16 февраля 2016 года в залах Российской академии художеств по адресу: ул. Пречистенка, дом 21 состоится открытие выставки скульптурных произведений заслуженного художника России, академика РАХ Дмитрия Никитовича Тугаринова, приуроченной к 60-летию мастера.

Лауреат премии Московского комсомола, кавалер Ордена святой Анны III степени, участник Квадриеннале современного искусства во Франции в 2014 году – это лишь малая часть заслуг, наград и официальных званий скульптора.

Дмитрий Никитович Тугаринов – легендарный персонаж, ныне занимающий особое место в российской скульптурной школе. Его называют «Гоголем в скульптуре». Как и у великого писателя, работы Тугаринова отличает остросовременный спектр образов, хотя в них угадываются и знакомые каждому традиционные черты.

Дело в том, что он сам и его творчество существуют в некоем мифологическом пространстве, отображая особый мир, полный экстравагантности, многозначительных образов и вечной иронии. Очевидно, поэтому ряд его скульптур оставляют заметный след в современной жизни.

Дмитрий Тугаринов – единственный скульптор за всю историю Швейцарии, кому удалось установить две скульптуры Александру Суворову высоко в Альпах на перевале Сен-Готард – в месте перехода его победоносной армии в войне с наполеоновскими войсками. При этом, в Швейцарии по закону запрещено ставить монументы военным и иностранцам. Как бы то ни было, открытие его памятников и связанные с ними юбилеи в Альпах сегодня проходят в присутствии большого количества посетителей, и местные власти весьма довольны значительным притоком туристов со всего мира.

За всю свою творческую практику Тугаринов создал более шестисот станковых и монументальных работ. Однако в залах Российской академии художеств будут выставлены лишь основные произведения скульптора.

Экспозиция будет концептуально разделена на десять залов, каждый из которых посвящен определенной теме. Например, в первом зале гостей экспозиции будет встречать знаменитая работа «Туфельки» – маленькая девочка в маминых туфлях, идущая по импровизированной свалке скульптур.

Особое место будет занимать третий зал – с историей памятника Суворову, уже упомянутого выше. По мнению многих, это ключевая работа в творческой биографии Дмитрия Тугаринова.

Седьмой зал будет посвящен актуальной всегда теме (а сегодня – особенно) Пятой колонны.

Десятый, финальный зал – Березовая роща – некое подобие медитативного павильона, где посетители смогут в приятном окружении скульптурных произведений Тугаринова осмыслить его удивительное творчество.

Интересно, что в одном из десяти залов будут экспонированы работы супруги Дмитрия Тугаринова - скульптора Афины Георгиевны Попандопуло. Портретные шаржи друзей и коллег по цеху составляют ДНК творчества скульптора. Уже около тридцати лет Попандопуло и Тугаринов работают бок о бок в одной мастерской, но, как можно будет убедиться на выставке, это не мешает никому из них создавать свой собственный художественный мир.

Дмитрий Тугаринов

скульптор

Дмитрий Тугаринов, Александр Трифонов, Владимир Буйначев.
Московский дом скульптора. Январь 1998 года.



Приглашение на совместную выставку художника Александра Трифонова
и скульптора Дмитрия Тугаринова в галерее "Кентавр". Май 2003 года.


Александр Трифонов, Дмитрий Тугаринов, Сергей Филатов.
Галерея "Кентавр". 15 мая 2003 года.

избранные произведения скульптора дмитрия тугаринова

Писатель Юрий Кувалдин. Бронза, камень, 2003

"Жил-был царь", бронза, дерево, 1989

А. Суворов. Фрагмент памятника, 1999

"Сфинкс", гранит, 1993

Дмитрию Тугаринову было поручено выполнение двух фигур для храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. А к 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности. При этом орудийные конкретизации Тугаринова, с одной стороны, оригинальнее, неожиданнее, чем «обычные» приемы фотографии-реализма, поскольку установление иконического подобия между предметными темами и соответствующими единицами кода означает трудную и потому эффектную находку. С другой стороны, они проглатываются ценителем изобразительного искусства более незаметно, подсознательно, как нечто само собой разумеющееся, поскольку - по инерции практического языка - их связь с темой не воспринимается сколько-ни-будь эксплицитно ввиду их заведомой формальности, «бессодержательности». Тугаринов без шутки, без юмора не обходится. Вообще, он веселый человек. Есть у него пушка бронзовая. Настоящая. Фитиль вставляете и стреляете. Раздается оглушительный залп. Тугаринов грузит пушку в машину и везет, допустим, на открытие выставки под открытым небом в Парке искусств. Как выстрелит, так публика вся замирает сначала от испуга, а потом вопит от восторга. Но сначала - чтобы дух захватывало! Тугаринов любит и одеваться с чудинкой по таким случаям, как вернисаж или еще каким важным событиям. Так это наденет фрак с бабочкой и... сапоги…

Юрий КУВАЛДИН

Тугаринов не очень любит говорить о политике, искренне считает, что «всякая власть – от Бога», но от его придирчивого взгляда происходящее сегодня не ускользает. «В СССР воспитали особого человека, которому всё, мягко говоря, безразлично, в том числе и серьезное искусство», – говорит член-корреспондент академии художеств.

О том, как это сказывается на современной жизни, мы беседуем с ним за чашкой чая и рюмкой настойки в мастерской, откуда часть экспонатов уехала в залы на Пречистенке. Ловлю себя на мысли, что Тугаринов, с его бородой, могучими руками и напористым разговором – просто хрестоматийный художник, творец, размашистый и неординарный.

Сын и правнук , подростком он хотел стать океанологом, но в результате пошел по семейным стопам – сначала в среднюю художественную школу, а затем в институт имени Сурикова, который закончил в 1979 году.

Фото Константина Эггерта

Первую настоящую работу слепил на досуге в армии – фигуру шагающего на ветру Ганса-Христиана Андерсена. После демобилизации отлил ее и успешно продал после одной из выставок. Это стало началом более чем творческой биографии одного из самых известных скульпторов России.

Спрашиваю, сказалась ли на выборе жизненного пути семейная традиция?

«Конечно, сказалась. Это ж мама отправила меня в художественную школу! А если серьезно, то скульптура – дело по мне. Я люблю работать руками, причем они как бы сами за тебя думают. Задумываться нельзя – нужно следовать интуиции».

Жена Тугаринова Афина Георгиевна – тоже скульптор, и ее работы соседствуют с работами мужа на персональной выставке.

Тугаринов спокойно признаётся, что диссидентом не был (хотя не был и певцом компартии) и при поздних советах жил хорошо – «было много заказов и мало контроля». Но при этом, по его словам, идеологический диктат всё равно давал о себе знать.

«Я всегда хотел слепить двуглавого орла, но в СССР это было невозможно, – рассказывает скульптор. – Я пошел на хитрость – сделал композицию по пушкинскому «Золотому петушку», а на вершину одной из башен посадил стилизованную птицу о двух головах. Чиновники от культуры дали мне по шапке – мол, царский герб пытаюсь, как они выразились, «протащить». Дурью мучились, боролись с орлами – и прошляпили империю!» И добавляет, смеясь: «Сегодня мне бы тоже, наверное, прищучили – за оскорбление символа государства!»

Фото Константина Эггерта

Тугариновские произведения, даже тогда, когда речь заходит о фигурах трагических, полны юмора, доброй иронии. предстает в образе то ли ангела, то ли мотылька, бесконечно доброго и совершенно беззащитного перед государственной машиной, которая его уничтожила. А оказывается сморщенным, как груша из компота, стариком, сидящем на утомленной горными тропами лошадке, которую ведет проводник-крестьянин.

Воздвигнутая к 200-летию исторического перехода Суворова через Альпы, скульптура вызвала бурю споров в России, хотя и была изваяна по заказу швейцарской коммуны Сен-Готард.

Тугаринов изготавливал модель памятника на том же самом месте, где ему предстояло стоять – на самом перевале.

«Понимаете, – рассказывает скульптор, – в студии было бы труднее. Ведь в горах особая видимость, особая оптика, что ли. Если смотреть на памятник издалека, то отчетливо виден довольно крупный всадник. А вблизи – обычная фигура».

Дмитрий Никитович до сих пор убежден, что выбрал самый правильный образ князя-полководца:

«Понимаете, во время швейцарского похода ему было уже 68 лет. Ну не мог он быть бравым молодцем! Да и переход этот оказался тяжелейшим, вымотал и солдат, и Суворова».

Тугаринов вообще не любит парадности и фанфар, так часто характеризующих «патриотические» госзаказы:

«Большая часть памятников героям, начиная с позднего советского времени – это, в основном, такие бравые болванчики с орденами. И значительную часть публики, а также власти это устраивает. Я вовсе не против слепить, скажем, боевого генерала. Но ведь это же не мундир со звездой героя, а человек, его внутренний мир. Этот мир нужно видеть, и он может не вписаться в традиционные представления о героизме».

Восстановление скульптур над порталами стало для православного христианина Тугаринова особой страницей жизни.

«Когда в 1991 году один приятель позвал меня на молебен о восстановлении храма, я ему сказал: «Это будет молитва о настоящем чуде, о том, чего не может быть». Кто бы знал, что через несколько лет мне поручат воссоздать фигуры святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены!»

Оригиналы были изваяны знаменитым скульптором Рамазановым. Детальных эскизов скульптур не осталось, хороших фото – тоже.

«Представляете себе, – вспоминает Тугаринов, – в начале работы у меня, по сути, были только несколько старых снимков порталов собора издалека и знаменитые фотографии Родченко, на которых видны колено и часть руки. Но – и вот еще одно чудо! – в частной коллекции находится пара дагерротипов с прекрасными, четкими изображениями фигур императора Константина и его матери – и работа пошла».

За нее художник получил от патриарха Алексия Второго медаль Сергия Радонежского, но не устает повторять:

«Это не скульптуры Тугаринова. Это скульптуры Рамазанова, я их просто воссоздал. Но, чего греха гордыни таить – приятно, когда под ними каждый день проходят сотни людей!»

Моему собеседнику было приятно идти по следам Рамазанова, одного из корифеев академической скульптуры XIX века. Тугаринов не стесняется своего консервативного взгляда на обучение живописи и ваянию. По его мнению, сталинский псевдоклассицизм в искусстве привел к неожиданным последствиям: традиции Императорской академии художеств в нашей стране сохранились, в то время как на Западе после Первой мировой войны, как считает Тугаринов, академический стиль во многом был забыт или осужден как устаревший.

«Академизм ругали, в чём-то справедливо, за замороженность, статичность. Но для талантливого художника суровая академическая школа – как трудный разбег перед взлетом. Зато лететь потом намного проще».

Фото Константина Эггерта

Сегодня он преподает студентам. Он то восхищается тем, сколько молодых людей идут учиться скульптуре («Конкурс умопомрачительный!»), то впадает в отчаяние – «В современном обществе приходится выбирать – либо ты занимаешься творчеством, либо бизнесом под видом творчества. Совмещать эти две вещи трудно».

Слово «пиар» мэтр Тугаринов произносит с плохо заметным раздражением: «Конечно, им нужно заниматься, этим пиаром, но это же отвлекает от дела! Вещь нужно слепить, дать ей постоять, прочувствовать ее, а вместо этого нужно постоянно что-то делать, чтобы напоминать о себе».

Я спрашиваю Тугаринова, что любят современные частные заказчики:

«Они полюбят то, что ты сумеешь им представить как стоящее покупки. К ним нужно приезжать на хорошей машине, в хорошем костюме, с дорогими часами на руке, и тогда есть шанс убедить их заказать тебе интересную работу». – «То есть заказчик встречает художника по одежке?» – «Господи, у нас по одежке, как правило, и провожают. Страна такая. Вкуса маловато», – резюмирует скульптор.

Мы допиваем чай и настойку, и я спрашиваю Дмитрия Никитовича о творческих планах. Мы оба смеемся над банальностью вопроса, но как же без него? «Я бы хотел слепить святого мученика Трифона и образ Божьей Матери «Спорительница хлебов». А еще есть мечта создать памятник поэту Николаю Рубцову».

А решился бы мэтр поработать над художественным осмыслением ? «Охотно! Пусть присылают заказ!»

Лев Толстой – зеркало русской революции, 2009

Рассказ о выставке «Грани реальности » в Ак Барс галерее Казани был бы не полным без представления работ скульптора Мити Тугаринова . В день открытия выставки в конце ноября 2012 г. все мое внимание сосредоточилось на живописи. Яркие, праздничные полотна Люси Вороновой, ироничные, с подтекстом картины Татьяны Назаренко, уже знакомые по выставке 2010 года – Николая Блохина, эпическая графика Хамида Савкуева… Нет, конечно, невозможно было пройти мимо, не остановиться около изящных скульптурных портретов в бронзе, мчащейся тройки, маленькой модницы, балансирующей в маминых туфлях. Но все же главным в первое посещение выставки были именно живописные полотна.

Официальное открытие выставки не самое удачное время для внимательного знакомства с выставочной экспозицией. Потому в начале декабря выбрала свободный день и отправилась вновь в галерею. Тишина светлого зала располагала к неспешной сосредоточенности на отдельных полотнах. Можно было сколько угодно погружаться в общение с картинами, ибо в галерее я была в полном одиночестве, не считая двух дежурных сотрудников. Но главным были для меня на этот раз скульптуры Мити Тугаринова.

Короткая биографическая справка.
Дмитрий Никитович Тугаринов родился в 1955 году в Москве. Окончил Московский государственный Суриковский институт в 1979 году. Обладатель нескольких премий, в числе которых медаль Московской патриархии «Сергий Радонежский и медаль Росскийской Академии художеств за участие в создании скульптурного убранства храма Христа Спасителя. Выполнены две фигур для храма Христа Спасителя - равноапостольного императора Константина Великого и его матери Елены. (К сожалению, не удалось найти изображения этих скульптур в сети).
С 1975 года принимает участие в выставках. В 1996 году Мите (Дмитрию) было присуждено звание Заслуженного художника Российской Федерации и вручена Золотая Медаль Российской Академии художеств (РАХ). В 2001 году стал членом-корреспондентом РАХ, а в 2007 году – Действительным членом РАХ.

Работы Мити Тугаринова находятся в Государственной Третьяковской галерее, в Музее А.С.Пушкина, в Русском Музее и др. Россия; в Национальном музее, Сент-Готард, Швейцария; в частных коллекциях в России и за рубежом.

На перевале Сент-Готард в Швейцарии 19 июня 1999 года установлен памятник русскому полководцу Александру Суворову, выполненный Митей Тугариновым. *

Писатель Юрий Кувалдин рассказывает об этом.

К 200-летию перехода через Альпы Суворовым скульптор поставил памятник на перевале Сен-Готард. Инициативу проявил меценат русской культуры из княжества Лихтенштейн барон Эдуард Фальц-Фейн, с которым Тугаринов подружился. Замечательный отзыв о работе Тугаринова дали скульпторы-академики Юрий Орехов и Зураб Церетели. В Швейцарию Тугаринова пригласила коммуна Сен-Готарда. Он поехал туда за свой счет, взялся создать памятник сам, без всякой оплаты, работая прямо в горах, на месте легендарного перехода. Тугаринову сказали, что ничего милитаристского делать нельзя: пропаганда войны у них запрещена. А Тугаринов сначала предложил им батальную сцену: солдаты друг в друга стреляют. Ну а потом пришлось ограничиться одним Суворовым с проводником Антонием Гамбой. Прежде чем приступить к работе, Тугаринов практически все о Суворове прочитал. Существует множество прижизненных портретов Суворова, но 200 лет назад подхалимов было не меньше, чем сейчас. Смотришь каррарский мрамор, портрет с натуры. Он там такой мордатенький и довольный. А Суворов родился семимесячным, больным. И ему было 70 лет, когда он отправился в Швейцарию. У него была лихорадка, он заболел. Это была его лебединая песня. Суворов - русский несокрушимый дух. Тугаринов делал его лицо с посмертной маски. И клячонку специально взял. Чтобы все видели - русское не только в непомерной физической силе, но и в смекалке, в интеллекте, в гениальности.

На выставке представлены два скульптурных портрета А.Суворова.


Александр Суворов. 1998. Керамика, бронза

Александр Суворов. Бронза

Один из вариантов «А.В. Суворов. Композиция с камнем с перевала Сен-Готард». Бронза, камень




А.П. Ермолов. 2004. Бронза, камень

Представленные на выставке работы Мити Тугаринова разнообразны по жанру, материалу.
Портретная линия.

Федор Шаляпин. 1998. Фаянс

Подпись на табличке к этой скульптуре гласит: Одуванчик. 1980. Мрамор

Арон Бух. 2002. Бронза

А.Л. Леонтьев. 2011. Бронза

Жанровая сцена

Барон Фальц-Фейн. Бронза.

«Кавалер ордена боевого Красного знамени Нестор Иванович Махно в ожидании Левы Задова кушает макароны в парижском кафэ.
Сочинял и делал Митя Тугаринов в 1993 г.»





Колокола России. 1980-1995. Бронза

Лошадь.1977. Серебро.
Валяющаяся лошадь. 1981. Бронза

Наталья Леонова и скульптура Дмитрия Тугаринова «Туфельки»

Читатели нашего сайта давно знают эту девочку, которая осторожно ступает по траве в больших маминых туфлях на каблуках и, наверняка, многие видели «вживую» эту скульптуру ростом всего лишь в 85 см в парке скульптур Музеон. Автором этой бронзовой работы является заслуженный художник России, талантливый скульптор — Тугаринов Дмитрий Никитич . Когда создавался проект «Иди и смотри», мы долго думали с партнёром Таней, какое изображение взять в качестве эмблемы? Просматривали картинки в интернете и вдруг эта девочка с хвостиком в больших маминых туфлях, осваивающая пространство. Еле нашла в парке саму скульптуру, чтобы сделать фотографии. Искать пришлось целый час, потому что маленькую по возрасту и размерам девочку, притаившуюся на зеленом газоне среди прочих равных маленьких скульптур, найти нелегко. Но я нашла – она была не больше метра, такая настоящая… как живая. И вот теперь мне посчастливилось взять интервью у автора этой «девочки», вернее замечательной скульптуры в бронзе под названием «Туфельки» Дмитрия Никитича Тугаринова .

Мимо знаменитого Суриковского института на Товарищеском переулке я проходила тысячи раз, иногда останавливаясь возле больших его окон и подглядывая за работой студентов, рисующих на больших кусках ватмана. В этот раз, идя на встречу к скульптору Дмитрию Никитичу Тугаринову, мне посчастливилось войти внутрь этого здания. Для студентов, ежедневно путешествующих на занятия, сессии, экзамены и зачеты – это вполне повседневное действо. Для меня же это было путешествие в иной мир — в мир скульптуры и живописи, в его закрома, туда, где учат создавать материю, где задуманное раскрашивает яркими красками серый холст, где бронза и глина превращаются в утонченные фигуры, где пахнет красками и чудесами.

Кафедру скульптуры в подвале найти было несложно, благо располагалась она рядом

с популярным институтским местом – студенческой столовой. Правда Тугаринова в кабинете не было, и я набрала его мобильный номер. Бодрый голос Дмитрия Никитича произнес – одну минуточку я бегу и через несколько мгновений навстречу мне вниз по ступенькам быстро шел мужчина в камуфляжной форме с ниспускающимися локонами вокруг головы в обрамлении окладистой кудрявой бороды и с палочкой в руках. Мы сели в кабинете среди «аполлонов», «венер», «комсомольцев-стахановцев» и прочих изваяний и начали неспешную беседу.

Дмитрий Никитич родился в Москве в Институтском переулке в районе Марьиной рощи. Его мама тоже была скульптором и закончила Суриковский институт ещё тогда, когда он располагался на Мясницкой, а Дмитрий Никитич учился уже здесь на Товарищеском, в этом здании. Работы его мамы скоро можно будет увидеть в подвале Зубовского особняка на Таганке, который мы посещаем .

Меня очень интересовал вопрос про девочку – кто она и почему возникла мысль о её создании? Оказалось, что прототипом девочки явилась собственная дочь Тугаринова Соня , которая так любила примерять мамины туфельки и в таком виде ходить по квартире. Кто из девочек не любил примерять мамину обувь? У моей мамы, к примеру, были блестящие польские ярко-розовые сапоги на толстом каблуке – писк прежней моды. И вот я, несмотря на свой уже 34 размер ноги, всё равно пыталась впихнуть свою ногу в мамин «золушкин» сапог, потому что размер у моей мамы редкостный – 32-й!!! Теперь прототип бронзовой девочки Соня выросла, получает диплом международного журналиста в престижном МГИМО и параллельно трудится ассистентом отдела культуры Harper’s Bazaar. А образ той девочки в больших маминых туфлях на каблуках остался в этой папиной работе на всю жизнь! Вот что говорит сама Софья: «Портрет себя в исполнении папы люблю всем сердцем и не представляю себя без «себя в туфельках»))). Эта скульптура уже настолько стала частью меня, что папины друзья и знакомые идентифицируют меня как дочь Тугаринова исключительно в сравнении с тем ребенком в маминых туфлях и с «пальмочкой» на голове. Туфельки стоят наравне с памятником Суворову в Швейцарии по степени известности и мне, безусловно, льстит тот факт, что мы с Александром Васильевичем разделяем пьедестал почета!) Через несколько месяцев я получаю диплом МГИМО и в качестве подарка заказала папе сюрприз! (об этом читайте в наших новостях на сайте) Это будет моя личная награда папе за туфельки. Что касается моего отношения к папе… я на 100% папина дочь и Туфельки это доказывают, как и то, что он – мой Папа. Он очень сильный человек, а как художник — Маэстро! ». Вот так удивительно пишет дочь о своём отце и это очень импонирует мне, потому что я как и Соня обожаю своего отца. Для многих девочек именно ПАПА пример всего самого мужественного сильного и прекрасного, некий прообраз будущего избранника.

С этой девочкой в бронзе происходят разные вещи, иногда очень обидные для
скульптора. Одна компания получила разрешение на продажу 1 такой копии, а продала, как выяснилось, целых девять без разрешения автора и конечно без вознаграждения. Тугаринов выполнил множество уникальных работ. Об одной из них упомянула дочь – это великолепный памятник Суворову, установленный в 1999 году на перевале Сент-Готард в Альпах . Скульптор работал посреди горных вершин в отражении слепящего солнца посреди воздушного потока. Оригинальная идея Тугаринова заключалась ещё и в том, что скульптура Суворова поставлена непосредственно в горах на скале без характерного для подобных работ постамента. Суворов здесь как будто живой на месте его легендарного подвига — он крестится и благодарит Провидение за успех.

Дмитрий Никитич принимал участие в восстановлении Храма Христа спасителя, о котором мы рассказываем . Как и многие скульпторы, Тугаринов создаёт монументальные работы под заказ для надгробий. Его уникальная работа на могиле актера Авилова притягивает к себе поклонников артиста и адептов необычных мистических свойств . Судьба этой работы тоже необычна. Изначально, на могиле необычного артиста Виктора Авилова, ставшего известным по ролям Господина Оформителя и Графа Монте-Кристо, в годовщину смерти артиста был установлен металлический бюст. Но несмотря но то, что выполнивший его скульптор, хорошо знал артиста, имел в распоряжении видео и фотоматериалы, работа не удалась – актёр был непохож на самого себя совершенно. Да это не удивительно – внешность Авилова настолько необычна, что нужно быть настоящим художником, чтобы уловить такие характерные черты лица, которое почти постоянно находилось в движении или мысленном разговоре. Одни глаза Авилова говорили о многом. И вот многочисленные поклонники решили собрать деньги и заказать бронзовый бюст у скульптора Тугаринова. Почти год Дмитрий Никитич работал над этим необычным лицом и композицией в целом. Близкие и поклонники контролировали, помогали и давали советы, чтобы сходство с актёром было идеальным. И представьте себе, Тугаринов, никогда при жизни не видевший Авилова, сотворил ЧУДО – после установки памятника все ахнули, он был как живой! Невольно вспомнилась аналогия с работой Веры Мухиной на , в которой она изобразила сына Максима Горького так, что расплакавшаяся мать сказала: «Ты вернула мне сына!». Говорят, что на могилу Авилова на Востряковском кладбище ходят своеобразные «паломники», верящие в мистические свойства актёра даже после его смерти!

У Тугаринова есть своя небольшая мастерская во Владыкино, однако создание новых работ сейчас для скульптора большая проблема и дело в не в том, что не хватает идей и образов – этого у настоящего художника всегда в запасе на много лет вперед. Дело в том, что для такого материала как бронза нужны большие средства и это бич сегодняшнего времени, когда правительственных заказов нет, а есть только частные время от времени. Дай Бог здоровья Дмитрию Никитичу и ещё много осуществлённых художественных работ!!! Ознакомиться подробно с работами скульптора Дмитрия Никитича Тугаринова и ознакомиться с большинством его работ Вы можете

Благодарю за помощь в составлении этой статьи самого Дмитрия Никитича, его дочь Соню и Татьяну Желтоногову!!!

Вконтакте