Морис Метерлинк

Синяя птица

Феерия в шести действиях, двенадцати картинах

Картина первая. Хижина дровосека.

Картина вторая. У Феи.

Картина третья. Страна Воспоминаний.

Картина четвертая. Дворец Ночи.

Картина пятая. Лес.

Картина шестая. Перед занавесом.

Картина седьмая. Кладбище.

Картина восьмая. Перед занавесом, изображающим красивые облака.

Картина девятая. Сады Блаженств.

Картина десятая. Царство Будущего.

Картина одиннадцатая. Прощание.

Картина двенадцатая. Пробуждение.

Действующие лица

(в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль.

Тильтиль.

Души Часов.

Душа Света.

Отец Тиль.

Бабушка Тиль.

Дедушка Тиль

Пьеретта.

Призраки.

Духи Тьмы.

Дух Дуба.

Дух Бука.

Дух Вяза.

Дух Тополя.

Дух Сосны.

Дух Кипариса.

Дух Липы.

Дух Каштана.

Дух Березы.

Дух Дубка.

Дух Плюща.

Тучные Блаженства.

Самое Тучное Блаженство.

Великие Радости.

Детские Блаженства.

Домашние Блаженства.

Лазоревые Дети.

Хранительницы Детей.

Король Девяти Планет.

Соседка Берленго.

Ее внучка.

Тильтиль - костюм Мальчика-с-Пальчик из сказок Перро: темно-красные панталоны, коротенькая курточка нежно-голубого цвета, белые чулки, желтые башмаки.

Митиль - костюм Гретель или Красной Шапочки.

Душа Света - газовое платье лунного цвета, то есть бледно-золотистое с серебряными блестками; от этого платья словно исходят лучи. Покрой новогреческий или же англо-греческий в духе Вальтера Крэна или же близкий к ампиру. Высокая талия, голые руки. Прическа - нечто вроде диадемы или даже легкой короны.

Фея Берилюна, она же соседка Берленго - традиционный костюм нищенок из волшебных сказок. Превращение Феи в принцессу в первом действии можно опустить.

Отец Тиль, Мать Тиль, Дедушка Тиль, Бабушка Тиль - костюмы дровосеков и немецких крестьян из сказок братьев Гримм.

Братья и сестры Тильтиля - варианты костюма Мальчика-с-Пальчик.

Время - классический костюм бога времени: широкая черная или же темно-синяя мантия, длинная седая борода, коса, песочные часы.

Материнская Любовь - костюм, напоминающий одежду Души Света, а именно: легкие, белоснежные, почти прозрачные покровы греческой статуи. Жемчуга и драгоценных камней на ней может быть сколько угодно и самых что ни на есть ярких, лишь бы это не нарушало чистой и целомудренной гармонии целого.

Великие Радости - как сказано в пьесе, блистающие одежды тонких и нежных оттенков: распускающейся розы, сверкающих на солнце вод, янтарной росы, утренней лазури и т. д.

Домашние Блаженства - платья разных цветов или, если угодно, костюмы крестьян, пастухов, дровосеков и т. п., но только приукрашенные, феерические преображенные.

Тучные Блаженства - до превращения: просторные тяжелые мантии из красной и желтой парчи, крупные, массивные драгоценности и т. д; после превращения: трико шоколадного или же кофейного цвета, как у картонных паяцей.

Ночь - широкая, черная, с огненно-золотистым отливом риза, усыпанная таинственно мерцающими звездами. Вуаль, темно-красные у маки и т. д.

Внучка соседки - золотистые волосы, длинное белое платье.

Пес - красный фрак, белые панталоны, лакированные сапожки. клеенчатая шляпа - костюм, отчасти похожий на наряд Джона Буля.

Кошка - трико из черного шелка с блестками.

Головы Пса и Кошки должны лишь отдаленно напоминать головы животных.

Хлеб - роскошный наряд паши: широкий халат из шелка или из алого, шитого золотом бархата. Высокий тюрбан. Ятаган. Огромный живот, необыкновенно толстые румяные щеки.

Сахар - шелковое платье, вроде тех, что носят евнухи, синее с белым, как бумага, в которую завертывают сахарные головы. Головной убор, как у хранителя сераля.

Огонь - красное трико, багровый, на золотой подкладке, переливчато сверкающий плащ. Шляпа с султаном из разноцветных огненных языков.

Вода - платье цвета времени из сказки «Ослиная шкура», то есть голубовато-зеленоватое, с прозрачным отливом, из как бы струящегося газа; покрой платья тоже новогреческий или же англо-греческий, но только оно шире и воздушное. Головной убор из цветов и водорослей или же из метелок камыша.

Животные - костюмы крестьянские, простонародные.

Деревья - одежды зеленого цвета самых разнообразных оттенков или же цвета древесной коры. Их можно отличить по листьям и ветвям.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

КАРТИНА ПЕРВАЯ ХИЖИНА ДРОВОСЕКА

Сцена представляет хижину дровосека, по-деревенски простую, но не убогую. Догорающий очаг, кухонная утварь, шкаф, квашня, часы с гирями, веретено, умывальник и т. п. На столе зажженная лампа. По обеим сторонам шкафа спят, свернувшись клубком, собака и кошка. Между ними большая синяя с белым сахарная голова. На стене висит круглая клетка с горлицей. В глубине - два окна с закрытыми изнутри ставнями. Под одним окном скамья. Налево входная дверь на крепкой задвижке. Направо другая дверь. Лестница на чердак. Тут же, справа, две детские кроватки; у изголовья каждой из них аккуратно сложена на стуле одежда.

При поднятии занавеса Тильтиль и Митиль спят сладким сном на своих кроватках. Мать Тиль в последний раз поправляет им на ночь одеяла и, склонившись над ними, любуется их безмятежным сном, затем машет рукой Отцу Тилю, который в эту минуту просовывает голову в приотворенную дверь. Приставив палец к губам в знак того, чтобы он не нарушал тишины, она гасит лампу и на цыпочках уходит в дверь направо. Сцена некоторое время погружена во мрак, потом сквозь щели ставен начинает пробиваться постепенно усиливающийся свет. Лампа на столе зажигается сама собой.

Дети просыпаются и садятся на своих кроватках.

Тильтиль. Митиль!

Митиль. Тильтиль!

Тильтиль. Ты спишь?

Митиль. А ты?..

Тильтиль. Значит, не сплю, если говорю с тобой...

Митиль. Сегодня рождество, да?..

Тильтиль. Нет, не сегодня, а завтра. Только в нынешнем году святочный дед ничего нам не принесет...

Митиль. Почему?..

Тильтиль. Мама говорила, что она не успела сходить за ним в город... Он придет к нам на будущий год...

Митиль. А долго ждать до будущего года?..

Тильтиль. Порядочно... Сегодня ночью он придет к богатым детям...

Митиль. А-а!..

Тильтиль. Что я вижу!.. Мама забыла потушить лампу!.. Знаешь что?..

Митиль.?..

Тильтиль. Давай встанем!..

Митиль. Нам это не разрешается...

Тильтиль. Да ведь никого нет... Ты видишь ставни?..

Митиль. Ой, как они светятся!..

Тильтиль. Это праздничные огни.

Митиль. А у кого праздник?

Тильтиль. Напротив, у богатых детей. У них елка. Мы сейчас откроем ставни.

Митиль. А разве можно?

Тильтиль. Конечно, можно, раз мы одни. Слышишь - музыка?.. Вставай!

Дети встают, бегут к окну, взбираются на скамью и открывают ставни. Комнату заливает яркий свет. Дети жадно смотрят на улицу.

Тильтиль. Все видно!..

Митиль (заняв на скамье неудобное место). А я ничего не вижу.

Тильтиль. Снег идет!.. Вон две кареты шестериком!..

Митиль. Вышли двенадцать мальчиков!..

В нас скрыто нечто, что хотелось бы познать,

но оно таится глубже, чем сокровенная мысль,- это наше сокровенное молчание.

Но вопросы бесполезны. Всякая попытка разума только мешает второй жизни, которая обитает в этой тайне.

М. Метерлинк

В истории литературы найдется немного имен, которым перо принесло высокие почести и титулы. Граф Метерлинк - среди них. На литературные заработки он построил замки и дворцы. Его слава на рубеже веков не имела аналогов. Пьесы Метерлинка шли на сценах лучших театров Европы и Америки, его эссе читались как откровение.


Родиной Метерлинка является Бельгия - небольшая страна, получившая самостоятельность лишь полтора столетия назад. Когда-то она входила в состав империи Карла Великого, потом испанской монархии, Австрии, Франции, а после падения Наполеона ее отдали Голландии. В границах нового государства, возникшего в 1830 году, объединились две народности - фламандцы (знакомые по именам фламандской школы живописи: Рубенса, Ван-Дейка и других), чей язык близок к голландскому, и франкоязычные валлоны. «Бельгийского» языка нет. Бельгийская литература тоже долго не существовала для мира, первым ее значительным явлением стала «Легенда об Уленшпигеле» Шарля де Костера (1867). Следующий шаг сделал Морис Метерлинк, опиравшийся уже не на национальный материал, а выступивший как худож-ник-космополит и выразивший тем одну из основных тенденций XX века.

Метерлинк по национальности фламандец, родился он в просвещенной зажиточной семье. Начальное образование мальчик получал в иезуитском коллеже, где обучение шло на французском языке. С ранних лет его привлекали и явления природы, и достижения гениев человеческого духа. Его мировоззрение сложилось еще в юности, когда Метерлинк заинтересовался творчеством голландского теолога XIV века Яна Рейсбрука, отмеченным чертами пантеизма, а также полными поэтических образов писаниями немецкого философа XVI-XVII веков Якоба Бёме - религиозного мечтателя и тоже пантеиста, и, наконец, произведениями одного из первоучителей романтизма Нова-лиса (конец XVIII века), который искал место человека в мире на путях, отличных от философского и художественного рационализма.

Метерлинк окончил юридический факультет католического университета Гента, после чего занялся адвокатурой. Учился и работал прилежно, но пристрастия к юриспруденции не обнаружил. Его влекло искусство. Он начал с внимательного изучения достижений человеческого разума и духа. Однако энциклопедические знания не заглушили основного свойства дарования Метерлинка - наивно-детского отношения к миру, взгляда на жизнь как на таинственную сказку, волшебную феерию.

Как многие начинающие авторы, Метерлинк сначала тяготел к поэзии. Первые его стихи вышли, когда ему был 21 год. Писал он в это время мало. Путь Метерлинка в большую литературу начался в 1889 году, когда он на ручном станке собственноручно отпечатал 25 экземпляров пьесы «Принцесса Мален» на сюжет, заимствованный у братьев Гримм. Вначале событие прошло незамеченным, но вскоре французский писатель Октав Мирбо напечатал восторженный отзыв. В нем говорилось:

«Не знаю, откуда Метерлинк и кто он, стар или молод, беден или богат. Знаю только, что нет человека, более неизвестного, чем он. Знаю также, что он создал шедевр, не один из тех заранее признанных шедевров, какие ежедневно публикуются нашими молодыми гениями, воспетыми на все лады современной визгливой лирой, или, вернее, флейтой,- но удивительный, чистый, вечный шедевр, которого достаточно, чтобы сделать имя бессмертным и заставить всех алчущих прекрасного и великого благословлять это имя,- шедевр, о котором в часы вдохновения мечтают честные, мучимые жаждой творчества художники, но которого им до сих пор не удавалось написать. Словом, Морис Метерлинк подарил нам самое гениальное произведение наших дней, самое необычное и в то же время наивное, не низшее по достоинствам и - дерзну ли сказать? - высшее по красоте, чем все, что есть самого прекрасного у Шекспира».

Слава Метерлинка зажглась практически мгновенно. За «Принцессой Мален» последовали пьесы «Непрошеная», «Слепые» и ряд других, абсолютно не похожих на все то, что было сделано в драматургии прежде. Метерлинк обратился к глубинным вопросам бытия и нашел для этого наиболее выразительную форму - иносказания, символы.

Вот краткое содержание драмы «Слепые». Группа слепцов, среди которых есть старые и молодые, мужчины и женщины, слепорожденные и потерявшие зрение, и даже помешанная, а также одна слепая со зрячим ребенком, расположилась на заброшенном в океане острове. Из разговоров слепых выясняется, что дряхлый священник - их зрячий проводник - куда-то пошел, а без него они беспомощны. Беспокойство растет, и в конце концов слепые узнают, что проводник умер.

Слышатся чьи-то шаги, но чьи? Это остается неизвестным. Лишь единственный зрячий - маленький ребенок - отчаянно кричит, возможно, от ужаса. Последняя реплика одного из слепцов: «О, смилуйся над нами!»

В «Слепых», как и в других пьесах этого цикла, нет живых характеров, нет действия, все статично. Есть только символы. Судьба слепых на острове символизирует человечество, затерянное во Вселенной. Океан - образ смерти. Мертвый проводник олицетворяет утраченную людьми религию. Каждый из калек тоже выражает определенную сторону человеческой жизни, а зрячий - нарождающееся мировоззрение. Шаги за сценой в конце можно понимать и как приход новой веры, и как приближение смерти.

Томас Манн говорил о ранних драмах Метерлинка, что они написаны «тревожным языком сновидений». Театр Метерлинка называли символистским, театром масок, марионеток и даже театром смерти. Основанием к последнему определению явилось тяготение драматурга к ситуациям на грани жизни и небытия. Но было бы неверно понимать его как театр ужасов. Мировосприятие писателя в целом было жизнерадостным. Один из основателей русского символизма, поэт и критик Николай Минский писал:

«Метерлинк один из самых убежденных, может быть, самый убежденный и наиболее подлинный оптимист в современной литературе. Приступая к чтению этого „трагического" автора, вступаешь в полосу яркого, ровного, бестеневого света. Если бы принято было давать великим писателям, как это делается относительно великих полководцев и государей, прозвища, характеризующие их судьбу и деятельность, то нет сомнений, что Метерлинк перешел бы в потомство с прозвищем „Счастливого"».

Пьесы Метерлинка производят сильное впечатление. Даже противники его мироощущения, чисто духовного, несколько мистического и не имеющего в составе ничего бытового, не забывают подчеркнуть исключительную одаренность художника. Современниками, смотревшими его пьесы вместе с ложноромангическими постановками Эчегарая, натуралистической «Властью тьмы» Толстого и психологическими драмами Ибсена, они воспринимались как четвертое измерение, как более высокий пласт мышления.

Вершиной творчества Метерлинка стала «Синяя птица» (1908) - изумительная сказка-драма для взрослых, идущая и теперь, но на утренних спектаклях. Это история о том, как мальчик Тильтиль и девочка Митиль ищут символ счастья и истины - Синюю Птицу, как сам поиск, само движение возвышают и совершенствуют их, открывают новые горизонты и как дети, вернувшись, находят Синюю Птицу у себя дома.

С 1898 года Метерлинк поселился во Франции и покидал ее лишь в годы второй мировой войны. На своей второй родине он был избран во Французскую академию, чего, кажется, не удостаивался ни один иностранец. Физическое (он увлекался - почти профессионально - боксом, а также велосипедным и автомобильным спортом) и моральное здоровье даровали Метерлинку долгую жизнь. Она не была богата событиями. Основу творческого наследия Метерлинка составляют драмы, но современникам он был известен и как эссеист, автор 24 прозаических рассуждений философско-моралистического плана и на биологические темы: «Мудрость и судьба», «Смерть», «Жизнь пчел» и другие. В них Метерлинк излагал свои взгляды, в том числе на проблемы, которые решал в драматургии. Теперь редко их вспоминают, но вот В. Солоухин в своих «Травах» с восторгом цитирует «Разум цветов».

Творчество Метерлинка составило этап в развитии литературы. Можно говорить о прямой зависимости от созданного им направления части художественного наследия Гауптмана, Тагора и других, а впоследствии Беккета. Внимательно следил за новыми постановками пьес Метерлинка его младший современник, поэт и реформатор ирландского театра Уильям Батлер Йетс, постоянно наезжавший из Лондона, где он тогда жил, в Париж. Трактат Метерлинка «Сокровище смиренных» (1894) Йетс считал одной из своих «священных книг».

Были у Метерлинка и противники. «Не восхищался» его символическими пьесами Бунин, ценивший в первую очередь ясность мыслей и чувств. Неприемлемым казалось творчество Метерлинка Ромену Роллану, выступавшему за практическую действенность искусства.

Метерлинк успел пережить свою славу. Это бывает. Еще при его жизни на фундаменте, заложенном с его участием, возникли новые художественные строения. На смену пришли новые имена, но они не отбросили в небытие творческих свершений Метерлинка. В истории литературы он остается как писатель исключительного таланта, художник-мыслитель, создатель новых литературных форм, честный певец экзальтированных раздумий, рисовавший радости и горести мира.

Статья из книги А. Илюковича «Согласно завещанию»

К двум детям приходит фея, которая просит их найти Синюю Птицу, чтобы излечить ее внучку. В помощь им она дает волшебную шапочку и души предметов. Они отправляются в путешествие в Страну Воспоминаний, замок Ночи, лес, кладбище, Сады Блаженств и Лазоревый Дворец. Однако птицы нигде не находят. Проснувшись утром дома, к ним приходит соседка, похожая на фею. Узнав о болезни ее внучки, мама детей уговаривает сына отдать девочке его горлицу. В глазах мальчика горлица превращается в Синюю Птицу. Однако при передаче девочке, птица улетает. Мальчик обещает найти новую птицу.

Рассказ учит тому, что не надо искать счастья где-то, оно всегда ждет рядом, надо только уметь его заметить.

Читать краткое содержание Метерлинк Синяя птица

В зимнюю ночь к дровосеку приходит старая и страшная женщина. Ее пускают в дом дети хозяина, Тильтиль и Митиль. Она утверждает, что им необходимо отправиться в путешествие, чтобы найти Синюю Птицу, ведь только она может излечить от болезни внучку старухи. Чтобы им помочь, она дарит Тильтилю волшебную шапочку. Если на ней крутить алмаз, то человек сможет видеть истинные души окружения. Когда мальчик повернул алмаз, все в доме начинает меняться и оживать. Старуха превращается в фею Берилюну, а домашние животные обретают внешность человека. Из различных вещей появляются их души. Внезапно кто-то постучал в дверь, и мальчик крутит алмаз. Все становится на свои места, однако Души Света, Огня, Воды, Хлеба, Сахара и Кошки с Собакой возвратиться не успели. Фея велит им также искать птицу, но большинство их них отказываются. Однако фея ведет всех в свой дворец. Там тайком души пытаются создать план бунта. Лидером выступает Кошка. Она утверждает, что если у человека окажется Синяя Птица, то он получит власть над душами всех вещей, стихий и животных. Один только Пес возражает Кошке. Фея, дети и Душа Света возвращаются и все успокаивается.

Первое место путешествия детей – Страна Воспоминаний. В этом месте они встречаются со своими умершими братьями и сестрами, а также – дедушкой и бабушкой. Они играют с детьми, а после – садятся обедать всей семьей. Перед уходом, Тильтиль и Митиль просят, чтобы им отдали синего дрозда. Однако, покинув Страну Воспоминаний, они видят, что птица стала черной.

Путники продолжают поиск и заходят во владения Ночи. Однако всех опережает Кошка и предупреждает хозяйку о прибытии гостей. Ночь не имеет права запретить людям открыть врата ее владений и только надеется, что дети ничего не смогут найти. При этом хозяйка хитрит и обманывает Тильтиля. Однако тот ее не слушает и потихоньку открывает двери комнат дворца, где живут признаки, болезни, войны и т.д. Когда он доходит до большой двери, Ночь говорит, что он уже достаточно увидел и эту точно открывать не следует, ведь здесь живут самые грозные видения. Все путники прячутся, кроме Тильтиля и Пса. Открыв дверь, они видят прекрасный сад, где порхает множество птиц с синим оперением. Путешественники радуются и ловят птиц, однако все они в скором времени гибнут, поскольку оказались не настоящими.

Далее дети ищут волшебную птицу в лесу и на кладбище, однако их опять сопровождает неудача. После они попадают в Сады Блаженств. Здесь путников Тучные Блаженства пытаются втянуть в свои забавы, но Тильтиль с помощью шапочки отстраняется от них. Немного далее дети видят иных, красивых существ и это оказываются домашние Блаженства. Они, узнав о появлении детей, призывают ангелоподобных существ – Великие Радости. Увидев Душу Света, Великие Радости величают ее как свою властительницу и просят, чтобы она откинула покрывало, и они могли познать новые Истины и Блаженства. Душа Света отвечает, что время еще не пришло. Обнявшись, она прощается с новыми знакомыми.

Последний пункт путешествия – Лазоревый Дворец в Царстве Будущего. Здесь дети встречаются с теми детьми, которые когда-то должны родиться, в том числе и со своим будущим братиком. Однако встретив Время, которое гневается, что они сюда пробрались, Тильтиль поворачивает камень на шапочке.

Путники оказываются дома, и всем пришло время возвращаться на свои места. Хлеб отдает Тильтилю пустую клетку. Хижина дровосека преображается, наступает день. Тильтиль и Митиль мирно спят в кроватках. Их будит мама, и они рассказывают ей о своем путешествии. Через некоторое время приходит их соседка Берленго, в которой дети узнают фею. Она вспоминает в разговоре о своей больной внучке, которой бы хотелось иметь горлицу Тильтиля. Мама просит сына отдать девочке птицу. Мальчик, смотрит в клетку, и видит, что вместо горлицы в ней сидит Синяя Птица. Соседка приводит внучку, которая удивительно похожа на Душу Света. Тильтиль начинает объяснять ей, как ухаживать за птицей, но та вырывается на свободу и улетает.

Картинка или рисунок Метерлинк - Синяя птица

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Бунин Темные аллеи

    В один из ненастных осенних дней, к избе, в одной части которой находилась почтовая станция, а в другой – горница, где можно было переночевать, а также покушать или выпить чаю, подъехал тарантас

  • Краткое содержание мифа Золотые яблоки Гесперид (11 подвиг Геракла)

    Новое задание придумал хитрый Эврисфей, пытаясь извести Геракла. Одиннадцатый подвиг заключался в том, что герою нужно было найти и принести три золотых яблока из сада гесперид.

  • Краткое содержание Томас Элиот Бесплодная земля

    События поэмы происходят в Великобритании, в период после завершения первой мировой войны. За основу произведения взята легенда о поиске Грааля и миф о бедном рыбаке. Книга разделена на 5 частей, не имеющих связи друг с другом.

  • Краткое содержание Королевская аналостанка Сетон-Томпсон

    С самого раннего утра мужчина с неопрятной внешностью делал свою ежедневную работу. Он раздавал кошкам куски печени. Однако в зависимости от того, насколько платежеспособным был хозяин животного

  • Краткое содержание Жан-Кристоф Роллан

    В небольшом германском городке, в семье Крафтов, увлеченных музыкой, появляется на свет малыш, его назвали Кристоф. Ребенок с ранних пор имел врожденный талант к музыке. Кристоф сочинял собственные мелодии

Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает нам об удивительной истории, которая начинается в канун Рождества. Двое детей, Митиль и Тильтиль, уже сладко спавшие в своих кроватках, просыпаются от звуков музыки, что доносятся из дома напротив. У богатых соседей в самом разгаре празднество. Вдруг в дверь стучат, и на пороге возникает старушка в платье зелёного цвета и красном чепце. Старушка стоит, опираясь на палку, она горбата, прихрамывает. Вдобавок у неё есть только один глаз, а нос похож на зловещий крюк. Она обращается к детям и призывает их отправиться искать Синюю Птицу. Берилюне не нравится, что юные герои не видят очевидного. «Нужно быть смелым, чтобы видеть скрытое», - говорит старушка и вручает Тильтилю зелёную шапочку, украшенную алмазом. По её словам, повернув алмаз, владелец шапки сможет видеть «душу вещей».

Увидеть мир другими глазами - это просто

Тильтиль следует её указаниям и поворачивает камень. И вмиг глазам мальчика открывается удивительная картина: дряхлая колдунья на глазах превращается в волшебную принцессу, а бедная обстановка хижины оживает. Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы». В действо включаются новые персонажи. Это - души Часов, Караваев. Пламя обращается в быстро двигающегося человека, облаченного в красное трико. Кошка и Пёс также приобретают человеческое обличье, хотя на них остаются маски кота и бульдога. Пёс чрезвычайно радуется тому, что, наконец, может облачить свои чувства в словесную форму и с радостными криками «Моё маленькое божество!» скачет вокруг Тильтиля. Кошка, сохраняя свою грациозность, протягивает руку Митиль. Из крана сверкающим потоком начинает бить вода, и в потоках жидкости возникает фигура девушки с распущенными волосами в будто бы струящемся одеянии. Она практически в тот же миг вступает в схватку с Огнём, ведь это - Душа Воды. Появляются и другие Души - Молока, Сахара, Света, Хлеба. Однако этот удивительный момент прерывается стуком в дверь. Испугавшись, Тильтиль очень быстро поворачивает алмаз на шапке обратно. Фея вновь предстаёт перед детьми в облике немощной старушки, стены хижины меркнут, однако Души не успевают вновь возвратиться в Молчание. Фея наущает их сопровождать детей во время поисков Синей Птицы. Кроме Души Света и Пса, тем не менее, идти никто не хочет. Фея идёт на хитрость и обещает подыскать для всех подходящие наряды, после чего уводит всех через окно. Мать и отец семейства Тилей отворяют дверь и видят лишь мирно спящих в своих кроватках малышей.

Куда привело путешествие Митиль и Тильтиля?

Далее краткое содержание «Синей Птицы» повествует о том, как дети оказываются во дворце феи Берилюны. Души предметов и животных уже переоделись в нарядные сказочные костюмы, и начали составлять заговор против детей. За главную на этом собрании - Кошка. Она говорит о том, что поработили души, и, отыскав Синюю Птицу, они окончательно завладеют ими. Но появление самой феи в сопровождении Души Света и детей заставляет их замолчать. Чтобы дети немного подкрепились перед дальним странствием, Хлеб отрезает пару ломтей от своего брюха, а Сахар отламывает свои пальчики, которые тут же вырастают вновь.

Первый пункт назначения на пути детей - Страна Воспоминаний. Туда Митиль и Тильтиль отправляются без сопровождения. Брат и сестра гостят у своих покойных дедушки и бабушки, видят своих умерших сестриц и братьев. Здесь они узнают о том, что ушедшие в мир иной будто бы погружены в сон, но пробуждаются, когда близкие вспоминают их. Отобедав со своей семьёй, дети собираются на встречу с Душой Света. Бабушка и дедушка отдают внукам дрозда, который кажется им совершенно синим. Однако как только дети покидают пределы Страны Воспоминаний, птица меняет свой окрас на чёрный.

Но нам этом странствия только начинаются. Краткое содержание «Синей Птицы» рассказывает о событиях, происходящих во Дворце Ночи, куда первой добирается Кошка. Она предостерегает хозяйку о том, что к ней направляются Тильтиль и Митиль. Однако Ночь не властна запретить человеку познавать её тайны, а потому ей и Кошке остаётся лишь надеяться, что детям не удастся поймать настоящую Синюю Птицу. Когда брат, сестра, а также Сахар, Хлеб и Пёс появляются во дворце, Ночь долгое время пытается запутать их, чтобы не давать ключи, отпирающие любые двери в здании. Но Тильтиль, не слушая её, по очереди открывает все двери. Болезни, насморк, войны скрываются за первыми тремя. За четвёртой дверью Тильтиль обнаруживает излюбленные Ароматы ночи, Светляков, Блуждающие Огоньки, Пение Соловья, Росу. Большую среднюю дверь Ночь настоятельно не рекомендует открывать и убеждает своих гостей, что за ней сокрыты настолько страшные видения, что им даже названия не дали. Все спутники мальчика, кроме Пса, прячутся. Однако Тильтиль перебарывает свой страх. По ту сторону двери открывается волшебный сад ночного света и мечты, где меж планет и звёзд порхают сказочные синие птицы. Мальчик, его сестра и каждый из их спутников ловит по нескольку птиц и выносят их, однако вскоре те погибают - им так и не удалось отыскать ту единственную, что способна выдержать

Продолжаем краткое содержание «Синей Птицы» Метерлинка. Персонажам предстоит побывать ещё в нескольких удивительных местах, где юные герои и их помощники встречаются и с опасными, коварными персонажами, и с теми, кто желает помочь им. Дети успевают побывать и в древнем Лесу, и на кладбище, и в Саду Блаженств.

Особо интересной была их остановка в Лазоревом дворце Царства будущего. Здесь они встречают Лазоревых детей - людей, которые ещё только должны родиться. Каждый из них уже приготовил для мира какой-то свой подарок. У одного это - Машина Счастья, у другого - несколько способов продлить жизнь, у третьего - машина, летающая без помощи крыльев. Здесь Тильтиль и Митиль встречают и своего братика, который только должен появиться на свет.

Возвращение домой

И вот сказка «Синяя Птица», краткое содержание которой вы сейчас читаете, возвращает нас к зелёной изгороди, за которой находится хижина Тилей. Здесь дети прощаются со своими спутниками. Хлеб отдаёт Тильтилю клетку, приготовленную для Синей Птицы, которая так и осталась пустой. А Душа Света говорит о том, что, возможно, Синей Птицы вовсе не существует, либо она меняет свой цвет, когда оказывается взаперти.

Утром, когда мать пришла будить Тильтиля и Митиль, дети начали с упоением рассказывать ей о своём ночном приключении. Это испугало мать, она послала отца за доктором. Однако здесь в доме появляется соседка Берленго, внешне очень напоминающая фею Берилюну. Услышав очередной пересказ путешествия детей, она утверждает, что им пригрезилось что-то, когда они спали под светом луны. Берленго же рассказывает о том, что её внучке нездоровится - девочка не встаёт с постели, а врач списывает всё на нервы. Мать просит Тильтиля отдать больной девочке горлицу, о которой та давно мечтала. Мальчик смотрит на горлицу, и ему кажется, что перед ним - та самая Синяя Птица.

Свой родной дом дети видят совершенно новыми глазами: кошка и пёс, огонь и вода - всё теперь кажется им живым, не таким, как раньше. Вскоре на пороге появляется соседка Берленго в сопровождении необычайно красивой девочки, которая прижимает к груди горлицу. Тильтилю и его сестре девочка кажется похожей на Душу Света. Сам Тильтиль желает объяснить своей новой знакомой, как кормить горлицу, но, воспользовавшись моментом, птица выскальзывает из человеческих рук и улетает прочь. Девочка начинает плакать, а Тильтиль пытается утешить её и обещает, что вскоре найдёт птицу.

Так заканчивается краткое содержание. «Синяя Птица» (Метерлинк - автор, которому удалось написать произведение, заставляющее по-новому взглянуть на окружающий мир) - непременно понравится и взрослым, и детям.

Пьеса-феерия на 6 действий

12 картин

Картина первая Хижина Дровосека

Картина вторая У Феи

Картина третья Страна воспоминаний

Картина четвертая Дворец Ночи

Картина пятая Лес

Картина шестая Перед занавесом

Картина седьмая Кладбище

Картина восьмая Перед занавесом, изображающим красивые облака

Картина девятая Сады Блаженства

Картина десятая Царство Будущего

Картина одиннадцатая Прощание

Картина двенадцатая Пробуждение

Действующие лица (в порядке их выхода на сцену)

Мать Тиль Полина

Тильтиль Рикетта

Митиль Ночь

Души часов Смерть

Хлеб Призраки

Огонь Насморк

Пес Духи Тьмы

Кошка Ужасы

Вода Зари

Молоко Дух Дуба

Сахар Дух Бука

Душа Света Дух Вяза

Папа Тиль Дух Тополя

Бабушка Тиль Дух Сосны

Дедушка Тиль Дух Кипариса

Пьеро Дух Липы

Робер Дух Каштана

Жан Дух Березы

Мадлена Дух Ивы

Пьеретт Дух Дубка

Кролик Сыты Блаженства

Дух Плюща Самый Сытый Блаженство

Конь Рабыни

Бык Большие Радости

Вич Детские Блаженства

Корова Домашние Блаженства

Волк Голубые Дети

Баран Охранники Детей

Свинья Король Девяти Планет

Петух Время

Коза Соседка Берленго

Осел Ее внучка

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ

Картина первая

Хижина Дровосека

Сцена напоминает хижину Дровосека, по-деревенски простую, однако не убогую. Дотліваюче костер освещает шкаф, кадку, часы с гирями, умывальник и прочее. Вдоль шкафа спят, свернувшись клубочком, собака и кошка. Справа от дверей (входных), закрытых на крепкий засов, детские кроватки, в которых сладко спят Тильтиль и Митиль. Мать, полюбовавшись ими и поправив одеяло, потихоньку идет. Вдруг лампа загорается сама по себе и дети просыпаются и садятся на кроватях. Они вспоминают, что завтра Рождество, однако праздничный дед этот раз им ничего не принесет, потому что мать сказала, что не успела сходить за ним в город. Сквозь окно они видят праздничные огни: в богатых детей уже пришел праздник, горит огнями елка. Подбежав к окну, дети видят сквозь падающий снег, как подъезжают кареты с детьми, которые идут в дом, наполненный огнями праздники; игрушки, сладости - вот что ждет богатых детей. Тильтиль и Митиль удивляются, что дети еще не едят вкусных пирожных, которые расставлены на столе, ведь так трудно удержаться, и Тильтиль серьезно объясняет сестре, что слышал, будто те дети не голодные, потому что едят, когда захотят. Тильтиль и Митиль начинают играть, как будто это им раздают пирожки (у кого больше), и представляют, как это вкусно, когда засов сам по себе отодвигается и в дверь заходит старушка в зеленом платье и красном чепці. Она горбатая, хромая, одноглазая, ходит с костылем, однако видно, что это - Фея.

Она спрашивает, нет ли у них Поющей Травы или Синей Птицы, все это нужно для ее больной внучки - она больна, потому что хочет быть счастливой. Дети обращают внимание, что она похожа на их соседку госпожа Берленго, но старуха сердится и говорит, что она - Фея Беримона и предлагает им сейчас же идти искать Синюю Птицу. Спросив, что они делали до ее прихода, и узнав, что дети играли, будто едят пирожки, она удивилась, что они не завидуют богатым детям, которые те пирожки едят на самом деле. Митиль восторженно говорит, как хорошо у богатых детей, но Фея отрицает, что в них не хуже, только они этого не видят. Она вынимает маленькую зеленую шапочку с алмазом на пряжке, который «возвращает зрение», - можно увидеть и Прошлое, и Будущее и многое другое. Она надевает Тільтілю на голову зеленую шапочку, поворачивает алмаз - и старая волшебница встает молодой девушкой, домашние предметы кажутся другими, из часов выпрыгивают Душе Часов в виде молодых дам - это «Часы твоей жизни», - говорит Беримона. «Встал Царство Истины», предметы изменились, комната наполнилась странными существами: Души Караваев, Душа Сахара, Душа Молока и прочее. Оживает Вода, Пес и Кошка начинают говорить по-человечески, как и Хлеб, Сахар, Душа Света. Фея велит идти им с детьми.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

Картина вторая

Все герои входят и останавливаются в прихожей Дворца Феи Беримони среди роскошных белых колонн из мрамора с золотыми и серебристыми капителями. Они только что оделись в великолепные костюмы, которые каждый подобрал себе сам. Тем временем дети посещают внучку Феи Беримони. Кошка собирает всех и подстрекает сделать все, чтобы дети не нашли Синюю Птицу, ведь в конце путешествия они все имеют, по словам Феи, погибнуть, так пусть лучше погибнут дети. Пес возмущен. Все ссорятся, когда появляются дети вместе с Феей и Душой Света, которой Фея Дает волшебную палочку и велит всем ее слушаться; Хлеб и Сахар кормят детей, и те должны сначала посетить своих дедушку и бабушку. «Как же мы их увидим, когда они умерли?» - удивляется Тильтиль. И Фея отвечает: «Если они живут в вашей памяти, значит, не умерли».

Картина третья

Страна воспоминаний

Дети оказываются под дубом среди сплошного молочно-белого тумана, который скоро поднимается, и видят своих дедушки с бабушкой возле дома, увитого плющом. Дети наблюдают, как будто они просыпаются и начинают говорить между собой, что вот-вот к ним должны приехать внуки, которые еще живы, ведь не случайно в стареньких появились силы. И тут из-за дерева выходят Тильтиль и Митиль. Все обрадовались. В разговоре Дедушка Тиль говорит детям, что надо обязательно вспоминать умерших, молиться за них: «Молиться - значит вспоминать...» Дедушка показывает им старого дрозда, который, оказывается, совсем синий, и Тильтиль просит дедушку и бабушку подарить им этого Синей Птицы. Те радостно соглашаются, и Тильтиль размещает птицу в клетке. Потом они встречаются с умершими братиками и сестричками, которые уже больше не растут. Все садятся ужинать к супа с капустой и пирога со сливами. Но время быстро истекает, и детям надо идти - на них ждет Душа Света. Туман сгущается. Они снова под дубом, но, взглянув на птицу, убеждаются: птица не синий, а черный.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ

Картина четвертая

Дворец Ночи

К широкой пышной зала, украшенного черным мрамором и деревом входит Кошка, чтобы заранее сообщить Ночь о визите Тільтіля и Мітілі вместе с друзьями и о том, что они уже знают: настоящий Синяя Птица - единственный, кто выдерживает дневной свет - прячется среди Синих Птиц Сновидения. Кошка пугает Ночь, что они все погибнут, если детям повезет найти Синюю Птицу. Они все идут сюда, кроме Души Света, которой сюда нельзя. Лестива коварная Кошка предупредительно говорит детей, которые только что вошли, она предупредила Ночь и та любезно их примет. Ночь не может не покориться человеку и поэтому отдает Тільтілю ключи от своих дверей, предупредив, что это опасно и не стоит этого делать. Действительно, за разными дверями скрываются то Призраки, то Ужасы, то Болезни, найбезневиннішою из которых является Насморк. За одной дверью находятся войны, они страшные и сильные, так что все вместе едва сумели, навалившись на дверь, закрыть их. Так они подходят к двери, которые Ночь особенно тщательно защищает, пугая детей, что еще никто оттуда не возвращался. У дверей остается лишь Тильтиль, который решился все же отпереть дверь, и Пес, который не может покинуть хозяина - свое божество. Но именно за этими дверями были звезды, что сияли огнями, Ночные Ароматы, Светлячки и прозрачная Роса. А главное - за ними открывался сад мечты и ночного света, а в небе, порхая с одного лунного луча на другой, летали многочисленные синие птицы. Дети и Пес наловили их много и радовались, не слыша, как Кошка и Ночь тоже радовались, потому что настоящий Синяя Птица был слишком высоко. Когда они все вышли из Дворца Ночи, то перед Душой Света не успели даже вволю нахвалиться, как увидели, что все птицы черные и мертвые. Душа Света утешает: «Не плачь, моя деточка... Того единственного Синей Птицы, который выдерживает дневной свет, ты еще не поймал... И мы его найдем».

Картина пятая

Лес стоит залитый лунным сиянием. Старые деревья дремлют, когда входит Кошка, которая, поклонившись деревьям; говорит, что вот сейчас к ним идут дети Дровосека, их ожесточенного врага, и время с ними поквитаться, потому что они хотят найти Синюю Птицу, который знает Тайну. Она рассказывает, что спутники детей - Огонь, Сахар, Вода и Хлеб - на их стороне. Вот разве что Хлеб ненадежный! А за детей только Душа Света и Пес, и она подговорила детей убежать, пока Душа Света спит. Тон Кошки сразу меняется, как только она увидела Тільтіля, Митиль и Пса. Кошка говорит, что попросила Кролика дать барабаном сигнал общего собрания для всех зверей. Пес ей мешает, и она легко учит Тільтіля ударить Пса. Митиль защищает Пса и не дает его прогнать. И в дальнейшем Кошка учит Тільтіля, чтобы тот дал привязать Пса Духовые Плюща, а сама возвращает волшебный алмаз на шапочке парня, и все духи деревьев и зверей оживают и становится очевидным их враждебное отношение к человеку. Дух Дуба - старый, седой - говорит Тільтіля: «Знаю, знаю: ты ищешь Синюю Птицу, то есть ты хочешь разгадать величайшую тайну Бытия, Тайну счастья, - разгадать для того, чтобы Люди нас потом окончательно уярмили...» Он не обращает внимания на слова мальчика о помощи внучке Феи Беримони и отдает приказ уничтожить детей. И горе было бы им, если бы не верный Пес, который вырвался от Плюща и бросился защищать детей со всей отчаянностью любви, да еще и в Тільтіля оказался нож. Но и это бы не помогло, если бы вовремя не подоспел Душа Света. Она сказала, что нужно было только повернуть алмаз на шапочке - и все бы пропало. А еще сказала такие слова: «Теперь ты понимаешь, что в этом мире Человек - один против всех...» Кошка, появившись, как всегда врет, что и она пострадала, и ей верят все, кроме Пса.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ

Картина шестая

Перед занавесом

Входят Тильтиль, Митиль, Душа Света и Пес, Кошка, Хлеб, Сахар, Вода, Огонь и Молоко. Душа Света извещает детей о том, что она получила записку от Феи и и велит им побывать в полночь на кладбище, чтобы спросить мертвецов о Синей Птице. Идти туда они должны сами.

Картина седьмая

Кладбище

Ночь. В лунном свете сельское кладбище. Митиль расспрашивает Тільтіля о мертвецах и очень боится и умоляет его не возвращать алмаза. Их представления о неживых пропитаны ужасом. Но когда Тильтиль вернул алмаз, раздвинулись плиты и могилы и оттуда медленно поднялись целые снопы цветов. Кладбище постепенно превратилось в дивный сад. Распускаются цветы, в ветвях шелестит ветер, гудят пчелы, просыпаются птицы, распевая гимны Солнцу и Жизни. Митиль шарит в траве, удивляясь, где же мертвые. «Мертвых нет...» - отвечает Тильтиль.

Картина восьмая

Перед занавесом, изображающим красивые облака

Все герои собрались вместе, и Душа Света говорит, что сегодня ее словно осенило: «Мы сейчас стоим у входа в Волшебные Сады, где под присмотром Судьбы живут все земные радости и блаженства...» Их отделяет от пещеры Несчастий тоненький дымка, так что следует быть осторожными. Пес, Хлеб и Сахар должны идти с детьми, другие останутся. Кошка может поступать как захочет (она соглашается пойти, чтобы навестить малейших своих друзей Несчастий, которые живут рядом с Блаженствами). А сама Душа Света закутывается плотно в накидку, чтобы пойти с ними, потому что «на свете есть много Блаженств трусливых и несчастных», они могут ее испугаться.

Картина девятая

Сады Блаженства

Герои входят в зал, убранство которой напоминает искусство художников венецианского и фламандского Возрождения. Посередине тяжелый роскошный стол с диковинными яствами, за которым едят Найситіші Земные Блаженства - огромные, тяжелые, одетые в бархат и парчу. Душа Света говорит, что, возможно, Синяя Птица и залетал к ним на минутку, и это маловероятно. Заметив гостей, Блаженства хотят пригласить их к столу, Душа Света предупреждает, что нельзя соглашаться, потому забудут, за чем пришли. Их встречает самый сытый из Блаженств - Блаженство Быть Богатым и представляет своих родственников: Блаженство Быть Владельцем, Блаженство Уставшего Честолюбия, Блаженство Пить, Когда Уже Не Чувствуешь Жажды и Блаженство есть, Когда Уже Не Чувствуешь Голода, Блаженство Никого Не Знать - глухой, как стена, Блаженство Никого Не Понимать, Блаженство Ничего Не Делать, Блаженство Спать Больше, Чем Нужно. На вопрос Тільтіля, не видели ли они Синюю Птицу, ему отвечают, что тот не съедобный, так и не интересует их. Тем временем меньшие блаженства уже затащили к столу Пса, Хлеб и Сахар, и сколько бы Тильтиль не звал их, даже Пес не слушался. Сытые Блаженства начали силой тащить к столу и других. Душа Света велела Тільтілю вернуть алмаз, и сразу все изменилось: вместо Пышного банкетного зала открылся «тихий сад бездумного, погожим покоя», а сами Блаженства «сморщиваются, будто проколотые пузыре», щурятся от непривычного для них света и, увидев друг друга в своем настоящем виде, мерзки и жалки, бегут к Пещеры Несчастий, где уже ждут на них брань, угрозы и проклятия. Тильтиль, осматривая сад, спрашивает, где они есть, и Душа Света отвечает: «Все мы на том же месте, изменилось лишь твое восприятие вещей». И вскоре к ним приближаются Блаженства, не боятся света, - Блаженство Быть Здоровым, Блаженство Дышать Воздухом, Блаженство Любить Родителей - все они живут в каждом доме, только их не замечают, как и многих других. Вот к ним направляются и Большие Радости. Они почему-то не смеются. Блаженство Быть Здоровым, представляя их, отмечает, что Большая Радость Быть Справедливым улыбается всегда, когда нарушена справедливость восстанавливается, но это бывает не часто. За ней Радость Быть Добрым, ее так и тянет к несчастий - утешать. А там еще Радость Завершенного Труда, Радость Понимать, еле видно Большую Радость Любить, ведь она открывается полностью только взрослым. Когда к ним подходит Радость Материнской Любви, Тильтиль и Митиль узнают в ней черты своей матери, только она здесь красивее и моложе. И Материнская Любовь говорит, что молодеет от каждой улыбки ребенка, дома этого не видно, но это так. Дивясь на ее богатое платье, Тильтиль спрашивает, где же она то богатство прятала, и та говорит: «...она всегда на мне. Все матери богатые, если они любят своих детей... Нет ни бедных матерей, ни некрасивых, ни старых...» А когда они грустят, то стоит им поцеловать ребенка или ощутить ее поцелуй, как слезы их превращаются в звезды. Надо только быть внимательными к матерей и всегда видеть их глазами Любви. Она благодарит Души Света за доброе отношение к ее детей, и все они тепло со слезами на глазах прощаются с Душой Света.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ

Картина десятая

Царство Будущего

В необъятных залах Голубого Дворца дети ждут своего рождения. Бесконечные ряды сапфировых колонн поддерживают бирюзовое своды. Дети, одетые в длинный голубой одежду, занимаются каждый своим делом. Сюда можно зайти только детям и Души Света. Митиль говорит, что уже здесь они обязательно найдут Синей Птицы, тут же все голубое. Тильтиль разговаривает с одним Ребенком и говорит, что рождаться хорошо и интересно и что лучшие люди на земле - это матери, а еще бабушки. Вот только жаль, что они умирают. И от этого в Тільтіля на глазах появляются слезы, похожие на жемчуг. А Ребенок рассказывает, что должен родиться через двадцать лет и изобрести Машину Счастья. Здесь каждый собирается идти на Землю со своими изобретениями, умениями, талантами и... преступлениями. Среди них и тот, кто имеет создать Всеобщую Конфедерацию Планет Солнечной Системы, и тот, кто должен уничтожить на Земле Несправедливость, и тот, кто должен победить Смерть. С пустыми руками на Землю не пускают - у дверей стоит седой старик по имени Время. Один Ребенок говорит, что будет их братиком, однако несет она с собой аж три болезни, так скоро и уйдет от них - это от нее не зависит. Тут Время открывает двери для тех, кому предстоит родиться, он невмолимий, с ним невозможно договориться, и поэтому разлучает двух влюбленных, которые знают, что разминутся на Земле и уже никогда не увидятся. Дети садятся на корабль, якорь поднят, паруса несут их удаль. И здесь Время увидел Тільтіля, Митиль и Душу Света, он разгневанно кричит, и Тільтілю велят вернуть алмаз, чтобы Время их не заметил. Под покрывалом в Душе Света спрятано Синей Птицы.

ДЕЙСТВИЕ ШЕСТАЯ

Картина одиннадцатая

Прощание

На рассвете все герои оказались перед калиткой в стене и не сразу узнали собственный дом, откуда они пошли год назад. Им не терпится побежать к матери, но Душа Света говорит, что надо подождать. Скоро придет Фея спросить о Синей Птице, а его нет. «Пожалуй, Синяя Птица или совсем не существует, или меняет цвет, как только его запирают в клетку...» Она предлагает Воде, Огню, Хлебу, Молоку и Сахару прощаться с братом и сестрой, ибо скоро они не смогут говорить. Все растроганно прощаются, но нет нигде Пса Тело и Кошки Тілетти. Вот, слышать ее голос, ведь ее кто-то мучает. Оказывается, Тело решил ее наказать за зло и коварство, однако хитрая Кошка снова ложью заставляет себя пожалеть, прощаясь, говорит детям: «Я люблю вас обоих столько, сколько вы того заслуживаете...» Пес горячо любит детей и готов сделать для них что угодно, даже научиться «читать, писать, тратил домино!..» Но время прощания наступил, и калитка открывается.

Картина двенадцатая

Пробуждение

В тех же декорациях, что и в первом действии, все и все на своих местах. Дети спят в кроватках, когда заходит их разбудить Мать Тиль. Тильтиль смотрит на Мать, как на чудо, и нежно целует ее. Он удивляется, была его путешествие, потому что мать говорит, что он все время был дома, не выходя из комнаты, спал. Тильтиль радостно обнимает ее и говорит, что здесь она еще прекраснее, чем в Садах Блаженства, что он ее любит такую, как есть. Мать думает, что дети заболели, и зовет отца, и тот их не считает за больных. В это время заходит соседка госпожа Берленго, которую дети называют Феей Беримоною, и говорят ей, что не зашли Синей Птицы. Взрослые ничего не могут понять. Когда речь зашла о внучке соседки, и сказала, что она бы хотела иметь Птицы Тільтіля. И мальчик вспоминает о клетку со своим птицей, а когда получает ее, то видит, что его горлица, которая была совсем другой, теперь синяя. Вот где действительно был Синяя Птица! Они отдают его соседке, а та искренне радуется и идет. И через некоторое время она возвращается с білявенькою девочкой - то ее внука. Беринго рассказывает, что и, увидев птицу, ожила, начала ходить. Тильтиль поражен: девочка удивительно похожа на Душу Света. Митиль с ним соглашается. Соседка толкает девочку в объятия Тільтіля, чтобы и поблагодарила мальчику птицы. Девочка разговаривает с парнем о том, чем кормить птицу, как удерживать. Тильтиль хочет показать ей что-то и протягивает руки к горлицы, девочка инстинктивно противится, а горлица вдруг, воспользовавшись ситуацией, вырывается из рук и летит.

Девочка рыдает, а Тильтиль, утешая ее, обещает поймать Синюю Птицу (горлицу). Он обращается к зрителям со словами: «Мы вас очень просим: если кто-нибудь из вас ее найдет, то пусть принесет нам - она нужна нам для того, чтобы стать в будущем счастливыми...»

Перекл. с французского С. Грицюка