Ольфакторная модальность является одной из релевантных систем отражения невербального поведения (наряду с оптической,аккустической, тактильной системами).

Особую значимость ольфакторная информация проявляет в определенных специфических ситуациях и в контексте определенных типов взаимодействия, например, интимного общения, ухода матери за ребенком, в ситуации врач-больной и др. Выделяют два типа запахов, относящихся к ольфакторным компонентам невербального поведения: естественные (запах тела) и искусственные (косметики, парфюмерии, посторонние).

В рамках декодирующего подхода к пониманию невербального поведения, для партнеров по общению информативно любое невербальное поведение собеседника. Кодирующий подход предполагает интенцию со стороны коммуникатора в передаче какой-либо информации средствами невербального поведения, создание невербального контекста общения.

Контролируемая невербальная коммуникативная активность субъекта общения в сфере запахов возможна только в сфере искусственных запахов, поэтому использование определенной парфюмерии является показателем общей культуры человека и информативным компонентом невербального общения. Естественные запахи в настоящее время в развитых культурных сообществах являются социально нежелательными. Безусловно, они участвуют в регуляции коммуникативных процессов (например, обеспечивают узнавание друг друга партнерами, членами семьи и др). Тем не менее, представляется целесообразным выбор в качестве объекта изучения социально адекватных компонентов ольфакторной системы невербального общения.

Исследования особенностей опознания невербального поведения партнерами по общению показали, что невербальные стимулы могут представлять одну или несколько из следующих категорий психологических значений: действия, состояния, отношения, качества личности, статус, роль.

Поисковое исследование, проведенное автором методом свободных ассоциаций (достраивание образа человека по запаху) показало, что для ольфакторной системы невербального отражения выделяются такие информативные категории, как пол, возраст, внешность, социальный статус, качества личности и, отчасти, состояния (настроение, например). И если пол, возраст, внешность партнера по общению репрезентируются главным образом через оптическую систему отражения, то вопрос о прогнозировании качеств личности собеседника на основании восприятия его запаха является дискуссионным.

Целью следующего проведенного исследования являлось выявление существования пространства символики, семантики запаха в терминах личностных черт. Исходя их того, что восприятие личностных качеств собеседника происходит в контексте социального взаимодействия, были выбраны для изучения не мотивационные, а характерологические личностные черты (черта как выбор определенных способов поведения в определенных ситуациях).

Испытуемым (20 человек) предлагалось оценить 11 запахов популярных духов (запахи предъявлялись в виде пробника) по 5-балльным шкалам биполярного семантического дифференциала. На полюсах шкал были указаны житейские описания 16-ти личностных черт (факторов) Кеттела.

Последовательность предъявления запахов определялась рандомизацией.

В результате факторного анализа полученной матрицы оценок, усредненной по испытуемым, были выявлены 5 факторов: креативность, активность, самоконтроль, коммуникативная компетентность, независимость.

Фактор активности прямым образом соответствует универсальному фактору активности, полученному создателем метода семантического дифференциала Осгудом; фактор самоконтроля - фактору силы (неслучайно, Кеттел упоминает о таком факторе, как эрго-сила, в терминах самоконтроля, саморегуляции). Первый фактор, креативность, может рассматриваться как соответствующий фактору оценки. Данный фактором является основным источником межиндивидуальной вариативности данных. Если факторы “силы” и “активности” включают у различных испытуемых сходные личностные черты, то “креативность” (если рассматривать ее в контексте поведения как особый социальный стиль поведения) понимается по-разному.

Предполагается, что выделенный фактор характеризует социальный стиль вообще, а в данном исследовании креативность выступает как социально желательный и высоко оцениваемый способ поведения в данной группе испытуемых.

Роль запахов в жизни человека. Функции запахов в коммуникации. Символический и психофизиологический аспекты воздействия запаха на человека.

Мир вещей, одежды и украшений человека как средство коммуникации

ольфакция - науку о языке запахов, смыслах, передаваемых с их помощью, и роли запахов в коммуникации. Ольфакцию интересуют химическая и тепловая деятельность человеческого организма, влияющая на процесс коммуникации и речевого общения. Запахи играют важную роль, например, в коммуникации арабов. Кроме того, их изучает медицинская диагностика, по ним определяется поведение животных, не может существовать без этого направления и наука парфюмерия, а также современное имиджмейкерство, так как на образ человека, безусловно, всегда влияли сопровождающие его запахи.

Системология - науку о системах объектов, каковыми люди окружают свой мир, о функциях и смыслах, которые эти объекты выражают в процессе коммуникации. Сюда он вводит язык украшений, язык одежды.

Одним из невербальных средств получения информации является также и наша одежда.В одежде и в том, как человек хотел бы выглядеть, проявляется та роль, которую он хотел бы играть в обществе, и его внутренняя позиция.

Крылатое выражение “По одежке встречают…” подразумевает, что человек, его внутренняя сущность таковы, какова его одежда. Одежда является некой условностью. Разъяснение может дать не мода, а направление стиля и его уровень.

Швейцарский психолог М.Люшер предложил в наше время цветовой тест, который явился не только методом исследования личности, но и целым направлением в науке о цвете.Суть цветовых тестов заключается в том, что испытуемому предлагается из набора разноцветных карточек выбрать наиболее нравящиеся и ранжировать их, а затем проделать то же самое с теми, которые не нравяться.Исследования показали, что с помощью цветных тестов можно выявить некоторые особенности личности.Красный цвет обычно предпочитают физически здоровые, сильные люди, они живут сегодняшним днем и испытывают желание получить все, что хотят, тоже сегодня. Дети, выбирающие из палитры каркндашей красный, легко возбудимы, любят шумные подвижные игры. Красный цвет давно стал символом любви и силы. И, видимо, не случайно в 1337 году во Франции вышел указ, запрещающий простолюдинам носить красную одежду. Этой привилегией пользовались только короли, кардиналыи сенаторы. Отвергают, как правило, астенизированные, уставшие люди.Дети, выбирающие желтый цвет, отличаются тем, что нередко уходят в мир своих фантазий. Повзрослев, они могут при определенных обстоятельствах стать мечтателями «не от мира сего», такие люди плохо приспосабливаются к жизни. Нелюбовь к желтому может означать нереализованные надежды (« разбитые мечты»), истощение нервной системы.Людям, выбирающим зеленый цвет, обычно свойственны самоуверенность, настойчивость. Они стремяться к обеспеченности.Предпочтение синего цвета отражает потребность человека в стабильности, порядке. Синий цвет чаще выбирают флегматики.Педиатры заметили, что хронически больные дети, находясь в удовлетворительном состоянии, выполняют рисунки в сине-голубых тонах и оранжевой гамме – в период обострения болезни.Коричневому цвету часто отдают предпочтение люди, неустроенные в жизни.Цветовые тесты позволяют четко фиксировать динамику эмоциональных состояний в той или иной экстремальной ситуации.



Хотя склонность следовать моде очень сильна в людях, но по тому, как человек одевается, можно судить, в какой он степени подвержен психической заражаемости, давлению группы и насколько самостоятелен в самооценке. Одни одеваются как можно незаметнее, стараются ни чем не обращать на себя внимание. Другие предпочитают носить яркие, броские, экстравагантные наряды. Третьи умеренны в следовании за модой.

Важной деталью в одежде являются украшения.К средствам украсить самого себя относятся следующие: наколки, раскраска и татуировка, прическа, парфюмерия, маникюр, макияж, аксессуары.С помощью украшений напоказ выставляются социальный статус, готовность вступить в контакт, агрессивность, приспосабливаемость, авантюрность натуры, личностные особенности. Украшения в виде косметики, париков и парфюмерных средств служат в большинстве случаев как дополнительные наряды.Престижные украшения . Подобные украшения нередко являются свидетельством претензий на обладание определенным престижем. Таким образом можно продемонстрировать своему окружению, что вы из себя представляете, утерев им нос и поставив на место.Членский значок той или иной организации. Тот, кто не скрывает своей принадлежности к той или иной группе людей, носит членский значок. Для такого человека членский значок представляет собой некое свидетельство престижа, с помощью которого он выражает свою принадлежность к определенной группе. В то же время членские значки из различных металлов дают представление о социальной шкале рангов внутри объединения.



Крест. Благодаря своей конструкции (горизонтально – высота, вертикально – стабильность, а прямой угол – фиксированность) крест и выражает именно эти свойства. В силу религиозного чувства защищенности он придает ощущение некой безопасности. Причем к выбору этого украшения приводит не действительно демонстрируемое поведение, а потребность.Кожаные браслеты. Такое украшение носят и при отсутствии прямой необходимости (у спортсменов). Оно должно выражать подчеркнуто сильную натуру и служить в качестве украшающего ремешка на запястье.Кусочки меха и другие трофеи. Если их носят на запястье или на шее, то тогда они сигнализируют о выдержке, и судя по ним, можно определить победителя.Мех и мишура. Производят женственно-мягкое впечатление.Непосредственный контакт меха с кожей свидетельствует о желании испытать нежное обращение.Мелкие и изящные украшения. Они выражают то, что их обладатель ощущает себя маленьким и слабым человеком, нуждающимся в участии и бережном обращении. Тот, кто носит маленькие и изящные украшения, хотел бы казаться любезным и душевным человеком.Крупные украшения. Они обычно бросаются в глаза и выражают стремление получить признание своего социального статуса. “Я представляю собой больше, чем ты, у меня всего больше, чем у тебя, я превосхожу тебя” – таков смысл подобных украшений.Итак, одежда способна многое «говорить» о содержании духовной сущности людей. Но, конечно, лишь по ней делать окончательные выводы о личности нельзя.Таким образом, из всего выше сказанного мы можем сделать вывод, что невербальные средства коммуникации не менее важны в процессе общения, чем вербальные и несут огромный объем информации. Т.к. психологами установлено, что в процессе взаимодействия людей от 60 до 80(коммуникации осуществляется за счет невербальных средств выражения, и только 20-40(информации передается с помощью вербальных.Особенностью языка телодвижений является то, что его проявление обусловлено импульсами нашего подсознания, и отсутствие возможности подделать эти импульсы позволяет нам доверять этому языку больше, чем обычному речевому каналу общения. Чем менее образован человек, тем чаще он прибегает к плохо контролируемым жестам и речевым засорениям. Подделать язык жестов почти невозможно. Закройте глаза и спрячте руки, если вы не хотите, чтобы обнаружилась ваша неискренность, - к такому выводу пришел один наблюдательный служащий английского суда.

Ольфакторная коммуникация - обоняние, хемокоммуникация

Социальные знаки .Cсуществуют запахи богатства и бедности, города и села, профессиональные, половозрастные, маргинальные и т.д. Так, например, атмосфера торговли в престижных магазинах пропитана запахом дорогих духов и ароматизаторов. Запах дорогих сигар или сигарет, смешанный с дорогим парфюмом, в обеих культурах является символом благосостояния человека. Запах социальных низов связан с запахом мочи, фекалий, пота, нечистой одежды, перегара.

Эмоционально-ситуативные знаки (запахи, которые порождают положительные или отрицательные эмоции). Люди воспринимают запахи субъективно как приятные и неприятные. Ассоциативно определенный запах может быть связан с той или иной ситуацией в личной жизни. Это могут быть воспоминания о эмоционально окрашенных впечатлениях о праздниках, встречах с различными людьми, о жизненных эпизодах.

Субъективная символизация этапов жизни и значимых событий (запах болезни и больницы – например, запах касторки, нашатыря и проч., запах праздника – Новый год пахнет мандаринами; запах близкого человека - запах бензина ассоциируется с отцом-шофером; запах типографии, где работала мать; запах пирогов, которые пекла бабушка и проч.

Запахи в религиозных представлениях и ритуалах . Уже в древних культурах ароматические вещества использовались в процессе отправления религиозного культа. Запахи, являющиеся атрибутом богослужения, являются символами возвышения духа и очищения души, символами божественного: «… употребление ладана и других ароматов в церквах, распространенное с древнейших времен среди всех народов и во всех религиях, имеет целью пробудить, очистить и возвеселить наши чувства, сделав нас тем самым более способными к созерцанию»

Знаки «свой – чужой». Идентичнос ть. Запахи, ассоциируемые со своей культурой, и запахи, ассоциируемые с чужой культурой.Символизация чужой культуры через запахи (запах сандала – запах восточной культуры).

Знаки-запахи межкультурной коммуникации. Для русских запах родины ассоциируется с запахом степи, сырой земли, с национальной кухней. Это прежде всего аромат пирогов и наваристого русского борща и щей. В сознании современных болгар национальный запах – это запах болгарской розы, также аромат национальных блюд, включающих баранину, чеснок, запеченный перец, острые пряности и уксус. Нацональные запахи постепенно стираются в сознании людей. Остаются они единственно только в природе и в национальной кухне. Неслучайно запах “Макдональдса” за рубежом воспринимается нами как родной, знакомый и близкий нам запах.

Оценочные знаки (запахи и нормы этикета (лук, чеснок, пукнуть, бздеть - ?, запах перегара, запах спиртного, изо рта воняет), вербальная оценка поведения другого через запахи). Неудачи в коммуникации, связанные с запахами, и презентация в речи коммуникативных ошибок. Ругательства, связанные с запахами – вонючий козел и проч. Оценка местонахождения через запахи: «Отыскивая себе жильё, я прежде всего забочусь о том, чтобы избежать тяжелого и зловонного воздуха. Пристрастие, которое я питаю к прекрасным городам Венеции и Парижу, ослабляется из-за острого запаха стоячей воды в Венеции и грязи в Париже»19. Оценочные знаки в болгарской культуре: запах чеснока, пота, кислого, дешевых сигарет и алкоголя. Выражая брезгливость по отношению к такому собеседнику, болгары говорят: «смрадливка, миризливец, пръч».

Целенаправленное использование знаков в коммуникации (произвести впечатление на делового партнера, на сексуального партнера, запахи в рекламе – уничтожение неприятных запахов, приятные запахи как значимые характеристики предлагаемых товаров – реклама чистящих средств (исчезновение неприятного запаха, приятный запах), реклама парфюмерии дамской и мужской, обыгрывание запахов в другой рекламе – «запах сплетен и скандалов» в рекламе журнала). «… из всех сенсорно двигательных модальностей, быть может, только запах в этом отношении не столь существен для человека… Между тем хорошо известно, что устранение неприятных запахов может снимать пространственные, и не только пространственные, барьеры между людьми. Например, при отсутствии плохих запахов люди могут подходить друг к другу на более короткие дистанции и дольше находиться рядом в одном помещении

Системология - область научно-практической деятельности, изучающая и использующая системность, организацию и самоорганизацию объектов, процессов и явлений в природе, науке, технике, обществе и психологии личности, включая новую для биофизики синергологию. Они определяют качество жизни человека и его самореализацию как вида. Системология является объектом, продуктом и инструментом методологии. Системология - это методология изучения, проектирования управления и использования природной системности мира и его базовых категорий. Универсальность методологии в системологии применима для оптимизации методологии частных научно-практических направлений. Доминирование технических направлений системологии объясняется технологичностью цивилизации, но происходит из системологии природы.

Слайд 2

Слайд 3

Человек – это часть природы. И людям, как и любым другим живым существам присущи определенные инстинкты. Одним из этих инстинктов является реакция на запах. Как и животные, которые, например, по запаху могут распознать «своего» и «чужого», мы также в своем поведении может руководствоваться запахами и ароматами.

Слайд 4

Знаете ли вы, что в Европе уже давно существуют направления в парфюмерии, которые нацелены на создание ароматов для магазинов, кафе, ресторанов, гостиниц? Зачем, спросите вы? Сейчас вы сами ответите себе на этот вопрос. Вспомните, как заходя в какой-нибудь дорогой магазин, например, обуви или одежды, вы тут же ощущаете легкий приятный аромат. Почему-то он сразу же ассоциируется у вас с богатством, роскошью и благополучием. И как-то непроизвольно возникает желание приобрести что-нибудь из этого магазина. Теперь понимаете? Запах может моментально подавать импульсы в наш мозг, побуждая к определенным действиям. И этим пользуются различные коммерческие организации. Так, например, известно, что запах кожи в салонах, где продаются кожаные изделия (даже изделия из кожзаменителя) могут существенно повысить объемы продаж. В продуктовых магазинах такой эффект способен произвести запах арбуза или огурца, в магазинах одежды – аромат ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. Теперь вы понимаете, как элитная парфюмерия может повлиять на восприятие вас собеседником?

Слайд 5

Значение цвета в деловом общении Цвет одежды и аксессуаров - важный элемент техники делового общения. Влияние цветовой гаммы одежды собеседника на подсознание. Требования делового этикета к цветовой гамме классического костюма. Нормы и правила невербального общения в разных странах.

Слайд 6

Одежда и обувь делового человека значительно влияют на имидж. Деловой костюм должен быть строгим, без броских расцветок и экстравагантного покроя. Очень важно, чтобы одежда подходила по фигуре, соответствовала полу, цвету волос и другими особенностями его тела, была чистой, отглаженной опрятной. Основными элементами одежды делового мужчины является костюм, сорочка и галстук. Для зимнего времени более подходят костюмы темных тонов, для теплого – светлые. Во все времена года подходят костюмы темно-серого и темно-синего цветов. Удобны костюмы тройки. Пригодны и пиджаки в мелкую клетку с однотонными брюками, в официальной обстановке пиджак должен быть застегнут. Сорочки предпочтительны из хлопка и Полина. Наиболее подходящие для них белый, голубой, бежевый цвета, цвет слоновой кости, допускаются в полоску или еле заметную клеточку. Манжеты сорочки должны выступать из-под рукава пиджака на 2-3 см. Для деловой одежды не подходят сорочки красного и черного цветов, а также рубашки с короткими рукавами. Полуботинки и ботинки для службы и приемов предпочтительнее черного цвета. Для костюмов коричневого и бежевого тонов подходит коричневая обувь. Для приемов не годится обувь на толстой подошве, сандалии и кроссовки. Носки должны быть удлиненными, а их цвет – чуть темнее цвета костюма и чуть светлее обуви.

Слайд 7

Слайд 8

Деловая женщина на дневные приемы может надевать платье или костюм строгих и скромных тонов. На приемы, организуемые после 20 часов, рекомендуется надевать более нарядные и открытые вечерние платья. Они могут быть длинными и обычной длинны. Ее одежда в этом случае дополняется вечерними туфлями из кожи или замши на удобном для нее каблуке и маленькой сумочкой. Косметика деловой женщины должна быть неброской, а запах духов – едва ощутим. Необходимым украшением для деловой женщины является обручальное кольцо. Это знак того, что ее отношение к окружающим только деловое. На работе на женщине должно быть как можно меньше украшений, а те, что есть, должны служить ее деловому имиджу. Неотъемлемым атрибутом для женщины в обществе является портфель или дамская сумочка, сделанные из кожи хорошего качества, без ярких украшений. Одежда женщины и мужчины может подвергаться изменениям моды. Однако деловой костюм должен быть подчинен таким требованиям, как удобство, рациональность, элегантность и соответствовать интеллекту, деловитости, высокой внутренней культуре и хорошими манерами. От внешнего вида, одежды, интеллекта, умения общаться, этической воспитанности зависят и карьера человека и его судьба.