Лариса Ткаченко


Дети их долго рассматривали, восхищались. Одна из моих воспитанниц сказала, что когда она смотрит на этот узор, то ей хочется мечтать. Ребятишки заинтересовались и захотели сами нарисовать какой-либо орнамент. Вот и созрела идея коллективной работы .

Нам понадобился лист ватмана с заранее нарисованным кругом и нанесенным в нем орнаментом. Сделаю небольшое уточнение : для детей среднего возраста орнамент должен быть крупным и простым для закрашивания пальчиком детской руки.


Ребятишки могут наглядно увидеть, как появляется тот или иной орнамент.

Также в работе использовались индивидуальные лоточки с заранее наполненными гуашевыми красками, кисточки. Необходимо также приготовить салфетки и мокрые тряпочки.

Итак, приступим к раскрашиванию.

Дети раскрашивают мандалу , начиная от центра, подушечкой указательного пальца.

Постепенно переходя от фрагмента к фрагменту и используя различные цвета дети закрашивали орнамент.

Теперь дети наносят кисточкой узоры.

На сегодняшнем занятии у нас получилась вот такая мандала .

Публикации по теме:

Использование адаптированных музыкальных инструментов в корекционной работе с дошкольниками с ТНР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №2 «Россияночка» города Смоленска Методическая разработка.

Игровой набор «Дары Фрёбеля» включает в себя четырнадцать видов образовательных материалов, разработанных Фрёбелем и его последователями.

Райкова Кристина Сергеевна воспитатель МАОУ школы №31 дошкольно о отделения. Использование интерактивного пола в работе с младшем дошкольниками.

Использование метода мандал при работе с тревожностью у детей ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МАНДАЛ ПРИ РАБОТЕ С ТРЕВОЖНОСТЬЮ У ДЕТЕЙ Логинова Галина Анатольевна, воспитатель (первая квалификационная категория).

Использование песка и воды в работе с дошкольниками В последнее время в связи с повышением интереса к закономерностям формирования личности ребенка наблюдается комплексное использование разнообразных.

Щепихина Светлана Владимировна Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каменская средняя школа Мезенского района», структурное.

Развитие эмоций у дошкольников остается актуальной проблемой на сегодняшний день. Дети очень часто неадекватно выражают свои эмоции, не могут правильно оценить эмоции других детей, что является барьером в налаживании доброжелательных взаимоотношений.

Для того, чтобы стабилизировать эмоциональное состояние тревожных, импульсивных детей, развить у них навыки саморегуляции в нашем учреждении в работе с детьми применяется метод мандал.

Мандала – це символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). На наш взгляд, это естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей.

В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг.

Для психолога мандала имеет ценность как арт-терапевтический метод в коррекционной, диагностической и развивающей работе. Поэтому хотим познакомить вас с некоторыми технологиями применения мандал в деятельности практического психолога дошкольного учреждения.

Данный вид деятельности в нашем дошкольном учреждении используется с детьми начиная с младших групп в таких направлениях:

— предлагается раскрашивание мандал-раскрасок;

— создание собственных мандал из цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала.

Дети в ходе индивидуальных и подгрупповых занятий раскрашивают мандалы, начиная от простых узоров, заканчивая более сложными.

Цель данной работы:

— коррекция эмоциональной сферы дошкольника, нормализация поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);

— изучение взаимоотношений детей в подгруппе (создание индивидуальных мандал с последующим созданием коллективной композиции);

— диагностика и коррекция конкретной проблемы;

— развитие творческих способностей;

— развитие мелкой моторики руки.

Правила работы практического психолога с детьми при использовании мандал-раскрасок:

1. Ребенку предлагается несколько мандал на выбор (то, что ему ближе по настроению).

2. Ребенок самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму.

3. На одном занятии ребенку предлагается только одна мандала.

4. Практикуется использование музыкального сопровождения.

5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия.

6. Психолог следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы.

7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы.

8. После работы ребенку предлагается дать название мандале, которую он изобразил, проводиться беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы).

Создание собственных мандал из разнообразного материала (цветной песок, соль, камушки, кристаллы) развивает творческие способности, детскую фантазию, мелкую моторику руки. При работе с цветным песком используется набор из нескольких цветов, или же песочница. Можно использовать 1 кг цветного песка и разровнять его по поверхности песочницы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста.

Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей.

Мы практикуем использование мандал и в методической работе, что способствует улучшению эмоционального состояния педагогов, изменению психологической атмосферы в коллективе, снятию напряженности, групповому сплочению.

Конспект занятия для старших дошкольников

«Прояви свои чувства»
(с использованием мандал)

Цель: развивать у детей умение выражать свои чувства, используя при этом различные выразительные, закрепить знания об основных эмоциях. Развивать эмпатию.

Оборудование: пиктограммы эмоций, картинки с изображением разного эмоционального состояния людей; мандалы; каштаны, камешки.

Ход:

Ребята! Я приглашаю вас посетить поляну эмоций.

(Педагог демонстрирует картинки с изображением эмоций, дети называют их (радость, робость, обида, злость, страх, удивление, самодовольство, брезгливость).

Упражнение 1.«Улыбка»

Психолог:

Давайте подарим друг другу радость и улыбку, ведь улыбка поднимает всем настроение. (Дети становятся в круг, берутся за руки, улыбаются друг другу).

Упражнение 2. «Угадай эмоцию»

Дети берут наборы пиктограмм с изображением различных эмоциональных состояний и с помощью выразительных средств (мимики, пантомимики, жестов) показывают любое эмоциональное состояние. Дети поочередно демонстрируют свой выбор и по желанию рассказывают, когда им приходилось испытывать это чувство.

Упражнение 3. «Мандалы»

Детям предлагается знакомство с изображением мандал разного вида (песочные, цветочные, геометрические). Психолог обьясняет значение слова «мандала».

«Слушание мандал»

Дети удобно садятся, закрывают глаза.

Включаются музыкальные произведения разного характера (грустные, веселые). После этого детям предлагается изобразить в парах веселую или грустную мандалу (по выбору), используя при этом природный материал (каштаны, камешки разных цветов).

Обсуждение (рефлексия) занятия

Педагог предлагает детям сесть полукругом,показать свою мандалу другим детям, рассказывает о том, что он изобразил.

Вопросы к детям:

1.​ Что тебе понравилось больше всего делать на занятии?

2. Что ты чувствовал, когда изображал мандалу?

3.Какие ощущения ты испытываешь сейчас?

Вывод: Ребята, сегодня вы узнали много интересного о мандале, научились ее изображать используя различный материал. Надеюсь, вам понравилась эта работа. Я желаю вам творческих успехов и благодарю за внимание.

Список литературы:

1.​ Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала»./ Под ред. А.И.Копытина.-СПб.: Речь, 2002.-144с.

2.​ Коновалова Н.Л., Матвеева Н.Ю. статья «Адаптация гиперактивных детей дошкольного возраста к групповой работе при помощи арт-терапии».- В кн.: «Научная дискуссия: вопросы педагогики и психологии». Часть 3.-М.: Изд. «Международный центр науки и образования», 2012.-198с.

3.​ Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. — М.:Теревинф,1997.-341.

4.​ Осипчук Э. Психодиагностическая и психокорекционная работа с детьми с использованием мандалы. Газета «Школьный психолог» №4,2007,С.18-19.

5.​ Понятовская-Замышляева Д. Медитативные игры с мандалой. Газета Школьный психолог. №4, 2007, С.29-31.

6.​ Юнг К. Г. О символизме мандалы./М.: Рефл- бук; К.: Ваклер,2002.-С.95-182.

МБДОУ «Детский сад «Флажок» пгт. Гвардейское»

Симферопольский район Республика Крым

Презентация разработана:

Педагогом - психологом

МБДОУ «Детский сад «Флажок»

пгт. Гвардейское»

Доброжанской Т.О.

Презентация темы по самообразованию:

«Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога».

Одной из актуальных проблем является сегодня изучение эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. «Детство – золотой век эмоционального в нас», - отмечает В. В. Зеньковский. Никакое общение и взаимодействие не будет эффективным, если его участники не способны понимать эмоциональное состояние другого и управлять собственными эмоциями. Эмоции играют важную роль в жизни детей: они помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Выражение ребёнком своих чувств – важный показатель понимания им собственного внутреннего мира, свидетельствующий о психическом состоянии, благополучии, перспективах развития.

В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты, агрессивны, застенчивы, с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с наличием страхов. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения и в работе с ними очень важно использовать, гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Все это диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста.

Одной из приемлемых, форм работы с детьми является методы арт-терапии. Это и оказало влияние на выбранную тему по самообразованию. Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия.

Мандала (санскр., «круг», «диск») - сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.

Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Яркой иллюстрацией религиозной мандалы могут быть буддистские изображения . Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».

Мандала – рисунок, изображение в круге. Подобие земного шара, символ исторического кругового мотива цикличности природы и жизни.

Мандала терапия – путь духовного исцеления, очищения. Метод познания себя, своих сакральных возможностей. Столкновение сознательного с бессознательным.
Первоисточники необычного метода арт-терапии уходят корнями к древним восточным народам и древним религиям (Индия, Тибет).

Развитие современной идеи арт-терапии и диагностика методом мандала принадлежит Карлу Гюставу Юнгу.

Мандала терапия: показания

  • Мандала терапия необходима при следующих состояниях:
  • нервное напряжение;
  • заниженная самооценка;
  • агрессивность поведения;
  • семейные конфликты;
  • детское непослушание и отстранение от взрослых;
  • депрессии;
  • сложная адаптация к новым условиям;
  • расстройства мелкой моторики;
  • психосоматические нарушения;
  • страхи, хроническое тревожное состояние;
  • склонность к суициду;
  • потеря творческого потенциала;
  • кризис среднего или подросткового возраста;
  • нетерпеливость и гиперактивность.

Быстрый способ избавиться от выше описанных состояний – использовать систему Турбо-Суслик (). В отличие от мандалы, избавляет от этих и многих других состояний навсегда. Фактически, перебрасывает в иную плоскость бытия, где такие низкочастотные состояния, просто, не актуальны.

Мандала терапия – метод работы многих педагогов-психологов в детских учреждениях. Арт-терапия – идеальный вариант для контакта ребёнка и взрослого.

Значение цветов и символов

Диагностика в арт-терапии включает в себя знакомство, настрой на сотрудничество, непосредственное собирание артефактов (готовых изображений) и метод расшифровки символов.
Основные символы в мандале:

Цветок – символ прекрасного, гармонии, начала жизни, весны.

Крест – нерешительность, символ выбора, раздумий. Перекрёстное состояние сознательного и бессознательного.

Круг – завершённость, осознание целостности и порядка во внутреннем мире. Уравновешенность.

Квадрат – символ управляемой энергии. Открывает возможность человека материализовать свои идеи и цели.

Треугольник. В зависимости от расположения вершины. Вверх – сила, мужественность, целеустремлённость; вниз – нерешительность, проявление слабости, саморазрушения.

Пятиконечная звезда – символ силы, защищённости, самоуверенности, свободы.

Спираль. Вращающаяся вправо – символ растущей луны и пути солнца, начало чего-то нового.

Вращающаяся влево – регресс, трата силы не в правильном направлении, постепенное опустошение.

Глаз – желание следить за происходящим, не упустить ничего из виду, понять суть.

Сердце – чувствительность, переживания, эмоциональность.

Трава – символ тишины, молчания, спокойствия.

Корни – связь с родными, с родной землёй.

Деревья – мироздание, основательность.

Кошка – символ закрытости, настороженности, тайны.

Собака – дружелюбие, преданность.

Бабочка – развитие по стадиям, гармония с природой.

Змея – мудрость, хитрость.

Черепаха – уход в себя, необщительность, страх перед миром.

Голубь – счастье, любовь.

Павлин – сила характера, гордость.

Петух – символ желания высказаться, отстоять свою позицию, начать бой.

Рыба – уединение, желание справедливости.

Цвета и значения:

  1. Красный выражает возможности и силу. Активность, борьба, стремление к справедливости, к борьбе, к достижению цели. Огонь, поглощающий злое и тёмное.
    Если красный цвет вообще отсутствует на рисунке – это, наоборот, означает слабость, нехватку сил, нежелание бороться.
  2. Жёлтый символизирует понимание, открытость ко всему новому, к познанию. Жизнелюбие, независимость, прозрение.
  3. Зелёный указывает на оздоровление, желание помогать себе и другим, спасать, защищать. Мудрое, правильное восприятие себя и других.
  4. Фиолетовый – королевский цвет. Объединяет мужское и женское начала. Духовная энергия, которая иногда проявляется как эгоизм, индивидуализм. Что может привести к разрушениям собственных идеалов и связи с миром.
  5. Синий – проявление интуиции. В тёмных оттенках – символ неспокойствия, бури, ночи, переживаний. В светлых (голубой) – сострадание, безоблачное небо, бесконечность, глубокое чувство материнства.
  6. Оранжевый – символ положительной энергии, мягкости и самовосприятия.
  7. Чёрный – символ пустоты, отрицания, печали, потери. Как начало появления из темноты чего-то нового. В темноте тоже могут происходить процессы, незаметные для других.
  8. Белый может символизировать духовность, открытость миру, чистоту сознания. А может означать недостаток энергии, отстраненность от реальности и верного восприятия мира.

Использование всех цветов (радужное настроение) означает путь к исцелению, новое восприятие начала жизни, переосмысление. Открытие всех чакр.

Диагностика по сочетанию цветов:

  • Чёрно-белый рисунок – борьба противоположностей без эмоций. Своеобразный отдых от переживаний. Преобладание интеллектуального над эмоциональным.
  • Красный + чёрный – злость, гнев, беспокойство, печаль.
  • Красный + зелёный – спорные чувства, конфликт между потребностью и родительским контролем.
  • Жёлтый + чёрный – низкая самооценка, переплетающаяся с ранимостью и желанием большего. Частые перепады настроения.
  • Красный + синий – конфликтное состояние. Стремление быть свободным от опеки. Вызов.
  • Розовый + чёрный – отрицательные мысли о самом себе. Потребность во внимание, любви ближних.

Важные моменты трактовки мандалы:
– доминирование или отсутствие какого-либо цвета
– пространственное расположение:

  • Центральная часть рисунка – основа, то главное, о чём думает человек больше всего в данный момент.
  • Контур – ключ взаимодействия с миром.
  • Верхняя часть рисунка – то, что человек успел осознать и понять. Нижняя – наше бессознательное.

Основы рисования

Метод мандала терапии чаще практикуют в рисовании на бумаге. Это может быть готовая раскраска с множеством замысловатых линий и изгибов.

Для создания рисунка понадобится большой лист белой бумаги, карандаши или краски.

Техника рисования не очень сложна. Главный принцип – рисование в круге.
Цвет, фактура и расположение образов полностью определяется рисующим. По этой причине невозможно увидеть одинаковые мандалы. У каждого она своя – оригинальная и индивидуальная.

Никогда не поздно познать самого себя. Используйте новый метод арт-терапии для самосовершенствования и самоуспокоения.

Мандала терапия поможет обрести гармонию с собой и с окружающим миром.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Мандала «Мандала - точно капля человеческой крови, живая клетка, анализируя которую, можно сказать, в каком состоянии находится здоровье ее создателя». J. Kellogg

3 слайд

Описание слайда:

Что такое мандала? Мандала – в переводе с санскрита обозначает «круг». То есть это рисунок, состоящий из кругов, или вписанный в круг. В различных других традициях это же слово обозначает – колесо, венец, вращение, круговорот, хоровод, танец, кольцо, ритм, ритуал, молитва... Буквальный перевод санскритского слова mandala – «то, что содержит сущность», рисунок, в котором есть некое важное содержание, послание, идея, душа, зерно, суть. Это понятие введено в психотерапию Карлом Густавом Юнгом Кстати, произносить слово надо с ударением на первую букву «А». Некоторые люди делают акцент на второй букве «А» и у них получается матерное слово.

4 слайд

Описание слайда:

Существуют разные формы мандал: круглые, квадратные, лабиринты, многоугольники. Мандалы могут быть как двухмерными – изображенными на плоскости - выполненными красками, разноцветным песком, вышиты нитками, а могут быть объемными, трехмерными. Примером объемной мандалы является самый большой буддистский памятник на Земле - Боробудур, на острове Ява в Индонезии, материалом для которого стал камень. Или же круги на полях, которые находят по всему миру, также можно назвать трехмерными мандалами.

5 слайд

Описание слайда:

Мандалы бывают природного происхождения и созданные человеком. В природе можно увидеть мандалу в спелом фрукте, цветке и снежинке и многом другом. Земля, какой она видится из космоса – тоже мандала. Компас, колесо велосипеда, часы, снежинка, человеческий глаз – все это тоже мандалы. Их можно нарисовать на бумаге и ткани, вышить или напечатать, построить из песка, глины, бетона, бронзы, железа, высечь в мраморе, а в наши дни создать с помощью компьютерных программ. Мандалу можно сделать как татуировку на теле человека, разрисовать на бампере автомобиля или оставить как элемент фамильного герба.

6 слайд

Описание слайда:

Буддистские мандалы. Тибетские монахи долгими часами кропотливо создают круг из цветных песчинок, восхитительные красочные узоры и орнаменты. Затем, то что создавалось так долго, уничтожается в одно мгновение.

7 слайд

Описание слайда:

Мандалы несут некий сакральный смысл и люди наделяют их способностью гармонизировать, оберегать и даже исполнять желания. Мандалы есть во многих культурах и религиозных культах. Особенно много их в восточных культурах. Но, и в христианстве, и в славянской культуре можно встретить мандалы. Витражные окна готических католических соборов – rose windows – типичные мандалы. Они обладают симметричностью, красочностью, символизмом. Вот, например, витраж собора Нотр-Дам, в Париже

8 слайд

Описание слайда:

Мандалы в древних культурах символизировали модель Вселенной, в центре которого Бог, или как микромир, в центре которого человек. Возможно, иногда это был символ человека, в центре, которого душа. Мандала похожа на диск, который в культуре славян символизировал Солнце, благодаря которому на Земле существует все живое. Солнце – как символ времени, как символ огня, символ центра всего сущего. Наш, павловопосадский платок тоже может быть мандалой, у него узор имеет симметрию и центр. Раньше, каждая “закорючка”, каждый цветочек имели смысл. Это мог быть оберег от всего плохого, или “магнит” для чего-то хорошего.

9 слайд

Описание слайда:

10 слайд

Описание слайда:

В Индии существует РАНГОЛИ – это традиционное домашнее искусство создания цветных мандал для защиты от несчастий и привлечения процветания для живущих в этом доме. Это искусство сухой живописи, когда цветной порошок пропускают между пальцев и рисуют тончайшие узоры, чередуя цвета, сохраняя правильную геометрическую форму. Ранголи – это своего рода мандала-оберег, который наносит женщина рано утром, перед входом в дом, пока семья спит. Женщина на полу перед входом в дом, цветными мелками или красками рисует мандолу, для защиты дома от несчастий и привлечения процветания в дом.

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

Мандала встречается в каждой культуре, у каждого народа. Мандала говорит нам, что мы едины, что мы все дети Бога, что между нами по большому счету больше общего, чем различий.

13 слайд

Описание слайда:

Мандалотерапия – одно из направлений арт-терапии (исцеление искусством). Это один из инструментов для оздоровления и исцеления психики, естественный и радостный способ улучшения эмоционального состояния, снятия напряжения, выражения чувств, который способствует развитию творчества, художественному и духовному самовыражению детей и взрослых. Мандалотерапия не имеет ограничений ни в возрасте, ни в состоянии здоровья. Это очень просто – взять в руки мелки или краски и начать рисовать. Поэтому эта техника может быть использована без ограничений детьми и взрослыми.

14 слайд

Описание слайда:

Мандалотерапия: Созерцание мандал. Только при систематическом созерцании мандал можно говорить о переменах. Систематических – это как минимум каждый день по 15-20 минут 30 дней подряд. Раскрашивание готовых мандал (начиная от простых узоров, заканчивая более сложными).Одну и ту же мандалу можно раскрасить по-всякому, много раз, и выглядеть они будут совершенно по-разному. Рисование и создание собственных мандал из ниток, цветного песка, декоративных мелких камней, природного материала и т.д.

15 слайд

Описание слайда:

Давно известно, что цвет и форма оказывают сильное воздействие на эмоциональное, физическое и духовное состояние человека. Это традиционно использовалось в целительских практиках различных культур и народов. Терапевтический эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, соматическом заболевании, эмоциональном расстройстве, как взрослого, так и ребенка. Мандалы прекрасно чистят и излечивают душу и ум человека, могут восстанавливать зрение, просветлять ум, давать ясность мыслей и чувств, возбуждать или успокаивать как одного человека, так и массовые потоки людей. Есть специальные мандалы, способные влиять на организм человека и такие органы, как сердце, почки, желудок, матка, яичники, селезенка, суставы, печень, кости, обмен веществ, регулировка смены настроения, выработка гормонов и красных кровяных телец.

16 слайд

Описание слайда:

Мандалы могут влиять на растения и животных. Цветы могут активнее цвести, деревья плодоносить, животные не болеть, а вредные насекомые могут покинуть место своей дислокации. При помощи мандалы можно объединиться с душой любого минерала, растения, животного или человека. Мандалы помогают осознать прошлое и смоделировать будущее. Привести в порядок и гармонию настоящее человека и помочь позитивнее воспринимать происходящие события,услышать мелодию собственной души, расшифровать голос сознания и подсознания. Практически все виды мандал можно использовать как для себя лично, для своих задач, целей и желаний, так и для работы с окружающим пространством. Также все виды мандал можно срисовывать с уже имеющегося образца, раскрашивать готовые шаблоны или придумывать и рисовать мандалы самостоятельно.

17 слайд

Описание слайда:

Мандалы не являются источниками энергии, они только ее проводят, притягивают из единого энергоинформационного пространства; их энергия мгновенно распространяется на любые расстояния, пронизывая все препятствия; взаимодействие человека с ними происходит непрерывно, и интенсивность этого обмена постоянно увеличивается; пользоваться ими можно в любое время суток; их можно класть, ставить так, как вы захотите - действие от этого не ослабнет; одновременно можно использовать до 3-4 изображений; не следует их передавать другому лицу, их нельзя уничтожать - лучше закопать в землю, когда они обветшают; нежелательно обертывать их полиэтиленовой пленкой, целлофаном или чем-нибудь еще: они должны взаимодействовать со средой; работать с ними можно ежедневно 15-30 минут, делая перерыв на каждый седьмой день. Через 5-6 месяцев занятия можно проводить уже через 1-2 дня, спустя год сделать их еще реже и заниматься сознательно только тогда, когда для этого появляется внутренняя потребность.

18 слайд

Описание слайда:

1.Созерцание мандал Для использования мандалу нужно скачать и распечатать в реальном цвете. Работа с мандалой имеет свой особый ритм, необходимо рассматривать ее медленно, двигаясь взглядом от краев к центру по часовой стрелке. Дойдя до центра, остановите взгляд, но не фокусируйте его. Прислушайтесь к своим ощущениям, не пытайтесь их оценивать или анализировать, просто сосредоточьте внимание на них, чтобы усилить эффект до максимума, и продолжайте наблюдать за своим внутренним миром, как бы погружаясь в него всё глубже. Время концентрации определяется индивидуально и зависит от тренировки (от 5 минут до часа и более). Можете прекращать, как только почувствуете, что устали, и никаких изменений в вашем состоянии больше не происходит. Продолжайте работать с мандалой ежедневно до получения результата.

19 слайд

Описание слайда:

2. Раскрашивание готовых мандал 1. Предлагается несколько мандал на выбор (то, что ближе по настроению). Ребёнку даётся четкую инструкцию о том, что нужно выбрать только один «волшебный круг». 2. Он самостоятельно выбирает материалы для работы и цветовую гамму. 3. На одном занятии предлагается только одна мандала. 4. Практикуется использование музыкального сопровождения. 5. Педагог не вмешивается в работу ребенка, без его согласия. 6.Следит за состоянием напряжения/расслабленности в процессе работы. 7. Не высказываются оценочные комментарии по поводу работы. 8. После работы предлагается дать название мандале, проводится беседа по поводу работы, анализ его деятельности (допускаются корректные наводящие вопросы). Важно дать возможность проговорить о своих чувствах и переживаниях. Разрисовывание мандалы должно приносить радость. Главное правило: ребенок должен работать без принуждения.

20 слайд

Описание слайда:

3.Рисование и создание собственных мандал Для рисования раздаются белые круги, выбираются необходимые материалы (краски,карандаши,мелки,фломастеры).Можно использовать наборы цветного песка, крашеные крупы, макаронные изделия,соль,камушки,кристаллы. При желании дети украшают изображение стразами, бусинками. После окончания работы можно предложить детям дать название своим «волшебным кругам», рассказать о проделанной работе. Таким образом, работа с мандалами оказывает не только коррекционное воздействие на личность ребенка, а еще способствует развитию речи детей дошкольного возраста. Данный вид деятельности положительно влияет на детей с гиперактивностью, снижает уровень тревожности, повышает концентрацию внимания, способствует развитию творческих способностей,развивает детскую фантазию,мелкую моторику.

21 слайд

Описание слайда:

Применение мандал в психокоррекционной, развивающей работе с детьми, подростками и взрослыми в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок) в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга) в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции) с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий школу, семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.)

22 слайд

Описание слайда:

А также: При проблемах самооценки При ощущении внутреннего дисбаланса Активизация ресурсных состояний личности При страхе потерять контроль над собой При пессимизме и депрессии При психокоррекции накопившегося раздражения и агрессии Психокоррекция эмоциональной гиперчувствительности или напротив, алекситимии (сложность в отреагировании чувств, эмоций). При ощущение жизненного тупика Психокоррекция страхов и тревог Преодоление кризиса в развитии (возрастные, личностные) Сопровождение адаптации Семейные ситуации Психосоматические проблемы Сплочение группы на основе духовного сближения, коллективного творчества Повышение концентрации и внутреннего равновесия (например, у гиперактивных детей) Коррекция расстройств мелкой моторики и нервного напряжения Воспитание терпеливости и аккуратности Формирование самоуверенности на основе спокойствия и стимуляции творческого потенциала

23 слайд

Описание слайда:

24 слайд

Описание слайда:

Создание своей мандалы по дате рождения Наверное, многим будет интересно просчитать и раскрасить Мандалу даты своего дня рождения. При ручном расчете мандалы, Вы вкладываете в нее свою энергетику. Как в подписи - в ней остается ваш энергетический след. Вы взаимодействуете с цветами и цифрами достаточное количество времени и при этом включаются определенные процессы. Эффект действия мандалы в огромной степени зависит от силы концентрации на ней. Каждому числу соответствует свой цвет. Ни число, ни цвет не содержат в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе и представляют собой чистую энергию. Мандала Вашего дня рождения - это восстановление Божественного порядка.

25 слайд

Описание слайда:

Сеть Световых Мандал - Восстановление Божественного Порядка «Сети Света» вокруг Земли - это планы эфирных структур вокруг нашей планеты. Они существуют на уровнях различных измерений и проявляются в разных геометрических формах. Нам были даны через Урсулу Ирганг- ученого и удивительного целителя из Австрии- паттерны излучения или резонанса для активации Духовного кода в нашей ДНК и восстановления Божественного плана на Земле. Сети Света - это язык Света, поэтому они одновременно несут в себе и передают информацию. Они есть мост между эфирным планом Высших измерений и эфирным телом третьего измерения. Они создают поток спиралей, несущих в себе световой код, которые закрепляются (заякориваются) в человеческом теле, что обеспечивает поступление информации в сознание человека. Основой Сети Световых Мандал являются первые девять цифр Творения, которые являются базой для всех других чисел. Каждому числу соответствует буква и цвет. Используя различные методы обсчета, которые всегда основаны на ряде Фибоначчи, вводят эти мандалы в существование. 9 цифр и 9 цветов различной частоты раскрывают матрицу и являются холистической космограммой. Они содержат биофизические длины волны всех 10 планет. Это можно выразить следующим образом: Сети Световых Мандал визуально проявляются через различные мыслеформы, которые представляют себя как чистую энергию. Ни число ни цвет не содержит в себе эмоции, они есть то, что есть и абсолютно чисты по своей природе. Высокие вибрации реагируют на эфирное поле ауры и активируют кодированные спирали ДНК. В этих спиралях содержится информация Исходной матрицы. В тех случаях, когда имеются блоки, возникающие из негативных мыслеформ и эмоций, которые не поддаются удалению, Сеть Световых Мандал может возвратить их на уровень сознания и убрать их.

26 слайд

Описание слайда:

Точно также могут быть компенсированы болезни, которые еще не проявились на физическом уровне, но информация о них уже существует в эфирном теле. И это окажет позитивный эффект на все системы человеческого организма. Поэтому Сеть Световых Мандал поддерживает процесс исцеления тела, души и ума. Все мандалы Света интегрируют полярности Инь и Ян и создают равновесие. Они удаляют блоки и негативную информацию, хранящуюся в тонких телах. Что же происходит с энергиями? Когда Вы начинаете смотреть на мандалы или просто находитесь рядом, мозг начинает интегрировать Свет. Это приводит левое полушарие и правое полушарие в равновесие. Это позволяет адекватно воспринимать информацию. Чистый свет мандал активирует тонкие поля в высших измерениях, и они начинают вибрировать. Кодированные Светом хромосомы становятся подвижными и передают информацию в сознание при условии, что вы открыты этим энергиям и находитесь в состоянии любви. Эти энергии восстанавливают «порядок», удаляя блоки из организма. Световая Сеть мандал заполняет всю систему нашего организма и тем самым оказывает очищающий и гармонизирующий эффект на тело, душу и разум. Метод Урсулы уже на протяжении нескольких лет успешно применяется в больницах и госпиталях Австрии и Германии. Спонсирует ее исследования знаменитая фирма «Сваровски». Урсулой Ирганг были экспериментально получены мандалы для исцеления многих болезней, таких как псориаз, диабет II стадии, мочекаменная болезнь, мигрень, улучшение работы сердечнососудистых систем организма, восстановление зрения и многое другое. Для исцеления применяется определенный алгоритм и компьютерная программа, которая рассчитывает мандалы Света. Любая мандала (не только персональная), поскольку она является порталом, транслирующим Свет и Любовь, благотворно отражается и на помещении, в котором она расположена, и на людях, которые находятся в её целительном вибрационном поле. Мандала - это напоминание человеку о его Божественности. Исцеление Мандалами Света