Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ГЖЕЛЬ Воспитатель: Зверева Ульяна Александровна

Цель: познакомить детей с русским народным промыслом на примере гжельской росписи. Задачи: 1. формировать умение детей оформлять объемную плоскость элементами узора гжельской росписи. 2. Закреплять представления детей о народных промыслах. 3.Развивать у детей интерес к народному декоративно – прикладному искусству, способствовать развитию эстетического вкуса, формированию прекрасного.

В российском государстве, недалеко от Москвы, средь лесов и полей, стоит городок Гжель. Давным – давно жили – были там смелые и умные, красивые и умелые мастера. Собрались они однажды и стали думать, как бы им лучше мастерство свое показать, всех людей порадовать да свой край прославить. Думали – думали и придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую – белую. И решили лепить из нее посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

А славится Гжель своим цветом. Он всегда одинаков: синий на белом фоне. Сами гжельцы любят говорить, что небо у них, как нигде в России, синее – синее. Вот и задумали они перенести эту синеву на белый фарфор. По белому фону чашки или подсвечники ведет рука художника кисточку с краской. То сильнее, то слабее нажимает на нее.

И все, что кисть рисует, становится синим и голубым. И цветы, и люди, и птицы, и трава. Всего одна краска. А какая нарядная и праздничная получается роспись

Самое особенное в гжельской росписи - это «мазок с тенями». Особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких, темных тонов до очень светлых и легких. В целом каждый мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабеывает, переходя от тяжелого, почти черного к легкому, светлому, почти белому, сливающемуся с фоном и как бы растворяющемуся в нем.

Элементы росписи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Собственная методическая разработка. Презентация посвященная 9 мая

Материал предназначен для тематического занятия, утркенника, посвященным 9 мая. Слайды сопровождаются текстом....

Приложение 1 к методической разработке презентация Блокада

Материал презентации служит приложением к методической разработке по знакомству детей с городом Санкт-Петербургом, его достопримечательностями и историей....

Методическая разработка Презентация ко Дню Победы "Поклонимся великим тем годам..."

Презентация ко Дню Победы для детей дошкольного и младшего школьного возраста. К сожелению презентацию пришлось разбить на части, т.к. ее вес намного больше и нет возможности закачать песню "Поклонимс...

Народные промыслы Сказочная Гжель Лилик Ольга Григорьевна


Сказочная Гжель

Издавна говорили гжельцы: «Не землёй кормимся, глина – наше золото»


ГЖЕЛЬ

Чудо с синими цветами,

Голубыми лепестками,

Синими цветочками,

Нежными виточками.

На белом фарфоре,

Как на заснеженном поле,

Из-под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели.



Гжель – это название поселка недалеко от Москвы, где с давних пор было развито керамическое мастерство. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. В 1724 году в Гжели появился первый завод.



Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, маслёнки, солонки, чашки, чайники, миски.

Декоративно оформляются все части предмета, замкнутым орнаментом. Ручка и носик обычно украшаются ленточным орнаментом или голубым цветом


Мастера применяют «мазок на одну сторону» или «мазок с тенями».

Мазки кладут широкими круговым движением. В нём виден постепенный переход от светлого к тёмному







Гжель

Ай да вазы, что за диво, хороши и та, и та,

Все нарядны и красивы, расписные, все в цветах!

Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо не за тридевять земель

Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель .

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда

Так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды

Есть вкусней и веселей.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Синие птицы по белому небу, Море цветов голубых Кувшины иль кружки - быль или небыль Изделия рук золотых. Синяя сказка - глазам загляденье! Словно весною капель Ласка, забота, тепло и творенье – Русская, звонкая гжель. Гжель

3 слайд

Описание слайда:

Всё гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы сохраняют свою известность и сегодня. Одно из первых мест занимает гжель – самый крупный керамический промысел по масштабам производства. Гжель - старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное в Раменском районе Московской области, 60 км от Москвы. Здесь и сейчас располагаются богатейшие залежи глин. Своё название деревня получила от слова «жгель», т.е. «жечь» или «обжечь» - всё это слова из лексикона стародревних гончаров. Гжель

4 слайд

Описание слайда:

История промысла Самое древнее упоминание о Гжели нашлось в завещании Ивана Калиты от 1328 года. Позднее Гжель упоминается в духовных грамотах других князей и в завещании Ивана Грозного в 1572-1578 годах. Начиналось всё с глины. Сама природа одарила эту местность: здесь находится Гжельско-Кудиновское месторождение жирных огнеупорных глин. Это под землей, а на её поверхности раскинулись маленькие деревушки и сёла. А много ли нашему рукастому народу надо – глина есть, руки есть – вот и славно! Широкая добыча разных сортов глины велась в Гжели с середины XVII века. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам". В 1770 году Гжельская волость была целиком приписана к Аптекарскому приказу "для алхимической посуды".

5 слайд

Описание слайда:

История промысла В XVIII веке Михайло Ломоносов, который искал секрет фарфора и по достоинству оценивший гжельские глины, написал о них столь возвышенные слова: «Едва ли есть земля самая чистая и без примешения где на свете, разве между глинами для фарфору употребляемыми, такова у нас гжельская, которой нигде не видал я белизною превосходнее». До середины XVIII века Гжель делала обычную для того времени гончарную посуду, изготавливала кирпич, гончарные трубы, изразцы, а также примитивные детские игрушки, снабжая ими Москву.

6 слайд

Описание слайда:

После 1802 года, когда была найдена светлая серая глина, в Гжели возникло производство полуфаянса, из которого делали квасники, кумганы и кувшины. Полуфаянс отличался грубым строением и малой прочностью. Около 1800 года крестьяне, братья Куликовы, нашли состав белой фаянсовой массы. Там же около 1800-1804 годов основан и первый фарфоровый завод. Павел Куликов, его основатель, научился технике изготовления фарфора. Желая сохранить секрет выработки фарфора, Куликов всё делал сам, имея только одного рабочего, но, по преданиям, Г. Н. Храпунов и Е. Г. Гусятников тайно проникли в мастерскую Куликова, срисовали горн (печь для обжига изделий) и завладели образцами глины, после чего открыли собственные заводы. Завод Куликова замечателен тем, что от него пошло фарфоровое производство Гжели. История промысла

7 слайд

Описание слайда:

К 1812 году в Гжели насчитывается 25 заводов, выпускающих посуду. Кроме посуды, в гжели делали игрушки в виде птиц и зверей, декоративные статуэтки на темы из русского быта. Блестящие белые лошадки, всадники, птички, куклы, миниатюрная посуда расписывались лиловой, жёлтой, синей и коричневой красками в своеобразном народном, гжельском стиле. Краски наносились кистью. Мотивами этой росписи являлись декоративные цветы, листья, травы. Со второй половины 20-х годов XIX века многие изделия расписывали только синей краской. История промысла

8 слайд

Описание слайда:

Вторая четверть XIX века - период наивысших художественных достижений гжельского керамического искусства во всех его отраслях. Стремясь получить тонкий фаянс и фарфор, владельцы производств постоянно совершенствовали состав белой массы. C середины XIX века многие гжельские заводы приходят в упадок, и керамическое производство сосредотачивается в руках Кузнецовых, некогда выходцев из Гжели. После революции кузнецовские заводы были национализированы. История промысла.

9 слайд

Описание слайда:

Только с середины XX века в Гжели начинается восстановление промысла, отметившего недавно своё 650-летие. В 1930-х и 1940-х здесь была сосредоточена почти половина всех фарфорофаянсовых предприятий России. В 1912 году на Казанской железной дороге на ветке Москва-Черусти была открыта станция, получившая название по местности "Гжель". Выросший при станции посёлок городского типа также называется "Гжель". История промысла

10 слайд

Описание слайда:

Чем же гжель отличается от другой росписи? Фирменный цвет гжельской росписи – сочно синий, ярко-голубой, васильковый, цвет неба и воды. Всего одна краска – синяя на белом фоне, а картина оживает, и появляются переливы синего от темного к голубому, в зависимости от нажима кисти художника. У художника всего одна краска кобальт, которая и приобретает синий цвет. Её разводят водой, покрывают работу мазками, линиями.

11 слайд

Описание слайда:

Технология производства керамики. Сейчас технологическая цепочка строится так: Формовка (литье в гипсовых формах) Сушка Ручной осмотр Контроль на трещины Обжиг (электропечь) Живописный цех. Вот за этими «производственными» словами и скрывается тайна создания Гжельских изделий и труд множества людей: в т.ч. мастеров-технологии, скульпторов, литейщиков, художников-керамистов! Гжельская глина отличается особыми качествами: высокой пластичностью и тугоплавкостью. Она жирная, т.е. в ней мало песка. Накопанная глина проходит тщательную первичную обработку: вымораживание, отмучивание, разминание. Глина - живой материал!

12 слайд

Описание слайда:

Словарь Фарфор – изделия тонкой керамики, непроницаемые для воды, обычно белые, звонкие, просвечивающиеся в тонком слое. Фарфоровое сырьё: каолин, пластичная глина, кварц и полевой шпат. Фарфор обычно получают высокотемпературным обжигом. Фаянс – изделия тонкой керамики, плотные и мелкопористые. Отличается от фарфора большей пористостью и водопоглощением, поэтому все фаянсовые изделия покрывают тонким сплошным слоем глазури. Фаянсовое сырьё: 60-65% пластичных материалов (каолин, глина); 30-36% кварца; 3-5% полевого шпата. Фаянс получают трехэтапным обжигом: бисквитным (t-1250˚), глазурным (t-1100˚) и закрепляющим рисунок (t-700-900˚). Керамика – изделия из обожженной глины. Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью. Квасник – кувшин с отверстием в центре. Кумган – сосуд, в котором в старину подавали напитки на праздничный стол.

13 слайд

Описание слайда:

Словарь Майолика – художественная керамика, т.е. покрытая непрозрачной глазурью Гжельская майолика

14 слайд

Описание слайда:

Кумган – кувшин похожий на птицу с округлым туловищем, с плоским, выгнутым носиком и ручкой - хвостом. Квасник – кувшин с отверстием в центре Словарь

15 слайд

Описание слайда:

Самый излюбленный узор – гжельская роза Иногда она изображена крупно, широкими мазками. А иногда написана тоненькой кисточкой. То мы видим букет из нескольких роз. То цветы разбросаны по всей поверхности. Бывает и так: самой розы нет, есть только ее лепестки. А еще украшают фарфор диковинными птицами и сценами из жизни людей.

16 слайд

Описание слайда:

Гжельская роспись делится на три вида: Растительная роспись. Это травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов. Кроме роз изображают маки, георгины, лилии, пионы, астры, гвоздики, ромашки. Форма у них немножко условна.

17 слайд

Описание слайда:

Орнаментальная. Прежде всего, это шашечки – несколько рядов сине-белых квадратов по бортику и поясок-отводка тоже вдоль бортика. Художники рисовали также знаменитые гжельские сетки - «гребёнки» (в виде ели), «капельки», «жемчужинки», «усики». С помощью кисти с жёстким ворсом наносится рисунок «под мрамор». Им заполняется пространство внутри, к примеру, волнистых линий, или кругов на дне тарелки. Гжельская роспись делится на три вида:

18 слайд

Описание слайда:

Сюжеты. Это природа и времена года. Это сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт и т.п. Это персонажи из русских сказок: Синие птицы, Полканы, птицы Сирины, разные Русалки, Коты-Баюны и т.п. Гжельская роспись делится на три вида:

19 слайд

В наше время под гжелью обычно понимают вид русского народного искусства – расписанные в особом стиле керамические изделия. Особенностью гжельской росписи является использование трёх основных цветов: белого, составляющего фон изделия, синего и голубого, которыми выполняется сам рисунок. Гжельская посуда и другие изделия хорошо известны не только в России, но и во всём мире.


Немногие знают, что изначально гжелью называлась местность, располагавшаяся на юго-востоке Московской области. Жители сёл и деревень, находившихся в этой местности, были прекрасными мастерами гончарного искусства. И лишь в далёком будущем название местности получил один из самых известных видов народного искусства.


Одной из причин развития именно этого промысла послужила качественная гжельская глина. Ведь, как известно, изначально определённый вид деятельности появляется именно там, где есть материал. Развитие гончарного дела в гжельской местности началось ещё в IVвеке до нашей эры. В XIV же веке гжельская земля стала центром керамического производства Руси. Именно там делали керамические изделия для самого Великого князя Ивана Калиты.




В последствии с неё делают рабочую форму для отливки изделий. Формы, в которые заливают шликер – жидкую фарфоровую массу, также изготавливают из гипса. Гипс благодаря своей пористости хорошо впитывает влагу, постепенно масса затвердевает и приобретает форму.


После этого изделия обжигаются, и художник расписывает их окисью кобальта. Процесс росписи всегда происходит только вручную, что способствует уникальности каждого изделия. Но в то же время художники не забывают и о стиле, в котором преобладают растительные орнаменты, а также различные геометрические фигуры. Также неизменным остаётся фирменное гжельское сочетание белого и голубого.


Сейчас Гжель объединяет несколько десятков сёл и деревень бывшей Гжельской волости. Это один из крупнейших гончарных центров не только в московской области, но и во всей России. Секретом популярности Гжели является не только необычный, простой, но в тоже время оригинальный и легко узнаваемый стиль, но и разнообразие форм, рисунков, и самой продукции, которые предлагают нам гжельские мастера. Гжель является символом гончарного искусства России, в том числе и за рубежом.


Провести одну линию, параллельно ей – вторую, третью тоже параллельно, но на более близком расстоянии. Четвертую еще ближе, а пятую совсем рядом; затем еще столько же линий, но в обратном порядке. Получается простейший орнамент полосы. Учимся рисовать элементы росписи «Гжель»


«Орнамент полосы из тонких линий» Дети проводят параллельные тонкие линии под разным наклоном. Орнамент строится за счет различного ритмического расстояния между линиями. В гжельской росписи часто применяют орнамент из сеточки. Используя разные наклоны и расстояния между линиями, можно получить самые разнообразные сеточки. Любой орнамент полосы можно украсить точками, но очень важно делать их правильно.


«Волнистая тонкая линия» При рисовании волнистой тонкой линии надо следить, чтобы высота и ширина изображаемых волн были одинаковыми. Сначала провести линии карандашом, а уже по карандашному следу – кистью. Сделав 5-10 таких линий, попытаться работать только кистью. Следующее задание повышенной трудности: проводить одни линии светлыми, а другие – темными.


«Широкие линии разной насыщенности» Проводить кистью широкие линии следует так: сначала - темную, затем – светлее и светлее, наконец, совсем светлую, линии делать разной толщины. Трудность выполнения широкой линии разной насыщенности заключается в том, что след на бумаге, оставаясь с одной стороны темным, постепенно переходит в более светлый, почти белый. Это достигается за счет ого, что на большую кисть (16-22) набирается краска только на одну сторону.


« Кистевой мазок с тенями» « Кистевой мазок с тенями» Одно из самых трудных заданий – мазок с тенями. Его особенность заключается в том, что одним движением кисти достигается широкий диапазон перехода цвета от глубоких темных тонов до очень светлых и легких. К середине мазка кисть становится тоньше и затем переходит в острый кончик. Мазок состоит из различных оттенков синего. Цвет постепенно ослабевает, образуя тончайшие градации от тяжелого, почти черного до легкого, почти белого, сливающегося с фоном и как бы растворяющегося в нем. На одном занятии отрабатывается мазок в одну сторону, а на следующем – в другую.


«Бутон розы» Один из самых сложных элементов росписи – бутон и цветок розы. Приступать к изображению розы можно только после того как будет отработан и усвоен кистевой мазок с тенями, т.к. роза выполняется таким мазком. Далее усваивается изображение бутона розы путем многократных упражнений и только затем- цветок розы.


«Усики, завитки, елочки, отводки, росчерки» Обратить внимание на точность выполнения каждого элемента, особые наклоны, способствующие ритмическому уменьшению или увеличению элементов, равномерное расстояние между ними, правильный выбор насыщенности каждого элемента. Казалось бы, незначительная деталь – проведение росчерка или отводка. Но истинный художник тонко чувствует красоту этих нюансов.




«Капелька» Этот элемент напоминает дождевую каплю, иногда похожую на лепесток цветка ромашки, слегка наклоненного в разные стороны. Для изображения капельки берется кисть 5-7. Она должна иметь не острый кончик, а слегка полукруглый. Кисть смачивают водой и набирают на неё краску. Затем прикасаются кистью к бумаге так, чтобы начало мазка было полукруглым. Ведут кисть вниз, чуть-чуть её приподнимая и поворачивая. При этом кисть оставляет все более тонкий след. Рядом так же кладут другой мазок. Если слегка повернуть бумагу, по окружности образуется цветок, напоминающий ромашку. При рисовании ромашки поворот осуществляют сначала в одну сторону до половины цветка, затем для второй половины – в обратную сторону. Если сделать наклон только в одну сторону, то получится изображение, напоминающее шестеренку. Если кисть не поворачивать, мазок будет прямым.

Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообразии предметов и особености росписи Гжель. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения предмета и законы композиции, научится воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Голубая сказка

Сине – голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… ГЖЕЛЬ

Гжель – старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное недалеко от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова « жгель », т. е. «жечь» или «обжечь».

С обрались умные и умелые мастера, и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. И придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую- белую. Решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

Гжельская роспись Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница.

Услышав сказку про кита, вылепил мастер маслёнку дивную На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

Лепили гжельские мастера животных и птиц

Делают в Гжели и часы

Поиграем

Кроссворд Название промысла 2. Любимый цвет гжельских мастеров 3. Элемент росписи 4. Инструмент художника 5. Приёмы работы кистью 6. Глиняная посуда обожженная в печи

Работы детей


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по ознакомлению детей с народным творчеством

знакомство детей с образцами русского народного творчества. привитие понятия искусство.учить различать и называть виды народного промысла....

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ. «Подбери сарафан матрёшке» «Укрась матрёшке сарафан»

Городское бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 85комбинированного вида Красногвардейского районаУЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С НАРОДНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВ...

Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России

Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России в целях ознакомления с народно-прикладным искусством. Изучение росписей, их элементов для дальнейшей работы детей на занятиях по художест...

Конспект открытого занятия по ознакомлению детей с народным фольклором «В гости к нам пришла матрёшка» (для детей 3-4 лет)

познакомить детей с русской матрешкой, развивать эстетический вкус, мелкую моторику, умение любоваться прекрасным; воспитывать интерес к народному быту и изделиям декоративно – прикладного искусства....