороне от основного русла экспертных оценок лежит метод сценариев, применяемый прежде всего для экспертного прогнозирования. Рассмотрим основные идеи технологии сценарных экспертных прогнозов. Экологическое или социально-экономическое прогнозирование, как и любое прогнозирование вообще, может быть успешным лишь при некоторой стабильности условий. Однако решения органов власти, отдельных лиц, иные события меняют условия, и события развиваются по-иному, чем ранее предполагалось.

Метод сценариев необходим не только в социально-экономической или экологической области. Например, при разработке методологического, программного и информационного обеспечения анализа риска химико-технологических проектов необходимо составить детальный каталог сценариев аварий, связанных с утечками токсических химических веществ. Каждый из таких сценариев описывает аварию своего типа, со своим индивидуальным происхождением, развитием, последствиями, возможностями предупреждения.

Таким образом, метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо.

Количественные методы принятия решений

В их основе лежит научно-практический подход, предполагающий выбор оптимальных решений путём обработки (с помощью ЭВМ) больших массивов информации.

В зависимости от типа математических функций, положенных в основу моделей, различают:

  • - линейное программирование - используются линейные зависимости;
  • - динамическое программирование - позволяет вводить дополнительные переменные в процессе решения задач;
  • - вероятностные и статистические модели - реализуются в методах теории массового обслуживания;
  • - теорию игр - моделирование таких ситуаций, принятие решения в которых должно учитывать несовпадение интересов различных подразделений;
  • - имитационные модели - позволяют экспериментально проверить реализацию решений, изменить исходные предпосылки, уточнить требования к ним.

Наиболее распространен метод линейного программирования. Рассмотрим его подробнее.

Линейное программирование является подходящем методом для моделирования распределения ресурсов, если цель и ограничения на ресурсы можно выразить количественно в форме линейных взаимосвязей между переменными. Этот метод включает в себя ряд шагов:

  • 1. Необходимо осуществить математическую формализацию задачи линейного программирования. Это означает, что нужно идентифицировать управляемые переменные и цель задачи. Затем с помощью этих переменных цель и ограничения на ресурсы описываются в форме линейных соотношений.
  • 2. После завершения формулировки задачи линейного программирования рассматриваются все допустимые сочетания переменных. Из них выбирается то, которое оптимизирует целевую функцию задачи. Если исследуемая задача содержит только две переменные, ее можно решить графически. Однако в случае исследования задачи со многими переменными необходимо прибегнуть к одному из алгебраических методов решения задач линейного программирования, для использования которых существуют пакеты прикладных программ.

Целью методики обоснования бизнес-плана является создание комплекса правил, на основание которых можно делать вывод об эффективности разработанного бизнес-плана для конкретного предприятия (организации). Методика обоснования бизнес-плана заключается в разработке критериев соответствия созданного бизнес-плана типовому и определении его эффективности.

Эффективность созданного бизнес-плана следует определять начиная с оценки его структуры. Как известно, типовой бизнес-план включает в себя не менее десяти разделов. Следует проверить, как составленный бизнес-план отвечает этим требованиям, т. е. отражены ли в разработанном бизнес-плане основные разделы. Рекомендуется использовать такой показатель, как коэффициент соответствия по разделам. Этот показатель может быть рассчитан как отношение числа разделов представленного бизнес-плана и стандартного набора разделов:

Кс = К/с,

где Кс - коэффициент соответствия;

К - число разделов разработанного бизнес-плана; с - стандартное число разделов бизнес-плана.

После этого необходимо наметить, разделы бизнес-плана, которые отвечают требованиям типового бизнес-плана. Первым разделом бизнес-плана является резюме. В этом разделе необходимо

выделить такие данные, как цель проекта, показатели и гарантия возврата средств. При анализе цели создаваемого бизнес-плана следует обратить внимание на то, как цель бизнес-плана отвечает концепции развития организации (предприятия), достигается ли эта цель за счет создания нового продукта (технологий). Целями создания бизнес-плана могут быть выход на рынок с новым или модернизированным продуктом (технологией), повышение возможностей укрепления своих позиций на рынке данного продукта или технологий.

Для определения эффективности созданного бизнес-плана следует выделить основные структуры этого плана: информационную, социальную, технологическую и экономическую.

Для анализа наличия перечисленных структур рекомендуется использовать коэффициент наличия, определяемый по формуле

К„ = Сп/Сс,

где Кн - коэффициент наличия;

Сп - структуры анализируемого бизнес-плана;

Сс - стандартный набор структур.

В информационную структуру входят такие сведения, как описание предприятия, описание нового или модернизированного продукта (технологии), основные показатели работы предприятия (организации). Так, при анализе резюме следует использовать такой показатель, как наличие в резюме основных стандартных положений, а именно: название, суть и цели бизнес-плана, основные показатели.

Показатель наличия (соответствия) стандартным требованиям к резюме может быть представлен как:

Кнм = Д.Р./пср,

где Кнм - коэффициент соответствия требованиям резюме;

Д.Р. - наличие показателей в бизнес-плане;

пер - стандартное число показателей, содержащихся в резюме.

В описании предприятия должны содержаться такие сведенья, как возраст предприятия, его размеры, основные экономические показатели за последние 3-5 лет.

По возрасту предприятия можно разделить на новые (до 10 лет), средние - от 10 до 30, старые - от 30 до 50 и очень старые - более 50 лет.

По размерам в соответствии с принятой классификацией на крупное предприятие требуется более 250 занятых, на среднее - от 100 до 250 занятых, на малое - менее 100 занятых.

По структуре - на наличие цехов (цеховая структура) или на наличие только участков (как правило, для малых предприятий).

По активным и пассивным основным фондам предприятия делятся на доли активных и пассивных (в динамике за последние 3-5 лет).

По возрастной структуре для активной части основных фондов следует выделить такие показатели, как доля новейшего оборудования со сроком службы до 5 лет в общем количестве оборудования, доля сравнительно нового оборудования со сроком службы от 5 до 10 лет в общем количестве оборудования, доля устаревающего оборудования со сроком службы от 10 до 15 лет в общем количестве оборудования, доля старого оборудования со сроком службы от 15 до 20 лет в общем количестве оборудования, доля очень старого оборудования со сроком службы более 20 лет в общем количестве оборудования.

По возрастной структуре для пассивной части основных фондов можно выделить такие показатели, как доля сравнительно новых пассивных основных фондов со сроком службы до 20 лет в общей массе этих фондов, доля таких фондов со средним сроком службы - от 20 до 50 лет в общей массе этих фондов и доля старых пассивных основных фондов со сроком службы более 50 лет в общей массе указанных фондов.

Из показателей использования основных фондов следует выделить наиболее важные, а именно:

  • - рентабельность;
  • - фондоотдача;
  • - фондоемкость;
  • - коэффициент сменности.

Рентабельность основных фондов определяется как отношение средней величины прибыли за год к среднегодовой величине основных фондов:

Роф = Пр/Соф,

где Роф - рентабельность основных фондов;

П Р - прибыль за год;

Соф - среднегодовая величина основных фондов.

Этот же показатель следует рассчитывать и по активности части основных фондов. Желательно представить этот показатель в динамике за последние 3-5 лет.

Фондоотдача рассчитывается как отношение объема продукции за год (в стоимостном измерении) к среднегодовой величине основных фондов:

ГТф = Пр/Соф,

где Пф - показатель фондоотдачи;

П Р - продукция за год.

Продукция за год может быть представлена как валовая, товарная, реализованная, условно-чистая и чистая продукция. В условиях рыночной экономики предпочтение следует отдать товарной продукции.

Фондоемкость является показателем, обратным фондоотдаче.

Коэффициент сменности применяется только в дискретном производстве. Он рассчитывается как отношение количества оборудования, работавшего в течение суток, к количеству оборудования, работавшего в первую смену:

Кс = Коб/Кпс,

где Кс - коэффициент сменности;

Коб - количество оборудования, работавшего в течение суток; Кпс - количество оборудования, работавшего в первую смену.

В современных условиях хозяйствования следует уменьшить значение фактора морального износа. Поэтому очень важно, чтобы новейшее оборудование использовалось максимально интенсивно. Для анализа эффективности использования новейшего и нового оборудования предлагается использовать несколько измененный показатель коэффициента сменности, а именно:

Кси= К„/К„п

где Кси - измененный коэффициент сменности;

Кн - количество нового и новейшего оборудования (срок службы до 10 лет), работавшего в первую смену.

Не меньшее значение, чем использование основных фондов, имеет применение оборотных фондов. Для анализа эффективности использования этих фондов важнейшее значение имеют показатели обшей и удельной материалоемкости. Общая материалоемкость определяется суммарным количеством материальных ресур-

сов, затраченных на получение товарной продукции. Но в условиях рыночной экономики и конкурентной борьбы более важное значение приобретает показатель удельной материалоемкости, который показывает расход материальных ресурсов на единицу продукции или на единицу технической характеристики. Последнее весьма важно для сравнения продукции предприятия с продукцией отечественных и зарубежных фирм. Однако такое сравнение будет только по чистой массе, т.к. величина отходов и потерь при изготовлении продукции является коммерческой тайной.

Важнейшее значение имеют показатели, характеризующие продукцию. Для этого рекомендуется несколько показателей:

  • доля продукции, соответствующая требованиям мировых стандартов, в общем объеме продукции предприятия;
  • соответствие нового продукта (технологии) требованиям мировых стандартов.

Для продукции машиностроительных предприятий важное значение имеет показатель стандартизации, т. е. доля стандартных деталей и узлов в изделии. Чем больше таких деталей и узлов, тем это выгоднее производителю и потребителю, т.к. у последнего облегчается организация ремонтных работ.

В обязательном порядке должны быть отражены затраты на изготовление продукции. Если одна и та же продукция выпускалась несколько лет, то желательно отразить динамику издержек. Так как бизнес-план является обоснованием для выпуска новой или модернизированной продукции, для этого продукта необходимо указать следующее:

  • соответствует ли данный продукт требованиям мировых стандартов или превосходит их;
  • является оригинальным;
  • ожидаемый уровень издержек на единицу продукции;
  • ожидаемая величина прибыли на единицу продукции.

Для анализа социальной структуры предлагается использовать следующие показатели:

  • структуру персонала по возрасту;
  • долю лиц с высшим образованием;
  • динамику средней заработной платы за последние 3-5 лет;
  • показатель текучести кадров;
  • организацию подготовки и переподготовки работников.

Для анализа технологической структуры следует использовать

следующие показатели:

  • отношение количества деталей собственного производства к общему количеству деталей в изделии;
  • отношение количества импортных деталей и узлов к общему количеству деталей и узлов в изделии;
  • долю деталей и узлов, полученных в результате механической обработки, к общему количеству деталей и узлов в изделии.
1

В данной статье представлены результаты исследований по формированию методики обоснования рационального состава комплекса средств технического диагностирования (ТД) критичных элементов оборудования стартовых комплексов. Основное внимание уделяется методам построения математической модели обоснования рационального варианта построения комплекса средств технического диагностирования наземного технологического оборудования (НТО) ракетно-космических комплексов (РКК) в условиях неопределенности с учетом особенностей формирования полного множества вариантов построения; уточнением основных типов частных показателей и их физической природы; выбором способа оценивания значений коэффициентов важности частных показателей; анализом возможных способов формирования оценок частных показателей. Показано, что при построении математической модели многокритериальной целочисленной оптимизации с использовани-ем нечетких исходных данных о характеристиках объектов, средств и условий диагностирования существенным преимуществом по сравнению с известными обладают модели, разработанные с использованием метода ранжирования по максимальному удалению (РМУ) и его модификаций.

методы ранжирования

ракетно-космические комплексы

техническое диагностирование

1. Айзерман М.А., Алескеров Ф.Т. Выбор вариантов: основы теории. - М. : Наука, 1990. - 240 с.

2. Алексеев А.В. Интерпретация и определение функций принадлежности нечётких множеств // Методы и системы принятия решений / Рижск. политехн. инст. - Рига: Изд-во РПИ, 1979. - С. 42-50.

3. Борисов А.Н., Вульф Г.Н., Осис Я.Я. Методика оценки функций принадлежности элементов размытого множества // Кибернетика и диагностика. - Рига: Знание, 1970. - Вып. 4. - С. 125-134.

4. Борисов А.Н., Крумберг О.А., Федоров И.П. Принятие решений на основе нечетких моделей: примеры использования. - Рига: Зинатне, 1990. - 184 с.

5. Орловский С.А. Проблемы принятия решений при нечёткой исходной информации. - М. : Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1981. - 208 с.

Введение

При организации и осуществлении мониторинга технического состояния образцов ракетно-космической техники и составных частей объектов наземной космической инфраструктуры возникает необходимость выявления разнообразных дефектов в элементах оборудования.

Под дефектом понимается каждое отдельное несоответствие продукции требованиям нормативно-технической документации [ГОСТ 17-102].

Постановка задачи исследования

Представим множество вариантов решений по формированию рационального состава комплекса средств технического диагностирования отдельно взятого элемента наземного технологического оборудования ракетно-космического комплекса в виде некоторого конечного множества альтернатив:

A { n } = {a 1 , ..., a n }. (1)

Сравнительную предпочтительность альтернатив будем оценивать с помощью частных показателей K 1 , ..., K s , s > 1. Тогда s -мерная оценка каждой альтернативы a i , i Î {1, ..., n } может быть представлена вектором:

X i < s > = (x i 1 , ..., x is ). (2)

При сравнении альтернатив могут возникать следующие ситуации:

1) альтернатива a i не менее a j (a i a j ), если X i < s > ≥ X j < s > , т.е. x iv x jv , v {1, ..., s };

2) альтернатива a i более предпочтительна, чем альтернатива a j (a i » a j ), если X i < s > > X j < s > , т.е. x iv x jv , и хотя бы для одного v x iv > x jv ;

3) альтернатива a i недоминируема , если не существует альтернативы a j {a 1 , ..., a n } такой, что a j » a i .

Естественно, что наиболее предпочтительная среди альтернатив a 1 , ..., a n относится к числу недоминируемых. Недоминируемые альтернативы образуют так называемое множество Парето .

Методы ранжирования недоминируемых альтернатив

При выборе наиболее предпочтительных альтернатив, как правило, недостаточно ограничиться указанием множества Парето, которому может принадлежать слишком много альтернатив. Поэтому необходимо использовать другие дополнительные методы сравнительной оценки альтернатив, связанные с построением на множестве Парето отношения предпочтения. Данные методы можно условно разделить по способу ранжирования на три группы (рис. 1).

Рис. 1. Основные методы ранжирования недоминируемых альтернатив.

Метод лексикографического упорядочения целесообразно использовать, когда частные показатели K 1 , ..., K s , характеризующие альтернативы, таковы, что их относительная важность измерима в порядковых шкалах, причем K 1 существенно важнее всех остальных частных показателей, K 2 - всех остальных, за исключением K 1 , и т.д.

В этом случае, если a i » a j по K 1 , то a i » a j независимо от оценок по остальным частным показателям K 2 , ..., K s . Если же оценки альтернатив совпадают по первым r частным показателям и различаются по (r +1)-му частному показателю, то более предпочтительной в этом случае является альтернатива, более предпочтительная по (r +1)-му частному показателю.

Легко заметить, что при лексикографическом упорядочении все альтернативы являются строго проранжированными. Одинаково предпочтительными могут оказаться лишь альтернативы с совпадающими векторами оценок. В случае лексикографического упорядочения оказывается легко решаемой задача выбора заданного числа наилучших альтернатив. Для этого достаточно выбрать нужное число первых альтернатив в их лексикографическом упорядочении.

Однако далеко не всегда частные показатели оценивания альтернатив K 1 , ..., K s настолько неравноценны, настолько несоизмеримы по важности. Более типична ситуация, когда важность частных показателей является сопоставимой. В этом случае целесообразно применить различные методы свёртки - построения обобщённого критерия либо, если обобщённый критерий нельзя построить, методы упорядочения без обобщённого критерия.

Методы упорядочения с обобщённым критерием отличаются по способам формирования обобщённого критерия. Наиболее распространены линейные обобщённые критерии, которые строятся в предположении об аддитивности, однородности частных показателей, сопоставимости их по относительной важности и независимости.

Предположение об аддитивности частных показателей означает, что более предпочтительной является альтернатива, у которой выше значение суммы значений частных показателей. В этом случае предполагается, что для лица, принимающего решение, существенным обстоятельством является факт суммарного превосходства альтернативы по всей совокупности рассматриваемых показателей. Однородными считаются показатели, измеряющие интенсивность свойств одной и той же природы. В случае когда показатели таковыми не являются, их необходимо преобразовать в однородные. Сопоставимость по относительной важности для частных показателей означает, что их важность может быть сравнима с использованием количественных шкал (в отличие от порядковых при лексикографическом упорядочении).

Одним из наиболее важных предположений о характере частных показателей при использовании обобщённого критерия является предположение об их независимости.

При соблюдении указанных предположений процедура сравнительной оценки многокритериальных альтернатив сводится к построению обобщённого линейного критерия:

, (3)

где α 1 , ..., α s - есть весовые коэффициенты частных показателей K 1 , ..., K s , отражающие результаты сравнительной оценки частных показателей по важности.

Лучшей признаётся альтернатива a i , для которой

Если необходимо выбрать k лучших альтернатив, то ими будут k альтернатив, получивших наибольшие оценки по критерию (3).

Несмотря на достаточную наглядность критерия (3) и простоту его применения на практике, линейный обобщённый критерий не всегда может быть сформирован. В частности, при решении задач выбора вариантов построения комплекса средств ТД некоторые показатели эффективности комплекса являются зависимыми (например, ресурсоемкость в общем случае косвенно зависит от значений показателей результативности и оперативности). Кроме того, не всегда обоснованным представляется применение в этих задачах принципа аддитивности частных показателей.

Отсутствие обобщённого критерия существенно усложняет сравнительную оценку предпочтительности многомерных альтернатив. В этом случае обычно применяются методы упорядочения без обобщённого критерия.

Одним из известных методов из этой группы является так называемый метод ЭЛЕКТРА . В данном методе предлагается определять предпочтения экспертов на множестве многомерных альтернатив, не выясняя структуры и вида обобщённого критерия, а используя дополнительную функцию порогового характера о согласии и несогласии экспертов с результирующим отношением предпочтения альтернатив.

Рассмотрим произвольную пару альтернатив a i и a j . Обозначим класс частных показателей, согласно которым a i не менее предпочтительна, чем a j , как C (a i , a j ), а класс, по которому действует обратное предпочтение, как D (a i , a j ). Пусть известны коэффициенты a i , ..., a s , характеризующие относительную важность предпочтений по каждому из частных показателей. В методе ЭЛЕКТРА вводится индекс согласия , характеризующий согласие эксперта с порядком предпочтений a i » a j :

(5)

и индекс несогласия :

(6)

где m - максимально возможная разность между оценками x iv и x jv .

Считается, что альтернатива a i предпочтительней a j , только если

c (a i , a j ) ≥ c 0 и d (a i , a j ) ≤ d 0 ,

где c 0 и d 0 - специально вводимые пороговые значения индексов (5) и (6).

Недостатком данного метода и его модификаций является эвристический характер процедур формирования классов C (a i , a j ) и D (a i , a j ), требующий привлечения экспертов для попарного сравнения альтернатив a i и a j , недостаточно обоснованный способ задания пороговых значений c 0 и d 0 , а также принципиальная возможность получения вариантов упорядочений с нарушением принципа транзитивности при ранжировании альтернатив, т.е. может быть, что

a i » a j , a j » a k и a k »a i , (7)

что, конечно, противоречит здравому смыслу при использовании метода в инженерных приложениях.

Решение

Исходя из этого, рассмотрим альтернативный метод выбора наилучшего варианта построения комплекса средств ТД, основанный на решении оптимизационных задач.

Пусть для каждого частного показателя K v можно указать пороговое значение L v такое, что альтернативы, оценки которых по показателю K v ниже, чем L v , крайне нежелательны. Более предпочтительными считаются альтернативы, оценки которых по частным показателям как можно дальше отстоят от критических значений L v . Исходя из сущности подхода к ранжированию, данный метод можно назвать методом ранжирования по максимальному удалению от критических значений частных показателей или, сокращённо, методом ранжирования по максимальному удалению (РМУ) .

Представим математическую модель, лежащую в основе метода РМУ, в формализованном виде следующим образом.

Пусть альтернативы A = {a 1 , ..., a n } оцениваются по s частным критериям K 1 , ..., K s и X i < s > = (x i 1 , ..., x is ) - вектор оценок альтернативы a i , i {1, ..., n }. Альтернативу a i будем считать более предпочтительной, чем a j , если

min{x i 1 -L 1 , ..., x is -L s } > min{x j 1 -L 1 , ..., x js -L s }.

Тогда выбор наилучшей альтернативы a * осуществляется как решение задачи

. (8)

Задача (8) может быть решена как задача линейного программирования

при ограничениях x iv - L v - z iv 0, v {1, ..., s }, a i A .

При небольшом числе альтернатив задача может быть решена непосредственным расчётом значений и выбором альтернативы с максимальным значением данного критерия.

Обобщим правило (8) на случай, когда частные показатели K v , v {1, ..., s } различны по важности. В данной постановке это означает, что удаление оценок альтернатив от критических значений по одним частным показателям важнее, чем по другим. Например, важнее обеспечить более высокие значения показателя результативности по сравнению с показателями ресурсоемкости и оперативности. Или в большей степени можно уступить по показателям результативности целевого применения, зато увеличить показатели оперативности и снизить затраты.

Анализ составляющих выражения (10) позволяет выделить следующие аспекты, подлежащие уточнённому исследованию.

Рецензенты

Смагин Владимир Александрович, д.техн.н., профессор кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Садин Дмитрий Викторович, д.техн.н., профессор, начальник кафедры Военно-космической академии имени А.Ф. Можайского, г. Санкт-Петербург.

Библиографическая ссылка

Новиков А.Н. МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО СОСТАВА КОМПЛЕКСА СРЕДСТВ ТЕХНИЧЕСКОГО ДИАГНОСТИРОВАНИЯ НАЗЕМНОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ОБОРУДОВАНИЯ РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – № 2.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=5963 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Принципы формирования механизма управления

Механизм управления - это совокупность мотивов деятельности персонала, который определяет как саму возможность, так и эффективность управления, от которой зависит восприятие воздействия.

Система и процесс управления являются необходимыми, но недостаточными условиями его существования.

Знание интересов людей, которые участвуют в управлении, является тем “ключиком”, которым открывается деятельная активность человека.

Этот “ключик” является своеобразным средством или рычагом воздействия. Это значит, что для управления помимо целей, функций, системы и т. д. необходимо, чтобы у персонала существовали определенные интересы и мотивы трудовой активности и чтобы они учитывались при разработке и принятии решения. В этом случае мотивы и выступают, как средства воздействия и являются тем приводом, который позволяет, как бы переводить воздействие в трудовую активность, т.е. мотив становится рычагом управления, а вся совокупность мотивов деятельности человека представляет собой механизм управления.

Таким образом, в управлении помимо системы процесса существует механизм управления, который должен:

– соответствовать целям и задачам фирмы;

– формироваться не по чувствительности к средствам воздействия каждого человека в отдельности, а по групповой динамике - это значит, что человек должен рассматриваться в определенной социальной среде;

– иметь мотивационную ценность, т.е. условия, в которых работает человек могут быть либо мотивом, либо препятствием для хорошей работы;

– быть ориентирован на определенные способы использования средств управления, т.е. методы управления;

– определять большую часть стиля управления, а стиль управления формироваться в соответствии с механизмом управления;

– обладать определенной полнотой и сбалансированностью средств воздействия, что практически является условием эффективного его использования;

– отвечать принципу нравственности, а сама конструкция механизма управления должна исключать возможность использования прочих методов (страх, давление, шантаж, манипулирование сознанием человека и т.д).

Методы управления - это способ воздействия, способ использования тех или иных средств управления.

Одно и тоже средство может предлагать различные методы его использования. Существует множество методов использования одного и того же рычага.

Очень важно понимание связей, ранее изложенных функций управления и методов управления, подробно на которых мы остановимся несколько позже.

Отличие функций от методов управления: функция - это категория, которая отвечает на вопрос “Что надо сделать, чтобы управлять?”, а метод - это категория, которая отвечает на вопрос, “Как надо воздействовать, чтобы управлять успешно и посредством чего?”



Обоснование решений - один из важнейших элементов работы менеджера. Если решение было неверным, вся последующая работа коллектива будет напрасной. Будут затрачены время и силы, но вы получите не тот результат, который необходим.

К настоящему времени разработано большое количество методов обоснования решений. Современный менеджер должен не только хорошо знать сами эти методы, но и уметь сделать правильный выбор, какой из методов обоснования решений следует использовать в том или ином конкретном случае.

Методы обоснования решений подразделяются на два основных больших класса методов: формализованные и неформализованные методы.

Рассмотрим основные неформализованные и формализованные методы и возможности их использования при обосновании решений на водном транспорте.

Неформализованные методы обоснования решений (НМОР) базируются не на строго математическом описании исследуемых процессов или явлений, а на знаниях и опыте исследователей, их эрудиции и интуиции. Неформализованные методы обоснования решений называют также эвристическими. Сами НМОР не являются однородными. Основные методы представлены на рис. 1.


Рисунок 1. Неформализованные методы обоснования решений

Метод экспертных оценок (МЭО) . Существует несколько разновидностей МЭО, все они направлены на обоснование вероятного прогноза состояния исследуемого объекта на определенный момент в будущем. Подробно этот метод будет рассмотрен в гл. 9.

С помощью метода экспертных оценок на водном транспорте можно производить оценку прогнозируемых объемов перевозок, объема и структуры необходимого для перевозок этих грузов тоннажа, потребности в развитии морских, речных портов, судоремонтной базы и т.д. Такие задачи уже решались в бывшем Мин Морфлоте, Минречфлоте.

Метод мозгового штурма . Обоснование решения с использованием этого метода осуществляется в три этапа. Первый этап является подготовительным: отбирается команда “штурмовиков”, готовится место проведения мозгового штурма.

К команде участников штурма предъявляются следующие требования: все они должны быть творческими личностями, способными генерировать новые оригинальные идеи; как правило, следует избегать приглашать в команду начальников и их подчиненных, т.к. считается, что присутствие начальника будет сковывать подчиненного в высказывании идей, противоположных высказываниям руководителя; не следует приглашать в команду личностей, являющихся общепризнанными авторитетами, т.к. присутствие такого человека сдерживает инициативу остальных участников команды; члены штурмовой группы должны работать либо непосредственно в области рассматриваемой проблемы, либо в областях с ней соприкасающихся, но “со стороны”, хорошо, если участники штурма мало знакомы друг с другом; количество штурмовиков не должно превышать 10-12 человек. Команду собирают и отвозят на место проведения штурма - подальше от дома, чтобы они могли 2-3 дня отдохнуть от повседневных забот и отвлечься от своей непосредственной работы.

Второй этап - день мозгового штурма. Здесь очень важную роль играет руководитель. Он должен быть не только опытным организатором, но и достаточно хорошим психологом. Вся команда собирается “за круглым столом”. Включаются магнитофоны, которые будут записывать каждое слово, каждую высказанную идею. Руководитель четко обрисовывает сложившуюся ситуацию и ставит задачу, которую необходимо решить. Он предупреждает, что категорически запрещается критиковать предыдущие высказывания, т.к. это будет сдерживать высказывание нестандартных “сумасшедших” идей, которые иногда являются особо ценными при решении трудноразрешимых задач. По правилам, критикующий должен быть удален из зала.

Время одного выступления не должно превышать 1.5 - 2 минут. За это время необходимо высказывать идею, не заботясь об ее всестороннем обосновании. Разрешается выступить 2-3 и более раз с различными идеями.

Каждый участник штурма слушает и не знает точно, когда ему будет представлено слово. Руководитель должен следить за состоянием участников и “чувствовать”, что конкретный атакующий “созрел” для высказывания своей идеи, и именно ему необходимо предоставить слово.

Если один из участников нашел решение, позволяющее объединить два

или более предыдущих высказывания, он поднимает два пальца, и председательствующий предоставляет ему внеочередное слово, т.к. объединяющие идеи считаются важными.

Общая продолжительность штурма не превышает 1.5 часа, но затраты интеллектуальной энергии штурмовиков соответствуют 10-12 часам напряженной работы. По завершению штурма участникам дают отдохнуть 2-3 дня, после чего они возвращаются домой к своей повседневной работе.

Наступает третий этап. Пленки с записями передаются “эрудитам” - команде людей, хорошо знающих проблему и обладающих всесторонними знаниями, позволяющими оценить высказанные идеи. Все высказывания переносятся на бумагу и тщательно анализируются. Как правило, большинство идей отсеиваются сразу же. Остается не более 4-х - 5-и высказываний, которые требуют дальнейшего анализа и разработки, и именно среди них находится решение задачи.

Метод мозгового штурма считается методом коллективной генерации идей, т.к. без создания напряженной “штурмовой ситуации” решение могло быть и не найдено. Автором решения является весь коллектив, принимавший участие в штурме.

Метод “адвоката дьявола” (МАД ) - сейчас его называют также методом панельной дискуссии - пришел к нам из средних веков и сохранился в чистом виде в практике защиты диссертаций.

Устраивается диспут, на котором оппоненты (т.е. возражающие) выступают в роли “адвокатов дьявола”, задают самые каверзные вопросы, сомневаясь во всем, всячески стараясь сбить с толку автора проекта. Соискатель, чтобы выдержать испытание, должен был ответить на все вопросы и развеять все сомнения оппонентов.

При рассмотрении законопроектов, которые будут определять экономические положения страны, и технических проектов, которые требуют огромных инвестиций, применение этого метода - жизненно необходимо. Если бы был использован метод “адвоката дьявола” при рассмотрении соответствующего проекта в бывшем СССР не были бы выброшены огромные деньги на “переброс сибирских рек в Среднюю Азию”, совсем не таким образом осваивались бы целинные земли; на морском транспорте не была бы построена серия танкеров “Крым”, атомный лихтеровоз “Севморпуть”, а на речном флоте - толкачи мощностью 4000 л.е. и т.д.

Руководители современных фирм, которые принимают решение об инвестировании средств в тот или иной проект, должны помнить, что любые доработки проекта в сотни раз дешевле переделки готовых изделий или устранения вредных побочных последствий.

Метод сценария . В основу этого метода заложена идея “ управление настоящим из будущего”. Первоначально формулируется цель, которой необходимо достичь в определенный момент в будущем (финал). Затем разрабатывается “сценарий” - цепь последовательных шагов, которые необходимо сделать для достижения цели. На каждом шаге предусматривается возможность альтернативы выбора: привлечение дополнительных или изъятие имеющихся ресурсов, ответ на действия конкурентов, реакция на действия правительства и профсоюзов и т.д.

Сценарий рассматривается и принимается. Все дальнейшие действия по управлению осуществляются в соответствии с принятым сценарием.

Деловые игры . В качестве метода обоснования решений используются исследовательские деловые игры (иногда их называют “организационно-деятельностными”). В отличие от учебных деловых игр, целью которых является обучение слушателей групповому принятию решений и умению отстаивать их в форме дискуссии в условиях, когда само решение или область разумных решений известны руководителю игры, исследовательские деловые игры предназначены для поиска альтернативных решений.

Формализованные методы обоснования решений базируются на построении экономико-математических моделей, описывающих исследуемый процесс, реализуемых, как правило, на электронно-вычислительных машинах.


Рисунок 2. Формализованные методы обоснования решений

В данном разделе отражены только возможности применения методов оптимизации на водном транспорте.

Все формализованные методы обоснования решений, применяемые в практике управления на транспорте, можно классифицировать по трем направлениям (рис. 2.):

Оптимизационные методы. Из всех оптимизационных методов обоснования решений наибольшее распространение на водном транспорте нашли математическое программирование (линейное, нелинейное и стохастическое), а также динамическое программирование и теория игр. Все эти методы направлены на нахождение экстремума (максимума или минимума) определенной функции многих переменных, выбранной в качестве критерия оптимальности, при наличии соответствующих ограничений - равенств или неравенств, связывающих эти переменные.

Методы математического программирования используются в стивидорных компаниях - при решении задачи расстановки перегрузочной техники и бригад докеров по объектам работы - морским и речным судам, на складские операции и обработку наземного транспорта, в судоходных компаниях - для определения оптимальной расстановки судов по линиям и направлениям работы, на судоремонтных заводах - при определении оптимальной последовательности ремонта судов и т.д., при раскрое листов железа.

При использовании методов оптимизации очень часто совершаются серьезные ошибки, связанные не с неправильностью использования вычислительной процедуры, а с неверно выбранным критерием или неправильно заданными ограничениями. Если критерий выбран неверно, вы будете решать совсем не ту задачу, и получите совсем не тот результат, который необходим. Если неверно заданы ограничения, полученное в результате оптимальное решение не будет находиться в области допустимых. Например, если при решении задачи расстановки флота по линиям и направлениям не будут правильно заданы ограничения по допустимой осадке судов или их проходимости, то в оптимальном плане может оказаться, что судно должно заходить в порты, в которые оно физически зайти не сможет, т.к. его осадка больше, чем проходные глубины в канале, у причала или габариты мостов не соответствуют судовым.

Исходя из вышесказанного, следует очень тщательно подходить к отбору исходных данных, вводимых в модель оптимизации. Более подробно методы оптимизации будут рассмотрены в специальной главе 9 «Основы теории принятия решения».

Вероятностно-статистические методы . В теории и практике управления водным транспортом вероятностно-статистические методы обоснования решений применяются довольно широко, особенно в практике научного обоснования тех или иных тенденций развития систем. В этих исследованиях наиболее часто используются методы корреляционно-регрессионного анализа, дисперсионного анализа, статического моделирования и теории массового обслуживания.

Корреляционно-регрессионный анализ часто использовался и используется для прогнозирования тенденций развития перевозок грузов и пассажиров, производственных мощностей судоходных и стивидорных компаний (флота и перегрузочных комплексов) и т.д. Следует сразу сказать, что использование корреляционно-регрессивных моделей для прогнозирования базируется на предположении, что прогнозируемая система сохраняет тенденции своего поведения, т.е. система инерционна, и те факторы и в тех пропорциях, которые определяли развитие системы в прошлом, будут определять ее поведение и в будущем. Кроме того, для разработки качественной корреляционно-регрессивной модели необходим достаточный ретроспективный ряд характеристик поведения системы.

Дисперсионный анализ применяется для изучения влияния одного или нескольких факторов на результативный показатель при небольшом числе наблюдений. С помощью дисперсионного анализа можно оценить влияние коэффициентов ходового времени с грузом и использования грузоподъемности, средней эксплуатационной скорости и норм обработки флота в портах на производительность флота, влияние различных факторов на реальную валовую интенсивность обработки флота в порту (стивидорной компании) и т.д.

В настоящее время имеется программное обеспечение (Например, фирмы Microsoft и др.) для персональных компьютеров, позволяющее проводить корреляционно-регрессивный и дисперсионный анализ без больших затрат времени и средств, что значительно увеличивает возможность использования этих методов каждым менеджером.

Статистическое моделирование (его также называют имитационным) дает возможность определить оптимальные параметры системы без проведения дорогостоящих натурных испытаний. Фактически имитационная модель дает возможность исследовать поведение системы в режиме ускоренного времени. Реальная система заменяется ее математической моделью и моделирующим алгоритмом, которые отражают все сущностные элементы системы и характеристики их взаимодействия.

Методы теории массового обслуживания могут использоваться на водном транспорте при обосновании необходимого числа причалов в порту (стивидорной компании) для обслуживания определенного судопотока, при обосновании протяженности и количества подъездных железнодорожных путей для грузовой обработки вагонов и мест погрузки-разгрузки автомобилей, при определении емкости склада для хранения определенного количества груза. На судоремонтном заводе эти методы могут использоваться для определения количества мест, необходимых для ремонта судов.

Графические методы . Из графических методов обоснования решений на морском, речном транспорте получили достаточное распространение методы сетевого планирования и управления (СПУ). Впервые сетевые модели были разработаны в США в конце 50-х годов нашего века. Эти модели используются при разработке крупных проектов, в строительстве (например, при разработке проекта крупного судна и при его строительстве), а иногда и в оперативном управлении. Рассмотрим управление обработкой и обслуживанием судна в порту на основе сетевого графика (рис 3).



Рисунок 3. Сетевой график обработки флота в порту.

На графике стрелками обозначены дуги графа - работы, а кружками (вершины графа) - события или окончания этих работ. Каждая работа имеет свою продолжительность в часах, указанную над дугами графа. Любая непрерывная последовательность работ и событий образует путь.

Путь максимальной длинны, связывающий начальное и конечное события, называются критическим. Обычно задачей, решаемой с помощью методов СПУ, является минимизация затрат времени на прохождение критического пути, т.к. тем самым оптимизируется общее время выполнения всех работ. Работы, не лежащие на критическом пути, могут выполняться параллельно с работами критического пути.

На рисунке 3. на критическом пути находятся:

0 - прибытие судна в порт (подача нотиса);

1 - окончание оформления документов по приходу судна;

2 - постановка судна к причалу под выгрузку;

5 - окончание выгрузки судна;

7 - окончание погрузки судна;

8 - окончание оформления документов по отходу судна.

Одновременно с грузовой обработкой осуществляется бункеровка судна - 4, судно принимает продовольствие - 3 и осуществляется смена белья - 6.

Применение модели СПУ позволяет менеджеру не только оптимизировать общие затраты времени на выполнение всей работы на стадии планирования, но и обеспечить эффективный контроль за ходом работ, следя за последовательным выполнением всех запланированных операций.

МЕТОДОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ И ВЫПОЛНЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Процессуальная структура работы



ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТИПА ДИССЕРТАЦИОННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА, ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ

Одним из основных требований, предъявляемых к выбору объекта исследования, является обеспечение достаточной количественной и качественной представительности.


ФОРМИРОВАНИЯ ГИПОТЕЗЫ И КОНЦЕПЦИИ РАБОТЫ



ЭТАП II

Подбор и обоснование методов и методик исследования

Научный метод - это система регулятивных принципов, приёмов и способов, с помощью которых достигается объективное познание действительности в рамках научно-познавательной деятельности.

Анализ процесса научного познания позволяет выделить три основных типа методов научно-познавательной деятельности:

В основе любого научного метода лежат три основополагающих принципа:

1) Принцип объективности (отчуждение субъекта познания от его объекта, то есть исследователь не позволяет субъективным представлениям влиять на процесс научного познания).

2) Принцип систематичности (упорядоченность научно-познавательной деятельности, то есть процесс научного познания выполняется системным, упорядоченным образом).

3) Принцип воспроизводимости (все этапы и фазы процесса научного познания можно повторить под руководством других исследователей, получив сходные, непротиворечивые результаты, и тем самым проверив их достоверность).

1. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

1.1. АНАЛИЗ И СИНТЕЗ

Анализ и синтез - две универсальные, противоположно направленные операции познавательного мышления:

1. Анализ - это приём мышления, который подразумевает разъединение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения (см.: Анализ).

2. Синтез - это приём мышления, который подразумевает соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое (см.: Синтез).

Различают четыре разновидности анализа и синтеза:

1. Природный анализ - разъединение предметов на части, и природный синтез - объединение этих частей в новые предметы, в соответствии с возможностями, существующими в природе.

2. Практический анализ - разъединение предметов на компоненты, и практический синтез - объединение их в целостности, в соответствии с возможностями практики, которые в природе никогда не реализовались бы.

3. Мысленный анализ - отделение от предметов того, что ни в природе, ни на практике неотделимо, и мысленный синтез - соединение того, что в соответствии с законами природы соединить невозможно.

4. Метаанализ и метасинтез - то есть анализ и синтез знаний о мире, в отличие от анализа и синтеза объективно существующих предметов.

1.2. АБСТРАГИРОВАНИЕ

Абстрагирование - это приём мышления, который заключается в отвлечении от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств и отношений.

Процесс абстрагирования носит двухступенчатый характер, предполагая, с одной стороны, установление относительной самостоятельности отдельных свойств, а с другой - выделение интересующих исследователя свойств и отношений.

Абстрагирование - универсальный приём познания, без которого немыслимы как научное, так и обыденное познание, как эмпирический, так и теоретический уровни исследований.

1.3. ОБОБЩЕНИЕ

Обобщение - это приём мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и признаки объектов. Операция обобщения осуществляется как переход от частного или менее общего понятия и суждения к более общему понятию или суждению. Обобщение осуществляется в тесной связи с абстрагированием.

1.4. ИНДУКЦИЯ И ДЕДУКЦИЯ

1. Индукция - это способ рассуждения и метод исследования, в котором общий вывод строится на основе частных посылок

2. Дедукция - это способ рассуждения, посредством которого из общих посылок с необходимостью следует заключение частного характера

Индукция и дедукция широко используются во всех областях научного познания. Они играют важную роль при построении эмпирических знаний и переходе от эмпирического знания к теоретическому.

ВИды индукции

Полная индукция применима в тех случаях, когда класс изучаемых объектов обозрим и все объекты этого класса могут быть перечислены. Полная индукция основана на изучении каждого из объектов, входящих в класс, и на нахождении на этой основе их общих характеристик. Однако в ряде случаев просто нет необходимости рассматривать абсолютно все предметы того или иного класса, в других случаях это невозможно сделать в силу необозримости класса изучаемых явлений или же в силу ограниченности человеческой практики. Тогда применяют неполную индукцию.

Неполной индукцией является такой приём рассуждения, в котором общий вывод строится на основе изучения ограниченного числа объектов какого-либо определённого класса. Существуют две разновидности неполной индукции: популярная индукция (или индукция через простое перечисление) и научная индукция :

1.5. АНАЛОГИЯ

Аналогия - это приём познания, при котором на основе сходства объектов в одних признаках заключают об их сходстве и в других признаках. Различают две формы проявления аналогии в познании: ассоциативная и логическая аналогии.

Ассоциативная аналогия проявляется в основном в психологических актах творчества. Она носит образный характер и играет большую роль в период первоначального зарождения новых научных идей. В ходе ассоциативной аналогии объединяются иногда весьма далёкие по своей природе явления и предметы. Иначе обстоит дело в том случае, когда исследователь с определённой степенью вероятности судит о родстве тех или иных явлений на основе их параллельного изучения. При таком исследовании имеет место логическая аналогия . Такое параллельное изучение и сравнение явлений позволяет быстрее проникнуть в их сущность.

Аналогия, кроме того, имеет большое значение в качестве иллюстрации, доказательства или объяснения тех или иных явлений.

1.6. МОДЕЛИРОВАНИЕ

Моделирование - это изучение объекта (оригинала) путём создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определённых сторон, интересующих познание.

Модель всегда соответствует объекту оригиналу - в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличается от него по ряду других признаков, что делает модель удобной для исследования изучаемого объекта.

Модели, применяемые в научном познании, разделяются на два больших класса: материальные и идеальные . Первые являются природными объектами, подчиняющимися в своём функционировании естественным законам. Вторые представляют собой идеальные образования, зафиксированные в соответствующей знаковой форме и функционирующие по законам логики мышления, отражающей мир.

2. ЭМПИРИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

2.1. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ

Понятие эмпирического знания употребляется как в широком, так в узком значениях. В широком значении под эмпирическим понимается обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики. В современной же методологии науки эмпирическое исследование понимается более узко, - как определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

В целом, эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:

1. Подготовка эмпирического исследования.

2. Получение исходных данных.

3. Формирование научных фактов, на основе полученных данных.

4. Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.

2.2. НАБЛЮДЕНИЕ

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого наблюдатель получает знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта. Научное наблюдение, в отличие от обычного созерцания, всегда обусловлено той или иной научной идеей, опосредуется теоретическим знанием, которое показывает, что наблюдать и как наблюдать.

выделяют четыре его разновидности:

1. Прямое наблюдение. В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.

2. Косвенное наблюдение. В отличие от прямого косвенное наблюдение представляет собой восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает. Анализируя эти следствия, логическим путём раскрывают природу изучаемого объекта.

3. Непосредственное наблюдение. Непосредственным наблюдением (несмотря на некоторую многозначность этого термина) называют такое наблюдение, которое осуществляется непосредственно органами чувств человека, без использования каких-либо вспомогательных средств. Такое наблюдение широко использовалось на первых шагах развития естественных наук.

4. Опосредствованное (или приборное) наблюдение. Опосредствованным или приборным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств. Этот вид наблюдения является одним из основных средств познания в современной науке.

2.3. ОПИСАНИЕ

Эмпирическое описание - это фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах, данных в наблюдении.

Описание можно рассматривать как завершающий этап наблюдения. Описание подразделяется на два основных вида: качественное и количественное . Количественное описание осуществляется с помощью различных таблиц, графиков и матриц, получивших на звание «протоколов наблюдения», которые возникают в результате различных измерительных процедур.

2.4. ИЗМЕРЕНИЕ

Измерение - это познавательная операция, в результате которой получается численное значение измеряемых величин. Оно дополняет качественные методы познания природных явлений точными количественными методами.

Количественное знание изучаемых величин может быть получено как непосредственно в виде прямого измерения, так и косвенно путём расчета.

Прямое измерение представляет собой непосредственно эмпирическую процедуру. Оно выступает как сравнение некоторого измеряемого свойства с эталоном. Эталон - это особая вещь, которая обеспечивает сохранение и воспроизведение некоторого выделенного свойства, по которому измеряют определённый класс величин.

косвенные измерения состоят в том, что они позволяют получить значение измеряемой величины на основе математической зависимости, не прибегая к сравнению с эталоном.

2.5. ЭКСПЕРИМЕНТ

Эксперимент - особый опыт, имеющий познавательный, целенаправленный, методический характер, который проводится в искусственных (специально заданных), воспроизводимых условиях путём их контролируемого изменения.

Основные логико-практические элементы экспериментальной процедуры:

1. Постановка вопроса и выдвижение предположительного ответа.

2. Создание экспериментальной установки, обеспечивающей необходимые исследователю условия взаимодействия изучаемого объекта.

3. Контролируемое видоизменение этих условий.

4. Фиксация следствий и установление причин.

5. Описание нового явления и его свойств.

3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ НАУЧНЫЕ МЕТОДЫ

3.3. ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ФОРМАЛИЗАЦИЯ

3.3.1. ИДЕАЛИЗАЦИЯ

В процессе мысленного эксперимента исследователь часто оперирует с идеализированными ситуациями. Такие ситуации конструируются в результате особой процедуры, которая получила название идеализации .

3.3.2. ФОРМАЛИЗАЦИЯ

В связи с математизацией науки в ней всё шире используется особый приём теоретического мышления - формализация . Этот приём заключается в построении абстрактных математических моделей, раскрывающих сущность изучаемых процессов действительности. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плоскость оперирования со знаками (формулами). Отношения знаков заменяют собой высказывание о свойствах и отношениях предметов.

3.4. АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД

При аксиоматическом построении теоретического знания сначала задается набор исходных положений, не требующих доказательства (по крайней мере, в рамках данной системы знания). Эти положения называются аксиомами или постулатами (см.: Аксиома). Затем из них по определённым правилам строится система выводных предложений. Совокупность исходных аксиом и выведенных на их основе предложений образует аксиоматически построенную теорию.

3.5. ГИПОТЕТИКО-ДЕДУКТИВНЫЙ МЕТОД

гипотетико-дедуктивный метод , сущность которого заключается в создании системы дедуктивно связанных между собой гипотез , из которых в конечном счёте выводятся утверждения об эмпирических фактах .

Гипотетико-дедуктивный метод может выступать в двух разновидностях. Он может представлять собой способ построения системы содержательных гипотез с последующим их выражением в языке математики и может выступить в виде приёмов создания формальной системы с последующей её интерпретацией.

В первом случае вводится система содержательных понятий, которая затем получает математическое описание, во втором случае путь построения иной: вначале строится математический аппарат, который затем получает содержательную интерпретацию.

3.6. ВОСХОЖДЕНИЕ ОТ АБСТРАКТНОГО К КОНКРЕТНОМУ

методом восхождения от абстрактного к конкретному . - вначале находится главную связь (отношение) изучаемого объекта, а затем, открываются новые связи, устанавливает их взаимодействия и таким путём отображает во всей полноте сущность изучаемого объекта.

Метод восхождения от абстрактного к конкретному применяется при построении различных научных теорий и может использоваться как в общественных, так и в естественных науках.

3.7. ИСТОРИЧЕСКИЙ И ЛОГИЧЕСКИЙ МЕТОДЫ

При изучении сложных развивающихся систем особое значение имеют исторический и логический методы исследования .

Исторический метод предполагает прослеживание истории во всей её полноте и многообразии, обобщение эмпирического материала и установление на этой основе общей исторической закономерности.

где такой возможности нет, используют логический метод . В целом, исторический и логический методы взаимодополняют друг друга, что позволяет переходить от структуры существующего объекта и законов его функционирования к законам развития, и, наоборот, от истории развития к структуре существующего объекта, то есть при изучении развития исследователь обращается к настоящему с тем, чтобы лучше понять прошлое,





Дата создания страницы: 2017-11-23