Для выполнения планового ремонта за границей судовладельцы должны заявить о своих намерениях и оформить процедуру переработки вне таможенной территории, отмечают во Владивостокской таможне.

Ремонт судов международной перевозки за границей обсудили на заседании Совета Владивостокской таможни и участников ВЭД.

«В соответствии с таможенным законодательством плановый ремонт судов возможен только при условии помещения транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории либо при их ввозе с уплатой таможенных пошлин. Освобождена от налогов лишь процедура временного вывоза транспортных средств при аварийном ремонте или иных форс-мажорных обстоятельствах (ст. 347 Таможенного кодекса Таможенного союза)», – сообщили Fishnews в пресс-службе Владивостокской таможни.

Отмечено, что в регионе деятельности Дальневосточного таможенного управления, в том числе Владивостокской таможни, сложилась негативная практика нарушения законодательства организациями-судовладельцами. «А именно при временном вывозе транспортных средств в иностранных портах осуществляется ремонт судов, который не соответствует условиям освобождения от уплаты таможенных платежей. Зачастую это ремонт плановый, который проводится с целью ежегодного освидетельствования судов. Однако судовладельцы трактуют эту ситуацию в свою пользу и экономят на платежах. Для этого при завершении процедуры временного вывоза транспортных средств сведения в таможенный орган о проведенном ремонте не заявляют либо указывают в генеральной декларации сведения о проведенном ремонте судна в иностранном порту, но полагают, что проведенные операции по ремонту соответствуют условиям освобождения от уплаты таможенных платежей. Все эти нарушения неизбежно выявляются в ходе таможенного контроля после выпуска товаров», – комментируют в таможне.

По результатам проведенных в Дальневосточном регионе 38 проверок организаций-судовладельцев за 2012 г. и истекший период 2013 г. доначислено таможенных платежей на сумму свыше 200 млн. рублей. Более половины доначисленных средств уже взыскано, возбуждено 3 уголовных дела и более 20 административных дел. В ведомстве отметили, что в арбитражном суде решения таможни признаются соответствующими законодательству.

Обсуждение вопроса вызвало живой интерес и бурную реакцию у представителей перевозчиков. Однако у таможенников нет сомнений в этом вопросе. Ведомство рекомендует: судовладельцам необходимо при декларировании при отходе транспортных средств не только представить в таможню стандартные документы перевозчика, но и в обязательном порядке заявить о планируемом ремонте судна за пределами таможенной территории Таможенного союза, оформив процедуру переработки вне таможенной территории.

(ДВТУ) в самом ведомстве, пригласив к диалогу всех заинтересованных лиц. Как поясняют в ДВТУ, в соответствии с правилами Таможенного союза, судно, отремонтированное за границей, за рамками ЕАЭС , освобождается от упомянутых платежей лишь в нескольких случаях. Например, если это были работы по гарантии или капитальные, потребовавшиеся после аварии. Есть и еще одна статья - если техобслуживание или текущий ремонт нужны судам для «обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке».

Президент Ассоциации рыбодобывающих предприятий Приморья Георгий Мартынов отмечает, что зачастую рыбаки и таможенники по-разному подходят к трактовке деклараций.

Есть обязательные ремонты, которые нужно производить регулярно, так как речь идет о безопасности людей и мореплавания. Море - агрессивная среда, где механизмы и приборы изнашиваются с тройной силой. И эти работы не должны облагаться пошлиной. А есть - вспомогательные. И грань между ними расплывчата. Например, рыбаки считают, что провели плановый ремонт, который не должен облагаться пошлиной, а таможня думает наоборот, - поясняет он.

Накопились у рыбаков и другие вопросы.

Как оценивать стоимость судна (и, следовательно, таможенные выплаты за «переработку»), если оно было куплено десять лет назад и все это время не заходило в РФ? Зато ежегодно подвергалось ремонтам по миллиону долларов каждый, - говорит гендиректор компании «Магаданрыба» Руслан Теленков. - Реально стоимость такого судна будет семь-восемь миллионов долларов, но если посчитать ремонты - все 15. И платить нужно будет именно с этой суммы?

Да и вообще, если платить с каждого ремонта, то объем перечисленных средств многократно превысит стоимость судна.

Как поясняют специалисты ДВТУ, будут применяться оценочные методы, какие именно, выяснится в каждом конкретном случае. Но такой подход также не устраивает рыбаков - они хотят точно знать, какие суммы нужно готовить.

Если платить с каждого ремонта, то объем перечисленных средств многократно превысит стоимость судна

Ремонтировать же суда на родине рыбаки зачастую просто не могут: весь добывающий флот, работающий еще со времен СССР, был построен за границей - в Польше, Финляндии, на Украине. Там же производят запчасти, поэтому и ремонт происходит за рубежом.

Решить проблему важно еще и потому, что мы собираемся строить флот. Но сегодня Россия не выпускает все необходимое для этого. Двигатели придется закупать за границей - в США, Германии, Республике Корея, Японии или в других странах. То же самое с поисковым и технологическим оборудованием. Как будут начисляться платежи в этом случае? - задается вопросом президент АРПП.

В ДВТУ готовы обсудить сложившуюся ситуацию.

В этом году рыболовецкие суда осуществили более двух тысяч заходов в дальневосточные порты. При этом мы столкнулись с проблемой таможенного оформления ремонта: практически каждая проверка, а в 2017 году таких было 19, в 2016-м - 39, в той или иной мере выявляла нарушения. Но наша задача не найти и наказать, а быстро оформить груз и принять таможенные платежи, установленные законодателем. Уголовные дела, которые мы вынуждены были возбудить в соответствии с законодательством, говорят о том, что есть проблемы, которые нужно решить, - во многом согласен с рыбаками замначальника Дальневосточного таможенного управления Сергей Панкратов .

К слову, за первое полугодие 2017 года таможни ДВТУ возбудили три уголовных дела, а сумма неперечисленных платежей превысила 14,3 миллиона рублей. В 2016 году - четыре уголовных дела и более 10,6 миллиона рублей.

Между тем, как напоминает Георгий Мартынов, с 1 января 2018 года в силу вступает новый Таможенный кодекс Таможенного союза, и тогда вопросов у промысловиков станет еще больше.

Дословно

Александр Передня, член совета директоров рыболовецкой компании «Восток-1»: - Сколько говорится о поддержке строительства рыбопромыслового флота, который устарел уже лет на 35! В такой ситуации должны быть нулевые ставки, если не меры стимулирования обновления флота, которые компенсируют часть стоимости судна.

Правовые новости,
практика и аналитика по ВЭД

02.03.2012
Выбирая ремонт судна за границей, готовьтесь платить таможенные платежи

Дальневосточное таможенное управление информирует судовладельцев, осуществляющих ремонт морских судов за пределами территории Российской Федерации, о требованиях таможенного законодательства в отношении таких судов.

Таможенным кодексом Таможенного союза предусмотрена для этих целей таможенная процедура переработки вне таможенной территории. Процедура переработки вне таможенной территории по своей сути является дополнительным механизмом стимулирования развития российских производственных и ремонтных мощностей. Применение данной процедуры создаёт условия для развития конкуренции российских и зарубежных предприятий производственной и ремонтной отраслей, при этом судовладельцы получают право выбора более качественных услуг.

Содержание таможенной процедуры переработки вне таможенной территории предполагает полное условное освобождение от уплаты вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых на переработку (в частности, судов). При ввозе продуктов переработки на таможенную территорию Таможенного союза необходимо уплатить ввозные таможенные пошлины и налог на добавленную стоимость. Базой для исчисления данных платежей является стоимость операций по переработке товаров. Фактически это затраты на оплату услуг иностранных предприятий в связи с проведением операций по переработке, на приобретение запасных частей за пределами таможенной территории Таможенного союза и т.п.

Вместе с тем, нередко судовладельцы, с целью экономии средств, пытаются обойти таможенное законодательство и не заявляют таможенным органам сведения о произведенном за границей ремонте. Как следствие, платежи в федеральный бюджет также не уплачиваются. Однако необходимо отметить, что подобные действия влекут административную ответственность по части 1 статьи 16.2 Кодекса об административных правонарушениях. А если сумма неуплаченных таможенных пошлин и налогов превысит два миллиона рублей – это будет служить основанием для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 194 Уголовного кодекса «Уклонение от уплаты таможенных платежей» и привлечения виновного лица к уголовной ответственности – вплоть до лишения свободы сроком до двух лет.

Добрый день!

Суть вопроса насколько я вас понял сводится к тому, что возможно ли отнесение произведенного ремонта за пределами таможенной территории на судне, находящегося под режимом временного вывоза к разрешенным операциям по смыслу ч.1 ст.347 ТК ТС. В случае, если операции относятся к указанным в ч.1 ст.347, при завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом позволяет не уплачивать таможенные пошлины, налоги. В случае соответственно если такие операции не относятся к перечисленным в ч.1 ст.347, то при ввозе таких транспортных средств на таможенную территорию подлежат уплате соответствующие таможенные пошлины.

ТК ТС, Статья 347. Операции с временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки
1. С временно вывезенными транспортными средствами международной перевозки допускается совершение:

1)операций по техническому обслуживанию и (или) текущему ремонту, необходимых для обеспечения их сохранности, эксплуатации и поддержания в состоянии, в котором они находились на день вывоза, если потребность в таких операциях возникла во время использования этих транспортных средств в международной перевозке;
2) операций по безвозмездному (гарантийному) ремонту;
3) операций по ремонту, включая капитальный ремонт, осуществляемых для восстановления транспортных средств международной перевозки после их повреждения вследствие аварии или действия непреодолимой силы, которые имели место за пределами таможенной территории таможенного союза.
2. Операции по ремонту и (или) другие операции, не предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи в отношении временно вывезенных транспортных средств международной перевозки, допускаются при условии помещения этих транспортных средств под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории.
В случае совершения указанных операций без помещения временно вывезенных транспортных средств международной перевозки под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, при ввозе таких транспортных средств международной перевозки подлежат уплате таможенные пошлины, налоги в соответствии со статьей 262 настоящего Кодекса.

ТК ТС, Статья 348. Ввоз временно вывезенных транспортных средств международной перевозки

2. При завершении временного вывоза транспортных средств международной перевозки их ввозом на таможенную территорию таможенного союза такие транспортные средства международной перевозки ввозятся на таможенную территорию таможенного союза без уплаты таможенных пошлин, налогов.

Основной вопрос, который может возникнуть у таможни, что все мероприятия по ремонту были запланированы заранее и не относятся к текущему ремонту и соответственно потребность возникла не вовремя использования судна в международной перевозке, а ранее.

Ниже пример, на какие факты обращает внимание таможня (и суд) при отнесении ремонта к текущему (внезапному), либо соответственно к запланированному.

Содержащиеся в оспариваемом решении выводы Камчатской таможни о том, что все проведенные в отношении судна операции по его техническому обслуживанию и ремонту были ожидаемыми и спланированными Обществом заранее до выхода судна в рейс , подтверждены документально в ходе проведения таможенной проверки и заявителем по существу также не оспариваются. При этом Камчатской таможней обоснованно были приняты во внимание следующие обстоятельства:

Истечение 30.06.2014 сроков очередного освидетельствования и освидетельствования подводной части судна СЯМ «Вераспер» и, соответственно, имеющаяся у Общества необходимость выполнения широкого комплекса ремонтных работ в отношении всех частей судна для получения положительных результатов освидетельствования; - объем проведенных ремонтных работ, свидетельствующий о том, что потребность в их проведении вызвана длительной эксплуатацией судна по своему назначению;- согласование в предварительной ремонтной ведомости работ, очевидно не направленных на устранение неисправностей, отраженных в сообщении от 24.02.2014, в рапортах от 27.02.2014 и от 28.02.2014;

Заблаговременное (до выхода судна в рейс) заключение контрактов с японской компанией «Yokohama Traiding Corp. LTD» и норвежской компанией «Mustad Longline AS» на приобретение автоматизированной головоотсекающей машины, рыборазделочной машины для лосося, наживочной машины, предусматривающих доставку данного оборудования в порт Пусан, где позднее и происходил ремонт судна;

Убытие судна в международную перевозку с незначительным количеством груза на борту (112 мест филе светлого мороженного гребешка весом 1,008 тонны при общей вместимости трюмов судна 343 тонны), что свидетельствует об отсутствии экономической выгоды от совершения транспортного рейса.

По мнению суда, совокупность вышеизложенных обстоятельств и подтверждающих их доказательств, собранных Камчатской таможней при проведений мероприятий таможенного контроля, в достаточной степени свидетельствует о плановости (запланированном характере) всех проведенных Обществом ремонтных работ судна СЯМ «Вераспер», обусловленных необходимостью устранения неисправностей, возникших в результате длительной эксплуатации судна, до выхода судна в рейс, а также работ для предъявления судна к освидетельствованию.

С учетом изложенного, необходимо оценить какой характер носил ремонт на судне, относился ли он к текущему, был ли плановым (внеплановым). С учетом анализа сделать соответствующий вывод о соотвтствии операций по ремонту требованиям ч.1 ст.347 ТК ТС.

В регионе деятельности Камчатской таможни расположено два морских порта, к которым приписано 192 морских судна. Все суда, конечно же, нуждаются в регулярном ремонте. При этом, если учесть состояние судоремонтной промышленности в Дальневосточном регионе, ремонт российских судов нередко приходится проводить в портах Республики Корея или КНР.
Куда плывем, что делаем?
По имеющейся у камчатских таможенников информации в среднем ежегодно в иностранных портах ремонтируется порядка 30-40 морских судов камчатских и северо-курильских судовладельцев. Перемещение ремонтируемых судов через таможенную границу Евразийского экономического союза осуществляется как в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, так и без помещения под указанную таможенную процедуру (в порядке, предусмотренном ст. 347 ТК ТС).
В 2015 году в регионе деятельности Камчатской таможни существенно увеличилось число морских судов, ремонт которых осуществлен в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории. Если за 2014 год под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории в регионе было помещено всего пять морских судов, то за 2015 год таких судов стало тринадцать.
Сокращается и число морских судов, в отношении которых операции, не предусмотренные ст. 347 ТК ТС (в том числе плановый ремонт и переоборудование), проведены без помещения под таможенную процедуру. В 2014 году Камчатской таможне уплачены таможенные платежи в связи с ремонтом в иностранных портах на основании п. 2 ст. 347 ТК ТС в отношении восемнадцати морских судов, а за 2015 год – в отношении одиннадцати морских судов.
Такая тенденция вполне закономерна. ТК ТС содержит норму, обязывающую помещать морские суда под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории для совершения операций по ремонту, не предусмотренных п. 1 ст. 347 ТК ТС. Кроме того, такая таможенная процедура наиболее полно регулирует отношения, связанные с ремонтом судов, и вызывает гораздо меньше вопросов, связанных с ее применением у судовладельцев. Ведь применение таможенной процедуры переработки вне таможенной территории подробно урегулировано ТК ТС и законом «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
Практически единственной сложностью для судовладельцев, возникающей при применении такой процедуры, является то, что при обратном ввозе судна, которое помещалось под процедуру переработки вне таможенной территории для ремонта, оно подлежит таможенному декларированию либо помещению на временное хранение в течение двенадцати часов с момента прибытия (согласно п. 4 ст. 160 ТК ТС).
Закон для всех един
В 2012 – 2013 годах судами всех инстанций подтверждена позиция Камчатской таможни о недопустимости помещения морских судов под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории для ремонта с одновременным декларированием таких судов в качестве транспортных средств международной перевозки. Соответственно, ни при вывозе морских судов с таможенной территории ЕАЭС, в соответствии с таможенной процедурой переработки вне таможенной территории, ни при их обратном ввозе на данную территорию, такие судна не подлежат таможенному декларированию в качестве транспортных средств международной перевозки.
Часть 2 пункта 2 ст. 347 ТК ТС допускает проведение операций по ремонту временно вывезенных транспортных средств международной перевозки в иностранных портах без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории. Но это возможно при условии уплаты таможенных платежей при обратном ввозе такого транспортного средства (за исключением случаев, когда проведенные операции входят в перечень допустимых операций, предусмотренный п. 1 ст. 347 ТК ТС).
Существование такой нормы вполне оправдано, учитывая, что потребность в ремонте морского судна нередко возникает в период осуществления судном международной перевозки либо при осуществлении промысловой деятельности. Однако во многом «рамочный» характер норм ст. 347 ТК ТС способствует попыткам судовладельцев уклониться от уплаты таможенных платежей (полностью или частично) со ссылкой на пункт 1 статьи в случаях, когда эта норма не подлежит применению. Поэтому контроль соблюдения норм таможенного законодательства при обратном ввозе временно вывезенных морских судов, отремонтированных в иностранных портах без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, является одним из приоритетных направлений деятельности Камчатской таможни.
Одним из основных моментов в применении норм ст. 347 ТК ТС является то, что декларирование морских судов, в отношении которых ремонт в иностранных портах проводился без помещения под таможенную процедуру переработки вне таможенной территории, осуществляется при их ввозе на таможенную территорию ЕАЭС. Такие суда декларируются таможенному органу в качестве транспортных средств международной перевозки. Повторное декларирование морских судов, в связи с необходимостью уплаты таможенных платежей за проведенные операции по ремонту, таможенным законодательством не предусмотрено. Поэтому в таможенной декларации на транспортное средство либо в стандартных документах перевозчика (если они используются в качестве декларации на транспортное средство), предоставляемых таможенному органу при прибытии, судовладельцем должны быть заявлены достоверными сведения о проведенном ремонте.
В случае, если таможенным органом будет выявлено, что сведения о проведенном ремонте не были заявлены, либо были представлены недостоверные сведения, что впоследствии привело к неуплате или неполной уплате таможенных платежей, это может стать основанием для привлечения виновных лиц к административной и даже уголовной ответственности. Такая практика в регионе деятельности таможни имеется.
Платить все же надо...
В 2015 году в отношении недобросовестных судовладельцев Камчатской таможней возбуждено уголовное дело по ст. 194 УК РФ по факту уклонения от уплаты таможенных платежей, и еще одно дело об административном правонарушении по ч. 2 ст. 16.2 КоАП России по факту заявления таможенному органу недостоверных сведений о проведенных операциях по ремонту, которое повлекло за собой неполную уплату таможенных платежей. Уплата осуществляется по заявлению судовладельца, которое подается на таможенный пост.
Срок уплаты таможенных платежей в связи с ремонтом судна наступает в день прибытия такого транспортного средства на таможенную территорию ЕАЭС и его выпуска таможенным органом в качестве транспортного средства международной перевозки. На эту же дату применяется курс валют для определения стоимости операций по переработке. В случае неуплаты в указанный срок таможенных платежей начисляются пени за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов.
Взимание платежей на основании ч. 2 п. 2 ст. 347 ТК ТС в связи с ремонтном судна осуществляется по итогам рассмотрения таможенным постом заявления судовладельца об уплате таможенных платежей и прилагаемых к нему документов. Для этого используется таможенный приходный ордер.
При решении вопроса об отнесении операций по ремонту, проведенных в отношении морских судов, к операциям, проведение которых допускается без уплаты таможенных платежей, следует учитывать, что в соответствии с действующей редакцией п. 1 ст. 347 ТК ТС допускается проводить без уплаты таможенных платежей только те работы, которые относятся к техническому обслуживанию и текущему ремонту и потребность в которых возникла в ходе международной перевозки. Операции по плановому ремонту для предъявления судна Российскому морскому регистру судоходства к допустимым не относятся. При проведении таких операций необходимо платить таможенные платежи. Это подтверждается сложившейся за последние несколько лет в Дальневосточном регионе судебной практикой.
Операции по среднему и капитальному ремонту (за исключением случаев аварийного ремонта) к допустимым также не относятся. В регионе деятельности таможни есть положительная практика использования результатов таможенных экспертиз, проводимых подразделением ЦЭКТУ, на предмет отнесения операций по ремонту судов к тем или иным видам ремонта (текущий, средний, капитальный). Заключения экспертов используются как в ходе таможенного контроля после выпуска товаров, так и при проведении оперативно-розыскных мероприятий.
При прибытии судна во всех случаях при наличии сведений о ремонте судна в иностранном порту должностные лица таможенных постов Камчатской таможни получают объяснения членов экипажа, проводят таможенный осмотр судна для фиксации признаков ремонта, направляют запросы судовладельцам, разъясняют порядок уплаты таможенных платежей. После поступления материалов в таможню отделом таможенных процедур и таможенного контроля таможни, совместно с отделом контроля таможенной стоимости, отделом таможенных платежей и подразделениями правоохранительного блока осуществляется контроль за совершением таможенных операций в отношении указанной категории транспортных средств, полнотой и своевременностью уплаты таможенных платежей на основании ст. 347 ТК ТС.
По итогам проводимой аналитической работы принимаются решения о целесообразности либо нецелесообразности проведения таможенного контроля после выпуска морских судов. Делается это в форме таможенных проверок либо в форме проверок документов и сведений после выпуска товаров.
Отделением таможенного контроля после выпуска товаров таможни в 2014 – 2015 годах проведено восемь таможенных проверок по фактам ремонта морских судов за пределами таможенной территории. Общая сумма доначисленных в результате указанных таможенных проверок таможенных платежей составила более 71,6 миллиона рублей. Сейчас проводятся еще семь таможенных проверок по таким фактам.
Поводом для проведения одной из таможенных проверок послужила неуплата судовладельцем таможенных платежей в отношении рыбоперерабатывающего судна. В отношении этого судна в 2014 году в порту Пусан (Республика Корея) был проведен ремонт для предъявления судна к очередному освидетельствованию Российским морским регистром судоходства. Плановый характер этих ремонтных работ полностью подтвердился в ходе таможенной проверки. В связи с этим по ее итогам таможней были взысканы подлежавшие уплате таможенные платежи в сумме более двенадцати миллионов рублей.

Алёна ГУРЕЕВА Заместитель начальника отдела таможенных процедур и таможенного контроля Камчатской таможни