Мотив происходит от французского motif , который в свою очередь произошел от латинского moveo двигаю . Другими словами:

Мотив – это главный двигатель наших действий или то, что является главной причиной побуждающей нас к действию.

В психологии по А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну, мотив одно из ключевых понятий в разработанной ими Теории деятельности . Они назвали его «опредмеченная потребность », но общепризнанного определения, что такое мотив не существует. Все его определения сводятся к таким понятиям как: намерения, потребности, желания, побуждения, соображения, цель, состояние, свойство личности и другим им подобным.

Для нашего восприятия, мотив является синонимом слова желание или потребность, с еле заметной разницей между ними. Разница действительно не сразу заметна.

Если последовательно описать процесс, побуждающий нас к действию, чем по определению и является мотивация, это будет выглядеть приблизительно так:

потребность -> желание -> цель .

Например, мы хотим есть. Голод это потребность , которая вызывает у нас желание . Желание побуждает нас искать пищу, то есть цель . В данном примере, нашим мотивом является желание, так как именно желание подталкивает нас что-то делать.

Но бывают и другие примеры. Я не хочу кушать, и желания искать пищу у меня отсутствует. Нет потребности, нет желаний, но мой рассудок, подсказывает мне, что чувство сытости это ненадолго, и лучше заранее обеспечить себя провизией. Это называется мотивацией , я прокручиваю возможность будущих своих потребностей, вызывая в себе желание, подготовится к этому заблаговременно. Здесь уже не сама потребность стала причиной желаний, а мотив, предусмотревший эту потребность заранее.Мотив занял место потребности.

Когда наши размышления касаются экзистенциональных вопросов, вроде: «жить, чтобы кушать, или кушать, чтобы жить », желание кушать становится второстепенным, и уже не желание диктует цель, а цель диктует желание. В этом примере цель становится стимулом к действию, а значит, именноцель выступает в качестве мотива.

Или ещё пример. Если нам необходимо, что-либо сделать, а желание отсутствует, мы задаёмся вопросом: «зачем мне это нужно? » Таким образом, мы ищем мотив, который аргументирует наши намерения. В этом случае мотив созвучен слову смысл .

Таких примеров, можно приводить ещё много, и все они будут свидетельствовать что, в зависимости от ситуации, мотивом может быть любое наше психологическое проявление (намерение, потребность, желание, соображение, состояние и т. д.), которое стимулирует к действию.

Потребность - вид функциональной или психологической нужды или недостатка чего-либо для поддержания жизнедеятельности и развития человека. Являясь внутренними возбудителями активности, потребности проявляются по-разному в зависимости от ситуации (Материал из Википедии - свободной энциклопедии).

Потребность это то, что толкает человека к активным действиям. Это необходимость, которая побуждает человека к каким либо действиям, направленным на удовлетворение своего желания.

Желание (конкретизированная потребность) - потребность, принявшая конкретную форму. Желание это то, как мы эту потребность понимаем, основываясь на наших чувствах и ощущениях.

Например: человек хочет есть. Это элементарная потребность, основанная на инстинкте самовыживания. Человек легко распознает эту потребность. Она проста в ощущениях, понятна и ее сложно спутать, с какой либо другой потребностью. Однако многие путают. Есть потребность в потреблении жидкости, и есть потребность в потреблении еды. Сосредоточенны они в одном месте. Но что именно человек хочет и в чем его потребность, он не может распознать в силу определенных обстоятельств или внутренних нарушений в ощущениях и чувствах. Ему чего-то хочется, но вот именно чего, он не понимает. Порой ощущения очень похожи и по ошибке человек может не пить а есть, в попытке удовлетворить свою нераспознанную потребность, нанося своему организму вред. В итоге состояние удовлетворения не приходит. А ощущения в большей степени негативны.

Желание это то, как мы понимаем свою потребность. Желание это наше понимание своей внутренней необходимости. Например: у человека есть желание достичь успеха в карьере. Это желание. То, что мы можем назвать и разработать, как план действий это есть желание. Потребность нельзя выразить иначе как через желание. Потребность это набор ощущений, которые находятся внутри организма. Потребности свойственно по мере ее реализации, приносить состояние удовлетворения, либо когда она реализована, на ее место приходит другая потребность.

Например: человек хочет достичь определенного уровня в карьере. Он делает для этого определенные шаги, процесс продвигается, но вот однажды он уже не чувствует этой потребности… она уже не существует. Человек чувствует усталость, напряженность, отсутствие желания это делать. Другими словами уже нет необходимости двигаться в этом направлении. Но как же так? Ведь человек еще не дорос до уровня генерального директора или владельца бизнеса? Это говорит о том, что потребность уже реализована, а дальше идти, уже смысла нет. Дальше это будет уже желание привнесенное.

Когда человек реализовал свою потребность на смену ощущению желания приходит ощущение удовлетворенности и радости. Когда же человек не реализует свою потребность у него совершенно противоположные ощущения. Наличие неудовлетворённых потребностей у человека связывают с напряжением и дискомфортом, несоответствием внутреннего (желаемого) и внешнего (реального), которые являются побудителями и мотивацией активности. Наличие неудовлетворённых жизненно важных, витальных потребностей может привести к смерти. Неудовлетворенные потребности более высокого уровня несут в себе опасность всевозможных заболеваний, в том числе и психологических. Депрессия – одно из самых распространенных заболеваний связанных с неудовлетворенными потребностями человека.

Итак, человек построил в своем сознании карьерную лестницу и стал предпринимать действия по ее реализации. Он видел себя в верху этой карьерной лестницы, уж не меньше чем владельцем собственного Бизнеса!

Он чувствовал в самом начале пути в себе эту потребность, и все что он делал, у него хорошо получалось. Он себя мотивировал, и это приносило ему радость и удовлетворение. И он продолжает делать действия, ведущие его к желаемому. Но когда он начинает действовать и реализовывать дальше, оказывается, что состояние удовлетворения он достиг на какой то ступеньке, а дальше у него на первый план выходят совершенно другие потребности, а эта уже не активна. И то, что он делает дальше в направлении данного желания – это уже «Сизифов» труд, то есть становится катастрофически тяжело. На это уже нет энергии, нет сил и нет желания. И все чаще возникает вопрос: А зачем мне это надо? Выполнять привнесенные и не свои потребности, тяжело и сопряжено с потерями, которые приводят к серьезным проблемам.

Потребности – это проекция наших задач на земле. Под каждую потребность есть силы. Если у человека есть потребность, то есть силы и есть энергия для ее реализации. Если потребности нет, то реализация того желания, которое уже не актуально, или привнесенное (не его), пойдет за счет энергии «выделенной» на реализацию другой его потребности.

Мы живем в век всеобщего потребления и многое нам сегодня навязано чужой идеологией. Промышленность и торговля нуждаются в потребителе, обогащающего их, поэтому в нас и воспитывают этого потребителя, всячески популяризируя всякого рода «обладай», «имей больше, лучше». И на уровне государства в том числе. Особенно печально, когда вместо жизненно необходимого, тебя подталкивают владеть чем-то на грани (или вообще за гранью) твоих возможностей и твоих потребностей. Бери машину, потом оплатишь! Как, еще нет загородного дома?! А достаточно ли у тебя финансов, чтобы считать себя состоявшимся человеком? Все это навязывается нам в угоду тем или иным потребностям других. Зачастую это не то, что нам действительно нужно, и не то, что мы из себя представляем. Мы словно втянуты в эту всеобщую игру, в популяризацию чужих потребностей. Человек – явление социальное и эти социальные потребности нам навязаны. И мы берем на себя ответственность за реализацию этих потребностей. А в чем ответственность? В достижении чужих целей… Человек включается в эту игру, взамен он получает что-то материальное. Он проявил ответственность, вложил много труда, он использовал свое качество или свое умение для достижения какой-то цели, которая на самом деле может и вовсе не являться целью. Или является не его целью, поскольку ему вменена, навязана. Это не всегда приносит человеку удовлетворение в душе. Это часто приводит к неудовлетворенности и «сгоранию» как духовному, так и физическому.

В эпоху потребления все смешалось и нам нужно возвращаться к нашим основным ценностям, которые всегда были определяющими в человеке. В них не нужно убеждать, потому что человек интуитивно их выбирает и с ними соглашается.

Как отличить за ворохом всех потребностей, где свои, а где чужие? Надо просто начать действовать. Действие – это «лакмусовая бумажка» показывающая твоя это потребность или нет. Как только человек начинает действовать в направлении реализации потребности, у него возникает либо чувство удовлетворения, либо негативные ощущения. Либо ничего не выплывает – какое то оно никакое. Первых ощущений вполне достаточно, что бы понять, что человек занялся не своим делом. Достаточно сделать первый шаг и сразу становится видно твоя ли это потребность. Если при действии вдруг возникает ощущения нехватки сил, на то что бы продолжать и делать, нет состояния удовлетворения, нет желания. Если нет желания – значит - нет потребности. И даже если человеку говорят, внушают, манипулируют: «Ты должен! Ты просто обязан!» - но нет желания, нет сил, значит это не его потребность. Что делать в таком случае? – Каждый делает свой выбор. Если человек не против сделать это и чувствует что в принципе он ничего не теряет и это ему не в тягость, то он может позволить себе это сделать. Если же он не согласен – он имеет право сказать «НЕТ». Если человек может сказать «Нет» – он этого делать не будет. Он понимает, что ему навязали эту потребность. Но если он пообещал, либо он зависим, бывают и такие ситуации, как бы ему не рассказывали, что это не его, человек все равно это будет делать. Это выбор человека. И смысл заключается в том, что бы постепенно перейти к тому, что бы все-таки, реализовывать свои потребности.

Человек, устроившийся на работу, получивший работу как наемный служащий - реализует как ключевую - потребность владельца бизнеса или компании, а не свою. Бизнес, в большинстве своем, построен так, что потребность подчиненного, она удовлетворяется только в деньгах. Если же есть совпадение потребностей одного человека и другого и удовлетворяются несколько потребностей – тогда это хороший союз. Все силы складываются и реализуются потребности и быстрее и эффективнее.

На каждом этапе, по мере эволюционного развития человека, какая то потребность становится ведущей. Если мы рассмотрим пирамиду А. Маслоу, то мы видим, что потребности выстраиваются по мере развития человеческой личности. И по мере того как человек растет, какие то потребности становятся ведущими. И чем выше потребность по этой иерархической лестнице, тем меньше человек зависим от физиологических базовых потребностей. А. Маслоу описал основные. С точки зрения философии и медитативной техники йоги, можно увидеть, что уровень каждой чакры, уровень каждого позвонка в позвоночнике человека, дает очень много оттенков потребностей. Например, потребность иметь много денег - это потребность доминирования в обществе. Эта потребность ощущается с точки зрения медитативных техник в районе позвоночника на уровне пупа. Эта потребность, связана с карьерой, деньгами, бизнесом, и у человека именно в этом месте проявляется эта необходимость. Эти потребности выходят на первый план точно так же, как и физиологические потребности. Только частота физиологических потребностей чаще, в еде, в питье, каждый день. А такие потребности, как стабильность или желание определенного дохода, более сложные в ощущениях и чувствах, но они такие же важные и требуют реализации. Всегда есть среди всех потребностей человека ведущая, которая периодически напоминает о себе, настойчиво и упорно дает о себе знать.

Потребность – это ориентир – если говорить языком йоги – это ориентир к развитию самого человека. Физиологические потребности –побуждают человека постоянно заботится и нарабатывать новый опыт. В природе постоянно все меняется и даже для того, что бы решить вопрос с основными потребностями, человеку надо постоянно предпринимать определенные действия, зарабатывать, искать варианты решения и реализации ее. Но для того, что бы перейти к следующему уровню потребностей, которые так же есть у человека и которые необходимо удовлетворять, человеку надо оптимизировать работу по регулярному удовлетворению ежедневных базовых потребностей.

Сказка про Лягушонка.

Жил был в одном болоте маленький лягушонок. И вот как-то на большой праздник, лягушата организовали, соревнование по бегу и прыжкам. Цель этих соревнований была – забраться на высокую башню. Очень высокую. Собралось много зрителей, которые хотели посмотреть на эти соревнования и посмеяться над участниками. Ни кто из зрителей не верил в то, что кто то из лягушат сможет забраться на такую высокую башню. Слышны были реплики: «Это слишком сложно!», «Ни кто из них НИКОГДА не заберется на вершину!», «Нет шансов! Башня слишком высокая!». Но соревнования начались, и лягушата побежали вперед. Наш маленький лягушонок, очень захотел забраться на вершину башни. И он так же принял участие в этих соревнованиях. Спустя немного времени некоторые из лягушат начали падать с башни, один за другим, не удержавшись. Лишь некоторые, у которых «открылось второе дыхание», все еще стремились вперед. Зрители продолжали кричать: «Это не реально» Это слишком сложно! Они не смогут!». Еще больше лягушат стало падать с высоты башни. И лишь наш герой все прыгал и прыгал вперед. В конце концов, он остался один и добрался до вершины башни. Зрители примолкли, но всем было любопытно, как же он смог туда добраться??? И кто-то его спросил об этом. Но оказалось…. Что наш герой был просто глухой, и ему очень хотелось забраться на вершину башни и посмотреть оттуда на мир вокруг их болота. Мораль этой басни проста: если ты имеешь потребность и у тебя огромное желание, то и силы и энергия на реализацию данной потребности у тебя есть. И у многих не получится то, что получится у тебя. А слушать других пессимистов или не слушать – выбор каждого. Может и не слушать, но прислушиваться и не к пессимизму, а к рациональным подсказкам, помогающим реализовать потребность.

Умение осознавать свои потребности – это очень важно. При понимании и определении своей потребности надо быть осознанным. Тогда и ее реализация пройдет быстро и успешно.

Мой преподаватель по массажу рассказывал такую историю:

Он однажды сдавал экзамен по иглоукалыванию. Экзамен принимали прямо на практике. Надо было вставить иголку в большой палец ноги – это очень болезненная процедура. И преподаватель – китаянка – обучение проводили Китайские специалисты - она преподавала, но секреты не раскрывала. И условия экзамена было тем, что бы человек поставил иголку безболезненно. Ее просят – покажите – она показывает, потом следом ученик Берет и ставит – человеку больно. Пациент подпрыгивает от боли, чуть ли не до потолка. Мой преподаватель заинтересовался процессом. У него включилась потребность познавательная не потребность сдать экзамен – а потребность знать, как это делается. Его заинтересовало, а почему болит? И он подошел к этому с другой стороны. Если все скучились и смотрели на то, как она ставила иголку, а он подумал, что если все так смотрят и ничего не видят, значит надо изменить точку зрения – угол зрения. Он присел и стал смотреть снизу. И увидел, что преподаватель большим пальцем другой руки пережимала нерв под большим пальцем ноги и другой рукой ставила иглу сверху. А все кто смотрел сверху – этого не видели. И когда он уже подошел сдавать экзамен, и только положил палец и зажал нерв на большом пальце ноги пациента, преподаватель сказала: «Все, можете не ставить, вы свободны, вы сдали экзамен». Большую роль играет то, что нужно идти за своей потребностью. Если есть потребность познавательная, то надо идти за ней, а не бояться что вот не сдам экзамен. Его потребность было узнать, а как оно устроено, как оно действует, а не просто получить хорошую отметку и сдать экзамен. По сути то, что происходит в наших институтах, не совсем гармонично, потому что оно идет вразрез с основными потребностям человека, это привнесенные потребности. Ученику не интересно. Если ему не интересно преподали, то у него потребность просто сдать, а не получить результат или знания.

У человека существует пять уровней сознания, которыми он воспринимает мир, окружение и соответственно с этим совершает свои действия:

Первый уровень сознания – уровень чувств. Чувства имеют пять органов: вкус, слух, зрение, обоняние, осязание. Функцией чувств является обеспечение безопасной ориентации в пространстве, определение предметов. Чувства проявляют интерес ко всему, и им свойственно притягиваться ко всем объектам без разбора. Каждое отдельное чувство желает наслаждаться наперебой с другими чувствами, из-за этого от них исходит беспокойство. В наших чувствах отсутствует знание, память, и именно поэтому в них говорит только безумие.

Второй уровень сознания – уровень ума. Функцией ума является собирать и перерабатывать поступившую информацию из пространства. Уму свойственно ублажать чувства своими фантазиями, образами и мышлением. Ум определяет чувствам, что приятно для них, а что неприятно. Ум является шестым чувством, который властвует над всеми остальными чувствами.

Третий уровень сознания – разума. Разум тоньше ума и имеет способность влиять на него. Нашему разуму свойственно понимать, осознавать истину. Функцией разума является определение, что благостное, а что не благое, что полезное, а что вредное. Чем выше у человека цель, тем сильнее разум. Разум обладает знанием, ведущим к истине, и он может убедить ум отказаться от безумных деяний. Разум обладает качествами постоянства и решимости.

Четвертый уровень сознания – Души. Ее истинная природа – вечность, знание и блаженство. Душа обладает естественной, безусловной Любовью.

Пятый уровень сознания – Духа. Он имеет Божественную природу. Образ и подобие Бога.

Желания и потребности — совсем разные вещи. Часто люди принимают потребность за желание. Потребность исходит от . Потребность – это нужды, необходимые для существования человека. Человеку нужно понимать, где исходит желание, а где потребность, говорящая из души или плоти. Нашу жизнь определил Бог, и Он предоставил для нас все необходимое, такова Его Воля. Птицы не заботятся, что им есть и пить. Каждое животное нуждается в питании, жилище, сне и размножении. Каждое растение нуждается в солнце, воде и земле. Даже в пустыне оно находит воду, своими длинными корнями. Так же и человек имеет свои природные потребности. Он ест, пьет, строит дома или квартиры, создает семью, продлевает свой род, трудится для обеспечения нужд. Ими всеми движет их естественная потребность, а не желание. Бог – мудр и разумно все построил, во всем существует свой индивидуальный порядок. В каждом живом существе звучит своя потребность. Корова не будет питаться мясом, а хищный зверь не будет питаться травою. Рыба не может жить на суше, а птица в воде. А человек создан по образу и подобию Бога, именно этим он отличается от животного и растения. Человек не только нуждается в своих потребностях плоти, но и удовлетворении нужд души – это вечность, знание (осознанность) и блаженство (счастье и радость).

Всевышний вложил в Душу человеческую свою Волю и качество:

  • честность, справедливость и смирение;
  • любовь, милосердие и сострадание ко всем живым существам;
  • созидание, творчество и одухотворение мира;
  • слияние с Богом и пребывание в Его обители.

Эти качества так же являются и потребностью нашей души. А если есть естественная потребность, то она всегда движет нами на свое удовлетворение. В этих качественных потребностях заключен смысл нашего существования и указан путь его достижения. Честность, справедливость и смирение – движут нами, и приводят к . Любовь — имеет потребность проявлять милосердие, сострадание, созидать и одухотворять мир. А созидание — делает нас подобным Богу, приводит к слиянию с Ним и отбытию в Его обитель. Не возможно без честности и смирения изливать из нашего сердца истинную Любовь. Не возможно без Любви, по настоящему, проявлять творчество, искусство, созидать – это будет лишь фальшь, неполнота и иллюзия. А так же не возможно без созидания уподобиться Богу и достичь Его обители. Наша душа, по потребности своей, питается Богом и чтобы удовлетворить свои нужды, она всегда ищет своего источника блаженства — Бога. Так устроена Богом наша природа, такова Его Воля.

Как каждое растение, по Воле Божьей, имеет потребность в солнце и всегда следует за ним. Как любое животное, чтобы утолить голод, ищет себе пропитание. Человек по зову потребностей души, рано или поздно, все равно придет к Богу. И что бы ускорить этот процесс, нужно освободить свою душу от заточения, предоставить ей право удовлетворять свои вечные потребности.

Потребность имеет меру. Все то, что в не меру — нам в не благость, а жить в не благости — это обреченность на страдание. Переел — плохо, а постоянное недоедание приводит к болезни. Переспал — не хорошо, а недосыпание приводит к истощению организма. Недоверие к Богу отталкивает и отдаляет нас от Него, а фанатичная вера – это то, что сверх меры, это слепота, которая вводит нас в иллюзию. Непринятие это грех, а сверх меры – это является привязанностью, которая приводит нас к одержимости. Человек, по созиданию своему, развел много видов комнатных растений. И мы знаем, что если растение поливать с избытком или давать ему не достаточное количество воды, то оно гибнет. Недаром мудрецы путь к Богу называют «срединным путем» или «путем по острию лезвия». Тот, кто знает меру в своих деяниях, тому покорятся вершины Мудрости.

С грехопадением человек разорвал свои отношения с Богом, и в связи с этим у человека формируется эго. Оно запеленяет нашу душу и овладевает нашим разумом. Именно без разума наш ум и чувства находятся в слепоте, и из-за этого человек теряет чувство меры и живет не по потребности. В эгоцентричном человеке не говорит Воля Бога, всегда молчит голос нашей души и разума, мы не задействуем и не удовлетворяем их истинную природу. Когда у человека отсутствует здравый смысл (разум), человек идет лишь на поводу своего ума, чувств и их желаний. А это приводит к страданиям, потому что наши чувства желают все, без разбора, а ум, лишенный разума, выбирает только то, что приятно для чувств. Наш ум не способен знать, что полезно для нас, а что вредно и нам в не благость. А идти на поводу ума – это страшное безумие и слепота. Ум и его желания является источником нашего страдания. Наш ум, изъявляя свою волю, всегда оставляет причину пагубного последствия. Исключение этому одухотворенный ум. И по этому поводу говорит мудрость: «горе от ума». Только разуму свойственно определять, что такое хорошо, а что такое плохо — это и является природной функцией нашего разума. Разум по своей природе тоньше и выше ума, имеет способность управлять им и в нужный момент отрезвить его от слепоты.

Любое желание исходит от эго, которое приводит человека к страданиям. Потому что нашему эго свойственно совершать только корыстные, невежественные, страстные, безумные действия. Восточная мудрость, по этому поводу говорит: «за одним желанием следует другое желание, а любое желание приводит человека к страданиям». Даже желать Бога нас отдаляет от Него. Наши желания отягощают нашу жизнь и делают ее не полной, потому что желания уводят нас от потребности души и плоти, от той жизни, которую уготовил нам Господь Бог. Посмотрим нашу жизнь, со стороны, и мы увидим, что она полна желаний, а потребности и меры в ней мало. Даже когда мы кушаем, с желанием, то мы этот момент лишены природного чувства голода (потребности). Мы часто переедаем и не слышим голоса своего организма, когда нам нужно остановиться. Особенно это выражено когда мы празднуем какие-то даты, в гостях или дома. Желание не стихает, оно нами полностью овладевает, глазами мы б еще ели да ели, а желудок не позволяет. Чем больше желание, тем больше мы теряем природную потребность и в ней меру. А для того, чтобы не переедать, а есть в меру, нужно попросить перед вкушением пищи благословение у Бога или помолиться Ему. Во всех религиях существуют одни и те же правила, предписания: перед едой нужно помолиться. Молитва всегда нам в благость. Потому, что при отклике на нашу молитву снисходит Святой Дух, который успокаивает наше желание, а естественную потребность плоти проявляет и подготавливает наш организм к нормальному пищеварению. А вот у беременной женщины в большей мере проявлена естественная потребность. Она кушает именно то, что нужно для ее организма. И мы знаем, что были случаи, когда из-за нехватки в питании каких-либо компонентов, у беременных женщин возникала потребность кушать, в определенных количествах: мел, землю, траву.

Желание имеет несколько фаз:

а) рождение, появление желания;

б) овладение и управление нами;

в) удовлетворение и наслаждение;

г) перенасыщение и отвращение.

Когда человек выбирает себе спутника жизни на уровне своих желаний, исходящих от эго, то такой брак не крепок, в нем никогда нет лада. Потому, что нашим чувствам приятно для наслаждения цвет глаз, волос, форма тела, запах исходящий от тела, голос и т. д. А чувственному наслаждению, свойственно перенасыщаться, а затем следует резкое отвращение. Из-за этого на фазе отвращения и происходит ссоры, скандалы в семье. И по этому поводу в народе говорят: «от любви до ненависти один шаг». В наших чувствах совсем нет Любви, а есть двойственность. Ум выбирает, что приятно для чувств, а что неприятно. А когда мы перенасыщаемся в своих чувствах, это приводит нас к отвращению и даже к ненависти. Когда мы чего- то переели, даже любимого блюда, то мы долго к нему питаем отвращение, пока перенасыщение не погаснет, такова природа наших чувств. Из этого следует вывод: желание имеет двойственность – отлив и прилив чувств; при перенасыщении желание нас бросает из одной крайности в другую; если строить свои отношения лишь на чувственных желаниях, это приводит к страданию; наши отношения, построенные на чистой Любви – вечны; любое дело, движимое Любовью, никогда нам не надоедает и не отвращает.

Желанию свойственно привязывать нас к объектам, вещам. Любая привязанность – это рабство. В привязанности, зависимости сломлена воля человека и повелевает желание, и никогда не наступает фазы удовлетворения, перенасыщение. Всегда чувствуется не удовлетворенность, ненасытность, всегда мало. А одержимость – это уже серьезное психическое заболевание. В ней так же сломлена воля человека и полностью нами управляет лукавый. Часто в жизни мы были свидетелями таких случаев, когда ребенок просит у мамы купить что-нибудь в магазине. Когда мама не удовлетворяет его желание, то у ребенка наступает истерика, и успокоить его очень трудно. Наше эго имеет желания устремленности к власти, славе, нескончаемой жажде к наживе материального. Оно вводит нас в безмерное чревоугодие и леность, воспламеняет страсть и невежество в нашем существе. Страсть лишает нас волевой стойкости и вводит в зависимость, а в большей мере – в одержимость. Невежество нас провоцирует, толкает на конфликт и приводит к агрессии. Это все является грехом, который приводит нас к страданиям. И нам нужно вовремя остановить наше желание, исходящее из уст эго, на фазе рождения, и не позволить ему овладеть нами и вести в одержимость. А если мы сами не можем с этим справиться, то в этом случае нужно попросить помощи у Милосердного Бога.


Метки:

Потребности несложно спутать с желаниями. Те и другие обладают побуждающей силой и в случае удовлетворения вызывают приятные эмоции. Однако это не одно и то же. Чтобы не путаться в понятиях, следует выяснить, чем отличается потребность от желания.

Определение

Потребностью называют ощущение необходимости в чем-то важном для полноценного существования, а иногда и выживания.

Желание – это осознанное стремление добиться обладания чем-либо, осуществления задуманного.

Сравнение

Сначала обратимся к первому понятию и приведем примеры потребностей. Их можно поделить на два рода: физиологические и не относящиеся к телу. Так, еда, сон, тепло – это то, чего требует организм, а получение знаний, самовыражение, признание в обществе относится к духовным интересам человека. При этом отличие потребности от желания заключается в том, что она является первоначальным возбудителем активности.

Желания формируются на основе потребностей. Они возникают в сознании и показывают конкретные пути удовлетворения разнообразных нужд. Например, необходимость организма в получении жидкости вызывает желание пить, а под действием потребности проявить свой талант художник хочет создавать прекрасные картины. Однако соотношение рассматриваемых категорий бывает разным, и многие желания перерастают потребности. Последние ориентированы на обеспечение обычных нормальных условий, но человек зачастую хочет гораздо большего – жить не просто хорошо, а на максимально высоком уровне.

Следует отметить, что потребности являются более сильным фактором мотивации. Ведь без удовлетворения многих из них организм вовсе не способен существовать. При этом нередко получение того, что необходимо, воспринимается как должное и не вызывает особых эмоций. В то же время при исполнении желаний, часто не имеющих никакого отношения к вопросу выживания, человек может ощущать себя на вершине счастья.

В чем разница между потребностью и желанием? В том, что количество потребностей является ограниченным. Они существуют помимо воли человека и не бывают положительными или отрицательными. Между тем желания, представляя собой продукт ума, бесконечны. Их может возникать столько, насколько хватит фантазии. Тем не менее желания подконтрольны, и важно уметь не задумываться о чем-то запредельном, а больше радоваться тому, что есть сейчас.

Потребности, желания, цели - это довольно похожие понятия. Эта статья ставит целью развести их у вас, уважаемый читатель, в голове.

Для начала приведу пример, а потом разберем где тут что.

Михрутка лежит на диване и ему хорошо. Он ничем не занят. Вдруг что-то происходит. Он чувствует что-то неприятное в теле. Сфоксировавшись на ощущении, он понимает что это - голод. Он думает: "Чего бы мне поесть?" и перебирает разные варианты. Он отвергает заведомо недостижимые фуа-гра и трюфели. Отвергает ненавистную селедку под шубой и салат из цукини. Потом его молнией пронзает мысль: "Хочу борща!". Он вспоминает что борща в данный момент на кухне нет. Достает с полки книгу рецептов, ищет нужную страницу и направляется к холодильнику. Он берет нужные продукты, режет, жарит, парит и вуаля - борщ! Съев его, Михрутка довольно поглаживает живот и ложится обратно на диван.

Потребности

Итак, потребность - это субъективное ощущение недостатка в чем-то.

Обратите внимание - "в чем-то" - это не просто показатель что потребности бывают разные. Это еще и характеристика потребности. Потому что потребность сама по себе не имеет предмета. В нашем примере Михрутка испытал голод. Это - потребность в пище. Но в какой пище - не ясно. Просто организм сигнализирует: "дай пожрать!". Дальше уже включается более-менее осознанное поведение.

Появление потребности, надо заметить, запускает поисковую деятельность. То есть, человек начинает искать что бы такого сделать чтобы этот "зуд" унять - удовлетворить свою потребность.

Мотивы или желания

В психологии это называется мотивами. Мотив или желание - это опредмеченная потребность . Что это значит - "опредмеченная"? Это значит - появляется четкий объект в среде, который эту потребность удовлетворяет. В примере с Михруткой это - еда. Действительно, голод (потребность в еде) лучше всего реализует еда. Вот такая сложная вещь - психология.

Мотив сужает поисковую деятельность. Теперь Михрутка будет искать в среде не все подряд что может удовлетворить его, а еду.

Цели

Мотивация в бизнесе

Цель - это результат формирования образа результата . То есть, конкретизация своего желания. Михрутка хочет не просто еду, а конкретно - борщ. Для того чтобы сделать его, нужно узнать какие ресурсы потребуются, убедиться что ресурсы есть, убедиться что выбранный объект подходит человеку (Михрутка лезет в поваренную книгу, вспоминает что есть в холодильнике, отметает фуа-гра и ненавистную селедку под шубой).

Затем нужно произвести какие-то действия и в результате прийти к результату. Целая цепь сложных действий необходима для достижения цели.

Чем дольше потребность не утоляется, тем менее требователен цензор, отбрасывающий варианты. Скажем, если Михрутку неделю не кормить - он с радостью согласится на селедку под шубой даже если у него на нее аллергия. Одна из главных вещей, которые нужно знать о целях - она конкретная и именно поэтому достижима (в отличие от желания), а еще она сознательная, учитывает и учитывает ресурсы. Правильная цель, фактически, задает алгоритм действий для ее достижения. Именно поэтому многие психологи из мира бизнеса так молятся на целеполагание.

Потребность в котятах

Совершенно очевидно что потребности у человека были всегда одни и те же. Ну может, чуть изменялись в связи с развитием мозга. Но это мы уж совсем в глубь веков забрались. Скажем, люди, жившие в эпоху Римской Империи, имели совершенно такие же потребности что и мы с вами.

Отличие в том, что способы удовлетворения этих потребностей изменились. То есть, если раньше для удовлетворения голода человек выбирал из узкого меню, построенного на том, что в данной местности произрастает, то сейчас практически каждый может позволить себе чуть ли не любую еду любой страны мира.

Можно сказать что сейчас люди хотят больше. Хотят новый компьютер, хотят быстрый интернет, хотят лайков под аватаркой. Таких вещей не было в древнем Риме, значит хотеть можно большего? Не следует забывать что это - лишь способы удовлетворения потребностей. Не бывает потребности в лайке, не бывает потребности в айпаде, нет "нехватки котиков в организме" или "насущной потребности в лексусе". Все это - в лучшем случае цели, а чаще - желания.

Человек хочет айпад не чтобы удовлетворить потребность в айпаде, а для чего-то другого. Какая потребность у него обслуживается этим желанием - индивидуальный аспект, который можно изучить во время консультирования или терапии. Это может быть желание признания (вау какой ты крутой), социализации (у тебя тоже есть айпад? круто! а какие у тебя игры?), комфорта (удобней читать ленту, лежа на диване) и так далее.

Очень много можно о себе узнать, пытаясь уяснить потребность, которая обслуживается тем или иным желанием. Попробуйте как-нибудь.