Отношения с покупателями, неоплачиваемые обязанности, большие вычеты из зарплаты и перепады настроения начальства - кассирша небольшого супермаркета недалеко от «Черной речки» рассказала «Бумаге» , почему клиент не всегда прав, может ли кассир навредить всему обществу и на что влияет расположение магазина.

Как вы начали работать?

Именно здесь - пришла и устроилась: этот магазин близко к дому, поэтому выбор сразу пал на него. А первый раз в продавцы пошла еще на третьем курсе. Тогда я училась на учителя русского языка и литературы, но уже точно понимала, что это не мое. Мне нравится общаться с людьми, но не с «маленькими».

В чем суть работы?

В обязанности продавца-кассира входит обслуживание покупателей на кассе, консультация, прием и выдача товаров поставщику. Хотя лучше это описать так: нужно сидеть и делать свою работу. Профессия действительно очень сидячая. Выходить можно только на обед и по своим обязанностям поставщику.

Магазин открыт с восьми утра до десяти вечера - 14-часовой рабочий день, выходит. Тем не менее в свою рабочую смену мы обязаны подойти за 10–15 минут до открытия, чтобы провести ревизию товара, проверить кассу и сверить, не пропало ли что-нибудь за ночь.

За рабочий день происходит много всего: как хорошего, так и плохого. Большой поток людей, соответственно, разные люди. Заходят алкоголики, просят сделать скидку, бомжи пытаются греться, часто воруют продукты. А стоимость украденного, конечно, вычитается из нашей и так небольшой зарплаты. Помню, однажды мы поставили холодильник с напитками у входа. Идея была такая: дверца холодильника не закрыта, поэтому напитки будут оставаться холодными, но тем не менее в свободном доступе покупателей. Как и на прилавке. Проблема выявилась позже: так как дверца была открыта, многие просто брали свою абстрактную «кока-колу» и шли по своим делам, не доходя до кассы.

Если мы живем в обществе, то должны относиться друг к другу по-людски, с уважением. В конце концов, каждый из нас кого-то обслуживает

Однако явного негатива гораздо меньше, чем кажется. Здесь играет роль расположение нашего магазинчика в жилом районе. У нас очень много постоянных покупателей, которых мы знаем и которые уважительно к нам относятся. Больше всего агрессии проявляют подростки. У меня был такой случай, когда шайка подростков орала в магазине и материлась на меня, прочитав, что «клиент всегда прав». Они к этому даже апеллировали. В итоге пришлось вызывать охрану.

Часто подростки приходят покупать алкоголь, сигареты. Чаще, чем в другие магазины, потому что у нас рядом Строгановский парк, где часто распивают, и Военно-морская академия имени Кузнецова. Эти кадеты часто выглядят старше своего возраста, поэтому мы привыкли теперь спрашивать паспорт у каждого, кому на вид меньше 25. И — тоже только наша фишка — мы принимаем только паспорт.

Вообще, я понимаю, почему многие к нам относятся с пренебрежением. Типа, вот, мы обслуживающий персонал. Но, на мой взгляд, если мы живем в обществе, то должны относиться друг к другу по-людски, с уважением. В конце концов, каждый из нас кого-то обслуживает.

Сколько вы зарабатываете?

Официально, по документам, 30 тысяч рублей, но по факту эта сумма гораздо ниже. Часто вычитают за кражи, которые никак не отследить, ибо камер нет. К тому же вычет идет даже тогда, когда, например, неисправно работают весы. То есть покупатель взял полтора килограмма мяса, а весы решили показать всего один килограмм. При ревизии происходит недочет - и наша зарплата идет в минус. В общем, по факту мы получаем около 23–24 тысяч в месяц.

На мой взгляд, уровень зарплаты и количество обязанностей никак не соотносятся. Нам платят как продавцу, а второстепенные обязанности остаются неоплаченными. Тот же прием и возврат товара мы делаем бесплатно. Выход в праздники никак не поощряется, он обязателен. Порой приходится оставаться до 22–23 часов вечера, чтобы успеть доделать бумажную работу. 14-часовой рабочий день тоже немного не соотносится с законами. В какой-то месяц я могу отработать свои двенадцать дней — все подряд. В этом плане график очень плавающий, потому что люди часто устраиваются, а потом уходят, никого не предупредив.

Почему вам нравится ваша работа?

Я получаю удовольствие от того, что общаюсь с людьми, узнаю много нового каждый день, помогаю им. Часто постоянные клиенты, кто живет в этом районе, возвращаются с благодарностями за тот или иной совет в выборе продукта. Если бы не благодарность, я бы уже ушла. Так, многие люди, кто ходит сюда уже больше двух лет, знают, когда мой день рождения, поздравляют с праздниками.

Минусов, конечно, больше. График работы нельзя установить абсолютно точно. Двенадцать дней подряд вставать в половину седьмого, чтобы собраться и доехать до работы, а потом работать 14 часов, редко видеть семью, мужа. Многое зависит и от настроения директора. Он может общаться по-дружески, хорошо относиться, а потом, видимо, вспомнить, что он начальник, и начать необоснованно отчитывать. Мы, кассиры, как люди подчиненные в этом плане очень зависимы от других.

Я вижу в продавце и психолога, который может выслушать, дать совет, понять, подсказать

И работу — самое главное — не сменить. В данное время у нас, видимо, какой-то кризис в стране или городе, работы почти нет. А если и есть, то зарплата не может конкурировать с той, что у меня здесь. Тем более получаю я ее на руки. Еще один минус для меня: я здесь не трудоустроена, есть лишь договор на три месяца. То есть это значит, что у меня нет ни пенсионных отчислений, ни больничного, ни отпуска.

Чем эта работа полезна обществу?

Все люди, так устроено, кушают. А значит, если они не фермеры и не выращивают сами еду, они ходят в магазин за продуктами. Мы можем помочь в выборе свежего и вкусного продукта, проконсультировать по ценам здесь и в абстрактном «там», подсказать, как готовить блюдо. Да даже просто поговорить на отвлеченные или наболевшие для него темы. Я вижу в продавце и психолога, который может выслушать, дать совет, понять, подсказать.

Иногда, конечно, некоторые кассиры вообще наносят вред обществу. А точнее, будущему поколению: они, чтобы выполнить план, продают алкоголь и сигареты несовершеннолетним. Продают выпивку после 22 вечера. Но это, скорее, частные случаи. Такие люди есть везде: они просто не дальновидные, поэтому своими ошибками не то что не приносят пользы обществу, а даже вредят ему.

Работа по профессии кассира в банке отличается разнообразием, но и отрицательных моментов она тоже не лишена. Что делает кассир в банке и в чем заключается работа на данной должности?

Кассир - представитель банковского учреждения, находящийся на виду у клиентов. Кассир общается с клиентами, контролирует и фиксирует движение средств, возникающих в процессе снимания или поступления денежных средств.

Отличительные особенности профессии кассира в банке

Кассир в банке выполняет специфические особенности своей работы:

  • Перечисляет, выдает накопления со счета клиента;
  • Проверяет законность расчетных квитанций;
  • Следит за оформлением платежных квитанций;
  • Оценивает наличие подписей в процессе перевода денежных средств.

Этими функциями деятельность кассира не заканчивается. Кассир банка ведет учет инкассовых карточек, зачисляет пени и процентную ставку, следит за списанием с лицевых счетов, которое необходимо выполнить в срок. Кроме этого, администрация приглашает кассира к участию в проверках состояния отчетности раз в квартал.

Профессия кассир в банке имеет свои плюсовые и минусовые стороны.

Положительным нюансом профессии кассир в банке является ее востребованность на рынке труда.

Отрицательные стороны должности кассира в банке:

  1. Большая материальная ответственность;
  2. Нагрузки, которые возникают при общении с людьми;

Кассир в банковском учреждении должен иметь или же стремиться воспитать в себе следующие черты характера:

  • Ответственность;
  • Тактичность;
  • Умение противостоять стрессовым ситуациям, сохранять выдержку;
  • Сосредоточенность.

Получив в Центре удостоверение об окончании программы и квалификационное свидетельство, кассир находит место работы в банке, где ему предлагают оклад от 20 тысяч рублей.

Что делает кассир в банке?

Суть профессиональной деятельности в банке чрезвычайно разнообразна:

  • Он проводит процессы учета.
  • Проводит капитал клиента, обслуживает пластиковую карточку.
  • Осуществляет обмен валюты.
  • Ведет специальную книгу и все накладные прихода и расхода.
  • Составляет отсчеты по кассе.
  • Перечисляет средства с расчетной накладной.
  • Проверяет оформление чеков, наличие и подлинность подписей.

Какие требования должность кассира в банке?

Специальность кассира – это шаг к дальнейшему профессиональному росту. Многие из тех, кто сегодня стоит на высоких финансовых постах вначале работали простыми кассирами и принимали платежи от населения. Если же кассир обладает целеустремленностью, он будет стремиться продолжать образование и поступить в высшее образовательное заведение, чтобы открылись возможности карьерного роста, в перспективе можно дорасти и до руководящей должности в банке. Но к этому стремятся единицы, основную массу работающих кассирами устраивает и среднее профессионально-техническое образование. Они удовлетворены своей должностью и обязанностями, которые дают стабильную зарплату.

Практические наблюдения показывают, что женщины занимают большинство должностей кассир банка. Они более общительны и им легче найти общий язык с клиентами. Женщины умело организовывают работу на своем рабочем месте, учитывая все и не пропуская мелочей. Они находят общий язык со всеми сотрудниками коллектива. Теперь становится ясным, почему женщины занимают больше половины вакансий кассиров.

Как можно стать кассиром?

Чтобы стать профессиональным кассиром банка, достаточно окончить курсы кассиров и не просто «отсидеть» часы обучения, а взять от курсов все, что может пригодиться в дальнейшей работе и помогут овладеть профессиональным мастерством.

Если же к обязанностям кассира банка добавляется работа с валютой, тогда кроме прочих документов нужен сертификат валютного кассира, а, значит, новый процесс обучения. Специальность «валютный кассир» имеет свои особенности, основной из которых является умение разбираться в валюте, овладение валютными операциями.

Сегодня работа кассиром банка сложна, потому что кассир проводит действия с денежными средствами. Ошибиться ему нельзя, так как, это может привести к большим неприятностям. Но без профессии кассира невозможна деятельность ни одного банка, ни одного торгового предприятия. Поэтому можно говорить о видах профессии кассира:

  1. Контролер-кассир – специалист, который работает в сере торговли непосредственно на кассовом аппарате.
  2. Бухгалтер-кассир – человек, который знаком с порядком проведения кассовых операций и способен вести учет в любой организации.
  3. Кассира-операционист – банковский служащий, который контролирует банковские счета и работает с денежными средствами.

Назначение на должность кассиром банка производится управляющим банка, который задает претенденту первый вопрос о наличии профессионального образования.

Кассир - широко распространенная профессия в банковской сфере, транспортных, развлекательных, торговых учреждениях. Кассир - преимущественно женская профессия, но встречаются и мужчины-кассиры. Кассир может работать в любом месте, где осуществляется денежный расчет с покупателем.

Функциональные и должностные обязанности кассира

Функциональные обязанности кассира зависят от места работы. Главная обязанность кассира - расчет с покупателем. Банковский кассир работает с денежными средствами и ценными бумагами, осуществляет их прием, выдачу, учет, оформление, упаковку, хранение, ведет учет кассовых документов в кассовой книге - на основе приходных и расходных документов, сверяет фактическое наличие денежных средств с записями в кассовой книге, передает денежные средства инкассаторам, ведет кассовую отчетность. Кассир транспортных учреждений оформляет и продает проездные и перевозочные документы. В развлекательных учреждениях кассир продает билеты, абонементы. В торговых учреждениях кассир подсчитывает сумму покупки и производит расчет с покупателем.

Квалификационные требования к кассиру

Для работы кассиром достаточно среднего либо среднего специального образования, опыт работы необязателен. Кассир должен быть ознакомлен с различными валютами, пластиковыми картами, различными видами кассовых и банковских документов, кассовым аппаратом. Кассир должен обладать такими качествами как внимательность, сосредоточенность, усидчивость, ответственность, организованность, иметь хорошую оперативную память, быстрый устный счет, навыки работы с числами, быть уверенным пользователем ПК.

Карьера и зарплата кассира

Кассир - отличная стартовая позиция на пути дальнейшего карьерного роста. Затем можно дорасти до позиции старшего, ведущего и главного кассира, бухгалтера-кассира (для этого дополнительно необходимо получить бухгалтерское образование).