Размещение нестационарных торговых объектов
Предприниматели, занимающиеся малым бизнесом, часто используют нестационарные торговые объекты. Под такими торговыми объектами понимаются мобильные торговые конструкции, которые временно размещаются на определенном земельном участке без прикрепления к нему. Обычно они не подключаются к инженерно-техническим сетям. НА первый взгляд может показаться, что оформление и размещение такого объекта не составляет никакого труда. Но на практике все оказывается гораздо труднее, так как сейчас действуют жесткие требования для получения разрешения на данный вид торговли. Особого труда стоит получение разрешения на размещение объекта в помещении или на земельном участке, принадлежащем государству. Нестационарный торговый объект обязательно должен быть внесен в схему размещения. Она разрабатывается городскими властями на определенный период времени, а после его истечения подлежит повторному рассмотрению.
Размещение нестационарных торговых объектов осуществляется согласно Федеральному закону от 28.12.2009 №381 – ФЗ «Об основах регулирования торговой деятельности в Российской Федерации». Если НТО планируется разместить на земельном участке, принадлежащем частному лицу, то порядок его размещения и эксплуатации согласовывается с владельцем стационарного объекта, на территории которого планируется ведение деятельности НТО.
В случае размещения нестационарного торгового объекта на земельных участках, в помещениях, которые находятся в муниципальной или государственной собственности, процесс должен осуществляться согласно схеме размещения, в целях наиболее рационального обеспечения жителей торговыми площадями и устойчивого развития города.
Проблемы у бизнесмена возникают именно во втором случае, поэтому ему придется пройти два этапа по оформлению НТО.
Первый этап оформления состоит в том, что НТО включается в схему размещения. Местные власти ответственны за ее создание. Перечислим, какие документы необходимы для включения в данную схему:
- для юридических лиц – устав, свидетельство о государственной регистрации
- для физических лиц предпринимательства – свидетельство о государственной регистрации лица, как индивидуального предпринимателя
- свидетельство о взятии на учет в налоговой, а также справка о выдаче ИНН
- проект, описывающий нестационарный торговый объект
Если Ваш НТО внесен в схему размещения, то вторым этапом является получение разрешительных документов, в которой прописан срок эксплуатации объекта, а также прочие индивидуальные условия.
Основной вопрос, который возникает в процессе получения разрешения, кто должен поднимать вопрос о включении НТО в схему размещения. Причиной этого является отсутствие ответа на данный вопрос в законодательстве, а также отсутствие судебных прецедентов. Городские власти утверждают, что внесение НТО в схему размещения – это только их прерогатива и собственники не имеют никакого отношения к данному вопросу. Это идет вразрез с политикой государства по содействию малому и среднему бизнесу, так как не обеспечивает благоприятных условий для их деятельности и не способствует реализации товаров и услуг. То есть, государство заботится о малом и среднем бизнесе, не учитывая их мнение.
Еще одной проблемой для владельца НТО является отсутствие уверенности в завтрашнем дне, а точнее в том, что после пересмотра схемы размещения он сможет продолжить заниматься своей деятельностью на том же месте, так как у них нет права приоритетного размещения на новый срок.
Законодательство не обязует органы власти включать существующие НТО в схемы, а лишь гарантирует им право на ведение деятельности до истечения срока предоставления земли под их размещение.
Если Вам все-таки удалось разместить торговую точку, то она обязана соответствовать определенным требованиям и нормам. Во-первых, все реализуемые товары и услуги должны быть соответствующего качества.
На объекте мелкорозничной торговли должна висеть вывеска с фирменным названием, местом размещения (юридическим адресом), а также графиком работы.
НТО должны отвечать противопожарным, санитарным, природоохранным и прочим нормам. Также владелец НТО должен обеспечить соответствующие условия труда для работников.
В случае завершения деятельности НТО по окончании разрешения на размещение НТО демонтаж и вывоз оборудования осуществляется предпринимателем за его счет.
Подытоживая, можно сказать, что органам власти следует установить четкую процедуру получения разрешения на размещение торговой точки и гарантировать предпринимателю факт получения разрешения, после окончания срока текущего.

Торговля не может быть стихийной. Ее порядок обозначен государственными законодательными актами. ФЗ от 28.12.2009 № 381 дал основные определения торговой деятельности, обозначил правила правового регулирования сферы торговли. Этот закон утвердил необходимость в создании общего порядка размещения пунктов продажи.

Основные положения 381-ФЗ

Закон, принятый в 2009 году, регулирует деятельность сферы торговли, устанавливает требования к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, обеспечивает соблюдение их интересов. Закон разграничивает компетенции органов госвласти РФ и муниципалитетов по управлению торговой сферой.

ФЗ установил основные определения, касающиеся торговой деятельности. В настоящее время предпринимательская деятельность по приобретению и сбыту предметов торговли называется торговой. Закон также выделяет категории оптовой и розничной торговли (статья 2).

Законом установлена необходимость регулирования размещения магазинов и ларьков в пределах города, региона. Объектом торговли необходимо считать сооружение или его часть, где установлено специализированное оборудование для сбыта товаров и предоставления услуг гражданам. Они подразделяются на стационарные и нестационарные.

Установка и перемещение стационарных пунктов требуют значительных усилий и не проходят незамеченными. Инициирование нестационарных объектов торговли зачастую происходит в обход законного разрешения. Это так называемые стихийные точки. Во избежание проблем с законом право на размещение торгового объекта должно быть получено официально.

Стационарные объекты торговли

Согласно 381-ФЗ любое сооружение, стоящее фундаментом на земле и имеющее подключение к сети технического обеспечения, может быть принято как стационарный торговый объект. Он может принадлежать предпринимателю на праве собственности или быть применяемым по договору аренды, подписанному минимум на 12 месяцев.

Многие зачастую спрашивают, что такое летние торговые площадки или кафе. Согласно 381-ФЗ стационарный торговый объект может иметь пристроенную часть в виде летней площадки, быть связанной с ней единой сетью коммуникаций. В соответствии с этим отдельные документы на такую часть не оформляются. Реализация торговой продукции производится по основной лицензии без оценивания принадлежности к нестационарным торговым точкам.


Юридические лица и частные предприниматели, особенно в сфере реализации алкоголя, должны правильно понимать принадлежность точки к стационарной. Согласно Федеральному закону стационарный торговый объект должен содержать следующий перечень общих признаков:
  • быть самостоятельным зданием или его частью;
  • его фундамент должен быть крепко связан с землей;
  • его нельзя переместить, не нарушая целостности или назначения;
  • пункт торговли имеет технологическое подсоединение к инженерной сети;
  • здание оформлено в Едином реестре прав владения недвижимостью;
  • торговый объект не указан в муниципальной схеме размещения;
  • постройка не должна носить временный характер.

Стационарные пункты имеют признаки недвижимого имущества. Их следует регистрировать в Росреестре.

Как поставить нестационарный пункт

Перед оформлением документации следует определить вид объекта. Индивидуальный предприниматель обязан понимать, что такое нестационарный пункт торговли, как он должен быть оформлен.

Нестационарные торговые объекты применяются для торговли в розницу. Киоск или палатку возможно перенести без нарушения ее целостности и значительного перерыва в торговой деятельности. Это временные конструкции без привязанности к земле. Наличие привязанности к инженерно-техническому обеспечению, общим сетям не влияет на определение вида.

Федеральный закон № 381 (статья 10) дает указания о порядке размещения нестационарных торговых объектов.

  1. Каждый муниципальный субъект должен разрабатывать свой план распределения пунктов торговли. Схема размещения нестационарных торговых объектов учитывает обеспеченность жителей в оптимальной торговой загруженности и возможность ее усовершенствования.
  2. Установителем регламента занесения объектов в схему является правительство РФ.
  3. Разрабатывают и утверждают схемы органы местного самоуправления.
  4. Обязательное требование к схеме - субъекты среднего и малого бизнеса должны иметь возможность размещать свои пункты торговли из расчета 60% к общему числу нестационарных объектов.
  5. Согласно принципам доступности и публичности схему следует размещать на сайте органа муниципалитета или предоставлять на всеобщее обозрение в интернете.
  6. Пересмотр схемы не должен становиться поводом для утверждения изменений в отношении уже функционирующих нестационарных пунктов.
  7. При размещении нестационарных пунктов при стационарном объекте правила устанавливает владелец участка земли, здания. Он обязан при этом учесть требования, обозначенные законодательными актами РФ.

В зависимости от индивидуальных условий каждого муниципального субъекта порядок размещения может иметь свои нюансы.

Порядок размещения

Чтобы получить право размещения нестационарного торгового объекта, необходимо составить соответствующий договор. Для этого гражданин участвует в аукционе. По прошествии торгов представитель городской администрации заключает договор с индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом. Действие соглашения распространяется на максимальный срок - 5 лет. Однако следует помнить, что с представителем переносной торговли договор подписывается на 1 год.

В документе прописываются важные условия, среди них - необходимость уплаты сбора за установление нестационарного объекта. Стоимость сбора за этот вид объекта торговли не вмещает его площадь. Оплата производится с момента подписания договора. Средства перечисляют городскому бюджету.


Процедура получения права размещения предусматривает предоставление льгот некоторым представителям малого и среднего бизнеса. Если на указанном месте до момента назначения аукциона уже был установлен нестационарный торговый объект, его владелец освобожден от необходимости регистрации в торгах. Остальные представители обязаны принять участие в аукционе.

Перед окончанием периода действия договора следует составить заявление о продлении срока. Это важно успеть сделать минимум за 30 дней до конца срока действия договора.

Подача заявки на участие производится от имени самого индивидуального предпринимателя, юридического лица. Участие в процедуре законного представителя возможно исключительно при наличии доверенности. Кроме этого, заявки принимают на сайте муниципалитета или в МФЦ. Отправка заказным письмом или по электронной почте также возможна.

Заявка на право размещения требует предварительной подготовки документов. Список бумаг может изменяться в соответствии с местным регламентом. Общий перечень включает:

  • заявление от участника или его представителя;
  • документ, подтверждающий факт госрегистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  • устав организации;
  • документацию о присвоении ИНН и постановке на налоговый учет;
  • документацию об отсутствии долгов перед бюджетом;
  • перечня привлекаемых работников и данных об их медосмотре.

Документы должны быть оформлены в соответствии с регламентом, установленным в субъекте РФ.

Договор на размещение нестационарного торгового объекта требует тщательной подготовки. Если у соискателя есть некоторые вопросы относительно правил подачи заявки, участия в аукционе, следует обратиться к опытному специалисту. Лучший способ получить информацию - написать эксперту сайта. Он рассмотрит сложившуюся ситуацию и представит индивидуальное решение проблемы.

Постановление Правительства Москвы от 3 февраля 2011 г. N 26-ПП
"О размещении нестационарных торговых объектов, расположенных в городе Москве на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности"

С изменениями и дополнениями от:

31 мая, 16 июня, 5 июля, 28 сентября 2011 г., 16, 22 февраля, 26 марта, 27 августа, 27 сентября, 13 ноября 2012 г., 4 апреля, 13 сентября, 25, 26 декабря 2013 г., 25 февраля, 26 декабря 2014 г., 11 марта, 19 мая, 9 июня, 26 августа, 10 ноября, 30 декабря 2015 г., 26 февраля, 17 мая, 26 июля, 15, 29 ноября 2016 г., 11 января, 5 апреля, 28 ноября 2017 г., 20 марта, 8, 22 мая, 7 августа, 31 октября, 11 декабря 2018 г., 22 января 2019 г.

1.2. Порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора на осуществление торговой деятельности (оказание услуг) в нестационарном торговом объекте, договора на размещение нестационарного торгового объекта и заключения таких договоров (приложение 2).

Информация об изменениях:

2. Возложить функции государственных заказчиков по осуществлению закупок нестационарных торговых объектов вида "Киоск", "Павильон", а также нестационарных торговых объектов со специализацией "Печать" и работ по их размещению на земельных участках, находящихся в государственной собственности города Москвы, или государственная собственность на которые не разграничена, за исключением объектов, указанных в пунктах 2(1) , настоящего постановления, на Департамент торговли и услуг города Москвы.

Информация об изменениях:

Приложение 1 к настоящему постановлению применяется при размещении нестационарных торговых объектов в границах территорий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, с учетом особенностей, определенных в приложении 8 к настоящему постановлению.

Приложение 2 к настоящему постановлению при размещении нестационарных торговых объектов в границах территорий, указанных в абзаце первом настоящего пункта, не применяется.

4(1). Установить, что Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы обеспечивает разработку проектов размещения нестационарных торговых объектов для включения в схему размещения нестационарных торговых объектов по заявкам органов исполнительной власти города Москвы в рамках Государственной программы города Москвы "Градостроительная политика" на 2012-2018 годы, за исключением нестационарных торговых объектов, размещаемых в зданиях, строениях, сооружениях и на земельных участках, переданных Государственному унитарному предприятию города Москвы "Московский ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени метрополитен имени В.И. Ленина.

6. Признать утратившими силу:

6.1. Пункты 1-14 постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП "Об упорядочении размещения объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы".

6.2. Пункты 1.1-1.3 постановления Правительства Москвы от 31 октября 2006 г. N 861-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП и от 3 декабря 2002 г. N 981-ПП".

6.3. Пункт 1 постановления Правительства Москвы от 27 мая 2008 г. N 444-ПП "О внесении изменений и дополнений в постановления Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП, от 27 января 2004 г. N 29-ПП, в распоряжение Правительства Москвы от 15 ноября 2001 г. N 353-РП".

6.4. Пункт 9 постановления Правительства Москвы от 7 октября 2008 г. N 920-ПП "О дальнейших мерах по реализации постановления Правительства Москвы от 29 ноября 2005 г. N 965-ПП".

6.5. Постановление Правительства Москвы от 3 марта 2009 г. N 153-ПП "О внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 25 апреля 2006 г. N 274-ПП".

6.6. Пункты 1 , постановления Правительства Москвы от 9 марта 2010 г. N 203-ПП "О внесении изменений и признании утратившими силу отдельных положений постановлений Правительства Москвы".

6.7. Пункт 8.1 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2010 г. N 1021-ПП "О временном порядке размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети на территории города Москвы в 2011 году".

7. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы - руководителя Аппарата Мэра и Правительства Москвы Сергунину Н.А.