Тема: «Зачем я убил коростеля…» (по произведению В. Астафьева «Зачем я убил коростеля…»).

Цель урока: интерпретация рассказа В. П. Астафьева «Зачем я убил коростеля?»

Задачи:

Развивать творческое воображение и читательскую наблюдательность, навыки постижения идейного содержания художественных произведений, заложенных в них нравственных уроков.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость и восприимчивость; формировать устойчивый интерес к художественной литературе.

Совершенствовать устную и письменную речь школьников.

Включить каждого учащегося не только в интеллектуальную, учебную, но и эмоциональную, мотивационную работу с художественным текстом.

В быстром темпе работы обеспечить осознание каждым учащимся своих учебных действий на всех этапах процесса усвоения материала (восприятие, понимание, осмысление, обобщение, закрепление, применение).

Используемая технология – РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо).

Используемые приёмы работы: "Древо предсказаний”, "Толстый и тонкий вопросы”, "Письмо по кругу”, "Чтение с остановками”.

Оборудование: мультимедиапроектор, тексты рассказа, компьютерная презентация.

Основные теоретико-литературные понятия: рассказ, сюжет, повествователь, авторская позиция, тема, основная мысль, диалог, эпическое произведение, риторический вопрос.

Ход урока

Слово учителя:

Здравствуйте, ребята!

Сегодня мы познакомимся с произведением замечательного писателя Виктора Петровича Астафьева. Слайд 1, 2.

1 стадия – «Вызов». Фронтальная беседа: (Тонкие и толстые вопросы)

Ребята, кто такие хищники и где они встречаются?

Можно ли назвать хищником человека? Почему?

Чем отличается человек от зверей-хищников во время охоты?

Задумываются ли люди над тем, что они делают?

Можно ли оправдать жестокость?

К какому выводу мы все вместе пришли?

Вывод: Человек – самый страшный, самый беспощадный, самый умный хищник на Земле.

Прочитайте на слайде 3 название рассказа, с которым мы сегодня будем работать. Что содержится в этом названии?

В. П.Астафьев «Зачем я убил коростеля?»

О чём говорит местоимение Я в заглавии? (Вопрос, на который не может дать ответ сам автор ).

Что содержит вопрос? (Сожаление, боль, стыд, муки совести)

Давайте составим «древо предсказаний », на каждой веточке которого запишем свои версии: что могло произойти в рассказе, который сейчас мы будем читать? (Версии ребята записывают на листочках) 3 мин .

Слово учителя: Молодцы, у вас богатая фантазия, ваши версии очень интересны, сюжет получился занимательный.

А теперь сравним ваши версии с оригиналом. Слушайте внимательно, я буду читать с остановками (у ребят на столах текст сложен не весь целиком, а фрагментами).

2 стадия – «Осмысление».

Чтение учителем первой части рассказа:

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины,(бочаг, яма с водой) поросшей тальником, увидел птицу. Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась , но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать , неуклюже заваливаясь на бок…

(ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Что почувствовала птица? Как повела себя? Докажите словами текста. ("Присела”, "притаилась”, "пугалась”, "бросилась бежать”).

Как, по-вашему, будут развиваться события дальше?

Чтение учителем второй части рассказа:

От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжётся в нём дикий азарт . Берегись тогда живая душа!

Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал её сырым удилищем…

(ВТОРАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Как вы поняли фразу "дикий азарт”?

Какую информацию несёт о герое глагол "захлестал”?

Чтение учителем третьей части рассказа:

Я взял в руку птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза её были прищемлены мёртвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана. Я узнал птицу - это был коростель . (показ слайда 4) Дергач по-нашему. Все его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в тёплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.

И худое, почти невесомое тельце птицы ли, нехитрая ли окраска, а может, и то, что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко её , что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.

Я вырос в семье охотника и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. ..

(ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Какое чувство вы испытали во время чтения?

Какие фразы особенно встревожили вас и почему? ("До того мне сделалось жалко её”).

Как объяснил писатель: почему убил? ("сдуру”, "без надобности”).

Чтение учителем четвёртой части рассказа:

С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.

Уже черёмуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвёртому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.

Но чего-то не хватает ещё раннему лету, чего-то недостаёт ему, чем-то недооформилось оно, что ли.

И вот однажды, (Слайд 5) в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых ещё молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дёргает-скрипит! (Слайд 6) Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, всё в порядке.

И всякий год вот так. (Слайд 7) Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подаёт мне голос, прощая того несмышлёного, азартного парнишку.

Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.

Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает её, торопится туда,"где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг ещё косой не тронут, где васильковые глаза...". Идёт, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.

Не приспособленная к полёту, но быстрая на бегу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелёте через море.

Как идёт коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. (Слайд 8) На гербе города изображён коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает. Все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас, на Руси, пекут жаворонков к их прилёту…

(ЧЕТВЁРТАЯ ОСТАНОВКА)

Вопросы учащимся:

Коростель. Может, вы что-то знаете об этой птице?

Проживает ли она в нашем поселении? Какую информацию об особенностях и условиях проживания птицы даёт нам В. П. Астафьев? (Выборочный рассказ по тексту).

Чем трудна жизнь коростеля, других (перелетных)птиц?

Почему, на ваш взгляд, повествователь "с нетерпением и виной…каждое лето” ждёт домой коростелей?

Чтение учителем пятой части рассказа:

Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.

Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.

Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет моё сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вопросы учащимся :

– Вот мы подошли к финалу рассказа. Какую роль эпизод с коростелем сыграл в жизни героя? - О чём же этот рассказ?

Смогли мы предсказать сюжет рассказа? (и да и нет)

Так почему герой не может забыть давний случай? (Забыть ему не позволяет совесть и та вина, которую герой ощущает перед погибшей птицей и самим собой). - О чём же этот рассказ?

О чём же этот рассказ? (Бессмысленное убийство птицы).

Работа в группах

Задания учащимся (по группам): инструкции прилагаются.

1 группа: Инструкции

Защитите героя.

От человека утаишь, от совести не утаишь.

2 группа: Инструкции

Защитите героя.

Как вы думаете, если человек не только совершает поступки, а старается их оценить, обдумать, все ли было совершено верно, то о какой черте характера этого человека можно говорить?

Сможете ли вы объяснить теперь, почему так говорят:

Совесть без зубов, а загрызет.

Инструкции

Прочитайте выделенный отрывок. (3)

Определите проблему. Покажите, как эту проблему решает герой рассказа. Предложите свой способ решения проблемы.

Наша группа решала проблему

Свой способ решения проблемы (мы предлагаем)

4 группа: Инструкции

Нарисуйте образ той проблемы, которая мучила автора нашего рассказа. Объясните свой выбор.

5 группа: Инструкции

Задайте герою рассказа вопросы, которые помогут понять, почему именно так произошло с ним в детстве. Что мог бы он исправить.

3 стадия – «Рефлексия».

Рассказ небольшой по объёму, но очень ёмкий по содержанию. В форме чего он написан? (Доверительный диалог с читателем).

Почему именно эту форму, на ваш взгляд, избрал В. П.Астафьев? (40 лет мучает совесть. Автору необходимо высказаться, публично раскаяться).

Стыд – тяжёлое переживание позора перед людьми за свое поведение,

а совесть – это стыд перед самим собой, даже если люди тебя не осудили).

Задание учащимся (групповая работа):

Прием «Письмо по кругу» предполагает групповую форму работы. У каждого ученика должен быть лист бумаги. Детям нужно не только поразмышлять на тему «После чтения рассказа В.П.Астафьева я возьму с собой в жизнь…», но и согласовывать свое мнение с членами группы. Каждый член группы записывает несколько предложений на заданную тему, затем передает свой листок соседу. Получив листок, сосед продолжает его размышления. Листочки двигаются до тех пор, пока к каждому не вернется листок, в котором были написаны его первые предложения.

Прием «Письмо по кругу»

(групповая форма работы).

Поразмышляйте на тему: «После чтения рассказа В.П. Астафьева я возьму с собой в жизнь…»

Искусство и развлечения

"Зачем я убил коростеля?": краткое содержание повести

13 октября 2017

Повесть "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой приведено в статье, - одно из самых известных произведений Виктора Астафьева. Это популярный советский прозаик, яркий представитель писателей-деревенщиков.

Об авторе

Помогает хорошо познакомиться с сюжетом повести "Зачем я убил коростеля?" краткое содержание, изложенное в этой статье. Вообще, Астафьев много своих произведений посвящал теме общения с природой и животными.

Он сам родился в селе. Появился на свет в 1924 году в селе Овсянка, на территории Красноярского края. Когда Виктор был совсем маленьким, его отца осудили за вредительство. А вскоре погибла и его мать. Лодка, на которой она плыла, перевернулась. Мать Астафьева упала в воду, зацепилась косой за бон и утонула.

Мальчик в итоге остался предоставлен сам себе. Долго жил где придется, а в результате оказался в детском доме.

В 1942 году отправился добровольцем на фронт. Его не остановило то, что к тому времени он выучился на железнодорожника, а значит, имел бронь. Сначала прошел военную подготовку, а с весны 1943 года был направлен в ряды действующей армии. На войне служил шофером и связистом в артиллерии, получил контузию на Западной Украине.

Творчество Астафьева

В прозе Астафьева две главные темы - деревенская и военно-патриотическая. Еще в школе он написал сочинение, которое в будущем превратил в рассказ под названием "Васюткино озеро".

Публиковаться начал в журнале "Чусовской рабочий". Критики обратили внимание уже на ранние повести автора - "Звездопад", "Стародуб", "Перевал". На страницах журнала "Новый мир" отмечали, что Астафьеву свойственна суровая неприглаженность повествования, при этом яркое и живое слово, оригинальные образы и детали.

В своей военной прозе Астафьев передает взгляд на войну с точки зрения простого солдата. В крайнем случае, младшего офицера. В своих рассказах и повестях он создает образ обезличенного воина, на котором в конечном счете держится вся армия. При этом его же обвиняют во всех прегрешениях, награды обходят его стороной, зато наказывают за каждый пустяк.

Исследователи отмечают, что этот образ фронтовика во многом автобиографичен. Астафьев писал его с себя и своих боевых товарищей. Противопоставлял своих положительных героев тыловым крысам, которые отсиживались в эвакуации. На протяжении всей жизни писатель испытывал к ним сильное презрение.

В прозе Астафьева много горькой и суровой правды. Он стал одним из первых писателей, открыто заговоривших в своих произведениях о голоде в 1933 году, беспринципности и жестокости молодежи, преступности в советском обществе.

Повесть "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой вы далее прочтете, - яркий пример его деревенской прозы, к которой автор также часто обращался.

Видео по теме

Повесть начинается с воспоминаний рассказчика о своем детстве. О том, как около 40 лет назад, возвращаясь с речки, он заметил птицу. Она пыталась убежать, но безуспешно. Все время неуклюже заваливалась на бок. Из повести Астафьева "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой сейчас перед читателем, мы узнаем, что рассказчик в то время был мальчишкой, совсем еще ребенком.

Внезапно им овладел азарт, он решил во что бы то ни стало догнать эту птицу. А настигнув ее, захлестал ее удилищем, которое было у него в руке. Подняв с земли мертвую птицу, он разглядел, что это был коростель. У него не было одной лапки, поэтому он так неуклюже передвигался и не смог улететь с остальными птицами на юг. В тот же миг ему стало жаль погубленной птички и стыдно за свой поступок. Он похоронил коростеля у обочины дороги.

Раскаяние

Из краткого содержания рассказа "Зачем я убил коростеля?" можно узнать, что с тех пор рассказчик каждую весну вспоминал об этом происшествии. Он теперь ждал коростелей, смотрел на них с виноватым видом.

За прошедшие годы он много узнал об этой птице. Краткое содержание книги "Зачем я убил коростеля?", приведенное в данной статье, поведает о том, что она прилетает в Россию каждую весну из далекой Африки. Этот перелет ей дается очень нелегко.

Покинув жаркий континент еще в апреле, коростели практически всю дорогу идут пешком, перелетая только через Средиземное море. При этом они практически всегда обходят крупные города. Исключение - только городок во Франции, в котором эта птица стала символом. Каждый год там отмечают ее праздник, готовят из теста причудливые птичьи фигурки.

Подошло к концу наше знакомство с рассказом "Зачем я убил коростеля?". Из его краткого содержания мы узнали, что рассказчик - фронтовик. На войне повидал всякое, стрелял в противника без сожаления. Но до сих пор не может себе простить только убийство этой птички.

Зачем я убил коростеля?

Это было давно, лет, может, сорок назад. Ранней осенью я возвращался с рыбалки по скошенному лугу и возле небольшой, за лето высохшей бочажины, поросшей тальником, увидел птицу.
Она услышала меня, присела в скошенной щетинке осоки, притаилась, но глаз мой чувствовала, пугалась его и вдруг бросилась бежать, неуклюже завалилась на бок.
От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать - непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа.
Я догнал птицу в борозде и, слепой от погони, охотничьей страсти, захлестал ее сырым удилищем.
Я взял в руки птицу с завядшим, вроде бы бескостным тельцем. Глаза ее были прищемлены мертвыми, бесцветными веками, шейка, будто прихваченный морозом лист, болталась. Перо на птице было желтовато, со ржавинкой по бокам, а спина словно бы темноватыми гнилушками посыпана.
Я узнал птицу - это был коростель. Дергач, по-нашему. Все другие его друзья-дергачи покинули наши места, отправились в теплые края - зимовать. А этот уйти не смог. У него не было одной лапки - в сенокос он попал под литовку. Вот потому-то он и бежал от меня так неуклюже, потому я и догнал его.
И худое, почти невесомое тельце птицы, нехитрая ли окраска, а может, и то и другое, и что без ноги была она, но до того мне сделалось жалко ее, что стал я руками выгребать ямку в борозде и хоронить так просто, сдуру загубленную живность.
Я вырос в семье охотника, и сам потом сделался охотником, но никогда не стрелял без надобности. С нетерпением и виной, уже закоренелой, каждое лето жду я домой, в русские края, коростелей.
Уже черемуха отцвела, купава осыпалась, чемерица по четвертому листу пустила, трава в стебель двинулась, ромашки по угорам сыпанули и соловьи на последнем издыхе допевают песни.
Но чего-то не хватает еще раннему лету, чего-то недостает ему, чем-то недооформилось оно, что ли.
И вот однажды, в росное утро, за речкой, в лугах, покрытых еще молодой травой, послышался скрип коростеля. Явился, бродяга! Добрался-таки! Дергает-скрипит! Значит, лето полное началось, значит, сенокос скоро, значит, все в порядке.
И всякий год вот так. Томлюсь и жду я коростеля, внушаю себе, что это тот давний дергач каким-то чудом уцелел и подает мне голос, прощая несмышленого, азартного парнишку.
Теперь я знаю, как трудна жизнь коростеля, как далеко ему добираться к нам, чтобы известить Россию о зачавшемся лете.
Зимует коростель в Африке и уже в апреле покидает ее, торопится туда, «где зори маковые вянут, как жар забытого костра, где в голубом рассвете тонут зеленокудрые леса, где луг еще косой не тронут, где васильковые глаза…». Идет, чтобы свить гнездо и вывести потомство, выкормить его и поскорее унести ноги от гибельной зимы.
Не приспособленная к полету, но быстрая на ногу, птица эта вынуждена два раза в году перелетать Средиземное море. Много тысяч коростелей гибнет в пути и особенно при перелете через море.
Как идет коростель, где, какими путями - мало кто знает. Лишь один город попадает на пути этих птиц - небольшой древний город на юге Франции. На гербе города изображен коростель. В те дни, когда идут коростели по городу, здесь никто не работает, все люди справляют праздник и пекут из теста фигурки этой птицы, как у нас на Руси пекут жаворонков к их прилету.
Птица коростель во французском старинном городе считается священной, и если бы я жил там в давние годы, меня приговорили бы к смерти.
Но я живу далеко от Франции. Много уже лет живу и всякого навидался. Был на войне, в людей стрелял, и они в меня стреляли.
Но отчего же, почему же, как заслышу я скрип коростеля за речкой, дрогнет мое сердце и снова навалится на меня одно застарелое мучение: зачем я убил коростеля? Зачем?

Вороны-охотницы

Все зверушки и птицы, живущие возле человека, очень ловки и хитры. Самая среди них хитрая - ворона.
Как-то я занял избу в полуопустевшей вологодской деревеньке и обнаружил гнездо за городьбой, на старой березе. На том месте тоже когда-то стояла изба, но ее сломали, и заброшенную усадьбу обозначали два черных тополя, береза да несколько черемух. Вороны опасаются вить гнезда возле человеческого жилища, но эта, видать, привыкла к запустению, надеялась близко добывать пищу, и вот как на грех принесло меня. Спохватилась ворона, да поздно, у нее уже появились яйца, надо было выпаривать воронят.
Каждый день не по разу проходил я мимо березы, на которой чернело гнездо, то по воду, то на рыбалку и, лишь пристально вглядевшись, обнаружил наседку на месте. Небольшое, из грубых веток сложенное гнездо укрыть ворону не могло, но она так вдавливала себя внутрь засидки, так вытягивала шею вдоль сучка, что и не увидеть бы ее совсем, да только хвост выдавал птицу - торчал метелкой.
Когда забусило зеленью, приехал ко мне в деревню друг. Я указал ему на березу и сказал, что в гнезде, темнеющем в ветвях, сидит ворона и у нее воронята, скоро «станут на крыло». Долго ходил мой друг вокруг дерева, задирая голову, и объявил, что гнездо покинуто. Тогда я усадил его в избе подле окна и попросил наблюдать. Поздним вечером мой друг, чтобы не разбудить нас, тихо и восхищенно произнес: «Ай да пташка! Ну не ведьма?!»
Он-таки увидел ворону. Она вымахнула черной тенью из густеющей березы, скользнула в ближний двор, на помойку - за кормом для себя и птенцов. Эта же ворона скоро повытаскивала из нашего скворечника скворчат и слопала их. Прилетит на тополь, где скворечник прибит, потопчется, замаскируется, затем когтями по доске поскоблит. Скворчата думают, мать принесла им корм, и по одному высовываются в дырку. Который высунется, того ворона цап за голову - и только его и видели. Верещит птенец, а разбойница махает к своим прожорливым воронятам. Широкозевая, неспокойная, тут она не то чтобы орать - она и крылом не хлопнет, скорее воровски исчезнет с глаз долой.
Друг негодовал, видя такое бандитство, хотел ворону застрелить, но я ему сказал, что сделать это не так просто, как кажется. Человек горячий, в охоте ничего не смыслящий, друг мой целый день просидел в ограде, однако ворона и близко не подлетала, она издалека, из кустов орала: «С ружьем человек! С ружьем! Спасайтесь! Спасайтесь!..»
Я дал другу вместо ружья палку - и ворона тут же закружилась над оградой, села на тополь, осмотрелась - и к скворечнику, да там уж ни одного птенца не осталось. Скворец со скворчихой сиротливо сидели рядышком на столбе и молча горевали - нынче им уж не иметь детей, на вторую кладку не хватит сил и лета.
Совсем доконал я друга, рассказавши о том, какую картину наблюдал однажды. На небольшой веселой речке Ягрыш.
Та северная вологодская речка то чурлюкает перекатом, то завьется глубоким омутком у подмытого яра, то зашумит меж огромных валунов, то разольется тихим травянистым озером. Возле длинного, разжульканного скотом переката был брод, и сделалось здесь совсем мелко.
Выше переката, с окошенного взлобка я пристроился рыбачить. Прячась за оческом сухо хрустящей осоки, довольно прытко таскал нарядных подъязков, сорожек, случался и окунек. И не сразу, но обратил внимание, что над бродом, по кустам черно воронья. Сидят на ольховниках, склонившихся по-над водой, тихо, не шевелятся, не базарят, как обычно, и не сидят, а прямо сказать - окаменело висят, втянув в крыльца головы, - похожи все на зловещих горбатых колдуний.
Отдельно от стаи, по другую сторону речки, над самым входом, или лучше сказать - горлом переката, замерла в густой вербе, тронутой ржавчиной осени, старая седая ворона…
Что-то она узрела, приподнялась на лапах, вытянула шею - следит. Не каркала, а как бы, урча горлом, подала команду: «Внимание! Приготовились!» - и поворотом головы долго провожала кого-то в рукав переката. Среди воронья произошло движение, и тут же птинцы оцепенели. Если какая-либо молодка, не выдержав стойки, переступала, роняя лист, либо издавала какой шум, мама приподнималась в вербе и щелкала клювом, показывая, что она сделает с нарушителем, коли он испортит охоту. И случалось, если какая ворона спугивала добычу в речке, вся стая наваливалась на подругу, трепала ее, катала, что тряпичный мяч, и такой поднимался крик, такое хлопанье крыльев, так летели перья, что уж на войну походило. Мама и папа к наказанию прибегали редко, они лишь кружились вокруг черного клубка птиц, поддавали жару: «Так ее! Так! Учи уму-разуму!..»
Сотворив суд и расправу, вороны рассаживались по-над речкой, а побитая молодка пряталась в зарослях, ощипывалась, приводила себя в порядок, не жалуясь, не сердясь, лишь скорбно покаркивая: «Господи! Что за жизнь? Всего стерегись! Всего бойся! Чё и сделала-то? Лист в речку сронила. Родиться бы синичкой. Вон их как все любят…»
У ворон закон суровый - дармоедов не терпит. И, маленько отдышавшись, пристроив на место взлохмаченные перья, молодка выскальзывала из зарослей, бесшумно прилипала на ольхе, зависала по-над речкой.
«Чего же они там караулят?» - озадачился я. Перестал рыбачить - наблюдаю. Вот снова шевельнулась мама на вербе, напряглась, вытянулась: «Внимание!» - и замерло все вокруг. Даже и я невольно замер. Прошла минута, другая, третья. Напряжение в природе нарастало, слышнее сделалось речку, рокот трактора, работавшего в полях, за холмами, звук радио в дальней деревушке.
Все длиннее и длиннее вытягивала шею мама-ворона, провожая кого-то взглядом встречь воде в перекат. «Ка-арр!» - заорала ворона воинственно - и воронье послушно сыпануло вниз, зашлепалось в мелкой воде брода, завозилось в растоптанной грязи, усеянной пометом. Выхватывая из воды какой-то корм, вороны в клювах тартали его на поляну, бросали в траву и тут же спешили обратно к перекату, а мама с папой командовали, как сержанты у раздаточного окна в военной столовке: «Налетай! Не зевай! Молодцы, ребята!..»
Но вот вся компания угомонилась. Ходит по поляне деловитое воронье, клюет чего-то, питается. Мама с папой, важно переваливаясь, бродят средь табуна и тоже нет-нет да и клюнут разок.
Я воткнул удочку в берег, перебрел через речку по перекату и, спугнув ворон, вышел на поляну. Вышел и ахнул: вся она усыпана панцирями раков. Вон оно что! У раков начался икромет, и они, как и многие водяные жители, сбивались в стайки, тянули вверх по воде к своим нерестилищам, к заветным местам, обязательно вверх, обязательно встречь воде, обязательно наперекор стихиям - таков уж закон у водяных обитателей.
Целая банда воронья дежурила у мелководья и во всем-то брачном наряде полных икры и любовных вожделений клешнятых невест и женихов цап-царап под ручки - и на бережок!
Панцири раков лежали по всей форме, пьяно раскинув клешни, выпрямив хвост, словно бы баловались раки, бузотерили, просто так валялись на траве. Да какое уж тут баловство?!
Все туловище съедено, склевано, вычищено до икринки! Кладбище, сплошное кладбище! И вспомнил я, как в одном заграничном кино злой рыцарь, одетый в железные доспехи, грозно кричал: «Я пропорю его шпагой!» И докричался! Пришел горный богатырь, дунул на рыцаря огнем из левой ноздри - и остались от вояки одни доспехи - латы и шпага. Тут тоже, словно латы рыцаря, лежат панцири, клешни, только шпаги не хватает…
Я вернулся к речке, сел в коренья ольхи. Вороны долго каркали, летая вокруг, бранили меня, проклинали, и я им сказал: «У вас своя ловля, у меня своя. Не мешайте!» И они успокоились, расселись по кустам, повозились, замерли, кося па меня хитрыми и наглыми глазами.
Прошло немного времени. Смотрю: по светлому рябенькому от донной гольки рукавичку переката толкается рак, благодушный такой, самоуверенный, чудилось даже - напевает что-то дурашливое, веселое, а его спешит нагнать второй, третий. Нагнав, заиграют раки и рачихи, суетятся, щекочут друг друга, гальку в струе шевелят, икру отметать налаживаются, но из-за речки, с вербы, из нарядной листвы раздается уверенная, неумолимая команда: «Ух-ррр! Внимание!» По вороньей банде пробежал ток. Ворохнувшись, птицы приподнялись на лапах в боевой стойке, ожидая клич в атаку, в разбой.
А речка шуршит… И плывут по ней желтые листки. И мелкую мошкару, падающую на воду, ловят малявки, вот и у меня клюнуло, поплавок уверенно занырнул в воду, речка так светла, что я не сразу и понял, что поплавок увело в глубину, и только уж когда совсем он исчез из виду в сонном мороке, занимающемся на дне речки, я резко подсек и выбросил на берег бойкого пузатенького окуня.

Орлан-могильник

Казым, мыс на Нижне-Обской низменности, видно в ясную погоду верст за пятьдесят. Весь он в темной и теплой шубе кедрачей. Поселок, раскинувшийся по песчаному взгорью, тоже в кедрах. Казымчане во дворах шишку бьют, за огородами морошку, бруснику с голубикой собирают. Приволье тут, обский простор и многоверстная тишина, да такая, что уж и не верится в ее светлую первозданность. Ходишь, явившийся из грохочущей и копотной цивилизации, и недоверчиво озираешься, ожидая какого-нибудь подвоха или привыкая вновь к благостно-покойному миру.
Мы компанией бродили по поселку, ожидали, когда откроют магазин. На травянистых улицах играли ребятишки: узкоглазые - хантыйские и курносые, конопатые - россияне. Тут же стаями толкались мохнатые псы, и ребятишки садились на них, теребили за хвосты и за уши - вроде бы и нет более мирного существа, чем северная лайка. Но и нет среди собачьего народа ревнивей лайки. Стоило молодцеватому остроухому псу оттереть в сторону пса потертого, отяжелелого годами и затесаться в компанию ребятишек, чтоб его тоже трепали бы за уши, играли бы с ним, как поднялась свалка. Зарычали, покатились псы под гору кубарем - шерсть клочьями летит. Сопленосые же ребятишки и растащили этих свирепых псов. Они тут же хвостами им махнули, дескать, порядок, все спокойно, готовы служить и веровать, и начали облизывать себя, врачуя и латая раны и рваную шубу.
На краю поселка, за небрежно и как попало наставленными домами и худенькими северными огородами, приветливой рощицей густо клубился приземистый кедрач, и мы подались поглазеть на него. Попали к кладбищу, на котором кресты стояли, как и дома в поселке, разбродно, сикось-накось. Заметно было, что по неогороженному кладбищу шляется скотина, и псы прячутся здесь и грызут брошенные им оленьи кости - много их белело на запущенных, неприбранных могилах, бугорки которых затянуло дурманно воняющим болотным багульником и кровянисто рдеющей брусникой.
Мы стояли возле кладбища, молча дивуясь его дикости и убожеству, которое старательно прятали разлапистые кедры, опустившие густохвойные, всегда нарядные ветви до земли, как вдруг под одним кедром что-то зашевелилось, захрипело, и на нас прыжками вымахала огромная взъерошенная птица.
Женщины вскрикнули, мужчины вздрогнули. Все невольно сделали шаг назад. Птица, в которой мы не сразу признали орла, клекотала раскрытым клювом, всхрипывала, глядя на нас, и горло ее судорожно дергалось, а глаза с фосфорическим, зеленоватым ободком свирепо круглились.
- Это он ись просит. Не бойтесь его, - пояснили нам незаметно объявившиеся ребятишки и рассказали о том, что орлан этот белохвост был кем-то давно-давно подбит и вырос здесь вот, в поселке. Живет он на кладбище и зиму, и лето, ночует под теплыми кедрами, а кормится подачками - кто чего бросит, то и ест. Кости на кладбище - это все остатки его жратвы.
И сразу сделалось заметно, как птица эта, грозная с виду, неопрятна и жалка, а взлететь она выше, чем на городьбу, не может. Нищая и убогая попрошайка с обликом орла, которую даже собаки не гоняют.
Грозно сверкая орлиным взором, может она еще нашего брата - заезжих - напугать, но удивить никого собою не может. Средь людей тоже встречаются такие птицы - по оперенью орел орлом, а питается отбросами со столов и летать вовсе не умеет…
Ребятишки важно сообщили, что магазин открылся, и мы пошли в поселок.
А орлан, не получивший подачки, недовольно стуча круто изогнутым клювом, хрипя сердито и простуженно, хромая, как кладбищенский сторож-инвалид, заподпрыгивал к могилам и спрятался в тихом надгробном кедраче.

Крестьянин

Мы охали из Красноярска в село Казачинское и достигли уже Большемуртинского района, где села сплошь почти именуются по-татарски и живет здесь много обрусевших татар.
Земля была вся в цвету. «Вся!» - я произнес не как литературный образ, земля в самом деле цвела в три, в четыре, в пять этажей! Она буйствовала, она, озоруя, мазалась красками, безудержно, по-детски радуясь самой себе, теплу и солнцу. Понизу земля была опрыскана белыми цветами клубники и земляники, гусиной лапкой, ветреницами желтыми и белыми, блестками травы-муравы, звездочками любки и майника. Выше синели ирисы, качались ландыши белые и лесные - орехового цвета, и кое-где уж птичьим яичком выкатывались из сдвоенного листа рябенькие кукушкины слезки, робко и просительно открывая ротик, обметанный молочной пеной, а еще выше - и цветы эти, и землю всеохватно и яростно захлестывал пожар сибирских жарков. Огненное буйство усмиряли только спокойные цветы медуницы, синеющие по опушке леса, и уверенные, крупно растущие по мокрым логам и склонам гор марьины коренья с уже забуревшими, кругло выпирающими бутонами.
Глаз радовался, душа пела, восторг передавался ей от ликующей природы.
Так вот, с восторженным настроением, громким говором, мы и вкатили в какое-то сибирское село с приземистыми, крепко рубленными избами, приветливость которым придавали, пожалуй, только ставни, пестро, как у теремков, покрашенные, да цветы на окнах.
Машина наша ехала бойко по улице, и от нее в панике разлетались на стороны курицы и от каждого двора, сатанея, гнались псы, пытавшиеся ухватить зубами за колесо наш транспорт.
Впереди показалась белая лошадь с распущенной гривой и буйно разметавшейся челкой. На ней сидел человек с предостерегающе поднятой левой рукой, в правой он крепко держал повод обороти.
- Я объезжаю молодую лошадь, - с чуть заметным татарским акцентом сказал он и тихо, уважительно прибавил: - Извините!
Лошадь грызла удила, косила коричневые глаза на машину и круглила гибкую шею, как бы обтекая собой автомобиль, и в то же время не двигалась с места, а лишь пританцовывая, щелкала подковами.
Парень - по лицу это был парень, но крупный, с мужицким раскрыльем плеч, с прямым доверительным взглядом и тем достоинством в каждом движении, в слове и в улыбке, которое дается истинным труженикам земли, ничем не запятнавшим свою жизнь во многих поколениях, не дрогнувшим в лихолетье, уверенным в себе и в той пользе, какую они дают миру и людям, - парень этот не горячил молодого жеребца, чуть порябленного серыми пятнами по ногам и по груди, он как бы давал полюбоваться конем и собою, и мне показалось, лошадь понимала его и, гарцуя, немножко кокетничала перед нами, но страх все же жил в ней, она боялась машины, у которой стучало сердце и выбрасывало душный дым, и людей, сидящих в машине, боялась, не понимая, отчего они сидят в ней, а не на ней, и вообще жеребец был еще молод, ему хотелось мчаться, лететь над землей, и он вдруг понес, трусовато закидывая ноги и зад, как это делали когда-то беспородные, дураковатые крестьянские кони, не видавшие никаких машин, как мы когда-то в детстве, ополоумев от страха, очумело мчались в сумерках мимо деревенского кладбища.
Парень, откинувшийся в седле, выровнял себя, сжал бока лошади стременами, что-то ей сказал, наклонившись, и она вроде как поняла его, перешла на красивый, стелющийся намет.
Унес жеребец парня за околицу села, в пылающие жарким весенним цветом поля, в нарождающееся лето, к солнцу, а мы еще долго смотрели им вслед, и мне посейчас еще видится белая-белая лошадь и ладно, уверенно сидящий в седле парень с приветливо и предостерегающе поднятой рукой. Рука была большая, узловатся, величиной с совковую лопату, с мозолями на ладони. А лошадь - пугливая, юная, с шелковистой, нежной гривой и звонкими, серебряно сверкающими копытами.

Мертвый таймень

Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.
По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни - ближе к живым донным ключам.
Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.
Забылся в охоте таймень. Увлекся. А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа - колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймеиный род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

Летящая звезда

Узники любят глядеть на звезды. Да более им и глядеть-то не на что.
Один бывший узник рассказывал мне, как однажды увидел летящую по небу звезду. И спустя время узнал, что это был спутник.
«Так можно и жизнь пропустить», - подумал он и попросился на тяжелую работу, в забой, где шли «зачеты», хотя до этого он был вором в законе и лихим арестантом - бездельником во многие годы.
Тот человек давно уж на свободе. Давно живет законной жизнью, но глядеть на звезды привычки не утратил. И часто плачет он, глядя на них, потому что каждая звезда кажется ему бесцельно, зазря прожитым годом.

Старый корабль

Он стоит, сиротливо прислонившись к берегу острова Отдыха, усмиренный, тихий, с неработающей машиной, недымящей трубой и навсегда умолкшим гудком, но все с той же окраской, какая на нем была в тридцатые годы: желтые палубные надстройки, рубка и жилые каюты с коричневыми прогонами, черно-смоленый корпус с алой лентой вдоль борта, труба в три цвета - красная, черная полоса и остальное бревно трубы - желтое - национальные цвета Германии, еще фашистской. Фашисты, как и их собратья по борьбе за общее счастье человечества, коммунисты, обожали кровавый цвет, и знамена у тех и у других были красные, лишь знаки на полотнах были разные: у первых - свастика, у вторых - серп и молот. Собираясь завоевывать мир, фашисты и коммунисты прибегали к древним, мирным знакам труда. Без обмана и лжи они не могли обойтись даже в символике.
В 1938 году, в связи с развитием Крайнего Севера: строительством Норильска, Игарки, Диксонской базы, Усть-порта и Дудинского порта и невиданно возросшими по Енисею перевозками, укреплялось речное пароходство. В Германии было закуплено пять первоклассных по тому времени теплоходов - два пассажирских и три буксирно-транспортных. Их перевели из Гамбурга через северные моря и Ледовитый океан на великую сибирскую реку и сразу же прилепили к ним имена достославных и скромных советских вождей. Пассажирские теплоходы были названы именами Сталина и Орджоникидзе, один буксир - именем первого маршала Клима Ворошилова, а вот два оставшихся чужестранца удостоились имен по тем годам неожиданных, как бы брошенных сибирскому народу в виде подачки - ешьте, мы добрые. А может, и не хватило на ту пору вождей, достойных исторической памяти. Многие из них уже сидели в тюрьме или находились под здоровым подозрением. «Восточная Сибирь» и «Красноярский рабочий» - такие исключительные названия получили два германских судна. И самый мощный теплоход - в честь местной газеты, начавшей выходить еще в 1905 году. Газета жива до сих пор, и теплоход, старостью томимый, жив еще, хотя и не дышит. Дети Севера, вечно ждущие вестей, гостей и приключений, бегали на берег Губенской протоки в Игарке, чтобы полюбоваться чужестранными кораблями-гигантами, по сравнению с которыми наши, колесные, еще дореволюционных времен, пароходы казались нам унылыми, тихоходными лапотниками. Один пассажирский пароход из «стариков» прибыл на Енисей с милым названием «Дедушка», но потом конфузливо менял имена пламенных революционеров, которые, как на подбор, оказывались людьми «не нашими», стало быть, врагами народа. Успокоился «Дедушка» лишь на «Марии Ульяновой», сестре Ленина - эта успела умереть раньше начавшейся кампании против вредителей и изменников, а то б и ее переименовали.
У старых речных трудяг, прежде всего у пассажирских пароходов, были дивно-музыкальные гудки, и слушать их было сплошное удовольствие. У гамбургских кораблей гудки чужие, угрюмо-басовитые, отчужденные, как бы с того света, из запредельности быком ревущие. Чалдоны-ребятишки чужестранных гудков боялись и говорили, ежась: «У-у, запел, фашист».
Лихтеров, барж и паузков штук до двадцати-тридцати нацепляв на толстый, ершисто полопавшийся трос, чужестранцы, привычно уже ставшие на Енисее «своими в доску», вели в Игарку, в Дудинку, до Диксона огромные караваны с грузами, обратно - руду и заморские товары плавили, с надсадой одолевая Осиновские пороги, расчаливались па непроходимых Казачинских порогах.
Однажды довелось мне видеть, как, спасая караван, заводил во время яростного шторма в Губенскую протоку баржи «Красноярский рабочий». Тревожно, трагично басил гудок буксира. Баржи наваливало на каменные мысы, две из них свалило на бок, переломило и из глубоких недр, точно из темного мешка, вывалило в бушующие волны живых людей с нехитрым нищим скарбом - и этакий груз непрерывным потоком плыл, доставлялся в невольничьи норильские никелево-медные рудники…
Много нужной и трудной работы исполнили на Енисее теплоходы, построенные в Гамбурге. Но ничто не вечно под луной. Они прожили свою вольную жизнь на реке и которые были порезаны на металл, которые брошены без призора. Как современные старики, затонули и заржавели без догляда. Их заменили другие, более мощные суда. Один лишь «Красноярский рабочий», приспособленный под брандвахту, стоит на Енисее в городе Красноярске и несет какую-то непонятную службу.
Бывая на набережной, я подолгу смотрю на речного работягу. Давнего, приземистого, грудастого портового грузчика с козой на спине напоминает мне он, и чередой предо мною проходят прожитые годы, как бы воедино связанные с нашей великой рекой, с ее неутомимыми речными тружениками, среди которых до войны и долго еще в послевоенные годы флагманом был «Красноярский рабочий». Ах, как много чувств и воспоминаний возникает, когда я вижу корабль моего детства. Грустные, пронзительно печальные думы охватывают меня всякий раз при виде старого корабля, приткнувшегося к берегу, на котором мне мечталось побывать, да так и не посчастливилось побывать, речные картины возникают передо мною - Енисей, то благодушно-тихий, просторный, то стиснутый утесами, то разъяренный, вспененный иль бушующий в шторм белопенными волнами.
Есть что-то щемящее и бесконечно дорогое в этом одиноком, учаленном, умолкшем навсегда, но не утратившем гордого достоинства старике, есть что-то вечное, немеркнущее в его молчаливой, отстраненной от современной жизни осанке, как будто всем своим видом он говорит: «Я отработал свое, много пользы сделал людям.

В своём произведении "Зачем я убил коростеля" или как его по-другому называют " Застарелое мучение" Виктор Астафьев рассказывает историю о том, как маленький мальчик возвращался с рыбалки.

Я по скошенному лугу мальчишка увидел птичку. Птица услышала его и затихла, притаившись в скошенной осоке. Она вдруг бросилась бежать, и мальчик сломя голову помчался за ней. Птичка бежала очень странно, переваливаясь набок. Мальчишка захлестал её удилищем. Он подошел к ней и взял мертвое, ещё тёплое тельце в руки. Тогда он разглядел в птички коростеля. Его взору открылся невзрачный окрас, вдруг он заметил что у птички нет одной лапки, которую по всей видимости она потеряла под литовкой во время сенокоса. Поэтому Коростель и не смог улететь в теплые края вместе с остальными.

Мальчику стало очень жаль птицу, и он прямо там начал рыть могилку для той, чью жизнь он загубил.

После этих событий мальчишка каждое лето с нетерпением и чувством собственной вины ждал, когда в его края прилетят коростели, чтоб известь о начале лета.

Через некоторое время мальчик узнал, как трудно порой встали добраться в Россию. Он узнал что Коростель зимует в Африке и в начале апреля покидает её для того, чтоб гнездится и вывести потомство, а потом поскорее улететь от холодной зимы. Во время перелетов гибнет очень много хворост или особенно когда они летят над морем. Но точно их маршрутов по которым птицы летают не знает никто. Известно лишь об одном городе во Франции. И когда они там пролетают, в городе начинается праздник, и все пекут фигурки коростеля из теста, как на Руси пекли жаворонков.

Пересказ

События этого поучительного рассказа сорокалетней давности. Герой повествования спешит домой после рыбной ловли. Вдруг мальчик замечает птичку, мирно сидящую у края дороги. Птица, увидев мальчика, пытается скрыться, но у нее не получается. Героя охватил дикий азарт, стремление догнать и убить птицу. Мальчик настиг бедное существо и забил насмерть удочкой. Это оказался коростель, у него отсутствовала одна лапка. Ребенку стало жалко убитую понапрасну птицу. Он взял мертвое тельце и закопал у дороги.

С той самой поры наш герой ждет не дождется весны, ждет, когда прилетят коростели. Он до сих пор не может простить себе тот ужасный поступок, ту глупость, которую он совершил много лет назад. Эта вина тяжелым грузом лежит у него на душе.

Герой рассказа теперь знает, какая сложная жизнь у этого рода птиц, как им трудно перебираться с места на место. Сколько сил им стоит прилететь в наши края.

И вот уже много, много лет прошло, мальчишка уже вырос и состарился. Бывал он и на войне, убивал людей, но так и не простил себя за то, что будучи ребенком лишил жизни того самого раненого коростеля.

Астафьев в своем произведении затронул тему бессмысленности необдуманных поступков. О том, как порою жесток человек, и к чему это приводит. Не следует сдуру совершать глупостей, ведь об этом будешь жалеть всю жизнь.

Картинка или рисунок Зачем я убил коростеля?

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Антонович Асмодей нашего времени

    В своём произведении Антонович описывает собственное видение известного, наверное, каждому, романа «Отцы и дети». Так в данной работе автором приводиться некоторое недовольство по поводу

  • Краткое содержание Носов Дружок

    Два мальчика едут на дачу к тете. Они не хотят с матерью рано возвращаться домой и уговаривают ее оставить их у тети. Собака тети вывела 6 щенят. Ребята решили одного с собой забрать. Положив его в чемодан мальчики едут домой на поезде.

  • Краткое содержание Кассиль Улица младшего сына

    Данное произведение было написано в одно тысячу девятьсот сорок девятом году. Повествование ведётся о жизни и людях во времена Великой Отечественной Войны. Произведение включает в себя две части

  • Краткое содержание Алексин Очень страшная история

    Действие в книге начинается в городе со скрытым названием. В городе живет популярный писатель Глеб Бородаев. Глеб писал мистические и приключенческие повести. Рассказ ведется от лица шестиклассника Алика Деткина

  • Краткое содержание Уэллс Человек-невидимка

    Главный герой романа Гриффин, человек невидимка, гениальный ученый, который сделал удивительное открытие, но не представил его на научном совете, так как боялся, что его изобретение присвоит не такой

Повесть "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой приведено в статье, - одно из самых известных произведений Виктора Астафьева. Это популярный советский прозаик, яркий представитель писателей-деревенщиков.

Об авторе

Помогает хорошо познакомиться с сюжетом повести "Зачем я убил коростеля?" краткое содержание, изложенное в этой статье. Вообще, Астафьев много своих произведений посвящал теме общения с природой и животными.

Он сам родился в селе. Появился на свет в 1924 году в селе Овсянка, на территории Красноярского края. Когда Виктор был совсем маленьким, его отца осудили за вредительство. А вскоре погибла и его мать. Лодка, на которой она плыла, перевернулась. Мать Астафьева упала в воду, зацепилась косой за бон и утонула.

Мальчик в итоге остался предоставлен сам себе. Долго жил где придется, а в результате оказался в детском доме.

В 1942 году отправился добровольцем на фронт. Его не остановило то, что к тому времени он выучился на железнодорожника, а значит, имел бронь. Сначала прошел военную подготовку, а с весны 1943 года был направлен в ряды действующей армии. На войне служил шофером и связистом в артиллерии, получил контузию на Западной Украине.

Творчество Астафьева

В прозе Астафьева две главные темы - деревенская и военно-патриотическая. Еще в школе он написал сочинение, которое в будущем превратил в рассказ под названием

Публиковаться начал в журнале "Чусовской рабочий". Критики обратили внимание уже на ранние повести автора - "Звездопад", "Стародуб", "Перевал". На страницах журнала "Новый мир" отмечали, что Астафьеву свойственна суровая неприглаженность повествования, при этом яркое и живое слово, оригинальные образы и детали.

В своей военной прозе Астафьев передает взгляд на войну с точки зрения простого солдата. В крайнем случае, младшего офицера. В своих рассказах и повестях он создает образ обезличенного воина, на котором в конечном счете держится вся армия. При этом его же обвиняют во всех прегрешениях, награды обходят его стороной, зато наказывают за каждый пустяк.

Исследователи отмечают, что этот образ фронтовика во многом автобиографичен. Астафьев писал его с себя и своих боевых товарищей. Противопоставлял своих положительных героев тыловым крысам, которые отсиживались в эвакуации. На протяжении всей жизни писатель испытывал к ним сильное презрение.

В прозе Астафьева много горькой и суровой правды. Он стал одним из первых писателей, открыто заговоривших в своих произведениях о голоде в 1933 году, беспринципности и преступности в советском обществе.

Повесть "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой вы далее прочтете, - яркий пример его деревенской прозы, к которой автор также часто обращался.

Повесть начинается с воспоминаний рассказчика о своем детстве. О том, как около 40 лет назад, возвращаясь с речки, он заметил птицу. Она пыталась убежать, но безуспешно. Все время неуклюже заваливалась на бок. Из повести Астафьева "Зачем я убил коростеля?", краткое содержание которой сейчас перед читателем, мы узнаем, что рассказчик в то время был мальчишкой, совсем еще ребенком.

Внезапно им овладел азарт, он решил во что бы то ни стало догнать эту птицу. А настигнув ее, захлестал ее удилищем, которое было у него в руке. Подняв с земли мертвую птицу, он разглядел, что это был коростель. У него не было одной лапки, поэтому он так неуклюже передвигался и не смог улететь с остальными птицами на юг. В тот же миг ему стало жаль погубленной птички и стыдно за свой поступок. Он похоронил коростеля у обочины дороги.

Раскаяние

Из краткого содержания рассказа "Зачем я убил коростеля?" можно узнать, что с тех пор рассказчик каждую весну вспоминал об этом происшествии. Он теперь ждал коростелей, смотрел на них с виноватым видом.

За прошедшие годы он много узнал об этой птице. Краткое содержание книги "Зачем я убил коростеля?", приведенное в данной статье, поведает о том, что она прилетает в Россию каждую весну из далекой Африки. Этот перелет ей дается очень нелегко.

Покинув жаркий континент еще в апреле, коростели практически всю дорогу идут пешком, перелетая только через Средиземное море. При этом они практически всегда обходят крупные города. Исключение - только городок во Франции, в котором эта птица стала символом. Каждый год там отмечают ее праздник, готовят из теста причудливые птичьи фигурки.

Подошло к концу наше знакомство с рассказом "Зачем я убил коростеля?". Из его краткого содержания мы узнали, что рассказчик - фронтовик. На войне повидал всякое, стрелял в противника без сожаления. Но до сих пор не может себе простить только убийство этой птички.