Серая степная корова черкасской породы жила одна в сарае. Этот сарай, сделанный из выкрашенных снаружи досок, стоял на маленьком дворе путевого железнодорожного сторожа. В сарае, рядом с дровами, сеном, просяной соломой и отжившими свой век домашними вещами – сундуком без крышки, прогоревшей самоварной трубой, одежной ветошью, стулом без ножек, – было место для ночлега коровы и для ее жизни в долгие зимы.

Днем и вечером к ней в гости приходил мальчик Вася Рубцов, сын хозяина, и гладил ее по шерсти около головы. Сегодня он тоже пришел.

– Корова, корова, – говорил он, потому что у коровы не было своего имени, и он называл ее, как было написано в книге для чтения. – Ты ведь корова!.. Ты не скучай, твой сын выздоровеет, его нынче отец назад приведет.

У коровы был теленок – бычок; он вчерашний день подавился чем-то, и у него стала идти изо рта слюна и желчь. Отец побоялся, что теленок падет, и повел его сегодня на станцию – показать ветеринару.

Корова смотрела вбок на мальчика и молчала, жуя давно иссохшую, замученную смертью былинку. Она всегда узнавала мальчика, он любил ее. Ему нравилось в корове все, что в ней было, – добрые теплые глаза, обведенные темными кругами, словно корова была постоянно утомлена или задумчива, рога, лоб и ее большое худое тело, которое было таким потому, что свою силу корова не собирала для себя в жир и в мясо, а отдавала ее в молоко и в работу. Мальчик поглядел еще на нежное, покойное вымя с маленькими осохшими сосками, откуда он кормился молоком, и потрогал крепкий короткий подгрудок и выступы сильных костей спереди.

Посмотрев немного на мальчика, корова нагнула голову и взяла из корыта нежадным ртом несколько былинок. Ей было некогда долго глядеть в сторону или отдыхать, она должна жевать беспрерывно, потому что молоко в ней рожалось тоже беспрерывно, а пища была худой, однообразной, и корове нужно с нею долго трудиться, чтобы напитаться.

Вася ушел из сарая. На дворе стояла осень. Вокруг дома путевого сторожа простирались ровные, пустые поля, отрожавшие и отшумевшие за лето и теперь выкошенные, заглохшие и скучные.

Сейчас начинались вечерние сумерки; небо, покрытое серой прохладной наволочью, уже смежалось тьмою; ветер, что весь день шевелил остья скошенных хлебов и голые кусты, омертвевшие на зиму, теперь сам улегся в тихих, низких местах земли и лишь еле-еле поскрипывал флюгаркой на печной трубе, начиная песнь осени.

Одноколейная линия железной дороги пролегла невдалеке от дома, возле палисадника, в котором в эту пору уже все посохло и поникло – и трава и цветы. Вася остерегался заходить в огорожу палисадника: он ему казался теперь кладбищем растений, которые он посадил и вывел на жизнь весной.

Мать зажгла лампу в доме и выставила сигнальный фонарь наружу, на скамейку.

– Скоро четыреста шестой пойдет, – сказала она сыну, – ты его проводи. Отца-то что-то не видать… Уж не загулял ли?

Отец ушел с теленком на станцию, за семь километров, еще с утра; он, наверно, сдал ветеринару теленка, а сам на станционном собрании сидит, либо пиво в буфете пьет, либо на консультацию по техминимуму пошел.

А может быть, очередь на ветпункте большая и отец ожидает. Вася взял фонарь и сел на деревянную перекладину у переезда. Поезда еще не было слышно, и мальчик огорчился; ему некогда было сидеть тут и провожать поезда: ему пора было готовить уроки к завтрашнему дню и ложиться спать, а то утром надо рано подниматься. Он ходил в колхозную семилетку за пять километров от дома и учился там в четвертом классе.

Вася любил ходить в школу, потому что, слушая учительницу и читая книги, он воображал в своем уме весь мир, которого он еще не знал, который был вдали от него. Нил, Египет, Испания и Дальний Восток, великие реки – Миссисипи, Енисей, тихий Дон и Амазонка, Аральское море, Москва, гора Арарат, остров Уединения в Ледовитом океане – все это волновало Васю и влекло к себе. Ему казалось, что все страны и люди давно ожидают, когда он вырастет и придет к ним. Но он еще нигде не успел побывать: родился он здесь же, где жил и сейчас, а был только в колхозе, в котором находилась школа, и на станции. Поэтому с тревогой и радостью он всматривался в лица людей, глядящих из окон пассажирских поездов, – к

...

Здесь представлен ознакомительный фрагмент книги.
Для бесплатного чтения открыта только часть текста (ограничение правообладателя). Если книга вам понравилась, полный текст можно получить на сайте нашего партнера.

В этом рассказе идет речь о добром и трудолюбивом школьнике Васе Рубцове. Мальчик любил ходить в школу, с удовольствием читал книги и хотел принести пользу в этот мир. Он жил со своим отцом и матерью недалеко от железной дороги. Отец его был железнодорожным сторожем. Васе нравились поезда с самого детства он разбирался в них и даже как-то помог машинисту паровоза справиться с неполадкой.

В их дворе располагался старый сарай, набитый дровами и старыми ненужными вещами. В этом сарае жила корова. Добрый мальчик Вася очень любил свою корову, он любил приходить к ней, гладить ее по шерсти и разговаривать с ней. У коровы был теленок, он приболел и Васин отец отправился с ним к ветеринару. Поздно вечером отец вернулся, но без теленка. Ему предложили хорошую цену за него и он согласился его продать.

Вася расстроился, он наведался к корове. Корова не переставала ждать своего сына, у нее был унылый вид. Мальчик долго гладил корову, однако она не реагировала на его ласки.

На следующий день, придя со школы, Вася подошел к корове и обнял ее, она резко дернулась, оттолкнула паренька и убежала в поле.

Вася со своей семьей до пол ночи ходили по окрестностям и звали свою кормилицу, однако она так и не отозвалась.
Проснувшись рано утром, ребенок глянул в окно и увидел свою любимую корову, она стояла возле ворот и ждала, когда ее впустят. С тех пор у коровы пропало молоко, она стала еще более угрюмой.

Днем корову выпускали в поле, однако, она мало двигалась, в основном стояла на месте. Однажды корова вышла на железнодорожное полотно, отец оттянул ее. Однако с тех пор Вася стал переживать за нее. И не напрасны были его опасения.

Как-то возвращаясь со школы он увидел товарный поезд напротив дома. Поезд сбил корову. Машинист объяснял, что долго сигналил ей, а затем экстренно затормозил, но было уже поздно. Мальчик был вне себя от горя. Отец продал мясо убитого животного.

В школе задали написать сочинение о какой-нибудь истории из своей жизни. Вася поведал о том, как любил свою корову, как отняли у нее теленка, о ее страданиях и гибели. Он рассказал, что она была их кормилицей, помогала вспахивать поле и возила кладь. В последних строках он написал, что никогда не забудет свою корову.
Рассказ учит читателя быть добрыми, заботливыми, милосердными и трудолюбивыми людьми.

Картинка или рисунок Корова

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Земля родная Лихачева

    Первые части произведения содержат в себе наставления молодым людям: важно стремиться к достижению правильных, не материальных и сугубо личных, целей в жизни, быть интеллигентным независимо от образа жизни и окружения

  • Краткое содержание Былина о Добрыне Никитиче и Змее Горыныче

    Под стольным градом Киевом жила женщина вместе с сыном своим Добрыней. Добрыня знаменит был: красивый, умный, смелый и веселый.

  • Краткое содержание Янки из Коннектикута при дворе короля Артура Марка Твена

    Роман Марка Твена «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура был опубликован впервые в 1889 году.

  • Краткое содержание Приключения Чиполлино Родари

    В данном рассказе повествование ведется о добром и наивном мальчике-луковке Чиполлино. Он путешествует, сражаясь со злом и несправедливостью, с теми, кто угнетает народ.

  • Краткое содержание Малыш и Карлсон Линдгрен

    Это история, которая произошла с маленьким мальчиком, проживающим в городе Стокгольм с мамой, папой, братом и сестрой. Мальчик был уверен, что он уже взрослый, но над ним все потешались

Этот рассказ был написан примерно в конце 30-х - начале 40-х годов, но опубликован был лишь в 1962. Сначала название произведения было "Добрая корова". А. Платонов в сороковые годы предпринял попытки напечатать свое творение в сборниках "Вся жизнь", "В сторону заката солнца" и других. В книгу "Вся жизнь" данное произведение входит наряду с другими рассказами: "Семья Иванова", "Избушка бабушки", "Июльская гроза", "Цветок на земле", "Юшка", "Никита".

"Корова" Платонова рассказывает нам о следующих событиях. У коровы отняли теленка. Она еще должна была заботиться о нем по закону природы, но тот заболел, и его отвели к врачу-ветеринару. Там хозяину предложили большие деньги, и он продал теленка. После этого корова не находила себе места - она не представляла себе жизни без своего дитя. Вася Рубцов всячески поддерживал животное, кормил корову разными вкусностями. Однажды она убежала, но вскоре вернулась. Мальчик заботился о корове, ему было очень жалко ее. Животное чувствовало себя очень плохо. Отец мальчика, продавший теленка, уже и сам стал сожалеть о своем поступке. Однажды корова ушла и осталась стоять на рельсах, когда ехал поезд. Машинист не остановился вовремя и таким образом убил животное. Ощущая свою вину, он дает отцу Васи деньги для того, чтобы тот купил новую корову. Мясо животного засаливают и продают. На вырученные деньги мальчику покупают обновки. Ребенок в школе пишет сочинение, в котором повествует о корове, о своей любви к ней и о том, как она дала семье мальчика все: сына, молоко, кожу, мясо, кости и внутренности, "она была доброй". Таково краткое содержание.

"Корова" Платонова требует детального анализа, поскольку события, разворачивающиеся в произведнии, служат лишь фоном для того, чтобы поставить и разрешить ряд вопросов, передать авторские мысли о жизни.

Основная коллизия

Ситуация противоборства смерти человека - одна из самых устойчивых в прозе этого автора. Она и в рассказе "Корова" составляет главную коллизию. Сюжетообразующую функцию произведения выполняет мотив преодоления смерти, он обусловливает фокусировку и отбор жизненного материала, характер мыслей и поступков юного героя. Вася противостоит смерти. Дети Платонова, вообще, отрицают ее не только самим фактом своего рождения. Трудом и любовью они увеличивают жизненное "вещество".

Вася Рубцов (Платонов, "Корова")

Герои этого произведения немногочисленны, среди главных можно выделить лишь маленького мальчика и корову. Однако их взаимоотношения - очень интересный материал. В рассказе Андрея Платоновича Платонова мы знакомимся с Васей Рубцовым, сыном путевого сторожа, о чем уже упоминалось в разделе "краткое содержание". "Корова" Платонова - произведение, в котором дается довольно подробный образ этого мальчика. Автор так изображает главного героя. Он был очень добрым, учился в четвертом классе и посещал школу, расположенную от дома за пять километров. Несмотря на то что идти было далеко, мальчик любил занятия, потому что, читая книги и слушая учительницу, представлял в уме весь мир, который был ему еще не известен. Мальчику казалось, что все люди и страны давно ждут, когда он подрастет и приедет к ним. Рубцов всегда хотел узнать как можно больше об интересовавшем его предмете.

Как-то раз мать попросила его встретить поезд, прибывавший ночью. Герой сразу понял, что с ним что-то не так: поезд буксовал. Вася предложил свою помощь - стал нагребать в горсть песок и насыпать его на рельсы. Машинисту этот трудолюбивый мальчик очень понравился.

Вася любил корову, он часто гладил и ласкал ее, сам давал корм, поил и чистил в сарае. Животное было настоящей труженицей. Отец мальчика часто на ней пахал землю.

Вася тоже был трудолюбив. Он работал не потому, что его заставляли, а потому что получал от этого удовольствие. Не зря говорят о том, что В своем сочинении о будущей жизни этот мальчик написал, что хочет, чтобы людям нашей страны была от него польза.

Образ паровоза

У платоновских героев миропереживание всегда трагично, но в его основе - огромная любовь к миру. Чувство это представляется в произведении в двух ипостасях, которые образуют две ступени развития ребенка. Первую можно назвать, используя определение самого автора, "любовью к дальнему". Ее символом выступает в произведении образ паровоза, с которым соотнесены мечты и надежды мальчика. Любовь эта по своему характеру - абстрактно-книжная. Она часто оказывается проходящей, мимолетной, как и поезда, стремительно проносящиеся мимо Васи. Такая любовь не всегда приносит пользу. Ее недостаточно для духовного роста, но она нужна, поскольку это отношение к миру пробуждает в Васе теплоту и чуткость.

Образ коровы

Об образе этого животного уже упоминалось в разделе "краткое содержание". Корова Платонова не зря даже внешне изображается похожей на человека. Автор как будто хочет подчеркнуть, что она ничем не отличается от нас. Образ данного животного воссоздается в ассоциации с портретом человека: добрые глаза, большое худое тело. Она является олицетворением чуда жизни, силы, скрытой в слабости, внешнем изнурении. С коровой связан мотив родственного чувства, которое объединяет все живые существа. В заботе о ней мальчик находит совсем другие, более глубокие отношения.

Это самоотверженное животное и мальчик Вася - главные герои произведения, которое создал Андрей Платонов. "Корова", краткое содержание которого было представлено в нашей статье, - это рассказ об их взаимоотношениях. Он учит нас доброте и любви к ближнему.

Литературная критика

Произведение Платонова "Корова" было встречено в литературном мире того времени весьма негативно. Советских критиков возмущал устойчивый интерес этого писателя к темам сиротства, смерти, трагизма бытия, а стремление Андрея Платоновича восстановить (сострадание, любовь, всеобщее родство и другие) расценивалось как "юродство", "ревизия христианства". Показательно в этом отношении резкое неприятие, которое вызывал финал "Коровы" у оппонентов Платонова. Например, Субоцкий считал, что сочинение Васи в концовке рассказа бессодержательно по сути, ложно-значительно, звучит пародийно. Ю. Либединский не понимал, зачем автору понадобилось соединять "юродские рассуждения" о доброте коровы с таким серьезным чувством, как патриотизм. Следствием этих претензий становится исчезновение данной темы сочинения из большинства изданий, в которых вышел посмертно рассказ "Корова" Платонова. Мальчик в них пишет на тему "из своей жизни".

Вывод

Однако рассказ произведения смотрите выше) совсем не о том, что Вася понял, что все живое подвержено смерти. Он о том, как противится ей детская душа. О существовании смерти мальчик знает еще до кончины теленка и коровы. Он обращается с призывом "не умирай!" к молодому человеку, которого заметил в окне мимо проезжавшего поезда. Платонов акцентирует свое внимание на отношении мальчика к смерти как к тому, чего не должно быть на земле, его стремление поступать вопреки ей ("не забывать", "помнить").

Васю влечет и волнует окружающий мир. Он заворожен далью. Зов пространства и дали С.Г. Семенова интерпретирует как возрождение детской, наивной, безудержной скорби по умершим.

Серая корова черкасской породы жила в семье путевого обходчика, чей домик стоял у железной дороги. Сын хозяина, Вася Рубцов, приходил к ней в сарай и гладил корову по шерсти. Корова смотрела на мальчика и, жуя сено, молчала. Её добрые теплые глаза всегда были задумчивы, потому что свою силу она не собирала для себя, а отдавала ее в молоко и в работу.

У коровы был теленок. Вчерашний день он подавился чем-то и заболел. Отец Васи повёл показать бычка ветеринару. Корова, казалось, грустила и беспокоилась о своём сыне.

Выйдя сегодня из её сарая, Вася пошёл к дому. Был уже вечер, но отец не возвращался. Вася взял у матери железнодорожный фонарь и пошёл сигналить поезду, который должен был скоро пройти. Вася учился в четвёртом классе колхозной семилетки, куда ходил за пять километров от дома. Глядя на проходящие поезда, он старался различить за стёклами окон людей и угадать, куда они едут и какова их судьба.

Показался поезд. Услышав его гул, на дворе домика Васи жалобно замычала корова, которая всё ждала своего телёнка. Вася поднял поезду светлый сигнал свободного прохода. Паровоз тяжело крутил колёсами и вскоре затормозил на затяжном подъёме, где ему было трудно вытянуть вагоны. Машинист старался не буксовать, а его помощник шёл впереди поезда и сыпал на рельсы песок. Стал помогать ему и Вася.

Машинист удивлялся, что мальчик ведёт себя как взрослый и многое знает о вождении паровоза. Трудиться пришлось довольно долго, и поезд всё же осилил подъём. Машинист бросил Васе два яблока, дал два гудка и поехал. Вася глянул на место, где он оставил фонарь, и увидел только что подошедшего туда отца.

Андрей Платонов «Корова». Мультфильм

Телёнка с ним не было. Отец рассказал, что продал его на убой: за молодого бычка с нежным мясом дали хорошую цену. Но по дороге домой он стал жалеть телка: вся семья уже привыкла к нему.

Вася пошёл в сарай к корове. Она ничего не ела, а молча и редко дышала, как будто обо всём догадавшись и переживая безысходное горе. Вася долго гладил и ласкал корову, но она оставалась неподвижной и равнодушной: ей нужен был сейчас только ее сын – теленок, и ничего не могло заменить его. Она глядела во тьму большими глазами, но не могла ими заплакать, чтобы утолить свою печаль.

На следующий день отец стал пахать на корове. Раньше она была работящей, но теперь волочила плуг отрешённо и безразлично. Вечером её пустили пастись, однако она не ела траву, не ходила по полю, а задумчиво стояла. Вася взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понес корове. Она не стала есть его, а вдруг дёрнула шеей, вскрикнула непохожим горловым голосом и убежала в поле. Отец и Вася до самой полночи ходили и кликали её. Корова не отвечала. Утром она всё же пришла к дому.

С тех пор молоко у нее пропало вовсе. Корова стала угрюмой, непонятливой и не отзывалась на васину ласку. Иногда она стала ходить по рельсам, хотя раньше была чуткой и никогда этого не делала.

Вскоре Вася, вернувшись вечером из школы, увидел, что около их дома стоит товарный поезд. Он сбил корову, шедшую по рельсам. Машинист – тот самый, которому Вася недавно помогал выехать на подъём, – рассказал, что давал корове свистки минут десять, а потом экстренно тормозил. Но она вела себя так, как будто ничего не понимала – и поезд задавил её.

Изуродованное туловище коровы выволокли из-под тендера и свалили в сухую канаву. Назавтра отец продал тушу в сельпо. Вася вместе с ним отвозил её в район на подводе.

На следующий день в школе учительница велела им писать сочинение из своей жизни. Вася написал: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

1 Рассказ А.П. Платонова «Корова"

Урок русской словесности в 6 классе.

Тема : «Рассказ А.П. Платонова «Корова».

Цель : познакомить учащихся с творчеством А.П. Платонова на примере рассказа «Корова».

Задачи : - через текст произведения донести до понимания учеников жизненную концепцию автора;

Продолжить развивать у учащихся умения и навыки анализа художественного произведения;

Способствовать развитию у школьников интеллектуальных, креативных компонентов учебной деятельности через методики критического мышления;

Определить ценностную значимость данной темы;

Продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся.

Тип урока : урок изучения художественного произведения.

Вид урока : урок восприятия и анализа художественного произведения.

Форма работы : самостоятельная групповая работа.

Структура урока .

I Мотивационно-целевой этап.

Подготовка к восприятию. Слово учителя.

Сегодня наш урок будет посвящён рассказу А.П. Платонова «Корова». Приступая к изучению произведения Андрея Платоновича, мы должны выделить ключевые вопросы и в процессе урока найти на них ответы.

1. Для чего Платонов написал этот рассказ?

2. Зачем мы его читаем?

Для решения поставленных задач вам предстоит работать в группах.

Оценивать свою работу будете сами (в группы раздаются оценочные листы).

Говорить мы будем о любви к ближнему. Кто, по-вашему мнению, является ближним? (П.о. родители, друзья, учителя, животные).

У каждого человека есть его любимое животное. На доске развешаны ваши рисунки, на которых вы изобразили своих любимых питомцев. Вот они.

Посмотрите, у кого-то это собака, у кого-то кошка или попугай.

О каком животном идёт речь в рассказе А. Платонова? (о корове )

Какие ещё персонажи встречаются вам? (отец, Вася, машинист )

Что мы должны предпринять для того, чтобы найти ответы на поставленные вопросы? (дать характеристику героям рассказа, проследить их взаимоотношения).

II Операционный этап.

Работа в группах.

Итак, проблема обозначена, группы сформированы, можно приступать. (необходимо напомнить правила работы в группах)

1 группа – корова.

2 группа – Вася.

3 группа – отец.

4 группа – машинист.

Учащиеся по очереди выходят к доске, где заполняют концептуальную схему.

Попутные вопросы группам.

Для первой группы : Как вы понимаете слова машиниста: «…Он с малолетства уже полный человек, а у него ещё всё впереди?..»

Для второй группы : Почему так безысходно горе коровы? Ведь человек умеет преодолевать горе и возвращается к жизни. Почему корова не смогла?

(П.о. Горе коровы безысходно, потому что его она не умела в себе утешить ни словом, ни сознанием, ни слезами, ни другом, ни развлечением, как это делает человек).

Почему корова оказалась на пути? Как объяснить её гибель?

(П.о. Утрачена воля к жизни, потерян её смысл).

Для третьей группы : Отец продал телёнка, но почему не возникает отрицательного отношения к этому герою?

(П.о. Семья живёт бедно, нужны деньги, чтобы купить что-то, продержаться).

Для четвёртой группы : Почему машинист предлагает, а потом добавляет денег на покупку коровы? Ведь он юридически не виноват, и никто не заставил бы его платить.

(П.о. Платонов выделяет мысль о единении людей, об их связи и нужности друг другу).

Во время выступления групп учащиеся внимательно слушают одноклассников, задают вопросы, делают записи в тетрадях.

Результатом совместной работы учителя и учащихся должна стать концептуальная схема.

Вася

Заботливый, любящий, отзывчивый, готовый прийти на помощь, трудолюбивый, любознательный, мечтательный, толковый, неравнодушный, полный человек.

Корова

Большие тёплые глаза, худое тело, кормилица, любящая мать, отдаёт всё людям (молоко, любовь, сына, пашет, возит

кладь), страдает, утратила тягу к жизни - гибнет.

Машинист

Рабочий, умеет понять чужую боль, сопереживает семье Васи, помнит добро, помогает, неравнодушный.

Отец

Глава семьи, кормилец, трудяга, неравнодушный, продал телёнка, но сожалеет об этом, сочувствует корове: «душа болит».

III Рефлексивно-оценочный этап.

Возвращаемся к началу урока. Так, зачем же Платонов написал это произведение? В каком месте сосредоточена основная мысль рассказа?

(П.о. Сочинение Васи в школе после гибели коровы).

Андрей Платонович через сочинение Васи говорит о жизни и смерти. Что значит жить по Платонову?

Учащиеся с помощью учителя, опираясь на текст прочитанного рассказа, заполняют схему на доске и в тетрадях.

«Кластер»

ЖИТЬ-это значит:

помогать нуждающимся

любить все живое

приносить пользу

быть милосердным

помнить добро

дарить добро

Почему рассказ о взаимоотношениях людей и животных Платонов назвал «Корова»?

(П.о. Через отношение к корове раскрываются все герои рассказа, т.е., корова способствует раскрытию героев, пробуждает в них самые лучшие чувства и качества).

У нас остался ещё один вопрос. Для чего мы читаем и обсуждаем этот рассказ? Вспомните содержание урока и напишите ответ на поставленный вопрос - «Свободное письмо».

Группам даётся время для заполнения оценочных листов.

Домашнее задание.

2 Ответить письменно на вопрос. Какие чувства объединяют писателя и поэта?